Научная статья на тему 'МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)'

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ / ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / WAR VETERANS / COMBAT VETERANS / INTERAGENCY INTERACTION / SOCIAL HEALTH / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бистяйкина Д. А., Касаркина Е. Н., Панькова Е. Г., Савинов Л. И.

Актуальность проблемы исследования определена наличием кризисных тенденций в развитии российского общества, а также кардинальными изменениями в содержании сфер общественной жизни, повлекшими необходимость фундаментального и всестороннего изучения процесса межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны. Цель статьи заключается в изучении факторов, влияющих на социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) и выделении тенденций решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов. Авторами, по результатам серии эмпирических исследований, обосновано, что в решении проблем социального здоровья ветеранов войны важную роль играет системность всех сфер жизнедеятельности общества, гарантирующих социальное здоровье, поредством деятельности социальных институтов, доминирующими из которых являются семья, здравоохранение, социальная работа. Раскрыты основные цели межведомственного взаимодействия при решении проблем социального здоровья ветеранов войны. Доказано, что решение проблем социального здоровья ветеранов войны выражается не только в том, что социальное здоровье востребовано самими ветеранами, но и обществу нужны социально здоровые граждане данной категории населения. Общество не может развиваться, если не будет рассматривать решение проблем социального здоровья ветеранов войны как достижение человеческой цивилизации и социального прогресса. Статья предназначена для специалистов сферы социального обслуживания, здравоохранения, образования, исследователей, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бистяйкина Д. А., Касаркина Е. Н., Панькова Е. Г., Савинов Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERAGENCY COOPERATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF SOCIAL HEALTH OF WAR VETERANS (REGIONAL EXPERIENCE)

The relevance of the research problem is determined by the presence of crisis trends in the development of Russian society, as well as cardinal changes in the content of public life, which have led to the need for a fundamental and comprehensive study of the process of interdepartmental interaction in solving problems of social health of war veterans. The purpose of the article is to study the factors that affect the social health of war veterans (combat veterans) and identify trends in solving the problem of preserving the social health of war veterans (combat veterans) through interdepartmental interaction of social institutions. The authors, based on the results of a series of empirical studies, proved that in solving the problems of social health of war veterans, an important role is played by the harmonization of all spheres of society that provide social health, which determines the role of social institutions, the most important of which are the family, health, and social work. The main goals of interdepartmental interaction in solving problems of social health of war veterans are revealed. It is proved that the solution to the problems of social health of war veterans is expressed not only in the fact that social health is in demand by the veterans themselves, but also the society needs socially healthy citizens of this category of population. Society cannot develop if it does not consider solving the problems of social health of war veterans as the achievement of human civilization and social progress. The article is intended for specialists in the field of social services, healthcare, education, researchers, and students.

Текст научной работы на тему «МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)»

УДК 316.4.057.2

Межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны (региональный опыт)

Interagency cooperation in solving the problems of social health of war veterans (regional experience)

Бистяйкина Д.А., ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», [email protected]

Касаркина Е.Н., ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», [email protected]

Панькова Е.Г., ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», [email protected]

Савинов Л.И., ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», [email protected]

Bistyaikina DNational research Mordovian State University named after N.P. Ogarev, [email protected]

Kasarkina E., National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev, eienovik@mail. ru

Pankova E., National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev, [email protected]

Savinov L., National research Mordovian State University named after N.P. Ogarev, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.040

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Республики Мордовия в рамках научного проекта № 18-411-130001/18.

Ключевые слова: ветераны войны, ветераны боевых действий, межведомственное взаимодействие, социальное здоровье, социальные институты.

Keywords: war veterans, combat veterans, interagency interaction, social health, social institutions.

Аннотация. Актуальность проблемы исследования определена наличием кризисных тенденций в развитии российского общества, а также кардинальными изменениями в содержании сфер общественной жизни, повлекшими необходимость фундаментального и всестороннего изучения процесса межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны. Цель статьи заключается в изучении факторов, влияющих на социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) и выделении тенденций решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов. Авторами, по результатам серии эмпирических исследований, обосновано, что в решении проблем социального здоровья ветеранов войны важную роль играет системность всех сфер жизнедеятельности общества, гарантирующих социальное здоровье, поредством деятельности социальных институтов, доминирующими из которых являются семья, здравоохранение, социальная работа. Раскрыты основные цели межведомственного взаимодействия при решении проблем социального здоровья ветеранов войны. Доказано, что решение проблем социального здоровья ветеранов войны выражается не только в том, что социальное здоровье востребовано самими ветеранами, но и обществу нужны социально здоровые граждане данной категории населения. Общество не может развиваться, если не будет рассматривать решение проблем социального здоровья ветеранов войны как достижение человеческой цивилизации и социального прогресса. Статья предназначена для специалистов сферы социального обслуживания, здравоохранения, образования, исследователей, студентов.

Abstract. The relevance of the research problem is determined by the presence of crisis trends in the development of Russian society, as well as cardinal changes in the content of public life, which have led to the need for a fundamental and comprehensive study of the process of interdepartmental interaction in solving problems of social health of war veterans. The purpose of the article is to study the factors that affect the social health of war veterans (combat veterans) and identify trends in solving the problem of preserving the social health of war veterans (combat veterans) through interdepartmental interaction of social institutions. The authors, based on the results of a series of empirical studies, proved that in solving the problems of social health of war veterans, an important role is played by the harmonization of all spheres of society that provide social health, which determines the role of social institutions, the most important of which are the family, health, and social work. The main goals of interdepartmental interaction in solving problems of social health of war veterans are revealed. It is proved that the solution to the problems of social health of war veterans is expressed not only in the fact that social health is in demand by the veterans themselves, but also the society needs socially healthy citizens of this category of population. Society cannot develop if it does not consider solving the problems of social health of war veterans as the achievement of human civilization and social progress. The article is intended for specialists in the field of social services, healthcare, education, researchers, and students.

Введение. Проблема исследования состоит в выявлении зависимости между проблемами социального здоровья ветеранов войны и межведомственным взаимодействием в решении данных проблем. Анализируется влияние действующей системы межведомственного взаимодействия на социальные запросы и потребности ветеранов войны в аспекте регионального опыта.

Анализ особенностей социально-экономического положения ветеранов войны и структуры их поддержки представляет необходимость сформировать инновационные подходы к проведению политики в их интересах. В России сформировался не только индивидуальный, но и коллективный спрос на более действенную социальную политику в отношении ветеранов войны -

переквалификацию всей системы социальной защиты на создание условий, гарантирующих не только активное долголетие ветеранов войны, но и создание условий для реализации потребностей социального здоровья данной категории населения. Целями государственной политики в отношении ветеранов войны должны стать создание условий, при которых получение статуса ветерана войны (боевых действий) не снижал бы их социальный статус, не влияли бы негативно на социальное здоровье, а способствовали сохранению достойного уровня жизни, обеспечивали возможность активного социального участия во всех сферах общественного развития. Ключевым фактором и важнейшим инструментом в этом плане является межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны. В результате взаимодействия многие задачи решаются эффективнее, чем в том случае, когда с ними пытаются справиться отдельные институты, представляющие тот или иной сектор. В рамках межведомственного взаимодействия в решении

проблем социального здоровья ветеранов войны осуществляется партнерство не только между государственными и общественными

организациями, учреждениями и службами, но и другими социальными институтами, которые также нацелены на решение социальных проблем ветеранов войны.

Межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны весьма широкое понятие, и его влияние на социальную среду в современных условиях сложное и многоаспектное. В связи со слабой научной разработанностью проблемы реализации межведомственного взаимодействия особую актуальность приобретает исследование реализации данного процесса на примере конкретного регионального опыта. Обобщение практического опыта межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны в г.о. Саранск необходимо для формулировки рекомендаций по его оптимизации, что является актуальным в современных российских реалиях, когда возрастает роль социального партнерства.

Межведомственное взаимодействие в социальной сфере - это процесс объединения ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности и бизнес-структур для осуществления мероприятий по реализации прав граждан. [5]. Чаще всего межведомственное взаимодействие выражается в различных формах социального партнерства (различных ведомств, органов, организаций и учреждений). Вместе с тем межведомственное взаимодействие можно охарактеризовать и как важную технологию социального партнерства.

Актуальность темы и проблемы исследования состоит в том, что кризисные социокультурные процессы общества в условиях современной России влияют на социальное здоровье ветеранов войны. Состояние социального стресса

большинства населения приобрело хронический характер, отмечается дисбаланс социально здорового поведения, установок и образа жизни.

Обеспечение социального здоровья становится сегодня, главной стратегической целью института социальной работы, функционирование которого непосредственно связано с удовлетворением общественно значимой потребности в профилактике, предупреждении, урегулировании и разрешении многообразных социальных проблем во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом охрана социального здоровья выступает как функция института социальной работы [3].

ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. действующая с 1.01. 2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет здоровье, как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [7].

Определение «здоровье» не является чисто медицинским, поскольку охватывает широкий круг факторов, обеспечивающих благополучие человека.

К индикаторам социального здоровья следует относить: удовлетворенность социально-экономическим положением; удовлетворенность характером и условиями труда; удовлетворенность семейным положением; совершенствование трудовых отношений; уровень доходов; занятость; обеспеченность жильем; социально-психологический климат; образ жизни; поведение.

Некоторые исследователи в своих научных трудах, ставят в прямую зависимость социально-экономический статус и социальное здоровье [1], другие содержание понятие «социальное здоровье» раскрывают через понятия социального благополучия, социальной безопасности, устойчивости социального статуса [2], третьи Анализ исследований Ю. П. Лисицына показывает, что ставят социальное здоровье в зависимость от таких факторов, как продолжительность и качество жизни (условия труда, образование, качество досуга), смысла жизни (ценностные ориентации), от факторов риска (бедность, экологические катастрофы, алкоголизм, наркомания и т.д.) [4].

Таким образом, межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны становится сегодня, главной стратегической целью взаимодействия социальных институтов, функционирование которых непосредственно связано с

удовлетворением общественно значимой потребности в предупреждении, урегулировании и разрешении многообразных социальных проблем данной категории населения во всех сферах жизнедеятельности общества.

Объект исследования - социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий).

Предмет исследования - межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) (региональный опыт).

Цели исследования - изучить факторы, влияющие на социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) и выделить тенденции решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблемы социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в контексте трансформационных процессов современного российского общества.

2. Обосновать факторы положительного и отрицательного влияния на социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий).

3. Проанализировать межведомственное взаимодействие социальных институтов в сохранении социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий).

4. Выявить особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе с ветеранами войны (ветеранов боевых действий) на примере г.о. Саранск.

5. Выделить рекомендации решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов.

Материалы и методы исследования. На базе кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» проведено исследование и ряд мероприятий по региональному гранту №18-411130001 при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Мордовия на тему: «Трансформация социального самочувствия ветеранов войны в условиях российских преобразований на региональном уровне».

В 2018-2019 гг. проведен цикл эмпирических исследований:

1. Пилотажное исследование «Социальное самочувствие ветеранов войны (ветеранов боевых

действий)» (ноябрь 2018 г. - март 2019 г.). Основной целью явилось выявление социального самочувствия и показателей социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий). Были проинтервьюированы ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 5565 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (п = 48 человек). Тип выборочного отбора - целевой.

2. Пилотажное исследование «Социальная поддержка людей пожилого возраста в Республике Мордовия» (февраль - декабрь 2018 г.). Цель исследования - обосновать востребованность мер социально-экономической поддержки и специфику межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в Республике Мордовия. Были опрошены ветераны войны (ветераны боевых действий) в возрасте 55 - 65 лет и старше 65 лет. Исследование проводилось на базе: ГБУ РМ «КЦСО по г. о. Саранск»; Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов (п = 86 человек). Тип выборочного отбора - целевой.

3. Пилотажное исследование «Социальное здоровье и меры социальной поддержки ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (февраль-декабрь 2019 г.). Цель исследования -выявление степени удовлетворенности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) мерами социальной помощи и поддержки в Республике Мордовия. Респондентами данного исследования явились ветераны, проживающие в Республике Мордовия, в возрасте от 55 - 84 лет, состоящие на учете в отделениях социальной поддержки населения подведомственных Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (п = 50 человек). Тип выборочного отбора - целевой.

4. Пилотажное исследование «Сравнительный анализ социального самочувствия лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий)» (октябрь - ноябрь 2019 г.). Основной целью явился сравнительный анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на

социальное самочувствие лиц пожилого возраста и ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в г. Саранске. Посредством анкетирования были опрошены получатели социальных услуг ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» в возрасте 60 - 74 лет (п = 150 человек). Тип выборочного отбора - целевой.

5. Пилотажное исследование «Социальное здоровье ветеранов войны (ветеранов боевых действий) как цель функционирования социальных институтов» (октябрь - ноябрь 2019 г.). Цели исследования - обосновать потребности ветеранов войны (ветеранов боевых действий) в контексте трансформационных процессов современного общества, влияющих на их социальное здоровье и выделить перспективы и рекомендации решения проблемы сохранения социального здоровья ветеранов войны (ветеранов боевых действий) посредством межведомственного взаимодействия социальных институтов. Опрошены эксперты из числа сотрудников: Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия и подведомственных учреждений (ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск»); Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; Совета Мордовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов; Министерства здравоохранения РМ и подведомственных учреждений (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, ГБУЗ РМ «Республиканский гериатрический центр) (п = 95). Тип выборочного отбора - целевой.

Результаты исследования.

Межведомственное взаимодействие в решении проблем социального здоровья ветеранов войны опирается на ряд нормативно-правовых актов [610], основным из которых является Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором, в частности, отмечается, что межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти. Данный регламент определяет не только перечень органов, осуществляющих

межведомственное взаимодействие, но и виды деятельности, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме, механизм реализации мероприятий по

социальному сопровождению, порядок осуществления государственного контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

Важно отметить, что из потребностей социального здоровья ветеранов войны формируются их запросы: личностные и социальные. Социальный запрос - наличие не просто ожиданий, но тех ожиданий, которые должны быть выполнены (иначе ставится под вопрос легитимность государства в целом и его социальной политики в частности). То, что государство должно делать в социальной сфере. Личные запросы - индивидуальные ожидания конкретного человека, в соответствии со своими личностно-индивидуальными предпочтениями. Причем существует совокупность объективных и

Согласно ответам специалистов по социальной работе, ветераны войны (боевых действий), обращаются в ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» преимущественно за материальной и натуральной помощью, именно эти варианты ответов были указаны в 89,0% анкет. Такие варианты ответов как социально-психологическая, социально-правовая,

социально-медицинская помощь и помощь в организации отдыха и досуга были указаны намного реже.

При этом, как отметили сами ветераны войны (боевых действий), чаще всего они обращаются за поддержкой либо ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск», либо в органы социальной защиты населения (48% и 34% соответственно).

Сотрудники также указали, что специалисты ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» чаще всего могут помочь ветеранам войны (боевых действий) в решении материальных проблем (50,0% опрошенных), а также в организации досуга (20,0%). В решении жилищных, хозяйственно-бытовых, социально-

педагогических и социально-психологических проблем (20,0%) они чаще вступают как посредники между ветеранами и другими

субъективных факторов, влияющих на запросы ветеранов войны. Где под объективными факторами понимается совокупность внешних социально-экономических, социально-

политических, экологических, социокультурных условий, не зависящих от человека. В группу субъективных факторов входят условия, на которые человек прямо или косвенно может влиять, а именно: общественное положение, социальная активность, показатели здоровья, материальное благополучие, психологическое состояние, место и характер проживания. Поэтому в межведомственном взаимодействии в решении проблем социального здоровья ветеранов войны для удовлетворения социальных и личностных запросов используются разные формы и средства, см. таблицу 1.

учреждениями. По оценке ветеранов, их проблемы «скорее решаются, чем не решаются» (71% респондентов) в данных учреждениях.

Интерес представляет распределение мнений ветеранов относительно показателей, от которых, прежде всего, зависит их социальный статус и уровень жизни. Несомненно, все показатели являются значимыми, и чтобы выявить доминирующий фактор, респондентам было предложено выбрать один вариант ответа. Среди пяти самых актуальных показателей, респондентами были выбраны: 1 место -отсутствие войны, мирное небо, социально-экономические условия проживания в обществе; 2 место - состояние здоровья; 3 место - личные заслуги перед обществом; положительная оценка обществом подвига ветерана; 4 место - уровень социальной защиты и социального обеспечения; 5 место - социальный статус родственников, семейные взаимоотношения, социальная активность.

Особое значение для определения социального статуса ветерана войны является уровень его социальной активности и отношение общества к нему. Основным видом социальной активности ветеранов, является посильная работа

Таблица 1. - Формы и средства межведомственного взаимодействия в решении проблем социального здоровья ветеранов войны посредством удовлетворения социальных и личностных запросов

Для удовлетворения общественных запросов, необходимо: Для удовлетворения личностных запросов необходимо:

Социальная помощь, обслуживание и поддержка Организация бытовой помощи и досуга социальными службами Общение с обществом, востребованность в обществе Культурное и духовное развитие Медицинское обслуживание Труд, занятость Семейная помощь и взаимопомощь Добрососедские взаимоотношения Разговоры с близким окружением Психоэмоциональная поддержка близких Семейный досуг Востребованность семьей, друзьями Условия проживания, быт

по дому. В силу возраста, своих потребностей, интересов и, что немаловажно, возможностей, ветераны рассматриваемой нами категории не склонны заниматься общественной работой, редко участвуют в общественных мероприятиях, не занимаются спортом.

Анализируя данные, можно отметить несколько закономерностей. Социально-трудовая деятельность способствует быстрой адаптации ветеранов, направлена на поддержание их активного образа жизни сохранения у них осознания своей общественно-полезной значимости. Большинство из опрошенных -48,3% не занимаются никаким видом социально-трудовой деятельности, что свидетельствует о пассивности трудового образа жизни пожилого человека.

При этом социальная активность и досуговая деятельность пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне и отличается разнообразием. Так, в частности, пожилые люди смотрят телевизионные передачи и кинофильмы, читают художественную литературу, играют в настольные игры и разгадывают кроссворды и так далее. Однако есть такие пожилые люди, которые не занимаются никаким видом трудовой деятельности (48,3%), у них отсутствует социальная активность (25,1%) и досуг (5,6%). Следовательно, у этой группы пожилых людей наблюдается низкое социальное самочувствие, что отрицательно сказывается на их жизнедеятельности и социальном здоровье.

Ответы экспертов на вопрос: «С какими учреждениями Вы взаимодействуете при решении проблем ветеранов войны?» (при возможности выбора нескольких вариантов) распределились следующим образом: Пенсионный фонд - 10,0%, органы здравоохранения - 45,0%, с органами социальной защиты - 30,0%, с домами престарелых, с домами-интернатами для престарелых и инвалидов и пр. - 35,0%, с учреждениями культуры - 15,0%, иные учреждения (ФСС, ФОМС и т.д.) - 25,0% и т.д. Важно отметить, что межведомственное взаимодействие по решению проблем ветеранов войны осуществляется с такими учреждениями как: учреждения здравоохранения, негосударственными фондами и т.д.

Например, среди основных мероприятий в процессе реализации межведомственного взаимодействия в КЦСО по г.о. Саранск эксперты выделили следующие: межведомственные и внутриведомственные взаимосвязи, необходимые для реализации координационной функции социальных служб; технологическое оснащение

взаимодействия (алгоритмы, технологии, отдельные способы осуществления

взаимодействия); регуляторы процессов координации (программы, проекты, нормы), регламентирующие меру координационного вмешательства и отношения участников взаимодействия; организация совместных конкретных акций и мероприятий.

Ветераны войны хорошо осведомлены о различных учреждениях, службах и организациях, с которыми сотрудничает КЦСО по г.о. Саранск для решения их проблем. При этом эффективность от данного сотрудничества, по мнению пожилых людей, не достаточно высока (средний балл, по оценке пожилых респондентов - 3,4). Аналогичного мнения придерживаются и 35% специалистов, подчеркивающие, что процессе реализации межведомственного взаимодействия в социальной работе с пожилыми людьми малоэффективен. Однако, более 50% опрошенных специалистов все же отмечают достаточную эффективность межведомственного взаимодействия в социальной работе с пожилыми людьми.

На вопрос: «Существуют ли какие-то внешние и внутренние причины, негативно сказывающиеся на межведомственное взаимодействие Вашего учреждения с другими учреждениями в решении проблем пожилых?» большинство специалистов КЦСО по г.о. Саранск ответили, что существуют. В число данных факторов вошли, отсутствие должной связи с другими ведомствами; дальность нахождения учреждений; «бюрократические законы» (обязательное оформление ходатайств, запросов и т.д.), нежелание разрешение проблем, самими ветранами; отсутствие должного финансирования социальной сферы и т.д.

На вопрос: «Какие основные проблемы в процессе реализации межведомственного взаимодействия при работе с ветеранами войны Вы видите?» специалисты дали следующие ответы: «ведомственное управление в социальной защите в РМ сформировалась без должного учета принципов системного подхода», «учреждения каждого ведомства в большей степени заинтересованы в решении своих проблем, чем общих», «нехватка ресурсов, текучесть кадров, несоответствие функций и полномочий», «отсутствие общей концепции

межведомственной работы» и т.д.

К настоящему времени основными проблемами в межсекторном взаимодействия являются: отсутствие нормативного отображения механизма взаимодействия между секторами в

решении проблем определенной категории населения, в частности ветеранов войны; отсутствие стандартов в оказании социальных услуг (видов помощи) разными типами некоммерческих организаций и т.д.

Среди комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию межведомственного

взаимодействия ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» в социальной работе с ветеранами войны, специалисты назвали следующие: «обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой», «научно-методическое обоснование комплексной работы»; «четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы»; «предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами»; «обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами»; «организация единого

информационного пространства»; «создание общей концепции совместных действий; оптимизация работы межведомственного координирующего звена» и др.

Оптимизация работы учреждений социальной сферы по решению проблем ветеранов войны возможна при введении в практику управления принципов и механизмов эффективного межведомственного взаимодействия и преодоления барьеров в сотрудничестве с учетом позиционирования интересов ветеранов войны. На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия в социальной работе с ветеранами войны?» сотрудники отметили следующие компоненты. По мнению сотрудников, для совершенствования межведомственного взаимодействия с пожилыми в ГБУ РМ «КЦСО по г.о. Саранск» необходимо, прежде всего:

а) усилить межведомственное взаимодействие;

б) расширять сферы и масштабы использования технологии социального посредничества и социального консультирования;

в) проводить активную работу по привлечению в работу потенциала общественных, молодежных организаций и т.д.

Кроме того, анализ отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (которое, несомненно, является главным субъектом организации межведомственного взаимодействия в социальной работе) позволяет привести несколько примеров

межведомственного сотрудничества в социальной работе с ветеранами войны в г.о. Саранск.

Так, например, совместно с Министерством спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, совместно с подведомственными учреждениями, был проведен ряд крупных спортивно-массовых мероприятий среди ветеранов войны, в их числе: Всероссийская лыжная гонка «Лыжня России», Всероссийский день бега «Кросс наций», мероприятия, посвященные 74-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне и т.д.

Важно отметить, что в Республике Мордовия действует Общественный совет при Министерстве социальной защиты, труда и занятости РМ.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что в г.о. Саранск накоплен достаточный практический опыт межведомственного взаимодействия в социальной работе с ветеранами войны. Специалисты ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» принимают участие в различного рода совещаниях, советах. Тесное сотрудничество с учреждениями различных ведомств способствует своевременному выявлению пожилых людей, имеющих те или иные проблемы, с которыми не в состоянии самостоятельно справиться, это обусловлено востребованностью реализации

межведомственного взаимодействия в социальной работе с ветеранами войны в Республике Мордовия.

Однако, сложившаяся на сегодняшний день система ведомственного управления в социальной защите ветеранов войны в РМ сформировалась без должного учета принципов системного подхода. Учреждения каждого ведомства в большей степени заинтересованы в решении своих проблем, чем общих. Это связано с нехваткой ресурсов, текучестью кадров, несоответствием функций и полномочий. На наш взгляд, процесс организации межведомственного взаимодействия крайне сложен не только в организационном и техническом, но и в научно-методическом аспектах.

Заключение. Характеристики социального здоровья не имеют доминирующего показателя, что обусловлено многочисленными

составляющими, охватывающими все уровни и сферы жизнедеятельности человека, групп, общества в целом. Социальное здоровье является потребностью для общества, необходимым условием его существования. Понятие «социальное здоровье» взаимосвязано с

социальными структурами и системой взаимодействия всех социальных институтов общества.

1. В решении проблем социального здоровья ветеранов войны важную роль играет эмерджентность всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечивающих социальное здоровье, определяющей оказывается роль социальных институтов, основными из которых являются семья, здравоохранение, социальная работа.

2. Основные цели межведомственного взаимодействия при решении проблем социального здоровья ветеранов войны заключаются в социальной защите граждан в случае утраты здоровья; удовлетворении потребности ветеранов войны в безопасности; профилактике социального риска, социальных болезней ветеранов войны; социализации и социальной адаптации ветеранов войны, утративших социальное здоровье; регулировании социальных процессов влияющих на социальное здоровье ветеранов войны; определении и поддерживании общего социального порядка; соблюдении (защиты) прав ветеранов войны в сфере охраны здоровья, социальной защиты и обеспечении связанных с этими правами государственных гарантий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В современных условиях усугубления социальных проблем ветеранов войны, расширения их спектра, ухудшения показателей социального здоровья возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне, с использованием ряда востребованных функций института социальной работы. Однако в настоящее время институт социальной работы не в полной мере реализует свои функции ориентированные на достижение цели сохранения социального здоровья населения, среди них: функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; посредническая функция.

4. Решение проблем социального здоровья ветеранов войны выражается не только в том, что социальное здоровье востребовано самими ветеранами, но и обществу нужны социально здоровые граждане данной категории. Общество не может развиваться, если не будет рассматривать решение проблем социального здоровья ветеранов войны как достижение человеческой цивилизации и социального прогресса.

1. Абылай А.Б. Социально-экономический статус и здоровье населения / А.Б. Абылай // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 116-121.

2. Актуальные проблемы исследования социального здоровья : опыт социально-философского анализа: учебное пособие; под ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб, Химиздат, 2004. - 310 с.

3. Бистяйкина Д.А. Проблемы социального здоровья и потребность населения в институте социальной работы в контексте трансформационных процессов современного российского общества: коллективная монография / Д.А. Бистяйкина, Е.Н. Касаркина, И.Н. Лесанова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. -Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. - С. 15-27.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина. - М.: Медицина, 2002. - 416 с.

5. Некрасов О.А. Совершенствование форм межотраслевого правления / О.А. Некрасов. - М.: Знание, 2014. - 316 с.

6. О Порядке социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Постановление Правительства РМ от 29.12.2004 № 479 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система. - М., 2020. - Режим

доступа: http://base.consultant.ru

7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер. закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. действующая с 1.01.2017 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - М., 2020. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902312609

8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер. закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Консультант-Плюс: справ.-правовая система. - М., 2020. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=158840;ftame= 15

9. Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия [Электронный ресурс] / Постановление Правительства Республики Мордовия от 24.11.2014 г. № 563 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система. - М., 2020. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

10. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг [Электронный ресурс] / Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 // Консультант-Плюс: справ. -правовая система. - М., 2020. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

References:

1. Abylay A.B. Socio-economic status and public health / A.B. Abylay // Economics and modern management: theory and practice. - 2014. - № 41. - S. 116— 121.

2. Actual problems of the study of social health: the experience of socio-philosophical analysis: a training manual; under the editorship of R.A. Zobova, A.A. Kozlova. - St. Petersburg, Khimizdat, 2004. - 310 s.

3. Bistyaykina D.A. Problems of social health and the need of the population in the institute of social work in the context of the transformation processes of modern Russian society: a collective monograph / D.A. Bistyaykina, E.N. Kasarkina, I.N. Lesanova // Theoretical and practical aspects of psychology and pedagogy. - Ufa: Aeterna LLC, 2017. - P. 15-27.

4. Lisitsyn Yu.P. Public health and public health: a textbook / Yu.P. Lisitsyn, N.V. Polunina. - M.: Medicine, 2002. - 416 p.

5. Nekrasov O.A. Improving the forms of inter-branch government / O.A. Nekrasov. - M.: Knowledge, 2014. -316 p.

6. About the Procedure for social services for elderly citizens, people with disabilities and families with minors in a socially dangerous situation or other difficult life situations [Electronic resource] / Decree of the Government of the Republic of Moldova dated 29.12.2004 No. 479 // Consultant-Plus: legal reference system. - M., 2020. -Access mode: http://base.consultant.ru

7. On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation Electronic Resource / Fede. Law of the Russian Federation of November 21, 2011 No. 323-FZ (as amended since 01/01/2017) // Electronic Fund of Legal and Technical Documentation. - M., 2020. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/902312609

8. On the basics of social services for citizens in the Russian Federation [Electronic resource] / Fede. Law of the Russian Federation dated 12.28.2013 No. 442-K3 // Consultant-Plus: reference legal system. - M., 2020. -Access mode: http://base.consultant.ru/ cons / cgi / online.cgi? Req = doc; base = LAW; n = 158840; frame = 15

9. On approval of the procedures for the provision of social services by social service providers in the Republic of Mordovia [Electronic resource] / Decree of the Government of the Republic of Mordovia dated November 24, 2014 No. 563 // Consultant-Plus: reference legal system. - M., 2020. - Access mode: http://www.consultant.ru/

10. On approval of the approximate list of social services by type of social services [Electronic resource] / Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2014 No. 1236 // Consultant-Plus: reference legal system. - M., 2020. - Access mode: http://www.consultant.ru/

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.