Научная статья на тему 'Межэтническое согласие в полиэтническом регионе (по материалам социологического исследования в ХМАО - Югре)'

Межэтническое согласие в полиэтническом регионе (по материалам социологического исследования в ХМАО - Югре) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC HARMONY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО / HOST COMMUNITY / МИГРАНТСКОЕ СООБЩЕСТВО / MIGRANT COMMUNITY / ХМАО ЮГРА / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG YUGRA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мархинин Василий Васильевич, Пуртова Виктория Сергеевна

В статье анализируется восприятие стереотипов общественного мнения по вопросам межэтнических отношений в среде принимающего сообщества и в мигрантской среде. На основе данных, полученных в ходе серии интервью, охватывавших ряд муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа Югры, выявляются и анализируются взгляды представителей различных этносов и половозрастных групп на проблемы дефицита ресурсов социальной инфраструктуры, конкуренции на рынке труда и распространения экстремистских идеологий на фоне нарастающих миграционных процессов. Выявляются типичные для мигрантского и принимающего сообщества оценки практик дискриминации по признакам этнической принадлежности, методов противодействия экстремизму, роли диаспоральных сообществ в общественной жизни. На основе обобщенных данных делаются выводы о том, какие типичные этноконтактные установки в общественном мнении способствуют межэтническому согласию в регионе, а какие могут расцениваться как предпосылки потенциальных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мархинин Василий Васильевич, Пуртова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic harmony in a multi-ethnic region (based on social research in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra)

The paper deals with the set of public opinion on interethnic relations in both host and migrant communities. Basing on the series of focus groups in the municipalities of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra, the authors analyze the views of different ethnic, age and gender groups upon the problems of the lack of social support, labor market competition and extremism in the context of extensive migration. The research is to shed light upon the attitudes of migrant and host communities towards ethnic discrimination, anti-extremist policies and the role of diasporic structures in public life. The authors argue that public opinion of both communities contains elements reflecting interethnic harmony and probable tensions.

Текст научной работы на тему «Межэтническое согласие в полиэтническом регионе (по материалам социологического исследования в ХМАО - Югре)»

УДК 303.4.025:323.11 (571.122)

https://doi.org/10.24158/spp.2018.7.4

Мархинин Василий Васильевич

кандидат философских наук,

доцент кафедры политико-правовых дисциплин

Сургутского государственного университета

Пуртова Виктория Сергеевна

старший преподаватель

кафедры политико-правовых дисциплин

Сургутского государственного университета

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ХМАО - ЮГРЕ) [1]

Markhinin Vasily Vasilyevich

PhD, Associate Professor, Department of Political Science and Law, Surgut State University

Purtova Viktoria Sergeevna

Senior Lecturer, Department of Political Science and Law, Surgut State University

INTERETHNIC HARMONY IN A MULTI-ETHNIC REGION (BASED ON SOCIAL RESEARCH IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA) [1]

Аннотация:

В статье анализируется восприятие стереотипов общественного мнения по вопросам межэтнических отношений в среде принимающего сообщества и в мигрантской среде. На основе данных, полученных в ходе серии интервью, охватывавших ряд муниципалитетов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявляются и анализируются взгляды представителей различных этносов и половозрастных групп на проблемы дефицита ресурсов социальной инфраструктуры, конкуренции на рынке труда и распространения экстремистских идеологий на фоне нарастающих миграционных процессов. Выявляются типичные для мигрантского и принимающего сообщества оценки практик дискриминации по признакам этнической принадлежности, методов противодействия экстремизму, роли диаспоральных сообществ в общественной жизни. На основе обобщенных данных делаются выводы о том, какие типичные этноконтактные установки в общественном мнении способствуют межэтническому согласию в регионе, а какие могут расцениваться как предпосылки потенциальных противоречий.

Summary:

The paper deals with the set of public opinion on inter-ethnic relations in both host and migrant communities. Basing on the series of focus groups in the municipalities of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra, the authors analyze the views of different ethnic, age and gender groups upon the problems of the lack of social support, labor market competition and extremism in the context of extensive migration. The research is to shed light upon the attitudes of migrant and host communities towards ethnic discrimination, anti-extremist policies and the role of diasporic structures in public life. The authors argue that public opinion of both communities contains elements reflecting inter-ethnic harmony and probable tensions.

Ключевые слова:

межэтнические отношения, межэтническое согласие, миграция, общественное мнение, принимающее сообщество, мигрантское сообщество, ХМАО - Югра.

Keywords:

interethnic relations, interethnic harmony, migration, public opinion, host community, migrant community, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

Межэтнические отношения и возникающие в их контексте противоречия - одна из проблем, актуализированных динамикой глобальных политических процессов конца XX и начала XXI в. Россия в силу особенностей своей истории вступила в период обострения соответствующего комплекса проблем значительно раньше других индустриально развитых стран. Кризис СССР, а затем и крах его государственности сопровождался (и интенсифицировался) процессами нацие-строительства, ставшими частью стратегии республиканских элит по дезинтеграции центральной власти. Состоявшийся в итоге коллапс союзного государства усилил аналогичные процессы на территории бывшей РСФСР, а также породил целую серию миграционных волн.

Межэтническая конфликтность неодинаково развивалась в различных регионах России. В первую очередь она затронула наиболее привлекательные в миграционном отношении, богатые территории, в числе которых находится и ХМАО - Югра с ее высокими доходами населения и большими возможностями трудоустройства. Конфликты, которые воспринимаются в общественном мнении как межэтнические, являются постоянным элементом информационной повестки региональных информационных ресурсов, обсуждаются в социальных сетях, являются

предметом активной и целенаправленной профилактики со стороны местного самоуправления и региональной власти, привлекают к себе внимание профильных федеральных структур, курирующих соответствующий круг проблем.

Основные направления изучения межэтнических отношений представлены в отечественной науке именами таких исследователей, как М.Г. Абдулатипов, Е.И. Степанов, В.А. Тишков, Л.Н. Тимофеева, Ф.Б. Тотаев, А.Н. Чумиков, внесших вклад в изучение этнического самосознания и роли этнического фактора в условиях трансформации общества. При этом акцент делается на усилении миграционных процессов и формировании полиэтнической структуры общества, создающих потенциальные зоны конфликтов, в том числе на межэтнической основе. Эта проблема становится объектом исследования таких ученых, как А.В. Арутюнян, А.Б. Георгиевский, Н.М. Губогло, А.В. Дмитриев, З.А. Зайончковская, А.Г. Здравомыслова, Е.Н. Кирпичникова, М.Н. Лебедева, Ч.У. Тарасов.

Гармонизация межэтнических отношений и противодействие экстремизму в регионах на основе формирования межнационального согласия являются, по мнению исследователей, исключительно важной задачей и выступают условием сохранения социально-экономической стабильности в стране как на общенациональном, так и на региональном уровне.

Межнациональное согласие понимается как благоприятные межэтнические отношения, готовность взаимодействовать с людьми иных национальностей в деловой и неформальных сферах общения, регулировать противоречия в диалоговой форме. Это также межличностное и межгрупповое доверие, согласованные ценностные ориентации, общее «видение мира», способность людей жить в сложном, дифференцированном мире, слышать друг друга и взаимодействовать на основе принципов доверия, равноправия и справедливости [2].

Оценить степень готовности к подобному взаимодействию и уровень доверия в условиях полиэтнического социума невозможно без адекватного представления о реальном состоянии общественных отношений. Важнейшим источником знаний в этой области является исследование общественного мнения. Коллектив кафедры политико-правовых дисциплин Сургутского государственного университета, к числу которого принадлежат авторы настоящей статьи, на протяжении целого ряда лет изучает межэтнические отношения в регионе. Представленная статья обобщает результаты очередного цикла этих исследований, цель которых заключалась в выявлении типичных этноконтактных установок в условиях полиэтнического региона, способствующих поддержанию межэтнического согласия. Представленные выводы основываются на данных, полученных в ходе серии из двадцати групповых фокусированных интервью, проведенных осенью - весной 2017-2018 гг. в пяти муниципалитетах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (города Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск, Югорск). Отбор участников фокус-групп проводился с учетом возраста, пола, этнической принадлежности и времени проживания на территории округа. Сценарий фокусированных интервью был направлен на выявление мнений представителей различных этнических групп как в принимающем, так и в мигрантском сообществах о проявлениях дискриминации по признакам этнической принадлежности, о конкуренции на рынке труда, соперничестве за доступ к ресурсам социальной инфраструктуры, потенциале распространения экстремистских идеологий на фоне нарастающих миграционных процессов и возможных методах противодействия экстремизму, а также роли диаспоральных сообществ в общественной жизни.

Восприятие межнациональных отношений происходит на различных уровнях. Проблемы, являющиеся предметом широкой общественной дискуссии, неизбежно становятся объектом внимания средств массовой информации, которые и формируют рамки их обсуждения. Тем не менее формируемая средствами массовой информации повестка дня может заметно отличаться от той, которая возникает в сознании человека на основе его личного опыта.

Выявлению взглядов людей на межнациональные отношения на уровне их опыта и представлений, близких к личному опыту, был посвящен один из блоков интервью. Участникам предлагалось высказаться по следующему вопросу: «Приходилось ли Вам за последний год в муниципальном образовании, где Вы живете, сталкиваться с недоверием или неприязнью к себе, с нарушением прав или ограничением возможностей из-за Вашей национальности? Если да, то постоянно, часто, редко или однажды?» Участники интервью могли отметить аналогичные случаи, связанные с кем-либо из лично знакомых им людей.

В ходе обсуждения этого вопроса многие собеседники активно высказывали содержание своих претензий к «нерусским» (это слово для обозначения адресатов претензий использовалось как собеседниками славянского происхождения, так и участниками из числа татар, башкир и армян). Собеседники единодушно отмечали агрессивное и вызывающее поведение кавказской молодежи, склонность выходцев с Кавказа и из Средней Азии объединяться ради отстаивания своих личных и групповых интересов, нежелание приспосабливаться к соблюдению принятых местными жителями принципов повседневного этикета. (Назывались такие явления, как громкое прослушивание музыки, привычка разговаривать на родном языке в присутствии людей, которые

его заведомо не понимают, фривольное обращение к женщинам из числа принимающего сообщества.) Собеседники, относящиеся к этой группе, отмечали также случаи возникновения конфликтов внутри трудовых коллективов, в которых представители народов Средней Азии и Кавказа составляют большинство или формируют сплоченную группу. Одна из собеседниц, обозначившая себя как «обрусевшую ингушку» (Нефтеюганск, старшая возрастная группа) указала на то, что ей, несмотря на знакомство с культурой народов Кавказа, было бы трудно «вписаться» в коллектив, состоящий из своих земляков.

Претензии не бытового, а социально-правового характера звучали значительно реже. В ряде групп высказывалось мнение о несправедливом обеспечении «мигрантов и беженцев» всевозможными «льготами», «выплатами» и «надбавками». По всей видимости, убеждение в том, что приезжие имеют возможность получать меры социальной поддержки, недоступные старожилам, распространено достаточно широко: остальные участники интервью воспринимали соответствующие высказывания с сочувствием. Приведем пример типичного высказывания по этой проблеме: «У меня была ситуация с очередью в детский сад. Нерусские пришли, их взяли в садик без очереди. Моего русского ребенка не взяли. Мне стали объяснять, что у них какие-то льготы» (мужчина, русский, старшая группа, Ханты-Мансийск). Заметим, что в массе своей участники интервью прожили на территории Югры более 10 лет либо родились здесь же, соответственно, большая их часть не имела возможности столкнуться с реальностью, в которой получение некоторых мер социальной поддержки оказывается невозможным именно для приезжих, поскольку обусловливается цензом оседлости.

В противоположность этой ситуации представители народов Кавказа и Средней Азии реже говорили о проблемах бытового порядка и чаще и определеннее высказывались по поводу ущемления своих социальных прав: при приеме на работу, при заключении договора аренды жилья по причинам неприязни на национальной почве. Одна из участниц интервью (славянского происхождения, из старшей возрастной группы) сообщила о политике фитнес-клуба, в котором она работает (Сургут), которая состоит в том, чтобы не продавать абонементы «нерусским» под предлогом отсутствия мест. Информация была продублирована другим участником (ногаец, молодежная возрастная группа). С этнической принадлежностью молодые участники интервью связывали также повышенное внимание к себе со стороны полиции.

Собеседники из числа славян, татар и башкир не сталкивались с трудностями такого рода, но определенные социально-экономические противоречия все же фиксировались. Звучало мнение о том, что опыт работы в коллективах, где преобладают выходцы из Средней Азии и Кавказа, был для них некомфортным: большинство сотрудников сплачивались на почве этнической солидарности и отторгали тех, кто не принадлежит к их народу, не понимает языка, имеет иные бытовые привычки и т. п. Примеры такого рода описывали ситуацию в коллективах обслуживающего персонала больниц и поликлиник, в сфере ЖКХ. В нескольких интервью участники затрагивали тему кумовства, которое, по их мнению, особенно сильно распространено среди выходцев из Средней Азии и Кавказа («Устроился сам - устроил и весь свой аул»). Большинство участников интервью такие реплики встречали скептически и указывали на то, что люди часто стараются покровительствовать своим родственникам в служебных отношениях вне зависимости от своей этнической принадлежности. В целом проблема конкуренции на рынке труда между мигрантами и представителями принимающего сообщества и вообще проблемы, связанные с интеграцией мигрантов в трудовые отношения, выглядят как менее серьезные и трудноразрешимые в сравнении, скажем, с аналогичными проблемами в западноевропейских странах [3].

Практика дискриминации по национальному признаку получала у большинства собеседников из числа русских негативную оценку и воспринималась как общеизвестный факт: «нерусским» труднее устроиться на престижные места в нефтегазовой сфере и в органах правопорядка. (Именно эти сферы деятельности называли и собеседники из числа народов Кавказа и Средней Азии.)

Проблема миграции относится к числу наиболее обсуждаемых в средствах массовой информации и используемых политиками в формулировании лозунгов на злобу дня. В ходе дискуссий по соответствующему кругу вопросов в последние годы сформировался ряд штампов. Так, с миграцией связываются рост преступности (для обозначения этого явления, как известно, придуман даже специальный термин: «этническая преступность»), сокращение количества рабочих мест, доступных местным жителям, снижение заработной платы, дефицит социальных благ, «вытеснение» местных жителей за счет повышенной рождаемости в среде мигрантов. Один из блоков интервью был посвящен выяснению того, какое место перечисленные штампы занимают в общественном сознании жителей Югры, насколько самостоятельно и критически они воспринимаются.

Практически во всех группах массовая миграция оценивалась как фактор, обостряющий межнациональные отношения. В ходе миграции, по наблюдениям большинства собеседников, в

регион прибывает большое число неблагополучных людей, которые становятся участниками всевозможных конфликтных ситуаций. Такие люди не соблюдают принятый на новом месте проживания этикет (особенно часто в связи с этим говорится о поведении молодежи). В результате такого поведения возникает негативное восприятие «не отдельных представителей нации, а всех» - такое мнение высказывалось практически повсеместно.

Обозначенная проблема оценивалась как реально существующая не только представителями «коренного населения», но и собеседниками из числа этносов, с которыми обычно ассоциируются миграционные процессы. По их мнению, некоторые выходцы из республик Северного Кавказа, прибывшие на территорию округа, ведут себя так, как никогда не позволили бы себе на своей малой родине. Такое мнение независимо друг от друга (в разных группах) высказали, например, все участники из числа народов Дагестана. Все они отметили также, что на личном опыте сталкивались с проецированием на них негативного отношения к таким «понаехавшим».

Причины неспособности некоторых приезжих интегрироваться в принимающее сообщество участники интервью чаще всего связывали с распространением среди них безработицы и необходимости довольствоваться случайными заработками. Человек, имеющий постоянное место работы в хорошем коллективе, не будет «шататься по улицам» и совершать асоциальные поступки. В свою очередь, получение хорошего рабочего места может быть затруднено для приезжего, не владеющего на должном уровне русским языком и не обладающего высокой квалификацией.

Единого мнения по поводу наличия или отсутствия связи миграции и проблемы с рабочими местами участники интервью не сформулировали. На уровне абстрактных рассуждений заметная часть собеседников признавала, что: 1) некоторые сферы деятельности (ЖКХ, строительство, работа в такси) монополизированы выходцами из Средней Азии и Кавказа; 2) рабочие места в этих отраслях непривлекательны для местных жителей. Тем не менее подавляющее большинство собеседников не сталкивались с подобными проблемами лично, поскольку им не приходилось претендовать на рабочее место в этих отраслях. Личную озабоченность сокращением зарплат и числа рабочих мест из-за наплыва дешевой рабочей силы высказали лишь два собеседника, в старшей и молодежной группе в Сургуте, по национальности оба ногайцы.

К числу сфер, где широко представлены мигранты, участники интервью отнесли также торговлю. Занятие приезжих этим бизнесом оценивалось положительно, отмечались хороший уровень обслуживания и качество продуктов, особенно овощей и фруктов.

Лишь в единичных случаях участники интервью соглашались с мнением, что прибытие большого числа мигрантов провоцирует дефицит мест в школах, детских садах, медицинских учреждениях. Высказывания в этом духе не встречали отклика у остальных собеседников.

В целом спокойное отношение выражалось и по поводу межнациональных браков.

Большинство участников утверждали, что крупномасштабные столкновения на почве межнациональных противоречий маловероятны в их городе. Столкновения насильственного характера, конечно, происходят - это признавали большинство собеседников - но они всегда имеют локальный характер и ограниченный круг участников. Как правило, отмечали участники интервью, такие конфликты происходят между молодежными компаниями в увеселительных заведениях и достаточно быстро улаживаются. Сами респонденты из числа молодежи упоминали собственный негативный опыт такого рода. Тем не менее они чаще оценивали такие происшествия не как серьезную проблему, а как досадные случаи. Вообще, говоря о межнациональных отношениях, молодые участники интервью чаще апеллировали к ценностям дружбы народов и муль-тикультурного общества, чем старшие собеседники. Возможно, такое положение вещей отчасти является заслугой школы, активно вовлеченной в работу по профилактике межэтнической розни.

Все без исключения участники интервью положительно оценивали влияние культурных мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений: фестивали национальных традиций действительно обогащают местную культурную жизнь и способствуют распространению уважительного отношения к различным народам.

Как правило, положительно оценивалась роль национально-культурных организаций (диаспор): участники интервью довольно единодушно утверждали, что авторитетные в среде своих земляков люди способны в случае конфликтных ситуаций образумить тех, кто стал участником какого-либо конфликта, и предотвратить его развитие. Высказывались, впрочем, и иные суждения: в ситуации таких конфликтов старейшины общин занимаются не столько преодолением конфликта, сколько поддержкой «своих». Рассуждения на эту тему обыкновенно имели довольно абстрактный характер: об участии в событиях, требующих вмешательства лидеров диаспор, никто из собеседников не рассказывал.

Усилия, которые прилагают власти для борьбы с экстремизмом, оцениваются в целом положительно. Тем не менее в ряде интервью собеседники отмечали излишне строгие, по их мнению, наказания за записи в соцсетях, которые полиция расценивает как «экстремистские». Ра-

ботники правоохранительных органов, принимавшие участие в одном из интервью, также оценили эту практику довольно скептически: она действительно способствовала сокращению тиражирования экстремистских лозунгов, но вряд ли привела к сокращению соответствующих настроений, правда, они стали менее заметны.

Блок вопросов, подводивших итоги интервью, состоял в том, какие меры, по мнению участников, следует дополнительно принять для улучшения ситуации с межнациональными и межконфессиональными отношениями. Участникам предлагалось высказаться и о том, что способно объединить людей различных национальностей и вероисповеданий. На эти вопросы собеседники затруднились дать какие-либо определенные ответы. Тем не менее, обсуждая их, они обращались к одному и тому же кругу тем: честный труд, верность дружбе, уважение к семейным устоям и людям старшего поколения.

Распространение этих ценностей в жизни, а не только признание на словах способно стать всеобщим объединяющим началом и в конечном итоге основой для формирования системообразующих факторов межэтнического согласия: солидарности, взаимного доверия, уважительного отношения к общепринятым нормам и ценностям. Очевидно также и то, что в условиях значительной культурной дистанции между принимающим и мигрантским сообществами его сохранение и поддержание становится затрудненным. Анализируемые выше типичные установки в сфере межэтнических отношений, сложившиеся в общественном мнении населения Югры, позволяют утверждать, что существующие этнокультурные различия не являются непреодолимым барьером в отношениях между двумя рассматриваемыми социальными группами и сложившееся взаимное восприятие способствует поддержанию межэтнического согласия в регионе. Вместе с тем исследование позволило выявить потенциальные сферы проявления межэтнических противоречий и факторы, способствующие снижению этого согласия.

Так, говоря о межнациональных конфликтах, участники интервью имели в виду в первую очередь бытовые конфликты между людьми различных национальностей. Стороны этих столкновений обозначались как «русские» и «нерусские». К числу «русских» (как возможной стороны таких конфликтов) себя относили не только участники интервью славянского происхождения, но и собеседники из числа татар, башкир, армян. По сути дела, под «русскими» в этом контексте подразумевались все люди, достаточно долго проживающие в регионе и придерживающиеся принятых здесь стандартов повседневного поведения и культуры.

Напряженность, возникающая по поводу этих стандартов бытового поведения, совершенно определенно маркируется в общественном сознании как связанная с «национальным вопросом». Вопреки сложившейся практике органам власти и самоуправления не стоит предаваться самоуспокоению и убеждать себя и других в том, что эти конфликты имеют «чисто бытовую» природу, а значит, якобы не являются межнациональными. Вопреки тому, что на протяжении многих лет СМИ и официальные структуры (в первую очередь полиция) пытаются противопоставлять инциденты на «бытовой» и «национальной» почве, подобные конфликты рассматриваются и в дальнейшем будут рассматриваться как межэтнические. К числу конфликтогенных факторов общественное мнение относит в первую очередь раздражение, связанное с вызывающей манерой поведения отдельных представителей народов Кавказа и Средней Азии, в особенности молодежи. Подобные проявления поведения отдельных личностей, к сожалению, создают и будут создавать негативное впечатление об этносах в целом.

Позитивным явлением следует считать тот факт, что подобные конфликты не получили в массовом сознании идеологического подкрепления.

Важным фактором, препятствующим социализации и восприятию местных культурных норм, является языковой барьер. Недостаточное знание языка рассматривается как препятствие для интеграции в местное сообщество еще на дошкольном и школьном этапе развития личности. Этот же фактор способствует отчуждению местного сообщества от взаимодействия с приезжими, препятствует расширению личных дружеских связей. Так, например, родители из числа проживших в Югре долгое время избегают устраивать своих детей в школы и дошкольные учреждения, где преобладают дети мигрантов. Сохранение такой ситуации способно привести к возникновению изолированных от местного сообщества групп, сплоченных по принципу этнической принадлежности. В свою очередь, взаимное отчуждение, несомненно, будет дополнительным конфлик-тогенным фактором. На сегодняшний день такое взаимное отчуждение еще не стало широко распространенным. Все участники интервью вне зависимости от своей этнической принадлежности подчеркивали, что среди их друзей, коллег и партнеров присутствует значительная доля представителей самых разных народов. Практически единодушным было одобрительное отношение к смешанным бракам. Большинство участников интервью воспринимало многонациональный состав населения округа положительно и утверждало, что в культурах всех народов присутствуют моменты, которые вызывают у них симпатию. В противоречии с этими установками находятся

другие, уже упомянутые выше: негативный опыт взаимодействия с представителями иных народов многие склонны проецировать на отношение к этим народам в целом.

По отношению к массовой трудовой миграции на территорию Югры большинство участников интервью демонстрировало нейтральный настрой. Такие проблемы, как сокращение рабочих мест и снижение заработной платы из-за наплыва дешевой рабочей силы, рассматривались большинством участников интервью как явление, которое существует, но не касается их лично. Это положение вещей связано с сохранением благоприятной социально-экономической ситуации, в рамках которой, по ощущению представителей принимающего сообщества, сколько-нибудь заметной конкуренции за рабочие места нет.

Сильнее распространена озабоченность социально-экономическими аспектами межнациональных отношений в среде участников, принадлежащих к народам Кавказа. Многие из них полагают, что из-за своей этнической принадлежности они сами или их близкие часто не могут получить достойное место работы. Именно они чаще расценивают угрозу собственному благосостоянию со стороны притока дешевой рабочей силы как вполне реальную. Таким образом, проблемы, обусловленные миграцией, воспринимаются достаточно остро не только в принимающем, но и в мигрант-ском сообществе, что, на наш взгляд, создает определенный потенциал позитивного восприятия общественным мнением дополнительных мер регулирования (ограничения) миграции.

Старшие участники интервью чаще, чем молодые, высказывали отрицательные и критические суждения, давая оценки состоянию межэтнических отношений. Преобладающим настроением в молодежных группах была оптимистическая оценка межэтнических отношений. Это явление можно рассматривать как результат многолетней целенаправленной работы школы по воспитанию юношества в духе ценностей дружбы народов. Оборотная сторона этого позитивного явления состоит в том, что и довольно заметная часть собеседников, принадлежащих к старшим группам, также в свое время была объектом подобной воспитательной работы, что не помешало им продемонстрировать заметно менее благодушный настрой. По всей видимости, позитивный эффект от воспитательной работы в школе и университете ограничивается их стенами и не играет определяющей роли на дальнейших этапах социализации.

Одна из актуальных задач дальнейшей работы по формированию межэтнического согласия связана с преодолением языкового барьера, особенно в дошкольной и школьной среде. Соответствующая работа, как известно, ведется в рамках специальных программ по языковой адаптации детей мигрантов во многих школах. Тем не менее проблема языкового барьера сохраняется и воспринимается в общественном мнении как серьезная. Со временем нынешние демографические тенденции приведут к увеличению доли выходцев из Средней Азии и Кавказа в составе взрослого населения. Крайне нежелателен сценарий, при котором это будет происходить на фоне сохранения языкового барьера. Одним из препятствий к преодолению этой проблемы является тенденция к формированию групп с преобладанием детей мигрантов в школьных и дошкольных учреждениях. Следует поощрять формирование групп со смешанным этническим составом и по возможности преобладанием представителей принимающего сообщества, что могло бы способствовать более быстрому темпу социализации и культурной адаптации детей мигрантов. Одним из главных направлений работы всех уровней системы образования должна стать популяризация русской культуры и традиций. Материал русской культуры в современных реалиях призван стать фактором объединения различных этносов, основой для единых представлений о социальных и бытовых нормах. Более активное участие в этой работе национально-культурных обществ, объединяющих представителей неславянских народов, приведет к еще большим положительным результатам.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-411-860001.

2. Дробижева Л.М. Потенциал межэтнического согласия: осмысление понятия и социальная практика в Москве // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 80-90.

3. См., например: Koenig M., Maliepaard M., Güveli A. Religión and New Immigrants' Labor Market Entry in Western Europe // Ethnicities. 2016. Vol. 16, iss. 2. P. 213-235. https://doi.org/10.1177/1468796815616159 ; Starting Out: New Migrants' Socio-cultural Integration Trajectories in Four European Destinations / C. Diehl, M. Lubbers, P. Mühlau, L. Platt // Ibid. P. 157179. https://doi.org/10.1177/1468796815616158.

References:

Diehl, C, Lubbers, M, Mühlau, P & Platt, L 2016, 'Starting Out: New Migrants' Socio-cultural Integration Trajectories in Four European Destinations', Ethnicities, vol. 16, iss. 2, pp. 157-179. https://doi.org/10.1177/1468796815616158.

Drobizheva, LM 2015, 'The potential of interethnic consent. Comprehension of the concept and social practice in Moscow', Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 11, pp. 80-90, (in Russian).

Koenig, M, Maliepaard, M & Güveli, A 2016, 'Religion and New Immigrants' Labor Market Entry in Western Europe', Ethnicities, vol. 16, iss. 2, pp. 213-235. https://doi.org/10.1177/1468796815616159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.