Научная статья на тему 'Мгту им. Н. Э. Баумана исследовательский университет техники и технологий'

Мгту им. Н. Э. Баумана исследовательский университет техники и технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мгту им. Н. Э. Баумана исследовательский университет техники и технологий»

г

V

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

А.А. АЛЕКСАНДРОВ, профессор, ректор

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Главной мировой тенденцией эволюции современного общества является переход от парадигмы сырьевой и индустриальной экономики к парадигме «новой экономики», именуемой «экономикой знаний», «экономикой, построенной на знаниях» (knowledge based economy), или инновационной экономикой.

В нашей стране у государства и бизнеса есть понимание того, что модернизация, инновационное развитие российской экономики, ее конкурентоспособность - это ключевой фактор уверенного позиционирования России в постиндустриальном мире. От конкурентоспособности зависят авторитет и суверенитет страны, безопасность и уровень жизни ее граждан, степень раскрытия интеллектуальных способностей разных социальных слоев и территориальных групп населения.

МГТУ им. Н.Э. Баумана - исследовательский университет техники и технологий

В Соединенных Штатах Америки с 2007 г. реализуется специальная президентская инициатива по обеспечению конкурентоспособности страны, закладывающая основу для сохранения ведущей роли США в сфере инновационной, исследовательской и изобретательской деятельности. Эта политика предусматривает удвоение в течение 10 лет объемов финансирования, направляемых на фундаментальные исследования в сфере науки и техники, новейшее и уникальное научное оснащение, развитие общего и профессионального образования, подготовку кадров для исследовательской работы в области математики, естествознания, техники и технологии, проведение действенной иммиграционной политики по привлечению лучших ученых.

Страны, в течение последнего десятилетия успешно осуществляющие модернизацию своих национальных эко-

номических систем (страны БРИК, Южная Корея, Тайвань), имеют государственные стратегии технологического развития.

В России восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера, к сожалению, остается пока низкой: разработку и внедрение принципиально новых технологических решений сегодня осуществляют лишь 10% отобщего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (73%), Ирландии (61%), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%). Мала доля предприятий, затрачивающих средства на приобретение новых технологий (12,7%). Уровень коммерциализации инноваций у нас сегодня не превышает 20%, в то время как в Европе он составляет примерно 80%, в США и в Японии - примерно 90%.

Модернизация - это весьма сложная задача, предполагающая качественные изменения всех сторон жизнедеятельности государства, общества, экономики, социальной сферы. Для осуществления модернизации важны не только экономические и технологические, но и организационно-управленческие и социальные инновации. Высшее руководство России отчетливо понимает, что реально нужна политическая воля к переменам, и планомерно осуществляет определенные действия в этом направлении.

За последние годы были приняты стратегические решения в социальноэкономической и научно-технической сферах общества, реализуется целый ряд целевых программ, ориентированных на развитие высокотехнологичных секторов экономики.

Дополнительно на преодоление негативных тенденций, связанных с ухудшением технологической структуры промышленности, преобладанием сырьевого сектора экономики, отраслей

первичной переработки, направлен комплекс следующих мер:

• формирование институтов и инструментов модернизации и инновационного развития;

• создание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации при Президенте Российской Федерации; создание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям;

• расширение государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

• развитие инновационной инфраструктуры, инвестиционных схем, основными из которых являются:

- государственные корпорации и акционерные общества с контрольным пакетом акций государства;

- наукограды;

- особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие);

- технопарки;

- фонды поддержки научно-технической деятельности, ресурсные фонды;

- венчурные, поисковые и стартовые фонды.

Целостная национальная инновационная система пока еще не сложилась, созданы и функционируют только отдельные, разрозненные ее элементы. В построении инновационной системы России особая роль отводится высшей школе, системе высшего и дополнительного профессионального образования, вузовской науке. И здесь прежде всего необходимо отметить роль и значимость ряда высших учебных заведений России, отнесенных государством к разряду ведущих национальных университетов.

В настоящее время благодаря конкурсной поддержке сформирована сеть инновационно активных вузов. Ее

ядро составляют 38 учреждений (два «уникальных научно-образовательных комплекса, старейших вуза страны, имеющих огромное значение для развития российского общества» - МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ; семь федеральных университетов; 29 национальных исследовательских университетов). В качестве центров инновационно-технологического развития и подготовки кадров для инновационной экономики они должны стать основой инновационной системы страны.

Московскому государственному техническому университету им. Н.Э. Баумана распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. установлена категория национального исследовательского университета техники и технологий. Это возлагает на него особую ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным запросам инновационной экономики, за проведение фундаментальных и поисково-прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.

Особый правовой статус и присвоение категории национального исследовательского университета предполагает гарантии бюджетного финансирования, рост внебюджетных средств по договорам с предприятиями и организациями, формирование целевого капитала, участие в пополнении бюджета вуза попечительских советов и заинтересованных спонсоров, оснащение передовым научно-лабораторным оборудованием, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, разработку образовательных программ на основе автономно устанавливаемых образовательных стандартов и требований.

В настоящее время в стране остро ощущается дефицит инженерных кад-

ров в высокотехнологичных сферах производства по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Подготовке таких специалистов должно уделяться особое внимание, ибо от решения этой задачи во многом зависит качество экономики страны, конкурентоспособность продукции на мировом рынке, успешное решение проблем безопасности. Подготовка должна вестись в тесном взаимодействии с наукой и промышленностью, с широким использованием инновационных подходов в образовательном процессе.

Программа национального исследовательского университета техники и технологий на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана направлена на развитие кадрового потенциала образования и науки, обеспечивающего высокотехнологичный сектор экономики страны в соответствии с самыми передовыми мировыми стандартами.

Современный технический исследовательский университет - университет XXI века - это научно-образовательный комплекс, реализующий интеграцию образования и науки с целью

подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих, наряду с глубокими фундаментальными знаниями, практические умения, способных осуществлять на самом высоком уровне разработки в области новейшей техники, высоких технологий, наукоемких производств, владеющих, кроме инженерных знаний, знаниями в области экономики, менеджмента, предпринимательства, гражданского права, иностранных языков, умело использующих все последние достижения в сфере информационных технологий, в том числе объемного и масштабного автоматизированного проектирования, инженерной поддержки изделий (САЬБ-технологий).

Обязательным условием является взаимодействие с работодателями - с теми, для кого вуз готовит специалистов. Все названное в полной мере относится к деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, сама структура которого направлена на создание уникальной научно-образовательной среды, обеспечивающей выполнение задач, стоящих перед исследовательским университетом.

Основной структурной единицей нашего университета является Научно-учебный комплекс (НУК), состоящий из факультетов и научно-исследовательских институтов. Ученый совет, возглавляемый руководителем комплекса (избирается Ученым советом МГТУ), рассматривает и утверждает планы учебной и научно-исследовательской работы, проводит выборы деканов и директоров НИИ, входящих в комплекс. Финансовую и экономическую деятельность НУК осуществляет по доверенности университета и под его контролем. Преподаватели факультета ведут по совместительству научную работу в НИИ комплекса, а научные работники, наряду с сотрудниками фирм-партнеров МГТУ по проведению НИОКР, - пре-

подавательскую работу на старших курсах кафедр факультета.

Все это позволяет уже на структурном уровне, во-первых, интегрировать учебный процесс и научную деятельность и, во-вторых, обеспечить междисциплинарность проводимых исследований, потребность в которой возникает практически повсеместно при выполнении современных поисковых и прикладных научных работ, имеющих, как правило, комплексный характер. Сам НУК, по сути, представляет собой объединенный научно-образовательный центр по направлению своей деятельности.

Упомянем еще одну особенность структуры МГТУ, которая обеспечивает тесную связь университета с наукой и промышленностью. Наряду с базовыми кафедрами, созданными в научных организациях (в МГТУ функционируют 58 базовых кафедр), в структуре НУК имеются также отраслевые или корпоративные факультеты, непосредственно работающие на ведущих предприятиях космической и оборонной сфер: на ОАО «Концерн ПВО “Алмаз - Антей”», РКК «Энергия» им. С.П. Королева (г. Королев), НПО «Машиностроение» (г. Реутов), в ФНПЦ ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», на ФГУП «Московский завод электромеханической аппаратуры» и ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». На этих фирмах созданы все условия для полноценной подготовки студентов, которые проходят там полный (с 1-го по 6-й ) курс очного обучения по учебным планам и программам нашего университета и там же ведут научную работу. Преподают на отраслевых факультетах преподаватели МГТУ и научные сотрудники предприятий. Такая схема позволяет готовить для ведущих промышленных компаний страны высококвалифициро-

ванных инженеров, ориентированных на работу на этих предприятиях.

Исторически МГТУ им. Н.Э. Баумана развивается и позиционирует себя как вуз, дающий образование и проводящий исследования по широкому спектру областей науки, техники и технологии. Сегодня университет активно работает по следующим приоритетным направлениям:

- космическая техника и технологии;

- биомедицинская техника и технологии живых систем;

- наноинженерия;

- энергетика и энергосбережение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- вооружение, военная и специальная техника, системы противодействия терроризму.

По каждому из них Программа развития университета предусматривает реализацию ряда перспективных комплексных проектов по направлениям, в которых МГТУ имеет существенный научно-технический задел. Описание проектов содержит: обоснование проблемы, имеющиеся наработки МГТУ в данном направлении, постановку задачи, основные этапы ее реализации и ожидаемые результаты.

За последние годы на основе проводимых исследований нашими учёными уже получены результаты, имеющие важное значение для экономики страны.

Созданы и внедрены комплексные системы оценки состояния и надёжности сложных технических систем, таких как атомные электростанции, объекты на

космодромах, крупные системы газопроводов и др. Ведется разработка комплекса робототехнических систем, к примеру, мобильных роботов, предназначенных для работы в экстремальных условиях (в том числе для борьбы с терроризмом и ликвидации последствий техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций), уникальных глубоководных аппаратов для выполнения специальных подводных работ. Создано медицинское и биомедицинское оборудование (ультрафиолетовые установки для обеззараживания помещений, профилактической и хирургической обработки ран; лазерные комплексы для лечения больных с хроническими воспалительными заболеваниями различных органов; интеллектуальный оптико-электронный комплекс экспресс-диагностики состояния человека; оборудование для использования молекулярно-генетических методов исследования в биотехнологии и биоинженерии). Разработаны и внедрены радиоэлектронные и оптико-электронные приборы и устройства нового поколения, зачастую не имеющие аналогов по своим характеристикам.

Сочетание точного научного расчета с инженерной интуицией, тонкое ощущение новизны выбранных на-

правлений в работе, социально-экономический подход к решению сложных технических проблем - все это позволяет МГТУ им. Н.Э. Баумана оставаться на острие мирового научно-технического прогресса, выполнять важные научные и проектные работы.

Из более 300 проектов, ведущихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана по хозяйственным договорам, в выбранных приоритетных направлениях рассматриваются только 36, но и они дают представление о спектре, масштабах и уровне перспективных планов научной и тесно связанной с ней образовательной деятельности университета на период 2009-2018 гг.

Бауманский университет всегда был флагманом отечественной высшей технической школы. За заслуги в деле образования, науки и культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Университет активно участвует в реализации приоритетного национального проекта «Образование», ему предоставлено право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования.

С целью осуществления конкретных мер, содействующих формированию и реализации новой стратегии развития МГТУ им. Н.Э. Баумана как образовательного, научно-инновационного и культурного центра международного уровня, создается Попечительский совет университета с приглашением в его состав государственных служащих, членов общественных организаций, представителей бизнес-сообщества, руководителей предприятий высокотехнологичных отраслей военно-промышленного, авиационно-космического и топливно-энергетического комплексов. Придавая огромное значение

созданию Попечительского совета, полагаем, что он может стать площадкой, где на основе плодотворного обсуждения актуальных задач высшего профессионального образования, острых проблем современного производства наиболее быстро и эффективно будут определяться пути модернизации приоритетных отраслей экономики.

Универсальным эффективным инструментом внедрения инноваций может и должен стать малый и средний бизнес. В настоящее время высшим учебным заведениям законодательно дано право учреждать, в том числе совместно с другими лицами, хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Это позволит формировать инновационный пояс малых предприятий вокруг университетов, даст возможность построения более эффективной инфраструктуры взаимодействия отечественных и зарубежных участников инновационных процессов.

Особая миссия отведена МГТУ им. Н.Э. Баумана в реализации крупнейшего инновационного проекта России

- создание технополиса «Сколково». Стратегическая цель проекта - формирование креативной среды для концентрации интеллектуального капитала, творческих сил, способных генерировать инновации в приоритетных областях экономики (космос и телекоммуникации, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность, информационные и ядерные технологии); создание Иннограда - города будущего с высокой культурой инноваций; коммерциализация результатов исследований; обеспечение эффективного взаимодействия науки и бизнеса; интеграция фундаментальной и прикладной науки и коммерческих процессов.

20 сентября 2010 г. состоялась це-

ремония подписания серии меморандумов о сотрудничестве между «Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в Сколково (Фонд «Сколково»)» и ведущими российскими вузами и научными организациями. Цель подписания меморандумов - обозначить перспективные направления сотрудничества между российскими вузами - лидерами в прикладных исследованиях и Фондом «Сколково», зафиксировать готовность вузов предоставлять свою исследовательскую и инновационную инфраструктуру под проекты Центра и вовлекать талантливых молодых людей в его деятельность.

Наш университет - один из старейших инженерных вузов России, он ведет свою историю с 1 июля 1830 г., когда по указу императора Николая I было организовано Московское ремесленное учебное заведение для подготовки «искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ, сведениями». В 1868 г. оно преобразуется в Императорское Московское техническое училище и получает статус высшего учебного заведения. Во всем мире получила признание отработанная здесь стройная система обучения инженерному делу. Так называемый «русский метод обучения ремеслам» стал широко известен, особенно после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене (1873 г.), где он был удостоен Большой золотой медали. После ряда всемирных выставок, на которых пропагандировался метод подготовки инженеров в ИМТУ, его стали называть «русским методом» и применять в разных странах. Сегодня главным принципом обучения специалистов в МГТУ им. Н.Э. Баумана стало «образование

через науку», в основе которого лежат лучшие традиции отечественной инженерной школы, глубокие знания фундаментальных наук, профессиональная и практическая подготовка.

Из стен МГТУ вышло более 200 тысяч высококлассных специалистов; многим из них Россия обязана своими достижениями в науке и технике. Научные школы, сложившиеся в университете, широко известны не только в России, но и за рубежом.

Нет сомнения в том, что наши выпускники будут по-прежнему широко востребованы в супериндустриальном, динамично развивающемся обществе, основной характеристикой которого становится инновационность. Объяснение этому простое. МГТУ имени Н.Э. Баумана не только обеспечивает современный уровень подготовки специалистов (это неоспоримо!), но и руководствуется благородной миссией, задавая студентам высокие нравственные ориентиры, создавая неповторимую, уникальную атмосферу университетской жизни, включая их в особую образовательную среду, где традиции органично связаны с новыми образцами культуры. Этот особый, «бауманский» корпоративный дух навсегда остается с питомцами нашей инженерной школы, придает им энергию лидерства, гражданственности, конкурентоспособности, успеха.

Пользуясь предоставленной возможностью, с высокой «кафедры» журнала «Высшее образование в России» поздравляю многочисленный отряд «бауманцев» разных поколений с 180-летней годовщиной основания МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также приветствую всех наших друзей и коллег -соратников на поприще служения межвузовскому братству и межотраслевому сообществу!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.