ве которой лежат принципы компетентностно-де-ятельностной парадигмы, считать следующие:
- поддержка социальных инициатив педагогов, учащихся, родителей, представителей всех социальных институтов сельского социума;
- ориентированность процесса социализации на активное участие сельского школьника в деятельности разновозрастных команд в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности;
- ориентированность профессиональной позиции педагога сельской школы как важнейшего условия развития личности ученика на переход от позиции «влияние» в обучении к приоритетным в компетентностно-деятельностной парадигме обучения позициям «взаимодействие, сотрудничество» и «сопровождение» обучающегося как члена определенной конкретной семьи - единицы сельского социума и социальной среды ученика, а также детско-взрослой общности сельского поселения;
- ориентированность профессиональной деятельности сельского педагога на «социальный дуализм» подготовки сельского школьника к взрослой жизни;
- ориентированность образовательного процесса сельской школы на исследовательский аспект учебно-познавательной деятельности школьников, введение в образование элементов учебного исследования в виде проектной деятельности, участия в различных конкурсах и соревнованиях, решения большего количества задач-ситуаций, проблемных вопросов и заданий, открытых задач, на регионализацию образования;
- проведение научно-методических мероприятий с учителями сельских школ по разъяснению социально-образовательного потенциала новых образовательных стандартов, их деятель-ностно-компетентностной сущности, возможностей сельской школы в реализации Концепции деятельностно-компетентностного обучения сельских школьников;
- реализация уровнево-стилевой дифференциации в рамках модульной интеграции, которая удовлетворяет требованию создания условий для индивидуально-творческой деятельности сельского школьника.
3. Результаты конференции целесообразно в обобщенном виде трансформировать в сборнике материалов конференции «Построение новой сельской школы на основе компетентностно-де-ятельностной парадигмы» с целью активизации информационно-аналитического участка работы всех заинтересованных в развитии образования на селе структур.
4. Увеличить число разрабатываемых по проблеме образования в сельских школах грантов методом проектной деятельности, реализуемой совместно учеными и практиками. В связи с этим
расширить сеть экспериментальных школ и других образовательных учреждений, на базе которых проводить апробацию новых педагогических механизмов построения новой сельской школы.
5. Создать в составе РАЕН, ИРО, ВВРНОЦ РАО и ВятГГУ временные творческие коллективы, разрабатывающие проблемы реализации концепции компетентностно-деятельностного образования в новой сельской школе.
О. В. Коршунова, директор ВВРНОЦ РАО, доктор педагогических наук, доцент по кафедре физики и методики обучения физике
МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«КИРОВЧАНЕ В МОСКОВСКОЙ БИТВЕ 1941-1942 гг.», ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ СО ВРЕМЕНИ НАЧАЛА СРАЖЕНИЯ
21 декабря 2011 г. в актовом зале учебного корпуса №1 Вятского государственного гуманитарного университета прошла межвузовская научно-практическая конференция «Кировчане в Московской битве 1941-1942 гг.», посвященная 70-летию со времени начала сражения.
Пленарное заседание конференции открыл проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ Ю. А. Балыбердин. Далее с приветственными словами выступили заместитель Председателя Правительства Кировской области А. А. Га-лицких, начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Кировской области В. С. Сучков, заместитель начальника управления организационной работы с личным составом Управления Министерства внутренних дел по Кировской области Л. В. Степанов, председатель Областного совета ветеранов войны и труда Ю. А. Ежов.
После минуты молчания почетная делегация от конференции в составе ветеранов и студентов возложила корзину цветов к Вечному огню.
На пленарном заседании прозвучали доклады участника Московской битвы, гвардии полковника М. Н. Сусорова, поделившегося и своими личными воспоминаниями об этом незабываемом событии, методиста музея Кировского физико-математического лицея им. Героя Советского Союза Якова Падерина Е. М. Бурова, рассказавшего о первом бое Кировской 355-й стрелковой дивизии под Москвой в декабре 1941 г., ведущего специалиста Государственного архива социально-политической истории Кировской области Е. К. Пилосьян - о документах, посвященных Я. Н. Падерину, кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ВятГГУ
А. А. Машковцева, проанализировавшего труды кировских историков рубежа ХХ-ХХ1 вв. о Московской битве.
Дальнейшая работа конференции продолжилась в рамках двух секций: «Московская битва: военные, социально-экономические и международные аспекты» и «Война глазами молодых исследователей». В музее истории ВятГГУ работал круглый стол «Музеи образовательных учреждений: инновационные методы и формы граж-данско-патриотического воспитания».
В работе секции «Московская битва: военные, социально-экономические и международные аспекты» (руководитель - канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории А. А. Машков-цев, секретарь - ст. лаборант кафедры А. В. Егоров) приняли участие преподаватели кировских вузов, ветераны войны и труда, представители военно-патриотических организаций.
Выступление доктора исторических наук, профессора, декана гуманитарного факультета ВГУ
A. А. Печёнкина было посвящено двум знаменитым уроженцам Вятского края - маршалам И. С. Коневу и Л. А. Говорову. А. А. Печёнкин кратко коснулся биографии этих полководцев, рассмотрев становление их карьеры накануне Великой Отечественной войны. Наибольшее же внимание было уделено участию И. С. Конева и Л. А. Говорова в Московской битве.
В докладе кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории Е. С. Останина были проанализированы дневники Г. Я. Жаворонкова, одного из участников Московской битвы, в дальнейшем - деятеля местного правозащитного движения. В выступлении аспиранта гуманитарного факультета ВГУ М. Н. Свинцовой рассматривались особенности развития здравоохранения Кировской области в 1941-1942 гг.
Секция «Война глазами молодых исследователей» (руководители - канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры отечественной истории П. Н. Шарабаров, канд. филос. наук, доцент
B. А. Криушина, секретарь - ассистент А. М. Рафиков) собрала ветеранов Великой Отечественной войны, преподавателей и студентов исторического факультета ВятГГУ, учащихся МОАУ СОШ № 8 г. Кирова, студентов юридического факультета Кировского филиала МГЭИ. Материалы всех выступлений носили исследовательский характер. Студенты провели беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и их родственниками, использовали в своих исследованиях уникальные материалы личных архивов участников войны и документы госархивов. Особый интерес вызвал доклад студентки второго курса исторического факультета ВятГГУ С. А. Чесно-ковой «Военная судьба Н. Ф. Мартынюка», свя-
занный в том числе и с тем, что сам Николай Федорович присутствовал на этой секции.
В работе круглого стола (модератор - зав. Музеем истории ВятГГУ Е. Н. Махнева) приняли участие директора музеев средних образовательных учреждений г. Кирова и студенты. На нем обсуждались следующие темы:
1. Традиции образовательного учреждения как средство патриотического воспитания молодежи.
2. Поиск новых способов подачи информации о героическом прошлом нашей страны для активизации интереса к изучению истории Отечества.
3. Введение информационных и компьютерных технологий в музейную деятельность: за и против.
4. Проблемы создания и обновления экспозиции, посвященной воинской доблести наших предков.
5. Краеведческие проекты как средство патриотического воспитания учащихся.
6. Межмузейное сотрудничество как поиск новых форм патриотического воспитания молодежи.
Всего на конференции присутствовали более 350 человек. По ее итогам принята следующая резолюция:
1. Заслушав доклады, участники конференции отмечают несомненную актуальность и важность тем, связанных с событиями и нашими победами в Великой Отечественной войне. Задача современного поколения россиян состоит в дальнейшем изучении, сохранении и увековечивании героических подвигов многонационального народа-победителя. Исключительную важность приобретает формирование патриотического мировоззрения у подрастающего поколения, осознание им всего величия и драматизма Победы в Великой Отечественной войне.
2. С целью приобщения молодого поколения к гражданско-патриотическим ценностям и с целью противодействия искажению и фальсификации событий Великой Отечественной войны необходимо активизировать научные исследования по изучению ее истории. Считаем важным проведение ежегодных научно-практических конференций по темам, посвященным героическим страницам истории России.
3. Учитывая, что Великая Победа над фашизмом была достигнута не только силой оружия и боевого духа, но и благодаря мобилизации и консолидации сил тружеников тыла, поддерживаем инициативу по учреждению почетного звания «Город трудовой славы» и присуждению этого звания городу Кирову.
4. В целях сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны считаем необходимым со стороны органов власти, научного сообщества, общественных организаций
оказывать содействие в организации и проведении различных молодежных творческих конкурсов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, работе школьных музеев и инициативам, направленным на увековечивание памяти об участниках войны.
5. Результаты работы конференции отразить в средствах массовой информации и научных периодических изданиях.
По итогам конференции издан сборник материалов.
А. В. Сергеев, кандидат исторических наук,
доцент по кафедре отечественной истории, декан исторического факультета ВятГГУ
ТРЕТЬЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»
5-7 декабря 2011 г. на факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета прошла третья Всероссийская научная конференция с международным участием, направленная на обсуждение существующих и поиск новых подходов к решению актуальных проблем психологии саморазвития человека. Инициатором проведения конференции выступила кафедра практической психологии ВятГГУ. В работе программного комитета конференции приняли участие профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. Ф. Петренко; зав. кафедрой общей и клинической психологии Пермского государственного университета, профессор Е. В. Левченко; директор института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета, профессор В. Г. Маралов; доцент кафедры юридической психологии Минского института управления Е. И. Комкова; ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова О. В. Митина; доцент кафедры общей и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы М. А. Щукина.
С приветствиями к участникам конференции обратились проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, профессор Ю. А. Балыбер-дин и декан факультета психологии, доцент Е. Е. Рудницкая.
На пленарном заседании конференции с докладами выступили А. Ф. Корниенко (г. Казань) - «Процессы сознания и осознавания как основа саморазвития человека», Н. А. Низовских (г. Киров) - «Психосемантический подход в ис-
следовании саморазвития человека», О. В. Митина (г. Москва) - «Саморегуляция личности в исследованиях Юлиуса Куля», Л. А. Мосунова (г. Киров) - «Роль смыслового чтения в саморазвитии личности», Э. В. Бушкова-Шиклина (г. Киров) - «Ценностные индикаторы личности руководителя».
Значимым событием в ходе проведения конференции стала актовая лекция крупнейшего отечественного специалиста в области психологии личности, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова Д. А. Леонтьева на тему «Личностное измерение развития», которая привлекла внимание не только участников конференции, но и многих преподавателей, аспирантов, студентов ВятГГУ и других вузов. Центральная идея лекции заключалась в том, что именно «личностное измерение» развития, несводимое ни к биологической, ни к социальной линиям, предоставляет человеку возможность самосовершенствоваться, жить своей жизнью, состояться. Обсуждение поднятых в лекции вопросов продолжилось на круглом столе с участием Д. А. Леонтьева.
Второй день конференции был представлен работой двух секций: «Саморазвитие на этапах взросления личности, в становлении и развитии профессионала» [доклады: С. В. Кудинова (Киров), А. В. Мозговая (Киров), А. А. Ожегина (Киров), Ю. Л. Скорнякова (Киров), В. А. Ясная (Москва); заочные участники: О. А. Белобрыки-на (Новосибирск), А. А. Бирюк (Киев), О. В. Бо-родачева (Тула), И. В. Иванова (Благовещенск), С. А. Минюрова (Екатеринбург), О. Л. Подлиня-ев (Иркутск), Ю. Е. Сорокина (Тула), М. А. Щукина (Санкт-Петербург)]; «Содействие саморазвитию человека в психологической и образовательной практике» [доклады: М. В. Волков (Киров), О. В. Митина (Москва), Е. А. Ронжин (Киров), В. А. Шиляев (Киров); заочные участники: Е. В. Базарова (Самара), С. М. Буянова (Тула), Е. И. Комкова (Минск), Н. В. Якушова, Б. Ф. Га-ряне (Елгава, Рига), А. И. Горбунова (Ташкент)].
Актовым мероприятием второго дня работы конференции стала лекция ведущего научного сотрудника факультета психологии МГУ, заведующей лабораторией количественной психологии факультета информационных технологий МГППИ О. В. Митиной, в ходе которой слушатели имели возможность познакомиться с проблемой анализа модераторов и медиаторов в исследовании личности, осмыслить и усвоить положение о том, что при проведении корреляционных и других исследований следует применять методы математического анализа, позволяющие учитывать факторы, оказывающие опосредованное влияние на исследуемые свойства личности.
С актуальными психотехниками личностного саморазвития участники конференции полу-