УДК 528.44
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Валерия Владимировна Вылегжанина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, тел. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]
Проанализирована процедура межведомственного электронного информационного взаимодействия в рамках нового законодательства в учетно-регистрационной сфере, на территории Новосибирской области. Рассмотрены полномочия регистрирующего органа по внесению сведений с использованием межведомственного электронного информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Выявлены недочеты при работе указанных органов в рамках Информационного взаимодействия с регистрирующим органом. Предложен порядок устранения указанных неточностей.
Ключевые слова: информация, взаимодействие, недвижимость, электронная форма, государственная услуга, учет недвижимости, органы местного самоуправления.
INTERDEPARTMENTAL INFORMATION EXCHANGE WITHIN FRAMEWORK OF NEW CADASTRAL REGISTRATION LAWS
Valeria V. Vylegzhanina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]; Department of Federal Service for State Registration, Cadastral Records and Cartography for Novosibirsk region, 630091, Russia, Novosibirsk, 28 Derzhavina St., main specialist expert, Department of Legal Coverage, tel. (383)227-10-76, e-mail: [email protected]
The procedure of information exchange within the framework of new cadastral registration laws on the territory of Novosibirsk region is analyzed. Powers of registration authority over entering the data by exchanging information with public and local authorities are considered. Some drawbacks in the work of the above-mentioned bodies as regards information exchange with registration authority have been found. The author presents a procedure for these shortcomings correction.
Key words: information, interaction, real property, electronic format, state service, real property registration, local authorities.
Важным аспектом, положенным в развитие программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», подпрограммы «электронное правительство» [1] стало внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия (далее Информационное взаимодействие), обеспечивающей обмен информацией между органами и организациями при выполнении работ, в сфере предо-
ставления в электронной форме публичных услуг, а также исполнения государственных и муниципальных функций.
Правительством Российской Федерации определены следующие задачи, решение которых должно осуществляться в рамках Информационного взаимодействия:
1) исполнение публичных функций в электронной форме;
2) предоставление публичных услуг, в том числе посредством портала «Госуслуги» в электронном форме;
3) информационное взаимодействие при предоставлении указанных публичных услуг, а также исполнении государственных и муниципальных функций.
Информационное взаимодействие обеспечивает, в том числе доставку, получение и обработку информации, её подлинность и целостность, защиту от искажения и несанкционированного доступа, а также хранение в электронных сервисах, которые включены в реестр сервисов, подключенных к указанному взаимодействию [2].
Специализированные базы данных построены на принципе формирования и обработки информации, позволяющих обеспечивать хранение, быстрый доступ и поиск необходимых данных, что должно укладываться в основу организационно-управленческой деятельности различных государственных и муниципальных органов и организаций [3].
Полномочия Управления Росреестра по Новосибирской области (Управление) по предоставлению государственных услуг в регистрационно-учетной сфере определены действующим законодательством и регулируются, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также нормами недавно вступившего в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости).
Законом о недвижимости объединены процедуры кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в одну информационную систему - Единый государственный реестр недвижимости (ГРН), который является составной частью геоинформационного пространства [4].
Учитывая сокращение сроков в предоставлении государственной услуги по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости и (или) государственной регистрации недвижимости, обусловленных новым законодательством, Информационное взаимодействие является необходимым важным звеном в регистрационно-учетной сфере.
Следует заметить, что Информационное взаимодействие не только облегчает задачу государственных органов и органов местного самоуправления по выполнению своих функций, но и уменьшает временные затраты всех участников гражданского оборота в сфере недвижимости в целом.
Более того, посредством Информационного взаимодействия граждане освобождаются от необходимости самостоятельно собирать документы для получения государственных услуг.
Правительством Российской Федерации утверждены правила предоставления документов в регистрирующий орган в порядке Информационного взаимодействия (Правила) [5], действующие в рамках статьи 32 Закона о недвижимости [6].
Так как ГРН на сегодняшний день ведется в двух унаследованных информационных системах АИС ГКН и АИС Юстиция полномочия по внесению указанной информации в государственный реестр недвижимости распределены между Управлением и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (Кадастровая палата).
Деятельностью Кадастровой палаты является, в том числе, внесение сведений, содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в ГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке Информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в ГРН, в том числе проведения проверок на соответствие указанных сведений актуальным записям ГРН, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета [7].
Полномочия Управления заключаются, в том числе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведение ГРН[8].
Таким образом, Информационное взаимодействие в регистрационно-учетной сфере осуществляется Кадастровой палатой и Управлением в рамках указанных полномочий.
Если конкретизировать, то все сведения, поступившие в порядке Информационного взаимодействия, касающиеся объектов недвижимости вносятся в ГРН Кадастровой палатой, сведения, поступившие относительно субъектов гражданских правоотношений вносятся Управлением.
Правилами также предусмотрена возможность предоставления документов на электронных носителях при отсутствии технической возможности использования сети «Интернет».
К примеру, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области в адрес Управления направляются постановления об арестах в отношении объектов недвижимости, вынесенные в рамках исполнительных производств, на электронных носителях. Сотрудниками Управления производится прикрепление указанных документов в электронном виде в реестровые дела с последующим внесением информации в ГРН.
Необходимо обратить внимание, что государственные регистраторы при проведении правовой экспертизы также активно пользуются Информационным взаимодействием посредством портала госуслуг. Для устранения сомнений относительно сведений о субъекте правоотношений, государственный регистра-
тор может сделать запрос в соответствующую государственную структуру, располагающую указанными сведениями.
В настоящее время имеется проблема по осуществлению в рамках Информационного взаимодействия государственной регистрации прав на объекты недвижимости на основании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также сделок, совершенных между указанными органами и физическими или юридическими лицами.
Согласно Закону о недвижимости при издании соответствующего акта или заключении договора, орган государственной власти и орган местного самоуправления обязан в пятидневный срок направить указанные документы в регистрирующий орган.
Законом о недвижимости определен порядок направления указанных документов.
За государственную регистрацию прав взымается государственная пошлина, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ).
Согласно НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются лица, в отношении которых совершаются юридически значимые действия.
Таким образом, при поступлении в Управление указанных документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, регистрирующий орган должен обладать информацией об уплаченной государственной пошлине лицом, в отношении которого будет совершаться регистрационное действие.
В силу п.3 ст. 25 Закона о недвижимости отсутствие информации об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документе об уплате государственной пошлины, который не был представлен заявителем является основанием для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения [6].
Необходимо отметить, что в практике Управления участились случаи возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в рамках Информационного взаимодействия, без рассмотрения по причине отсутствия информации об уплате государственной пошлины.
В подобных случаях Управление рекомендует органам государственной власти и органам местного самоуправления разработать схему взаимодействия с заявителями по своевременному представлению в регистрирующий орган полного пакета документов, включая сведения об уплате государственной пошлины, для исключения в последующем ситуаций, способствующих неэффективному использованию процедуры Информационного взаимодействия в реги-страционно-учетной сфере, связанной с возвратом документов без рассмотрения органам государственной власти и органам местного самоуправления, и необходимости заявителю повторно самостоятельно обращаться в регистриру-
ющий орган за оказанием государственной услуги по государственной регистрации прав.
Предлагается следующий порядок взаимодействия между указанными субъектами правоотношений.
После издания соответствующих актов указанными органами, в день направления документов в Управление, необходимо извещать с помощью сети «интернет», а также по телефонной и мобильной связи физических и юридических лиц, в отношении которых были изданы соответствующие акты, о необходимости незамедлительного обращения с соответствующим заявлением в Управление, в также уплатой государственной пошлины за совершение регистрационных действий. В уведомлении рекомендуется указывать на обязательность государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, установленную действующим законодательством, а также соответствующий срок проведения государственной регистрации, в рамках которого, после даты подачи заявления органом государственной власти или органом местного самоуправления, физическим или юридическим лицам надлежит обратиться в регистрирующий орган.
С начала 2017 года согласно статистическим данным в Росреестр в порядке электронного взаимодействия поступило более 1,2 миллионов запросов сведений из государственного реестра недвижимости [9].
На территории Новосибирской области за первый квартал 2017 года эта цифра равна 110325 [10].
Для сравнения за весь 2016 год на территории Новосибирской области в порядке электронного взаимодействия поступило 415351 запросов [10].
Таким образом, электронный документооборот в рамках Информационного взаимодействия между регистрирующим органом и органами государственной власти, органами местного самоуправления упрощает и ускоряет процедуру учета и регистрации прав в отношении недвижимого имущества, что позволяет в свою очередь выполнять задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в государственной программе «Информационное общество».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 03.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020годы)». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 (ред. от 11.08.2016) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»). - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Гиниятов И. А., Ильиных А. Л. Особенности систематизации и интеграции информации при разработке автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей АПК // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск : СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. - С. 241-245.
4. Карпик А. П., Лисицкий Д. В. Электронное геопространство - сущность и концептуальные основы // Геодезия и картография. - 2009. - № 5. - С. 41-44.
5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 (ред. от 17.12.2016) "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Приказ Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 (ред. от 01.11.2016) "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2016 № 42249) режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Электронный сайт Росреестр. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/ mezhvedomstvennoe-vzaimodeystvie/uchastnikam-mezhvedomstvennogo-vzaimodeystviya/.
10. Отчет в Росреестр по форме 8 о работе в рамках межведомственного взаимодействия за январь и февраль 2017 г.
© В. В. Вылегжанина, 2017