УДК 316.346.32-053.6 Чижевич Татьяна Андреевна
аспирант кафедры социально-гуманитарных наук и туризма
Нижневартовского государственного университета
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.6 Chizhevich Tatyana Andreevna PhD student,
Social Sciences, Humanities and Tourism Department, Nizhnevartovsk State University
INTERETHNIC CONFLICTS IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Аннотация:
В работе рассматриваются актуальные проблемы, связанные с возникновением и преодолением межнациональных конфликтов в молодежной среде. Обосновано положение об особой уязвимости молодежи перед лицом глобальных вызовов современности. Установлено, что социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, нетерпимости и экстремизму. Определяется влияние СМИ на процесс со-циализации и формирование ценностей современной молодежи. Выявлены особенности культуры межнациональных отношений в эпоху глобализации. Сделан вывод о том, что назрела необходимость в поиске новых способов формирования толерантного сознания у представителей молодого поколения. Огромная роль в этом процессе отводится современному искусству, которое оказывает большое воздействие на молодежь. Особое внимание акцентируется на важности развития у молодых людей способности вести эффективный межнациональный диалог в процессе их обучения в вузе.
Ключевые слова:
молодежь, межнациональный конфликт, межкультурный конфликт, толерантное отношение, эт-нодиалог, культура межнациональных отношений.
Summary:
The paper addresses the current issues related to the outbreak and settlement of ethnic conflicts in the youth environment. The study substantiates the particular vulnerability of the youth to the contemporary global challenges. The author identifies that the social situation and the developmental psychological peculiarities determine the national identity of the youth, push young people to the edge, intolerance and extremism. The study reveals the influence of mass media on the process of socialization and the formation of values of the modern youth, as well as the features of the culture of interethnic relations in the era of globalization. It is concluded that there is a need to find new ways of forming tolerance among the younger generation. The modern art that has a great impact on the youth plays the crucial role in this process. Special attention is paid to the importance of young people's ability to engage in effective international dialogue during their education at university.
Keywords:
youth, interethnic conflict, intercultural conflict, tolerance, ethnic dialogue, culture of interethnic relations.
В эпоху глобального информационного диалога актуален вопрос межнациональных взаимодействий, в частности межнациональных конфликтов, особенно часто возникающих между представителями молодого поколения. Изменения во всех сферах человеческой жизни создают новое представление о мире, об информационном, или сетевом, обществе, эпохе глобализации. Такое состояние мира З. Бауман называет «текучей современностью» [1]. Требуется переосмысление взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории. Как правило, именно культурные различия народов являются основной причиной возникновения межнациональных конфликтов, которые могут проявляться в форме противоречий или открытого столкновения. Диапазон причин межнациональных конфликтов предельно широк. В основе конфликта может лежать не только недостаточное знание чужого языка, но и связанное с этим простое недопонимание партнера по коммуникации. Также имеют место более глубокие причины, не осознаваемые или нечетко понимаемые участниками диалога [2, с. 208].
Современная молодежь, выступая частью мирового сообщества, испытывает на себе воздействие тех же противоречивых явлений, что и большинство людей. В то же время есть и существенное отличие, состоящее в том, что молодое поколение более уязвимо перед новыми глобальными вызовами, так как дети и старшее поколение имеют свои защитные барьеры, которые частично позволяют им избегать прямого разрушительного воздействия последствий глобализации [3, с. 61]. Молодежь как носитель новых функций в обществе, которые в ближайшем будущем будут доминировать в глобальном масштабе, нуждается в ином воспитании в связи с фундаментальной трансформацией мира. Это объясняется тем, что глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации обладают молодежным измерением. И именно молодые люди чувствуют последствия экономических и социальных кризисов, чаще участвуют в межнациональных конфликтах.
Молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т. е. порой проявляет неприязнь, нетерпимость к представителям одной или многих национальностей, национализм. Ученые фиксируют, что среди некоторой части современной молодежи господствуют националистические убеждения [4, с. 208]. Одной из причин таких процессов являются возрастные психологические особенности молодых людей. Как правило, они хотят выглядеть сильными по духу и успешными в жизни, склонны рассматривать мир упрощенно, делить людей на «своих» и «чужих» по социальному и национальному признакам и, конечно, хотят принадлежать только к элитным группам. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, национальной нетерпимости и экстремизму.
В сознании школьников и студентов, а также в различных группах молодежи получают положительную оценку только «свои» - представители родного этноса, вместе с тем резко отрицательно оцениваются «чужие». В молодежной среде бытует мнение, что во всех социальных и экономических негативных явлениях виноваты только «чужаки», именно они влияют на социально-экономическую ситуацию в стране и их нужно наказывать или, что хуже, изгнать. Подобные убеждения имеют давнюю историю, культурную традицию (славянофильство, евразийство), и это обстоятельство осложняет процесс выполнения обществом и педагогическим сообществом задачи по формированию культуры межнационального общения среди молодого населения.
Совсем не новы националистические идеи, этнические предрассудки, стереотипы восприятия и поведения, которые сегодня существуют в молодежных сообществах и группах. Еще с первобытных времен как атавизм сохраняются страх и враждебное отношение к «чужим». Это эмоционально окрашенное оценочное восприятие представителей другого этноса или национальной культуры поддерживается внутренними кризисами и внешними процессами, которые еще более углубляют враждебное отношение. Стремление понять чужую культуру или ее представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько же времени, сколько и культурные и этнические разнообразия [5, с. 63].
У представителей современной молодежи необходимо формировать толерантное сознание, поскольку именно оно представляет собой центральное звено в культуре межнациональных отношений. В реальности часто приходится видеть, что большинство межнациональных конфликтов возникают на почве интолерантности, расизма, национализма и взаимной агрессии. Проблема воспитания молодежи в духе взаимного уважения и терпимости - одна из сложнейших в современном мире, поскольку довольно сильным противодействием, как бы парадоксально это ни звучало, является формирование патриотических чувств. Гордость за свою страну и любовь к своей родине не должны превращаться в агрессивную форму национализма. Однако современные СМИ основывают политику привлечения интереса молодежи к данному вопросу именно на таком противопоставлении. Трудно удержаться на границе между бережным отношением к своей культуре и традициям и толерантным отношением к другим обычаям, языку, культурным ценностям, совершенно чужим и непонятным для молодого человека.
Можно ли преодолевать конфликты путем «навязывания» толерантного сознания современной молодежи, особенно такой образованной и развитой, как студенчество? Такое давление вызовет амбивалентные чувства у молодых людей и может подтолкнуть их к еще более экстремистским проявлениям. Действительно, в системе воспитания делается акцент на одних ценностях, а в реальной жизни, особенно на телевидении и в других средствах массовой коммуникации, разворачивается обратный процесс, направленный на формирование образа врага, того, кто виноват во всех «наших» бедах. Вследствие этого можно наблюдать обратный эффект понятия «толерантность», которое осознается уже скорее не как уважение, а как терпимость и способность к абстрагированию от внешних чужих культурных явлений. Поэтому можно говорить, что назрела необходимость поиска новых способов формирования толерантного сознания, огромную роль в котором играет современное искусство, например музыка, кино, живопись и т. д., так как они обладают огромным авторитетом и влиянием на молодежь.
Взаимодействие культур является благоприятной основой для развития межнациональных отношений. Сам процесс межнационального взаимодействия и есть творческий диалог, форма которого представляет собой различные межнациональные отношения. Важным фактором, предупреждающим возникновение конфликтов и разного рода противоречий, является этнодиалог, позитивными результатами которого выступают снятие напряженности, создание обстановки взаимного доверия и уважения. В России диалог культур имеет многовековую историю, так как в стране представлено все культурное многообразие религий, традиций, обычаев, ценностей. Уникальность России состоит в том, что на ее территории на протяжении многих веков проживают представители более 150 народов, сохраняя свою этническую самобытность, культуру и язык. В стране с многонациональным составом населения не может быть позитивной гражданской культуры без сформированной культуры межнациональных отношений.
Отсутствие интернациональной культуры, общего международного языка может стать серьезным препятствием на пути к формированию нового типа межнациональных отношений в условиях глобализации. Для действительно эффективного межнационального диалога должна быть сформирована общая база, способная объединить разные народы и включающая в себя цели, интересы, мотивы, потребности и ценности. Системная и последовательная работа по формированию толерантного мышления у молодежи существенно снижает уровень конфликтности в молодежной среде, сводит к минимуму агрессивное и негативное отношение студенческой молодежи друг к другу. Важно именно в процессе обучения развивать у студентов способность вести диалог, относиться с уважением к культуре других народов, проявлять терпимость и уважение к традициям и особенностям образа жизни других народов. Нужно учитывать, что межкультурные конфликты возникают по разным причинам, например убежденность в правильности своих и полном неприятии чужих культурных норм.
Огромную роль в формировании толерантного мышления и терпимого отношения играют СМИ, которые могут выполнять разные по своему характеру функции. В данном контексте особо остро стоит проблема формирования СМИ культуры межнациональных отношений в рамках всеобъемлющего процесса демократизации общества и государства. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, убеждений СМИ подталкивают молодых людей к определенным поступкам, действиям. В результате неправильно проводимой политики в этом направлении может произойти рост национализма, разжигание национальной розни между народами. Это проявляется в распространении среди молодого населения националистических идей о превосходстве одних наций над другими. Стремление СМИ через воздействие на массовое сознание навязывать стереотипы и предрассудки, закрепляющие неприязнь к «чужой» культуре, является одной из серьезных причин возникновения межнациональных конфликтов в настоящее время.
Государство, опираясь на систему образования, и в целом на институты социализации, ориентированные в первую очередь на молодежь, должны создавать специальные условия и механизмы для сохранения и воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа. Целое поколение молодых людей, воспитанное в условиях массовой культуры современного общества потребления, хорошо управляемое и склонное к конформизму, ориентирующееся в основном на собственные интересы, не захочет, а возможно, и не сможет воспринимать коллективные ценности, идею долга и приоритетности общего благополучия над частным. Гармония диалектического единства частного и общего может быть нарушена и окончательно примет сторону индивида [6, с. 1098]. Воспитание особой культуры взаимоотношений, формирующих толерантность и культуру диалога в межкультурной коммуникации, является главной задачей современных институтов социализации, направленной на профилактику межнациональных конфликтов.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс социализации молодежи сегодня подвержен многофакторному влиянию. Исходя из этого трудно выделить преобладающие причины межнациональных и межкультурных конфликтов в молодежной среде. Конфликты могут проявляться и в усилении контркультурных тенденций современного общества, что связано с ростом негативных форм поведения молодых людей на субкультурном уровне. Современная молодежь является носителем культурных ценностей и остро ощущает свою принадлежность к той или иной культуре. Именно молодежь наиболее подвержена влиянию СМИ, которые занимают существенное место в процессе их социализации. Следовательно, существует необходимость в проведении профилактики межнациональных конфликтов в молодежной среде.
Отмечая особую ситуацию молодых людей в современном мире, И.М. Ильинский, автор многих научных исследований, посвященных вопросам молодежи, сказал, что «если вы свяжете каждое поколение с течением времени, то очевидно, что молодежь - это будущее» [7].
Ссылки:
1. Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge (UK) ; Maiden, 2000. 240 p.
2. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М., 2004. 288 с.
3. Гутова С.Г. Молодежь и глобальные вызовы современности // Научные труды SWorld. 2015. Т. 10, № 1 (38). С. 57-63.
4. Целищева З.А., Наполова М.М. Культура межнационального общения как часть общей и политической культуры общества // Актуальные проблемы современной науки : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. Ч. 1. С. 83.
5. Смирнов А.Н. Роль государственной культурной политики в управлении межкультурными коммуникациями // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 62-66.
6. Гутова С.Г. О будущем отечественной духовной культуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 6, ч. 5. С. 10961100.
7. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 5-17.