МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
УДК 159.923.2
С.М. Дощанова, Е.Р. Болдырева
бакалавр 2 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка
Г. Астрахань, Российская Федерация
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье акцентируется внимание на значимости формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста. Выделяются
и анализируются психологические особенности дошкольного возраста, оказывающие влияние на развитие межличностных отношений детей.
Ключевые слова
Отношение, межличностные отношения, дошкольный возраст
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. А.Н. Леонтьев, вслед за С.Л. Рубинштейном, утверждал, что сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее быстро развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество деструктивных и негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои зарождения в раннем и дошкольном детстве. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне -взрослым или окружающей ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение [5, с. 58].
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода дошкольного возраста: младший дошкольный возраст (3-4 года); средний (4-5 лет); старший (5-7 лет). Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Этот возрастной период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно на этом этапе, в этом периоде, происходит фактическое складывание психологических механизмов личности.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают.
По критерию «разное положение среди сверстников» выделяют детей: предпочитаемых, принятых, непринятых, изолированных.
Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью. Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного. Непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого. Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить. [4, с. 203].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Предпочтения детей и их популярность во многом зависят от их способности придумывать и организовать совместную игру (ведущий вид деятельности). Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются популярностью у сверстников, так как умение организовать интересную совместную игру - одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников. Дети, выступающие пассивными участниками игры, имеющие второстепенные роли, как правило, занимают подчиненную позицию в общении.
В последнее время к психологам довольно часто обращаются родители с жалобами на трудности их ребенка в налаживании дружеских отношений со сверстниками, на постоянные ссоры с ними, неумение договариваться о совместных делах и играх, строить планы, выражать просьбы, делать сообщения и т.д. Родителей волнует, что их ребенок почти всегда играет один или только с близкими взрослыми. Ребенок тянется к детям, а они его не принимают, с ним играть не любят и не хотят. Это обычно вызывает у ребенка отрицательно окрашенное настроение, раздражительность, чувство неудовлетворенности, эмоциональный дискомфорт.
В качестве еще одной причины несостоятельности дошкольника в межличностных отношениях может быть выделено отсутствие со стороны воспитывающих взрослых внимания к нравственному развитию, то есть к развитию у дошкольника способности ставить себя на место другого человека, развитию душевности, совести, ответственности, доброты и человечности. Поэтому, необходимо должное внимание накоплению дошкольником жизненно-нравственного опыта «с целью его применения в жизнедеятельности, во внутриличностном пространстве и в межличностных отношениях» [1, с. 300]. Именно в межличностных контактах и отношениях детей дошкольного возраста, отражается степень их нравственной воспитанности, и выявляются актуальные зоны для дальнейшего их нравственного формирования и развития.
Обсуждение взрослыми с дошкольником поведения, поступков и действий своих и окружающих людей с позиции нравственных норм в целом может способствовать формированию дошкольника как личности [2, с. 99].
За период дошкольного детства ребенок должен пройти большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок, осваивающий правила адекватного лояльного, нравственного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях, сможет действовать в соответствии с этими правилами [3, с.175].
Таким образом, проблемы коммуникативного характера могут быть выражены у детей в различной степени, но во всех случаях они приводят к возникновению негативных черт во взаимодействии ребенка с миром взрослых и сверстников. Последствия этого крайне тревожны. Когда ребенок не может занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», он часто замыкается, начинает сторониться и избегать детского сообщества. И в том, и в другом случае эти дети имеют невысокий «социальный статус» в группе сверстников и низкие показатели эмоционального комфорта. Очень важно создать благоприятную окружающую атмосферу для дальнейшего развития личности ребенка, и большее внимание уделять его нравственному развитию.
Список использованной литературы:
1.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.
2.Лысенко Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование : крат, курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
3.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
4.Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003. - 119 с.
© С.М. Дощанова, Е.Р. Болдырева, 2016