МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
А. В. Шурубович
УДК: 339.565 Б01: 10.24411/2071-6435-2018-10040
Международный транзит как фактор экономического развития Белоруссии
В статье рассматривается место международного транзита в экономике Республики Беларусь и его роль в укреплении позиций страны в мировой экономике. На основе анализа финансовых результатов транзита через белорусскую территорию делается вывод об уменьшении его экономического значения в последние годы, называются причины этого уменьшения. Рассматривается постепенная переориентация транзитных перевозок через Белоруссию с западного направления (между Россией и странами Евросоюза) на восточное (между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и странами Запада); раскрывается роль различных видов транспорта в транзите товаров через территорию Республики Беларусь, анализируется нынешнее состояние транс-портно-логистической системы страны и ее место в международных рейтингах. Рассматриваются важнейшие государственные документы, направленные на развитие транзитного потенциала и логистической системы Белоруссии, и международное сотрудничество в транспортно-логистической сфере, прежде всего с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и Китаем; раскрывается значение предполагаемого участия Республики Беларусь в реализации китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
Ключевые слова: Белоруссия, международный транзит, доходы, направления транзита, виды транспорта, логистическая система, программные документы, международное сотрудничество, проект Экономического пояса Шелкового пути
Выгодное экономико-географическое положение Республики Беларусь, расположенной в центре Европы на пути между динамично развивающимися экономическими центрами: Евросоюзом, Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — «предопределяет ее роль как ключевого связующего звена в создании новой системы транспортных связей на Евроазиатском континенте, ориентированной на взаимовыгодное сотрудничество» [7, с.20]. В Белоруссии создана развитая транспортная инфраструктура (разветвленная сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводов, логистических центров и так далее); через территорию Республики Беларусь проходят крупные транспортные магистрали международного значения [23]. Это, как отмечается в принятой в июле 2016 года республиканской Программе развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы,
© А. В. Шурубович, 2018
создает «широкие возможности для осуществления различных видов транзита по территории республики и, соответственно, для роста доходов от него» [18].
Динамика доходов Белоруссии от транзита неустойчива и зависит от многих внутренних и внешних факторов: экономического положения стран-транзите-ров, колебаний цен и валютных курсов, геополитической ситуации, состояния транспортно-логистической системы республики и других. При этом до 2013 года, несмотря на некоторое снижение в 2009 году в результате мирового финансового кризиса, доходы от транзита имели явную позитивную тенденцию, увеличившись в 2013 году более чем вдвое по сравнению с 2006 годом и значительно превысив показатели, предусмотренные в государственных программных документах. В последующие годы, однако, под влиянием неблагоприятных внешних экономических и геополитических факторов они заметно снизились (таблица1). В целом, за 2011—2015 годы общие доходы от транзита составили около 13,9 млрд долларов, увеличившись почти на 30% по сравнению с предыдущим пятилетием [15].
Таблица 1
Общие доходы от транзита по территории Республики Беларусь в 2006-2016 годах (млн долларов)
Показатель 2006 2008 2009 2011 2013 2014 2015 2016
Задание по программе 1508,4 1901,8 2083,5 2418,6 2883,6 3128,3 3402,0 1506,5
Фактическое значение 1570,5 2623,4 2017,7 2883,1 3137,1 3036,7 2085,4 1200,0
Источники:[7, с.20;15;18; 21].
В доходы от транзита статистика Республики Беларусь включает прибыль от транзита нефти (в 2015 году составили 168,4 млн долларов), природного газа (в 2015 году 424,8 млн долларов) и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного). При этом ведущее место в структуре этих доходов занимают поступления от транзита энергоносителей и от перевозок транзитных грузов железнодорожным транспортом. В 2015 году прибыль от экспорта услуг связи составила 5,7 млн долларов; от перевозки грузов железнодорожным транспортом — 378,3 млн долларов; от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом — 22 млн долларов; от обслуживания транзитных полетов авиатранспорта — 73,0 млн долларов; от взносов за проезд по платным автомобильным дорогам — 117,2 млн долларов; от платы за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования — 11,2 млн долларов, а иностранных тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств — 1,1 млн долларов [15]. В 2016 году, по имеющимся оценкам, доходы от транзита нефти составили 150 млн долларов, от транзита газа — 476 млн долларов, от транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного) — 700 млн долларов [3; 21].
Международный транзит стал важным элементом экспорта транспортных услуг (комментарий 1), который в последние годы значительно превышает импорт (таблица 2). При этом, как отмечают эксперты, транзит представляет собой один из наиболее эффективных видов экспорта услуг, а инвестиции в эту сферу отличаются высокой отдачей [5, с.549].
Таблица 2
Экспорт и импорт транспортных услуг в Белоруссии, млн долларов
Показатель 2005 2010 2012 2014 2016 2017
Экспорт 1341,2 2961,5 3573,0 3726,0 2931,6 3455,1
транспортных услуг
Импорт 310,4 1361,5 1475,4 1521,6 1303,3 1542,7
транспортных услуг
Сальдо 1030,8 1600,0 2097,6 2204,4 1628,3 1912,4
Источники: [2, с. 71; 19, с. 273].
Значительное активное сальдо в торговле транспортными услугами в последние годы оказалось важным фактором, препятствующим ухудшению общего внешнеторгового баланса Республики Беларусь в условиях постоянного дефицита во внешней торговле товарами. Так, в 2017 году положительное сальдо по транспортным услугам (1912,4 млн долларов) внесло решающий вклад в достижение общего активного сальдо по услугам (2986,6 млн долларов), компенсировавшего крупный дефицит во внешней торговле товарами (2923,4 млн долларов по методологии платежного баланса) [2, с.66].
Вместе с тем в последние годы экономическое значение транзита уменьшается: в 2014 году общие доходы от транзита составили 3,8% ВВП и 6,5% товарного экспорта Республики Беларусь, а в 2016 году — соответственно 2,5% и 5,1% [7, с.20; 19, с.35,273]. Снижение объемов транзитных перевозок и, соответственно, доходов от них связано с экономическими трудностями в странах-потребителях белорусского транзита (прежде всего, в России), падением мировых цен на энергоносители, недостаточным уровнем развития логистической системы Республики Беларусь.
Транзитный потенциал Белоруссии в последние годы развивается на неблагоприятном общехозяйственном фоне. В 2015—2016 годах впервые за длительный период в белорусской экономике зафиксирован серьезный спад, а наметившееся в 2017—2018 годах оживление пока не может его компенсировать. Сырьевая ориентация экономики и концентрация внешнеэкономических связей на весьма ограниченном числе партнеров делают Белоруссию весьма уязвимой к внешним шокам. Возможности роста товарного экспорта ограничены из-за несоответствия технологического уровня и качества продукции многих белорусских предприятий растущим требованиям мирового рынка.
В этих сложных условиях международный транзит — наряду со сферой инфор-
мационно-компьютерных технологий и туризмом — рассматривается в качестве одного из драйверов, способных дать мощный позитивный импульс белорусской экономике с учетом существующих трудностей и ограничений и обеспечить приток финансовых ресурсов для проведения необходимой республике экономической модернизации. Однако, как уже отмечалось, в последние годы объемы транзитных перевозок и доходы от транзита под воздействием ряда неблагоприятных внутренних и особенно внешних факторов имеют тенденцию к снижению.
Для ее преодоления требуются, на наш взгляд, решительные действия по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, необходимо максимальное использование внутренних возможностей роста транзита, прежде всего, совершенствование законодательства в области транзита, модернизация транзитной инфраструктуры и так далее. Во-вторых, первостепенное значение приобретает активизация международного сотрудничества в данной сфере, включая развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и использование возможностей инициированного в 2013 году китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). На обоих направлениях, как будет показано далее, обозначился серьезный прогресс, однако нынешнее состояние транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь пока не отвечает потенциалу и потребностям страны и ее партнеров.
В последнее время в динамике транзитных перевозок через территорию Белоруссии произошли серьезные изменения, обусловленные прежде всего внешними экономическими и геополитическими факторами. В настоящее время основу транзитных потоков, следующих через территорию Белоруссии, составляют направляемые в страны Евросоюза внешнеторговые грузы России. Наблюдающиеся в последние годы экономические трудности и в странах ЕС, и особенно в Российской Федерации, а также западные санкции и российские контрсанкции в связи с событиями на Украине привели к заметному снижению товарооборота России со странами ЕС, что в свою очередь привело к снижению перевозок товаров между Россией и ЕС через территорию Республики Беларусь. Другими факторами снижения объема транзитных перевозок через Белоруссию стали переориентация экспорта России и Казахстана с рынка ЕС на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (комментарий 2), а также начавшаяся переориентация российских экспортных грузопотоков с портов стран Балтии на порты Ленинградской области Российской Федерации, уменьшающая транзитное значение Белоруссии для российского экспорта. По официальным оценкам, транспортные коридоры Белоруссии сегодня загружены всего на 25—40% от их реальной пропускной способности [11, с.13].
Вместе с тем, как считает ряд экспертов, снижение интенсивности транзитных перевозок через Белоруссию между Россией и странами ЕС в определенной мере уравновешивалось ростом транзита по другим направлениям. Так, по данным белорусских СМИ, после начала конфликта в Восточной Украине в 2014 году и последовавшего резкого сокращения железнодорожного сообщения между Украиной и Россией транзитные потоки через территорию Республики Бела-
русь между двумя странами заметно увеличились. В случае реализации планов Украины по полному прекращению железнодорожного сообщения с Российской Федерацией возможен дальнейший рост этих потоков. Аналогичная ситуация сложилась и на воздушном транспорте: по информации руководства компании «Белавиа» после прекращения воздушных связей между Российской Федерацией и Украиной основной поток пассажиров для «Белавиа» и Национального аэропорта «Минск» сформировался из транзита между этими двумя странами. В результате почти половина всех пассажиров на регулярных рейсах компании в настоящее время относится к транзитным [3].
Особое значение для Белоруссии в последние годы приобрела перевозка товаров на запад из стран АТР с быстро растущей экономикой, прежде всего, Китая. Беларусия одной из первых поддержала китайскую инициативу создания ЭПШП и активно подключилась к ее реализации. Как заявил в ноябре 2015 года тогдашний заместитель министра экономики Республики Беларусь А. Ярошенко, «глобальная задача нашей внешнеэкономической политики: Беларусь должна занять стратегическое положение на пути следования китайского товара в Европу». «Сегодня наша страна позиционирует себя как жемчужину экономического пояса Шелкового пути»,—заявил Ярошенко [8].
Уже сейчас объем транзитных перевозок из КНР на Запад через территорию Белорусии быстро растет: если в 2014 году из Китая через Белоруссию в европейские страны по Белорусской железной дороге проследовало 30 тысяч TEU (от англ. twenty-foot equivalent unit — двадцатифутовый эквивалент) или 20-футовых контейнеров, то в 2017 году—уже 257 тысяч [1]. По Белорусской железной дороге (БЖД) в 2016 году регулярно курсировали 19 контейнерных поездов из Азии в Европу и обратно.
По мнению специалистов, встраивание Республики Беларусь в ЭПШП в качестве «транспортно-логистического хаба» дает мощный позитивный импульс ряду отраслей, прежде всего, железнодорожному транспорту. По морю через балтийские порты возить грузы из КНР в Белоруссию дешевле, но дольше (до 25 суток), тогда как в поезде-контейнеровозе товар добирается от Китая до Белоруссии за 16 суток [6]. Росту значения Белоруссии для транзита китайских товаров на Запад способствует низкая пропускная способность польских железных дорог. На территории Республики Беларусь контейнеры из Китая могут перегружаться на автомобильный транспорт для дальнейшей доставки европейским потребителям. Технические условия для такой перевалки созданы в сухом порту «Колядичи» под Минском, а также на базе контейнерного терминала «СТЛ Логистик» в свободной экономической зоне «Могилев» [14].
Подавляющая часть транзита через территорию Белоруссии осуществляется железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом; доли воздушного и водного транспорта незначительны.
Объем железнодорожных транзитных перевозок в 2000 — начале 2010 годов быстро рос, достигнув в 2013 году 46,6 млн тонн [7, с.21]. В последующие два года транзитные перевозки железнодорожным транспортом заметно сократились
и составили в 2015 году 38,4 млн тонн, причем наибольший грузопоток был из России — 34,8 млн тонн. Перевозки с Запада в Российскую Федерацию составили лишь 8,8 млн тонн. Главной причиной снижения объема транзита по БЖД стало резкое уменьшение перевозок российских экспортных грузов.
Всего за 2011—2015 годы железнодорожным транспортом в транзитном сооб -щении было перевезено 226,1 млн тонн грузов, что на 19,2% меньше прогнозного показателя на этот период. Уменьшился и транзит пассажиров: в 2015 году он составил 597,3 тысячи, а в целом за 2011—2015 годы — 5762,8 тысячи пассажиров (на 74,6% и 44,5% ниже прогнозных показателей соответственно) [15].
Аналогичная тенденция наблюдалась и в сфере транзитных автомобильных перевозок. Объем этих перевозок возрос в 2013 году более чем в 3 раза по сравнению с 2005 годом и достиг 16,1 млн тонн, но в 2015 года снизился до 13,15 млн тонн [15]. Наибольший автомобильный транзитный грузопоток следовал в Россию или из нее — 12,1 млн тонн, или 92,3% от общего объема транзита. Кроме России, чаще других странами назначения транзитных грузопотоков через территорию Республики Беларусь были Польша, Германия, Литва, Украина, Бельгия, Нидерланды, государства Средней Азии и Кавказского региона [7, с.24].
Для транзита энергоносителей через территорию Белоруссии трубопроводным транспортом в последние годы характерны противоречивые тенденции. Транзит газа за счет ввода в действие магистрального газопровода Ямал-Европа с 2001 года по 2015 года увеличился почти в 2 раза (с 24,6 млрд до 45,4 млрд м3), однако уровень 2008 года (51,4 млрд м3) в последующие годы так и не был превзойден [4, с.259]. В 2016 году объем транзита газа через Республику уменьшился до 40 млрд м3, из которых 32,9 млрд м3 транспортировалось по газопроводу Ямал — Европа и 7,1 млрд м3 — по другим газопроводам на территории Белоруссии [24].
В то же время транзит нефти снизился с 85,2 млн тонн в 2001 году до 52,3 млн тонн в 2015 году, что было связано с проводимой Россией с начала 2000-х годов политикой сокращения зависимости транзита нефти от сопредельных государств, включая Республику Беларусь. Ввод в эксплуатацию в декабре 2001 года первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) привел к сокращению поставок через Белоруссию в направлении латвийского порта Вентспилс и переключению российского транзита нефти на порт в Приморске. Выход БТС на полную мощность в 2006 году привел к фактическому отказу от поставок нефти на литовский НПЗ через Белоруссию [4, с.259—260]. В 2016 году объем прокачки российской нефти через Республику Беларусь по сравнению с 2015 годом практически не изменился и составил 52,5 млн тонн. При этом в сторону Польши и Германии было прокачано 38,8 млн тонн, а в направлении Украины, Словакии, Венгрии — 13,7 млн тонн [12]. В 2017 году объем транзита российской нефти не изменился.
В целом в 2016 году через территорию Белоруссии в европейские страны было транспортировано более 20% общего объема поставок природного газа и около трети нефти, что значительно меньше, чем в начале 2010-х годов.
Транзит пассажиров воздушным транспортом в первой половине 2010-х
годов имел тенденцию к снижению (так, в 2015 году над Республикой Беларусь было выполнено более 221 тысячи транзитных полетов — на 3,3% ниже уровня 2014 года). В последующие годы он однако увеличился, что связано с упоминавшимся снижением транзитных перевозок между Российской Федерацией и Украиной, а также с установлением в феврале 2017 года безвизового режима для граждан 80 стран, прибывающих в Белоруссию через минский аэропорт на срок до пяти дней. Международные транзитные перевозки водным транспортом в последние годы были весьма незначительны.
Развитие транзитного потенциала Белоруссии, как и любой другой страны, тесно связано с состоянием транспортно-логистической системы. «...Товарный транзит и транспортная логистика, — отмечают в этой связи белорусские ученые Р. Ивуть, А. Зубрицкий и А. Зиневич,— требуют наличия общего набора инфраструктурных объектов в государстве, а именно: сети автомобильных дорог общего пользования, объектов придорожного сервиса, а также многофункциональных транспортно-логистических центров» [7, с.25].
Логистическая система Республики Беларусь, по мнению экспертов, уже сейчас позволяет использовать преимущества различных видов транспорта для транзитных перевозок. Ключевой элемент транспортно-логистической системы — логистические центры, количество которых возросло с 15 на начало 2014 года до 41 на начало 2018 года [7, с.27; 20] Из 41 логистического центра 8 — мультимодальные, имеющие подъездные пути как для автомобилей, так и для железнодорожных вагонов.
Вместе с тем потенциальные возможности логистической системы Республики Беларусь, несмотря на достигнутые успехи, используются далеко не в полной мере. По оценке эффективности логистики Всемирного банка, Белоруссия в последние 10 лет неуклонно теряла свои позиции: в 2007 году она занимала 74-е место, в 2012 году — 91-е, в 2014 году — 99-е, в 2016 году — 120-е место в списке 160 государств, охваченных исследованием [14] (для сравнения, в 2016 году Литва занимала 29-е место, Латвия — 43-е, Казахстан — 77-е, Украина — 80-е, Россия — 99-е место) [10]. Поэтому развитие логистической системы и повышение ее эффективности становится ныне одним из важнейших факторов роста транзитных возможностей Белоруссии.
Учитывая значение международного транзита для развития экономики Республики Беларусь и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве, руководство республики сделало его в последнее время предметом особого внимания. Принят ряд программных документов, ставящих перед транспортной системой и логистической отраслью амбициозные задачи, связанные с развитием транзитного потенциала страны. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, утвержденной в 2015 году, отмечается, что в указанный период страна «станет логистической площадкой для товарных потоков: Юго-Восточная Азия — Европа» [16, с.17]. Особое внимание намечается уделить развитию экспорта транспортных услуг за счет формирования условий для привлечения транзитных грузопотоков на территорию республики, расширения географии перевозок и проведения согла-
сованной транспортной политики в рамках ЕАЭС [16, с.61].
На увеличение транзитных возможностей страны была направлена Государственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011—2015 годы, предусматривавшая реализацию 67 мероприятий по различным направлениям, из которых были выполнены 60. Росту транзитного потенциала способствовали, в частности, проводившиееся в рамках программы совершенствование законодательства в области транзита (комментарий 3), модернизация транзитной инфраструктуры, развитие международного сотрудничества в транспортной сфере. Однако по ключевым параметрам (в первую очередь по росту доходов от транзита) данная программа не была выполнена, прежде всего, в связи с неблагоприятными внешними условиями.
В июле 2016 года утверждена республиканская Программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы (далее — Республиканская программа), нацеленная на совершенствование условий логистической деятельности, повышение эффективности использования инфраструктуры, необходимой для оказания логистических услуг, и транзитного потенциала Республики Беларусь. Программой предусмотрен, в частности, рост объема логистических услуг в 1,5 раза за указанный период, расширение общей складской площади логистических центров в 1,64 раза, увеличение к 2020 году доходов от транзита, которые включают в себя доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного) до 1525,1 млн долларов (таблица 3). Планируется реализация 51 мероприятия, каждое из которых направлено на решение трех основных задач: повышение качества и комплексности оказания логистических услуг; обеспечение развития логистической инфраструктуры; повышение эффективности ее использования, совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала [18].
Следует однако отметить, что в данном документе предусмотрено достижение планируемых показателей при благоприятных внешних условиях, и это с учетом их нестабильности ставит под сомнение успешное выполнение намеченных задач.
Таблица 3
Целевые показатели республиканской Программы развития логистической системы и транзитного потенциала
Показатель Единица измерения 2016 2017 2018 2019 2020
Объем ло- млрд. бело- 1910,4 2065,1 2164,7 2211,7 2258,8
гистических русских ру-
услуг блей
Общая склад- тысяча кв. 482,1 525,8 569,5 613,1 656,8
ская площадь метров
Доходы от млн долларов 1506,5 1507,3 1510,8 1517,0 1525,1
транзита- США
всего
в том числе
доходы от транзита нефти млн долларов США 150,6 154,2 163,1 171,7 179,2
стоимость услуг по транзиту природного газа млн долларов США 476,7 481,9 481,9 481,9 481,9
Источник: [19].
В декабре 2017 года утверждена Концепция развития логистической системы Республики Беларусь в период до 2030 года, ставящая цель интегрировать белорусскую логистику в мировые цепочки поставок, сделать ее более конкурентоспособной и создать более благоприятные условия для привлечения инвестиций в этот сектор. К 2030 году намечается удвоить доходы от логистических и транс-портно-экспедиционных услуг и от транзита. В результате институциональных преобразований, развития инфраструктуры и технологий логистики Белоруссия, по мнению авторов документа, должна закрепиться не ниже 50-й позиции в Индексе эффективности логистики Всемирного банка [14].
Значительную роль в укреплении транзитного потенциала Республики Беларусь играет международное сотрудничество, прежде всего, с партнерами по ЕАЭС. В рамках предусмотренной Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года скоординированной (согласованной) транспортной политики предполагается поэтапное снятие ограничений при перевозках всеми видами транспорта, что позволит, по мнению экспертов, увеличить объемы транзитных перевозок и расширить номенклатуру перевозимых грузов стран-участниц, в том числе Белоруссии.
В ноябре 2014 года была зарегистрирована Объединенная транспортно-ло-гистическая компания (ОТЛК), учредителями которой стали ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и НО «Казакстан темир жолы». Главная цель компании —увеличение объема транзитных перевозок по железнодорожным магистралям стран ЕАЭС в сообщении Китай — Европа — Китай. Объем транзитных перевозок по территории Казахстана, России и Белоруссии, выполненных АО «ОТЛК» в 2017 году, возрос на 75% по сравнению с предыдущим годом и превысил 175 тысяч ТЕи. Количество регулярных маршрутов в сервисах АО «ОТЛК» за 2016—2017 годы возросло с 19 до 48; ежедневно компания отправляла в 2017 году до 15 контейнерных поездов [17].
Важная задача Белоруссии в транзитно-логистической сфере — встраивание в китайский проект ЭПШП в качестве «транспортно-логистического хаба». В Концепции развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2030 года ЭПШП рассматривается в качестве основного «донора» грузов для транзита через белорусскую территорию. В ближайшие годы Республика рассчитывает на увеличение транзита китайских грузов до 1 млн контейнеров
в год [14], что в 4 раза больше, чем в 2017 году.
По оценке некоторых экспертов, когда ЭПШП заработает на полную мощность, через Белоруссию будет проходить как минимум 10% товарооборота между КНР и Евросоюзом, исчисляемого сотнями миллиардов долларов [9].
Роль «опорной точки» ЭПШП отводится Китайско-белорусскому индустриальному парку (КБИП) «Великий камень», соглашение о создании которого было подписано между правительствами двух стран в сентябре 2011 года. Парк «Великий камень» в г. Смолевичи в 25 км от Минска первоначально предполагался для привлечения высокотехнологичных производств (комментарий 4), но в последнее время в свете проекта ЭПШП фактически происходит переориентация парка с индустриально-технологической на логистическую сферу. На его территории создается логистический центр, который будет использоваться прежде всего для перевалки китайских товаров, направляемых на рынок Евросоюза.
Вместе с тем значение ЭПШП для роста транзита через Белоруссию не следует преувеличивать. По некоторым оценкам, имеется 40—50 вариантов сухопутного маршрута ЭПШП, и далеко не все они пройдут через территорию Республики Беларусь. Кроме того, движение железнодорожных составов между КНР и странами Европы по территории Белоруссии еще не означает, что доставкой будут заниматься и, соответственно, получать доход БЖД и ее аффилированные структуры, ведь конкуренция в этой сфере достаточно высока. По мнению экспертов, для белорусской стороны целесообразно участие в совместных предприятиях, позволяющих избежать конфликта интересов и на договорной основе разделить добавленную стоимость между учредителями [13]. Позитивным примером в этом отношении служит успешная деятельность белорусско-российско-казахстанского оператора АО «ОТЛК».
Особое значение имеет, на наш взгляд, тесная увязка сотрудничества Республики Беларусь в транзитно-логистической сфере с партнерами по ЕАЭС и ее участия в проекте ЭПШП. Как известно, в 2015 году была поставлена задача сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, и Белоруссия, обладающая выгодным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой, могла бы сыграть в решении этой задачи важную роль. Между тем в настоящее время Белоруссия, Россия и другие страны ЕАЭС фактически включаются в проект ЭПШП независимо друг от друга (более того, некоторые круги в Белоруссии рассматривают участие в проекте ЭПШП и в целом отношения с Китаем в качестве своего рода противовеса усилению российского влияния в Белоруссии) [22]. Поэтому очень важна выработка скоординированной позиции стран ЕАЭС относительно участия в ЭПШП. Такая позиция позволила бы, в частности, со временем превратить Белоруссию в транспортно-логистический хаб всего союза с тем, чтобы выгоды от транзита через ее территорию получала не только сама Республики Беларусь, но и ее партнеры по евразийской интеграции.
Комментарии
1. Внешнеторговая статистика Республики Беларусь включает в состав транспортных услуг: грузовые и пассажирские перевозки; транспортно-экспедицион-
ные услуги; аренду (фрахтование) транспортного средства с экипажем; услуги по транзиту электроэнергии, транспортировке по трубопроводам нефти, газа и других продуктов; техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств; плату за проезд по автомагистралям, мостам, туннелям, плату за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств; прочие, непосредственно связанные с перевозкой работы и услуги, выполняемые на договорной основе; почтовые услуги и услуги курьерской связи (источник: Внешняя торговля Республики Беларусь. 2017. Статистический сборник. Минск, 2017. С. 17). Таким образом, экспорт транспортных услуг не сводится к транзиту, но включает его в качестве важной составной части.
2. Эта тенденция особенно чувствительна для железнодорожного транспорта Белоруссии, у которого 92% транзитных грузов являются экспортными или импортными грузами Российской Федерации и Казахстана.
3. В 2011—2015 годах, в частности, проведены следующие мероприятия: гармонизация нормативных и технических правил в сфере международных железнодорожных перевозок, организация госконтроля по принципу «одного окна» для сокращения простоя автотранспортных средств в пограничных пунктах пропуска; предоставление БЖД права устанавливать на определенный период фиксированные тарифы и понижающие коэффициенты к тарифам, установленным Минэкономики, в целях стимулирования железнодорожных перевозок.
4. В Положении о Китайско-белорусском индустриальном парке, утвержденном в августе 2012 года, основными направлениями деятельности парка названы электроника, тонкая химия, биотехнологии, машиностроение и новые материалы.
Литература
1. Алексеев В. Железные дороги 7 стран в Минске обсуждают контейнерные перевозки Китай- Европа. URL: http://www.belmarket.by/zheleznye-dorogi-7stran-v-minske-obsuz (дата обращения: 12 апреля 2018 года).
2. Беларусь в цифрах. 2017. Статистический справочник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018.
3. Богдан С. Беларусь теряет российский транзит: где искать альтернативы? URL: http://belpartisan.by/rn/economic/414246/ (дата обращения: 11 апреля 2018 года).
4. Болкунец Д. Н. Анализ взаимного экономического сотрудничества в контексте энергозависимости Республики Беларусь от Российской Федерации //Беларусь в режиме трансформации: социально-политические и экономические факторы. Сб.науч.тр. Москва: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), 2017. С. 248—264.
5. Ващило А. А. Тенденции развития транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь //Стратегия развития экономики Беларуси: факторы формирования и инструменты реализации. Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 23—24 апреля 2015 г. Минск: Право и экономика, 2015. С. 549—551.
6. Дубовей И. Все будет путем. Шелковым. URL: http://www.belgazeta.by/ ru/1058/102/33264/ (дата обращения: 13 августа 2016 года).
7. Ивуть Р. Б., ЗубрицкийА. Ф., Зиневич А. С. Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования ее транспортно-логистической системы // Новости науки и технологий. 2015. № 1. С. 19-33.
8. Калиновская Т. Из Китая в Европу. URL: http://www.belmarket.by/ ги/350/16/27365%Б0%98%Б0%В7-...(дата обращения: 30 ноября
2015 года).
9. Кононович Е. Этапы большого пути //Советская Белоруссия. 2017. 16 мая.
10. Курочкин Д. Всемирный банк удивил логистов. URL: http://www.belmar-ket.by/ru/386/171/30462/Всемирный-банк-уд... (дата обращения: 29 августа 2016 года).
11. Лисоволик Я, Сутырин В. География стран Евразийского экономического союза: от вызовов к возможностям. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва. Октябрь 2017.
12. Минск ожидает сохранение в 2017 году объема транзита российской нефти в 52,5 млн т. URL: https://energybase.ru/news/industry/minsk-ozi-daet-sohranenie-v-20... (дата обращения: 19 апреля 2018 года).
13. Мицура В. В Поднебесную — поездами. URL: http://www.belmarket.by/ ru/397/171/31464/%D0%92-%D0%9F... (дата обращения: 29 октября
2016 года).
14. Мицура В. Ставка на китайский транзит. URL: http://www.belmarket.by/ stavka-na-kitayskiy-tranzit (дата обращения: 16 января 2018 года).
15. Молокович А. Д., Лукша В. А. Итоги реализации Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 годы. URL: https://nova.rambler.ru/search7utm_ source=head&utm_campaign=s... (дата обращения: 29 марта 2018 года).
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 4. С. 6-64.
17. ОТЛК в 2017 году обеспечила рост транзитных перевозок на 75%. URL: http://www.utlc.com/news/otlc2017/ (дата обращения: 30 марта 2018 года).
18. Программа развития логистической системы и транзитного потенцма-ла на 2016-2020 годы. URL: http://www.bailby.com/page/60 (дата обращения: 14 февраля 2018 года).
19. Содружество Независимых Государств в 2016 году. Статистический ежегодник. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ. 2017.
20. Стельмак М. В Беларуси доходы от транзита вырастут в два раза. URL:
https://neg.by/novosti/otkrytj/v-belarusi-dohody-ot-tranzita-vyrastut_ (дата обращения 16 апреля 2018 года).
21. Транспортный комплекс Беларуси: цифры и факты. URL: http://www. baif.by/novosti/transportnyi-kompleks-belarusi-tsifry-i-... (дата обращения: 19 апреля 2018 года).
22. Ходасевич А. Лукашенко выбирает Пекин //Независимая газета. 2016. 3 октября.
23. Шурубович А. В. Новые тенденции в развитии транспорта Республики Беларусь //Мир перемен. 2014. № 3. С. 41-57.
24. Юшков И. Новые газопроводы в ЕС: что ждет транзит газа через Беларусь и Украину. URL: http://eurasia.expert/novye-gazoprovody-v-es-chto-zhdet-tranzit-ga... (дата обращения: 19 апреля 2018 года).
References
1. Alekseev V. Zheleznie dorogi 7 stran obsuzhdayut konteinernye perevozki Kitay-Evropa [Railways of 7 countries discuss container transportation China-Europe]. Available at: http://www.belmarket.by/zheleznye-dorogi-7-stran-v-minske-ovsuz...(accessed 12 April 2018) (in Russian).
2. Belarus in figures. 2017. Statistical abstract. Minsk: National statistical committee of the Republic of Belarus, 2018 (in Russian and English).
3. Bogdan S. Belarus teryaet rossiyskiy travzit; gde iskat alternativy? [Belarus loses transit; where to look for alternatives?]. Available at: http://belpartisan.by/rn/ economic/414246/ (accessed 11 April 2018) (in Russian).
4. Bolkunets D. N. Analiz vzaimnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva v kon-tekste energozavisimosti Respubliki Belarus ot Rossiyskoy Federatsii [Analysis of mutual economic cooperation in the context of energetic dependence of the Republic of Belarus on the Russian Federation]. Belarus v rezime trans-formatsii: sozialno-politicheskie i ekonomicheskie factory. Sbornik nauchnih trudov [Belarus in the regime of sociopolitical and economic transformation]. Moscow: Institute of diaspora and integration (Institute of CIS countries), 2017, pp. 248-264 (in Russian).
5. Vaschilo A A. Tendenzii razvitiya transportno-logisticheskih uslug v respub-lile Belarus [Trends of development of transportation and logistical services in the Republic of Belarus]. Strategiya razvitiya ekonomiki Belarusi: factory formirovaniya I instrumenty realizazii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferenzii. Minsk, 23-24 aprelya 2015 g. [Strategy of development of Belarus's economy. Materials of International scientific and practical conference], Minsk: Pravo i ekonomika, 2015, pp. 549-551 (in Russian)
6. Dubovey I. Vsyo budet putyom. Shelkovim [Everything will be OK with the Silk Way]. Available at: http://www.belgazeta.by/ru/1058/102/33264/ (accessed 13 August 2016) (in Russian).
7. Ivut R. B., Zubritskiy A. F., Zinevich A. S. Development of transit potential of
the republic of Belarus in conditions of its transportation and logistical system. NovostinaukiItehnologiy [News of science and technology], 2015, no.1, pp.19-33 (in Russian).
8. Kalinovskaya T. Iz Kitaya v Evropu [From China to Europe]. Available at: http://www.belmarket.by/ru/350/16/27365%D0%98%D0%B7-_ (accessed 30 November 2015) (in Russian).
9. Kononovich E. Stages of great way. Sovetskaya Belorussiya [Soviet Byelorussia], 16 May 2017 (in Russian).
10. Kurochkin D. Vsemirniy bank udivil logistov [The World Bank surprised lo-gists]. Available at: http://www.belmarket.by/ru/386/171/30463/BceMHp-Hbm-6aHK-yo;... (accessed 29 August 2016) (in Russian).
11. Lisovolik Ya., Sutyrin V. Geografiya stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyu-za: ot vyzovov k vozmozhnostyam. Doklad Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba 'Valday' [Geography of the countries of the Eurasian Economic union: from challenges to opportunities. Report of the International discussion club 'Valday'], Moscow, October 2017 (in Russian).
12. Minsk ozhidaetsohranenie v 2017g. ob'yoma tranzita rossiyskoy nefti v 52.5mln t [Minsk expects conservation in 2017 of the volume of transit of the Russian oil at the level of 52/5 mln t]. Available at: https://energybase.ru/news/industry/ minsk-ozidaet-sohranenie-v-20...(accessed 19 April 2018) (in Russian).
13. Mitsura V. VPodnebesnuyu — poezdami [To the Skies land — by trains}. Available at: http://www.belmarket.by/ru/397/171/31464/%D0%92-%D0% 9F... (accessed 29 October 2016) (in Russian).
14. Mitsura V. Stavka na kitayskiy tranzit [Stake on the Chinese transit]. Available at: http://www.belmarket.by/stavka-na-kitayskiy-tranzit (accessed 16 January 2018) (in Russian).
15. Molokovich A. D., Luksha V. A. Itogi realizatsii Gosudarstvennoy programmy razvitiya tranzitnogopotentsiala Respubliki Belarus na 2011—2015gody [Results of realization of the State program of development of transit potential of the Republic of Belarus in 2011-2015]. Available at: https://nova.rambler.ru/ search?atm_source=head&atm-campaign=s... (accessed 29 March 2018) (in Russian).
16. National strategy of stable social and economic development of the republic of Belarus in the period to 2030. Ekonomicheskiy byulleten Nauchno-issledovatel-skogo institute Ministerstva ekonomiki Respubliki Belarus [Economic bulletin of the research institute of the Ministry of economy of the Republic of Belarus], 2015, no.4, pp. 6-64 (in Russian).
17. OTLK v 2017 godu obespechila rost tranzitnyh perevozok na 75% [UTLC insured growth of transit transportation by 75%]. Available at: http:/www. Utlc. com/news/otlc2017/ (accessed 30 March 2018) (in Russian).
18. Programma razvitiya logisticheskoy sistemy I tranzitnogo potehtsiala na 2016— 2020 gody [Program of development of logistical system and transit potential in 2016-2020]. Available at: http://www.bailby.com/page/60 (accessed 14
February 2018) (in Russian).
19. Commonwealth of Independent States in 2016. Statistical yearbook. M.: Interstate Statistical Committee of the Commonwealth of Independent States, 2017 (in Russian and English).
20. Stelmak M. VBelarusi dohody ot tranzita vyrastut v dva raza [In Belarus incomes from transit will double]. Available at: https://neg.by/novosti/otkrytj/v-belarusi-dohody-ot-yranzita-vyrastut... (accessed 16 April 2018) (in Russian).
21. Transportnyi kompleks Вelarusi: tsifry I fakty [Transport complex of Belarus: figures and facts]. Available at: http://www.baif.by/novosti/transportnyi kom-pleks-belarusi-tsifry-i-... (accessed 19 April 2018) (in Russian).
22. Lukashenko chooses Peking. Nezavisimayagazeta [Independent Magazine], 3 October 2016 (in Russian).
23. Shurubovich A. V. New trends in development of transport in the Republic of Belarus. Mirperemen [World of changes], 2014, no. 3, pp. 41—57 (in Russian).
24. Yushkov I. Novye gazoprovody v ES: chto zhdet transit gaza cherez Belarus I Ukrainu [New gas pipes to the EU: what expects gas transit through Belarus and Ukraine]. Available at: http://eurasia.ekspert/novye-gazoprovody-v-es-chto-zhdet-tranzit-ga... (accessed 19 April 2018) (in Russian).