International interaction and the role in it of national stereotypes Il'jushkin V. (Russian Federation)
Межнациональное взаимодействие и роль в нем национальных стереотипов Ильюшкин В. В. (Российская Федерация)
Ильюшкин Виталий Владимирович /Il'jushkin Vitalij - кандидат психологических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук,
ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново
Аннотация: в статье автор рассматривает содержание национальных стереотипов, их функции. Также автор отмечает, что национальные стереотипы, являясь регулятивным элементом национального самосознания, выполняют функцию сохранения и защиты национальной идентичности. Значимой является и функция сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между народами с помощью национальных стереотипов необходимо, прежде всего, для сохранения межнациональных отношений.
Abstract: the author considers the content of the national stereotypes of their functions. The author also notes that national stereotypes, as a regulatory element of national identity, the function of co-storage and protection of national identichnosti. Important is the function of preserving suschestvuyuschih relations, because the more explanation and justification of relations between the peoples by means of national stereotypes is necessary, first of all, to preserve the interethnic relations.
Ключевые слова: национальные стереотипы, национальное сознание, межнациональные отношения, автостереотипы, гетеростереотипы.
Keywords: national stereotypes, national consciousness, ethnic relations, autostereotypes, heterostereotypes.
Одной из наиболее подвижных групп стереотипов, функционирующей в массовом сознании являются национальные стереотипы, сформированные в процессе внезапного нациоконтактного взаимодействия и при передаче определенных национальных качеств через «третьих лиц», без непосредственных контактов. Итогом вышеописанных ситуаций является формирование лишь приблизительных, схематичных и упрощенных представлений о психологии, культуре, традициях, быта, национальных общностей. Такие национальные стереотипы, как правило, при благоприятном стечении обстоятельств, то есть при «положительном» исходе встречи между представителями разных наций, исчезают [8].
Территориальная разрозненность и отдаленность проживания одной национальной группы от других предполагает наличие контактов между ними, а, следовательно, и совместной деятельности, в результате которой нации получают определенную культурную информацию друг о друге. На основе этой информации формируются национальные стереотипы, которые представляют собой осознание характерных, с точки зрения данной нации, признаков других национальных групп. Это осознание осуществляется в форме образа чужой национальной группы (группы - «они») [2]. Содержание национальных стереотипов обусловлено определенными историческими и культурными условиями. Качества, присущие той или иной нации в одни периоды его истории, по сравнению с другими периодами могут изменяться или исчезать.
Национальное сознание, являясь одной из форм массового сознания, содержит «не только знание об особенностях своей национальной группы, но и пронизано сложной тканью эмоциональных переживаний, органически включенных в его структуру» [3]. В содержании национальных стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Так, каждой нации свойственны определенные достоинства и недостатки. Одни соседствующие нации подмечают недостатки с юмором, другие - со злорадством. Помимо этого в содержании национальных стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении представителей данной нации.
Национальные стереотипы, являясь регулятивным элементом национального самосознания, выполняют функцию сохранения и защиты национальной идентичности. При выделении основных функции национальных стереотипов необходимо принимать во внимание не только их видимое содержание, но и сложившиеся социально-психологические взаимоотношения между нациями. Г. Тэджфел выделил две социальные функции стереотипизации [11]:
- объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
- оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим национальным группам.
Представляется правомерным добавить еще одну функцию - сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между народами с помощью национальных стереотипов необходимо, прежде всего, для сохранения межнациональных отношений[5]. Не случайно механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных национальных стереотипов о побежденных и порабощенных.
Термин «национальные стереотипы» употребляется в значении относительно устойчивого мнения обобщающего характера, содержащего (в явной или скрытой форме) элементы оценок, относящихся к тому или иному представителю другой национальности. Оценочный характер стереотипов создает определенные трудности для исследования, так как при точном (буквальном) переводе слова на другой язык оно может приобрести иное оценочное значение в связи с различиями в системе ассоциаций и представлений в разных человеческих коллективах. Огромное количество национальных стереотипов, бытующих в массовом и национальном сознании, относятся, как правило, к чертам характера представителей других национальностей. Традиции и моральные принципы инонациональных групп всегда представлялись и представляются непривычными и странными. Можно согласиться с теми исследователями, которые рассматривают в качестве исходной точки отношения к другим нациям комплекс «иностранности» (иностранец - не только человек, но также «иной» и «странный»). О том, что это не лингвистическая случайность - говорят сравнения с другими языками [1].
В целом, национальные стереотипы служат для упрощения межнациональной дифференциации и «экономии» восприятия в случайных нациоконтактных ситуациях, при этом срабатывает исторический и личный опыт, что дает возможность оперировать информацией о представителях других национальностей в такой же упрощенной манере, как и других категориях объектов.
Обычно национальные стереотипы скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее ярких чертах того народа, о котором идет речь, не претендуя на исчерпывающую характеристику. Необходимо отметить, что, в большинстве своем национальные стереотипы отражают не столько мнения отдельных лиц, сколько мнения, бытующие в определенных политических кругах или группах враждебно настроенных национальных группах. В высказываниях одних и тех же лиц часто звучат стереотипы, логически противоречащие друг другу, в значительной мере каждый из них определяется конкретной ситуацией и контекстом. Иными словами, детерминанту «содержательной стороны национальных стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка» [9].
При изучении проблемы функционирования национальные стереотипов в массовом сознании и самосознании национальностей и роли, которую они выполняют, следует учитывать, что национальные стереотипы не всегда нежелательны и негативны. Конечно, национальные стереотипы, функционирующие в обыденном сознании, зачастую являются по содержанию негативными, враждебными, а также неоправданно оскорбительными, несущими с собой неприязнь и нетерпимость. Помимо функционирования в национальном сознании негативных стереотипов, существуют и позитивные, дружественные стереотипы, основанные на положительных эмоциях и направленные на созидание. Хотя и они могут приводить к несовпадению взаимных ожиданий. Например, если американцы будут ожидать - в соответствии со своими стереотипами, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, россияне ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека [9].
Вышеприведенные примеры показывают, что национальные стереотипы, как и стереотипы в целом, схематичны, но эти схемы - одни из важнейших инструментов мышления. Стереотипы, относящиеся к тем или иным общественным группам (туристам, женщинам, школьникам), служат для установления или оправдания того или иного отношения к этим группам. Так же и национальные стереотипы, например, называя население какой-либо страны невежественным, отсталым, суеверным, оправдывают этим отношение к нему как к низшему по развитию и культуре.
Национальные стереотипы - это не только определенная система информации. На основе актуализации национального стереотипа как системы признаков и представлений прогнозируется поведение другой стороны (нации) и в соответствии с этим устанавливается определенная дистанция, регламентирующая процесс межнационального общения [10].
Национальные стереотипы служат «проводником» собственных действий и поступков в ситуациях межнационального общения. Существуют взаимно противоречивые стереотипы об одной и той же нации. Видимо, национальные стереотипы меньше зависят от реальных особенностей народа, чем от ряда других факторов. Причем, вероятно, важнейших из них - это политические взаимоотношения между государствами. Похоже, что национальные стереотипы свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным описанием. Часто они не обоснованы на личном впечатлении, а перенимаются у друзей, родителей, СМИ. Кроме того, известны случаи, когда национальные стереотипы резко меняются.
В массовом сознании распространено мнение, что национальные стереотипы, отражают национальный характер того народа, в среде которой распространены. Надо отметить, что у одних и тех же людей стереотипы, относящиеся к разным национальностям - разные. Это можно объяснить либо различиями в национальном характере этих людей, либо политическими, психологическими и культурными взаимоотношениями. Национальные стереотипы вырастают из национальных традиций. Игнорировать традиции означало бы игнорировать нормальные и естественные различия между нациями. Национальные стереотипы поведения аккумулируют исторический опыт народов, вбирают в себя сотни, а может, тысячи привычек предшествовавших поколений, все доброе и злое из прошлого. Ломать такого рода стереотипы -значило пытаться лишить нацию его исторических корней.
Для понимания процессов, протекающих в процессе межнациональных отношений, важно подчеркнуть, что стереотипное восприятие «чужой» нации более красноречиво характеризует не столько его, сколько
нацию, в котором оно образовалось и бытует. Действительно, оценки какого-либо полинационального государства со стороны разных наций не только весьма различны, но и взаимоисключаемы.
Национальные стереотипы всегда отражают объективную реальность, рассматривая национальные стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающегося субъекта, необходимо серьезно относиться к расхожим в обыденной жизни национальным характеристикам. Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант. Однако уже сейчас можно утверждать, что детерминанты содержания этнических стереотипов лежат в области социально-политических и культурных, но не психологических факторов, в реальных особенностях межэтнических отношений [6]. Объективный характер этих отношений, их социально обусловленная форма (сотрудничество или соперничество, доминирование или подчинение) определяет степень благоприятности стереотипов. Изменение характера национальных отношений ведет к изменению параметров стереотипов вплоть до полного их разрушения, что свидетельствует о широкой социальной обусловленности механизма стереотипизации [11].
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что национальные стереотипы, функционирующие в массовом сознании, во-первых, обладают относительной устойчивостью, схематичностью, консерватизмом. Являясь стереотипом массового сознания, национальные стереотипы проявляют свою узость, неподвижность, схематизм. Это обусловливается консерватизмом самого массового сознания, его противоречивостью. Во-вторых, скрупулезно отражает мнение нации о себе (автостереотипы) и упрощенно о другом этносе (гетеростереотипы); в-третьих, имеет коннотацию (негативные и позитивные этнические стереотипы); в-четвертых, связь национальных стереотипов с действительностью зависит от знаний, от уровня и состояния межнациональных отношений, от формы существующего соседства.
На основе теоретического анализа, представленного в главе, мы принимаем положение о том, что основу когнитивного ядра национальных стереотипов составляет комплекс представлений о национальности, в отношении которой они существуют, основанных на историческом опыте и утвердившихся в самосознании. Механизм функционирования национальных стереотипов в массовом сознании зависит от информации, составляющей стереотип. Следует различать национальные стереотипы, сформированные в обыденном сознании как относительно устойчивое ядро, то есть комплекс представлений о внешнем облике, о историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Такие национальные стереотипы фактически неизменны и выполняют функцию сохранения самобытности духовной культуры нации.
В настоящее время в обыденном сознании широко распространены национальные стереотипы, легко трансформирующиеся и представляющие собой ряд изменчивых суждений относительно культурных, коммуникативных и моральных качеств любой национальности. Трансформация оценок этих качеств тесно связана с общественно-политической и социально-психологической ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Национальные стереотипы отражают прошлый и настоящий позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов, особенно в тех сферах деятельности, где представители национальных групп наиболее активно контактировали.
Специфика механизма функционирования национальных стереотипов проявляется в том, что чем меньше позитивной информации, основанной на действительном обобщении и закреплении устойчивого опыта, несет в себе национальный стереотип, тем сильнее его эмоциональный элемент. Причем, в этом случае эмоциональное, как правило, соединяется уже не с рациональным, а с иррациональным. Стереотипы, функционирующие в обыденном сознании всегда эмоционально насыщенны, что определяется чувством симпатии или антипатии, доверия или недоверия, приятия или неприятия. Для изменения механизма функционирования национальных стереотипов необходимо воздействовать на их структуру таким образом, чтобы эмоциональность, сопутствующая в отдельных случаях иррациональности сознания, приняла другую форму, стала бы формой выражения рациональной сферы обыденного сознания, основанной на истинных, аргументированных фактах.
Выводы:
1. Национальные стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов; отражают мнение нации о себе (автостереотипы) и о другой национальной общности (гетеростереотипы); имеют знаковую направленность и поляризацию (положительные стереотипы, негативные стереотипы); связаны с реальной действительностью, зависят от знаний, особенностей межнациональных отношений, от формы существующего соседства;
2. Национальные стереотипы достаточно устойчивы, но способны к изменению под влиянием опыта личного взаимодействия, воздействия средств массовой коммуникации, аффектов и эмоций; структурно состоят из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, выполняя ряд функций (адаптивная, защиты, выражения и знания).
3. Национальные стереотипы являются компонентом национального менталитета, который, относясь, прежде всего, к когнитивной сфере личности, проявляется в типичном поведении представителей национальной общности и в оценке окружающего мира и происходящих событий.
4. Национальные стереотипы, функционирующие в массовом и индивидуальном обыденном сознании, имеют разный механизм возникновения, закрепления и проявления. По механизму происхождения национальные стереотипы подразделяют на устойчивые и подвижные. Первые (национальные стереотипы поведения) формировались исторически и перешли в ранг мифологизированных, не поддающиеся
изменениям, несмотря на влияние информационной культуры. Вторые (национальные стереотипы мышления) формируются стихийно, в процессе межкультурной коммуникации, межнациональных столкновений, с помощью средств массовой коммуникации, являются подвижными и изменчивыми.
5. На содержание национальных стереотипов влияют 3 группы факторов:
• специфика стереотипизируемой группы (ее национальная психология, закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие);
• социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившихся на данный момент;
• длительность и глубина исторического момента.
6. Специфика механизма функционирования национальных стереотипов в межнациональном взаимодействии обусловлена выполнением следующих функций: сохранение и защита национальной идентичности, интегрирующая, адаптационная и регулятивная. Национальные стереотипы выступают психологическим барьером для защиты личности и как средство ее самоутверждения в своей национальной среде, а также в инонациональной среде.
Литература
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., СусоколовАА. Этносоциология. - М, 1998. -258 с.
2. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. - М.: ИФРАН, 1996. - 71 с.
3. Байбурин А.Г. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Сов. этнография, 1985. - №2. - С.36-45.
4. Ильюшкин В. В. A stereotyped as an important factor in the perception and cognition of people to each other / Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // European science. 2014. № 1. С. 31-36.
5. Ильюшкин В. В. The ethnic stereotypes of perception / Стереотипы межнационального восприятия // International scientific review. 2014. № 1. С. 34-40.
6. Ильюшкин В. В. Theoretical views about national and ethnic stereotypes in the social Sciences and psychology / Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // European research. 2014. № 1. С. 83-88.
7. Осин В.П. Национальная идея России - духовность и сила. Цель России - духовная Россия с сильной экономикой. Девиз России - душа и сила // Наука, техника и образование. 2014. № 1. С. 127-132.
8. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте / Общение и оптимизация совместной деятельности // Под ред. Г.М.Андреевой. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 242 - 250.
9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2004. -368 с.
10. Щедрина Е.В. Конференция по проблемам социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1989. - № 1. -С.177 -178.
11. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups - In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behaviour. -Oxford: Basil Blackwell, 1981. - P. 144-167.