The interethnic and interconfessional relations in Altai Republic
Tadysheva Nataliya Olegovna
the Candidate of History, deputy director of BNU RA " S.Surazakov Scientific Research Institute of Altay studies", Russian Federation, Altai Republic, 646000, Gorno-Altaysk, Sotsialisticheskaya St. 6. Email: tadisheva@mail.ru
Abstract. Altai Republic - is one of the territorial subjects of the Russian Federation which differs in the steady, stable social and political situation. In the republic by the results of the last population enumeration of 2010 representatives of 91 nationalities are registered, including: 55,68% of Russians, 33,38% of Altaians, 6,07% of Kazakhs. The author notes that the Modern positive situation in Gorno-Altaysk is a consequence of mutual communication, cohabitation of representatives of various ethnic groups and religions. The unity and variety of ethnocultural ties characterizes the cultural interference between the people and in this regard the question of maintaining traditional ethnic cultures and the tolerant relation between ethnic groups in the republic is interesting to study.
Keywords: Altai Republic; Altaians; interethnic relations; poly-ethnic society; interconfessional relations.
Алтай Республикасындагы этникааралык жэне конфессиялык катынастар
Тадышева Наталья Олеговна
тарих гылымдаарыныц кандидаты, БНУ РА «С.С. Суразаков атындагы алтаистика ГЗИ» директорыныц орынбасары, Ресей Федерациясы, 646000, Алтай Республикасы, Горно-Алтайск rç, Социалистическая кеш, 6. E-mail: tadisheva@mail.ru
Ty^h. Алтай республикасы - Ресей Федерациясы субъекттершщ Ынде ^огамдыщ-саяси жагдайыныц тура^тылыгымен ерекшеленедк Республикадагы соцгы халыщ санагы бойынша 2010 жылы 91 улт ектдер^ оныц Ынде: 55,68% - орыс, 33,38% - алтайлы^тар, 6,07% - ^аза^тар ^ркелген. Автор атап еткендей, ^азфп замангы Горно-Алтайск ^аласындагы жагымды ахуал тYрлi этнос пен дiн ектдершщ езара араласуы мен бiрлесiп туруыныц салдары болып табылады. Этномэдени байланыстардыц алуан тYрлiлiгi мен бiрлiгi халы^тар арасындагы мэдени езара ы^палдасты^ты сипаттайды жэне осы тургыда дэстYрлi этникалыщ мэдениет жэне толерантты ^арым-^атынастардыц са^талуына байланысты сура^ ^ызы^тырады.
ТYЙiн сездер: Алтай Республикасы; алтайлы^тар; этникааралыщ ^атынастар; полиэтникалыщ ^огам; конфессияаралыщ ^атынастар.
Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Алтай
Тадышева Наталья Олеговна
Кандидат исторических наук, заместитель директора БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», Российская Федерация, Республика Алтай, 646000, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая 6. E-mail: tadisheva@mail.ru
Аннотация. Республика Алтай - один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике по результатам последней переписи населения 2010 г. зарегистрированы представители 91 национальности, в том числе: 55,68% русских, 33,38% - алтайцев, 6,07% - казахов. Автор отмечает, что Современная позитивная обстановка в г. Горно-Алтайске является следствием взаимообщения, совместного проживания представителей различных этносов и религий. Сплоченность и многообразие этнокультурных связей характеризует культурное взаимовлияние между народами и в этой связи интересен вопрос сохранения традиционных этнических культур и толерантного отношения между этносами в республике.
Ключевые слова: Республика Алтай; алтайцы; межэтнические отношения; политэническое общество; межконфессиональные отношения.
ееж/ удк 321.1
Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Алтай1
Тадышева Н.О.
Природное и культурное наследие Республики Алтай является важнейшим составляющим богатства региона. Многотысячелетняя история Горного Алтая тесно связана с масштабными событиями, происходившими на огромных пространствах Северной, Центральной, Средней Азии и Восточной Европы. В древних курганах Алтая сохранились ремесленные изделия из Китая, раковины с берегов Индийского океана, переднеазиатские ковры и ткани горной страны.
Люди поселились в межгорных долинах Алтая в древнекаменном веке, около полутора миллионов лет назад. Именно таков предполагаемый возраст всемирно известной Улалинской стоянки, обнаруженной в черте города Горно-Алтайска.
На Алтае обнаружены фантастические рисунки солнцеголовых и звериноголовых существ. Не менее таинственны сооружения в виде курганов с расходящимися лучами и оленные камни с их загадочной символикой. Всему миру известны грандиозные каменные курганы Пазырыка, Туэкты, Шибе, Башадара, Укока, где сохранилась вечная мерзлота. Территория Алтая была ареной возникновения, расцвета и упадка целого ряда народов. Здесь оставили след племена, близкие скифам, сакам, прошли легендарные гунны, создали свою государственность тюрки, жили угро-самодийские народы.
Республика Алтай является богатейшим регионом Российской Федерации по количеству наскальных изображений. Так, в петроглифическом комплексе «Елангаш» в Кош-Агачском районе известно более 30 тысяч наскальных рисунков, в комплексе «Калбак Таш» их около 6 тысяч. Кроме того, в настоящее время на территории Республики Алтай установлено около 100 местонахождений рунических надписей.
Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и пр. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение. Особую роль имеет культ родовых гор. Многие горные вершины, перевалы, целебные источники (аржаны) считаются священными.
На сегодняшний день, 108 археологических памятников Республики Алтай по Указу Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, 150 памятников включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия регионального значения (памятники монументального искусства и архитектуры). В Перечень всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации «Алтай - Золотые горы» включены Алтайский и Катунский государственные биосферные природные заповедники, природный парк «Зона покоя Укок», природный парк Белуха и Телецкое озеро2.
Сегодня ведется работа по проведению научных исследований по проблемам материальной и духовной формам культуры народов Республики
1 Публикация подготовлена в рамках выполнения проекта «Тюрко-славянский этнокультурный диалог»
2 Агенство по культурно-историческому наследию Республики Алтай - 11Р1_ : www.akin04.ru
Алтай. Современные тенденции охраны и использования памятников истории и культуры свидетельствуют о все большем внимании к изучению историко-культурного наследия народов нашей страны. В современное время происходит обращение к ранее сокрытым пластам прошлого, новым направлениям культурной жизни страны. Идет переоценка национального наследия, возвращаются из небытия забытые имена и события, восстанавливаются религиозные памятники и святыни. Появляются издания по истории, краеведению, изучению природы родного края.
Особую значимость обрело понятие «наследие». Наследие - это не только выдающиеся памятники истории и культуры, но и народная культура, традиции, ремесла и промыслы, историческая городская среда, этнокультура, природное окружение и др. Они являются необходимым фоном, условием сохранения памятника и сегодня рассматриваются как непосредственная часть национального достояния, определяющие самобытность культуры страны и конкретного региона.
Отдельно необходимо отметить популяризацию знаний в сфере сохранения историко-культурного наследия среди молодежи. В период молодости происходит формирование личностного самосознания, закладывается система ценностей, возникает способность конструировать собственный социальный опыт. После процесса переосмысления отношений, идеалов, в огромном потоке информации трудно найти свое место, идею молодым поколением, выросшего без советских ценностей, которые до этого формировали гражданина страны. Индивидуальная идентичность формируется в процессе социализации личности, включения человека в систему культурных отношений и осмысление культурных идей, ценностей, эмоциональных норм.
В современном мире в условиях глобализации и модернизации особое значение приобретает самоидентификация как одна из функций политической культуры, через нее реализуется потребность человека в понимании своей групповой принадлежности. В самоидентификации особо значима этническая принадлежность. В то же время этническая идентичность в значительной мере определяется вероисповеданием, рассматриваемым в качестве важнейшей компоненты культуры в целом.
Республика Алтай - один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике по результатам последней переписи населения 2010 г. зарегистрированы представители 91 национальности, в том числе: 55,68% русских, 33,38% - алтайцев, 6,07% - казахов.
Республика Алтай представляет картину трехвекового этнокультурного взаимовлияния алтайского, русского и казахского населения - самые многочисленные этнические единицы региона. Здесь же выявляется своеобразие сложившихся этнических образов алтайцев, русских и казахов республики и их роль в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Этнический образ связан с понятиями «этнос, этническая группа, диаспора» и их правильным пониманием и применением. Сегодня под понятием «алтайцы» подразумеваются южные группы алтай-кижи и теленгитов, а также та часть северных алтайцев, говорящих на родном языке (диалекте). Русское население составляет этническое большинство республики и осознают себя неотъемлемой частью русских как государствообразующего этноса. Они представляют собой локальную этнокультурную общность, сформированную из потомков староверов, осевших здесь три века назад, ссыльных и
переселенцев в разное время прибывших из центральных губерний России, Сибири и степного Алтая. Некоторые из местных русских помнят о том, что среди их предков были алтайцы (кумандинцы, челканцы и др.): дед-алтаец или бабушка-алтайка - иногда это прослеживается в их внешнем облике, по их фамилии, оставшейся от обрусевших крещеных алтайцев (к примеру, Чевалковы, Кардамановы, Кумандины, Оргоковы, Табакаевы и др). Казахское население состоит из двух групп: наиболее многочисленных чуйских (Кош-Агачский р-н) и небольшой группы туратинских (Усть-Канский р-н), расселившихся в Горном Алтае в конце XIX века. Чуйские казахи, проживающие в Чуйской степи по р. Чуи, отличаются, как сами об этом утверждают, от туратинских, казахстанских, монгольских и других групп казахов. Сложившееся этнокультурное своеобразие казахов Горного Алтая, проявляющееся в скотоводческом быту, говоре, изменившемся под влиянием алтайского языка, дает основание назвать «этнической группой «алтайские казахи» (Tadin 2011).
Этнический образ складывается из нескольких составляющих и одним из таковых считается конфессиональный символ. Религиозные мировоззрения и религиозные действия в любой общности людей являются постоянными факторами их жизнедеятельности и занимают, как правило, большую нишу в социокультурной сфере. Поэтому они требуют постоянного внимания со стороны общества и государства и систематического научного изучения с тем, чтобы поддерживать взаимопонимание между людьми разных религиозных конфессий и разных этнических общностей.
Республика Алтай является поликонфессиональным регионом Российской Федерации. По состоянию на 2016 г. в ведомственном реестре Управления Минюста России по Республике Алтай было зарегистрировано более 50 религиозных организаций: приходы Русской православной церкви, протестантские, приход Римской католической церкви, исламские, буддийские. Официальной государственной регистрацией не учитывались общины многочисленных приверженцев традиционных алтайских религий - бурханизма и шаманизма, ибо они юридически не объединены в организацию и имеют форму движений.
Результаты этносоциологических опросов, проводимых Научно-исследовательским институтом алтаистики имени С.С. Суразакова подтвердили общую тенденцию роста религиозности среди населения Республики Алтай: около 70% опрошенных отнесли себя к категории верующих людей. Среди них на первом месте - люди среднего поколения, затем -молодого и старшего поколений. Но, необходимо отметить, что по уровню религиозности, а точнее религиозного самоопределения первенствовало старшее поколение, затем шла молодежь, и замыкало среднее поколение. Вместе с тем, 12% респондентов считали себя неверующими, 18% -затруднялись ответить, не определились в религии. Последняя категория, сомневающиеся люди представлены молодежью (41%), средним (34%) и старшим (25%) поколениями
Но необходимо отметить, что для современных последователей разных религиозных конфессий характерен низкий уровень знания догматов. Обрядовые действия за редким исключением совершаются поверхностно на бытовом уровне или без многих атрибутов, прошли путь упрощения. Таким образом, считая себя верующими, респонденты ограничиваются лишь верой, а ритуальная, обрядовая сторона для них остается на втором плане. Можно отметить, что знание молитв, благопожеланий на низком уровне. Обращаются
с такой молитвой, как правило, в сложной ситуации. Сегодня для многих религия, точнее религиозный обряд является «спасательным кругом» в решающий момент жизни. Среди молодого поколения можно услышать: «хожу в церковь перед сессией», «на всякий случай ставлю свечку», «верую в Бога по-своему».
В последнее время проводится практика толерантного сосуществования различных религий и этносов при сохранении их самобытности. В связи с этим интересным является отношение приверженцев тех или иных религиозных организаций к различным конфессиям, то есть межконфессиональные отношения. Представители православного христианского вероисповедания с некоторым сомнением относятся к возрождению традиционных алтайских религий, критично - к протестантизму.
Для буддистов характерно толерантное отношение к другим религиям, что вполне соответствует принципам буддийской морали.
Последователи протестантского учения более всего нетерпимы, в отличие от последователей других религиозных учений более жестко отзываются об иных конфессиях, проявляя меньшую толерантность к проповедуемым ими духовным ценностям и обрядовой практике.
По поводу вопроса понимания «свой» - «чужой» по конфессиональному признаку встречались различные мнения. Но в основном толерантные высказывания встречаются у пожилых людей, у которых, безусловно, свежа память об атеистическом периоде в истории нашего государства. Старшее поколение более осторожно в этом вопросе: «В СМИ информацию публикуют разную, то одно, то другое» или «Кто правду говорит, неизвестно, но не надо спорить, Бог один». Это можно объяснить жизненным опытом, мудростью.
Молодое поколение в большинстве случаев более инертно, равнодушно. Но важный момент, если в случаях знакомства, выбора круга друзей и места жительства конфессиональный фактор значительной роли, как правило, не играет, то в семейно-брачной сфере, тесно связанной с религиозно-культурными традициями, респонденты проявляют гораздо больший консерватизм. Тем самым стремление к добрым отношениям с людьми разных национальностей у них сочетается с желанием сохранить собственную религиозно-культурную идентичность.
Представители среднего возраста четко делят «своих» и «чужих», они более категоричны в вопросе межконфессиональных отношений. Наверное, в этом случае определенную роль сыграли демократические преобразования в стране и возраст респондентов.
Большую роль при выборе веры в сознательном возрасте играет этническое самосознание, чем оно выше, тем вероятнее, что человек останется приверженцем традиционных верований своего народа.
Этническая и конфессиональная идентификация служит инструментом достижения актуальных социальных целей и средством мобилизации в период глобализации. В связи с этим этнографы обращают внимание на идентификационные вопросы молодого поколения (Popova 2009, Р.3).
Выявление проблемных вопросов и тенденций развития межнациональных и этноконфессиональных отношений населения любого региона России, в конечном счете, позволяет органам власти всех уровней проводить взвешенную, научно-обоснованную национальную и этноконфессиональную политику, направленную на снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях. Этническое сознание народа как форма обыденного сознания актуализируется во взаимодействии с
другими народами. Одновременно, выполняя функцию этнической идентификации и интеграции, становится фактором развития отношений, сохранения этнокультурных ценностей и модернизации традиционной обрядности.
В 2009 - 2010 гг. было проведено исследование по проблеме определения этноконфессиональной принадлежности городской молодежи Республики Алтай, было опрошено 347 студентов и учащихся (Tadysheva 2012). Исследование было направлено на изучение социализации подрастающих поколений, активному включению новых членов общества в процессы культурного развития через проблемы социализации и приобщения к культуре (самоутверждение, обретение своего «я», поиск своего места в жизни, нравственные искания).
Чтобы проследить изменения с точки зрения интересов и потребностей молодого поколения, их ожидания, предпочтения и настроения в 2014-2015 гг. нами было проведено повторное анкетирование по данному вопросу. Сегодня хотелось бы остановиться на некоторых моментах результатов анкетирования.
Было опрошено 350 студентов учебных заведений г. Горно-Алтайска: Горно-Алтайского государственного университета (исторический, филологический, экономический факультеты), Горно-Алтайского педагогического колледжа, Горно-Алтайского колледжа культуры и искусства, Горно-Алтайского политехнического колледжа. Среди респондентов были русские, алтайцы, казахи, тувинцы, хакасы, корейцы, немцы, поляки. Некоторые респонденты в графе национальность отметили «Российская Федерация», «метис» - 5%, «никак» - 1% чел.
Результаты проведенного исследования показали, что религиозными себя считают 66,5 % опрошенных, 20% отнесли себя к категории сомневающихся.
Признанным является православие 52%, 33,4% считают себя приверженцами традиционных верований Горного Алтая (отмечали шаманизм, язычество, бурханизм, Ак фау, Алтай фау). Данные опроса выявили 6% последователей ислама, некоторые относят себя к сомневающимся, тем самым отмечается значимость религиозной идентичности в их жизни. В большинстве, это 83% отвечающих показали низкий уровень знания догматов. Обрядовые действия за редким исключением совершаются поверхностно на бытовом уровне или без многих атрибутов прошли путь упрощения. Отмечаются следующие религиозные действия в среде приверженцев традиционных вер: поклонение, почитание духов - ээзи гор, рек, повязывание кыйра ^алама), использование арчына (обряд очищения), соблюдение норм поведения во время старой и новой луны, почитание огня. Среди православных наиболее распространены: крещение, венчание, соблюдение поста, православные праздники Рождество Христово (Рождество), Светлое Христово Воскресение (Пасха), посещение иногда служб в церкви. При ответах опрашиваемые не используют церковные названия праздников. Таким образом, считая себя верующим, молодые люди ограничиваются лишь верой, а ритуальная, обрядовая сторона для них остается на втором плане.
Колеблющиеся на вопрос, «к какой религии вы испытываете доверие и симпатию» назвали: православие, ислам, христианство, шаманизм, Алтай ]ак. Такое разнообразие, видимо, объясняется толерантной ситуацией в республике, а также длительным межкультурным общением.
Также, как и в 2010 г., в ответах на вопрос об опасениях выяснилось, что большинство опрошенных отрицательно относятся к деятельности нетрадиционных для России религиозных организаций, как их называют, к
«сектам». Последний опрос конкретизировал их перечень. В качестве таковых были указаны: иеговизм, «Новая жизнь», баптизм, «Айат», католичество, частные религиозные организации, шарлатаны. Это объясняется тем, что, с одной стороны, методы работы адептов некоторых культов вызывают неприятие у населения, (противоречия с органами власти, экономическая непрозрачность самой организации, навязывание, нетерпимое отношение к другим верованиям). Вместе с тем, обращает внимание факт, респонденты, как они сами указывают, не имея представления об учении, относят их к сектантам и таким образом формируется негативное отношение к нетрадиционным организациям.
Интересным является момент, что алтайская молодежь более осведомлена в обрядовой стороне своего вероисповедания, будь они православными или последователями алтайских традиционных верований. По сравнению с русскими респондентами кроме поста, посещения церкви они отмечают: читаю Библию, молитвы, причащаюсь, отмечено соборование, помазание. В среде приверженцев традиционных вер, кроме упомянутых в 2010 г. названы сак, обряды при праздниках «Сары бур», «иажыл бур», «Чага Байрам», мургул (букв. моления), свадебные и обряды, связанные с детьми, что говорит о знаниях в этой области. Думаем, в данном случае можно говорить о традиционной религиозности, хотя в недавнем времени была актуальна некая формальная религиозность.
При определении ценностей важных для молодого поколения сегодня вошли: «здоровье» 33,4%, «счастливая семейная жизнь» 28 %, «наличие хороших и верных друзей» 9,5%, «любовь» 7%, «уверенность в себе» 6,3%, «материально обеспеченная жизнь» 5%, «интересная работа» 3,7%. Таким образом, несмотря на новые установки, на темп жизни, которые в современном мире считаются важными семья и здоровье для молодежи стоят на первом месте в системе ценностей, и думаем это хороший показатель для развития общества в целом. Позиции «религиозная жизнь» и «связь со своим народом» занимают последние места у русских респондентов, что показывает индифферентность молодого поколения в этноконфессиональных вопросах. Напротив, у алтайцев, особенно, у юношей «связь со своим народом» становится одним из лидирующих.
Хотелось бы обратить внимание, что если в 2009-2010 гг. при ответе на вопрос закончить предложение: «Россия должна быть (пробел) страной», предполагавшее выяснить отношение к религии все опрашиваемые хотели бы видеть страну великой, независимой, экономически развитой, многонациональной, правовой, демократичной, стабильной и т. д., то есть ни один из респондентов не обострял внимание на религиозном вопросе по отношению к стране в целом, то сегодня некоторая часть опрашиваемых хотят видеть страну религиозной, верующей, свободной в вероисповеданиях, боговерующей, веротерпимой, поликонфессиональной, толерантной ко всем религиям, православной. И очень популярным является ответ «Россия должна быть единой страной».
Еще одним отличием ответов 2014-2015 гг. является то, что современное средство коммуникации молодежи - интернет, был отражен в ответе об источниках информации по религиозным вопросам в графе «другое».
Для всех категорий респондентов в большинстве если возникали сложности при определении этнических симпатий и опасений, например «доверяю и симпатизирую этносу шаманистам», «симпатизирую буддистам» или «вызывают опасения этническая группа исламисты», то относительно
религиозных предпочтений не было зафиксировано ни одной ошибки, молодые люди четко знают и называют именно религиозные организации.
Интересно отметить следующие изменения: если в 2010 г. для 58,5% молодого поколения при определении важности компонента для самооценки близки были идеи глобализма (граждане мира), для 21% опрошенных значение имело государство, 5% характеризовали себя с национальной стороны и только 1% выделили вероисповедание, то сегодня значение компонента вероисповедание при самоопределении значительно выросло и составило 14, 3%.
В изменяющихся мировоззренческих условиях фактор этноконфессиональной идентичности приобрел особое значение. Среди молодого поколения сохранилась этническая идентичность, но самосознание не обострено на этом вопросе. Считаем, что большой процент верующих выявлен из-за сопряжения конфессиональной идентичности этническим: раз я русский - значит, должен быть православным, или раз я алтаец - значит, язычник. С другой стороны, все больше молодых людей пытается найти свое место в современном мире, а конфессиональная принадлежность становится одним из важнейших этнических маркеров. Материалы анкетирования не выявили религиозное отчуждение среди городской молодежи Республики Алтай.
Современная позитивная обстановка в г. Горно-Алтайске представителей различных этносов и религий является следствием взаимообщения, совместного проживания. Сплоченность и многообразие этнокультурных связей характеризует культурное взаимовлияние между народами и в этой связи интересен вопрос сохранения традиционных этнических представлений и толерантного отношения в республике.
Эдебиеттер tí3ímí/ Список литературы
1. Октябрьская И.В., Жандарова Я.В. Этнические и конфессиональные приоритеты в системе ценностей молодежи Сургутского района ХМАО-Югры // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 392-391.
2. Попова Н.Г. Этноконфессиональные ориентации современной молодежи в городах ЗападноСибирского региона // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С.389-394.
3. Тадина Н.А. Алтайцы, русские, казахи - три этнических образа в этнокультурном взаимодействии в Республике Алтай // Этнография Алтая и сопредельных территорий (матер. конф.). Вып. 8. - Барнаул: АлтГПА, 2011.- С.66-71.
4. Тадышева Н.О. Этноконфессиональная ситуация в среде городской молодежи Республики Алтай // Основные тенденции развития алтаистики в изменяющихся мировоззренческих условиях. Материалы междунар. научно-практ. конф., посвящ. 90-летию образования Ойротской авт. обл. и 60-летию НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. - Горно-Алтайск, 2012. - С.180-182.
Reference
Oktjabr'skaja, Zhandarova 2009 - Oktjabr'skaja, IV, Zhandarova, JaV 2009, Jetnicheskie i konfessional'nye prioritety v sisteme cennostej molodezhi Surgutskogo rajona HMAO-Jugry, Sibir' na perekrest'e mirovyh religij: Materialy IV mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, S. 392-391. (Oktjabr'skaja, IV, Zhandarova, JaV 2009, Ethnic and confessional priorities in the value system of the youth of the Surgut district KhMAD-Yugra, Siberia at the crossroads of world religions: proceedings of the IVinter-regional scientific-practical conference, Novosibirsk, P. 392-391). (in Rus).
Popova 2009 - Popova, NG 2009, Jetnokonfessional'nye orientacii sovremennoj molodezhi v gorodah Zapadno-Sibirskogo regiona, Sibir' na perekrest'e mirovyh religij: Materialy IV mezhregional'noj
nauchno-prakticheskoj konferencii, Novosibirsk, P. 389-394. (Popova, NG 2009, Ethnic and religious orientation of modern youth in the cities of Western Siberian region, Siberia at the crossroads of world religions: proceedings of the IV inter-regional scientific-practical conference, Novosibirsk, P. 389-394). (in Rus).
Tadina 2011 - Tadina, NA 2011, Altajcy, russkie, kazahi - tri jetnicheskih obraza v jetnokul'turnom vzaimodejstvii v Respublike Altaj, Jetnografija Altaja i sopredel'nyh territorij (mater. konf.), Vyp. 8, AltGPA, Barnaul, P. 66-71. (Tadina, NA 2011, The Altai people, Russians, Kazakhs three ethnic image in ethno-cultural interaction in the Republic of Altai , Ethnography of Altai and adjacent territories, Vyp. 8, AltGPA, Barnaul, P. 66-71). (in Rus).
Tadysheva 2012- Tadysheva, NO 2012, Jetnokonfessional'naja situacija v srede gorodskoj molodezhi Respubliki Altaj, Osnovnye tendencii razvitija altaistiki v izmenjajushhihsja mirovozzrencheskih uslovijah. Materialy mezhdunar. nauchno-prakt. konf., posvjashh. 90-letiju obrazovanija Ojrotskoj avt. obl. i 60-letiju NII altaistiki im. S.S. Surazakova, Gorno-Altajsk, P. 180-182. (Tadysheva, NO 2012, The ethnic and religious situation among the urban youth of the Altai Republic, Main trends in the development of Altaic in a changing ideological environment. Proceedings of the international. nauchno-prakt. Conf. internat. 90 anniversary of the Oyrotskih ed. region and the 60th anniversary of research Institute of Altaic them. S.S. Surazakova, Gorno-Altajsk, P. 180-182). (in Rus).