социология ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.356.2(470.41)
межпоколенческая образовательная мобильность сельской семьи (на примере муниципального района республики Татарстан)
Ч. И. Ильдарханова (Научно-исследовательский центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан)
Проанализирована динамика образовательных достижений членов сельской семьи в рамках трех поколений на примере Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Представлены результаты социологического исследования, проведенного НИЦ семьи и демографии АН РТ в 2012 г Выявлена восходящая межпоколенческая образовательная мобильность, что свидетельствует об активном развитии населения села.
Ключевые слова: образовательные достижения; семья; мобильность; поколение; село.
INTERGENERATIONAL EDUCATIONAL MOBILITY OF A RURAL FAMILY (based on the study of the municipal area of the Republic of Tatarstan)
Ch. I. Ildarhanova (Family and Demography Scientific Research Centre, The Academy of Sciences, the Republic of Tatarstan)
The article is concerned with the dynamics of educational attainments of a rural family in three generation families (case study of a municipal area of the Republic of Tatarstan, Russia). The results of a social survey conducted by the Family and demography scientific-research center in 2012 are represented. There has been revealed a rising intergenerational educational mobility of rural families that proves an active rural population development. The survey of grandparents, parents and children about the education level of preceding generations helped us to figure out that all generations lack the information about educational attainments of their ancestors. Family background and talks about ancestors are not topical in contemporary families; there is no tradition to hand down a family history from generation to generation. Traditionally, in Russia grandmothers - 40 % of grandmothers - take the leading role in the process of socialisation of their grandchildren including educational socialization. Risks connected with the increase of migration activity of rural people graduated from universities are lower than risks caused by impossibility to provide graduates with job and accommodation.
Keywords: educational attainments; family; mobility; generation; rural area.
Качество человеческих ресурсов определяется множеством факторов. Одним из наиболее значимых индикаторов в оценке потенциала населения выступает динамика образовательного статуса. Сельское образовательное пространство наравне с городским подвержено модер-низационным процессам, характерным для института образования в России. Целью авторского исследования стало измерение уровня образовательных достижений сельской семьи в рамках анализа нескольких поколений.
Муниципальные сельские районы Республики Татарстан отличаются друг от друга индивидуальностью своего социального пространства, конструируемого, в первую очередь, исходной базой
человеческих ресурсов. Настоящая статья посвящена анализу межпоколенческой трансмиссии образования в Пестречин-ском муниципальном районе.
Пестречинский муниципальный район - развитый социально-экономический муниципальный район северно-западного региона Республики Татарстан. Исследуемый район находится на 9-ом месте по численности населения среди муниципальных районов Татарстана с сельским населением. По состоянию на начало 2012 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан) численность населения Пестречинского муниципального района, постоянно проживающего в районе, составила 29 234 чел. [3]. Особен© Ильдарханова Ч. И., 2013
ность района заключается в его тотальной неурбанизированности: доля сельского населения составляет 100 %. За период 2006-2012 гг. отмечен положительный, хотя и несущественный, рост численности населения района - за 7 рассмотренных лет оно увеличилось на 1 203 чел.
Уровень образования населения Пе-стречинского муниципального района -важнейшая характеристика потенциала развития данного района, ведь «в процессе обучения накапливается одна из главных характеристик качества населения - его образовательный потенциал. Масштабы его “недопроизводства” в результате прерывания обучения находят отражение не только в потерях качества населения в целом, но и в реальных, доступных для количественной оценки, потерях, которые могут иметь количественное, временное и экономическое измерение» [1]. Изначальная дискриминация учащихся по принципу расселения усиливает разрыв в образовательных достижениях в городских и сельских семьях. В исследовании мы рассматриваем в большей мере не «демографические» поколения (группы людей одного возраста), а значимые «поколенческие» [2, с. 40-41] группы с общими социально-демографическими характеристиками или внутрисемейные поколения [5].
В опросе, проведенном НИЦ семьи и демографии АН РТ в 2012 г., приняли участие три целевые группы - представители трех поколений сельской семьи Пестречинского района: 1) прародители старшеклассников - бабушки и дедушки, рожденные в период 1942-1951 гг. («поколение застоя - период попытки стабилизации партийно-советского режима при отказе от массовых репрессий и реформ» [2, с. 40-41]), 2) родители - 1968-1977 года рождения (поколение «перестройки и реформ, не знавшее переломов и исканий» [2, с. 40-41]), 3) старшеклассники 1997 года рождения. Выборочная совокупность составила 900 чел.
Члены почти 40 % сельских семей Пестречинского района имеют высшее образование, 35,5 - среднее специальное, 11,3 - среднее общее (ПТУ), 6,6 - неза-
конченное высшее, 1,7 % - начальное, неполное среднее.
Восхождение образовательной мобильности сельской семьи прослеживается на следующих ступенях. От поколения прапрародителей к поколению школьника число членов семьи только с начальным уровнем образования уменьшилось приблизительно на 55 %. Так, 57 % прапра-родителей, 27 - бабушек/дедушек и 1,6 % родителей имели возможность учиться в школе 3 года и получить начальное образование. Это, несомненно, существенный прогресс развития социального статуса сельской семьи.
Среднего (полного) общего образования достигли 6,5 % прабабушек/прадедушек, 28,1 - бабушек/дедушек, 11,6 % родителей. С течением времени получивших среднее специальное образование в семье становится больше в 7 раз: его прогрессия составляет 8,6, 36 и 59,3 % для трех поколений соответственно.
Стремительная восходящая образовательная мобильность на уровне высшего образования подтверждается увеличением числа сельских семей, в которых есть выпускники вузов: от 1,8 % прапрародителей старшеклассников Пестречинского муниципального района их количество в поколении бабушек/дедушек возросло до 8,2 и достигло показателя 27,7 % в поколении родителей старшеклассника. Формально позитивную тенденцию доступа к высшему образованию для сельского населения объясняет увеличение числа вузов, появление платного сектора образования и т. д.
Выявление уровня образования предшествующего поколения у бабушек/дедушек, их детей и внуков показало определенную неосведомленность младшего поколения об образовательных достижениях своих предков. Такой вывод сделан на основании сравнения ответов прародителей и родителей о своем образовательном статусе и отчета старшеклассников об уровне образования их бабушек/дедушек и родителей. Отмечено расхождение между данными, предоставленными разными членами семьи, об образовательном положении членов семьи. Так, например, среди родителей старшеклассников (по их при-
знанию) очень маленькая доля (1,6 %) тех, кто закончил только начальную школу и на этом завершил формальный способ своего умственного и интеллектуального развития. Старшеклассники, характеризуя своих родителей, полагают, что закончивших только 3 класса школы среди них на 5 % больше. Этот показатель не свидетельствует о недобросовестности школьника при заполнении анкеты. Вырисовывается проблема того, что в современной семье неактуальна информация о социальном происхождении семьи, не распространены разговоры в семье о предках, нет традиции передачи семейной истории из поколения в поколение.
Сведения об образовании - это значимая часть биографии отдельного индивида, семьи. Наибольшее затруднение возникло при указании уровня образования бабушек/ дедушек как у группы самих учащихся, так и у самих прародителей относительно их бабушек/дедушек - таковых в обеих группах оказалось 20 %, т. е. 1/5 часть не имеет представления об образовательных достижениях своих ближайших родственников на 2 предшествующих поколения. Если в первом случае ситуация разрешима уточнением школьниками этого аспекта у своих бабушек и дедушек, то во втором случае, к сожалению, данные невосполнимы без специальных исторических справок. Как известно, «двадцатый век - век драматического роста человеческой мобильности: социальной, профессиональной, экономической, географической - стал периодом меньшего осознания и снижения общественной важности генеалогических связей. В современном обществе немногие помнят имя прадеда (а то и деда)» [2, с. 44].
От сравнительного анализа показателей образовательных достижений 3-х поколений, основанного на данных об уровне образования прапрародителей, прародителей и родителей, мы перешли к самооценке родителей. Мы поинтересовались, смогли ли родители наших старшеклассников добиться большего в образовательной
сфере, чем их собственные родители. 3/4 опрошенных родителей отметили, что им удалось преодолеть порог образовательных достижений своих родителей. В то же время остается группа сельских жителей (около 20 %), продолжающих простое воспроизводство образовательного статуса родителей.
Одним из побудительных мотивов изменения образовательного статуса индивида выступает его удовлетворенность полученным образованием. Более 70 % опрошенных (в их числе и родители, и прародители) довольны полученными знаниями и прогнозирование стремления повысить свое положение в сфере образования считают безосновательным. Определенный потенциал представляют не реализовавшие своих ожиданий от образования родители (25 %), однако стоит учитывать, что в случае, если речь идет о получении первого высшего образования, препятствием выступает необходимость сдавать ЕГЭ для возможности учиться в вузе1.
Родители, как правило, надеятся на то, что нереализованные ими самими намерения в сфере образования будут воплощены их детьми. Поколение бабушек/дедушек отмечает, что их планы относительно уровня образования их детей сбылись в 77 % случаев.
Осознание опрошенными того, что образование действительно способствует улучшению уровня своей жизни, неоспоримо: в целом 90,6 % ответов подтверждают это. Половина сельских родителей имеет ориентацию на максимальный желаемый показатель для своих детей - высшее образование; 40,1 % считают среднее специальное образование достаточным для своих детей. Доля лиц, придерживающихся ориентации на начальное и неполное среднее образование, невелика.
Таким образом, сельские родители вполне адекватно и ответственно относятся к востребованности разного уровня образования в обществе в целом и непо-
1 Отсутствие сертификата ЕГЭ не дает права поступления в вузы. Взрослым людям, закончившим школу в период, когда данная форма аттестации не была введена, необходимо сдать единый государственный экзамен в соответствии с установленными правилами.
средственно на селе, а также не только к реальным возможностям поступления в учебное заведение, но и к изменению структуры расходов семьи, связанной с поддержкой всего учебного процесса - дорожные издержки, проживание в городе в случае чрезмерной отдаленности вуза от района и т. д. Устойчивая часть сельских семей намерена воспроизводить специалистов среднего специального профиля, наиболее востребованных в районе. Относительно велика доля родителей, желающих своим детям достичь высшего образования, не смотря на то, что предпосылки к учебе в вузе присутствуют не у всех из данной группы.
Если говорить о групповых ориентациях на повышение образовательного уровня после окончания школы, то здесь прослеживаются оптимистичные тенденции. Почти 40 % опрошенных нами сельских старшеклассников сообщили, что более половины класса имеют намерение поступить в вуз, 26,3 - ответили, что четверть или половина их одноклассников собираются поступать в вуз, 12,7 % предположили, что в высшее учебное заведение намерены поступать лишь несколько человек.
Структура мотивов получения высшего образования у бабушек/дедушек, родителей и детей сводится к возможности нахождения хорошо оплачиваемой работы, желанию стать востребованным специалистом, найти интересную, творческую работу, пользоваться уважением окружающих,
стать культурным человеком, жить среди культурных, образованных людей, для получения знания. Большие надежды, по сравнению с поколением прародителей и родителей, школьники питают относительно того, что высшее образование поможет им добиться успеха, сделать карьеру. Такие ожидания проявили 60,7 % учащихся, 43,5 - прародителей и 47,7 % родителей. Стоит отметить, что старшие поколения не опровергают значимости образования в карьерном росте, но признают, что оно не является определяющим.
От вопроса, касающегося личных амбиций сельских семей относительно высшего образования, в нашем опросе мы перешли к выяснению того, зачем, по их мнению, другие люди стремятся повысить уровень своих образовательных достижений. Желание людей в настоящее время получить высшее образование, по оценкам респондентов, связано с рядом оснований: получить диплом для трудоустройства на хорошую работу, для специальных знаний, стать профессионалом, сделать карьеру, получить новые знания, расширить свой кругозор, оказаться в культурной, образованной среде, повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения, не служить в армии. Сравнение набора показателей причин желаемой восходящей образовательной мобильности других людей позволяет, на наш взгляд, прочесть в них и латентные дополнительные мотивы самих респондентов (таблица).
Факторы, обусловливающие готовность людей получить высшее образование, %
В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем им это нужно? Категория респондентов
Роди- тели Бабушки/ дедушки Старше- классники
Чтобы оказаться в культурной, образованной среде 15,9 17,7 26,6
Чтобы получить новые знания, расширить свой кругозор 29,2 24,7 31,0
Чтобы получить специальные знания, стать профессионалом 49,7 49,4 50,6
Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу 60,4 56,5 64,2
Чтобы сделать карьеру 35,7 34,7 45,6
Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения 12,0 8,1 11,7
Чтобы не служить в армии 4,9 3,0 3,2
Потому что сегодня так принято 13,0 10,3 1,6
Затрудняюсь ответить 2,9 5,2 0
Равная доля прародителей, родителей и школьников Пестречинского района (74 %) отмечают зависимость между наличием высшего образования и успешной карьерой, достижением жизненных целей. В то же время у 1/3 части опрошенных (в совокупности около 30 %) есть сомнения в том, что образование способно гарантировать продвижение по социальной лестнице. Такую позицию можно объяснить субъективными и объективными факторами. Сельская семья, члены которой на протяжении нескольких поколений имеют высшее образование, воспринимает обучение в вузе как норму. С одной стороны, повышение своего образовательного статуса семьей, не имеющей в своих родственных рядах людей с высшим образованием, положительно отразится на самоидентификации индивида и всей семьи. С другой стороны, велика доля молодежи, получившей образование в городе, которая не возвращается в село ввиду осознания невозможности удовлетворить свои жизненные стремления там.
Перемещение вверх по социальной лестнице в плане образования фиксируется не только аттестатами и дипломами о завершении образования (начального, среднего общего, среднего профессионального, высшего), но и краткосрочными курсами повышения квалификации в отдельной сфере, дополнительными знаниями, необходимыми профессионалу в его трудовой деятельности.
Население Пестречинского муниципального района, чьи дети на момент опроса учились в старших классах школы, поделилось на 2 группы: получающие дополнительные знания в сфере своей деятельности после окончания обучения (57,1 %) и не делающие этого (42,9 %). Ресурсами повышения степени знаний опрошенных родителей выступают: 1) более опытные представители профессии; 2) профессиональные курсы (27,6 %); 3) система повышения классификации и профессиональной переподготовки (25,6); 4) самостоятельное изучение новой литературы, новых разработок, приобретение новых навыков (19,2); 5) электронные образовательные программы, в том числе и в Интернете (8,4); 6) кра-
ткосрочные курсы, тренинги, деловые игры и т. д. (5,6); 7) дистанционное обучение (5,2 %). Стоит отметить, что члены семьи с изначально более высоким уровнем образования охотнее принимают участие в программах повышения квалификации и переподготовки, чем те, у кого уровень образования ниже.
Современная система образования предоставляет возможности обучения в течение всей жизни. Для отдельных социально-демографических групп предусмотрены виды неформального образования. Так, Университет третьего возраста (г. Казань) занимается «обучением пожилых людей и на этой основе повышением их социальной комфортности в современном быстро изменяющемся обществе; формированием и развитием среды общения; содействием улучшению здоровья и физической активности. Девиз Университета - “Через обучение - к повышению качества жизни”» [4]. Условием для обучения в данном учебном заведении является официальный статус неработающего пенсионера. Теоретически воспользоваться данной возможностью могут и пенсионеры Пестречинского муниципального района, однако одним из существенных барьеров выступает расстояние от района до города. В перспективе Университет третьего возраста планирует открыть филиалы на базе общеобразовательных школ в муниципальных районах.
Реализация стратегий по развитию образовательной инфраструктуры связана с готовностью и потребностью целевой группы воспользоваться новыми образовательными возможностями. Установка на потребление образовательного продукта формируется в несколько этапов, одним из которых является информированность о нем. Люди пожилого возраста (бабушки и дедушки старшеклассников) в разной степени информированы о существовании курсов, дающих возможность получения образования их возрастной группе: осведомлены о такой возможности 42,4 % респондентов, не знают о ней 57,6 %.
Для прогнозирования проекции социального процесса, связанного с повышением образовательного уровня населения района, мы поинтересовались, желают ли
пенсионеры Пестречинского муниципального района посещать подобные учебные курсы. Более половины из них не собираются делать этого (63,5 %). Перспективная целевая социально-демографическая группа составила 18,5 % - это пожилые люди, заявившие о своем намерении в случае предоставления такой возможности воспользоваться ею. Стоит отметить, что 6 % опрошенных пенсионеров имели опыт дополнительного образования с момента завершения трудовой деятельности.
Повышение уровня образования сельской молодежи влечет за собой миграционные настроения. Однако ситуация в Пестречинском муниципальном районе обещает оставаться положительной. Почти половина старшеклассников (42 %) заявили, что они планируют вернуться в село после окончания вуза или техникума. На наш взгляд, это позитивная тенденция для района, учитывая, что из 58 % учащейся молодежи, мечтающей покинуть село, далеко не все воплотят это в реальность. Наибольшее количество уверенных в том, что их ребенок предпочтет остаться в городе, оказалось среди прародителей - 64 %. Расширенная постановка вопроса об ожидаемых жизненных траекториях ребенка после завершения его образования вскрыла дополнительно около 8 % потенциальных мигрантов.
Ожидания родителей, прародителей от своих детей и внуков после окончания вуза или техникума/училища и представления об этих ожиданиях у самих детей продемонстрировали согласованность трех поколений в этом аспекте. Устойчивой (в сравнении с ответами на схожие вопросы) остается группа семей, в которых школьник, вероятнее всего, вернется в деревню/село и будет помогать своим родителям по хозяйству. Это стабильные 15 % старшеклассников, 14 - родителей и 20 % прародителей. Эта социальная группа выступает надежным ресурсом сохранения сельской культуры, отличительной чертой которой является сельскохозяйственный труд. Особый потенциальный резерв для развития и укрепления Пестречинского муниципального района, на наш взгляд, представляют собой в совокупности еще
около 5 % сельских семей, в которых старшеклассники после окончания образования намерены завести собственное хозяйство.
Интегрированность членов семьи в процесс обучения укрепляет взаимоотношения детей и родителей, улучшает психологический климат в семье. Вовлеченность ближайших родственников в процесс получения сельским школьником знаний велика - 80 % родителей и бабушек/дедушек старшеклассника помогают ему с учебой, проверяя домашние задания и совместно разбирая сложные темы дома, проясняя (по мере возможности) недопонятое в школе. Молчаливое одобрение, пособничество как форма участия в процессе обучения старшеклассника характерны для 12 % родителей, бабушек и дедушек. Проявление отстраненности от школьных достижений старшеклассника типично для небольшой группы старших ближайших родственников.
В жизни учащегося, связанной с получением и освоением знаний, активное участие принимают и люди, не проживающие с ним. Как правило, это ближайшие родственники, социальные связи между которыми в случае проживания в пределах одного населенного пункта крепче, чем между родственниками в городе. Традиционно ведущую роль занимают бабушки: в 40 % случаев они выступают для старшеклассника агентом социализации, в том числе, образовательной.
Ориентация на получение высшего образования в современном сельском социуме Республики Татарстан получила распространение практически среди всех групп населения. В качестве номинальной нормы она проникла и в те слои, которые раньше не рассматривали для своих детей поступление в вуз в качестве реальной перспективы. Положительно влияет на желание детей поступать в вуз после окончания школы наличие в сельской семье высшего образования хотя бы у одного из родителей. Это желание проявляется еще сильнее в случае, если высшее образование имеют оба родителя.
Восходящая межпоколенческая образовательная мобильность свидетель-
ствует об активном развитии населения села. Риски, связанные с повышением миграционной активности сельчан после получения высшего образования, ниже, чем риски, обусловленные невозможностью обеспечить выпускнику вуза рабочее место, жилье в городе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Геодемографическая инфраструктура села : локальное измерение. Пестречинский муниципальный район Республики Татарстан (социологический анализ) : монография / под ред. Ф. А. Ильдархано-вой. - Казань : Отечество, 2013. - 424 с.
2. Ильдарханова, Ч. И. Методологические альтернативы исследования образовательного капитала семьи / Ч. И. Ильдарханова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 64-69.
3. Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tatstat.ru/digital/region1/ default.aspx. - Дата обращения: 03.07.2012.
4. Официальный сайт Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и Регионального отделения Союза пенсионеров фонда Российской Федерации по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pfrrt.ru/union_retirees/universitet-tretego-vozrasta/.
5. Шанин, Т. История поколений и поколенческая история / Т. Шанин //Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. - Москва, 2005. - С. 21-22.
Поступила 18.06.13.
Об авторе:
ильдарханова Чулпан ильдусовна, ученый секретарь ГУ «Научно-исследовательский центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан» (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, chulpanildusovna@gmail.com
Для цитирования: Ильдарханова, Ч. И. Межпоколенческая образовательная мобильность сельской семьи (на примере муниципального района Республики Татарстан) / Ч. И. Ильдарханова // Интеграция образования. - 2013. - № 3 (72). - С. 78-84.
REFERENCES
1. Geodemograficheskaya infrastruktura sela: lokalnoye izmereniye. Pestrechinsky municipalny raion Respubliki Tatarstan (sociologichesky analiz) [Geodemographic infrastructure of a rural area: a local dimension. Pestrechinsky municipal area of the Republic of Tatarstan (sociological analysis)]. Kazan, Otechestvo Publ., 2013, 424 p.
2. Ildarhanova Ch. I. Metodologicheskie alternativy issledovaniya obrazovatelnogo kapitala semyi [Methodological alternatives of the study of educational family capital] Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability]. 2012, no 3, pp. 64-69.
3. Okonchatelnye itogi Vserossyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Final results of the Russian population census of 2010]. Available at: http://www.tatstat.ru/digital/region1/default.aspx (in Russian).
4. Ofitsialny sayt Otdeleniya pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii po Respublike Tatarstan i Regionalnogo otdeleniya Soyuza pensionerov fonda Rossiyskoj Federatsii po Respublike Tatarstan [Official website of the Division of the Pension Fund of the Russian Federation in the Republic of Tatarstan and the Regional Department of Pensioners’ Union Fund of the Russian Federation in the Republic of Tatarstan]. Available at: http://www.pfrrt.ru/union_retirees/universitet-tretego-vozrasta/ (in Russian).
5. Shanin T. Istoriya pokoleny i pokolencheskaya istoriya [History of generations and generational history]. Ottsy i deti: Pokolenchesky analiz sovremennoy Rossii [Fathers and children: generational analysis of contemporary Russia]. Moscow, New Literary Observer Publ., 2005, 328 p.
About the author:
Ildarhanova Chulpan Ildusovna, Academic secretary, Family and Demography Scientific-Research Centre under the Academy of Sciences, the Republic of Tatarstan (Kazan, Russia), Kandidat nauk degree hoilder (PhD) in sociological sciences, chulpanildusovna@gmail.com
For citation: Ildarhanova Ch. I. Mezhpokolencheskaja obrazovatel’naja mobil’nost’ sel’skoj sem’i (na primere municipal’nogo rajona Respubliki Tatarstan) [Intergenerational educational mobility of a rural family (based on the study of the municipal area of the republic of Tatarstan, Russian Federation)]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2013, no. 3 (72), pp. 78-84.