МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ»
15-17 декабря 2014 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации состоялась Межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку».
Тематика конференции привлекла внимание более 400 участников - преподавателей общеобразовательных учреждений и высшей школы, представителей системы дошкольного образования, административных органов образования, аспирантов, магистрантов из более чем 40 регионов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Оренбурга, Орла, Перми, Рязани, Саранска, Смоленска, Сыктывкара, Тулы, Чебоксар и др.
Весь ход конференции транслировался с помощью конференц-связи на все регионы России. Этот новый для гуманитарных конференций формат позволил выступить всем желающим, кто подключился к сайту университета.
В приветствии участникам конференции исполняющий обязанности ректора РГУ А.А. Зимин указал на важность и своевременность постановки и решения проблем, заявленных в программе конференции. Современная общественно-политическая ситуация выдвигает перед нами новые задачи, которые мы в состоянии успешно решать только при одном условии - сохранении единства общества и национальной идентичности. Реализация этой задачи возможна лишь при сохранении наших национальных ценностей, одной из которых является родной русский язык.
В адрес конференции прозвучали приветственные слова Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Рязанской области, Рязанского института развития образования.
В работе конференции приняли участие главный редактор журнала «Русская словесность» А.И. Княжицкий, профессор, доктор педагогических наук, известный методист, автор многочисленных научных работ, посвященных методике преподавания русского языка в школе, А.Д. Дейкина.
Фото. Приветственное слово участникам конференции и.о. ректора А.А. Зимина
На пленарном заседании прозвучало 5 докладов.
Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова (Рязань) обратила внимание присутствующих на вызовы времени и необходимость формирования и поддержания статуса русского языка в обществе. Обучение русскому родному языку из проблемы лингвистической и методической перешло в разряд проблем общегосударственных. Нация, способная сохранить свой родной язык и обеспечить развитие национальных языков России, - это нация, за которой будущее. Обучение русскому языку является основой формирования национального самосознания.
В докладе народного учителя России, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» З.В. Климентовской (Рязань) рассмотрена проблема использования родного слова в становлении нравственности личности, ее духовной силы. Учитель-практик с многолетним стажем, она предложила участникам конференции новые оригинальные методические разработки, в основе которых с целью понимания эстетики и этики родной речи - постоянная работа со словом.
Доктор педагогических наук, профессор А.Д. Дейкина (Москва) посвятила свое выступление когнитивно-семантическому подходу в изучении русского языка, рассуждению о семантике (значении) слов, правильном их понимании и употреблении, о необходимости поддерживать у учащихся интерес к русскому слову, созданию особых метапредметных связей, о роли гендерного признака в обучении.
Доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина (Рязань) в своем докладе обратила внимание на проблемы обучения русскому (родному) языку в 10-11 классах средней школы.
Заслуженный учитель РФ Е.В. Орлова размышляла о вопросах педагогики текста как одной из стратегий современного образовательного процесса, иллюстрируя выступление примерами из работ своих учеников.
Во второй половине первого дня конференции состоялись секционные заседания.
В секции «Русский язык как фактор формирования национального самосознания, духовного и интеллектуального развития личности» (руководители проф. А.Д. Дейкина, доц. А.Г. Русских) обсуждались как теоретические проблемы обучения русскому (родному) языку, так и проблемы истории языка, взаимосвязи вуза и школы.
В секции «Русский язык, русская словесность, русская литература в аспекте школьного обучения» (руководители проф. И.В. Приорова, проф. В.А. Лаврентьев) центром обсуждения стала методика преподавания дискуссионных вопросов русского языка, преемственность вуза и школы, взаимозависимость русского языка и литературы, необходимость выработки единого критерия в составлении списка произведений XXI века, рекомендуемых для прочтения на уроках литературы в средней школе.
Секция «Инновационные подходы в обучении русскому языку и развитии речи в рамках реализации ФГОС» (руководители проф. Е.В. Архипова, проф. И.А. Сото-ва) работала над вопросами выработки новых моделей и подходов в обучении русскому языку и реализации ФГОС в процессе изучения русского (родного) языка.
Секция «Формирование метапредметных и предметных умений по русскому языку в системе основного общего образования. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» (руководители проф. О.А. Скрябина, доц. М.В. Сомова) представлена докладами, посвященными одному из актуальных на сегодня разделов обучения в школе - подготовке к итоговой аттестации.
Второй день работы конференции был посвящен работе секций и круглых столов.
В первой половине дня были проведены: круглый стол «Актуальные вопросы реализации ФГОС по русскому языку», все участники обсуждения которого с удовлетворением отметили плодотворность и результативность работы, заинтересованность учителей в актуализации проблем, связанных с реализацией ФГОС на занятиях по русскому языку; секция «Современные учебники русского языка и учебно-методические комплексы» (руководители д-р пед. наук, доц. Т.С. Троицкая, доц. И.Н. Хрусталев), докладчики которой рассуждали о роли учебной литературы в процессе обучения родному русскому языку; секция «Традиции отечественной методической школы в преподавании русского языка» (руководители проф. Т.М. Воителева, доц. В.В. Плешакова), участники которой обратились к проблемам истории методики преподавания русского языка; секция «Система подготовки и переподготовки учителей русского языка в рамках ФГОС» (руководители проф. Е.Е. Завьялова, доц. А.Г. Гладышев), где обсуждались проблемы понимания учителями ФГОС как основы для создания индивидуальной методики; секция «Особенности обучения русскому (родному) языку и речи на дошкольном и начальном уровнях общего образования» (руководители доц. Е.В. Савушкина,
доц. Е.А. Догушева) была посвящена проблемам речевого развития дошкольника и вопросам методики обучения русскому языку на ранних стадиях образовательного процесса, при этом особое внимание уделялось преемственности между дошкольным, начальным и средним уровнем общего образования; секция «Современная языковая ситуация и ее влияние на речевое развитие учащихся» (руководители доц. Ю.А. Южакова, доц. Н.С. Редькина), где выступающие рассуждали о современной общественно-политической ситуации, о необходимости поддержки русского языка, сохранения его как ценности и о современной культурно-речевой ситуации в обществе.
Во второй половине дня состоялся второй круглый стол «Проблемы обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом». В своем вступительном слове ведущая круглого стола доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова отметила, что проблема обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом имеет два аспекта, каждый из которых является сегодня чрезвычайно злободневным, - обучение русскому языку в школах Республики Крым и обучение детей мигрантов в российских школах, где эта проблема связана с трудностями языковой адаптации детей-инофонов.
На заседании круглого стола выступили приглашенные и гости: А.И. Княжицкий, главный редактор журнала «Русская словесность»; И.И. Митрофанов, консультант отдела по работе с национальными, религиозными объединениями и казачеством министерства по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области. С докладом «Положение русского языка на евразийском пространстве: меры господдержки» выступил А.А. Селиванов, советник ректора, руководитель центра молодежных и международных проектов РГУ имени С.А. Есенина.
О проблемах и путях их решения одного из острых вопросов современности стал вопрос об обучении русскому языку в школах Республики Крым, о чем горячо говорила участник конференции, представитель Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, автор учебников русского языка для русскоязычных школ Украины, кандидат педагогических наук Т.Я. Фролова. Ее поддержала выступившая в режиме телемоста (конференц-связи) И.Л. Че-лышева, учитель русского языка и литературы, председатель Симферопольского отделения Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, заострившая внимание на особенностях формирования культурологической компетенции учащихся школы в условиях системы образования Республики Крым.
Проблемы детей мигрантов, обучающихся в российских школах, обсудили учителя, а также представители национальных общественных организаций Рязанской области. С докладом об опыте работы с детьми-инофонами в условиях школьного образовательного пространства выступила О.А. Донцова, директор МБОУ СОШ № 47 г. Рязани, а также старший преподаватель Рязанского института развития образования Е.Я. Фетисова. С большим интересом были заслушаны выступления представителей национальных общественных организаций Рязанской области: С.Н. Гараевой, кандидата политических наук, руководителя регионального отделения Всемирного азербайджанского конгресса, З.П. Кади-
ровой, члена общественной палаты Рязанской области, председателя Рязанской местной узбекской национально-культурной автономии «АЛМАЗ», руководителя общественно-консультативного совета при УФМС России по Рязанской области, Ф.И. Ситдиковой, руководителя культурно-религиозной организации мусульман города Рязани «Нур», А.А. Максумовой, начальника департамента по работе с мигрантами рязанской региональной общественной организации «Межнациональная ассоциация "Мы разные, мы вместе"».
В обсуждении вопросов приняли участие, в том числе и в режиме интернет-конференции, заслуженные учителя России Г.А. Акинина, М.А. Фомина, Т.С. Гра-быльникова, заместитель секретаря общественной палаты Рязанской области, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики О.Е. Воронова. Круглый стол завершился принятием резолюции.
Конференция стала значимым событием в культурной жизни всего образовательного сообщества России. Репортажи о мероприятии прошли на региональных телеканалах, многие печатные и электронные СМИ откликнулись публикациями.
По результатам работы конференции издан сборник материалов.
Е.В. Архипова,
доктор филологических наук, профессор, Н.В. Лаврентьева, кандидат филологических наук, доцент (РГУ имени С.А. Есенина)