МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND
TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
Научная статья Чепурных Н.К.1' *
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Российская Федерация * Корреспондирующий автор (leonata3[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье проанализирован учебный план подготовки специалистов по специальности 04.05.03 Судебная экспертиза узкая специализация - инженерно-технические экспертизы. Выявлена взаимосвязь и последовательность изучения отдельных дисциплин учебного плана подготовки. Подчёркивается актуальность включения в учебный план таких дисциплин как «Органическая химия», «Физика», «Материаловедение», «Детали машин», «Метрология, стандартизация и сертификация».
Автор акцентирует внимание на том, что при подготовке учебных программ необходимо обратить особое внимание на отсутствие дословного дублирование отдельных тем в различных дисциплинах.
Автор в статье показывает тесную связь общеинженерных дисциплин, входящих в учебный план специальности 04.05.03 Судебная экспертиза между собой и со специальными экспертными дисциплинами.
Ключевые слова: межпредметные связи, рабочие учебные программы, судебная экспертиза, общеинженерные дисциплины.
INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE IN ORGANISING THE EDUCATIONAL PROCESS OF FORENSIC TRAINING
Research article Chepurnikh N.K.1' *
1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation * Corresponding author (leonata3[at]yandex.ru)
Abstract
The article analyses the curriculum of training of specialists in the speciality 04.05.03 Forensic Expertise, narrow specialization - engineering and technical expertise. The interrelation and sequence of study of separate disciplines of the training curriculum is highlighted. The relevance of including such disciplines as "Organic Chemistry", "Physics", "Materials Science", "Machine Parts", "Metrology, Standardization and Certification" in the curriculum is emphasized.
The author focuses on the fact that when preparing curricula, it is necessary to pay special attention to the absence of verbatim duplication of separate topics in different disciplines.
The author in the article shows the close connection of general engineering disciplines included in the curriculum of the speciality 04.05.03 Forensic examination between themselves and with special expert disciplines.
Keywords: interdisciplinary links, working programmes of study, forensic science, general engineering disciplines.
Введение
Как известно, существуют несколько подходов к организации процесса обучения, это компетентностный, компетентностно-деятельностный, поисковый, аксиологический, системно-деятельностный и развивающий подходы [1]. Наиболее широко применяемым, и как нам кажется, лучше всего подходящим для подготовки судебного эксперта является развивающий подход, то есть такой процесс обучения, при котором обучающийся проходит путь от простого к сложному, от освоения базовых общенаучных дисциплин к узкоспециальным. При этом желательно избегать в различных дисциплинах дословного дублирования содержания отдельных тем.
Основные результаты
Организация учебного процесса в высших учебных заведениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в ведении отдела по организации высшего образования Главного управления по работе с личным составом МВД России.
Одним из основных документов, в соответствии с которым организуется учебный процесс в высших учебных заведениях, является учебный план. Учебным планом подготовки специалиста по специальности 04.05.03 судебная экспертиза наряду с юридическими дисциплинами предусмотрено изучение общетехнических дисциплин таких как, «Органическая химия», «Физика», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Детали машин» и другие. Без изучения основ этих дисциплин невозможно освоение дисциплин по специальностям автотехническая и пожаротехническая экспертиза.
Судебные эксперты по автотехнической и пожаро-технической экспертизе участвуют чаще всего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Именно при рассмотрении таких дел необходимо привлекать специалистов со знанием общетехнических дисциплин. Особенно, если дела связаны с нарушениями строительных норм и правил, правил перевозки грузов и пр.
Общетехнические дисциплины, включенные в учебный план подготовки специалистов судебных экспертов в Восточно-Сибирском институте Министерства внутренних дел Российской Федерации, тесно связаны с экспертными. Так, например, освоение дисциплины «Строительные конструкции при пожаре» немыслимо без знаний свойств
материалов, из которых эти конструкции изготовлены [2]. А проведение каких-либо экспертиз вообще невозможно без использования измерительных инструментов и знания методик и правил их проведения. Таким образом, совершенно чётко просматривается связь с такими дисциплинами, как «Материаловедение» и «Метрология, стандартизация и сертификация». Все технические дисциплины преподаются в основном на первых трёх курсах и это вполне оправданно, поскольку именно они являются основой для освоения таких экспертных дисциплин как «Судебная экспертиза холодного и метательного оружия», «Экспертиза исследования следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия», «Судебная пожарно-техническая экспертиза», «Судебная экспертиза веществ, материалов и изделий» и т.п. Так, например, разделы курса «Материаловедения» дают представление о современных видах материалов и их свойствах [3]. В экспертной деятельности часто возникают вопросы по определению принадлежности того или иного образца к исследуемому объекту. Чтобы достоверно решить такой вопрос мало просто определить вид материала, из которого изготовлен этот образец, нередко для точной идентификации бывает необходимо установить и способ его производства, а это уже вопросы технологии получения материалов. К сожалению, количество часов, выделяемое на изучение этой дисциплины небольшое и нет возможности, познакомить обучающихся со всем разнообразием видов технологий материалов.
Общетехнические дисциплины также тесно связаны между собой. Разделы органической химии являются базой для понимания свойств и области применения полимерных материалов, которые изучаются в разделах курса «Материаловедения». Кроме того, изучение видов и свойств горюче-смазочных материалов базируется на основах органической химии. Экспертам автотехнических и пожаро-технических экспертиз приходится достаточно часто работать со следами горюче-смазочных материалов, а значит им будет необходимо знать виды и свойства этих материалов [4]. Знание основ органической химии позволит обучающимся в изучении дисциплин «Физика и химия горения и взрыва», «Экспертная оценка источников зажигания» и «Судебная взрывотехническая экспертиза».
Согласно ст. 57 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), ст. 55 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) и ст. 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) «Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения», а «специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.» в соответствии со ст. 58 УПК РФ, ст. 55.1 АПК РФ и ст. 50 КАС РФ [5], [6], [7]. При этом экспертная деятельность в России не лицензируется, но сертифицируется. Причем согласно федеральному закону «О защите прав потребителей» (ФЗ №2300-1 от 07.02.1992) сертификация эта добровольная [8]. Именно поэтому раздел дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификации» посвящен изучению закона «О защите прав потребителей». При его изучении делается упор на то обстоятельство, что эксперт в своей деятельности должен использовать только специально разработанные методики, знание и умение их использования является непременным и обязательным условием компетентности судебного эксперта.
При изучении курса «Метрология, стандартизация и сертификация» большое внимание уделяется разделу «Основы взаимозаменяемости». В этом разделе для экспертов автотехнической экспертизы видится целесообразным ознакомиться со способами посадки деталей, видами и типами резьб [9]. К тому же при изучении дисциплины «Детали машин», при выполнении курсового проекта обучающимся придётся столкнуться с этими понятиями и суметь рассчитать допуск и типы посадок [10]. Изучение основ стандартизации в Российской федерации поможет обучающимся увидеть взаимосвязь Государственных стандартов и особенности каждого из них. Поскольку специальность судебная экспертиза отнесена к юридическим специальностям, обучающиеся должны представлять, что представляют собой государственные стандарты, какие обязательные разделы они содержат, каковы правила построения, изложения, оформления и обозначения. Некоторые стандарты в нашей стране разрабатываются на основе международных стандартов и их содержание, и оформление несколько отличаются от национальных. При выполнении практического задания раздела стандартизации дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обучающимся предлагается провести экспертизу государственных стандартов.
Изучение раздела «Динамика поступательного и вращательного движения» дисциплины «Физика» необходимо при изучении разделов дисциплины «Экспертиза исследования следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия» и «Трасология и трасологическая экспертиза».
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что хотя дисциплины общеинженерной направленности и специальные дисциплины, входящие в блок дисциплин специализации учебного плана подготовки судебных экспертов инженерно-технической направленности, тесно связаны между собой, при разработке рабочих программ учебных дисциплин необходимо исключить дублирования содержания тем.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Хмельницкая Ю.А. Современные подходы к организации образовательного процесса / Ю.А. Хмельницкая // Образовательный портал «Справочник». — 2023. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/
sovremennye_podhody_k_organizacii_obrazovatelnogo_processa/ (дата обращения: 30.05.23).
2. Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 45.05.03. «Судебная экспертиза» / под ред. Е.Р. Россинской; Московский гос. юридический ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). — Москва: Норма; ИНФРА-М, 2015. — 303 с.
3. Бадзюк И.Л. Экспертные исследования микроструктуры следов горюче-смазочных материалов с целью идентификации транспортного средства скрывшегося с места происшествия / И.Л. Бадзюк, Н.К. Чепурных // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2019. — № 3(63). — С. 106-111.
4. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от
18.12.2001 N 174-ФЗ : [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года]. — [в ред. от 28.04.2023] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102073942 (дата обращения: 30.05.23).
5. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от
24.07.2002 N 95-ФЗ : [принят Гос. Думой 14 июня 2002 года : одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года]. — [в ред. от 18.03.2023] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102079219 (дата обращения: 30.05.23).
6. Российская Федерация. Законы. Кодекс Административного судопроизводства Российской Федерации : федер. закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ : [принят Гос. Думой 20 февраля 2015 года : одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года]. — [в ред. от 17.02.2023] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102380990 (дата обращения: 30.05.23).
7. Гольчевский В.Ф.Теоретические основы решения практических задач автотехнической экспертизы. Ч. 1. Базовые основы теории автотехнических экспертиз / В.Ф. Гольчевский, Ф.М. Власов, А.А. Несмеянов и др. — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. — 204 с.
8. Москвина Т.П. Сертификация методического обеспечения судебной экспертизы — реальный путь совершенствования негосударственной судебно-экспертной деятельности / Т.П. Москвина, Е.Р. Россинская // Юстиция.
— 2006. — № 3. — С. 119-126.
9. Несмеянов А.А. О роли изучения некоторых инженерно-технических дисциплин в системе подготовки специалистов по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза / А.А. Несмеянов // Научный дайджест ВосточноСибирского института МВД России. — 2020. — № 4. — С. 152-155.
10. Чепурных Н.К. Метрология: место и роль дисциплины в подготовке судебных экспертов / Н.К. Чепурных // Преподаватель XXI век. — 2021. — № 4-1. — С. 121-127.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Hmel'nickaja Ju.A. Sovremennye podhody k organizacii obrazovatel'nogo processa [Modern Approaches to Organization of the Educational Process] / Ju.A. Hmel'nickaja // Educational portal "Spravochnick". — 2023. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/
sovremennye_podhody_k_organizacii_obrazovatelnogo_processa/ (accessed: 30.05.23). [in Russian]
2. Estestvenno-nauchnye metody sudebno-jekspertnyh issledovanij: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po special'nosti 45.05.03. «Sudebnaja jekspertiza» [Natural and Scientific Methods of Forensic Investigations: textbook for students of higher educational institutions, studying on speciality 45.05.03. "Forensic Expertise"] / ed. by E.R. Rossinskaya; Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLU). — Moscow: Norma; INFRA-M, 2015. — 303 p. [in Russian]
3. Badzjuk I.L. Jekspertnye issledovanija mikrostruktury sledov gorjuche-smazochnyh materialov s cel'ju identifikacii transportnogo sredstva skryvshegosja s mesta proisshestvija [Expert Studies of the Microstructure of Traces of Fuel and Lubricants for the Purpose of Identification of a Vehicle Fleeing from the Scene of an Accident] / I.L. Badzjuk, N.K. Chepurnyh // Sovremennye tehnologii. Sistemnyj analiz. Modelirovanie [Modern Technology. System Analysis. Modelling].
— 2019. — № 3(63). — P. 106-111. [in Russian]
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Laws. Criminal Procedure Code of the Russian Federation] : federal law dated 18.12.2001 N 174-FZ : [accepted by State Duma on November 22, 2001 : approved by the Federation Council on December 5, 2001]. — [ed. dated 28.04.2023] // Official Internet portal of legal information. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073942 (accessed: 30.05.23). [in Russian]
5. Rossijskaja Federacija. Zakony. Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Laws. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation] : federal law dated 24.07.2002 N 95-FZ : [accepted by State Duma on June 14, 2002 : approved by the Federation Council on July 10, 2002]. — [ed. dated 18.03.2023] // Official Internet portal of legal information. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079219 (accessed: 30.05.23). [in Russian]
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Kodeks Administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Laws. Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation] : federal law dated 08.03.2015 N 21-FZ : [accepted by State Duma on February 20, 2015 : approved by the Federation Council on February 25, 2015]. — [ed. dated 17.02.2023] // Official Internet portal of legal information. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102380990 (accessed: 30.05.23). [in Russian]
7. Gol'chevskij V.F. Teoreticheskie osnovy reshenija prakticheskih zadach avtotehnicheskoj jekspertizy. Ch. 1. Bazovye osnovy teorii avtotehnicheskih jekspertiz [Theoretical Basis for Solving Practical Problems of Autotechnical Expertise. P. 1.
Fundamentals of the Theory of Autotechnical Expertise] / V.G. Gol'chevskij, F.M.Vlasov, A.A. Nesmejanov et al. — Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. — 204 p. [in Russian]
8. Moskvina T.P. Sertifikacija metodicheskogo obespechenija sudebnoj jekspertizy — real'nyj put' sovershenstvovanija negosudarstvennoj sudebno-jekspertnoj dejatel'nosti [Certification of Forensic Expertise Methodological Support - a Real Way to Improve Non-State Forensic Expertise Activities] / T.P. Moskvina, E.R. Rossinskaja // Justicija [Justice]. — 2006. — № 3.
— P. 119-126. [in Russian]
9. Nesmejanov A.A. O roli izuchenija nekotoryh inzhenerno-tehnicheskih disciplin v sisteme podgotovki specialistov po special'nosti 40.05.03 Sudebnaja jekspertiza [On the Role of Studying Some Engineering and Technical Disciplines in the System of Training Specialists on the Speciality 40.05.03 Forensic Expertise] / A.A. Nesmejanov // Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Scientific Digest of the East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2020. — № 4. — P. 152-155. [in Russian]
10. Chepurnyh N.K. Metrologija: mesto i rol' discipliny v podgotovke sudebnyh jekspertov [Metrology: the Place and Role of the Discipline in Forensic Science Training] / N.K. Chepurnyh // Prepodavatel' XXI vek [Teacher of the 21st Century].
— 2021. — № 4-1. — P. 121-127. [in Russian]