Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67)
DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-18-21
Межэтническое и этноконфессиональное развитие дагестанского общества в современных условиях:
особенности и специфика развития
© 2018 Нахибашев З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: nauka_dgpu@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ современной ситуации межэтнического и этноконфессио-нального развития дагестанского общества. Методы. В качестве основных методов автор использует принципы и подходы социальной диалектики. Статья написана на основе разнообразных литературных, документальных и архивных источников. Результаты. В ходе исследования автор приходит к мнению о том, что геополитическое и географическое положение Дагестана, особенности межэтнической и этно-конфессиональной принадлежности его жителей и ряда других важных факторов и предпосылок сказываются на политической ситуации и межнациональных отношениях. Распад СССР и последующий кризис общества показали, что одной из уязвимых сфер человеческих взаимоотношений являются отношения между этническими группами. Заключение. Межнациональное уважение является основным условием мирного сосуществования народов Дагестана. В целях процветания народов Дагестана необходимо проводить политику сотрудничества и дружбы между ними, создание общих координирующих политических и экономических структур в современном дагестанском обществе.
Ключевые слова: этнополитика, Республика Дагестан, СССР, сотрудничество, куначество, маслиат.
Формат цитирования: Нахибашев З. М. Межэтническое и этноконфессиональное развитие дагестанского общества в современных условиях: особенности и специфика развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 18-21. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-18-21._
Interethnic and Ethno-Confessional Development of Dagestan Society in Modern Conditions: Features and Development Specificity
© 2018 Zakari M. Nakhibashev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: nauka_dgpu@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the current situation of interethnic and ethno-confessional development of Dagestan society. Methods. As the main methods, the author uses the principles and approaches of social dialectics. The article is written on the basis of various literary, documentary and archival sources. Results. The author in the course of the study comes to the conclusion that the geopolitical and geographical position of Dagestan, the features of the interethnic and ethno-confessional identity of its inhabitants and a number of other important factors and preconditions influence the political situation and interethnic relations. The USSR collapse and the subsequent crisis of society showed that relations between different ethnic groups are one of the most vulnerable spheres of human relations. Oonclusion. Interethnic respect is the main condition for the coexistence of the peoples of Dagestan. With aim of the prosperity of all the peoples of Dagestan, it is necessary to provide a policy of cooperation and friendship between them, the creation of common coordinating political and economic structures in modern society of Dagestan.
Keywords: ethnopolitics, the Republic of Dagestan, the USSR, cooperation, kunakship, maslihat.
For citation: Nakhibashev Z. M. Interethnic and Ethno-Confessional Development of Dagestan Society in Modern Conditions: Features and Development Specificity). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 18-21. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-218-21. (In Russian)
Введение
Из всех республик Северного Кавказа Дагестан занимал и поныне занимает стратегически важное место. Дагестан находится на перекрестке цивилизаций, религий, культур, - через него проходит граница Востока и Запада, Севера и Юга, христианства и мусульманства... В силу значимости запасов природных ресурсов, географического расположения и специфики внутреннего развития в составе России, Дагестан выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов доминирующих мировых держав и оказывается в центре перегруппировки геополитических объединений. Об этом довольно часто писал известный дагестанский исследователь, экс-министр по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан Загир Арухов, «в историческом плане территория республики находилась в центре геополитических коллизий, вызываемых интересами сопредельных регионов и государств. В этом смысле Дагестан представляется своего рода кавказским хартлендом, центром, срединной землей кавказского региона» [3, с. 17].
Поликультурное пространство Дагестана как уникальное геоисторическое явление в мире представляет собой феномен толерантного взаимодействия более 30 коренных этносов. Это практически единственное геоисторическое образование в современном мире, где проживающие народы сосуществуют в отношениях равенства. Более того, исследователи истории Дагестана не знают ни одного случая не только межнациональной войны, но даже межнациональных конфликтов на территории Дагестана. Местные историографы от Мухаммеда-Рафи (XIV в.) до Гасана Алкадари (XIX в.) не только не отмечают межнациональные конфликты, но вовсе игнорируют национальный фактор в истории беспрерывных войн за независимость, что вели горцы, или в других исторически значимых акциях во внешней или внутриполитической жизни. При исключительном малоземелье и множественности этнических образований, вооруженности, известной воинственности горцев межэтнические конфликты, казалось, были бы не только неизбежными, но могли стать печальной повседневностью. В действительности мы имеем ситуацию межнациональной толерантности.
Ни один народ в Дагестане не вел войны против другого народа. Об этом говорили и писали не только философы и культурологи, но и многие известные писатели и поэты России.
Исторические, геополитические, демографические обстоятельства сыграли значимую роль в формировании уникальных дагестанских обычаев и традиций, которые стали их духовным выражением, с чем нам сегодня и приходится иметь дело.
Как известно, традиции и обычаи дагестанских народов возникли еще в глубокой древности. Жизнь людей в родовых общинах, их совместный труд и борьба с грозными силами природы регулировались сложившимися в коллективной деятельности нормами и правилами поведения, которые передавались из поколения в поколение и постепенно складывались в неписанные законы, которые назывались обычаями и традициями.
С незапамятных времен у дагестанских народов выработались своеобразные правила хорошего тона, общественного поведения. Приветствовать старшего, уступить ему место, посетить больного, говорить вежливо, выразить человеку сочувствие в горе, пожелать ему доброго здоровья - все эти нормы поведения воспитывались в детях с раннего возраста. За неукоснительным соблюдением этих и других правил горского этикета следила не только семья, но и общественность.
Традиции гостеприимства и куначества занимали особое место. Гостеприимство распространялось не только на знакомых и друзей, жителей своего общества, но и на всякого путника, нуждавшегося в ночлеге, приюте и отдыхе. Любой гость у горцев пользовался особым уважением и вниманием и считался гостем не только отдельно взятого человека, но и всей его семьи. Гостеприимство и куначество являлось одним из важнейших каналов общения с представителями других народов, обществ и сел. Социально-экономические условия, общественный быт, межобщинные и межэтнические торгово-экономические связи способствовали возникновению и развитию дружеских отношений горцев на личностном уровне, на уровне семьи и ту-хума.
Обычай гостеприимства и куначества способствовал развитию многогранных взаимоотношений горских народов, как между собой, так и между другими народами Кавказа,
России и мира, сыгравших важную роль во взаимовлиянии и взаимообогащении культурных достижений народов.
Результаты и их обсуждение
Вопрос о межнациональном единстве, согласии и стабильности общества стал одним из коренных в наше время и приобретает особую актуальность в связи с модернизацией общества на основе новой социально- экономической доктрины.
Со второй половины 80-х годов прошлого века в республике серьезное внимание уделялось анализу, например, таких понятий, как «дагестанское единство», «межнациональный мир и согласие», «дагестанское согласие». Значительный вклад в это дело внесен такими известными учеными, как А. К. Алиев, А. Г. Агаев, Р. Г. Абдулатипов, Р. М. Магомедов и др.
Их труды дали толчок к дальнейшему изучению и осмыслению этих категорий.
Как справедливо подчеркивает Р. Г. Абду-латипов, «основой национального самосознания дагестанцев является историческое понимание своей общности, а также нахождение в составе России в едином Отечестве, право самостоятельного разграничения государственной власти и управления на территории республики в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Дагестан» [1].
Исторический опыт Республики Дагестан в области регулирования межэтнических отношений, сохранения межэтнического согласия и мира, на наш взгляд, имеет не только локальное, сугубо дагестанское значение, но может и должен быть использован в других национально-напряженных регионах страны.
За последнее время Дагестан стал объектом пристального внимания как со стороны президента и правительства РФ, так и многих бизнесменов внутри страны и за рубежом. Программы, разрабатываемые специалистами, сулят для республики большое будущее, особенно в строительстве и создании ку-рортно-санаторного комплекса на прикаспийском побережье, в сооружении гидроэнергетических объектов по линии Сулака, Койсу, Самура, в реставрации древнейшего города Дербента с 2000-ти летней историей, с великолепными памятниками культуры: Нарын-Кала, и др.
Все это позволяет многонациональному народу Дагестана продемонстрировать перед
всеми народами мира пример национального единства и согласия.
«Одной из главных черт гражданина России, - пишет Е. М. Примаков, - должен быть патриотизм. Это любовь и к своей Родине, и к своему народу» [5].
Дагестан сегодня находится в центре геополитических интересов России и всего региона в целом, так как после распада Советского Союза он оказался приграничной республикой РФ, соседствующей с регионами, где наблюдаются межнациональные, межконфессиональные и гражданские конфликты.
Настоящие патриоты - представители всех национальностей нашей страны хотят видеть Россию не обществом разделенных и враждующих, униженных и оскорбленных народов и граждан, а общностью талантливых и созидательных, гордых своим потенциалом многообразия самобытностей и единством граждан и народов, объединенных в многонациональный народ Российской Федерации, в российскую нацию - нацию перспективную и, бесспорно, мировой значимости, великую своими национально-культурными ресурсами, историческими символами и смыслами, опытом созидания и добра, талантами и духовным величием.
Заключение
Итак, проведенный анализ показывает, что национальная политика в Дагестане в советский и постсоветский период имеет как общие основы, так и эпохальные особенности, обусловленные формационными и геополитическими переменами. Однако при всей сложности динамики межнациональных отношений дагестанцы сохранили как базовую и вневременную ценность чувство общедагестанского единства и российской идентичности. С XIX века важная роль в сплочении дагестанских народов, в их интеграции в общероссийское политическое и социально-культурное пространство принадлежит русскому народу.
С утверждением советской власти и провозглашением автономии Дагестан достиг огромных успехов почти во всех сферах жизни, превратился в современную республику. Эпохальные изменения произошли в национально-культурной сфере.
Были созданы дагестанские национальные школы, где обучение в начальных классах велось на родных языках, а в старших классах - на русском языке с преподаванием родного языка и литературы; учебные заведе-
ния, которые готовили специалистов в области национальных языков и литератур; национальные СМИ и т. д.
В 1920-1930-х годах с началом культурной революции, массового строительства городов и огромных промышленных предприятий, открытием новых школ, техникумов и вузов в Дагестан из русских областей направлялось большое количество кадров интеллигенции и рабочих. Важное объединительное значение имело распространение русского языка. Пишущая на дагестанских языках национальная творческая интеллигенция приобрела широкую известность, благодаря
1. Абдулатипов Р. Г. Концепция государственной национальной политики Республики Дагестан. Проект // Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М., 1998.
2. Арухов З. С. Геополитический потенциал Дагестана и ключевые направления его реализации // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, пер-
1. Abdulatipov R. G. Koncepciya gosudarstvennoj nacionarnoj politiki Respubliki Dagestan [The Concept of the state national policy of the Republic of Dagestan]. Project. In: Dagestan at the turn of the century: priorities for sustainable and safe development. Moscow, 1998. (In Russian)
2. Arukhov Z. S. Geopoliticheskij potencial Dage-stana i klyuchevy'e napravleniya ego realizacii [The Geopolitical potential of Dagestan and the key directions of its implementation]. In: Ethno-Political research in the North Caucasus: state, problems, prospects. Makhachkala, 2005. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Нахибашев Закари Муртузович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДШУ), Махачкала, Россия; e-mail: nauka_dgpu@mail.ru
переводам своих произведений на русский язык. Вместе с тем в национальной политике советского периода было немало перекосов и конфликтов, обусловленных репрессиями, продиктованным политическими мотивами, массовым принудительными переселением горцев на равнину, депортациями.
Без всестороннего, вдумчивого анализа национальной проблематики, без использования позитивного опыта советской эпохи решение вопросов гармонизации межнациональных отношений в Дагестане представляется бесперспективным.
спективы. Махачкала, 2005.
3. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1994.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1. М. : Мысль, 1976.
5. Примаков Е. М. 2006: успехи, но диспропорции. Болевые точки для решения в наступившем году // Международная жизнь. № 1, 2007.
3. Gasanov Z. T. Pedagogika mezh-nacional'nogo obshheniya. [Pedagogics of interethnic communication]. Moscow, 1994. (In Russian)
4. Gegel G. V. F. Filosofiya religii. V 2-х t.: T.1. [Philosophy of religion. In 2 volumes. Vol. 1]. Moscow, Mysl Publ., 1976. (In Russian)
5. Primakov E. M. 2006: progress, but disparities. Pain points for the solution in the coming year. Mezhdunarodnaya zhizn" [International life]. No. 1, 2007. (In Russian)
THE AUTHOR INFORMATION Affiliation
Zakari M. Nakhibashev, Doctor of History, professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: nauka_dgpu@mail.ru
Литература
References
Принята в печать 02.04.2018 г.
Received 02.04.2018.