Межрегиональные различия в заработной плате педагогов
до и после принятия указов о повышении оплаты труда
Н.В.Родина
Статья поступила в редакцию в ноябре 2013 г.
Родина Наталья Викторовна
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ. Адрес: Москва, 101100, Мясницкая ул., д. 24. E-mail: nrodina@hse.ru
Аннотация. На основании обзора литературных источников выделены факторы, определяющие разную значимость прибавки к зарплате для пед-работников разных регионов. К ним относятся: структура экономики региона; стадия ее экономического развития — рост или спад; доля отраслей бюджетного сектора в экономике региона; особенности территории, проявляющиеся в том, что показатель среднемесячной заработной платы в регионе не отражает реальный уровень жизни населения. Прослежено изменение оплаты труда педагогиче-
ских работников разных уровней образования по российским регионам за период с 2011 г. по I полугодие 2013 г. Установлено, что динамика заработной платы педагогических работников соответствует тенденции сокращения неравенства и снижения поляризации в распределении российских регионов по доходам населения. В то же время происходит увеличение неоднородности субъектов Российской Федерации по покупательной способности заработной платы педагогов. Автор обосновывает актуальность проведения исследований, направленных на выявление значимости, в том числе субъективной, прибавки к заработной плате педагогов в разрезе субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: педагоги, социальный статус, заработная плата, неравенство доходов, межрегиональные различия.
Система оплаты труда педагогических работников в последние годы реформируется. Во-первых, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597, № 599 уровень оплаты их труда повышается, во-вторых, в публичных выступлениях В. В. Путина, а также в принятой в конце 2012 г. «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 20122018 гг.» сформулирована задача перейти к так называемому эффективному контракту. Курс на эти преобразования выдвигает на повестку дня проведение мониторинговых исследований, ко-
64
Вопросы образования. 2014. № 1
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
торые позволили бы проследить процесс изменения заработной платы педагогических работников, а также выявить факторы, способствующие реформированию системы оплаты труда или тормозящие его.
В российской научной литературе вопросы заработной платы работников образования рассматриваются с разных позиций: в рамках теории контрактов [Кузьминов, 2011; Как платят профессорам..., 2012. С. 36-51, 405-419], с точки зрения существующих различий в оплате труда между разными отраслями [Заработная плата в России., 2007; Зубаревич, 2005], применительно к оценке вклада отраслевой дифференциации в оплате труда в общее неравенство доходов населения [Ощепков, 2011; Лукьянова, 2010; 2011], в контексте оценки разрыва в оплате труда между бюджетным и небюджетным (коммерческим) сектором [Заработная плата в России., 2007. С. 197-250; Шарунина, 2012]. Оплата труда педагогов исследовалась преимущественно с точки зрения институциональных факторов зарплатообразования [Абанкина, 2009], институтов функционирования рынка труда в образовании [Гимпельсон, Ощепков, 2005]. Пока мало внимания уделено анализу территориальных различий и региональных закономерностей в оплате труда педагогов внутри Российской Федерации: нам удалось найти лишь работы, в которых зарплата российских педагогов рассматривалась в сравнении с зарплатой педагогов в других странах [Агранович, Фрумин, 2005]. При этом экономико-географические и региональные исследования оплаты труда педработников важны по той причине, что они позволяют выявлять особенности и результаты повышения оплаты труда в разных социально-экономических условиях.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы обосновать целесообразность исследования эффектов прибавки в заработной плате педагогических работников в разных по социально-экономическим условиям субъектах Российской Федерации, а также определить значимость этой прибавки с точки зрения функционирования системы образования.
Для достижения поставленной цели: а) приводится обзор научной литературы, посвященной факторам, которые определяют значимость прибавки в оплате труда педагогов в российских регионах; б) осуществлен динамический анализ степени неравенства и дифференциации регионов Российской Федерации по среднемесячной заработной плате педагогических работников разных уровней образования и по покупательной способности зарплаты педработников, т. е. выявлены территориальные различия в оплате труда педагогов разных уровней образования до и после принятия Указов Президента Российской Федерации № 597, 599.
Для проведения анализа использовались данные Министерства образования и науки РФ и Росстата о заработной пла-
http://vo.hse.ru
65
ЩОІ
ПРАКТИКА
те педагогических работников дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования за 2011 г. — первое полугодие 2013 г., а также ряд других статистических показателей, предоставляемых Росстатом.
Факторы, определяющие значимость прибавки в зарплате для педработников
Исследование территориальных различий в значимости прибавки в заработной плате педагогических работников представляет большой интерес с точки зрения оценки результативности мер, направленных на совершенствование системы оплаты труда педагогов, в разных субъектах Российской Федерации, а также их эффективности для системы образования. Среди возможных результатов таких мер — повышение социального статуса преподавателя (учителя), установление более эффективных трудовых взаимоотношений между преподавателями и образовательными организациями (переход к эффективному контракту).
В соответствии с концепцией эффективного контракта, предложенной Я. И. Кузьминовым [2011. С. 17] для создания продуктивных трудовых взаимоотношений между образовательными организациями и работающими в них педагогами важно обеспечить такое денежное и прочее материальное вознаграждение, при котором преподаватель не испытывал бы недостатка в материальных и культурных благах и мог бы обеспечивать свою семью на желательном для него уровне. Проблемой оказывается определение такого измерителя уровня оплаты труда педагога, который был бы достаточным для формирования эффективных взаимоотношений между педагогом и образовательной организацией в разных по уровню социально-экономического развития субъектах Российской Федерации.
В условиях неравномерного социально-экономического развития российских регионов в качестве ориентира для целевого повышения зарплаты педагогов выбран уровень среднемесячной заработной платы в экономике региона. Однако, как показывает ряд исследований, такой показатель, как средняя заработная плата в регионе, не всегда однозначно отражает уровень жизни населения и, значит, не всегда может быть мерой «желаемого уровня оплаты труда» педагога для восстановления условий эффективного контракта. Н. В. Зубаревич [2005. С. 48] указывает, что межрегиональные различия в доходах населения определяются региональной структурой экономики как в период экономического роста, так и во время экономического спада. Показатель среднемесячной заработной платы в регионе оказывается заниженным в областях, расположенных вблизи столичных агломераций (Московская область и Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург), не учитывает доходы от личного подсобного хозяйства (которые наиболее значительны в сравнении со сред-
66
Вопросы образования. 2014. № 1
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
ней заработной платой в регионах с благоприятным климатом), предпринимательские доходы населения и др.
На величину среднемесячной заработной платы в регионе значительное влияние оказывает доля занятых в отраслях бюджетного сектора. Высокая доля бюджетного сектора в регионе «оттягивает вниз» среднемесячную заработную плату по региону, что делает менее значимой прибавку в заработной плате педагогов [Гимпельсон, Ощепков, 2005].
Доля занятых в отраслях бюджетного сектора выше в слаборазвитых регионах по причине дефицита иных рабочих мест. Невысокий уровень среднемесячной заработной платы в таких регионах привел, например, к тому, что по результатам I квартала 2013 г. Курганская область, не входящая в число передовых регионов по уровню социально-экономического развития и бюджетным ресурсам, вышла в лидеры по показателям повышения оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации № 597, 599. Курганская и Сахалинская области — единственные субъекты Российской Федерации, в которых в I квартале 2013 г. были достигнуты целевые показатели заработной платы одновременно по всем уровням региональной системы образования.
Очевидно, что значимость повышения оплаты труда при определении ее целевых показателей на основании среднемесячной заработной платы в экономике региона в силу межрегиональных различий в структуре экономики будет разной для педагогов в разных российских регионах.
Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, а также по другим причинам — в зависимости от уровня оплаты труда педагогов до принятия Указов Президента Российской Федерации о повышении заработных плат, в силу субъективных факторов управления — темпы повышения заработной платы в бюджетных отраслях различаются в разных регионах. Итоги 2012 г. и I квартала 2013 г. показывают, что далеко не все субъекты РФ достигли целевых ориентиров, установленных для заработной платы педагогических работников разных уровней образования на 2012-2013 гг. При этом, насколько нам известно, попытки выявить факторы, определяющие темпы изменения уровня оплаты труда в образовании и других социальных отраслях, упомянутых в Указах Президента, пока не привели к однозначным результатам. Например, пока не удавалось обнаружить значимой корреляционной связи между степенью выполнения Указов № 597, 599 и такими показателями, как уровень бюджетной обеспеченности, темпы роста экономики, доля социальных расходов в общем объеме расходов и др. Одна из причин того, что в исследованиях получены такие результаты, может состоять в использовании жесткого набора факторов для выявления причинно-следственных связей на уровне всей Российской Федерации, а не для отдельных типов регионов.
http://vo.hse.ru
67
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
В работах Л. В. Смирнягина [1989] и О. В. Кузнецовой [2013. С. 35] используется понятие так называемых плавающих признаков. Оно отражает тот факт, что для разных регионов важен разный набор факторов их развития (в одних регионах решающую роль играет одна группа признаков, в других регионах—другая). О. В. Кузнецова предлагает применить эту идею к исследованию факторов регионального развития в России. Разная динамика заработной платы педагогических работников в разных регионах может быть обусловлена действием «плавающих» факторов.
Таким образом, помимо различий в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации на значимость прибавки в заработной плате педагогов и на появление территориальных диспропорций в темпах прироста заработной платы могут оказывать влияние и другие факторы (в том числе субъективные факторы управления), набор и степень влияния которых досконально пока не изучены.
В качестве отдельной группы исследований необходимо выделить работы, направленные на определение динамики неравенства доходов населения на территории Российской Федерации. Результаты таких исследований могут косвенно свидетельствовать о возможных диспропорциях в значимости прибавки в заработной плате для педработников разных регионов.
А. Л. Лукьянова проанализировала статистические данные в динамике с 1991 по 2008 г. и показала, что общее неравенство по заработной плате увеличилось после кризиса 1998 г., но постепенно сокращалось на протяжении 2001-2008 гг. Автор пришла к выводу, что главным источником сокращения неравенства в 2000-х годах стал рост оплаты труда низкооплачиваемых работников (более значительный, чем рост зарплаты других доходных групп работников) [Лукьянова, 2011. С. 130].
К похожим выводам пришла Н. В. Зубаревич: для России 2000-х годов характерна конвергенция регионов по всем показателям уровня жизни—доходам, заработной плате, уровню бедности, а также потреблению, измеряемому душевым оборотом розничной торговли [Зубаревич, 2010. С. 20]. Автор считает это следствием социальной политики государства, перераспределявшего нефтяные доходы. Кроме того, неравенство регионов по заработной плате сокращается благодаря повышению заработков бюджетников в последние годы.
Такие результаты, казалось бы, ставят под сомнение целесообразность проведения исследования с целью оценки территориальных различий в прибавке заработной платы педагогов. Однако вопрос не только в степени неравенства в распределении доходов педагогов по территории Российской Федерации, но и в степени разнообразия уровней доходов (или покупательной способности заработной платы) педагогов, проживающих в разных российских регионах. В. А. Литвинов [1999] различает
68
Вопросы образования. 2014. № 1
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
Таблица 1. Показатели неравенства среднемесячной заработной платы педагогических работников разных уровней системы образования в 2011 г. — I квартале 2013 г.
Дошкольное образование ^ і Дополнитель-Общее і ^ І ное образова-образование 1 ние детей Начальное и среднее проф. образование
I кв. 2013 2012 2011 I кв. 2013 2012 1 ' 1 | 2013 2012 I кв. 2013 2012 2011
Max/min, раз 7,4 6,3 6,2 4,6 5,9 І 6,5 6,9 6,5 7,1 7,8
Размах вариации 2,4 2,3 2,4 2,2 2,3 | 2,9 3,1 2,5 2,7 3,2
Коэффициент вариации 0,4 0,5 0,5 0,4 0,5 j 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Коэффициент Джини 0,22 0,23 0,21 0,2 0,23 j 0,21 0,26 0,23 0,23 0,22
Источник: Расчеты автора на основании данных Росстата.
показатели, характеризующие степень неравенства (концентрацию) доходов, и показатели, отражающие дифференциацию (разнообразие, неоднородность) доходов, и предлагает показатели, позволяющие судить о дифференциации доходов населения в динамике. В рамках данной статьи мы не используем сложные методы исчисления коэффициентов, а применяем наиболее простой метод определения дифференциации — метод группировок по доходам (в нашем случае по покупательной способности заработной платы) и сравнение в динамике долей групп по покупательной способности зарплаты.
Используя известные и широко применяемые показатели, отражающие дифференциацию и неравенство доходов населения, рассмотрим, что происходило с заработной платой педагогических работников разных уровней образования за последние 3 года (табл. 1).
Из таблицы видно, что в степени дифференциации регионов по абсолютной величине заработной платы педагогов за период с 2011 по начало 2013 г. значительных изменений не происходило. Общее образование, дополнительное образование детей, начальное и среднее профессиональное образование характеризуются либо снижением, либо неизменностью основных показателей неравенства. В дошкольном образовании произошло некоторое увеличение разницы между максимальным и минимальным уровнем среднемесячной заработной платы: с 6,2 раза в 2011 г. до 7,4 раза в 2013 г., а также отмечены небольшие колебания коэффициента Джини. Однако остальные показатели сви-
Неравенство и дифференциация заработной платы педагогов регионов РФ в динамике
http://vo.hse.ru
69
ПРАКТИКА
Рис. 1. Распределение регионов по соотношению заработной платы педагогических работников дошкольного образования со стоимостью потребительского набора товаров и услуг,
2011 г. — I полугодие 2013 г.*
Отношение среднемесячной зарплаты педработников дошкольного образования к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг
детельствуют о сокращении неравенства по зарплате в дошкольном образовании.
Конечно, ограниченность временного ряда данных не позволяет делать более конкретные выводы об изменении положения дел с неравенством регионов по заработной плате педагогических работников. Однако в условиях, когда теме заработных плат бюджетников уделяется большое внимание, даже небольшой временной период позволяет характеризовать происходящие изменения (или их отсутствие).
На основании имеющихся данных можно говорить о некотором сокращении неравенства субъектов Российской Федерации по абсолютной величине заработной платы педагогов всех уровней образования, и эти изменения согласуются с общей тенденцией к уменьшению неравенства российских регионов по уровню доходов населения в целом.
Для оценки значимости прибавки в заработной плате важны не столько абсолютные значения среднемесячной зарплаты педагогических работников, сколько ее покупательная способность, т. е. ее соотношение с прожиточным минимумом или со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг. В дальнейшем анализе мы используем соотношение среднемесячной заработной платы педагогов со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, данные о которой
70
Вопросы образования. 2014. № 1
Количество регионов
Количество регионов
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
Рис. 2. Распределение регионов по соотношению заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, 2012 г. — I полугодие 2013 г.
2012 г.
I квартал
2013 г.
---- I полугодие
2013 г.
Отношение среднемесячной зарплаты педработников дополнительного образования к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг
Росстат предоставляет помесячно (что удобно для сравнения с квартальными данными по заработной плате педагогических работников).
Сравнение покупательной способности зарплаты педагогических работников разных уровней образования между регионами Российской Федерации приведено на рис. 1-3. Кривые распределения регионов по соотношению заработной платы педагогических работников дошкольного и общего образования со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг схожи, поэтому мы приводим график только для дошкольного образования. Кривая распределения регионов по покупательной способности заработной платы педагогов дополнительного образования детей также имеет похожую форму, однако характеризуется наибольшим среди рассматриваемых уровней образования смещением вправо в 2013 г.
До 2013 г. между большинством регионов Российской Федерации практически не было различий в покупательной способности заработной платы педагогических работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей. Более чем в половине субъектов Российской Федерации заработная плата находилась на второй из выделенных «ступеней» по соотношению заработной платы со стоимостью фиксированного набора товаров и услуг. Для педагогических работников до-
http://vo.hse.ru
71
ПРАКТИКА
Рис. 3. Распределение регионов по соотношению заработной платы педагогических работников начального и среднего профессионального образования со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, 2012 г. — I полугодие 2013 г.
2012 г.
I квартал
2013 г.
---- I полугодие
2013 г.
Отношение среднемесячной зарплаты педработников НПО и СПО к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг
школьного и дополнительного образования детей эта «ступень» характеризуется тем, что зарплата в 1-1,5 раза выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, для педагогов общего образования — в 1,5-2 раза выше стоимости этого набора.
В основной массе субъектов Российской Федерации до 2013 г. уровень покупательной способности заработной платы педагогов был одинаковым, и лишь в 8-10 регионах заработная плата педагогических работников была существенно выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. У педагогических работников дошкольного и дополнительного образования детей в регионах-лидерах заработная плата была в 2-2,5 раза выше стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, у педагогических работников общего образования — в 2,5-3 раза и более.
В начале 2013 г. ситуация изменилась: для всех уровней образования, кроме начального и среднего профессионального, кривая распределения субъектов Российской Федерации по соотношению заработной платы педагогических работников и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг сместилась в сторону увеличения покупательной способности заработной платы педагогов. Исчезли субъекты Российской Федерации, в которых заработная плата педагогических
72
Вопросы образования. 2014. № 1
Количество регионов
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
работников была ниже стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг: например, в 2011 г. в 25 регионах зарплата педагогов дошкольного образования была ниже стоимости набора товаров и услуг, а в I квартале 2013 г. остался только один такой регион; в 2012 г. было 14 регионов, в которых соотношение зарплаты педагогов дополнительного образования детей и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг было меньше 1, а в I квартале 2013 г. таких регионов не осталось.
Форма кривой в начале 2013 г. также изменилась: если в 20112012 гг. более половины регионов не различались по покупательной способности заработной платы педагогов, то в I квартале 2013 г. увеличилась неоднородность субъектов РФ по данному показателю. Выросло количество регионов, имеющих покупательную способность заработной платы педагогов выше средней, а также число регионов, имеющих покупательную способность заработной платы педагогов ниже средней.
В начальном и среднем профессиональном образовании кривая распределения регионов по покупательной способности заработной платы педагогических работников практически не менялась в течение 2012 г. и I полугодия 2013 г. Такая стабильность предположительно обусловлена тем, что запланированный на 2013 г. целевой уровень зарплаты педагогов НПО и СПО не так сильно отличался от уровня 2012 г., как в дошкольном, общем и дополнительном образовании детей. Можно отметить некоторое снижение в I квартале 2013 г. по сравнению с 2012 г. числа регионов, имеющих высокую покупательную способность заработной платы педагогов НПО и СПО, а также увеличение числа «срединных» регионов. В I полугодии 2013 г. кривая значительно сместилась вправо, отражая повышение покупательной способности заработной платы, однако форма ее не изменилась.
Состав группы регионов — лидеров по покупательной способности заработной платы педагогов дошкольного образования практически не меняется год от года как внутри одного уровня образования, так и в сравнении разных уровней образования. Покупательная способность заработной платы педагогов дошкольного образования в рассматриваемый период была наиболее высока в городах федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург), а также в нефте- и газодобывающих регионах с богатым ресурсным потенциалом (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область). Наибольшая покупательная способность зарплаты педагогов общего образования в 2012-2013 гг. характерна для той же группы регионов, к которым добавляются еще Чукотский автономный округ, Магаданская, Сахалинская, Мурманская области.
Динамику состава группы лидеров по покупательной способности зарплаты педагогов дополнительного образования детей
http://vo.hse.ru
73
1ЦОІ
l»ol
ПРАКТИКА
оценивать сложнее по причине существенного изменения их количества: если в 2012 г. в верхней части распределения регионов размещались по 2-3 субъекта Российской Федерации на каждой из «ступеней» покупательной способности зарплаты (соотношение 2-2,5 раза, 2,5-3 раза, более 3 раз), то в начале 2013 г. все эти регионы перешли в одну группу, естественно, существенно увеличившуюся. Тем не менее здесь фигурируют те же субъекты Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Чукотский автономные округа.
Субъекты Российской Федерации, имевшие самую низкую покупательную способность заработной платы педагогов как до, так и после принятия Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы педагогических работников, — это Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия.
Таким образом, учитывая общее повышение заработной платы педагогических работников в целом по территории Российской Федерации (смещение в динамике кривых распределения вправо), можно говорить о том, что состав лидеров и аутсайдеров не меняется. В то же время можно выделить группы регионов, совершивших ощутимый скачок в покупательной способности заработной платы: например, на рис. 4 представлены группы регионов по степени их перемещения по «ступенькам» покупательной способности заработной платы педагогов дошкольного образования.
Большинство субъектов Российской Федерации (67%) передвинулись на один уровень по покупательной способности заработной платы педагогов дошкольного образования, что соответствует общей тенденции увеличения доходов педагогов. Еще 22% регионов передвинулись на два зарплатных уровня, что для проживающих в них педагогов означает выигрышную прибавку в заработной плате. А 10% регионов остались на том же уровне по покупательной способности заработной платы — при общем увеличении по стране покупательной способности заработной платы их можно считать относительно проигравшими.
Таким образом, можно предположить, что при снижении неравенства (концентрации) в распределении доходов педагогов по регионам Российской Федерации в последние 3 года имеет место тенденция к увеличению неоднородности регионов по покупательной способности заработной платы педагогов. Уровень оплаты труда (покупательная способность доходов) педагогов в разных регионах РФ различался в начале 2013 г. более сильно по сравнению с предыдущими годами. Особенно это касается «срединных» регионов при практически неизменном составе лидеров и аутсайдеров.
Можно ли ожидать, что повышение заработной платы до целевых уровней в соответствии с Указами Президента РФ обес-
74
Вопросы образования. 2014. № 1
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов..
Рис. 4. Динамика субъектов Российской Федерации по уровням покупательной способности заработной платы педагогических работников дошкольного образования, I квартал 2013 г. по отношению к 2011 г.,% от общего числа субъектов РФ
1% передвинулись 10% остались на 3 зарплатных уровня на том же зарплатном уровне
22% передвинулись на 2 зарплатных уровня
печит переход к состоянию эффективного контракта в образовательных организациях? Ответ на этот вопрос может быть дан после анализа межрегиональных различий в прибавке к заработной плате педагогов и определения значимости этой прибавки с точки зрения социально-экономической специфики и уровня жизни населения каждого региона.
В перспективе заработная плата педагогов будет стремиться к целевым уровням в соответствии с указами Президента Российской Федерации (при наличии достаточных финансовых ресурсов). Последние данные о соотношении заработной платы педагогов со средней заработной платой по региону показывают, что даже при достижении целевого уровня покупательная способность заработной платы педагогов сильно разнится между регионами РФ (рис. 5). Это означает, что даже при выполнении задач, поставленных Президентом РФ, доходы и уровень жизни педагогов разных регионов будут существенно различаться, т. е. эффект повышения зарплат педагогов для систем образования в этих регионах будет разным.
На основании обзора литературных источников мы выделили Заключение факторы, определяющие разную значимость прибавки в зарплате для педработников разных регионов: это структура экономики региона; пребывание региона в стадии экономического роста или спада; доля отраслей бюджетного сектора в экономике региона; экономико-географические особенности территории, проявляю-
http://vo.hse.ru
75
ЩОІ
110
100
90
80
70
60
50
Отношение среднемесячной зарплаты педработников дошкольного образования к среднемесячной зарплате по общему образованию, %
ПРАКТИКА
Рис. 5. Отношение среднемесячной зарплаты педработников дошкольного образования к среднемесячной зарплате по общему образованию и покупательная способность зарплаты педработников дошкольного образования, I квартал 2013 г.
Покупательная способность зарплатыі педработников дошкольного образования (отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг)
щиеся в том, что показатель среднемесячной заработной платы в регионе не отражает реальный уровень жизни населения.
На основании статистических данных мы проследили изменение оплаты труда педагогических работников разных уровней образования по регионам в 2011 г. — I полугодии 2013 г. Динамика заработной платы педагогических работников соответствует общему тренду на сокращение неравенства и снижение поляризации в распределении российских регионов по доходам населения. В то же время происходит увеличение разнообразия (неоднородности) субъектов Российской Федерации по покупательной способности заработной платы педагогов. Если в 2011-2012 гг. больше половины российских регионов находились на одном уровне по покупательной способности зарплаты педагогов, то в начале 2013 г. число уровней покупательной способности заработной платы увеличилось, кроме того, выросло число регионов, находящихся на разных уровнях по покупательной способности заработной платы.
Повышение оплаты труда педработников идет неравномерными темпами в разных субъектах Российской Федерации. Можно было бы предположить, что это усиление неоднородности субъектов Российской Федерации по покупательной способности заработной платы педагогов — временный фактор, прояв-
Вопросы образования. 2014. № 1
Н.В.Родина
Межрегиональные различия в заработной плате педагогов...
ляющийся в силу неравной бюджетной обеспеченности регионов. Однако, если выделить те субъекты Российской Федерации, которые достигли или близки к достижению целевых ориентиров по заработной плате педработников, то оказывается, что покупательная способность заработной платы педагогов этих регионов различается. А это значит, что субъективная значимость увеличения заработной платы в соответствии с обозначенными в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597, 599 целевыми ориентирами для педагогов разных регионов будет разной. Поэтому мы считаем актуальной задачей проведение исследований, направленных на выявление значимости, и в том числе субъективной, прибавки к заработной плате педагогов в разрезе субъектов Российской Федерации.
1. Абанкина И. В. Исследование результатов и эффектов введения но- Литература вой системы оплаты труда учителей //Вопросы образования. 2009.
№ 4. С. 153-169.
2. Агранович И. Д., Фрумин И. Д. Кадры образования — больше дешевых или меньше дорогих // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 68-80.
3. Гимпельсон В. Е., Ощепков А. Ю. Рынок труда и динамика занятости в секторе образовательных услуг//Вопросы образования. 2005. № 4. С. 81-105.
4. Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация / под ред.
В. Е. Гимпельсона, Р И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
5. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация.
М.: Независимый институт социальной политики, 2010.
6. Зубаревич Н. В. Социально-экономическое положение домохозяйств //
Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.:
Поматур, 2005. С. 48-60.
7. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич,
Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.
8. Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: ЛИБРОКОМ, 2013.
9. Кузьминов Я. И. Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени // М. М. Юдкевич (ред.) Контракты в академическом мире. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. С. 13-31.
10. Литвинов В. А. Концентрация и дифференциация денежных доходов по группам населения Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 1999. № 2. С. 226-237.
11. Лукьянова А. Л. Дифференциация заработных плат в России (19912008 гг.): факты и объяснения. Препринт WP3/2010/10. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010.
12. Лукьянова А. Л. Дифференциация заработных плат в России (19912008 гг.): факты и объяснения // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 12. С. 124-148.
13. Ощепков А. Ю. Неравенство в заработках: роль профессий. Препринт WP3/2011/03. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
14. Смирнягин Л. В. Районы США: портрет современной Америки. М.:
Мысль, 1989.
15. Шарунина А. В. Является ли российский бюджетник неудачником?
Анализ межсекторных различий в оплате труда. Препринт WP3/2012/07.
М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.
http://vo.hse.ru
77
ЩОІ
En
PRACTICE
Inter-Regional Differences in Teachers’ Wage
Before and After Issuing Decrees on Teachers’ Pay Raise
Author Natalya Rodina
Senior Research Fellow, Laboratory for Analysis and Modeling of Institutional Dynamics, National Research University Higher School of Economics. Address: 24 Myasnitskaya str., Moscow, 101000, Russian Federation.E-mail: nrodina@hse.ru
Abstract An overview of literary sources is used to determine factors that account for differences in the role pay raises play for teachers in different regions. These factors include: regional economic structure; stage of economic development (growth or decline); share of public sector industries in regional economics; specific territorial characteristics resulting in discrepancy between average monthly wages and the real standards of living in regions. The paper has revealed a change to teachers' pay at different educational levels in regions of Russia between 2011 and the first half of 2013. The level of teachers' pay shows a trend towards reducing inequalities and polarization in distribution of regions by personal income. At the same time, purchasing power of teachers' wage is growing more and more heterogeneous across the federal subjects of the Russian Federation. As compared to 2011-2012, when purchasing power of teachers' wage was at the same level in more than 50% of regions, the first months of 2013 witnessed an increase in the number of levels, as well as in that of regions at different levels. Teachers' wage varies significantly by its purchasing power across federal subjects that have achieved or almost achieved their teachers' pay goals. The author proves the need for specific research to discover the role (including psychological one) teachers' pay raise plays broken down by the subjects of the Russian Federation.
Key words teachers, social status, wage, income inequality, inter-regional differences.
References Abankina I. (2009) Issledovaniye rezultatov i effektov vvedeniya novoy sistemy oplaty truda uchiteley [A Study of Results and Effects of the Newly Introduced Teachers' Pay System]. Voprosy obrazovaniya, no 4, pp. 153-169. Agranovich I., Frumin I. (2005) Kadry obrazovaniya — bolshe deshyovykh ili men-she dorogikh [Human Resources in Education — Cheap and More or Expensive and Less]. Voprosy obrazovaniya, no 4, pp. 68-80.
Altbakh F., Raisberg L., Yudkevich M., Androuschak G., Pacheko I. (eds) (2012) Kak platyat professoram? Global’noye sravneniye sistem voznagrazhdeniya i kontraktov [How Professors Are Paid? A Global Comparison of Remuneration Systems and Contracts]. Moscow: HSE.
Guimpelson V., Kapelyushnikov R. (eds) (2007) Zarabotnaya plata vRossii. Evoly-utsiya i differentsiatsiya [Salaries in Russia. Evolution and Differentiation]. Moscow: HSE.
Guimpelson V., Oshchepkov A. (2005) Rynok truda i dinamika zanyatosti v sek-tore obrazovatelnykh uslug [Labor Market and Employment Dynamics in Education Industry]. Voprosy obrazovaniya, no 4, pp. 81-105.
Kuznetsova O. (2013) Reguionalnaya politika Rossii: 20 let reform i novye voz-mozhnosti [Russia's Regional Policy: 20 Years of Reform and the New Opportunities]. Moscow: Librokom.
Kuzminov Y. (2011) Akademicheskoye obshchestvo i akademicheskiye kontrak-ty: vyzovy i otvety poslednego vremeni [Academic Society and Academic Contracts: Challenges and Solutions of the Recent Time]. Kontrakty v
78
Educational Studies. 2014. No. 1
PRACTICE
En
akademicheskom mire [Contracts in the Academic World] (ed. M. Yud-kevich). Moscow: HSE, pp. 13-31.
Litvinov V. (1999) Kontsentratsiya i differentsiatsiya denezhnykh dokhodov po gruppam naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Income Concentration and Differentiation across Groups of Population of the Russian Federation]. Eko-nomichesky zhurnal HSE, no 2, pp. 226-237.
Lukyanova A. (2010) Differentsiatsiya zarabotnykh plat v Rossii (1991-2008 gg.): fakty i obyasneniya [Salary Differentiation in Russia (1991-2008): Facts and Explanations]. Working paper WP3/2010/10. Moscow: HSE.
Lukyanova A. (2011) Differentsiatsiya zarabotnykh plat v Rossii (1991-2008 gg.): fakty i obyasneniya [Salary Differentiation in Russia (1991-2008): Facts and Explanations]. Zhurnal Novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, no 12, pp. 124148.
Oshchepkov A. (2011) Neravenstvo vzarabotkakh: rolprofessiy [Salary Gaps: The Importance of Occupation]. Working paper WP3/2011/03. Moscow: HSE.
Sharunina A. (2012) Yavlyayetsya li rossiysky “byudzhetnik" “neudachnikom"? Analiz mezhsektornykh razlichiy v oplate truda [Is a Public Employee a Loser in Russia? An Analysis of Inter-Sector Salary Differences]. Working paper WP3/2012/07. Moscow: HSE.
Smirnyaguin L. (1989) Rayony SShA: portret sovremennoy Ameriki [US Regions: A Portrait of a Modern America]. Moscow: Mysl.
Zubarevich N. (2010) Reguiony Rossii: neravenstvo, krizis, modernizatsiya [Regions of Russia: Inequality, Crisis, Modernization]. Moscow: Nezavisimy institute sotsialnoy politiki.
Zubarevich N. (2005) Sotsialno-ekonomicheskoye polozheniye domokhozyaystv [Socioeconomic Status of Households]. Rossiya reguionov: v kakom sotsi-al'nom prostranstve my zhivyom? [Regions of Russia: What Social Space Do We Live In?]. Moscow: Pomatur, pp. 48-60.
http://vo.hse.ru
79