Научная статья на тему 'Миф как «переживаемая реальность» в концепции Б. Малиновского'

Миф как «переживаемая реальность» в концепции Б. Малиновского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2287
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф как «переживаемая реальность» в концепции Б. Малиновского»

(Chapter 1) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.emory.edu/INTELNET/tc_1.html (дата обращения: 08.03.2016).

5. Samuel von Pufendorf Einleitung zu der Historie der Vornehmsten Reiche und Staaten / so itziger Zeit in Europa sich befinden. - Frankfurt (Main): 1682. [Электронный ресурс]. - URL: https://books.google.ru/books?id=i1dhAAAAcAAJ&pg=PA715&dq= Bey+ihnen+irt+kei-+ne+iolche+Cultur&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjH083A7b3LAh WH8XIKHdnFC-IQ6AEIHjAA#v=onepage&q=Bey%20ihnen%20i%C5%BFt%20kei-%20ne%20%C5%BFolche%20Cultur&f=false (дата обращения: 09.03.2016).

Н. С. Андреева

Миф как «переживаемая реальность» в концепции Б. Малиновского

Миф - многогранное и противоречивое явление культуры, возникшее на ранней ступени её эволюции, присутствующее и в современном обществе, обращающее на себя внимание учёных различных теоретико-методологических установок, направлений и школ1. Одним из таких исследователей является Б. Малиновский2 - антрополог, представитель «полевой этнографии», учёный, на научное становление которого ока-

о

зали существенное влияние идеи «Золотой ветви» Д. Фрезера3.

Цель настоящей статьи - обосновать возможность интерпретации взглядов Малиновского на миф как «переживаемую реальность», следовательно, объектно-предметное поле статьи - культурное явление мифа в концепции исследователя. Отметим, что предложенный учёным вариант интерпретации мифа привлекает внимание широкого круга исследо-вателей4, так как содержит не только теоретические идеи,

1 См. направления: мифологическая школа (братья Гримм, А. Кун, А.А. Потебня и др.); антропологическая или эволюционная (Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер и др.); кембриджская школа классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд, А.Б. Кук, Г. Марри); французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль); структурализм (К. Леви-Строс) и мн. др.

2 Малиновский Бронислав Каспер (Malinowski Bronisiaw Kasper) (1884-1942) -британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии и социологии. Основные произведения: «Аргонавты Тихого океана» (1922), «Научная теория культуры» (1944).

Джеймс Джордж Фрейзер (Sir James George Frazer) (1854-1941) - британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии. Основное произведение: «Золотая ветвь» (1890).

4 Березкин Юрий Евгеньевич (род. 1946) - советский и российский историк, археолог, этнограф, специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев; доктор исторических наук. Основное произведение: «Древнейшая история Южной Америки и индейская мифология» (1990), «Мифы заселяют Америку. Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет» (2007).

102

содействующие освещению многих культурфилософских проблем (школы исследования культуры, универсум культуры, культура и социум, семиотика культуры и др.), но и ценные методологические установки [1; 5; 6; 8].

Эмпирической базой научных изысканий Малиновского является культура австралийских аборигенов в Меланезии (Тробрианские острова), исследуя которую учёный уделяет внимание широкому кругу артефактов (социальные институты, формы обмена, магия и др.), систему взаимосвязей между ними, выявление и изучение которой фундирует моделирование универсальной модели культуры. Подобная цель исследований Малиновского становится очевидной при знакомстве с его текстами и не остаётся незамеченной исследователями и интерпретаторами его научной деятельности. Так, например, Н.С. Сон-гинайте отмечает: «Основной целью всего своего творчества он (Малиновский) считал понимание механизма человеческой культуры, связей межу психологическими процессами и социальной институцией, а также с биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления» [7, с. 33].

Полевой характер исследований Малиновского, изучение культуры «изнутри», безусловно, повлияли на глубину и характер аргументации выдвигаемых теоретических положений, стиль повествования «Аргонавтов западной части Тихого океана» (1922), предвещали данному монографическому изданию широкую популярность, а его автору заслуженную известность. Повествуя о самом исследовательском процессе во время трёх экспедиций на Новую Гвинею, учёный отмечает: « ... повседневная жизнь туземцев была у меня постоянно перед глазами; случайные и драматические события, смерти, ссоры, стычки между деревнями, общественные торжества или церемонии - всё это не могло пройти мимо моего внимания» [3, с. 14]. Отметим, что именно издание «Аргонавтов.», по мнению ряда исследователей, во многом положило начало функционализму (функциональному подходу) в антропологии, суть которого сводится к «рассмотрению общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с дру-

Мелетиинский Елеазар Моисеевич (1918-2005) - советский и российский филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Участвовал в создании энциклопедических изданий «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь». Основное произведение: «Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона» (1979).

Никишенков Алексеей Алексееевич (1949-2013) - российский этнолог, специалист в области англоязычной антропологии, этнографии народов Австралии и Океании, истории первобытного общества. Доктор исторических наук, профессор. Основное произведение: «История британской социальной антропологии» (2008).

Хюбнер Курт (род. 1921) - немецкий философ и методолог науки. Основное произведение: «Критика научного разума» (1977) и др. исследователи.

103

гом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому» [2, с. 250].

Мифология как имманентный элемент культуры, генетически родственный всем первобытным обществам, не могла оказаться на периферии научных разработок ученого, о чём свидетельствует работа «Миф в примитивной психологии» (1926), представляющая воззрения её автора на явление мифа (работа вошла в сборник «Магия, наука и религия», 1948).

Культура примитивного общества, считает Малиновский, включает в себя две сферы: сферу сакрального (обряды и обычаи) и сферу мирского или профанного (искусство, ремесло, хозяйственные занятия и строительные способности). Надо заметить, что учёный, очертив границы данных сфер, отрицает возможность абсолютизации предложенной демаркации, так как далее он констатирует широкую систему взаимосвязей между ними, характеризуемых изотропным и детерминированным характером. При этом роль своеобразного демиурга сакрально-профанной коммуникации он отводит магии: например, «руководитель» практической деятельности, определяет время посевов, сбора урожая и т. д., и в то же время совершает магические ритуалы, выделяющиеся на фоне повседневной жизни. Здесь неминуемо возникает вопрос об определении Малиновским понятия «магия», так как последнее в области гумани-таристики зарекомендовало себя как интерпретируемое неоднозначно. Магию, по мнению учёного, можно определить как «практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами достижения цели, ожидаемой как их следствие» [4, с. 86]. Человек обращается к магии (совершает магические ритуалы) в ситуациях, характеризующихся отсутствием или недостаточностью «рациональных» знаний, необходимых для решения поставленных (главным образом, практических) задач. Малиновский, определяя магию, подчёркивает её эмоциональную основу - эмоциональный опыт, вобравший в себя некую особую силу, пришедшую к человеку, способствующую достижению им желаемой цели. Осуществляя многочисленные и многообразные магические действия, человек априори апеллирует к традиции (системный парадигмальный комплекс устного творчества, мифов, преданий и др.), наследию предков, но в то же время он создаёт собственный вариант «реализованной магии».

Важный шаг на пути обретения Малиновским собственного оригинального определения мифа - выявление морфологии магического ритуала, представляющего его генетическую природу, в которой учёный усмотрел структуры фонетических эффектов (природные звуки) слов (сопровождают наступление желаемого события), заклинания (традиционной части магии), «прорывающего» границы ритуала, экстраполирующего действие в мифологический контекст, хранящий семантику предков и культурных героев, которая в свою очередь содействует смыслопола-

ганию магического действия. Именно подобной предысторией магического ритуала Малиновский видит миф - «...живую реальность, которая ... возникла и существовала в первобытные времена и с тех пор продолжает оказывать воздействие на мир и человеческие судьбы» [4, с. 98].

Малиновский обращается к «живому» изучению мифа, мысля его не объяснением чего-либо, а лишь воскрешением первобытной реальности. Туземцы, называя миф «лилиу», видят его отличным от мыслимого в «либвогво» - совокупности таких мировоззренческих, литературных явлений, как волшебная сказка, легенда, историческое предание, таким образом, последние отнесены жителями племени в область практической повседневной жизни (рассказываются в определённое время). Например, волшебную сказку может рассказывать лишь её «владелец». Данное коммуникативное действие возможно в определённый сезон, так как повествование волшебной сказки становится предвестием удачных сева, всходов и др.

Миф, считает Малиновский, также является источником информации, но «рассказывать» его начинают тогда, когда какой-либо обряд требует подтверждения, а в некоторых случаях миф содержит в себе руководство к совершаемому обрядовому действию. Очевидно, ритуалы, обычаи и социальные институты могут «вести своё начало» из культурного пространства мифа, будучи связанными с конкретным мифологическим событием, воспринимаемым туземцем и как прецедент давнего времени, и как «идеальное» руководство для реальных действий настоящего времени. Возможность подобного «прецедентного» сближения древности и настоящего повышала ценз достоверности повествования мифа, укрепляя тем самым его позиции, разрушать которые неподвластно времени.

Об уверенности Малиновского в жизненной стойкости мифа как «переживаемой реальности» свидетельствует его взгляд на вопрос актуальности мифа, основанной на его полифункциональности: выражение и укрепление веры, установление и оправдание моральных принципов, подтверждение действенности обряда, содержание практических правил, направляющих человека, сглаживание социальных противоречий.

Малиновский предложил собственную оригинальную модель культуры, фиксирующую системную взаимосвязь социальных институтов, наполненных мифологическим содержанием, и положил начало функциональному методу в антропологии. Учёный, обособив миф от совокупности легенд, исторических рассказов и волшебных сказок, определил его как особую парадигмальную категорию священных преданий, генетически родственных магическим ритуалам, содействующих их произрастанию и развитию. Магия, проявляющая себя в сакральной и профанной сферах жизни примитивных племён, представляет собой, по мнению

Малиновского, некую древнюю силу, основанную на эмоциональном опыте, отвечающую потребностям человека и широко им применяемую. Миф в концепции учёного предстаёт «переживаемой реальностью», так как он постигается туземцами в процессе жизни постепенно, посредством ритуалов, являясь источником достоверной информации, представляющей собой «идеальную» ситуацию ушедших времён, заключая в себе руководство к действиям, к сглаживанию противоречий, укреплению веры. «Пересказывая» миф, человек «разворачивает» древнюю реальность, когда-то существовавшую, продолжающую воздействовать на настоящую (современную) жизнь через действия и моральные установки.

Список литературы

1. Березкин Ю.Е. Из Старого в Новый Свет. Мифы народов мира. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 448 с.

2. Беспалов В.Е., Сальников Л. В. Введение в функционалистику. - Свердловск: Изд. Уральск. ун-та, 1991. - 145 с.

3. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / пер. с англ. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

4. Малиновский Б. Магия, наука религия / пер. с англ. - М.: Рэфл-бук, 1998.

5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Мир, Акад. проект, 2012. - 336 с.

6. Никишенков А.А. О Брониславе Малиновском и его работах // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С. 99-103.

7. Сонгинайте Н.С. Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журн. социологии и социальной антропологии. - Т. 1. - № 2. - СПб.: Интерсоцис, 1998.

8. Хюбнер К. Истина мифа / пер. с нем. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

Е. А. Потехина

Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп

Многовековое противопоставление мужчины как «господина», «вершителя судеб», «главы» женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама, сводимому к совокупности своих биологических функций, в какой-то мере определяет дисгармоничность общественного устройства даже на современном этапе. При рассмотрении типологического многообразия «женского мира» в мужском его понимании удаётся условно выделить некоторые базовые типы, или модели, феминного, основываясь на доминантных ценностях, свойствах и особенностях репрезентации каждого типа, которые в свою очередь восходят к архетипическим коллективным представлениям о женских ролях, закреплённых впоследствии в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.