Научная статья на тему 'Межнациональные отношения на территории муниципального образования «Город Биробиджан»'

Межнациональные отношения на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВО / INTERNATIONAL RELATIONS / TOLERANCE / CULTURE / STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Копенкина Людмила Владимировна

В статье представлен анализ межнациональных отношений на территории города Биробиджана. Анализируется деятельность предприятий, учебных заведений по формированию толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Копенкина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC RELATIONS ON THE TERRITORY OF MUNICIPALITY «CITY OF BIROBIDZHAN»12Deputy head of the city hall cities of Birobidzhan on social problems, education and culture

The analysis of the interethnic relations on the territory of Birobidzhan is presented in the article. Efforts of enterprises and educational institutions to teach tolerance are analyzed.

Текст научной работы на тему «Межнациональные отношения на территории муниципального образования «Город Биробиджан»»

ФИЛОСОФСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПРАВО

УДК 316.6

И. М. Воротилкина, Л. В. Копенкина

Межнациональные отношения

на территории муниципального образования

«Город Биробиджан»

В статье представлен анализ межнациональных отношений на территории города Биробиджана. Анализируется деятельность предприятий, учебных заведений по формированию толерантности.

Ключевые слова: межнациональные отношения, толерантность, культура, государство.

Irina M. Vorotilkina, Lyudmila V. Kopyonkina

INTERETHNIC RELATIONS ON THE TERRITORY OF MUNICIPALITY

«CITY OF BIROBIDZHAN»

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan; Deputy head of the city hall cities of Birobidzhan on social problems, education and culture)

The analysis of the interethnic relations on the territory of Birobidzhan is presented in the article. Efforts of enterprises and educational institutions to teach tolerance are analyzed.

Key words: international relations, tolerance, culture, state.

Межнациональные отношения — это взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей.

В настоящее время проблема межнациональных отношений достаточно актуальна и находит отражения в опубликованных работах Н. Г. Марковой (2008), Т. П. Днепровой (2010), Т. В. Рыжковой (2011), А. С. Копового, О. В. Коповой (2011), И. С. Лысенко (2011), Т. М. Бормотовой (2012), Р. Н. Махмудовой (2012) и др.

Воротилкина Ирина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса, рекламы и социальной работы (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан), е-mail: [email protected]

Копенкина Людмила Владимировна — кандидат педагогических наук, заместитель главы мэрии города Биробиджана по социальным вопросам, образованию и культуре (Мэрия города Биробиджана)

© Воротилкина И. М., Копенкина Л. В., 2013

Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 14.В37.21.0509

78

Специалисты считают, что главным в развитии межнациональных отношений является диалог культур как благоприятная основа для развития межэтнических и межнациональных отношений, так как культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности. Ее основу составляют формирование гуманных, толерантных отношений между людьми независимо от их национальности, воспитание уважения к культуре, искусству разных народов, а также к чужому языку (Н. Г. Маркова (2008), А. С. Коповой, О. В. Коповая (2011).

Российская Федерация — многонациональное государство, в котором проживает более 170 этносов. Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национальных традиций и культуры. В современных условиях саморазвитие нации невозможно без тесного сотрудничества и взаимодействия, что способствует не изоляции этноса в социуме, а сближению разных народов. На развитие наций большое влияние оказывают межнациональные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Н. Г. Маркова (2008), рассматривая данный аспект отмечает, что межнациональные отношения требуют от людей компетентности, что и наука, той же избирательности и воображения, что и искусство, того же профессионализма и творческого подхода, что и сфера человеческого духа.

Следует отметить, что проблема регулирования межнациональных отношений является актуальной не только для России, но и других многонациональных государств. Основа успеха при взаимодействии людей разных национальностей — это взаимное стремление найти эффективные способы гармонизации реальных отношений; создание дружественной среды межэтнического общения без существенного изменения полиэтничности социума. Воплощение этой цели способствовало бы удовлетворению этнокультурных и этноязыковых интересов всех граждан государства, сохранению его целостности, единства.

Работа по развитию межнациональных отношений и межконфесси-онного согласия была и остается одной из приоритетных в Еврейской автономной области и г. Биробиджане, где имеется уникальный опыт совместного проживания и развития различных этносов и культур, которые взаимно обогащают друг друга.

Исторически сложилось, что на территории Еврейской автономной области, в том числе и в городе Биробиджане, без конфликтов и межэтнических столкновений, живут люди более ста национальностей и отношение одной национальности к другой достаточно терпимые. Согласно статистическим данным переписи населения 2010 года наиболее многочисленные в Еврейской автономной области следующие национальности:

- русские и относящие себя к русским (92, 74 %), украинцы (2, 82 %), евреи (0, 94 %), татары (0,50 %), азербайджанцы (0,38 %), немцы (0,14 %),

- мордва (0,10 %), чуваши (0,10 %), армяне (0,18 %), башкиры (0,07 %),

- узбеки (0,08 %).

79

Мониторинг, проведенный в феврале-марте 2011 г., показал, что большинство (80 %) горожан оценивают уровень развития межнациональных отношений в городе Биробиджане как высокий. На наш взгляд, это связано с активной работой органов местного самоуправления с привлечением институтов гражданского общества.

В 2011 году вопросы воспитания толерантности, способности жить в сложном мире обсуждались на Общественном Совете при главе мэрии города, Совете по развитию малого и среднего предпринимательства, общественном Совете по территориальному общественному самоуправлению (ТОС), что способствует укреплению межкультурного сотрудничества, развитию гармоничных отношений в условиях многонационального общества.

В настоящее время успешно работает комиссия по культурному наследию, цель которой — сохранение и укрепление межкультурных связей населения области. Под руководством комиссии разработаны экскурсии по историческим и литературным местам города, изданы буклеты, установлены информационные щиты с обозначением зданий и исторической справкой о духовных ценностях еврейского народа, установлены памятные доски известным людям, внесшим особый вклад в историю города, ЕАО — С. Боржесу, Б. Бруку.

Предупреждение и выявление фактов межнациональных конфликтов ведется путем организации диалога с общественными объединениями и религиозными организациями, непрерывной профилактической работы структурных подразделений мэрии города, мониторинга ситуации в городе. В основе работы по поддержанию гражданского согласия города лежит сотрудничество с различными этносами, религиозными конфессиями.

Опрос жителей города показал, что гражданин практически любой национальности может найти в учреждениях культуры и образования города возможность изучать свои корни, историю своего народа.

Воспитание межнационального общения начинается с детского сада, где развивается личность, через включение в программы дошкольного образования вопросов формирования толерантного отношения к сверстникам.

Далее работа продолжается в школе. Так, например, в начальной школе изучаются предметы «Учимся быть терпимыми», «Растим гражданина», которые направлены на развитие толерантного отношения между людьми. Такие образовательные предметы формируют личность учащегося, его мировоззрение и от того, как справится с этой задачей школа, зависит, какой образ мыслей приобретает ребенок, как он будет относиться к окружающему миру, насколько его взгляды совместимы с взглядами других людей, умеет ли он слушать других людей, уважительно относиться к привычкам других людей.

В системе по выбору детей и их родителей изучаются традиции, культура еврейского народа в детском саду № 28, средней общеобразо-

80

вательной школе № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков, культуры еврейского народа вне зависимости от национальности. Русские, украинцы, татары с удовольствием познают культуру еврейского народа.

Два года в школах города изучается предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», который позволяет учащимся изучать основы светской этики и религиозной культуры, по-настоящему учит толерантности, содействует нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Большое внимание уделяется развитию полиэтнических отношений у детей. В учреждениях культуры, спорта, а также общеобразовательных школах проводятся мероприятия, направленные на формирование патриотизма, в частности, профилактику межнациональной розни, воспитание уважительного отношения к представителям разных культур, религий, национальностей.

В общеобразовательных школах широко используются классные часы, экскурсионная деятельность, всевозможные концерты, выставки, кинолектории, встречи ветеранов с молодежью. Основные мероприятия в городе: проведение ежеквартального мониторинга о состоянии межнациональных отношений, проведение родительских собраний в школах города по вопросам профилактики экстремизма, правовых лекториев по формированию толерантного отношения между людьми различных национальностей, изготовление наглядной агитации по предупреждению межнациональных конфликтов и многие другие.

Главная цель всех мероприятий — воспитание патриотизма, предупреждение вовлечения молодежи в экстремистскую и иную противоправную деятельность, оперативное выявление проблем и профилактика межнациональных конфликтов, развитие чувства искреннего, осознанного, созидательного патриотизма у детей и молодежи, укрепление межнационального согласия, формирование соответствующей базовым человеческим ценностям, системы духовно-нравственного воспитания, отвечающего внутренним и внешним вызовам России.

Особое место в системе воспитания занимает работа с родителями. В программы родительского всеобуча включены вопросы, связанные с воспитанием в семье патриотизма, межнационального мира, терпимости. Организовывается разъяснительная работа с родителями и их детьми об уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления. В рамках городской Школы для родителей в 2010 — 2011 году знания в области межэтнических отношений получили более 2,5 тысяч родителей.

Телевидение, печатные издания, радио, интернет все активнее участвуют в формировании общественно-политического климата, мировоззрения населения города, в особенности молодого поколения.

Воспитанию уважительного отношения к людям разного вероисповедания, национальностей способствуют сюжеты в муниципальных средст-

81

вах массовой информации. МУП «Рен ТУ Биробиджан» систематически транслирует сюжеты о праздновании еврейских праздников Пурим, Пе-сах, об открытии больницы при Биробиджанской Епархии Русской Православной Церкви, днях славянской письменности и культуры.

В муниципальной газете МИГ под рубрикой «Мы — биробиджанцы» размешаются материалы о положительном вкладе представителей разных национальностей в развитие социально-экономического и культурного потенциала города, что способствует укреплению межнационального взаимопонимания, сохранения самобытности культур населения города, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

Следует отметить, что при всем многообразии положительных моментов в системе межнационального воспитания населения города есть неиспользованные резервы, неразвитость публичных и общественных инструментов национальной политики. В городе крайне мало ассоциаций, конференций, некоммерческих организаций, которые занимались бы межэтнической, этнокультурной проблематикой. Мало по сравнению с тем запросом, который формулирует современная ситуация в стране.

В то же время в г. Биробиджане особое внимание уделяется гармоничному развитию культур. Сохраняются элементы не только национальной еврейской культуры, но и одновременно поддерживаются и другие культуры: русская, украинская, армянская и других национальностей, проживающих на нашей территории. В учреждениях культуры работают 13 коллективов, имеющих звание «Народный самодеятельный коллектив», 26 клубных объединений, пропагандирующих самодеятельное творчество разных культур.

Стало традиционным проведение фестивалей еврейской культуры и искусства, а также славянской культуры. Выставки произведений искусства, гастроли творческих коллективов, экскурсии, другие мероприятия в сфере культуры — все это, безусловно, очень важно для взаимопонимания народов — опять же исходя из простой истины, простого посыла: люди должны находиться рядом друг с другом, слышать друг друга. В настоящее время в городе организовано и проведено более 770 мероприятий гражданско-патриотической направленности, в которых приняло участие более 35 тысяч человек.

Все это позволяет предупреждать возникновение негативных проявлений на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и сохранять обстановку толерантности и стабильности.

Список литературы

1. Воротилкина И. М., Луценко Е. Л. К проблеме воспитания толерантности в молодежной среде / / Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Вып. 4. С. 265 — 272.

82

2. Луценко Е. Л., Ефимова Д. В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты / / Современные исследования социальных проблем. Электронный журнал. № 11. 2012.

3. Коповой А. С., Коповая О. В. Межнациональная толерантность как основа нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы / / Научный потенциал. 2011. № 2(3). С. 23 - 25.

4. Маркова Н. Г. Культура межнационального общения — базовый индикатор межнациональных отношений / / Известия Российского гос. универ. им. А. И. Герцена. 2008. № 81. С. 94—103.

* * *

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.