IV. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ И СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ЗА ПЕРИОД С 2013-2015 ГГ.)
Медеубеков У.Ш.3, Божбанбаева Б. М.1, Арингазина А. М.2
'Казахстанский медицинский университет 2«Высшая школа общественного здравоохранения» Национальный научный центр хирургии имени А.Н. Сызганова
Аннотация
В Республике Казахстан, как и в других странах Содружества Независимых Государств в условиях улучшения экономики, миграции населения с особой остротой встали проблемы дорожно-транспортных происшествий. Рост числа дорожно-транспортных происшествий обусловлен социальными проблемами, приводящими к снижению уровня и качества жизни населения и экономики страны в целом.
В соответствии с Государственной программой развития здравоохранения «Денсаулык;» на 2016-2019 гг., будет продолжена работа в рамках межсекторального взаимодействия, в том числе мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий путем обеспечения системности профилактики и информационной работы с населением по безопасности дорожного движения, повышению уровня соблюдения норм и правил в сфере дорожного движения, устранению аварийно-опасных участков на дорогах.
Межсекторальное взаимодействие даст возможность совершенствования работы в целях снижения дорожно-транспортных происшествий.
Жол-келш окигасын азайту максатындагы сектораралык децгейдеп карым катынас (2013-2015 жж. араль^ында Оцтуспк Казакстан жэне Солтуслк Казакстан облыстары мысалында)
Медеубеков ¥.Ш.3, Божбанбаева Б. М.1, Арингазина А. М
1«К^амдык, денсаулык, сактау xofapn мектеб!»
2К,азак,стандык, медицина университет!
3А.Н. Cызfaнoв атында™ ±лттык ™лыми хирургия opтaлыfы
Ацдатпа
Казакстан Республикасында баска да Тэуелаз Кауымдастыры мемлекеттер1мен 6ipre, экономиканы жет1лд1ру, халыктыц кеш1-кон туршсынан, жол-келк ок^аларыныц мэселеа' эа'ресе еткр болып табылады. Жол-келк окрасы саныныц кебею!' элеуметтк проблемамен, элеуметтк мэселе жэне халыкгьщ ем1р сапасы жэне экономиканыц темендеу!мен туында¥ан.
Казакстан Республикасыныц денсаулык сактау саласын дамытудыц 2016-2019 жылдарра арналран «Денсаулык» мемелекеттк бащарламасына сэйкес, сектораралык жумыс жалрасын табады, жол козралысыныц кау1пс1зд1г1, жол козралысы саласындаш нормалар мен камдаларды сактаудецгей1н кетеру, оныц Ынде жол козралысы ережелер!н бузушылыктарды автоматты тркеу жуйелер'ш пайдалана отырып кетеру бойынша халыкпен профилактикалык жэне акпараттык жумыстыц жуйелшг'н камтамасыз ету аркылы жол кел!к ок^аларыныц алдын алу, жолдардаш авариялык-кау!птi учаскелердi жою женндегi 1с-шаралар жалрастырылатын болады. Сектораралык ынтымактастык жол апаттарды темендету максатында жумысты жаксартура мумк'ндк бередi.
УДК 614.1-614.8-052
ОБ АВТОРАХ
Божбанбаева Б.М. - магистрант специальности «Общественное здравоохранение», Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения», г. Алматы
Арингазина А.М. - (научный руководитель), доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и социальных наук, Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения», г. Алматы
Медеубеков У.Ш. - заместитель Председателя правления по научно-клинической деятельности АО ННЦХ им. А.Н. Сызганова, д.м.н., профессор, e-mail: medeubek@mail.ru
Ключевые слова:
межсекторальное сотрудничество, дорожно-транспортные происшествия, профилактические меры.
АВТОРЛАР ТУРАЛЫ
Божбанбаева Б.М. «Корамдык денсаулык сактау жорары мектебЬ Казакстандык медицина университешн «Когамдык денсаулык сактау» факультетшщ магистранты, Алматы к.
Арингазина А.М. (шлыми жeтeкшi) Медицина рылымдарынын докторы, профессор, «Котамдык денсаулык сактау жорары мектебЬ Казакстандык медицина университешц, когамдык денсаулык сактау жэне элеуметтк рылымдар кафедрасынын мeнгeрушiсi, Алматы к.
Медеубеков У.Ш. - А.Н. Сызранов атындаш Улттык шлыми хирургия орталыгынын баскарма Терагасынын шлыми-клиникалык кызеттер женщеп орынбасары, м.ьд., профессор.
Туйш сездер
сектораралык ынтымактастык, жол-кел'/к окиралары, профилактикалык шаралар.
2
BULLETIN OF SURGERY IN KAZAKHSTAN № 2-2017
71
Intersectoral interaction to reduce the number of road accidents
(On the example of the South-Kazakhstan and North-Kazakhstan regions
For the period from 2013-2015).
ABOUT THE AUTHORS
Bozhbanbaeva B.M. Master of Public Health, Kazakhstan Medical University"Kazakhstan School of Public Health", Almaty
Aringazina A.M. (supervisor of studies) Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Population Health and Social Sciences Kazakhstan Medical University"Kazakhstan School of Public Health", Almaty
Ulugbek Sh. Medeubekov - Deputy Chairman of the Board of JSC NSCS named after A.N. Syzganov, dr.med., professor.
E-mail: medeubek@mail.ru
Keywords
intersectoral cooperation, road and transport incidents, preventive measures.
Medeubekov U.Sh.3, Bozhbanbaeva B.M.1, Aringazina A.M.2
'Kazakhstan Medical University 2"Kazakhstan School of Public Health"
3National Scientific Center of Surgery named after A.N. Syzganov, Almaty, Kazakhstan Summary
In the Republic of Kazakhstan, as in other countries of the Commonwealth of Independent States, in the context of improving the economy, the migration of the population was particularly due to the problems associated with the road accidents.
The increase of the number of road accidents is due to social problems, which lead to a decrease in the level and quality of life of the population and the economy of the country as a whole.
According to the State Health Development Program "Densaulyk" for 2016-2019, work will continue within the framework of intersectoral interaction, including measures to prevent road traffic accidents by ensuring the systematic prevention and information work with the population on road safety, improving the level of compliance with rules and regulations in traffic, the elimination of emergency areas on the roads.
Intersectoral interaction will provide an opportunity to improve work in order to reduce road traffic accidents.
В Республике Казахстан наблюдается некоторое снижение числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), что связано с интеграцией служб, как на уровне государства, так и на местном уровне.
ДТП, являясь одной из важнейших медико-социальных проблем современности, требует к себе пристального внимания, как со стороны здравоохранения, правоохранительных органов, так и организаторов здравоохранения и общественности. Необходимость в проведении широких государственных, общественных и медицинских мероприятий по профилактике ДТП и их последствий, в условиях современной демографической ситуации приобретает особую остроту.
В ежегодных Посланиях народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев всегда отмечает важность сохранения и укрепления здоровья казахстанцев, подчеркивая, что: «Здоровье нации - основа нашего успешного будущего» [1].
В период реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казакстан» на 2011-2015 гг. проведена определенная работа по формированию единой национальной политики по вопросам охраны здоровья через усиление межсекторального взаимодействия. Данная работа, учитывая, актуальность проблемы в республике, нашла свое отражение и в Государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 гг.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в результате ДТП ежегодно
погибают почти 1,2 млн. человек. Это означает, что в среднем во всем мире на дорогах погибает более 2 тыс. человек в день. [2]
За последние годы в ряде стран (Франция, Финляндия, США, Япония, Швеция) наблюдается снижение или стабилизация основных показателей аварийности на дорогах. [3]
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, повлекшее причинение вреда здоровью, смерть человека, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо иной материальный ущерб [4].
По данным ряда исследований ДТП чаще возникают в городах, особенно в областных центрах (67%). На дорогах общегосударственного значения ДТП в среднем составляют 10,0%, республиканского значения 7-10%, а на дорогах местного и областного значения - до 15 %. Основным местом совершения ДТП в Казахстане являются дороги с высокой интенсивностью движения и плотностью транспортного потока. [5]
Так, в целом по стране, на высокую частоту возникновения ДТП влияют причины, указанные в таблице 1 [6]
Анализируя. основные причины ДТП по стране наблюдаем незначительное снижение показателей, немаловажную роль в котором сыграло межсекторальное взаимодействие, закрепленное в первую очередь на законодательном уровне.
Так, по итогам 2015 года по сравнению с 2013 г. число ДТП по причине превышения скорости выросло на 9,9%. Здесь играет роль ряд факто-
ВЕСТНИК ХИРУРГИИ КАЗАХСТАНА № 2-2017
72
2013 2014 2015
в % от Всего общего числа ДТП Всего в % от общего числа ДТП Всего в % от общего числа ДТП
Число дорожно-транспортных происшествий - всего, единиц 23 359 100,0 20 378 100,0 18 890 100,0
в том числе по причине:
превышение скорости 5 289 22,6 6 073 29,8 6 138 32,5
при проезде пешеходных переходов 2 207 9,4 2 012 9,9 1 685 8,9
выезд на полосу встречного движения 1 700 7,3 1 381 6,8 1 211 6,4
переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте 1 475 6,3 1 029 5,0 773 4,1
другие 12 688 54,3 9 883 48,5 9 083 48,1
Таблица 1
Причины дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах (2013-2015 гг.)
ров, конструктивные особенности дороги и обустройство ее полотна, которое могло стимулировать у водителя желание ускорить движение, вероятность аварии увеличивается вместе с возрастанием скорости, особенно на перекрестках и при обгоне, поскольку водители часто недооценивают скорость своего автомобиля и преувеличивают расстояние до встречной машины. По прежнему главным фактором возникновения ДТП является низкая транспортная дисциплина водительского состава.
Для пешеходов возможность остаться в живых после ДТП равна 90%, если автомобиль двигался со скоростью 30 км/ч или меньше, но при скорости 45 км/ч и выше их шансы остаться в живых при столкновении уменьшаются до 50% и меньше, а при столкновении с автомобилем, двигающимся со скоростью от 30 до 50 км/ч, возрастает в 8 раз. [7] Но, при этом показатели ДТП по причинам:
- при проезде пешеходных переходов
- выезд на полосу встречного движения
- переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте заметно снижается.
Принятые успешные меры по снижению скорости транспортных средств с целью удержания участников от нарушений, влекущих совершение ДТП включают установление ограничений скорости в соответствии с функцией дороги и надзор за соблюдением установленных ограничений скорости с помощью технических средств.
Вместе с тем, ДТП и его последствия остаются актуальными на сегодняшний день для нашей страны, постоянно растущий парк автомашин, увеличение интенсивности движения, как в пределах населенных пунктов, так и на дорогах
областного и республиканского значения, игнорирование ограничения скоростного режима, соответственно несоблюдение дорожной дисциплины, как водителями. так и пешеходами.
Как видно из таблицы 2, в стране один из высоких показателей по числу ДТП в Южно-Казахстанской области, и самое низкое число ДТП в Северо-Казахстанской области. В связи с этим, нами как объект исследования выбраны вышеуказанные два региона.
Так, в 2013 году на 100 тыс.населения в ЮКО было совершено 142 ДТП, в 2014 году - 122 ДТП, в 2015 году - 80.
В СКО в 2013 году - 64 ДТП, в 2014 году - 54 ДТП, в 2015 году - 45 ДТП, тогда как, по республике в 2013 г.- 137 ДТП, 2014 году - 118 ДТП, 2015 году - 108 ДТП.
Показатели ДТП в ЮКО в 2013-2014 гг. превышают республиканские показатели.
На высокий показатель ДТП в разрезе причин в ЮКО указывает большая плотность населения, быстро растущий парк автомобилей, рост развития автомагистралей, в том числе, международного значения (в ЮКО «Западная Европа-Западный Китай»).
Нужно отметить, в снижении числа ДТП как в ЮКО, так и в СКО немаловажную роль сыграло улучшение качества дорог, наличие дорожных знаков, барьерных и направляющих ограждений, контроль над ограничением скорости фиксаторами движения автомобиля, усиление контроля неотвратимости наказания и надлежащая профилактическая работа.
Но, сейчас улучшается качество покрытия дорог, но не меняются их параметры. Проезжая часть большинства дорог составляет всего лишь 7,5 метров, обеспечивает лишь двухполосное
ВУИЕТШ ОР БУРОЕРУ Ш КАЗДКНБТЛМ № 2-2017
73
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия на автомобильных дорогах в разрезе регионов Республики Казахстан
Число происшествий, единиц
2013 2014 2015
Республика Казахстан 23 359 20 378 18 890
Акмолинская 740 642 512
Актюбинская 912 846 831
Алматинская 1 872 1 834 1 694
Атырауская 504 436 410
Западно-Казахстанская 574 404 503
Жамбылская 1 627 1 293 1 298
Карагандинская 1 034 927 871
Костанайская 759 729 613
Кызылординская 443 367 381
Мангистауская 436 358 410
Южно-Казахстанская 3 839 3 370 2 251
Павлодарская 1 144 1 057 1 032
Северо-Казахстанская 368 310 255
Восточно-Казахстанская 1 579 1 463 1 583
г. Астана 656 754 694
г. Алматы 6 872 5 588 5 552
встречное движение автомобилей. В результате сегодня каждый третий погибает на загородных трассах из-за встречных столкновений.
В странах с большим автомобильным парком каждая третья серьезная авария произошла из-за превышения скорости или несоответствия общему скоростному режиму.
По обеспеченности легковыми автомобилями на 100 человек Казахстан занимает 3-е место среди стран СНГ после России и Беларуси, этот показатель увеличился в 3 раза с 2010 года - 3087,6 к 2016 году - 3 856,5., в том числе в ЮКО и СКО. [6]
Темпы развития дорожной инфраструктуры явно отстают от темпов роста автопарка. Многие завезенные автомобили не соответствуют требованиям, что часто приводит к неисправности на дороге.
Следует отметить что, несмотря на более низкий уровень автомобилизации в стране, тяжесть последствий от ДТП в стране выше в 7-10 раз, чем в развитых странах Европы. [8]
Другая проблема - обеспечение безопасности пешеходов.
Каждый третий погибший в ДТП являлся пешеходом.
Сегодня, в результате отсутствия достаточного количества надземных и подземных пешеходных переходов, пешеходы вынуждены переходить проезжую часть в неустановленных местах, что в условиях плотных городских транспортных потоков зачастую приводит к гибели пе-
шеходов на дорогах. Так, в настоящее время по республике имеется всего 179 разноуровневых пешеходных переходов, большинство из них сосредоточены в мегаполисах страны, что не может отвечать потребностям населения.
Кроме того, на дорогах страны еще недостаточно регулируемых пешеходных переходов (1 523 или 12% от общего количества), в тоже время по установленным нормам на магистральных улицах непрерывного движения пешеходные переходы следует предусматривать с интервалом 400 метров. [9], [10]
Высокая актуальность проблемы дорожно-транспортных происшествий в Республике Казахстан принимается во внимание всеми заинтересованными ведомствами и государственными органами. Первоочередным приоритетом деятельности государственных и местных органов должно стать создание безопасной дорожной инфраструктуры, не допускающей условий к совершению ДТП и смягчающей последствия человеческих ошибок.
Выводы
Высокий уровень ДТП на дорогах несет с собой большой ущерб как социуму так и государству в целом.
Прогнозы Всемирного банка показывают, что, если не будут приняты усиленные меры безопасности, глобальный уровень ДТП и его последствий в среднем увеличится более чем на 65 % к 2020 г.
74
ВЕСТНИК ХИРУРГИИ КАЗАХСТАНА № 2-2017
Значительную часть издержек, связанных с ДТП можно предотвратить, так же, как и смертность и травматизм на дорогах можно спрогнозировать и предупредить. Однако, современные инвестиции в предупреждение дорожных аварий не покрываются в полной мере и несоизмеримо малы с их фактической потребностью.
Практически все проекты реализуемые различными ведомствами носят разрозненный
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» - http://www.akorda.kz/ru/events/ astana_kazakhstan/participation_in_events/ poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-
2. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма: резюме.-2004г.
3. Peden M., McGeek, Krug E. Eds. Injury: a leading cause of the global burden of disease.-Geneva: WHO, 2000
4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».- Астана, Акорда, 2012 - 318 стр. (№ 193-IV ЗРК);
5. Mao Y., Zhang J., Robbins G., et.al. Factors affecting the severity of motor vehicle traffic crashes involving young drivers in Ontario //Jnj-Prev.-1997.-№ 3 (3).-P.183-189
6. Ежегодный статистический сборник Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, 2013, 2014,2015гг, http://
References
1. Address by President of the Republic of Kazakhstan, leader of the Nation, N. A. Nazarbayev. Stretegy "Ka-zakhstan-2050" New political course of the established state.
2. World report on road traffic injury prevention-2004 year.
3. Peden M., McGeek, Krug E. Eds. Injury: a leading cause of the global burden of disease.-Geneva: WHO, 2000
4. On public health and health care system "The code of the Republic of Kazakhstan date on September 18, 2009,
5. Mao Y., Zhang J., Robbins G., et.al. Factors affecting the severity of motor vehicle traffic crashes involving young drivers in Ontario //Jnj-Prev.-1997.-№ 3 (3).-P.183-189
характер в части межсекторального взаимодействия и реализация экономически эффективных мер безопасности не приобрела широкомасштабного характера. Вопросы усиления межсекторального сотрудничества остаются актуальными, что составляет основу профилактических мер для улучшения ситуации с травматизмом и дорожно-транспортными происшествиями.
www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNum-bersTransport?_afrLoop=24202744664504984#%4 0%3F_afrLoop%3D24202744664504984%26_adf. ctrl-state%3Dlz3ugkaq4_30;
7. «Разработка подходов медико-социальной оценки организационных мер по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Казахстан».- А. С. Аубакирова - Астана, 2014г.
8. «Дорожно-транспортный травматизм как актуальная проблема общественного здравоохранения Республики Казахстан», Н. Д. Батпенов, Г. К. Джак-сыбекова - Астана: 2014. - 72 с.;
9. Реализация Национального Плана Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактике трамватизма в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. за 2014 год: аналитический обзор, Н. Д. Батпенов, Г. К. Джак-сыбекова, А. Кенжбек, А. С. Сембинова - Астана, Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии, 2015-52 с.;
10. Информация Министерства здравоохранения в Правительство РК «О реализации мероприятий в рамках Дорожной карты внедрение интегрированной модели оказания помощи при травмах»,- 2016 год.
6. Annual statistical compilation Committee on Statistics Ministry of national economy of the Republic of Kazakhstan
7. Development approaches to medical and social assest-ment of organization and measures to reduce mortality from road traffic accidents in the Republic of Kazakhstan
8. Road traffic injuries as an urgent public health problem in the Republic of Kazakhstan
9. Implementation of the National plan for the Decade of action to ensure Road Safety and the prevention og injuries in the Republic of Kazakhstan for 2011-2020 for 2014 year
10. Information of the Ministry of Health to the Government of the Republic of Kazakhstan "On the implementation of activies under the road map implementation of an integrated model of assistance in trauma
BULLETIN OF SURGERY IN KAZAKHSTAN № 2-2017
75