УДК 347 ББК 67.404
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10060 © Г.А. Прокопович, 2019
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ ТАМОЖЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Галина Алексеевна Прокопович,
профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева,
доктор юридических наук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1) E-mail: galina-prokopovich@yandex.ru
Аннотация. Анализируется соотношение публично-правовых и частноправовых механизмов правового регулирования; раскрываются межотраслевые связи гражданского права, особенности заключения гражданско-правовых договоров в таможенном деле. Ключевые слова: публичный договор, частноправовые отношения, таможенное дело.
INTERINDUSTRY COMMUNICATIONS OF CUSTOMS AND CIVIL LAW
Galina A. Prokopovich,
Professor of the Department of Theory of State and Law. G.V. Maltsev,
Doctor of Law
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
(119571, Moscow, prospect Vernadskogo, d. 82, str.1)
Abstract. Article is devoted to a ratio of public and private-law mechanisms of legal regulation, disclosure of interindustry communications of civil law, features of the conclusion of civil contracts in customs affairs. Keywords: public contract, private-law relations, customs affairs.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Прокопович Г. А. Межотраслевые связи таможенного и гражданского права. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):62-6.
В регулировании таможенных правоотношений гражданско-правовые договоры являются относительно самостоятельным инструментом государственного воздействия на данную сферу общественных отношений. Необходимо только сразу оговориться, что в указанных отношениях гражданское законодательство регулирует лишь общие принципы заключения и исполнения гражданско-правовых договоров.
Все гражданские договоры в сфере таможенного дела можно разделить на следующие группы:
1) внешнеэкономические контракты, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности. Такие контракты регулируются нормами международного экономического права и внутренним законодательством о внешнеторговой деятельности и именно поэтому мы их анализировать не будем;
2) договоры физических лиц с таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов и складов временного хранения. Указанные договоры входят в сферу регулирования таможенного законодательства; соответственно, в них содержится ряд дополнительных требований, а также имеются определенные ограничения по отношению к сторонам сделок;
3) договоры, оказывающие помощь таможенным представителям в их деятельности. Это, например, договоры обеспечительного характера;
4) гражданско-правовые договоры, обеспечивающие деятельность самих таможенных органов.
Начать рассмотрение указанных групп лучше всего с перечисления возможных случаев заключения гражданских договоров в таможенной сфере.
Приоритет принадлежит договорам физических лиц со специальными субъектами отношений в сфере таможенного дела. Это, например, договор, заключаемый между таможенным перевозчиком и грузоотправителем. Заключение указанного договора предоставляет компаниям возможность не уплачивать таможенные платежи, а также осуществлять транспортировку товара без таможенного сопровождения.
Перевезенный товар чаще всего размещается на таможенном складе, а отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, также строятся на договорной основе [6]. К таким договорам предъявляются те же требования, что и к любым публичным, т.е. отказ таможенного органа от заключения такого договора по общему правилу не допускается. Похожие нормы установлены и в отношении хранения товаров на складах временного хранения (ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, далее — ТК ЕАЭС).
На основе договора строятся и отношения таможенного представителя с декларантами и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 401 ТК ЕАЭС). Это также публичный договор со всеми вытекающими последствиями. В соответствии с п. 2 ст. 404 ТК ЕАЭС таможенный представитель, осуществляющий свою деятельность, имеет право потребовать от представляемого им лица любые необходимые для оформления груза документы и сведения, включая и информацию, которая может содержать коммерческую, банковскую, а также иную охраняемую законом тайну. При этом документы и сведения должны быть строго предоставлены в сроки, установленные ТК ЕАЭС.
Таким образом, без всяких сомнений договоры второй группы мы относим к договорам, носящим публичный характер.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в п. 4 ст. 426 устанавливает положение о том, что Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут самостоятельно устанавливать правила, являющиеся впоследствии обязательными для сто-
рон при заключении и исполнении публичных договоров. Речь идет о типовых договорах, положениях и т.п. Указанное установление способствует более четкой регламентации специфики отношений, предусмотренных публичными договорами, поскольку одной их стороной, как правило, выступает потребитель, защита прав и законных интересов которого предполагает оперативное и гибкое регулирование условий публичных договоров [3, с. 2—5].
Отметим, что согласно ст. 427 ГК РФ облегчить оформление условий договора возможно, сославшись в нем на условия различных примерных договоров. Это вполне реально сделать, если будут разработаны и опубликованы в печати примерные условия для договоров соответствующего вида. В нашем случае примерные формы договоров поручительства были утверждены Приказом ФТС РФ от 19 октября 2011 г. № 2140 «Об утверждении примерных форм договоров поручительства, заключаемых на основании генеральных договоров поручительства».
Далее рассмотрим особенности договоров третьей группы, носящих обеспечительный характер. Изначально обратим внимание на договоры обязательного страхования гражданской ответственности специальных субъектов отношений в сфере таможенного дела, поскольку наличие таких договоров является обязательным условием для включения в специальный реестр:
• таможенных представителей. Речь идет о договоре страхования риска гражданской ответственности. Такая ответственность наступает либо в результате причинения вреда имуществу представляемых лиц, либо при нарушении договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов (п.п. 1 п. 1 ст. 402 ТК ЕАЭС);
• владельцев складов временного хранения и таможенных складов. В обоих случаях речь идет о договорах страхования риска гражданской ответственности. Такая ответственность наступает либо вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, либо вследствие нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой
суммы также определяется законодательством государств-членов (ст. 412 и 417 ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС предусматривает также заключение договоров аренды владельцами таможенных складов (ст. 417) и складов временного хранения (ст. 412). В случае, если владелец помещений и (или) открытых площадок осуществляет свою деятельность на основании договора аренды, то такой договор возможно заключить только на срок не менее одного года. При этом необходимо помнить, что срок начинает течь со дня подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов или складов временного хранения.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенном праве также осуществляется гражданско-правовыми средствами. Так, п. 1 ст. 63 ТК ЕАЭС устанавливает следующие способы такого обеспечения:
• денежными средствами (деньгами);
• банковской гарантией;
• поручительством;
• залогом имущества.
Отметим только, что имеются и другие способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, что может быть предусмотрено законодательством государства-члена, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.
В качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы принимают банковские гарантии. Указанные гарантии могут быть выданы банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями. Обязательное условие - их включение в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела [6; 7]. Правоотношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности [8].
Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно п. 1 ст. 145 Федерального закона от
27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вносятся на счет Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации. А в случае, если физическое лицо перемещает через таможенную границу товары для личного пользования, денежный залог возможно будет внести в кассу таможенного органа. При этом такое внесение возможно осуществить с применением электронных и платежных терминалов, а также банкоматов. Проценты на сумму денежного залога не начисляются (п. 2 ст. 145 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов будут взысканы таможенными органами из сумм денежного залога в соответствии с порядком, установленном Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6].
Денежный залог подлежит возврату, зачету в счет уплаты таможенных платежей или в счет авансовых платежей, если:
• обязательство, обеспеченное денежным залогом, исполнено в полном объеме и (или) прекращено;
• такое обязательство вообще не возникло или таможенным органом взамен денежного залога принято новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 145 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Поручительство также оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора поручительства между таможенным органом и поручителем (п. 1 ст. 146 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Поручителями могут быть следующие участники таможенных правоотношений: таможенные представители, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
В группе обеспечительных договоров нельзя не отметить и договоры, которые заключаются для
проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля, поскольку эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, может быть привлечен на основе договора возмездного оказания услуг в соответствии с законодательством государств-членов. Особенностью указанного договора является форма заключения эксперта, сроки проведения экспертизы и пр. (см. гл. 53 ТК ЕАЭС).
Далее рассмотрим особенности договоров, заключаемых таможенными органами, связанных с обеспечением их деятельности. Согласно ст. 418 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения таможенных операций на объектах, принадлежащих лицам, обладающим правами в отношении помещений, в которых предполагается разместить таможенный орган, материально-техническая деятельность таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники обеспечивается владельцами указанных объектов на основании договора аренды, субаренды или с их согласия безвозмездного пользования [9]. Как правило, безвозмездный договор таможенные органы могут заключить лишь в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, занятых в сфере таможенного дела.
Договоры с участием таможенного представителя являются наиболее распространенной группой договоров в таможенной сфере. Декларировать товары может и сам декларант, но к услугам специализированных организаций прибегают с целью создания условий для более быстрого перемещения импортируемых или экспортируемых товаров. ТК ЕАЭС устанавливает публичный характер договоров, заключаемых с таможенным представителем (ст. 401 ТК ЕАЭС). Примерные формы договоров устанавливаются приказами ФТС России, например, Приказом ФТС России от 19 октября 2011 г. № 2140 (ред. от 16.04.2018) «Об утверждении примерных форм договоров поручительства, заключаемых на основании генеральных договоров поручительства».
Договоры комиссии, поручения и агентирования относятся к посредническим договорам, поскольку правовой результат для комитента, довери-
теля или принципала достигается через посредство иных лиц.
Из определения договора комиссии, данного в п. 1 ст. 990 ГК РФ, следует, что он направлен на совершение сделок — заключение договоров с третьими лицами в соответствии с указаниями комитента. При исполнении договора комиссии посредник выступает стороной, как минимум, в двух обязательствах: в качестве комиссионера по договору комиссии и в качестве продавца или покупателя по договору купли-продажи или стороны в другом договоре (в зависимости от вида совершаемой сделки).
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Из определения договора поручения следует, что поверенный осуществляет деятельность от имени другой стороны — доверителя. В таможенных правоотношениях сохраняются те же положения, только сторонами договора поручения являются таможенный представитель и декларант или иное заинтересованное лицо.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Рассматривая данную формулировку агентского договора применительно к таможенным правоотношениям, необходимо помнить, что при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств все права и обязанности возникают не у таможенного представителя, а у организаций, распоряжающихся этими товарами и транспортными средствами, т.е. у декларантов или иных заинтересованных лиц.
Проведенный анализ позволяет говорить об общественных отношениях в сфере таможенного дела, как об отношениях, носящих характер и публично-правовых и частноправовых. Межотраслевые связи гражданского права носят восполни-тельный характер и лишний раз подтверждают, что публичные отношения являются следствием частноправовой активности субъектов. Применяемые в
таможенной сфере механизмы публично-правового и частноправового регулирования в их сочетании позволяют обеспечить максимально эффективную организацию таможенного дела.
Литература
1. Прокопович Г.А. Новое таможенное законодательство и перспективы его изменения // Власть закона, 2015, № 3(23).
2. Прокопович Г.А. О частноправовой ответственности, применяемой к нарушению публично-правовой обязанности // Вестник Экономической безопасности, № 5, 2016.
3. Прокопович Г.А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона // Гражданское право, 2007, № 2.
4. Юсупов В.А., Зинченко С.А., Прокопович Г. А., Чеговадзе Л.А. и др. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности. Монография. М.: Юстицинформ, 2015.
5. Мантусов В.Б., Эриашвили Н.Д., Прокопович Г. А., Соловьев Е.Н. Актуальные проблемы таможенного права: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
6. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, № 48, ст. 6252.
7. Письма ФТС России от 23 января 2014 г. № 01-11/02556 и от 12 января 2011 г. № 01-11/109 «Об образцах форм банковской гарантии».
8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 26.07.2017) «О банках и банковской деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492.
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 688 «О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» с изменениями, внесенными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 № 34.
Гражданское право
Учебник Шестое издание
Гражданское право. 6-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. А.Н. Кузбагарова, В.Н. Ткачева. 2019 г. 768 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
В шестом издании учебника рассмотрены основные положения гражданского права. Системно и последовательно изложены основные элементы курса Гражданское право, раскрыто содержание центральных институтов гражданско-правовой науки, представлены современные классификации изучаемых понятий гражданского права как отрасли российского права.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.