Дадабаева З.А.
д.полит.н., в.н.с. ИЭ РАН
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ МИГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
Ключевые слова: интеграционные процессы на евразийском пространстве, международное сотрудничество, миграционные процессы.
Интеграционный потенциал евразийских стран основан на предыдущем опыте существования в едином советском пространстве, где сложились свои инструменты взаимодействия. Долгое время государства находились в условиях единой валюты и общих таможенных правил, имели совместный опыт хозяйственных связей, опирались на общий технологический уровень развития, наконец, объединяющим началом был русский язык и общие идеологические установки.
Страны Евразии осознают, что процесс их превращения из объектов международных экономических отношений в полноправные субъекты зависит от эффективности регионализации в многостороннем формате и на уровне интеграционных объединений стран. Современные условия диктуют необходимость выработки нового формата взаимодействия на евразийском пространстве, основанного на эффективном экономическом взаимодействии сторон, принципах общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Такой формат предполагает взаимные диалоги, желание идти на компромиссы, четкое понимание не только своих национальных интересов, но и интересов партнёров, выработку превентивной стратегии взаимодействия.
Новые независимые государства ставят перед собой разные интеграционные цели, но можно выделить общие для всех - это создание пояса безопасности, создание единого экономического пространства в рыночных условиях, рациональное использование трудовых ресурсов, улучшение территориального разделения труда, достижение оптимально комфортного политического взаимодействия государств.
Сегодня на евразийском пространстве параллельно действуют несколько региональных объединений: Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное Государство России и Беларуси, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое постепенно отдаёт свои функции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Таможенный Союз (ТС). Региональный состав их участников практически совпадает. Но политическая логика создания этих организаций неодинакова. Исключение составляет Китай, входящий только в ШОС. Большая часть стран постсоветского пространства не входит в Таможенный Союз, но находится на пути к вступлению в него.
Консолидация Евразии в большой степени зависит от политических, социально-демографических факторов, сложившейся транспортной инфраструктуры с сильной транзитной взаимозависимостью. Поэтому важным геополитическим достижением на постсоветском пространстве стало появление Таможенного союза (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества.
В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс, подписанный президентами трёх стран. В 2011 г. в Декларации о евразийской экономической интеграции обозначено вступление в силу международных договоров, формирующих правовую основу Единого экономического пространства. Полноформатная работа единой таможенной территории, существенно облегчила трансграничные связи между странами. Создание ТС и ЕЭП привело к снижению издержек, расширению масштабов производства, восстановлению производственной кооперации, за счет отказа от таможенных барьеров. Полноформатная работа единой таможенной территории, облегчила трансграничные связи между странами, создала условия для восстановления научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Дальнейшая интенсификация торгово-экономических связей, особенно в высокотехнологических отраслях, призвана обеспечить колоссальный дополнительный эффект1. Уже появились условия для восстановления научно-технической и производственной кооперации предприятий. 1 января 2012 г. в рамках единой таможенной территории кроме общего рынка товаров, начал работать общий рынок услуг, капитала и труда. Не только заявлено, но и идёт активная проработка документов по переходу к следующему этапу интеграционного строительства - Евразийскому экономическому союзу.
Возможности ЕЭП по созданию единого рынка труда
Эффективность развития интеграционных процессов на пространстве СНГ во многом зависят от качества рынка труда. ЕЭП должно стать своеобразной пробной площадкой для действенного функционирования общего рынка
1 Глазьев С.Ю. Рынки сбыта расширят // Российская газета. - http://www.rg.ru/2011/07/26/glaziev.html
268
труда и единого миграционного пространства будущего Евразийского экономического союза. По мнению, экспертов Фонда «Миграция XXI век» преференции, которые могли бы предоставляться гражданам государств-участников ЕЭП, способствовали бы привлекательности Евразийского союза для других государств. Стабилизация единого рынка труда может произойти при условии увеличения качества рабочей силы, повышения прозрачности, росту цены и профессиональной квалификации участников трудовой миграции.
Пожалуй, самой болевой точкой в интеграционных процессах можно назвать проблемы трудовой миграции. Важнейшим элементом евразийской интеграции является трудовая миграция, а денежные переводы - это мощный канал поддержания экономики стран-доноров трудовой силы.
Слабо контролируемый поток неквалифицированной рабочей силы из стран-членов ЕврАзЭС создаёт дополнительную политическую, социальную и экономическую нагрузку для стран-реципиентов, являющихся членами Таможенного Союза. Обостряются проблемы социокультурной адаптации трудовых мигрантов в принимающих странах, связанные с медицинским обслуживанием, обеспечением жильём, перегрузкой транспортной и социально-культурной инфраструктуры (в первую очередь общеобразовательных школ). Поскольку Россия является основным государством, принимающим трудовых мигрантов, то во многом именно от неё зависит разработка комплекса мер по вопросам свободного перемещения рабочей силы в рамках будущего Евразийского экономического союза. В их числе сокращение объемов нерегулируемой трудовой миграции, разработка и реализация на практике эффективных механизмов защиты национального рынка труда, повышение доли квалифицированных специалистов в общем потоке трудовой миграции, структурирование трудовой миграции в соответствии с текущими и перспективными запросами работодателей.
Одной из задач по упорядочению мер демографической и миграционной политики является уменьшение демографического давления за счет перераспределения трудовых ресурсов с учетом интересов стран с убыточным населением и стран со значительным его ростом.
Численность населения стран СНГ к началу 2012 г. составляла почти 283 млн. человек, из них на Россию приходилось 142,9 млн. человек. По прогнозам ООН к 2020 г. численность СНГ может составить 288 млн. человек, включая население Центральной Азии - 87,1 млн. человек, удельный вес которого увеличится с 25,7 до 30,2%1. По оценкам экспертов из 7,1 млрд. человек, которые населяют землю 1,5-2 млрд. живут по принципу «где работа - там родина». По прогнозу Росстата на фоне сокращения численности жителей России на 700-800 тыс. человек, которое началось с 1992 г. население РФ к 2026 г. уменьшится до 138 млн. человек даже при условии некоторого увеличения уровня рождаемости и средней продолжительности жизни.
Особенно обострилась ситуация в связи с «демографическим провалом», начавшимся в середине XX в. В 90-е годы на постсоветском пространстве наблюдалось значительное падение темпов роста населения по сравнению с 80-ми годами. Объяснялось это влиянием взаимодополняющих, объективных факторов: структурной перестройкой экономики, финансовой нестабильностью, трансформацией государственного сектора. Совокупность разных факторов привела к падению рождаемости, уровня жизни, росту числа бедных, ухудшению экологической среды, недоступности медицинской помощи для большинства граждан, росту эмиграции.
Изменения демографического характера в новых независимых государствах (ННГ), за счет продолжающегося ускоренными темпами роста населения в Центральной Азии, радикально преобразовали численность населения и оказали воздействие на его состав и распределение не только в региональном масштабе, но и на всём постсоветском пространстве. В СНГ наиболее устойчивым демографическим потенциалом располагают северокавказский регион России и центрально-азиатские страны. Стремительный прирост населения в относительно бедных странах рассматривается специалистами как, условно говоря, «проедание» экономического роста, снижение потенциального уровня жизни, что в конечном итоге сказывается на общей социально-политической ситуации.
Межгосударственный миграционный обмен
Поэтому одним из важнейших факторов интеграции является миграционный межгосударственный обмен. Несмотря на то, что в ННГ он характеризуется неравномерностью экономического развития, слабостью экономических реформ, политической нестабильностью, высокими темпами роста населения.
На Украине, в Молдавии, Азербайджане, Армении, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане он привел к ситуации, когда основное трудоспособное население оказалось включенным в процесс легальной, а чаще нелегальной трудовой миграции на постсоветском пространстве. Именно бедственное экономическое состояние большинства населения республик вынудило выехать на заработки основную трудоспособную её часть в возрасте 19-39 лет2. Внешняя миграция стала способом снижения безработицы в регионе и сокращением дефицита платёжных балансов за счет поступления денежных переводов. Она стала не только средством выживания населения, механизмом экономической интеграции на постсоветском пространстве, но и способом снижения демографической напряженности в странах-донорах.
Но низкий уровень профессиональной подготовки не только сузил возможности трудовых мигрантов на внешних рынках труда, но и привёл к обострению внутрисоциальной обстановки в странах-реципиентах. В российской экономике сложились ниши, где работают исключительно иностранные рабочие, которые в своих странах не занимаются такого рода деятельностью, коренные жители оказались исключенными из некоторых хозяйственных областей.
1 Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. Экономика. - М., 2004. -
2 Рязанцев С. Трудовая миграция в странах ЕврАзЭС // Экономическое обозрение. 2007. - № 1(9). - С. 15.
С. 79
Позиции стран СНГ в миграционном обмене
Государства СНГ входят в первую десятку стран происхождения мигрантов в мире. РФ стоит на втором месте после США по количеству принимаемых мигрантов, Украина занимает четвертое место (после Германии), Казахстан -девятое.
Позиции стран СНГ в миграционном обмене складываются следующим образом: Россия, и Казахстан - страны, где проводились и проводятся более успешные экономические реформы, принимают трудовых мигрантов. Россия заинтересована в сохранении и укреплении интеграционных связей с бывшими советскими республиками, для обеспечения оптимального демографического баланса. В 1989-2007 гг. население России пополнилось за счет прибывших в страну украинцев, киргизов, узбеков, таджиков и др.1 По данным ФМС России в 2012 г. в стране находилось около 10,3 млн. иностранных граждан. Около 1 млн. из них пребывали меньше месяца, 3 млн. чел. больше года2.
Казахстан исходит из того, что членство в ТС содействует созданию более крупного рынка для национальных производителей и потребителей, способствует росту экономики, сокращает барьеры на пути перемещения товаров, капиталов, рабочей силы. На территории в 2,7 млн. кв. км проживает около 16 млн. чел., это, приводит к дефициту кадров в растущей экономике страны3. Такое интенсивное развитие экономики, относительно высокие зарплаты, месторасположение, близость языков и культур делает страну привлекательной для трудовых мигрантов из соседних стран (ЦА). Казахстан — вторая страна в СНГ после России, куда едут на заработки. На его территории постоянно проживает 450 тыс. граждан Узбекистана, ещё 500 тыс. - узбекские трудовые мигранты. За 2011-2012 гг. в Казахстане зарегистрировано свыше 2-х млн. прибывших в страну иностранцев, из них почти 1 млн. - граждане Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана4. По разным оценкам ежегодно они отправляют на родину более 1 млрд. долл. За первый год существования ТС в Астане увеличилось и число россиян, на 10% возросло число предприятий открытых с участием российского капитала.
Умеренные реформаторы с авторитарным стилем управления Узбекистан (в большей степени) и Белоруссия -страны преимущественного выезда трудовых мигрантов, но в последнее время одновременно и страны, принимающие трудовых мигрантов (правда, не в столь массовом масштабе). Так в Узбекистане иностранная рабочая сила это в основном граждане Турции, Кореи, Афганистана, Китая. В Белоруссии работают украинцы, китайцы, литовцы, узбеки, турки, молдаване5.
Интеграционные интересы Белоруссии состоят не только в развитии торгово-экономических связей, интенсификации сотрудничества в области энергетики и транспорта, но и решении демографической проблемы нехватки трудовых ресурсов. За последние годы в республике были созданы условия для цивилизованного экспорта и импорта рабочей силы. Увеличилось положительное сальдо миграции. В 2012 г. из Белоруссии на ПМЖ выехало около 9 тыс. граждан республики, а приехало в страну более 18 тыс. иностранцев, прирост составил около 9 тыс. официальные власти рассчитывают, что к 2015 г. положительное сальдо миграции достигнет 15 тыс. человек в год. По мнению экспертов, за счет приехавших можно решить проблему дефицита кадров на трудовом рынке6.
Страна имеет двусторонние соглашения с Россией, Молдовой, Украиной, Литвой, Польшей, в которых оговариваются вопросы защиты граждан Беларуси (выплата льгот, порядок государственного страхования, медпомощь, перевод денежных средств), работающих в этих государствах. В свою очередь страна нуждается в профессионально подготовленных и интеллектуальных мигрантах. На их привлечение будет работать новое законодательство. В частности, иностранцам, обучающимся в белорусских вузах, предоставят льготное право на постоянное проживание в республике и льготы при трудоустройстве. В настоящее время среди иностранных студентов в Белоруссии по численности лидируют две диаспоры - китайская и таджикская7. По данным Минтруда и социальной защиты РБ в 2012 г. в страну прибыло 18 040 чел. В 2011 г. численность трудящихся - мигрантов была равна 84348.
Для Киргизии и Таджикистана характерен низкий уровень рыночных реформ, на фоне высокой рождаемости, которая вытесняет избыточные трудовые ресурсы из страны. Вместе с тем, даже в Таджикистане присутствует доля трудовых мигрантов из других республик Узбекистана, Киргизии, Афганистана и Китая.
Киргизия, как возможный кандидат на вступление в ТС, имеющий низкий уровень доходов на душу населения, высокую безработицу в большей степени заинтересована в скорейшей интеграции, в первую очередь для решения вопроса о свободном передвижении людей. По разным оценкам за рубежом находятся 1 млн. киргизов, что составляет
1 Украинцев (6,3 тыс.), киргизов (7,6 тыс.), молдаван (9,7 тыс.), узбеков (15,8 тыс.), таджиков (44,5 тыс.), грузин (48,7 тыс.), азербайджанцев (54,1 тыс.), армян (200 тыс.). См. Рыбаковский Л.Л. Государства Центральной Азии как миграционный потенциал России // Трудовая миграция в Таджикистане: социальные и экономические аспекты. Материалы международной научной конференции. - Душанбе, 2011. - С. 39.
2 http://www.interfax.by/article/100770
3 http://www.iarex.ru/news/31166.html
4 http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/za-razreshenie-na-rabotu-v-kazahstane-trudovyie-migrantyi-budut-platit-nalog-223375
5 Украинцы (2854 чел.), китайцы (1257 чел.), литовцы (904 чел.), узбеки (646 чел.), турки (544 чел.), молдаване (491 чел.) См. http://www.interfax.by/article/100770
6 http://www.interfax.by/article/101012
7 http://www.interfax.by/article/101012
8 http://www.interfax.by/article/100770
до пятой части населения страны. Официальная статистика показывает, что в 2011 г. трудовых мигрантов из Киргизии было 457 тыс. чел., из них 92% работали в России, 7,97%, в Казахстане, 0,72% в Белоруссии1.
Существующая на постсоветском пространстве система миграционного контроля пока не позволяет эффективно контролировать не только миграционные потоки, но и их денежные переводы. Главные страны-получатели переводов трудовых мигрантов из России - Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия большинство неофициальных денежных переводов вывозится в виде наличной валюты. По примерным оценкам, из России ежегодно вывозится до 15 млрд. долл.
По объемам денежных переводов в 2011 г. среди стран СНГ лидировали Узбекистан, Таджикистан и Украина. Общая сумма переводов из России в Узбекистан достигла 1,126 млрд. долл. в 4-м квартале 2011 г. Переводы таджикских мигрантов составили 47% ВВП республики, мигранты из Киргизии перечислили 29% своего ВВП.
К сожалению, приходится констатировать, что труд мигрантов носит принудительный характер. Российские работодатели в большинстве своём не создают достойных условий труда и проживания, привлекаемых рабочих, по сути, их положение можно назвать рабским. «Миграционная лихорадка» чревата трудовой и сексуальной эксплуатацией, ксенофобией, расизмом, дискриминацией. Увеличиваются риски общей конфронтации между государствами, наблюдается спад производства и безработица в странах-донорах, ухудшаются социальные проблемы в странах-реципиентах. Трудовая миграция стала мощным фактором недобросовестной конкуренции на российском рынке труда. В России собираются принять норму, существующую в некоторых европейских странах о преимущественном праве гражданина страны на занятие вакантного рабочего места, пока «российский работодатель самостоятельно решает, на какие места россияне не пойдут (умалчивая про уровень оплаты и условия труда). В связи с этим, 50% россиян считают, что мигранты отнимают у них рабочие места»2.
С одной стороны, объединение нескольких стран с различным уровнем развития и различным пониманием содержания и целей национальных экономических стратегий тормозит принятие и реализацию коллективных решений. С другой стороны, без такого объединения невозможно эффективное существование этих государств. Ведь именно такая интеграция во всех её проявлениях могла бы стать этапом образования мощного геополитического союза, способного действенно защищать национальные интересы стран, входящих в него в условиях продолжающихся процессов глобализации, формирования нового экономического порядка и трансформации международных отношений.
Легальная институционально оформленная трудовая миграция способствует: увеличению гибкости рынка труда и более эффективному удовлетворению спроса на рабочую силу, которые являются следствием формирования общего рынка труда, сохранению странами донорами политического и культурного влияния. В частности это подтверждается исследованием, проведенном Центром стратегических исследований (ЦСИ) при президенте в июле - августе 2012 г. в Таджикистане: «Влияние трудовой миграции на образ жизни и поведение таджикистанцев», которое показало, что трудовая миграция меняет мышление и поведение жителей Таджикистана, возвращаясь из России, домой они везут не только деньги, но и с другие жизненные ценности. Было выявлено, что теперь 70% жителей Таджикистана выезжает на заработки, чтобы накопить деньги на образование для своих детей, а не для того, чтобы только прокормить семью и приобрести нужные для хозяйства вещи3.
В то же время, некоторые российские эксперты призывают к селективному подходу по привлечению трудовых мигрантов из стран ЕврАзЭС в Россию, подчеркивая при этом возможный долгосрочный эффект российской миграционной политики за счет стимулирования и привлечения в страну иностранных работников по приоритетным для страны профессионально-квалификационным группам4.
Анализ интеграционных процессов показывает, что чрезмерная торопливость в оценках успешности интеграции не по реальному состоянию дел, а на основе принятых межгосударственных соглашений не всегда приводит к ожидаемым результатам.
Наиболее острой проблемой миграции является нелегальный статус работников. По разным оценкам число нелегалов достигает 3-4 млн. чел., а с учетом сезонных рабочих и 5-7 млн. чел.5 Трудовая миграция стала мощным фактором недобросовестной конкуренции на российском рынке труда, а сложные пути легализации иностранных работников, плюс бюрократические проволочки подталкивают иностранцев к нарушению миграционных законов. Решение проблемы нелегальной миграции лежит, прежде всего, в правовом и экономическом поле, через принятие более прозрачных процедур привлечения и использования рабочей силы, ужесточение ответственности работодателей вплоть до уголовной. Невнимание к этой ситуации усиливает социальную и экономическую напряженность.
1 Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала страны / ЕАБР. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 8.
2 Ракитский Б.В. Трудовая иммиграция в Россию: социальные интересы и стратегия государства // Угол атаки. Институт перспектив и проблем страны. - М., 2012. - С. 25.
3 Таджикские гастарбайтеры везут из России не только деньги. http://www.dw.de/dw/article/0,,16257124,00.html
4 Барковский А.Н., Морозенкова О.В. Селективный подход к привлечению трудовых мигрантов из стран СНГ. Материалы УП-й Международной научно-практической конференции «На пути к Евразийскому экономическому союзу». - http://www.eabr.org/ r/research/conference/annual_international/conference7_material
5 Ионцев В., Ивахнюк И., Магомедова А., Алешковский И., Прохорова Ю., Шевченко К., Глод Е. Единый рынок труда в ЕЭП: Экономический эффект соглашения в области трудовой миграции // Единое экономическое пространство. 2012. - № 2(15), апрель-июнь. - С. 13.
Некоторые выводы
Таким образом, приходится констатировать, что межгосударственное миграционное сотрудничество в отношении интеграции на евразийском пространстве не является лишь позитивным фактором. Цивилизованная миграция, которая решает проблему дефицита трудовых ресурсов, амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов значительной части населения стран-доноров, уменьшает социальную напряженность от безработицы, формирует альтернативную сферу занятости, сохраняя потребительский рынок, частично компенсирует естественную убыль населения.
На постсоветском пространстве такое сотрудничество фактически перекрывается неконтролируемыми формами нелегальной миграции, тормозит создание единого цивилизованного рынка труда, превращает мигрантов в бесправных рабов, приводит к социальной напряженности в обществе и угрожает национальной безопасности стран, сужаются сферы приложения труда, наблюдается спад производства и безработица в странах-донорах, ухудшаются социальные проблемы в странах-реципиентах.
Успешному снижению рисков и противоречий, связанных с нелегальной трудовой миграцией на евразийском пространстве могли бы способствовать следующие меры по снижению трудовой миграции в Россию из Центральной Азии:
На межгосударственном уровне целесообразно включиться в разработку и инвестирование проектов по созданию новых рабочих мест в странах Центральной Азии с участием российского бизнеса, в частности в строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане, Камбаратинской ГЭС в Киргизии, возрождению и строительству новых промышленных предприятий по переработке хлопка, возрождению традиционных ремесел, развитию сельского хозяйства.
Уменьшению социальной напряженности способствовало бы создание межстранового консультативного совета по вопросам профессионального образования и занятости, куда входили бы работодатели, профсоюзы и образовательные учреждения.
Координация усилий по гармонизации законодательств государств, участвующих в миграционном обмене о защите трудовых мигрантов, должна включать разработку мер социального страхования мигрантов, с учетом прав наиболее уязвимых групп - женщин, так как существующие программы рассчитаны на «мужскую миграцию».
Цивилизованный миграционный обмен включает в себя выработку дифференцированного подхода к мигрантам из стран СНГ и дальнего зарубежья. Эффективность такого обмена зависит от обеспечения равного доступа мигрантов к информации о возможностях легального трудоустройства в принимающих странах, на это работают трудовые ярмарки в странах-реципиентах, проекты по изучению русского языка и организация учебных курсов по языку и рабочим профессиям, в которых ощущается дефицит в странах приёма трудовых мигрантов.
Для России важно активно включиться в процесс не только разработки программ по продвижению интересов Российской Федерации в Центральной Азии, но и приступить к их реальному воплощению.