ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Ш УКИ._2021 Л* J
ISSN2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCmONAL ВСПТШКШ. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Ж 1
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCES
Научная статья УДК 141
doi: 10.18522/26S7-077G-2022-1-4-S
МИФ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ МИРЧИ 3ЛИАДЕ
Аранк Рубенович Аванесов
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, sextpompey@gmail.coni
Аннотация. Рассматриваются фшшсофско-релнгиоведческие взгляды М. Элнаце, анализируются вопросы: о наличии религиозности в мышлении современного человека через основные понятия феноменологии религии учёного, о скрытом присутствии мифологического н сакрального, обсуждается связь между понятиями «сакральное» н «мнф». Сравнивается подход М. Эли аде в вопросе функциональности мифа с подходами Дж. Фрезера и Э. Таило-ра. Поднимается вопрос о межднсцнплннарностн концепций М. Эли аде в контексте изучения мифа и кросс-культурного анализа, о месте мифа в современности через репрезентацию феноменов культуры, философских концептов н социальных практик, а также возможные формы инициации в повседневной практике современного человека. Актуализируется проблема возможной онтологической предпосылки Ml Элнаде в вопросе различия традиционных культур н современной культуры. Рассматривается вопрос замещения мифологической картины мира на научную в контексте теории мифа М. Эли ад е.
Ключевые слова: миф, религиозность, сакральность, профанностъ. инициация, нерофання, история, мышление
Для цитирования: Аванесов А Р. Мнф н религиозность современного человека в феноменологии религии Мнрчн Элиаде Я Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 4—S.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Qnginal article
MYTH AXD RELIGIOSITY OF MODERN MAN IN THE PHENOMENOLOGY OF RELIGION BY MIRCEA ELIADE
Araik R. Avanesov
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, sextpompey@ginail.com
Abstract. The philosophical and religious views of M. Eliade are considered, the following questions are analyzed: about the presence of religiosity ш the thinking of modem man through the basic concepts of the phenomenology of the scientist's religion, about the hidden presence of the mythological and sacred the connection between the concepts of "sacred17 and "myth" is discussed. The approach of M. Ehade 111 the question of the functionality of the myth is compared with the ap-
© Аванесов A.P., 2022
i.S.SiY 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В УЗОБ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН ОБЩЕСТВЕННЫЕ Hi УХИ.
2022. № 1
Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮ]lEGI0N. 2022. Ж 1
preaches of J. Fraser and E. Tylor. The question is raised about the interdisciplinarity of M. Ehade's concepts in the context of the study of myth and cross-cultural analysis, about the place of myth ш modernity through the representation of cultural phenomena, philosophical concepts and social practices, as well as possible forms of initiation in the daily practice of modem man. The problem of the possible ontological premise of M. Eliade in the issue of the difference between traditional cultures and modern culture is actualized. The issue of replacing the mythological picture of the world with a scientific one m the context of M. Ehade's theory of myth is considered.
Keywords: myth, religiosity, sacnedness, profanity, initiation, hierophany, history, conscience
For citation'. Avauesov A.R. Myth and Religiosity of Modern Man m the Phenomenology of Religion by Mircea Eliade. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(1):4-S. (In Russ ).
This is an open access a)iicle distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Вопрос о статусе религиозных убеждений является актуальным н важным для многих религиоведческих дисциплин. Прежде всего для психологии религии, социологии религии н антропологии. К примеру, П Буане ставит под сомнение уникальность религиозных убеждений и религиозного опыта [1, с. 410]. что актуализирует исследование подхода М. Эли аде к вопросу о «природной» религиозности человека. Цель нашей статьи — сравнить взгляды этого ученого н других классиков религиоведения, обосновать межднсципли-нарность подхода М. Эли аде. Ранее подмечалось, что концепт «homo religiosus» распространяется на всех людей, в том числе н на секуляризированных, а не только на мистиков, как утверждали Ф. Шлейермахер, М. Шелер и др. [2, с. 92]. М. Элнаде отстаивает фундаментальную незаменимость мифологической на научную картину мира в контексте секуляризации и интеллектуализации [3]. Не менее важно, что подход М. Эли аде обусловлен не только н не столько исследованиями в области истории религий, а скорее онтологическими предпосылками в понимании реальности как священной и вневременной [4].
Во введении к трехтомной истории религии М. Эли аде пишет: «Быть, а вернее, стать человеком - означает быть религиозным» [5, с. 5]. Для него религиозность — это определяющее свойство человека. Религия - это то, как наш опыт реальности очерчивается и описывается, и то, как мы взаимодействуем с этой реальностью [б]. Но если для человека традиционного религиозность присутствует в мифах, ритуалах и ценностях, то в какой области существует религиозность человека современного, который секуляризировал почти все области своей жизнедеятельности?
Когда мы говорим о дихотомии сакральное/профанное в феноменологии религии М. Элнаде. то стоит учитывать, что данные понятия напрямую связаны с понятием времени. Священное являет перед нами полноту реальности. Она трансцендентна «историческому» преходящему времени, но это далеко не значит, что священное не являет себя во времени. Для описания данного процесса М Элнаде вводит термин «нерофання». Священное проявляет себя в различных модусах: в пространстве, времени, месте, в любом объекте повседневного, исторического существования. За каждым предметом нли явлением, которые одновременно являются символом, открывается потусторонняя реальность, вечность, полнота бытия. Таким образом, для традиционного человека весь космос - это возможность открытия трансцендентного, н нет ничего мирского, что не могло бы стать священным, представляющим собой антнисторню. или вненсторню. Все священные акты или события, будь то космогонические творения, победы героя над чудовищем или рассказы о предках, находятся вне времени. Вневременность. сакральностъ оппонирует истории, мирскому.
По мысли М. Элнаде. то, как история понимается современным человеком, — сравнительно недавнее изобретение. Прежде всего, это нововведение историков XIX в. Историзм — это не просто некоторый научный метод, позволяющий нам наиболее правдоподобно реконструировать события прошлого, а «так же как и марксизм, и некоторые экзистен-
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № J
ШИТ2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCiTlONÄL ПБПШШШ. NORTH CÄUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. Na. 1
циалнстскне школы, являются философией, которая в том или ином смысле приписывает фундаментальное значение истории и историческому моменту» [7, с. 239]. Конечно, античные н средневековые историки писали историю, однако она имела совершенно отличную функцию - поучительную н подражательную. М. Элнаде предлагает кросс-культурный анализ истории и утверждает, что в глазах других традиций увлеченность «современного» человека историей выглядит как подготовка к смерти, так как во многих религиозных верованиях н фольклоре перед смертью человек вспоминает все события своего прошлого [7, с. 240]. Методологической предпосылкой для такого рода сравнений является дихотомия «традиционного» и «современного» модуса бытия человека. Это не означает, что любой житель нынешней Европы существует в «современном» модусе [4]. Данное разделение является не эмпирическим различием культур, а парадигматическими модусами существования человека как такового. Современный человек совершил как бы второе «падение», и поэтому сакральное с центрального места в его мышлении и практике перешло на задворки бессознательного. Вторым «падение» является, по причине того, что в «традиционных» обществах совершается первое отпадение от первозданного блаженного состояния [8, с. 131-132]. В вопросе встречи со смертью современный человек не сильно отличается от человека традиционного. Различается отношение к смерти: если для человека традиционного встреча со смертью — это необходимая часть инициации, преодолев которую он вступает в иной модус существования, то для современного человека — это экзистенциальный надрыв, приводящий к бессмысленности бытия [7, с. 243].
Современный человек, освободившись от последних оков религиозности, не внднт священного, а вместе с тем н метафизического смысла жизни, космоса и, соответственно, самого себя. Более того, в освобождении от священного человек видит свою цель, так как само сакральное представляет препятствие на пути к свободе. Нетрудно заметить, что эта борьба современного человека против традиционного прошлого зависима намеренной или ненамеренной полемикой с сакральным [8, с. 127]. Таким образом современный человек -обмирщенный «homo religiosus». Однако даже для «современного» человека остается возможность некоторой связи с сакральным, но оно - а это сущность религии - уже не так тотально и не пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Так как нерофания одновременно и являет священное и скрывает его, то М. Элнаде делает вывод, что современная культура камуфлирует сакральное. Поэтому чистый рациональный субъект, лишенный ка-кнх-либо аспектов религиозного поведения, представляет собой фикцию и не существует в повседневной практике [8, с. 130].
Наиболее очевидной областью репрезентации священного для современного человека остается миф. Миф — это образ, пример, которому подражают, он описывает происхождение космоса, при этом оставаясь трансцендентным историческому времени [9, с. 31]. Конечно, для современного человека мнф не играет ключевой роли, так как он проявляется только в бессознательном. Необходимо учитывать, что М. Элнаде вовсе не считает бессознательное причиной мифологического мышления. Напротив, мифологическое первично и автономно по отношению к бессознательному [S, с. 130].
Большая часть жизни «современного» человека десакрализирована. Даже обряды, когда-то будучи священными, секуляризируются, хотя и сохраняют внешнюю часть ритуала. К примеру, Новый Год, который имеет черты обновления мира, присущие традиционным аграрным циклам [8, с. 127].
Для современного мышления различные аспекты мифа, которые для традиционного способа мысли едины, проявляются разрозненно в различных сферах жизнедеятельности. Так, образование н воспитание предоставляют нам примеры для подражания. Образы и примеры также существуют в других сферах, например в научных сообществах [7, с. 2930]. Функция отвлечения от исторического времени - и обращение к вневременностн или побег из этой самой временности - вытеснена в сферу досуга. Если для традиционного человека любая деятельность знаменовала собой выход из времени, будь то рождение ребенка, война, продвижение по социальной иерархии, то для современного человека все эти
ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl YKK_2022. tel
ISSN2687-0770 BUUETINOF HIGHER EDUCAUONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION SOCIAL SCŒNCE 2022. No. 1
сферы находятся уже в исторической плоскости [7, с. 34]. Остается сфера развлечения, а именно: литература, кино, публичные зрелища [7, с. 31—32]. Именно в этих областях высвечивается уход огг исторического времени.
Таким образом миф. через который наличествует священное, оттесняется на периферию повседневной практики. Данное явление М. Вебер в своем докладе для студентов Мюнхенского университета описывал как процесс интеллектуализации и рационализации [10, с. 713-714]. Для объяснения окружающего мнра вещей больше не требуется прибегать к вечному прообразу, достаточно некоторых технических навыков и некоторого уровня научных знаний. Однако для М. Элнаде это вовсе не значит, что миф исчезает под давлением научного описания мира. Этот тезис отстаивали эволюционисты в лице Дж. Фрезера н Э. Тайлора. Данное расхождение TvL Эли аде с классиками религиоведения заключается в фундаментальном различии понимания функций мифа [3]. Если для Дж. Фрезера н Э. Тайлора функциональность мифа ограничивается описанием физических явлений как аналога научного описания мнра, то для М. Элнаде миф объясняет не только естественные законы природы, но также и происхождение социальных институтов, таких как брак, государство н ДР- [3]-
Конечно, наличие мифа не ограничивается социальными практиками современного человека. Также, черты мифа присутствуют в историко-философской мысли. Элнаде приводит пример естественного, благородного дикаря Ж-Ж. Руссо, отсылающего к структуре мифа о Золотом веке [7, с. 38]. Мысль К. Маркса о страданиях пролетариата не обошлась без мнфологнчностн — М. Эли аде подмечает, что нскупнтельно-спаснтельная роль пролетариата схожа с ближневосточной идеей мессианизма и общей средиземноморской идеей героя-искупителя [9, с. 171].
Еще одним важным элементом религиозности является инициация. В традиционных обществах она играет ключевую роль духовной зрелости индивида. Ключевое в инициации -столкновение н преодоление трудностей: будь то победа над сильнейшим врагом, духовные и физические страдания и пр. В секулярном обществе нет такого рода инициации, а если и есть, такие как военные, то они лишены сакральностн. Однако М. Элнаде приводит психоанализ, как хр ее то матийнуто практику, выражающую инициацию. Так пациент должен вернуться к бессознательному (сойти в ад) и переоткрыть для себя этот внутренний мнр. который непременно встречает его неприятными образами и воспоминаниями., вследствие чего происходит избавление от психологических отклонений. Помимо практики, психоаналитические теоретики, такие как 3. Фрейд и К. Юнг. апеллируют к понятию детства как изначального периода, в котором решается вся последующая жизнь индивида, что сравнивается М. Элнаде с мифом о золотом веке, присутствующем во многих архаических культурах [7, с. 52]. А примером нсторин философии является феноменология Э. Гуссерля, суть которой в том, что необходимо отказаться от естественной установки, т. е. от профан-ного, н как мыслящий субъект открыть реальное, т. е. сакральное [11, с. 158].
Из рассмотренных понятий философии религии М. Элнаде следует, что предложенный им подход к изучению мифа сильно отличается от подхода эволюционистов, а также других религиоведов. Если для Дж. Фрейзера и Э. Тайлора мифологическое описание заменяется научным, то для М. Элнаде миф не заменяется, а продолжает существовать в камуфлированном модусе. Следовательно, взгляд М. Элнаде отличается от двух доминирующих тенденций в исследовании мифа XIX - XX вв. : либо мнф буквально описывает природные феномены, либо содержание мифа только символично. Подход М. Элнаде сочетает оба подхода н не редуцирует мнф до одной функции. Можно утверждать, что определение человека, как «homo religiosus» обосновывается M. Элнаде не только исследованиями в истории религий, но также философскими предпосылками. Однако нз этого вовсе не следует, что TvL Элнаде не апеллирует к социальным фактам для обоснования «природной» религиозности человека как такового. Он приводит множество примеров нз популярной культуры, литературы, а также нз истории философии. Поэтому позиция М. Элнаде выходит за
философские на уки
1
i.S.SiY 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В УЗОБ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Hi УХИ
2022. № 1
TSSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHQNAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l
рамки фнлософско-релнгноведческнх исследований и обращается к философской антропологии. кросс-культурному анализу, а также психологии.
Список источников
1. ВуаиеП. Объясняя религию. М. : Альпнна нон-фнкшн, 2020.496 с.
2. Cave D. Mircea Eliade гч Vision for a New Humanism. Oxford : Oxford University Pres^ 1993.218 p.
3. Babuts N. Mircea Eliade. 1st ed. Taylor and Francis, 2017. URL: https:// www_perlego.cont' book'1579809/mircea-eliade-pdf (дата обращения: 25.09.2021).
4. Allen D. Myth and Religion in Mircea Eliade. 1st ed. Taylor and Francis. 1998. URL: https:// www.perlego.cotn'book/l 598755/myth-and-iehgion-m-mircea-eliade-pdf (дата обращения: 25.09.2021).
5. Элиаде M. История веры н религиозных идей. М. : Крнгернон, 2001. Т. 1. 464 с.
6. Renrtie В. Mircea Eliade: 'Secular mysticism' and tlie history of religions. 200S. URL: littps:// www.researchgate .net/publication/223 284720_Mircea_Ehade_,Secular_mystic l s ni_and_th ebis toiyo frel lgions (дата обращения: 25.09.2021).
7. Элиаде M. Мифы, сновидения, мистерии. М. : Академический проект. 2019.252 с.
8. Элиаде М. Священное н мирское. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. 143 с.
9. Элиаде М. Аспекты мифа. М : Академический проект. 2017.235 с.
10. Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. 808 с.
11. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М : Ин-т общегуманнтарных исследований, 2006.216 с.
References
1. Воуег P. Explaining г eh0on. Moscow: Alprna Non-fiction Publ.; 2020.496 p. (In Russ.).
2. Cave D. Mircea Eliade's Vision for a New Humanism. Oxford Oxford University Press; 1993. 218 p.
3. Babuts N. Mircea Eliade. 1st ed. Taylor and Francis, 2017. Available from https J! www.perlego.cotn'book/l 579809/mircea-eliade-pdf [Accessed 25th September 2021].
4. Allen D. Myth and Religion in Mircea Eliade. 1st ed. Taylor and Francis, 1998. Available from: ht^5://www.perlego.cam/book/l 59875 5/myth-and-religioQ-in-mircea-eliade-pdf. [Accessed 25tli September 2021].
5. Eliade M The History ofjaith and religions ideas. Moscow: Kntenon PubL; 2001. Vol. 1.464 p. (In Russ.).
6. Rennie B. Mircea Eliade: 'Secular mysticism' and the history of religions 2008. Available from: lMlpsi//www xesearchgatejid/publicaCion/22328472OMirc eaEliade'SecolariiiyKtic lsm'andthehislnry
ofieligions [Accessed 25tb September 2021].
7. Eliade M. Myths, dreams, mysteries. Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; 2019.252 p. (In Russ.).
8. Eliade M. Sacred and secular. Moscow: Moscow University Press, 1994, 143 p. (In Russ.).
9. Eliade M. Aspects of myth. Moscow: Akademicheskh proekt Pnbl., 2017. 235 p. (In Russ.).
10. Weber M. Selected works. Moscow: Progress Publ.; 1990. 808 p(In Russ).
11. Eliade M Nostalgia for the origins. Moscow: Institute of General Humanitarian Research Press; 2006.216 p. (In Russ ).
Информация об авторе
А Р. Аванесов — аспирант кафедры философии религии и религиоведения.
Information about the author A.R Avanesov - Postgraduate of Department of Philosophy Religion and Religious Studies
Стагм поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 26.02.20(22: принята к пу&шкапии 17.03.2022. 1Ъе article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 26.02.2022; accepted for publication 17.03.2022.