УДК 394.912
Н. В. Крайсман
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ УНИВЕРСИТЕТА ШТАТА АРИЗОНА
Ключевые слова: межконфессиональное и межкультурное взаимодействие, религиозный плюрализм, многонациональная студенческая среда, инженерная деятельность.
Выявлено межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов университета штата Аризона. Обозначена работа Советов, образованных для межкультурного диалога среди религиозных групп в кампусе.
Key words: Interconfessional and intercultural interaction, religious pluralism, multinational student environment,
engineering.
Interconfessional and intercultural interaction of Arizona State University students has been revealed. Activity of the Councils, established for intercultural dialogue among the religious groups in Campus has been marked.
Различия между народами, связанные с принадлежностью к различным религиям и культурам, являются реалию существования человеческого общества. Налаживание толерантных отношений между народами и этносами, между представителями разных конфессий - важная проблема нашего времени. Для Соединенных Штатов Америки она особенно актуальна по причине разнородности населяющих народов. Давность традиций соседства и проживания на одной территории имеет значение, в частности, для народов штата Аризона. В штате прослеживаются достаточно глубокие корни межкультурного и межконфессионального взаимодействия.
Под межкультурным взаимодействием обычно понимается особый вид отношений и связей, складывающихся между культурами, а также взаимовлияние, взаимные изменения, которые складываются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессе межкультурного взаимодействия приобретает изменение состояния, областей деятельности, ценностей и духовных ориентиров той или иной культуры на протяжении достаточно крупномасштабным по времени явлением. Считается, что эпизодические контакты и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к межкультурным взаимодействиям, а выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Определенную роль в стимулировании межкультурных взаимодействий играет организация и содержание преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях [1].
Профессорско-преподавательский состав Казанского государственного технологического университета проходил повышение квалификации в Университете штата Аризона (Arizona State University, ASU) по направлениям: химические технологии, биотехнологии, нанотехнологии, инновация и инженерная деятельность.
Следует сказать, что Университет штата Аризона является самым большим государственным исследовательским университетом США, обучающим более 90000 студентов по 250 направлениям. Основными направлениями образовательной деятельности вуза являются инженерные науки и экономика.
Университет уделяет особое внимание таким направлениям деятельности, как технологии, инновации и инженерная деятельность. Инженерный институт (Engineering Institute) делится на два колледжа или факультета: Ira A. Fulton Schools of Engineering
(Инженерный колледж Ира Ф. Фултон) и College of Technology and Innovation (Колледж технологии и инноваций).
Ira A. Fulton Schools of Engineering готовит бакалавров и магистрантов в области аэрокосмических, биомедицинских, химических, компьютерных технологий, технологий в области защиты окружающей среды и устойчивых экосистем, электроники, механики и материалов.
College of Technolology and Innovation предлагает такие направления, как инновации и технологии в области химии, биотехнологий, общей биологии, компьютерных систем, авиации, экологии, бизнеса, графической информации.
Мы познакомились со студентами этих двух колледжей, т.к. проходили повышение квалификации в области химической технологии, инновации и инженерной деятельности. Университет штата Аризона - удивительно разнообразный кампус, разноплановый по этническому и национальному признаку. Сюда приезжают учиться студенты из многих стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Университет создает атмосферу межконфессионального и межкультурного разнообразия. Обучаясь в университете, студенты получают прекрасный опыт общения с людьми разных национальностей и религий. Они мирно и дружно сосуществуют, несмотря на разнообразие их традиций и культур.
Необходимо отметить, что американская нация - сравнительно молодое полиэтничное образование, сложившееся в процессе длительного культурного, экономического, социального и бытового взаимодействия, а также смешения и ассимиляции потомков людей разного этнического происхождения, представляющих все три расы человечества - монголоидную, европеоидную и негроидную.
В целом США - светская страна со множеством религий. Но так сложилось исторически, что первыми иммигрантами в США были (по конфессиональной принадлежности) протестанты, бежавшие в Новый Свет из Европы. Протестантская религия сильно повлияла на ход истории Соединенных Штатов. Один из главных принципов религии -стремление к труду и поощрение труда (Богом избран тот, кто успешен в труде) - является значительным фактором экономического развития страны. Религиозный спектр США составляют протестанты, римские католики, другие христиане, иудеи, буддисты, мусульмане, мормоны и представители неопределенных религий.
Основные религиозные конфессии, действующие в США, последовательно выступают против экстремизма, использования религии в целях подрыва общественной стабильности, распространения вражды и ксенофобии. Они вносят значительный вклад в проповедь веротерпимости, взаимопонимания между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
В кампусе ASU также живут студенты разных национальностей, приехавшие из других стран и дети иммигрантов. Многие студенты стремятся знать больше о религиозных традициях других национальностей. Понимая, что мир многонационален, студенты хотят мирно в нем сосуществовать.
Кампус университета отражает мир, в котором существует религиозный плюрализм. Иностранные студенты проявляют осведомленность о мире политики, в которой религия играет важную роль. Студенты понимают, что межконфессиональное взаимодействие важно не только в становлении национальной идентичности, но и в предотвращении конфликтов на этноконфессиональной почве, в диалоге культур. В то же время религиозный конфликт способен привести к вражде, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости даже в пределах одного государства.
Студенты ASU сознают, что значительную роль в современном обществе играет диалог между христианством и исламом, христианством и иудаизмом, между другими конфессиями. При всех культурных различиях, при всех наслоениях, которые оставляет история, их объединяет мудрость, апелляция к лучшим качествам, которые заложены в человеке. С этим
связана и способность конфессий к поиску общего языка. Диалог между конфессиями становится важнейшей составляющей диалога цивилизаций.
Важно отметить, что администрация университета обращает внимание на религиозное и расовое разнообразие студентов. В университетском кампусе создано много Советов, чтобы поддерживать студентов различных религиозных верований. Это Совет международного студенческого братства, Национальный греческий совет, Национальная ассоциация латиноамериканского студенческого братства, Совет религиозных советников и др. Советы включают в себя организации, представляющие разнообразие вер, традиций и религиозных убеждений. Несмотря на религиозные различия в верах, Советы работают мирно и неустанно, чтобы обеспечить религиозные услуги и консультирование, образование, поддержку и возможности для вовлечения в многонациональную студенческую среду ЛБИ.
Советы являются спонсорами студенческих религиозных организаций в университете, сообща работая для улучшения жизни студентов разных национальностей. Благодаря работе Советов, студенты ближе знакомятся друг с другом, участвуют в волонтерских работах в кампусе, ведут активную студенческую жизнь, устраивая различные фестивали, мероприятия, праздники.
Миссия Советов - содействовать доброй воле, сотрудничеству и межкультурному диалогу среди всех религиозных групп, представленных в кампусе ЛБИ. Главная цель Советов - воспитывать, поощрять, просвещать и информировать студентов, помогать им в миграции, способствовать раскрытию их потенциала. К тому же Советы благоприятствуют толерантной атмосфере религиозной жизни студентов, устраивают дискуссии о верах и религиях, обеспечивают отправления религиозных обрядов, ходатайствуют по просьбам студентов в случае необходимости.
Таким образом, межкультурное и межконфессиональное взаимодействие играет все возрастающую роль в культурно-исторической и политической эволюции современного общества. Взаимодействуя с иными системами культуры, конфессиональный фактор влияет на развитие отношений народов, в частности, студентов ЛБИ. Даже для «мультикультурных» стран современной Европы и США совмещение этноконфессионально-общинной и общественно-государственной идентичности играет большое значение [2]. Исторические формы взаимодействия этносов и культур в поликонфессиональных и многонациональных государствах обретают функции моделей, соотнесение с которыми способствует оптимизации вариантов выхода из современных коллизий. Подобной страной являются США, где, несмотря на традицию культурной унификации, представлены поиски приемлемого варианта отношений между этническими сообществами. Одним из многонациональных штатов США исторически является штат Аризона, в том числе и студенты, обучающиеся по химическим направлениям в университете.
Литература
1. Коршунова, О.Н. Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «химия и технология полимерных и композиционных материалов» / О.Н. Коршунова, М.В. Салимгареев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С. 847-851.
2. Гордон, А.В. Современный цивилизованный процесс: между мультикультуризмом и фундаментализмом / А.В. Гордон // Россия и современный мир. - 2004. - №4. - С.19.
© Н. В. Крайсман - канд. ист. наук, доц. каф. ИЯПК КГТУ, n_kraysman@mail.ru.