Научная статья на тему 'Миф в исторической концепции М. Лайтмана'

Миф в исторической концепции М. Лайтмана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЙТМАН / ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / МИФОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МИФ / LAITMAN / HISTORICAL VIEWS / RELIGION HISTORICISM / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черепанов Александр Сергеевич

Затрагиваются некоторые аспекты исторических взглядов Михаэля Лайтмана. Рассматривается проблема мифотворчества в историческом повествовании мыслителя. В качестве методологической основы выступает концепция мифа М. Элиаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Myth in the historical concept of Michael Laitman

The article is devoted to some aspects of the historical ideas of Michael Laitman. Laitman is not historian. He is popularizer of Kabbalah. In some of his books and articles he comments on events of the past. In the end, we can talk about original conception of history. One of aspects concept of the thinker is mythological narrative. The author of article adheres to the Eliade's theory of myth. Myth is special world view. Firstly, myth is true event, because it deals with real objects. Secondly, myth is story about creation. There are kab-balistic description of the act of creation world and system Adam Rishon in Laitmah's concept. Thirdly, the invasion of the sacred in the profane is central idea myth. Myth tells the sacred history. So, the Creator (or divine light, higher force, altruism) is sacred force in historical concept of Laitman. Author of the article believes that the historical narrative of Laitman includes two story lines: profane history and sacred history. Fourthly, myth has religious and magical power. Activity kabbalists attract in our world divine light that improve world and man according Laitman. Fifthly, myth is told at certain condition for specific people. The Laitman's historical concept contain two global myths: Descending myth and Rising myth. The first myth tells about universal catastrophe. The second myth is myth of salvation. There are saving of man and revival of the world as main ideas of the Rising myth. Each of the myths is mated with similar ideas and myths. There are myth of the original catastrophe (shvirat ha-kelim) and eschatological myth (global crisis of humanity) in the content Descending myth. There are eternal return and Gnostic meth as components of the Rising myth. These myths can be traced in historical narrative of the thinker. So, development of humanity is divided into two stages: descending and rising. There are transformation of the group "Israel" to the Jews, development of humanity under the influence of egoism, global crisis in the first stages of history. The Rising myth forms national (Jewish) and planetary plan future development of humanity. The second stages of history will be transformation Jews in kabbalists, radical reform of society, kabbalistic education, etc.

Текст научной работы на тему «Миф в исторической концепции М. Лайтмана»

Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1 (39)

УДК 930.1

DOI: 10.17223/19988613/39/15

А.С. Черепанов

МИФ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М. ЛАЙТМАНА

Затрагиваются некоторые аспекты исторических взглядов Михаэля Лайтмана. Рассматривается проблема мифотворчества в историческом повествовании мыслителя. В качестве методологической основы выступает концепция мифа М. Элиаде. Ключевые слова: Лайтман; исторические взгляды; мифология; современный миф.

Прошлое человечества и его судьба интересуют широкий круг людей. В настоящее время насчитывается множество разных по уровню научности исторических концепций. Особый интерес представляют исторические и историософские взгляды различного рода религиозных и духовных лидеров. Одним из таких является наш современник, популяризатор каббалистического знания Михаэль Лайтман. Не являясь профессиональным историком, он излагает весьма оригинальную историческую модель. Одной из характерных черт его повествования является мифологичность.

Под мифом, опираясь на работы Мирчи Элиаде (см.: [1-3]), мы будем понимать особый тип мировосприятия, для которого характерны следующие черты.

Во-первых, миф является реальным и истинным событием для носителя мифа. При этом истинность мифа не нуждается в доказательствах, его правота подтверждается самим фактом существования мира. В исторической концепции Лайтмана упоминаются такие понятия, как Творец, духовные миры и силы, божественный свет, шестой орган чувств и пр. Для мыслителя они являются не столько воображаемыми, сколько реальными объектами (см.: [4. С. 290-292]). Излагая каббалистическую схему мироздания, он пишет: «Не существует ничего, кроме мира Бесконечности и нас в нем. Все остальное - суть фильтры, установленные на наших органах восприятия» [Там же. С. 27].

Во-вторых, миф содержит рассказ о творении, он имеет отношение к созданию. Этим рассказом в концепции Лайтмана является каббалистическое описание акта сотворения мира, создание единой души Адам Ришон и разрушение ее целостности.

В-третьих, миф является сакральным повествованием, это рассказ о вторжении сакрального в профанный мир.

Сакральное означает нечто предельно реальное, не в смысле чего-то ощутимого вещественно, скажем, лист бумаги, на котором напечатан данный текст, а своеобразная сосредоточенность неопровержимого, истинного, всего того, что обусловливает существование остального. Этим сакральным для Лайтмана является духовная сила - Творец (в другом варианте он использует такие слова, как Природа и альтруизм). Эта сила определяет структуру Вселенной и наполняет мир содержанием. Лайтман говорит: «Реальность происхо-

дит от Высшей силы, от Творца, от света. Высший свет строит кли. Вначале Он создает миры, а вслед за ним приходит творение - душа Адам Ришон. Эта душа разделяется на множество частей, спускающихся в плоскость нашего мира» [Там же. С. 77].

Профанное есть нечто обыденное, закостенелое и даже в какой-то степени мертвое. Только сакральное вносит в профанное активность, творчество, динамизм жизни. Инструментом привлечения в мир сакрального является каббала. Занимаясь ей, человек, по мнению мыслителя, открывает новые горизонты в познании мира, пути преодоления глобального кризиса человечества, способы улучшения жизни и общества и т.п. (см.: [5. С. 81-82; 6. С. 15-16]).

В историческом повествовании Лайтмана можно выделить две линии: профанную (или мирскую) историю и сакральную историю. Первая описывает историю человечества, развивающегося под влиянием эгоизма. Цивилизация, технологический прогресс, войны, миграция и пр. - все вызвано ростом желания получить наслаждение. Стараясь удовлетворить растущий эгоизм, человек, тем не менее, не достигает своей цели, наоборот, вместо радости приходят страдание и разочарование, вместо гармонии - разрушение и глобальный кризис.

Стоит сказать, что человек здесь - не столько создатель истории, сколько пассивное орудие. У человека нет свободы воли. Он действует под влиянием эгоизма. Свобода воли, согласно Лайтману, возникает лишь при наличии духовной работы, в движении человека по приобретению свойств Творца, в стремлении быть подобным Ему (см.: [4. С. 285-286; 6. С. 213-214]). Другими словами, самостоятельность в поступках и мыслях начинается благодаря вмешательству сакрального в профанное (развиваясь с помощью каббалы, человек притягивает в мир божественную силу).

История каббалы и еврейская история составляют сакральную часть истории. Это история преодоления эгоизма, преобразования человека и исправления мира. Сами евреи рассматриваются Лайтманом не как этническая группа, а как последователи духовной методики (см.: [7, 8; 9. С. 7]), и в этом плане сакральная история находится вне национальных границ.

В сакральной истории действует сакральное время. Период египетского изгнания, 40 лет скитаний по пу-

108

А.С. Черепанов

стыне, 7 дней творения и прочее мало имеют общего со временем в обычном понимании этого слова. Это не временные интервалы, а периоды исправления и состояния, ощущаемые в ходе духовной работы. Время как таковое в сакральной области не существует. Во время беседы с Владимиром Красновым Лайтман сказал, что в Высшей силе время отсутствует, оно развернуто лишь по отношению к человеческому сознанию (см.:

[10]). Прошлое, настоящее и будущее дается в единстве. Это обстоятельство, согласно Лайтману, позволяет каббалистам, достигшим высокого духовного уровня, видеть весь процесс развития творения и человечества в его абсолютной полноте, нерасчлененности на временные этапы (см.: [11]).

В-четвертых, миф несет религиозно-магическую силу. Ритуально переживая миф, овладевая его знанием, человек познает «происхождение» и суть вещей и тем самым получает возможность оказать воздействие на мир. Так, Лайтман пишет, что каббалист своими усилиями «притягивает в наш мир Высший свет, несущий благо и изобилие» [12. С. 224].

В-пятых, миф сообщается в определенных условиях и определенному кругу лиц. Историческая концепция Лайтмана базируется на каббалистическом материале, а каббала на протяжении длительного времени оставалась уделом избранных. Первоначально, согласно мыслителю, она была занятием последователей Авраама -«народа Исраэль», который составлял меньшинство человечества. Позже, когда он претерпел метаморфозу и превратился в обычный народ (евреев), каббалой продолжили заниматься единицы.

Характерной в связи с проблемой передачи знания является история каббалистической книги «Зогар». Лайтман придерживается мнения, что эта книга была написана во II в. н.э. рабби Шимон бар Йохаем, но была скрыта и лишь спустя несколько столетий обнародована. Лайтман объясняет это тем, что содержащиеся в ней сведения были предназначены для поколения далекого будущего. Человечество начала первого тысячелетия было не готово их воспринять, оно просто бы не поняло содержание книги (см.: [5. С. 28-29; 12. С. 1720, 41-42; 13. С. 60]).

Однако в настоящее время каббала получает широкое распространение. Сам Лайтман выступает с популяризацией каббалистического знания. Это знание адресовано каждому и уже не имеет большого значения, является ли человек евреем, религиозным или образованным. Чтобы понять, почему данное обстоятельство не противоречит нашей характеристике мифа, необходимо учесть следующее. С одной стороны, Лайтман утверждает, что человечество находится в глобальном кризисе, с другой - указывает на потребность у части общества в духовном знании, объясняющем смысл жизни. Лайтман как бы говорит, что человечество больно и нуждается в интенсивной терапии, а каббала является чудо-лекарством. Другими словами, состояние болезни (глобальный кризис) является тем необхо-

димым условием для сообщения каббалы (и исторического мифа) широким массам.

В исторической схеме Лайтмана содержатся два больших мифа, которые можно обозначить как Нисходящий и Восходящий. Нисходящий миф - это рассказ о вселенской трагедии: удалении от первоисточника, порче идеала и гибели мира. Восходящий миф - это миф о спасении, исправлении мира и возвращении к первоисточнику.

Эти два больших мифа просматриваются в лайтма-новской логике изложения исторического процесса: развитие человечества разделено на две стадии - нисхождение и восхождение. Так, история человечества на стадии нисхождения - это развитие человечества под влиянием эгоизма, когда оно «сползает» до глобального кризиса, а еврейская история - разрушение под влиянием растущего эгоизма целостности «народа Исраэль», превращение его в обычный народ (евреев) и уход в изгнание (галут). За нисхождением должно последовать восхождение: евреи должны стать каббали-стами и духовными учителями народов мира и вместе со всем человечеством достичь совершенства.

Одновременно с этим стадии нисхождения и восхождения характерны для описания эволюции мироздания: нисхождение - сам процесс творения, когда из альтруистической природы Творца образуется эгоистическое творение; восхождение - это процесс, когда творение (человек) самостоятельно развивает в себе качества Творца и становится со-творцом.

Нисходящий миф включает в себя два взаимосвязанных мифа: миф о первоначальной всемирной катастрофе и эсхатологический миф.

Миф о первоначальной всемирной катастрофе, или швират га-келим («разбиение сосудов»), заимствован Лайтманом из каббалы. Этот миф объясняет причину ущербности нашего мира. Суть швират га-келим, в следующем. В ходе сотворения мира была разрушена первоначальная целостность, в результате чего произошло смешение противоположных свойств - альтруизма и эгоизма. Произойдя в духовном мире, катастрофа проявилась и на нашем уровне бытия, собственно говоря, с момента разбиения сосудов стал возможен наш мир с его страданиями и суетой. Единая душа человечества - Адама Ришон - также подверглась разрушению, в результате чего возникла разобщенность людей, что, в свою очередь, стало причиной конфронтации между отдельными людьми и народами. Образ катастрофы проявляется в описании развития человечества. Каждое столетие конфликтней предыдущего, в нем острее ощущаются разобщенность и враждебность людей друг другу. Развитие человечества сопровождается страданиями, революциями, войнами, кризисами и т.п. Из сказанного выше отметим, что в концепции Лайтмана исторические события тесно связаны с процессами в высших мирах. Земная история есть отражение процессов высших миров. Так, развитие человечества под влиянием эго-

Миф в исторической концепции М. Лайтмана

109

изма, падение «народа Исраэль» являются земными аналогами швират га-келим.

Эсхатологический миф является продолжением мифа о всемирной катастрофе, произошедшей в начале мира. Так, кажется, что весь ход развития человечества предопределен к тому, чтобы завершить историю крахом культуры и гибелью человечества. Апокалипсическая картина истории ярко проявляется в высказываниях Лайтмана о глобальном кризисе (см.: [4. С. 383-388;

9. С. 9-10; 12. С. 239-240; 14. С. 205-251; 15. С. 79122]), о потенциально возможной катастрофе в образе III и IV мировых войн, о возможном появлении в будущем государств фашистского и нацистского толка (см.: [4. С. 138; 9. С. 98-99]). Эсхатологические нотки усиливаются обращением внимания мыслителя на убыстрение темпов развития человечества в сторону катастрофы. Так, во время интервью с Александром Никоновым Лайтман предостерегает: «Я скажу только одно: у человечества в запасе осталось немного времени» [9. С. 38].

Однако гибель мира не предопределена. Лайтман развивает другой миф - Восходящий. Из состояния упадка, усталости и безысходности человек и мир освобождаются от всего пагубного, порочного и поднимаются ввысь, к состоянию гармонии.

Восходящий миф основан на убеждении в спасительной функции каббалы и особой роли каббалистов. Этот миф по своему содержанию напоминает то, что М. Элиаде обозначил как миф о вечном возвращении.

Суть мифа сводится к стремлению человека вернуться к состоянию изначальной гармонии и совершенству первоначального мира, это ностальгия по утерянному раю и страстная жажда вернуться в него обратно.

В какой-то степени утерянным раем в концепции Лайтмана является состояние единства Творца и творения, а также целостность структуры Адам Ришон. Своеобразным прообразом рая (или более или менее идеальным состоянием) в истории является период Первого Храма, когда «народ Исраэль», занимаясь каббалой, находился в согласии и единстве с самим собой. Упрощая, можно сказать, что в первом случае речь идет о космическом рае, а во втором - о земном. Оба состояния были утрачены. В одном случае рай был потерян в результате космической катастрофы (швират га-келим), в другом - в результате роста эгоизма и неспособности «народа Исраэль» справиться с ним.

Миф о возвращении просматривается в осмыслении, согласно Лайтману, роли евреев и их судьбы. По его мнению, сегодняшние евреи являются искаженной формой идеала. Не справившись с растущим эгоизмом и перестав заниматься духовной работой, они ушли в изгнание. На протяжении двух тысяч лет они испытывали притеснения, гонения и страдания. Это изгнание закончится, когда евреи исправят сами себя. Лайтман пишет: «Этот народ должен вернуться к состоянию, о котором говорил Авраам. Должна быть группа кабба-

листов, которая вернется в то исправленное состояние, в котором она была во время духовного возвышения у горы Синай. После того как она смешалась с народами мира, группа должна вернуться к статусу получения Торы, присоединив к себе души всех народов мира, должна вновь стать готовой к получению Торы. Должна возобновить связь с Высшей силой, чтобы духовный уровень раскрылся для всех» [16. С. 58]. Другими словами, евреи должны вернуться к состоянию утерянной гармонии (стать каббалистами) и начать реализовывать свою миссию в мире, т.е. стать духовными учителями всего человечества.

Миф о возвращении прочитывается в оценках Лайтмана состояния современного общества. Он говорит о глобальном кризисе, общей усталости и безысходности положения: «Ощущение небывалой усталости и отчаяния пронизывают духовную жизнь современного человечества. Мы разуверились в будущем: оно приближается к нам как нежеланный гость» [15. С. 273]. И: «...мы словно заблудились, потеряв дорогу» [Там же. С. 274]. Кроме того, он указывает на обеспокоенность частью общества вопросами смысла жизни (см.: [4. С. 10, 137]). Другими словами, общество как бы озабочено утраченной целостностью и нуждается в обновлении.

Согласно Лайтману, степень обретения целостности, гармонии и удовлетворенности зависит от подобия свойствам Творца. Являясь творением, человек по своим качествам находится в противоположной от Творца стороне. Следовательно, человеку необходимо исправить себя, т.е., образно говоря, он должен начать двигаться в сторону Творца. Так как Творец является первопричиной всего, то движение человека, по сути, является возвращением творения к своему истоку. Кроме того, заметим, что, как пишет Элиаде, к истокам можно вернуться, повторяя акт сотворения мира или имитируя действия Бога. Приобретая свойства Творца (имитируя действия Бога) каббалист обретает целостность (возвращается к истокам).

В идее спасения и той роли, которую отводит М. Лайтман каббале, прослеживается еще один миф, который можно обозначить как гностический.

Суть мифа в следующем. Существуют два мира: идеальный духовный и ущербный, греховный. В ущербном мире мучается частичка мира идеального -душа человека. Будучи заложником греховного мира душа не может беспрепятственно вернуться в идеальный высший мир. При этом память об идеальном мире также является заложником греховного мира и душа не может вспомнить об идеальном. Однако в греховном мире существует знание, принадлежащее высшему миру, с помощью которого можно спастись от оков ущербного мира. Получение этого знания и его применение сопровождаются тяжелыми испытаниями и большими духовными усилиями.

Гностический миф связан с феноменом гностицизма. Можно выделить шесть основных признаков гно-

110

А.С. Черепанов

стицизма (см.: [17. С. 417-444; 18. С. 112-147]). Во-первых, это платонизм, или тяга к иным мирам. Во-вторых, дуализм: смерть и жизнь, дух и плоть, спасение и рабство и т.д. В-третьих, идея нехватки, отсутствия чего-то важного. В-четвертых, представление о демиурге, боге-творце, который вместе со своими помощниками (архонтами) испортил первоначальную гармонию. В-пятых, идея того, что человек - вне мира, что он чужак хаосу, что его родина - чистый истинный мир гармонии. Из этой идеи вытекает другая - человек превосходит созданный мир, он может исправить то, что было нарушено демиургом и его помощниками. В-шестых, идея возвращения домой и доктрина гнозиса, спасительного мистического знания.

Применим эти признаки к концепции Лайтмана. Он говорит о двух пластах реальности, один из которых неидеален, и это наш мир. Есть человек, который состоит из: альтруистической частички высшего мира и эгоизма неидеального мира. Находясь под влиянием эгоизма (низшего мира), человек мучается и страдает. Иногда у него всплывает «воспоминание» о другом мире и желание освободиться: в концепции Лайтмана это «точка в сердце», или вопрос смысла жизни. Когда человек не понимает, куда ему идти, и задается вопросами, зачем он существует, у него открывается возможность для восприятия другой реальности.

Каббала в концепции Лайтмана предстает тем знанием, которое может спасти человека, освободить его от оков низшего мира. Утверждение Лайтмана, что каббала некоим образом не связана с иудейской и еврейской традицией или с какой-либо другой этнической или культурной (евреи как последователи духовной методики), означает, что, по сути, каббала имеет вненациональный и внекультурный контекст. Другой тезис, что каббала - это наука (см.: [4. С. 24]), свидетельствует о претензии каббалы на обладание объективным знанием о мире.

Кроме всего прочего, особое внимание заслуживает история каббалы. История каббалы связана, прежде всего, с усовершенствованием методики получения знания. Лайтман пишет: «Предназначение каббалистов любой эпохи заключается в том, чтобы адаптировать, корректировать эту науку и предлагаемую ею методику постижения Творца в соответствии с характером душ данного поколения» [Там же. С. 23]. Иначе говоря, каббалистическое знание остается неизменным, в отличие от способов его получения. В какой-то степени можно предположить, что каббала не связана с контекстом этого мира. Это знание исходит от Высшего мира, т.е. это трансцендентальное знание. Другими словами, подход Лайтмана к каббале очень близок к подходу гностика.

Гнозис - это знание для всех. Потенциально любой человек может им воспользоваться, овладеть и достичь спасения. Каббала в этом отношении аналогична гно-зису. Для постижения каббалистического знания, согласно Лайтману, не обязательно знать специальный

язык, например иврит, принадлежать к какой-то этнической или религиозной группе.

Действия гностиков - это освободительная борьба. Их цель - спасение от нечистот мира, возвращение домой в высший мир. Отсюда стремление гностика игнорировать нормы и институты общества и культуры, в котором он живет. Ему чуждо даже свое физическое тело. И спастись можно только через знание.

Михаэль Лайтман, который, как и гностики, говорит о спасении и об особой роли знания, однако, не считает нужным уходить от мира и не подчиняться его законам. Он говорит: «Человек не имеет права отрываться от этого мира. <...> Ты обязан быть задействован в этом мире, потому что этот мир создан не зря. Он специально организован таким, так что именно изнутри ты можешь одновременно постичь, кроме него, еще и Высший мир и совместить их оба» [9. С. 90-91]. Проблемой является искаженное мироощущение человека. В основе искажения - эгоизм. Именно от него надо освободиться, подняться над ним. И каббала является тем знанием, которое позволяет освободиться от рабства своего эгоизма.

Заметим, что, согласно Лайтману, наш мир является результатом нашего искаженного восприятия. Исправив себя, мы исправим мир (точнее, мы будем воспринимать его иначе). В этой связи приведем две цитаты. Лайтман пишет: «Материальный мир - это лишь отпечаток нашего внутреннего состояния. Каббала утверждает, что вне человека ничего нет» [4. С. 145]. И вторая: «Нет миров вне человека. Миры - это внутренние ступени, по которым он поднимается или спускается в ощущении самого себя и окружающей среды. По мере исправления ступени и миры исчезают. Остается человек в виде желания, уподобленного по свойствам своему наполнению - свету. После исправления человек существует в простой форме, не включающей в себя другие части, не разделенной на них и не состоящей из них» [Там же. С. 78].

Обобщая сказанное выше, стоит пояснить: мы не утверждаем, что учение Лайтмана гностическое по своей сути. Но некоторые элементы гностицизма (дуализм, идея спасительного знания) присутствуют в его концепции. И когда мы говорим о гностическом мифе, то имеем в виду идею скрытого спасительного и трансцендентного знания, которое открывает перед любым человеком путь к обретению самого себя (действовать в согласии с высшим замыслом). Другими словами, открывает человеку его предназначение. В данном случае мы в какой-то степени согласны с теми учеными, которые считают, что гностицизм - это не столько единое учение, сколько некие тенденции в духовной жизни.

Подведем итоги. Историческая концепция М. Лайтмана покоится на двух больших мифах, каждый из которых, в свою очередь, связан с другими созвучными мифами и идеями. Во-первых, это Нисходящий миф, включающий в себя миф о первоначальной катастрофе и эсхатологический миф, и, во-вторых, это

Миф в исторической концепции М. Лайтмана

111

Восходящий миф, связанный с мифом о вечном возвращении и гностическим мифом. Если Нисходящий миф имеет ярко выраженную эсхатологическую проблематику (тема конца мира и судьба человечества), то Восходящий миф - сотериологическую (идея духовного воспитания и возрождения человека).

Являясь своеобразной матрицей, эти мифы прослеживаются в историческом повествовании мыслителя. Так, вся история человечества рассматривается

с позиции нисхождения: трансформация «народа Исраэль» в евреев, развитие человечества под влиянием эгоизма до состояния глобального кризиса и т.п. А с позиции Восходящего мифа декларируется еврейский национальный и общечеловеческий проект будущего развития: возвращение евреев к своим истокам, преобразование общества согласно каббале, духовное воспитание и возрождение (или даже рождение) человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. П. Большакова. М. : Академ. Проект, 2010. 251 с.

2. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М. : Изд-во МГУ, 2013. 142 с.

3. Элиаде М. Ностальгия по истокам / пер. с фр. В.П. Большакова. М. : ИОИ МОДЕРН-А, 2012. 272 с.

4. Лайтман М. Каббала для начинающих : в 2 т. М. : АСТ: Астрель, 2007. Т. 1. 437, [3] с. URL: http://files.kabbalahmedia.info/files/rus_o_ml-sefer-

kabbala-dlia-nachinaiutchih- 1.pdf.

5. Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности / предисл. Л.П. Буевой. М. : ЛЕНАНД, 2010. 304 с.

6. Лайтман М. Духовное возрождение. Издательская группа kabbalah.info, 2008. 453 с. URL: http://files.kabbalahmedia.info/files/rus_o_ml-sefer-

duhovnoe-vozrozhdenie.pdf.

7. Лайтман М. Евреем может быть каждый! // Персональный блок Михаэля Лайтмана «Каббала, наука и смысл жизни». URL:

http://www.laitman.ru/questions-answers/160201.html.

8. Лайтман М. Свиток Эстер: духовная наследственность // Персональный блок Михаэля Лайтмана «Каббала, наука и смысл жизни». URL:

http://www.laitman.ru/israel-and-nations-of-world/154982.html.

9. Шесть пристрастных интервью с каббалистом Михаэлем Лайтманом / отв. ред. М. Палатник. М. : АСТ: Астрель, 2008. 167, [9] с. URL:

http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_o_ml-sefer-6-pristrastnych-intervyu.pdf.

10. ТВ программа «Формула» интегрального общества. Ч. 2 [Видеозапись] // Персональный блок Михаэля Лайтмана «Каббала, наука и смысл жизни». URL: http://www.laitman.ru/crisis/92254.html.

11. Лайтман М. Коммунизм: утопия или реальность. Ч. 10 // Персональный блок Михаэля Лайтмана «Каббала, наука и смысл жизни». URL: http://www.laitman.ru/education/160572.html.

12. Лайтман М. Каббала для начинающих : в 2 т. М. : Астрель, 2007. Т. 2. 440 с. URL: http://files.kabbalahmedia.info/files/rus_o_ml-sefer-kabbala-dlia-nachinaiutchih-2.pdf.

13. В поисках счастья. Издательская группа «Каббала сегодня», 2008. 292 с. URL: http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_o_ml-sefer-v-poiskah-schastya_light.pdf.

14. Лайтман М., Хачатурян В. Всемирная история в зеркале каббалы. М. : ЛЕНАНД, 2012. 304 с.

15. Лайтман М., Хачатурян В. Перспективы XXI века: Рождение интегрального мира. М. : ЛЕНАНД, 2013. 304 с.

16. Лайтман М. Время действовать. Иерусалим: Издательская группа kabbalah.info, 2006. 192 с. URL:

http://files.kabbalahmedia.info/download/mekorot/rus_o_ml-sefer-vremya-deistvovat.pdf.

17. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства / пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой,

Н.Н. Кулаковой, А.А. Старостиной. М. : Академический Проект, 2012. 676 с.

18. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург : Ультра. Культура, 2008. 480 с.

Cherepanov Aleksandr S. Tomsk State University (Tomsk, Russia) ; Lesosibirsk’s Pedagogical Institute - Branch of Siberian Federal

University (Lesosibirsk, Russia). E-mail: alexcherr@mail.ru

MYTH IN THE HISTORICAL CONCEPT OF MICHAEL LAITMAN.

Keywords: Laitman; historical views; religion historicism; mythological consciousness.

The article is devoted to some aspects of the historical ideas of Michael Laitman. Laitman is not historian. He is popularizer of Kabbalah. In some of his books and articles he comments on events of the past. In the end, we can talk about original conception of history. One of aspects concept of the thinker is mythological narrative. The author of article adheres to the Eliade’s theory of myth. Myth is special world view. Firstly, myth is true event, because it deals with real objects. Secondly, myth is story about creation. There are kab-balistic description of the act of creation world and system Adam Rishon in Laitmah’s concept. Thirdly, the invasion of the sacred in the profane is central idea myth. Myth tells the sacred history. So, the Creator (or divine light, higher force, altruism) is sacred force in historical concept of Laitman. Author of the article believes that the historical narrative of Laitman includes two story lines: profane history and sacred history. Fourthly, myth has religious and magical power. Activity kabbalists attract in our world divine light that improve world and man according Laitman. Fifthly, myth is told at certain condition for specific people. The Laitman’s historical concept contain two global myths: Descending myth and Rising myth. The first myth tells about universal catastrophe. The second myth is myth of salvation. There are saving of man and revival of the world as main ideas of the Rising myth. Each of the myths is mated with similar ideas and myths. There are myth of the original catastrophe (shvirat ha-kelim) and eschatological myth (global crisis of humanity) in the content Descending myth. There are eternal return and Gnostic meth as components of the Rising myth. These myths can be traced in historical narrative of the thinker. So, development of humanity is divided into two stages: descending and rising. There are transformation of the group “Israel” to the Jews, development of humanity under the influence of egoism, global crisis in the first stages of history. The Rising myth forms national (Jewish) and planetary plan future development of humanity. The second stages of history will be transformation Jews in kabbalists, radical reform of society, kabbalistic education, etc.

112

А.С. Черепанов

REFERENCES

1. Eliade, M. (2010) Aspekty mifa [Aspects of the myth]. Translated from French by V.P. Bol'shakov. Moscow: Akademicheskiy Proekt.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Eliade, M. (2013) Svyashchennoe i mirskoe [Sacred and secular]. Translated from French by N.K. Garbovskiy. Moscow: Moscow State University.

3. Eliade, M. (2012) Nostal'giyapo istokam [Nostalgia for roots]. Translated from French by V.P. Bol'shakov. Moscow: IOI MODERN-A.

4. Laitman, M. (2007) Kabbala dlya nachinayushchikh: v 2 t. [Kabbalah for Beginners. In 2 vols]. Vol. 1. Moscow: AST: Astrel'.

5. Laitman, M. & Rozin, V. (2010) Kabbala v kontekste istorii i sovremennosti [Kabbalah in the context of history and modernity]. Moscow: LENAND.

6. Laitman, M. (2008) Dukhovnoe vozrozhdenie [Spiritual Renewal]. [Online] Available from: http://files.kabbalahmedia.info/files/rus_o_ml-sefer-

duhovnoe-vozrozhdenie.pdf.

7. Laitman, M. (2015) Evreem mozhet byt' kazhdyy! [Everyone can be Jew!]. [Online] Available from: http://www.laitman.ru/questions-answers/160201.html.

8. Laitman, M. (2015) Svitok Ester: dukhovnaya nasledstvennost' [The Book of Esther: Spiritual Heritage]. [Online] Available from: http://www.laitman.ru/israel-and-nations-of-world/154982.html.

9. Palatnik, M. (ed.) (2008) Shest'pristrastnykh interv'yu s kabbalistom Mikhaelem Laytmanom [Six interested interviews with a cabbalist Michael Lait-

man]. Moscow: AST: Astrel'.

10. Formula integral'nogo obshchestva [Formula of the Integral Society]. TV Programme. (2012) Part 2. [Online] Available from:

http://www.laitman.ru/crisis/92254.html.

11. Laitman, M. (2015) Kommunizm: utopiya ili real'nost' [Communism: Utopia or reality]. Part 10. [Online] Available from:

http://www.laitman.ru/education/160572.html.

12. Laitman, M. (2007) Kabbala dlya nachinayushchikh: v 2 t. [Kabbalah for Beginners. In 2 vols]. Vol. 2. Moscow: Astrel'.

13. Kabbala segodnya. (2008) V poiskakh schast'ya [In the pursuit of happiness]. [Online] Available from:

http://files.kabbalahmedia.info/download/files/rus_o_ml-sefer-v-poiskah-schastya_light.pdf.

14. Laitman, M. & Khachaturyan, V. (2012) Vsemirnaya istoriya vzerkale kabbaly [World history reflected by Kabbalah]. Moscow: LENAND.

15. Laitman, M. & Khachaturyan, V. (2013) Perspektivy XXI veka: Rozhdenie integral'nogo mira [Perspectives of the 21st century: The Birth of the Integral World]. Moscow: LENAND.

16. Laitman, M. (2006) Vremya deystvovat' [Time to act]. Ierusalim: Kabbalah.info.

17. Eliade, M. (2012) Istoriya very i religioznykh idey: Ot Gautamy Buddy do triumfa khristianstva [History of faith and religious ideas: From Gautama Buddha to the Triumph of Christianity]. Translated from French by N.B. Abalakova, S.G. Balashova, N.N. Kulakova, A.A. Starostina. Moscow: Akademicheskiy Proekt.

18. Davis, E. (2008) Tekhnognozis: mif, magiya i mistitsizm v informatsionnuyu epokhu [Techgnosis: Myth, Magic, and Mysticism in the Age of Information]. Translated from English by S. Kormil'tsev, E. Bachinina, V. Kharitonov. Ekaterinburg: Ul'tra. Kul'tura.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.