Научная статья на тему 'Межпредметные связи как фактор формирования потребительской культуры школьников'

Межпредметные связи как фактор формирования потребительской культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ / ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степченко Т. А.

Формирование потребительской культуры школьников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является важнейшей составляющей их экономической и правовой грамотности. В статье на примере элективного курса «Основы потребительской культуры» раскрывается роль межпредметных связей в формировании научных понятий, более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету. С помощью межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи формирования потребительской культуры, развиваются способности к самопознанию и самосовершенствованию. Все это в конечном итоге обеспечивает успешную социализацию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи как фактор формирования потребительской культуры школьников»

УДК-362.74

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Т.А.Степченко

Формирование потребительской культуры школьников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является важнейшей составляющей их экономической и правовой грамотности. В статье на примере элективного курса «Основы потребительской культуры» раскрывается роль межпредметных связей в формировании научных понятий, более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету. С помощью межпредметных связей на качественно новом уровне1 решаются задачи формирования потребительской культуры, развиваются способности к самопознанию и самосовершенствованию. Все это в конечном итоге обеспечивает успешную социализацию школьников.

Ключевые слова: межпредметные связи; потребительская культура; дидактическая модель межпредметных связей; функции межпредметных связей.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

В педагогической литературе имеется более тридцати определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, группа авторов [5;6] определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин).

Встречаются такие определения данного понятия: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин» [1], или такое: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками [2].

Все выше перечисленные определения конечно верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Отсюда становится

очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе, а именно при изучении курса основ потребительской культуры с предметами средней школы.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей: по составу; по направлению действия; по способу взаимодействия направляющих элементов.

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей: содержательные; операционные; методические; организационные.

Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей, которые отражены в таблице 1.

Во второй форме выделяем основные типы межпредметных связей по направлению действия. Обозначим соотносящиеся стороны связи условно буквами А, В, С, Б и т.д. В случае если В направлено к А (В ^ А), то будем иметь одностороннюю связь, если В и С (В ^ Л

направлены к А А , то эта связь будет двусторонней, если же В, С, Б... и т.д. будут

C ^

направлены к А, то эта связь будет многосторонней

(Б ^ ^ C ^ A D ^

. Все эти типы связей могут

быть прямыми (действовать в одном направлении) и обратными, или восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и

В

обратном. Например В ^ А - прямая односторонняя связь; А - двусторонняя

С о

обратная, или восстановительная связь.

В третьей форме межпредметных связей по временному фактору выделяют следующие типы связей: хронологические и хронометрические.

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления. Хронометрические - это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов. Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей, которые также представлены в таблице 1. Таблица 1

Классификация межпредметных связей.

Формы Типы Виды

Межпредметных Межпредметных связей Межпредметных связей

связей

1) По составу 1) содержательные по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

2) операционные по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

3) методические по использованию педагогических методов и приемов

4) организационные по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2) По направлению 1) Односторонние, 2) Двусторонние, 3) Многосторонние Прямые; обратные, Или восстановительные

3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) 1) хронологические 2) хронометрические 1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные

1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие

Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

• является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов;

• используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи) или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

• какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

• какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).

• как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (связи, например, между экономикой, математикой, физикой, ботаникой, зоологией, общей биологией с курсом основы потребительской культуры; связи между потреблением и экономикой, деньгами и бюджетом - курса потребительская культура...), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например математики, физики, органической химии, новейшей истории, экономики, основ потребительской культуры. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.

В качестве наглядного примера возьмем элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся - основы потребительской культуры, по которому разработан учебно-методический комплекс.

Выбор этого предмета обусловлен тем, что потребительская культура занимает одно из важнейших мест в системе знаний о законах не только экономики, но и жизнедеятельности человека, его становления как личности, грамотной и легко адаптирующейся к изменениям, происходящих в его жизни. Изучение основ потребительской культуры в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся об основах потребительского поведения и культуры в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет основ потребительской культуры раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.

Чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Внутренний - это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и основных связеобразующих элементов.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других дисциплин учебного плана школы с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы и выявление «опорных» межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы научно и всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы рассматриваемого учебного предмета.

Прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо определить круг тех синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора этого круга учебных тем являются:

• наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета;

• высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебных тем.

Опираясь на данные критерии, проанализируем содержание наиболее значимых разделов и тем «Потребительская культура и экология человека», «Потребитель и закон», «Искусство покупать», «Куда «уходят» деньги?» и «Потребительская культура в сфере услуг».

Степень перекрываемости содержания данных тем с другими дисциплинами очень высока, что наглядно представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Межпредметные связи курса «Основы потребительской культуры»

Названия разделов и тем Знания, используемые из других школьных дисциплин для раскрытия ведущих положений изучаемого курса

• потребительская культура: понятия, структура, нормы; • окружающая среда; • культура питания; • суверенитет и рациональность потребителя; • потребитель и его ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: материя и движение, развитие и всеобщая связь явлений мира; категории диалектики: причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, способы и формы существования материи; материальное единство мира и его познание, закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные и д.р.; ИСТОРИЯ: периоды становления русской культуры, развитие исторических эпох, понятие о системе, познаваемость мира, понятие о развитии и его движущих силах, социально-

психология, защита прав;

• потребности и их классификация;

• деньги потребителя, и доходы,

школьника,

расходы бюджет налоги;

• качество товаров, реклама; служба быта, финансовые услуги;

• качество товаров;

• правила пользования коммунальными услугами;

• государственные органы по защите прав потребителей и их территориальные управления;

• общественные организации по защите прав потребителей;

• моральный вред и его возмещение;

• судебная защита потребителя;

• виды и способы торговли;

• продажа товаров в кредит.

• комиссионная торговля и т. д.

историческая обусловленность развития науки; история борьбы науки и религии и т. д.

ГЕОГРАФИЯ: снабжение и распределение природных ресурсов, плотность населения, потребление полезных ископаемых, их переработка; этапы формирования земной коры, строение атмосферы, основные классы органических соединений, строение Земли.

ПРАВО: законы и права потребителей, ответственность и права производителей, работодателей, ответственность клиентов, законы о рекламе и т.д.

ХИМИЯ: распространение в природе химических соединений элементов; распространение и круговорот в природе; периодический закон и система химических элементов Д.И. Менделеева; строение молекулы веществ; катализаторы; органические вещества - белки, жиры, углеводы; типы химических реакций, превращение химических элементов; генетическая связь между классами химических соединений . ФИЗИКА: строение и физические свойства веществ, общие законы физики; три агрегатных состояния вещества, диффузия, плотность, понятие энергии и работы; необратимость процессов в природе; физическая природа света; химическое действие света, внутренняя энергия вещества и ее преобразование, понятие энергии, преобразование энергии, понятие о матрице, о регуляции и само регуляции, атомная и ядерная физика, физическая природа света, электричество, тепловые явления и т.д. МАТЕМАТИКА: уравнения с нахождением одного и двух неизвестных, определение законов геометрии, расчеты времени по сохранению энергии и др.;

ЭКОНОМИКА: понятие денег, функций, финансов, меновой стоимости, натурального обмена, бюджет и его свойства, распределение и перераспределение, законы ограниченности ресурсов, понятия о рекламе, ее виды и свойства и др. ИНФОРМАТИКА: электронное оформление докладов, выступлений, набор текста, проведение лабораторных работ по составлению отчетных таблиц, анализ графиков, умения и навыки пользования с системами ворда, эксель и др. РУССКИИ ЯЗЫК: правильность написания и описания всех представленных процессов с точки зрения грамматики: словосочетание, ударные и безударные гласные, причастия и деепричастия, сложные предложения, слова исключения, правило написания иностранных слов и др.

ЛИТЕРАТУРА: культура и быт Российских классиков, их жизнедеятельность и взгляды; зарубежная литература ее яркие представители, взгляды; Российские журналы и их деятельность, виды религии.

Анализируя данные таблицы, можно увидеть, что сами связи в них даны в своеобразном статическом состоянии (статичная сторона межпредметных связей в учебных темах определяется содержанием учебного материала). Однако в реальном учебном процессе межпредметные связи рассматриваются в динамике (динамическая сторона межпредметных связей в учебных темах определяется процессом обучения) и в органическом единстве с внутрипредметными и внутрикурсовыми связями - в этом и

заключается качественное отличие составленной дидактической модели межпредметных связей от процесса овладения ими школьниками. Анализ таблицы №2 также может показать, что опорные межпредметные знания часто носят «стыковой», синтезированный характер. Особенно насыщены ими последние темы. Это и понятно, поскольку многие понятия к концу учебного года осознаются и применяются старшеклассниками на высоком уровне обобщения, в свернутом виде.

Таким образом, табличнотекстовый анализ содержания рассматриваемых учебных тем показал, что они могут быть изучены на широкой межпредметной основе с целью научного, системного, доступного и всестороннего раскрытия их ведущих положений и создания более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету в целом.

Ведущие идеи и положения учебных дисциплин выполняют при этом ряд своеобразных стыкующих «стержней» в виде методологической, образовательной, развивающей, воспитывающей и конструктивной функций межпредметных связей. Охарактеризуем каждую их них.

• Методологическая функция выражена в том, что только на ее основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии, которое развивается по линии интеграции идей и методов к познанию природы, окружающего мира.

• Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель основ потребительской культуры формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития экономических, потребительских, культурных, социологических и др. понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

• Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного, экономического, потребительского и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию основ потребительской культуры. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

• Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении потребительской культуры. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

• Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями других предметов комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Наряду с положительными сторонами межпредметных связей существует ряд проблем, которые необходимо учитывать при внедрении в практику курса основ потребительской культуры школьников.

Для того чтобы выявить, охарактеризовать и найти пути устранения данных проблем, необходимо провести интенсивный поиск оптимальных условий, этапов и путей превращения дидактической модели межпредметных связей в учебных темах в факт овладения, установления этих связей школьниками. Критериями результативности этого процесса будет являться повышение знаний учащихся и прежде всего системности этих знаний, их мобильности и мировоззренческого потенциала обучаемых.

The paper deals with the problem of forming consumer culture of schoolchildren in the framework of preparatory specialist school education and of specialist school education which is the most important factor of their economy

and law knowledge. The elective course "Basics of consumer culture" is used as an example and there is shown the role of intersubject communications in formulating scientific notions, a complex and integral system on every subject. These intersubject communications help to solve in a new way the problems of forming consumer culture, developing abilities for self-knowledge and self-development. All these things make socialization of schoolchildren successful.

The key words: intersubject communications, consumer culture, didactic model of intersubject communications, functions of intersubject communications.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П.Г. Кулагин. М.: Просвещение, 1983.

2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении [Текст] / В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. М.: Просвещение, 1987.

3. Симоненко В.Д. Межпредметные связи в обучении учащихся основам экономики и предпринимательства [Текст] : учебно-методическое пособие / В.Д. Симоненко, В.Ф. Сорока, Н.В. Фомин. Брянск, изд-во БГУ, 1998. 211с.

4. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры [Текст]: учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / В.Д. Симоненко, Т. А. Степченко - Имеет гриф «Допущено», -3-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 176с.

5. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / Г.Ф. Федорец // Народное образование. 2000. № 3.

6. Федорова В.Н. Межпредметные связи [Текст] / В.Н. Федорова, ДМ. Кирюшкин. М.: Педагогика, 1989.

Об авторе

Степченко Т. А. - док., пед. наук, профессор Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.