Межвузовские студенческие олимпиады на базе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Межвузовская студенческая олимпиада по немецкому языку среди неязыковых вузов г. Иркутска состоялась 30.03.11 г. В Олимпиаде принимали участие 26 студентов из 7 вузов: БГУЭП, ЮИ ИГУ, МИ-ЭЛ ИГУ, ВСГАО, ИрГТУ, ИГМУ, ИрГУПС. Личное первенство проходило в четыре этапа: тест на проверку лексико-грамматической компетенции, тест на понимание прочитанного текста, тест по аудированию. устное высказывание по теме. В командном первенстве (презентация видеоролика или проекта Power Point на тему «Wer rastet, der rostet») первое место заняла команда ИГМУ, в категории «Лучшее выступление на немецком языке» победила команда ИрГТУ, в категории «Лучшее оформление презентации» - команда БГУЭП.
29 апреля 2011 г. состоялась городская межвузовская олимпиада по корейскому языку среди неязыковых вузов. Участие приняли вузы г. Иркутска, в которых в ведется обучение по корейскому языку как иностранному: ИГУ МИЭЛ (Международный институт экономики и лингвистики), ИрГТУ (Иркутский государственный технический университет), Корейская школа при ИРОО, ДПОУ (ИГЛУ). В личном первенстве участники выполнили лексикограмматический тест. В командном участники выполнили 3 задания: представление команд, викторина по страноведению Республики Корея, творческая игра.
II Межрегиональная олимпиада по английскому языку и межкультурной коммуникации «Ценности в межкультурной коммуникации» (Values We Live by: Crosscultural Perspectives) принимала в качестве участников команды Иркутского государственного лингвистического университета, Хакасского государственного университета им Н.Ф. Катанова (г. Абакан), Бурятского государственного университета (факультет иностранных языков, г. Улан-Удэ), Бурятского государственного университета (факультет восточных языков, г. Улан-Удэ), Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета (г. Куйбышев), Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. И.Г. Чернышевского (г. Чита), Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина (г. Бийск), Уссурийского государственного педагогического института (г. Уссурийск)
Олимпиадные конкурсы включали следующие задания: представление визитной карточки команды «Взаимопонимание совсем миром»; презентация проекта «Ценности в межкультурной коммуникации»; индивидуальные конкурсы по видам речевой деятельности (говорение, написание эссе, аудирование. чтение) в пределах заданной тематики.
В личном первенстве по общей сумме баллов 1 место занял ИГЛУ, 2 место - Уссурийский государ-
ственный педагогический институт, 3 место - Алтайская государственная академия образования.
По отдельным видам речевой деятельности были отмечены представители разных команд (ИГЛУ, БГУ, Уссурийский государственный педагогический институт, Алтайская государственная академия образования), в командных конкурсах отдельный приз за лучшее представление команды (ИГЛУ), за лучшую презентацию проекта (БГУ, восточный факультет).
В командном первенстве 1 место заняла команда ИГУ МИЭЛ (Международный институт экономики и лингвистики), 2 место - команда ИГЛУ и команда ИрГТУ, 3 место - команда Корейской школы при ИРОО.
Очный тур Межрегионального конкурса по переводу среди студентов-китаеведов вузов Сибири и Дальнего Востока проводился при поддержке Генерального Консульства КНР в г. Иркутске в рамках года китайского языка в России 2 февраля 2011 г. Для участия в очном туре конкурса было отобрано 16 участников из Иркутска, Красноярска, Благовещенска, Читы и Новосибирска, представивших лучшие переводы во время заочного тура. Вузы-участники: ИГЛУ (Иркутский государственный лингвистический университет), БГУЭП (Байкальский государственный университет экономики и права), СФУ (Сибирский федеральный университет), БГПУ (Благовещенский государственный педагогический университет), ЗабГГПУ (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имениН.Г. Чернышевского), НГУ (Новосибирский государственный университет), ИГУ (Иркутский государственный университет).
На открытии конкурса с приветственным словом выступили ректор ИГЛУ, д.фил.н., проф. Г.Д. Воско-бойник и консул КНР по делам образования в г. Иркутске Чжэн Минцю. Победителями конкурса стали Волков Александр (ИГЛУ), Коновалова Анна (НГУ). Также были определены победители в номинациях «научно-технический перевод», «художественный перевод», «общественно-политический перевод», «перевод деловой корреспонденции».
Межвузовская студенческая олимпиада по французскому языку состоялась 6 апреля 2011 г. Приняло 27 участников из 5 вузов г. Иркутска: Байкальского государственного университета экономики и права, Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, юридического института Иркутского государственного университета, Иркутского государственного медицинского университета, Иркутского института международного туризма. Тема олимпиады: «Наука в нашей жизни». Победителями в командном первенстве стали: 1 место - команда ИГМУ, 2 место - коман-
да БГУЭП, 3 место - команда ЮИ ИГУ Были определены победители в индивидуальном первенстве и в отдельных номинациях «Лучшее знание страноведения Франции», «Лучшее понимание письменного текста», «Лучшее сочинение», «Умение вести беседу на французском языке», «Лучшее произношение».
Городская межвузовская олимпиада по японскому языку среди неязыковых вузов состоялась 30 апреля 2011 г. Участие приняли вузы г. Иркутска, в которых в настоящее время ведутся занятия по японскому языку БГУЭП (Байкальский государственный университет экономики и права), ИГУ МИЭЛ (Международный институт экономики и лингвистики), ИГУ (Иркутский государственный университет, исторический факультет). Определены победители личного и командного первенств. В командном первенстве участники выполнили 3 задания (представление команд; викторина по страноведению Японии; иероглифическая игра). 1 место заняла команда ИГУ МИЭЛ (Международный институт экономики и лингвистики), 2 место - команда ИГУ (Иркутский государственный университет, исторический факультет), 3 место - команда БГУЭП (Байкальский государственный университет экономики и права)
Межвузовская олимпиада по русскому языку как иностранному проходила 19 и 20 апреля. Тема Олимпиады: «Космос: мечты и реальность». В Олимпиаде принимало участие 34 человека из 6 вузов. Личное первенство проходило в 2 этапа: 1 этап - подготовительный и 1 курсы, 2 этап - 2 и 3 курсы. Определены победители в личном и командном первенстве.
Межвузовская олимпиада по лингвистике для магистрантов на тему «Наука - моё призвание» прошла в один этап. Состоялось личное первенство 18.05.2011. В олимпиаде приняли участие магистранты первого года обучения. Формат олимпиады предполагает задания по 4 видам речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение).
В межрегиональном конкурсе (1-10 марта 2011 г.) электронных образовательных ресурсов, разработанных школьниками и студентами, участвовало 93 человека. Представлено более 100 проектов. Форма участия: дистанционная. География конкурса значительно расширилась, приняли участие учащиеся образовательных учреждений: Ангарск, Байкальск, Братск, Иркутск, Киренск, Красноярск, п. Бохан, п. Тубинский, Свирск, п. Средне-Муйский, Тайшет, Тулун, Усолье-Сибирское, п. Усть-Алтан, Черемхо-во. Самой многочисленной стала номинация «презентации». Участники представили результаты в номинациях «видеосюжет», «программные продукты», «образовательный сайт», «электронные учебники», «мультимедийные средства».
Вторая межрегиональная олимпиада по регионо-ведению среди студентов вузов Сибири и Дальнего Востока на тему «Трагедии и катастрофы: общая ответственность, новое сознание» (в рамках проек-
та «Мир глазами регионоведа») прошла 22 ноября 2011 г. Формы проведения олимпиады: очная (командное первенство) и дистанционная (индивидуальное первенство).
Очный этап состоял из трех конкурсов: 1) представление команды, 2) викторина и 3) миниисследование с последующей презентацией полученных результатов.
Представление команды готовилось участниками заранее. Команды - участники, во-первых, сообщили краткую информацию о себе и своем вузе, во-вторых, выступили с проектом на тему «On the Edge of Tragedy: a Common Responsibility, a New Awareness» («Трагедии и катастрофы: общая ответственность, новое сознание»). При подготовке проектов использовались мультимедийные средства. Длительность выступления составляла 5 минут.
В викторине от каждой команды были представлены два участника. Тема викторины - «Rethinking the past. Rebuilding the future» («Осмысление прошлого - шаг в будущее без катастроф»). Командам предлагалось ответить на вопросы в области реги-оноведения США, связанные с общей тематикой олимпиады. Вопросы были разбиты на 8 тематических модулей, в каждом модуле имелось пять уровней сложности: наиболее простые вопросы оценивались в 1 балл, наиболее сложные вопросы оценивались в 5 баллов. Вопросы сопровождались изображениями и аудиозаписями.
Мини-исследование с последующей презентацией полученных результатов готовили члены команды, не участвующие в викторине, в отдельных аудиториях (по три человека от каждой команды). Участники получили пакеты данных по одной из актуальных проблем изучаемого региона. Пакет данных включал в себя короткие статьи на английском и русском языках, статистическую информацию в виде таблиц и графиков и др. Задача команды заключалась в том, чтобы проанализировать и обобщить полученную информацию, сформулировать рассматриваемую проблему, описать особенности ее проявления в США и предложить свои собственные пути решения данной проблемы. Результаты проведенного мини-исследования были представлены в виде доклада на английском языке, который сопровождался презентацией Power Point (ауд. 33).
Дистанционный этап олимпиады предполагал подготовку проекта-презентации в программе Power Point на тему «The Worst “Natural” Disasters in the USA». Проекты были посвящены рассмотрению природных катастроф, происходящих в США.
В командном первенстве приняло участие 10 команд, включая 6 команд ИГУ, 2 команды ИГЛУ, Омский государственный университет и Забайкальский государственный университет. В командном первенстве 1 место заняли Забайкальский государственный университет и факультет ПиП Иркутского государственного лингвистического университета (студен-
ВестникИГАУ, 2011
ты специальности «Регионоведение США и Канады»), 2 место - Омский государственный университет, 3 место - географический факультет Иркутского государственного университета. В индивидуальном первенстве принимали участие 23 участника.
В межрегиональной олимпиаде по английскому языку среди неязыковых вузов на тему «Language Connecting People» принимали участие студенты 2, 3, 4 курсов вузов г. Иркутска (Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский государственный технический университет, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутский государственный университет и Бурятский государственный университет) и Республики Бурятия.
Первым этапом олимпиады было предъявление визитной карточки команды «WE ARE PROFESSIONALS». Команды вуза представляли заранее подготовленное задание в виде представления своего вуза, группы, специальности и региона. Второй этап состоял в выявлении уровня сформированно-сти лингвистической компетенции. Участники проходили тестирование по чтению, письму (в системе MOODLE). Третий этап предполагал конкурс мультимедийных проектов на тему: «SO MANY COUNTRIES, SO MANY CULTURES». Каждая команда подготовила презентацию проекта в сфере своей профессиональной деятельности, отличающегося оригинальностью и показывающего применение иностранного языка как средства в достижении успеха при осуществлении профессиональной коммуникации.
Первое место в командном первенстве заняла команда из Бурятского государственного университета.
Команда Иркутского государственного лингвистического университета заняла первое место в номинации «Лучший проект».
Открытая дистанционная студенческая Интернет-олимпиада по лингвострановедению Франции «La douce France» - 2011 в рамках мероприятий Неделя французского языка 2011 г. Состоялась 25 октября -25 ноября 2011 г. В содержание олимпиады входили олимпиадные задания 3 туров для трех категорий участников в дистанционном режиме на платформе MOODLE. Тест из 100 вопросов для каждой категории участников в 1 туре, творческие задания в виде презентации на заданную тему во 2 туре, письменная творческая работа заданного формата в 3 туре. В олимпиаде приняли участие студенты вузов России: Байкальский государственный университет экономики и права (г. Иркутск), Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград), Иркутский государственный лингвистический университет (г. Иркутск), Иркутский государственный университет (г. Иркутск), Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), Международный институт экономики и лингви-
стики Иркутского государственного университета (г. Иркутск), Тульский государственный педагогический университет им. Л.А.Толстого, Юридический институт Иркутского государственного университета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль).
Подано заявок: 184 (из них 44 из сторонних вузов), выполнили задание 1 тура: 131 участник, допущены к участию во 2 и 3 туре: 73 участника, выполнили задание 2 тура: 58 участников, выполнили задание 3 тура: 56 участников. Победители определялись в категориях «базовый уровень», «средний уровень», «продвинутый уровень». Также были определены победителя в номинациях «Презентация исторического персонажа», «Мечты о путешествии во Францию», «Оригинальный проект маршрута по гастрономическим достопримечательностям Франции», «Эрудит страноведения Франции», «Оригинальное представление впечатлений о Франции», «Лучшая презентация памятника Ролану Гарросу».
Победители, призёры и номинанты награждены дипломами, иногородние участники - сертификатами, преподаватели, подготовившие участников -благодарственными письмами.
Начальник научного управления доктор филологических наук, профессор С.А. Хахалова