УДК 2-673.5:316.42
О. Б. Молодов
Межконфессиональная толерантность в социологическом измерении
В условиях глобализации и религиозного возрождения все большее число стран приобрело черты поликонфессиональности, в результате чего актуальным становится вопрос межконфессионального взаимодействия и сохранения общественной стабильности. Одним из условий мирного сосуществования является толерантность, включающая в себя терпимые и взаимоуважительные отношения между представителями различных конфессий. Наряду с данными статистики, социологическая наука способна выявить уровень толерантности населения определенной страны или региона и оказывать влияние на практику социального управления.
Ключевые слова: религия, церковь, верующие, толерантность, межконфессиональная толерантность
Oleg B. Molodov
Interfaith tolerance in sociological measurement
In the conditions of globalization and religious «Renaissance» the increasing number of the countries became multi-religious, therefore, interfaith interaction and preservation of public stability began burning problems. One of the main conditions of peaceful co-existence is tolerance, including the tolerant and mutually respectful relations between representatives of various religions. Sociological science and statistical data are capable to reveal the level of tolerance of the population of a certain country or the region and put into practice of social management also.
Keywords: religion, church, believers, tolerance, interfaith tolerance
Процессы глобализации затрагивают все сферы социокультурной реальности, в том числе функционирование и взаимодействие религиозных объединений с государством и друг с другом. В последние десятилетия, с одной стороны, наблюдается общемировая тенденция секуляризации общественной жизни, а, с другой, стало заметным оживление религиозной жизни, в том числе в странах постсоветского пространства.
Религиозное возрождение привело к тому, что некоторые страны обретают черты поликонфессиональности и там остро встает вопрос межконфессиональных отношений. Прозелитизм (обращение в другую веру) и активная миссионерская деятельность представителей новых религиозных движений (НРД) актуализируют проблему сохранения межконфессионального мира и формирования толерантного отношения между различными конфессиями. Особого внимания заслуживает религиоведческая дискуссия «прокультистов» и «антикультистов», сосредоточенная вокруг деятельности НРД, неизменно приводящая к противоположным оценочным
352
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
суждениям1. Именно НРД («секты», «культы») чаще всего становятся объектом ксенофобии со стороны представителей традиционных конфессий и неверующих.
Существует ряд объективных предпосылок высокого уровня межконфессиональной толерантности у представителей традиционных религий. Во-первых, у православных, мусульман, иудаистов и буддистов отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из этих религий восходит к собственному источнику вероучения. Во-вторых, каждая из этих религий имеет традиционную национально-культурную среду бытования, поэтому их адептам не свойственны установки на привлечение в свои ряды последователей других религий (прозелитизм). В-третьих, присущая им общность основных этических ценностей благоприятствует взаимопониманию их приверженцев, обеспечивает предпосылки к сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере.
Термин «толерантность» (терпимость) имеет различные значения. Религиозная толерантность - это «терпимые, взаимно уважительные отношения между верующими различных религий, религиозными объединениями, верующими и неверующими, строящиеся на принципе взаимного признания права на существование и деятельность»2. При этом она не включает в себя в качестве обязательного компонента доктринальную терпимость, стремление к сближению вероучений. Более того, понимание толерантности исключительно как терпимости, равнодушия, снисхождения не отвечает современной социокультурной ситуации, а его прямой перевод не вполне отражает объем данного понятия3.
Само понятие «терпимость», по мнению Д. Ж. Марковича, также не означает, что все имеет абсолютную поддержку: «можно думать что хочешь, но нельзя делать что хочешь. Терпимые имеют право ограничить свободу нетерпимых, если последние угрожают основам свободы»4.
В научной литературе принято выделять множество типов толерантности, среди которых касаются исследуемой проблемы следующие:
1) межнациональная (отношение к представителям различных наций и культур как к равным, «без чувства национального превосходства», этноцентризма, ксенофобии, агрессивного национализма);
2) расовая (отсутствие предубеждений, расовой дискриминации, расизма к людям другой расы);
3) религиозная (терпимое отношение к вероисповеданию других людей, отсутствие межконфессиональной интолерантности, религиозного фанатизма);
4) политическая (отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и, как следствие, препятствие к распространению идеологии фашизма, империализма, политики политических репрессий)5.
Существует убежденность в том, что нет ничего труднее для человека, всецело принадлежащего религии, чем быть толерантным в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений6.
• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2
353
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
Россия и современные славянские государства Восточной Европы отличаются этническим и религиозным многообразием. Несмотря на общую для этих стран поликонфессиональность, политическая и религиозная ситуация в Украине по сравнению в Россией и Беларусью имеет специфические черты. Во-первых, значительной конкурентностью там отличается борьба за власть, обеспечивающая регулярную сменяемость главы государства и его «команды», в том числе на не вполне легитимной основе, как это произошло 22 февраля 2014 года. Во-вторых, там исторически сложилось особое соотношение христианских религиозных объединений.
По данным Министерства культуры Украины, кроме Украинской православной церкви Московского патриархата, охватывающей 12900 общин верующих (далее -УПЦ(МП)), существует ряд влиятельных и массовых церковных организаций, среди которых:
- Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) - неканоническая православная церковь, возникшая в результате «раскола» в 1992 г. и находящаяся под юрисдикцией Константинопольского патриархата - 4700 общин;
- Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) - униатская церковь - крупнейшая поместная католическая церковь восточного (византийского) обряда, имеющая статус архиепископата - 3900 общин;
- Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), канонически непризнанная - 1200 общин;
- Римско-католическая церковь (РКЦ) - 1100 общин.
Между церквами существуют сложные взаимоотношения, обусловленные спорами об имуществе, а также противоречиями богословского и обрядового характера. Попытки объединения УПЦ-КП и УАПЦ в феврале 2012 г. завершились безрезультатно7.
По данным опроса 2013 г., идентифицируют себя с православием 70,6 % жителей Украины, с греко-католичеством - 5,7 %, католичеством - 1,3 %. Кроме того, 8,6 % населения определяют себя как «просто христиане». Значительная часть «просто христиан» проживает на востоке страны (15 % от числа опрошенных жителей региона), где представлено наибольшее число объединений протестантизма, хотя непосредственно протестантами там себя идентифицировали только 1,2 % граждан. Среди православного населения страны 19,6 % отнесли себя к УПЦ (МП), 18,3 % к УПЦ-КП, 0,8 % к УАПЦ, а 28,8 % - к «просто православным»8.
В условиях поликонфессиональности проблема терпимого отношения верующих друг к другу представляется весьма важной. Про уровень религиозной толерантности можно судить по числу тех, кто считает, что любая религия имеет право на существование, а также по отношению граждан к различным конфессиям. Как правило, каждая религия пропагандирует себя как носителя высшей, исключительной, «единственно верной истины», ведет к отрицанию аналогичного статуса за другими религиозными системами. Однако мнения самих верующих в данном
354
• Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
контексте не всегда однозначны. На протяжении 2000-2013 гг. доля опрошенных, которые считали, что любая религия имеет право на существование, оставалась неизменной и составляла 74-769. Также почти не изменился удельный вес тех, кто разделяет утверждение «Истинной является только та религия, которую я исповедую». В 2013 г. его отметил почти каждый участник опроса (9 %), а из числа верующих -каждый восьмой (12 %) (табл. 1).
Еще 14 % жителей Украины (15 % из группы верующих) убеждены в том, что право на существование имеют лишь традиционные для страны религии. Эти показатели с 2000 г. также остались неизменными.
Таблица 1
Какое из приведенных суждений о религии в большей степени отвечает Вашим убеждениям? ( % от числа опрошенных)10*
Варианты суждений В целом по стране По регионам Верующие/не- верующие
Запад Центр Юг Восток Веру- ющие Коле- блю- щиеся Не- веру- ющие
Любая религия, которая провозглашает идеалы добра, любви, милосердия, не угрожает существованию другого человека имеет право на существование 46,8 43,8 40,1 56,2 50,9 43,8 48,3 54,6
Все религии имеют право на существование как разные пути к Богу 26,9 24,9 36 18,3 23 28,1 27,9 21,1
Право на существование имеют только традиционные для нашей страны религии 14,4 21,1 15 13,4 10,1 14,9 16,7 13,2
Истинной является только та религия, которую я исповедую 9,3 8,4 7,6 9,5 11,5 12,1 5,1 1,3
Иное 1,8 1,3 1,2 2,6 2,3 0,6 1 9,9
Не ответили 0,9 0,5 0,2 0 2,1 0,4 1 0
* Опросы проводились социологической службой Центра Разумкова с 28 февраля по 6 марта 2013 г. Опрошено 2010 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины
Отношение граждан к различным религиям и конфессиям также имеет существенный разброс. Судя по результатам опросов, на общенациональном уровне сохраняется позитивное отношение к православию: в 2000 г. - 78 %, в 2010 г. - 78 %, в 2013 г. - 81 %. Оно явно преобладает во всех регионах страны и во всех группах по конфессионально-церковной принадлежности11. Ко всем иным конфессиям отношение является преимущественно безразличным за исключением греко-католи-цизма, о котором почти равные группы опрошенных выразили безразличие (40 %) и положительное отношение (36 %) (табл. 2).
• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2
355
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
Как отмечает Ю. П. Зуев, в отношениях между представителями конфессиональных духовно-административных центров преобладает здравый прагматизм, на уровне приходского духовенства, пресвитеров, имамов, подчас проявляется взаимное отчуждение и недоверие, а в массе рядовых верующих - безразличие, иногда трактуемое как «толерантность»12. Безразличие (как и негативное отношение), на наш взгляд, иногда обусловливается незнанием о тех или иных религиозных конфессиях.
Таблица 2
Как Вы относитесь к данным религиям и религиозным течениям? ( % от числа опрошенных)13*
Вариант ответа
Конфессия Пози- тивно Безраз- лично Нега- тивно Не задумывался Ничего о ней не знаю Не ответили
Православие 81 10,9 0,7 7,2 0 0,2
Греко-католицизм 35,6 40,1 2,5 20,3 1,5 0,1
Римо-католицизм 30,1 32,3 2,5 22,3 2,6 0,1
Протестантизм 16,7 42,7 11,9 24,4 4,1 0,1
Ислам 13,7 44,9 15,6 23,9 1,6 0,4
Иудаизм 12,5 46 11,8 26,3 2,9
Евангелические и харизматические церкви 9,8 38,2 19,2 23,6 9 0,1
Иные религии и духовные практики 13,9 47 7,6 26,8 4,6 0,2
* Опросы проводились социологической службой Центра Разумкова с 28 февраля
по 6 марта 2013 г. Опрошено 2010 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины
Как представлено в табл. 2, 9 % опрошенных ничего не знают о евангелических и харизматических церквях. В результате, на фоне безразличия к ним 38 %о жителей высок и уровень негативного отношения, которое выразили 19 %о опрошенных, а позитивного, наоборот, предельно низок (10 %о). Данный показатель обусловлен также доминированием православных церквей в Украине (главным образом -УПЦ(МП)), считающих ее своей канонической территорией, а представленные там новые религиозные движения (НРД) - сектами, «деструктивными» и «тоталитарными». Между тем, по данным Министерства культуры Украины на начало 2013 года, доля религиозных общин протестантизма в стране составила 28,7 %о, и их число имеет тенденцию к возрастанию.
356
• Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
В разрезе конфессиональной принадлежности наиболее «непримиримым» отношением к НРД отличаются греко-католики, среди которых 35 % высказали негативное отношение к евангелистам и харизматам (представители православных церквей обеих юрисдикций - УПЦ(МП) и УПК-КП - по 19 %о).
Среди христиан наблюдается преимущественно безразличное отношение к исламу, которое отметили от 42 до 55 %о опрошенных, при примерно равной доле негативного и позитивного отношения (табл. 3).
Таблица 3
Как Вы относитесь к перечисленным религиям и религиозным течениям? ( % от числа опрошенных)14
Конфессиональная принадлежность опрошенных
Религии(религиозные течения) Вариант ответа УПЦ (МП) УПЦ-КП Иные православные УГКЦ Просто христиане
Православие позитивно 95,4 95,1 86,4 78,1 78,9
безразлично 2,1 1,1 6,6 13,2 11,7
негативно 0,3 0 0,2 1,8 0
Греко-католицизм позитивно 33,2 50,1 27,7 93,9 31
безразлично 44 35,3 44,4 2,6 28,7
негативно 3,3 1,9 1,7 0 0,6
Римо-католицизм позитивно 28,9 43,3 24,9 74,8 15,8
безразлично 46,2 39,7 44,8 18,3 29,2
негативно 3,1 2,5 2 0 1,8
Протестантизм позитивно 20,2 23,3 13,4 25,4 11,7
безразлично 42,9 41,1 45,3 42,1 26,3
негативно 12 18,1 9,5 14,9 7,6
Ислам позитивно 17,4 18,1 11,4 13,3 9,4
безразлично 41,5 43,8 46 54,9 40,4
негативно 16,2 16,7 13 9,7 19,9
Иудаизм позитивно 16,9 15,6 11,9 10,6 10,5
безразлично 42,5 44,7 47 51,3 45
негативно 13,8 15,3 8,7 13,3 5,8
Евангелические и харизматические церкви позитивно 13,3 12,9 9,1 5,3 8,2
безразлично 35,9 40,4 40,1 35,1 21,1
негативно 19,2 19 15,2 35,1 28,7
Иные религии и практики (буддизм, йога и др.) позитивно 17,4 16,2 15 9,5 9,3
безразлично 44 44,7 47,5 55,3 45,9
негативно 9,2 9,9 5,5 4,4 5,8
* Опросы проводились социологической службой Центра Разумкова с 28 февраля
по 6 марта 2013 г. Опрошено 2010 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины
• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2 357
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
Спецификой конфессиональной ситуации отличалась Крымская автономия (АРК), ныне Республика Крым в составе РФ, где проживает значительное число мусульман. Исследования, проведенные Центром Разумкова, свидетельствуют, что отношения между славянской общностью и крымско-татарской с точки зрения потенциальной динамики развития можно охарактеризовать как предконфликтные. Можно выделить основные линии раздела: политическую - неравенство возможностей реализации своих потребностей и интересов через органы власти и органы самоуправления; социально-экономические - неравенство доступа к ресурсам Крыма; правовую - отсутствие законодательного оформления особенностей статусов одной из сторон и прав, обуславливающих эти статусы; социокультурная - дисбаланс возможностей в сферах образования и информации, и наличие у каждой общности претензий на «укорененность» в Крыму, а следовательно - на его символическое и ценностное пространство15.
То есть межконфессиональная ситуация в Крыму остается достаточно сложной, однако, не смотря на противоречия, православие и ислам располагают значительными потенциальными возможностями для толерантного сосуществования и конструктивного взаимодействия16. Важным свидетельством этого стали события в Крыму в марте 2014 года, когда жители полуострова продемонстрировали высокий уровень социальной консолидации в ходе подготовки и проведения референдума о судьбе республики.
Противоположностью межконфессиональной толерантности является религиозная нетерпимость. Нетерпимость и дискриминация в вопросах религии и религиозных убеждений в той или иной степени присутствуют во многих странах и регионах мира, поэтому политика выстраивания основ взаимопонимания и сотрудничества конфессий сохраняет свою актуальность. Не случайно, в международно-правовых документах утверждается, что «в любой многоэтнической, многорелигиозной и многоязычной стране строгое соблюдение принципов равенства и отсутствие дискриминации являются неотъемлемым требованием поддержания политического и духовного единства в государстве, которое ведет к пониманию и гармоничным отношениям в обществе»17.
Как отмечают исследователи, нетерпимость может быть как исключительно религиозной, так и служить прикрытием для завуалированных политических или социальных мотивов18. Украине, как и России с Беларусью, не удается в полной мере соблюдать принцип равенства конфессий. Провозглашаемый конституционно, он редко реализуется на практике, когда преференции в образовательной, благотворительной и иной внекультовой деятельности, а также в вопросах возврата церковного имущества и зданий получают традиционные религии и церкви. Одним из последних примеров стало в Украине празднование 1025-летия Крещения Руси, где полноценное участие принимали, по мнению наблюдателей, только представители Православной церкви Московского Патриархата. Важно отметить, что на дан-
358 • Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
ных мероприятиях присутствовали главы государств: В. Путин и В. Янукович. Это празднование «вместо объединения православных верующих в Украине внесло раскол в их ряды»19.
Это в определенной степени подтверждают результаты опроса 2013 года, которые показали, что большинство граждан Украины не разделяет мысль о том, что конфликтогенным в данной сфере является исключительно религиозный фактор. Чаще всего причинами конфликтов между сторонниками различных конфессий отмечаются такие как имущество и здания (в 2013 г. - 32 %) и стремление к власти со стороны церковных иерархов (31 %о). Пятая часть опрошенных (22 %о) видит первопричиной межрелигиозных противоречий политическую составляющую20.
События в Украине в начале 2014 г. показали, что политический фактор неразрывно связан с религиозным. В частности, обращение Украинских церквей, где речь идет об агрессии со стороны России и попытке преподнести события в Украине, как «фашистский» переворот, подписали руководители всех крупных конфессий страны (УПЦ-КП, ГКЦ, объединений протестантизма и иудаизма) за исключением представителей УПЦ Московского Патриархата21.
Важным условием укрепления толерантности в данной сфере является как правовая основа, так и теоретическое обоснование сотрудничества людей с разными мировоззренческими позициями и мироощущением, объединенных в конфессиональные общности. Выработка путей решения проблемы должна опираться на статистическую информацию и данные, полученные в результате социологических исследований. Современная религиозная жизнь, как отмечает Н. Б. Костина, протекает в рамках соответствующих общностей, с другой - именно они оказываются вплетенными в паутину многоаспектной социальной жизни, изучение их становления, трансформации, взаимодействия, внутренних составляющих является важнейшей задачей как современной науки о религии, так и практики социального управления22.
Для укрепления стабильности межконфессиональных отношений, особенно в странах постсоветского пространства, полагаем необходимым:
- неуклонно следовать конституционному принципу равенства религиозных объединений;
- содействовать повышению политической культуры и информированности духовенства и религиозных лидеров, верующих и иных граждан;
- через систему образования целенаправленно воспитывать толерантность, уважение, солидарность с представителями всех религий и этносов;
- увеличить объем социальной рекламы, направленной на популяризацию идей толерантности, этнического и религиозного взаимопонимания;
- публиковать в СМИ больше информации о положительном опыте сотрудничества различных конфессий, а не только о конфликтах и экстремальных событиях.
• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2
359
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
Примечания
1 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Белгород, 1997; Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008; Дворкин А. Сектоведение: тоталит. секты: опыт систем. исслед. Н. Новгород: Христиан. б-ка, 2007; Иваненко С. И. Обыкновенный антикультизм. СПб.: Древо жизни, 2012; Перссон Б. Борьба против сект. М.: Древо жизни, 2012; и др.
2 Стецкевич М. С. Свобода совести. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. C. 9-10.
3 Геворкян М. М. Концептуальные подходы к проблеме толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплин. исслед.: сб. науч. ст. / под ред. М. В. Новикова, Н. В. Новгородцевой. Ярославль, 2011. С. 49.
4 Маркович Д. Ж. Культура мира, толерантность и межэтнические отношения // Век глобализации. 2008. № 2. С. 159.
5 Бессчетнова О. В. Толерантность как объект изучения гуманитарных наук // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплин. исслед.: сб. науч. ст. / под ред. М. В. Новикова, Н. В. Новгородцевой. Ярославль, 2011. С. 44.
6 Шкутина Л. А., Карманова Ж. А. Проблема межконфессиональной толерантности в системе образования // Alma Mater: вестн. высш. шк. 2012. № 1. С. 54.
7 Две украинские православные церкви разорвали отношения // ТСН вражае: сайт. URL: http: // ru. tsn. ua (дата обращения: 05. 03. 2015).
8 Релипя i влада в УкраТнк проблеми взаемов1дносин: шформацмн матер1али до Круглого столу на тему «Державно-конфесшн вщносини в УкраТн станом на 2013 р^: рух до партнерства держави i Церкви чи до кризи взаемин?» 22 квггня 2013 р. КиТв: Центр Разумкова, 2013. С. 27.
9 Там же. С. 28.
10 Там же. С. 32.
11 Там же. С. 34
12 Зуев Ю. П. Межрелигиозные и межконфессиональные отношения в современной России: опыт и проблемы // Актуальные вопросы государственно-конфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации: сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. В. Г. Иванов. СПб.: Арт-Деко, 2008. С. 39.
13 Релипя i влада в Украп-л. С. 34.
14 Там же. С. 35-36.
15 Висновки та пропозицл // Нацюнальна безпека i оборона. 2009. № 5 (109). С. 69-72. URL:: http: // razumkov. org. ua (дата обращения: 05. 03. 2015).
16 Там же.
17 Международный пакт о гражданских и политических правах: общ. коммен. 1993. № 22. 48-я сессия. С. 18.
18 Ксенофобия в современном мире / отв. ред. В. А. Ачкасов, Д. З. Мутагиров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 268.
19 Антошевский Т. Кому на самом деле был нужен праздник 1025-летия Крещения Руси.
360
• Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств • 2014 •
Раздел IV. Этничность в контексте культуры
URL: http: // focus. ua (дата обращения: 05. 03. 2015).
20 Релипя i влада в Укра'шк С. 35-36.
21 Глухов Д. Главы церквей отреагировали на конфликт Украины и России // Комсомол. правда в Украине: сайт. URL: http: // kp. ua (дата обращения: 05. 03. 2015).
22 Костина Н. Б. Мировоззренческая толерантность как условие межконфессионального диалога // Вопр. политологии и социологии. 2012. Вып. 2 (3). Социологические науки. URL: http: // politsocio. uapa. ru (дата обращения: 05. 03. 2015).
• Том 204 • Живая Этика и Культура: идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни • Выпуск 2
361