ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Севда Ахундова
Межкультурный диалог как основа поликультурного пространства Азербайджана
Сохранение и приумножение культурного наследия народов считается приоритетом национально-культурной политики Азербайджана. Автор рассказывает о богатой этнокон-фессиональной палитре Азербайджанской Республики и ее отражении в поликультурном образовательном пространстве страны.
Ключевые слова: межкультурный диалог, поликонфессиональный Азербайджан, межэтническое взаимодействие, поликультурное образование, Бакинский международный гуманитарный форум, Бакинский славянский университет
Севда Мамед гызы Ахундова,
д-р философии, доцент, зав. кафедрой европоведения, Бакинский славянский университет (Баку, Азербайджан) [email protected]
Азербайджан всегда был местом пересечения цивилизаций, страной, где Восток встречается с Западом, а христианство -с исламом. Азербайджан - это одновременно и часть исторического Шелкового пути, и часть Европы. Азербайджан - одна из немногих стран в мире, где представители различных религиозных конфессий и многих национальностей на протяжении сотен лет жили в мире и согласии. Многонациональный и многоконфессиональный состав республики является характерной особенностью Азербайджана, только в Баку функционируют свыше двадцати различных культурных обществ: болгар-
5 | ское, лезгинское, украинское, татарское, татское,
<1 русское, немецкое, польское, греческое и др. На про-
со | тяжении веков формировались образ других культур
"§ и толерантность к другим этносам и национальным
1 меньшинствам. С древности в Азербайджане прожи-° вали представители самых различных религиозных ¡= направлений: зороастризма, иудаизма, христианства | и ислама. Религиозная палитра Азербайджана пред-| ставлена совокупностью разных религиозных течений, | распространенных среди этнических групп, прожива-
2 ющих на нынешней территории страны.
§ В условиях толерантного отношения к культуре дру-
| гих народов формировался менталитет населения на-
о шей страны. В Азербайджане возникли самобытные эт-
ч нические культуры, и в результате этого на протяжении
| многих веков существовало поликультурное общество.
¡5 Культурный симбиоз и многообразие традиций запечат-
лены в памятниках материальной и духовной культуры. х Многонациональный и поликонфессиональный
состав населения Азербайджана - фактор, который необходимо учитывать. Сохранение и приумножение культурного наследия народов является приоритетом национально-культурной политики Азербайджана. Руководство страны проводит сбалансированную политику, проявляя заботу о народах, в результате чего сохраняется полиэтнический массив государства. Придается большое значение таким элементам этнической культуры, как язык, народное искусство, материальная культура, обычаи и традиции, этика и традиционная система воспитания. Базовые положения национальной политики заложены в Конституции Азербайджана, которая обеспечивает равенство всех его граждан, независимо от их этнической и расовой принадлежности.
Закон Азербайджанской Республики «О культуре» дает правовую гарантию на удовлетворение культурных
потребностей личности, предоставляет возможность поддержания и развития международных контактов народов со своей исторической родиной. Эта возможность обеспечивается и другими законами, относящимися к культуре.
Сегодня в республике действует ряд религиозных общин. В Азербайджане насчитывается 1,8 тысячи мечетей, 5 православных церквей, зарегистрировано также 11 общин молокан (духовных христиан). Молокане не имеют церквей и отрицают церковную иерархию, их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Первые русские поселения на территории Азербайджана стали появляться только в 1830-1850-х годах, после заключения Туркманчайского договора (1828). С 1832 года русские раскольники из Тамбовской, Воронежской, Самарской и других внутренних губерний России начали переселяться в Закавказский край. Среди первых русских селений были Вель, Привольное, Пришиб, Николаевка, Ивановка. С середины 1833 года русские староверы переселяются в Шемахинский и Шушинский уезды, затем - в Ленко-ранский уезд. Некоторое время «сектантам» запрещалось селиться в городах. Чуть позже они основали слободы в Шемахе и Ленкорани, и лишь в 1859 году им было разрешено поселение слободой в Баку.
В Баку находится католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Католическая община в Баку была организована в 1882 году, одновременно с возведением небольшой католической часовни. В 1894 году было получено разрешение на строительство католического храма. Строительство храма Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии продолжалось три года: с 1909 по 1912 год. После установления советской власти в Азербайджане католическая община подверглась репрессиям. В 1938 году католический храм был пол-
ностью разрушен. В 1997 году местная католическая община была восстановлена. 16 октября 2000 года Святым Престолом в Баку была учреждена первичная католическая структура - миссия, руководство которой было поручено монахам из конгрегации салезианцев. В 2002 году католическая община получила участок земли для строительства храма. Церковь построена по проекту итальянского архитектора Паоло Руджеро в современном стиле с элементами неоготики, строительство завершили в 2006-м, а 29 апреля 2007 года храм был освящен в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. При освящении церкви присутствовал папский нунций Клаудио Гуджеротти.
Протестантизм в Азербайджане функционирует в виде 25 поместных общин.
В Азербайджане также действуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудеев составляет 16000 человек. 11000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 - в Губе , 1000 - в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи человек; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек. В Баку, Огузе и Губе действует несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобода в Губинском районе - единственное на всем постсоветском пространстве место компактного проживания горских евереев.
Этническое и конфессиональное разнообразие налагает особую ответственность на систему образования страны. Одной из актуальнейших проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом плане привели к образованию поликультурного социу-
ма. Поликультурный социум является также образовательным пространством, в котором проживают и обучаются представители разной этнической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В свою очередь, поликультурное образование выступает компонентом общего образования, направленного на лучшее понимание других культур, содействие установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимодействия между представителями других культур страны, воспитанию в духе ненасилия и веротерпимости.
Образовательное пространство Азербайджана является неотъемлемой частью поликультурного общества. Одним из основных показателей поликультурного пространства является билингвизм (владение двумя языками). В Азербайджане образовательный процесс строится на азербайджанском и русском языках. Также в республике увеличилось количество школ с образованием на английском и на турецком языках. Помимо этого функционируют воскресные школы польского, украинского, греческого и других языков.
Одно из ведущих государственных высших учебных заведений в Азербайджане является Бакинский славянский университет, созданный указом президента Азербайджанской Республики Г.А. Алиева от 13 июня 2000 г. на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова. Сегодня Бакинский славянский университет как уникальный научный, образовательный и культурный центр, изучает духовные ценности европейских и славянских народов. На филологическом факультете осуществляется подготовка кадров по русской и романо-германской филологии и учителей соответствующих языков. На факультете журналистики и азербайджанской филологии готовятся кадры по соответствующим специальностям. На педагогическом факультете учатся будущие учителя русского язы-
о те
I? * * >■=
ка и литературы для средних общеобразовательных школ республики, а также бакалавры по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Факультет международных отношений и регионове-дения выпускает специалистов по международным отношениям, туризму и гостиничному делу, многопрофильных регионоведов по Азербайджану, Турции, России, Украине, Польше, Болгарии, Чехии и Греции. На факультете перевода готовятся профессиональные переводчики с языками специализации русский, английский, польский, чешский греческий и т. д. В университете осуществляется подготовка магистров разных специальностей по направлениям «Языковедение», «Филология», «Регионоведение», «Международные отношения», «Журналистика» и «Просвещение». В университете функционируют российский, украинский, греческий, болгарский, польский, турецкий, чешский, белорусский, немецкий и французский культурно-образовательные центры.
Свидетельством поощрения развития поликультурного общества является реализация идеологии муль-тикультурализма в контексте государственной политики. Доброй традицией стало ежегодное проведение Бакинского международного гуманитарного форума, на котором встречаются представители политической, научной и культурной элиты мирового сообщества, включая известных государственных деятелей, лауреатов Нобелевских премий по различным отраслям науки и руководителей влиятельных международных организаций. Цель форума - стимулирование диалога и продуктивных дискуссий по широкому спектру вопросов глобального характера, представляющих интерес для всего человечества. Инициаторами форума в 2010 году выступили президенты Азербайджана и России.
Литература:
4. Akhundova S. Tolerance as a moral imperative of a multicultural society (Philosophical aspect) // STUDiA ORiENTALNE. Pol§a. Torun. 2014. №(5). P.214-222.
5. Ахундова С.М. Роль государства в духовно-нравственном развитии и воспитании молодежи Азербайджана в эпоху глобализации // Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность. Сб. ст. межд. конференции. Иваново, 2010. С.89-100.
6. Ахундова С.М. Общенациональный лидер Г. Алиев и формирование национального самосознания Азербайджанского народа // Национальное самосознание и диалог культур. Вестник КазНУ. 2010. №11. C.46-53.
7. Ахундова С.М. Азербайджан - пример мультикультурального общества // Azarbaycan^ünasligin aktual problemlari. Ümümilli lider Heydar Gliyevin anadan olmasinin 91-ci ildónümüna hasr olunmu§ 5 Beynalxalg elmi konfransin materiallari 05-07 may 2014, Baki, Azarbaycan. S.72-75.
Sevda Akhundova,
PhD, Associate Professor, Head of the Department"European Behavior", the Baku Slavic University
(Baku, Azerbaijan)
Intercultural dialogue as a basis for a poli-cultural space in Azerbaijan
Abstract: Preservation and enhancement of peoples' cultural heritage is a priority in the national cultural policy of Azerbaijan. The author tells about the rich ethnic and confessional gamut of the Republic and its impact on a multicultural educational space of the country.
Keywords: intercultural dialogue, multi-confessional Azerbaijan, inter-ethnic cooperation, multicultural education, the Baku International Humanitarian Forum, the Baku Slavic University