Научная статья на тему 'Межпредметные связи как средство активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста'

Межпредметные связи как средство активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE AUTONOMY / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоморохова Т. С., Константинова Н. В., Оркина И. Ф., Виноградов В. А.

В статье представлен анализ данных психолого-педагогических исследований по проблеме внедрения межпредметных связей в процесс обучения. Актуализируется специфика межпредметных связей, их функции и значение в активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста. Рассмотрена сущность творческой самостоятельности музыкантов-инструменталистов в условиях обучения в вузе, раскрыто содержание её разновидностей. Обоснованы и проанализированы этапы организации процесса профессиональной подготовки обучающихся на основе межпредметных связей. Описывается содержание творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста на каждом этапе с применением межпредметных связей. Раскрывается роль преподавателя в создании необходимых психолого-педагогических условий для обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоморохова Т. С., Константинова Н. В., Оркина И. Ф., Виноградов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS A MEANS OF ENHANCING THE CREATIVE AUTONOMY OF THE MUSICIAN-INSTRUMENTALIST

The article presents an analysis of the data of psychological and pedagogical researches on the problem of the integration of interdisciplinary connections in the learning process. The specificity of intersubject relations, their functions and importance in the activation of creative autonomy of the musician-instrumentalist is actualized. The basics of creative autonomy of musicians-instrumentalists in conditions of training at a university is considered. The work studies the contents of its varieties and analyzes the stages of the organization of the process of training of students on the basis of interdisciplinary connections. The paper describes the contents of the creative autonomy of the musician-instrumentalist at each stage with the use of intersubject connections. The research reveals the role of the teacher with creation of necessary psychological and pedagogical conditions for training.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как средство активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста»

5. Al'manah psihologicheskih testov. Risunochnye testy. Moskva: KSP, 1997.

6. Burshit I.E. Iz opyta raboty godichnyh kursov adaptacii k shkole detej, ne poseschayuschih detskij sad. Nachal'naya shkola plyus DO i POSLE. 2010; 10: 9 -10.

7. Burshit I.E. Razvitie 'emocional'noj sfery doshkol'nika -shag na puti k shkol'noj uspeshnosti. Nachal'naya shkola plyus DO i POSLE. 2008; 12: 20 -24.

Статья поступила в редакцию 25.07.18

УДК 378:7.071

Skomorokhova T.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Коnstаntinova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail:: [email protected]

Orkina I.F., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Vinogradov V.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]

INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION AS A MEANS OF ENHANCING THE CREATIVE AUTONOMY OF THE MUSICIAN-INSTRUMENTALIST. The article presents an analysis of the data of psychological and pedagogical researches on the problem of the integration of interdisciplinary connections in the learning process. The specificity of intersubject relations, their functions and importance in the activation of creative autonomy of the musician-instrumentalist is actualized. The basics of creative autonomy of musicians-instrumentalists in conditions of training at a university is considered. The work studies the contents of its varieties and analyzes the stages of the organization of the process of training of students on the basis of interdisciplinary connections. The paper describes the contents of the creative autonomy of the musician-instrumentalist at each stage with the use of intersubject connections. The research reveals the role of the teacher with creation of necessary psychological and pedagogical conditions for training.

Key words: interdisciplinary connections, creative autonomy, musical and instrumental training.

Т.С. Скоморохова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

Н.В. Константинова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

И.Ф. Оркина, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

В.А. Виноградов, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИНСТРУМЕНТАЛИСТА

В статье представлен анализ данных психолого-педагогических исследований по проблеме внедрения межпредметных связей в процесс обучения. Актуализируется специфика межпредметных связей, их функции и значение в активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста. Рассмотрена сущность творческой самостоятельности музыкантов-инструменталистов в условиях обучения в вузе, раскрыто содержание её разновидностей. Обоснованы и проанализированы этапы организации процесса профессиональной подготовки обучающихся на основе межпредметных связей. Описывается содержание творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста на каждом этапе с применением межпредметных связей. Раскрывается роль преподавателя в создании необходимых психолого-педагогических условий для обучения.

Ключевые слова: межпредметные связи, творческая самостоятельность, музыкально-инструментальная подготовка.

В условиях модернизации современного образования особое значение приобретает проблема повышения качества подготовки музыканта-инструменталиста, не узкого специалиста-предметника, а универсально образованного музыканта. Выпускник вуза должен иметь способность к творческой самостоятельности, самосовершенствованию и самореализации, что обеспечивается, с одной стороны, формированием профессионального мышления и совершенствованием творческих способностей с другой. Формирование специалиста, обладающего названными ценными качествами, должно являться ключевой задачей в подготовке музыкантов-инструменталистов в вузе культуры.

Основной целью обучения в рамках требований квалификационной характеристики является формирование у студентов умений и навыков, необходимых им в будущей профессиональной деятельности. В этой связи у них должен быть такой уровень подготовки, который необходим для решения задач, требующих анализа ситуаций и выбора решений, осуществляя профессиональную деятельность. В решении обозначенных задач особое место мы отводим межпредметным связям, реализация которых в процессе обучения в вузе ведет к развитию у студентов творческой самостоятельности - важнейшего качества, позволяющего успешно реализовать свою профессиональную деятельность.

Однако в настоящее время существует разрыв между теоретическим осмыслением межпредметных связей в научно-исследовательской, музыкально-педагогической и методической литературе и их внедрением в процесс подготовки музыканта-инструменталиста в вузе культуры. Организация данного процесса специфична в силу многообразия задач, стоящих перед будущим выпускником. Обладая общей и профессиональной куль-

турой, богатым личностно-творческим потенциалом, он должен стремиться к духовной и профессиональной мобильности, уметь самостоятельно ориентироваться в объёмной информации, постоянно пополнять и обновлять свои профессиональные знания, что ведет к многофункциональности его профессионально-исполнительской, педагогической, музыкально-просветительской и культурно-досуговой деятельности. Возникает противоречие между теорией и практикой, которое порождает проблему систематической реализации межпредметных связей в повседневном учебном процессе подготовки музыканта-инструменталиста в вузе культуры.

Решением данной проблемы является обновление методов и средств преподавания, необходимость определения межпредметных систем знаний, умений и навыков и использование их в процессе формирования у студентов потребности в самостоятельном творческом применении.

В современных исследованиях межпредметные связи рассматривают как педагогическую концепцию «для обозначения синтезирующих интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве» [1]. Методологическая функция выражается в том, что изучая предмет в единстве межпредметных связей, мы стремимся найти приемы и способы для практической цели. Качество и эффективность метода проверяется практикой, то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств. Образовательная функция межпредметных связей

заключается в том, что с ее помощью преподаватель формирует такие качества знаний обучающихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Здесь межпредметные связи выступают как средство развития и освоения понятий. Они нацелены на формирование целостной системы знаний. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии творческой самостоятельности обучающихся, в формировании их познавательной активности и интереса к познанию. Межпредметные связи расширяют кругозор, они рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к качественному образованию.

Воспитательная функция межпредметных связей выражена в их содействии всех направлений воспитания обучающихся. Преподаватель, опираясь на связь с другими предметами, совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения, реализует комплексный подход к воспитанию [2].

Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения неоспоримо, они проникают в учебно-познавательную деятельность обучающихся, в содержание, методы и формы организации обучения, они формируют мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию музыкальных способностей и творческой самостоятельности обучающихся.

Для успешного применения межпредметных связей в инструментальной подготовке музыканта-инструменталиста преподаватель должен знать формы, методы и средства их реализации, основные положения организации учебно-методической работы. Всё это в определенной мере реализуются через выстраивание связи блоков дисциплин профиля, через координацию учебного материала в программах смежных предметов. Направление подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» включает в себя три профиля: «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты». Содержание дисциплин различных профилей состоит из музыкально-теоретических, музыкально-исторических, специальных исполнительских, психолого-педагогических, музыкально-педагогических, научно-исследовательские, гуманитарных, естественнонаучных и т. д. знаний. Данные знания представляют собой комплекс явлений, фактов, закономерностей, законов и т. д. Кроме того, в каждой дисциплине есть свои понятия и термины, которые являются либо «родными» для определённой дисциплины, либо используются как метафора и взяты из других областей познания. Например, изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль является общим для дисциплин музыкально-исторического блока и специальных исполнительских дисциплин. Именно на сравнении и сопоставлении общих понятий, терминов, фактов, явлений, законов, закономерностей выстраиваются межпредметные связи. На протяжении всего периода обучения студенты должны не только получить систему знаний, но и научиться использовать полученные знания для проявления самостоятельности, исследовательского подхода к решению нестандартных задач. Отсюда творческая самостоятельность студента является следствием правильно организованной его учебной деятельности, что способствует ее продолжение в самостоятельной работе, поэтому педагог может добиться от студентов активизации работы только в том случае, если ему удастся сформировать у них соответствующие навыки.

В вузе культуры на музыкальном факультете существуют различные виды самостоятельной работы музыкантов-инструменталистов: подготовка к индивидуальным занятиям, к коллоквиуму, к концертной деятельности, лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам; выполнение контрольных и курсовых работ, рефератов, а на заключительном этапе - выполнение выпускной квалификационной работы. Становление самостоятельности предполагает, чтобы учащиеся освоили не только эффективные способы деятельности, но и навыки регулирования своих внутренних состояний. В том числе, и тех внутренних конфликтов, которые Л.И. Божович связывала со вторым этапом развития воли [3, с. 362]. Поэтому график работы должен стимулировать, организовать, рационально использовать время. Основой для реализации творческой самостоятельности служит комплекс полученных студентами знаний на музыкально-теоретических, общепедагогических, музыкально-исторических дисциплинах, на групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятиях. Исходя их этого, необходима такая организация процесса подготовки музыканта-инструменталиста, которая вызовет потребность в

творческом применении полученных знаний, умений и навыков, опираясь на межпредметные связи. Опираясь на теоретические работы И.А. Афанасьевой [4], В.С. Безруковой [1], Г.Ф. Федорец [5] и других, целесообразно выделить несколько этапов реализации межпредметных связей в процессе обучения музыкантов-инструменталистов.

Первый этап связан с формированием умений обучающихся переносить межпредметные знания к исполнительской деятельности на первых-вторых курсах при участии преподавателя, частично самостоятельно. Второй этап направлен на самостоятельный перенос знаний из различных дисциплин. Поэтому данный этап можно условно назвать обобщающим. Он рассчитан на студентов третьих и четвёртых курсов бакалавриата. Обобщая сказанное, хотелось бы заметить, что выделенные этапы довольно условны. В практической работе преподавателя этапы обучения музыканта-инструменталиста переносу знаний из одной дисциплины в другую могут в значительной мере варьироваться.

Основная цель использования этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы преподавателя по реализации межпредметных связей, во-вторых, они позволяют судить достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения обучающимися умения переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин.

Преподаватель находит формы организации обучения для организации познавательного процесса студентов, дает рекомендации по его выполнению. Студент сам осуществляет познание, тем самым его мышление становится более широким и целостным. Гибкая, индивидуально-ориентированная организация учебного процесса помогает реализовать современные методы обучения, позволяет органически соединить теоретическую и практическую подготовку с современными новациями. Целостным педагогический процесс становится тогда, когда он обеспечивает развитие и саморазвитие обучающихся.

Профессиональные качества музыканта-инструменталиста обусловлены многофункциональным характером его деятельности, которая включает в себя функции исполнителя, концертмейстера, педагога, руководителя творческого коллектива. И каждая из этих сторон деятельности требует комплекса соответствующих способностей, знаний, умений и навыков. Прежде всего, к студенту предъявляются требования к профессиональным способностям.

Ему необходимо иметь хорошо развитый слух, метроритмическое чувство, музыкальную память, способность музыкально-слуховых представлений. Он должен владеть навыком всестороннего анализа исполняемого репертуара, пониманием его структуры, особенности формы, применяемых выразительных средств, способностью содержательно интерпретировать музыкальное произведение. Эти способности необходимы музыканту-инструменталисту, прежде всего, для освоения музыкального произведения, создания художественного образа. Именно музыкальные качества, его музыкально-исполнительская культура обеспечивают высокий художественный уровень исполнения. Каждый предмет, будь он предметом из разных блоков учебного плана (дисциплины из базовой, вариативной части или предметы по выбору) должен работать на студента, на развитие его интеллекта, на формирование его компетентности.

В процессе изучения музыкальных дисциплин студент познает различные явления и закономерности не изолированно, а целостно, согласно их внутренним взаимосвязям и естественным сочетаниям. Другими словами, познание носит интегра-тивный характер, то есть чем больше ёмких и содержательных обобщений происходит на различного рода занятиях, тем выше, в конечном счёте, развивающий эффект межпредметных связей.

Проблема активизации творческой самостоятельности музыкантов-инструменталистов включает в себя в качестве основного компонента то, что связано с умением инициативно, творчески созидательно заниматься на музыкальном инструменте.

Для приобретения навыков творческой самостоятельности педагогу необходимо нацеливать обучающегося на освоение типовых трудностей, прививать ему обобщенные умения, опираясь на межпредметные связи. Необходимо, чтобы студент умел преодолевать трудности на сходных, но все же чем-то отличающихся друг от друга примерах, учился находить в произведениях родственные трудности, сравнивать их. Развитие творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста реализуется на умении правильно определить цели и задачи работы на основе глубокого изучения и анализа авторского текста музыкального

сочинения. Главное внимание при этом отводится раскрытию художественного образа изучаемого произведения. Выработать наблюдательность помогает и отдельная проверка в своем исполнении разных элементов текста: аппликатуры, штрихов, агогики, динамики. Овладение этими умениями сделает студента способным к творческой самостоятельности.

В научно-методической литературе указывается на то, что одним из решающих условий быстроты и успешности изучения материала является умение ориентироваться в нем и находить главное, отделив его от второстепенного, менее важного [5; 6]. Так при изучении любого музыкального произведения нужно уметь выделить опорные пункты, от которых следует мысленно отталкиваться при игре, понять, на что в данном эпизоде следует обратить внимание. Усвоив, таким образом, основу, найдя

Библиографический список

закономерности эпизода, легче будет уточнить все его детали. Здесь обнаруживаются необходимые межпредметные связи между теорией и практикой, как исполнительской, так и педагогической.

Таким образом, знание и применение межпредметных связей в учебном процессе играют важную роль в активизации творческой самостоятельности, которая в свою очередь становится главным резервом повышения эффективности подготовки, играет существенную роль в развитии личности современного специалиста высшей квалификации. Вузовское образование на музыкальном факультете должно обеспечивать не только высокий уровень качественных теоретических знаний и практических умений выпускников в профессиональной области, но и закладывать основу для развития творческой самостоятельности.

1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. Москва: Просвещение, 1989.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

4. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования. Available at: http: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn

5. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: учебное пособие. Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

6. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. Москва: Логос, 2006.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: «Современное слово», 1998.

8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва: Музыка, 1982.

References

1. Bezrukova V.S. Integracionnye processy vpedagogicheskoj teoriiipraktike. Ekaterinburg: PO «Sever», 1994.

2. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi vprocesse obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1989.

3. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

4. Afanas'eva I.A. Realizaciya mezhpredmetnyh svyazej kak odno iz napravlenij povysheniya kachestva obrazovaniya. Available at: http: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn

5. Fedorec G.F. Mezhpredmetnye svyazi vprocesse obucheniya: uchebnoe posobie. Leningrad: LGPI im. A.I. Gercena, 1983.

6. Bakshaeva N.A. Psihologiya motivacii studentov: uchebnoe posobie. Moskva: Logos, 2006.

7. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: «Sovremennoe slovo», 1998.

8. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry. Moskva: Muzyka, 1982.

Статья поступила в редакцию 24.07.18

УДК 372.881.111.1

Magdenko S.A., postgraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE WAYS OF THE FORMATION OF MOTIVATIONAL AND VALUABLE ATTITUDES OF LAW STUDENTS IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE. The publication discusses actual theoretical and pedagogical systems of foreign-language training of students of law schools. The main positions that determine the students' value orientations in mastering a foreign language are analyzed. There are a number of psychological factors that interfere with the students' interest in classes and the contradiction between the need for the graduates of law schools and specialties to have a foreign language in written and oral forms. The most priority methods of teaching are listed, which make it possible to make the process under investigation more efficient. The main reasons that influence the low motivation for the emergence of the interest of future students in studies are identified, as well as the ways of effective interaction of the teacher and students in the foreign language classes.

Key words: foreign language training, a foreign language, future lawyers, students of law schools.

С.А. Магденко, аспирант ЮУрГГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В публикации рассматриваются актуальные теоретико-педагогические системы иноязычной подготовки студентов юридических вузов. Анализируются основные позиции, определяющие ценностные ориентиры студентов в овладении иностранным языком. Отмечаются ряд факторов, психологического характера, препятствующих заинтересованности студентов в занятиях и противоречия между необходимостью владения выпускниками юридических вузов и специальностей иностранным языком в письменной и устной формах. Перечислены наиболее приоритетные методы обучения, позволяющие сделать исследуемый процесс более эффективным. Определенны основные причины, влияющие на низкую мотивацию для появления интереса будущих студентов к занятиям, а также способы эффективного взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, иностранный язык, будущие юристы, студенты юридических вузов.

Качество профессиональной подготовки будущих юристов в системе отечественного высшего образования обусловлено необходимостью решения ряда актуальных педагогических задач, определяемых спецификой социального заказа, целей, принципов, методов и средств их профессиональной деятельности, отражающей интересы всех представителей современного социума. Именно качественное профессионально образование будущих работников правовой сферы напрямую влияет на неукоснительное соблюдение действующих законов, обеспечение

безопасности граждан, гарантии их законных интересов, прав и свобод. Современный юрист должен быть высокообразованным специалистом, готовым на качественном профессиональном уровне выстраивать отношения как со своими согражданами, так и с коллегами, представляющими страны Дальнего и Ближнего Зарубежья.

В тоже время, анализ практического опыта и изучения научно-методической литературы, позволяет отметить явно недостаточный уровень иноязычной культуры будущих юристов, слабое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.