УДК 616-082.6
© Т.Р. Гизатуллин, И.Б. Науширванова, В.А. Катаев, Р.Х. Гизатуллин, 2013
Т.Р. Гизатуллин1, И.Б. Науширванова2, В.А. Катаев1, Р.Х. Гизатуллин2 МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ОКАЗАНИЮ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ МВД 'ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа 2ФКУЗ «МСЧМВД России по Республике Башкортостан», г. Уфа
В статье описан порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Республики Башкортостан, приведены показатели работы ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Башкортостан», приведены данные анализа охвата медицинской помощью прикрепленного контингента во взаимодействии с муниципальными и республиканскими лечебно-профилактическими учреждениями, отражены основные направления перспективного планирования деятельности в системе оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел.
Ключевые слова: ведомственное здравоохранение, медицинская помощь сотрудникам МВД, межведомственное взаимодействие республиканских и муниципальных лечебно-профилактические учреждений.
T.R. Gizatullin, I.B. Naushirvanova, V.A. Kataev, R.Kh. Gizatullin MULTI-AGENCY INTERACTION OF MEDICAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS (MIA) AND THE MINISTRY
OF HEALTHCARE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ON RENDERING MEDICAL AND PREVENTIVE AID TO MIA EMPLOYEES
The article describes the procedure of rendering medical aid to the employees of the Internal Affairs Agencies of the Republic of Bashkortostan; it also presents the work indices of the Medical Sanitary Disposal of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Republic of Bashkortostan. The work provides the data of the health-care coverage of assigned contingent in cooperation with the municipal and republican institutions for treatment and prevention. The main directions for perspective planning of activities in the system of rendering medical assistance to the employees of the Internal Affairs Agencies are reflected in the article.
Key words: departmental healthcare, medical aid to the employees of the Ministry of Internal Affairs, multi-agency cooperation of the republican and municipal treatment-and-prophylactic institutions.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин нашей страны имеет право на получение всеобщей, бесплатной, доступной и высококвалифицированной медицинской помощи [1]. Кроме того, охрана здоровья сотрудников органов внутренних дел ложится в основу сохранения их профессиональной надежности [5].
Охрана здоровья личного состава органов и подразделений внутренних дел МВД по Республике Башкортостан возложена на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Башкортостан». Приоритетными направлениями деятельности медико-санитарной части являются совершенствование лечебно-профилактической помощи и расширение видов специализированной медицинской помощи, с внедрением в практическую деятельность новых методов и технологий, оснащение ведомственных медицинских учреждений современным оборудованием, увеличение коечной мощности, организация и проведение реабилитационных и лечебных мероприятий сотрудникам, прибывшим из служебных командировок, в т.ч. с территории Северокавказского региона. Основные направления деятельности реализуются на
сегодняшний день как в условиях ведомственных госпитальных баз и санаторно-курортных учреждениях МВД России, так и в республиканских и муниципальных учреждениях здравоохранения.В Республике Башкортостан оказание медицинской помощи обслуживаемого контингента осуществляется госпиталем Медико-санитарной части МВД России по РБ, который развернут в г. Уфе и состоит из стационара на 85 коек (с перспективным расширением до 210 коек), из которых 55 коек терапевтического и 30 коек неврологического профиля, а также многопрофильной поликлиники мощностью на 600 амбулаторных посещений в смену.
При анализе прикрепленного контингента к целевым группам, которым оказывается медицинская помощь, относятся сотрудники региональных органов внутренних дел, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся Уфимского юридического института и Уфимской школы подготовки специалистов - кинологов МВД России, военнослужащие внутренних войск МВД (в/ч 6795), пенитенциарной системы - ГУФСИН МЮ РФ по РБ, противопожарной службы - УГПС МЧС по РБ, а также участники Великой Отечественной войны, инвалиды и пенсионеры
МВД с членами семей. Общая численность пациентов в медико-санитарной части в соответствии с Положением об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 8 ноября 2006 года № 895, на конец 2012 года составлял 64132 человека по РБ, в том числе по городу Уфе 37 958 человек. В табл. 1 приведена численность пациентов МСЧ МВД по РБ в динамике за последние 3 года в сравнении муниципальными и республиканскими правоохранителями.
За проанализированный период численность контингента по Республике Башкорто-
стан, находящегося на медицинском обслуживании в госпитале МСЧ МВД России по РБ, варьирует по годам с уменьшением к 2012 году на 8,8 %, что можно связать с успешно проведенной реформой системы МВД России.
Таблица 1
Динамика изменения численности лиц, подлежащих медицинскому обслуживанию в МСЧ МВД
Численность обслуживаемого контингента Годы
2010 2011 2012
по республике 70307 70181 64132
по городу Уфе 37531 37958 32322
Результаты анализа структуры прикрепленного контингента, подлежащего медицинскому обслуживанию в МСЧ МВД России по РБ, за период с 2010 по 2012 годы представлены в табл. 2.
Таблица 2
Структура контингента, подлежащего медицинскому обслуживанию в МСЧ МВД России по РБ в 2010-2012 гг.
2010 год 2011 год 2012 год
Контингент числен- % от общего числен- % от общего числен- % от общего
ность числа ность числа ность числа
Сотрудники ОВД 20500 29,2 17500 24,9 17619 27,5
Работники ОВД 2453 3,5 2892 4,1 3109 4,8
Военнослужащие ВВ 744 1,1 764 1,1 643 1,0
Члены семей 20942 29,8 21625 30,8 18777 29,3
Пенсионеры МВД 12317 17,5 14527 20,7 13064 20,4
Сотрудники и работники других право- 12034 17,1 11723 16,7 9847 15,4
охранительных органов
Курсанты 1237 1,8 1150 1,7 1073 1,6
Итого... 70307 100 70181 100 64132 100
Как видно из приведенных данных по структуре прикрепленного контингента за проанализированный период последних трех лет в целом осталось без изменений соотношение распределения между категориями лиц, получающих медицинскую помощь, также практически не изменилось.
Для динамического наблюдения за состоянием здоровья полицейских организованы и проводятся ежегодные медицинские осмотры, реабилитационные мероприятия. В период с 2010 по 2012 годы отмечается рост показателя охвата такими осмотрами личного состава МВД по РБ с 97,98 до 98,72% (табл.3).
Таблица 3
Динамика полноты охвата медицинскими осмотрами личного
состава ОВД Республики Башкортостан в 2010-2012 гг.
Полнота охвата профилактическими осмотрами, % Годы
2010 2011 2012
Личный состав МВД по РБ 97,98 98,52 98,72
Личный состав МВД РФ 93,84 95,05 95,4
В результате сравнения динамики показателей полноты охвата медицинскими осмотрами личного состава республиканского МВД стабилен с тенденцией к возрастанию и достижению полного охвата профилактическими осмотрами.
Тем не менее при необходимости специализированной медицинской помощи, которая не оказывается в МСЧ МВД России по РБ, сотрудники МВД направляются в респуб-
ликанские и муниципальные учреждения здравоохранения. Это - родовспоможение, хирургические операции, лечение онкологических заболеваний, специализированные лабораторные и инструментальные методы исследования (компьютерная и магнитно-резонансная томография и др.).
Лечение сотрудников правоохранительных органов, содержащихся за счет федерального бюджета, в республиканских и муниципальных лечебных учреждениях производится на основании Постановления Правительства РФ от 31.12. 2004г. №911 «О порядке оказания медицинской помощи, санитарно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей». Сотрудники, содержащиеся за счет республиканского или местного бюджетов, проходили лечение за счет средств соответствующих бюджетов на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 7.06.2005г. №118 «О возмещении учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения РБ расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам милиции общественной безопасности Республики Башкортостан, содержащимся за счет бюджета Республики Башкортостан» [2,6].
Данными Постановлениями определены новые задачи для МСЧ МВД по РБ по обеспечению медицинским обслуживанием личного состава органов внутренних дел, благодаря которым изменился порядок обслуживания сотрудников, что позволило охватить всех сотрудников всеми видами медицинской помощи. В целях реализации данных Постановлений в составе лечебно-профилактического отдела Медико-санитарной части МВД России по Республике Башкортостан было создано отделение по взаимодействию с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения республики [2,3,4].
В цели и задачи данного отделения входят прием и регистрация медицинских и финансовых документов, поступающих из учреждений здравоохранения республики, осуществление клинико-экспертной оценки оказанной медицинской помощи в ЛПУ республики.
В настоящее время на конец 2012 года на договорной основе медициная помощь сотрудникам МВД по РБ оказывается в 107 учреждениях республиканского и муниципального здравоохранения. В результате была достигнута возможность получения медицинской помощи сотрудниками органов внутренних дел даже в самых отдаленных районах республики. Финансирование лечебно-профилактических мероприятий осуществлено на общую сумму более 60, 8 млн.руб., из них по федеральному бюджету -около 28 млн. руб., из бюджета республики на эти цели потрачено более 32 млн.руб.
В учреждениях республиканского и муниципального здравоохранения медицинскую помощь получили 7862 полицейских, находящихся на федеральном финансировании, 10142 сотрудника за счет средств республики и местных бюджетов. Структура оказанной медицинской помощи по ее видам: амбулаторная - 4670, стационарная - 3158, зубопро-тезирование - 392, обследование - 2358 чело-
век. Подобная картина организации взаимодействия ведомственного с республиканским и муниципальным здравоохранением наблюдалась в 2010 и 2011 годах, потраченные суммы на лечение сотрудников полиции из бюджетов всех уровней были сопоставимы с 2012 годом. В результате оказания медицинских услуг в системе гражданского здравоохранения ежегодно перечислялось в среднем 63,5 млн. руб.
Необходимо отметить, что в целях повышения качества профилактических осмотров личного состава органов внутренних дел в лечебно-профилактических учреждениях республики проведен дополнительный медицинский осмотр 8726 полицейских.
Таким образом, опыт взаимодействия системы ведомственного здравоохранения с республиканскими и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями явился предпосылкой к подписанию межведомственного приказа МВД по РБ и Минздрава РБ от 14.02.2012г. № 114/314-Д «Об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения Республики Башкортостан»[7].
Дальнейшее повышение качества медицинского обслуживания в условиях реформ МВД и модернизации системы здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях может осуществляться в сотрудничестве медицинских учреждений ведомственного и гражданского здравоохранения. Установленный порядок оказания медицинской помощи контингенту, прикрепленному к МСЧ МВД по РБ в межведомственном взаимодействии, позволяет поддерживать на высоком уровне профилактическое направление в деятельности, эффективно использовать систему республиканского и муниципального здравоохранения для качественного улучшения здоровья сотрудников органов внутренних дел.
Сведения об авторах статьи: Гизатуллин Тагир Рафаилович - научный сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
Науширванова Ирина Борисовна - к.м.н., зам. начальника ЛПО; начальник отделения ВМОГМСЗ ФКУЗ МСЧ МВД России по РБ. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, 59.
Катаев Валерий Алексеевич - зав. кафедрой послевузовского и дополнительного фармацевтического образования ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.
Гизатуллин Рафаил Хамзаевич - к.м.н., начальник лечебно-профилактического отдела ФКУЗ МСЧ МВД России по РБ. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, 59.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года с изменениями от 30 декабря 2008 года.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N° 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N° 1232 г. Москва «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы
в органах внутренних дел и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения».
4. «Реформа МВД» Российская газета: иг1: http://www.rg.ru/sujet/4014/ от 18.07.2012 г.
5. Спецтема. Отчет по теме НИР шифр «Хвоя» (соавт.: Бухтияров И.В., Глухов Д.В. и др.) - М.: ГосНИИИ ВМ Минобороны России, 2010. - 124 с. Инв. № 19814.
6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.06.2005 г. № 118 «О возмещении учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения Республики Башкортостан расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам милиции общественной безопасности Республики Башкортостан, содержащимся за счет бюджета Республики Башкортостан».
7. Межведомственный приказ МВД по РБ и Минздрава РБ от 14 февраля 2012 года № 114/314-Д «Об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения Республики Башкортостан».
УДК 616-036.865:313.1(470.43) © М.Л. Сиротко, М.Н. Бочкарева, 2013
М.Л. Сиротко, М.Н. Бочкарева ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет»
Минздрава Россиии, г. Самара
В статье представлены результаты расчета и анализа структуры и частоты заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности (ЗВУТ) в Самарской области в 2007-2011 гг. Дана качественная оценка показателей ЗВУТ. Показаны различия в частоте и продолжительности временной нетрудоспособности за исследуемый период, требующие специфического подхода при разработке мероприятий по ее предупреждению и снижению. Проведенный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности позволит разработать мероприятия по снижению заболеваемости работающих лиц на каждом территориальном участке и территории в целом. Проведена оценка уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности по шкале «Оценка показателей заболеваемости с ВУТ по Е.Л.Ноткину».
Ключевые слова: заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), структура ЗВУТ, частота ЗВУТ, качественная оценка ЗВУТ, временная нетрудоспособность (ВН), случай ВН, день ВН.
M.L. Sirotko, M.N. Bochkareva ASSESSMENT OF MORBIDITY WITH TEMPORAL DISABILITY AMONG POPULATION OF SAMARA REGION
The article presents the results of calculation and analysis of structure and rate of morbidity with temporal disability (MTD) in Samara region in 2007-2011. The quality assessment of the indicators of MTD is given. The significant differences in rate and temporal disability duration are demonstrated. The issues demanding a specific approach during the development of activities targeted to prevention and decrease of temporary disability morbidity are discussed. The analysis of MTD will result in the development of measures for reduction of morbidity in people working in every district and the whole territory. The estimation of MTD rate according to the E.L. Notkin scale was conducted, considering estimation of "percentage of the diseased" out of total number of working population.
Key words: morbidity with temporal disability (MTD), MTD structure, MTD rate, MTD quality assessment, temporal disability (TD), TD case, TD day.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) является одним из видов заболеваемости по обращаемости и служит важным показателем при оценке здоровья работающего населения. ЗВУТ характеризует распространенность тех случаев заболеваний работающих, которые повлекли за собой невыход на работу, в связи с чем ее изучение и анализ имеют не только большую социально-гигиеническую, но и социально-экономическую значимость [1,5,7].
Основной задачей изучения ЗВУТ является подготовка научно-аналитических материалов для последующего обоснования и разработки комплекса конкретных мероприятий по снижению заболеваемости работающих в масштабах государства, отрасли, предприятия (организации), а также индивидуальной заболеваемости [2,3,4,8]. Целью данного исследования явились расчет, анализ и оценка основ-
ных показателей ЗВУТ населения Самарской области.
Материал и методы
Объектом исследования явилось рабочее население Самарской области, предметом исследования - его зарегистрированная заболеваемость, единицей наблюдения - случай и день нетрудоспособности.Проведен анализ формы №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности» за 2007-2011 гг. и рассчитана структура временной нетрудоспособности (ВН) в случаях и в днях, средняя длительность одного случая ВН, число случаев (дней) ВН на 100 работающих [3].
Для анализа нами были использованы аналитический, статистический и эпидемиологический методы исследования.
Результаты
В период 2007-2011 гг. в Самарской области в среднем за год регистрировалось 34,6