Международный трансфер технологий
для развития
постиндустриальной
экономики
Резюме. Статья посвящена вопросам развития экономических отношений, связанных с международным трансфером технологий. Показано участие Республики Беларусь в этом процессе. Предложены пути переориентации иностранных инноваций на модернизацию экономики и направления по увеличению объемов спроса на отечественные разработки. Ключевые слова: международный трансфер технологий, импорт, экспорт, инновационная активность, наукоемкость.
В современных условиях, когда знания становятся важнейшим фактором экономического превосходства, развивающиеся страны обменивают на новые технологии либо свои невоспроизводимые природные ресурсы, либо товары, созданные трудом тысяч людей. Постиндустриальные державы, в свою очередь, поставляя инновации и наукоемкую продукцию, не снижают количество ресурсов, имеющихся в их распоряжении, в результате чего у развивающихся стран сужается рынок сбыта товаров и услуг, сокращаются возможности приобретать технологические новшества, от которых, по сути, зависит их будущее. Государства, стремящиеся «догнать»
мировых лидеров, фактически оказались не способны предложить им ничего, что могло бы послужить базисом равноправного и взаимовыгодного обмена продуктов труда на результаты творчества, индустриальных благ на знания [1].
Сократить отставание между странами способен трансфер технологий, который расценивается не только как международное движение знаний, разработок, но и как комплекс взаимосвязанных действий субъектов хозяйствования, участвующих в этом процессе.
Практика трансфера технологий международных компаний указывает на то, что в ходе него осуществляется комплекс действий по:
Елена Бертош,
доцент кафедры
международных
экономических
отношений
Белорусского
государственного
университета,
кандидат
экономических наук
■ закупке объектов интеллектуальной собственности (ОИС), продукции различной наукоемкости у страны-донора;
■ поставке товаров и услуг стране-реципиенту для организации непрерывного процесса производства при помощи иностранных знаний и опыта;
■ оказанию специалистами компании-донора систематической консультационной поддержки принимающей стороне;
■ подбору и обучению персонала для адаптации технологии к условиям реципиента [6, 10].
Следовательно, в ходе трансфера технология представляет собой «технологический пакет», включающий передовой опыт и знания, носителями которых выступают высококвалифицированные специалисты, ОИС, продукцию и услуги различной наукоемкости (рис. 1).
Рассмотрение в качестве объекта международного трансфера технологического пакета дает возможность
Анализ
выяснить особенности участия государств в данном процессе. Наиболее активно вовлечены в него мировые экономические лидеры, которые на протяжении последних 50 лет являются ведущими поставщиками и покупателями ОИС. На их долю в 2012 г. приходилось порядка 96,40% валютных поступлений от экспорта объектов интеллектуальной собственности и 70,92% от их импорта. Темп прироста денежных средств по первому показателю в 2000-2012 гг. находился приблизительно на одинаковом уровне и составлял 138% [8, 9].
Развивающиеся страны, напротив, увеличивают объемы потребления зарубежных ОИС. Если в 2000 г. на их долю приходилось 14,75% платежей за использование иностранных объектов интеллектуальной собственности, то в 2012 г.-25,38%. Наряду с этим по данной группе за период с 2000 по 2012 г. наблюдается увеличение объемов экспорта ОИС с 1,15 до 3,25%. Однако этот незначительный рост за аналогичный период сопровождался повышением объемов импорта в 62 раза [8, 9].
Участие в международном трансфере технологий стран с переходной экономикой незначительно. Отношения, связанные с данным процессом, в них начали формироваться приблизительно в середине 1990-х гг. На их долю в 2000 г. приходилось 0,19% валютных поступлений от экспорта ОИС и 1% от импорта, а в 2012 г.-0,35 и 3,70% соответственно. Технологические поставки в основном осуществляют страны СНГ (порядка 89% валютных поступлений от экспорта ОИС). Наибольшую активность проявляют Россия и Беларусь. В целом объем денежных средств, полученных от продажи объектов интеллектуальной
Знания и опыт:
взаимные визиты, личные контакты ученых и специалистов; научно-техническая информация; конференции, выставки, ярмарки, форумы; наблюдение и сбор научно-технических сведений; совместная разработка научно-технических проблем.
Объекты интеллектуальной собственности:
объекты промышленной собственности:
технологии производственных процессов (патентные и беспатентные изобретения, ноу-хау, товарные знаки, программное обеспечение и др.) объекты авторского права:
книги, аудио- и видеозаписи, документалистика.
Продукция различной наукоемкости:
высокотехнологичная; среднетехнологичная; низкотехнологичная.
Научно-технические услуги:
инжиринг, аутсорсинг и др.; консалтинг, сопровождающий передачу технологий; образовательные услуги; сервисные и послепродажные услуги.
собственности, в странах с переходной экономикой за период 2000-2012 гг. увеличился в 4 раза, а платежей за их приобретение - в 8,2 раза [8, 9].
Интеграция Беларуси в мировое сообщество требует проведения коренной модернизации национальной экономики, развития научно-технического потенциала и скорейшего включения страны в международный технологический обмен в качестве поставщика ОИС.
Однако в посткризисный период существует ряд трудностей:
■ слабое финансирование научной деятельности, уровень которого не соответствует среднеевропейскому значению (наукоемкость ВВП - 0,67%);
■ низкий спрос на результаты отечественных исследований и белорусские разработки, что следует из малой доли высокотехнологичного экспорта страны и низких объемов создания нововведений, востребо-
ванных на внутреннем и внешнем рынках (доля экспорта средне- и высокотехнологичной продукции - 37,2%);
■ сокращение числа инновационно активных субъектов промышленности (2010 г. - 324, 2011 г. - 443, 2012 г. - 437, 2013 г. - 411 ед.) [2];
■ отсутствие кооперационных связей по передаче результатов НИОКР из научной и образовательной сред в производственную (существенный недостаток венчурного финансирования и спин-офф компаний);
■ необходимость формирования законодательной базы
и институтов, способствующих участию Беларуси в международном трансфере технологий. В нашей стране сегодня не закреплено право собственности на ОИС, созданные при государственной поддержке, за университетами, некоммерческими организациями и субъектами малого бизнеса. В США данные
Рис. 1. Состав
технологического пакета
Источник:
составлено автором
отношения были урегулированы еще в 1980 г.;
■ отрицательное сальдо внешнеторгового оборота ОИС (2010 г. - 86,8 млн долл., 2013 г. - 194,5 млн долл.) и преобладание импортных технологических закупок, представленных овеществленными разработками, над экспортными (в 2013 г. было приобретено 17 новых, 6 высоких, а передано 13 высоких и 2 новых технологии) [2].
Все это сказывается на качественном уровне научно-технического потенциала страны. Статистические данные подтверждают, что экономические отношения, связанные с трансфером технологий, в Беларуси складываются на основе покупки иностранных ОИС, что в краткосрочном периоде может негативно сказаться на состоянии платежного баланса государства. Данная ситуация создает реальную угрозу увеличения степени зависимости нашей республики от стран-доноров. В связи с этим необходимо осуществить переориентацию импорта объектов интеллектуальной собственности для модернизации национальной экономики за счет расширения числа национальных субъектов, участвующих в международном подрядном промышленном производстве на базе компаний, реализующих ведущие технологические направления отечественной науки.
В качестве перспективных предприятий-подрядчиков могут выступать организации радиотехнической, электронной, оптико-механической, приборостроительной, биотехнологической, фармацевтической отраслей, а также сферы по производству оборудования для утилизации и переработки промышленных и бытовых
отходов [4]. Это создаст необходимые стимулы для развития на территории Беларуси фирм, включенных в межстрановые производственно-сбытовые цепочки компаний стран-доноров и привлекающих на этой основе иностранные технологии. Данные меры, по мнению специалистов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), позволят, не имея долгосрочной зависимости от зарубежных источников технологий, получить доступ к международным сетям предприятий-заказчиков, ускорить развитие современного местного производственного потенциала, что будет способствовать модернизации экономики государства-реципиента.
В свою очередь при транснационализации деятельности отечественные компании осуществляют экспорт технологий. Так, если наблюдается максимальный технологический разрыв при расширении присутствия на внешних рынках, предприятиям целесообразно запатентовать свои ОИС в принимающей стране, чтобы монополизировать их использование и предотвратить распространение с помощью имитации или однотипных разработок. В данном случае специалисты организаций будут иметь представление о потребностях местных субъектов в технологиях, которые могут быть удовлетворены за счет белорусских предложений. Также это даст возможность повысить степень осведомленности потенциальных зарубежных партнеров об инновациях нашей страны.
В силу преобладания в Беларуси стандартизированных технологий (65-70% относятся к традиционным) [3] при выборе субъекта-реципиента целесообразно ориентироваться на государства, имеющие
с нами небольшой технологический разрыв, с относительно одинаковым или более низким уровнем социально-экономического развития. Такие страны приветствуют трансфер в традиционные трудоинтен-сивные отрасли, выпускающие стандартизированную продукцию по конкурентной цене. Однако для Беларуси также характерна высокая импортная зависимость от поставок топливно-энергетических ресурсов. Ее может помочь решить международный трансфер технологий, способный послужить основой развития долгосрочного сотрудничества в указанной области. Поэтому особое внимание следует уделять отдельным странам африканского и южноамериканского регионов. Описанные меры будут содействовать продлению жизненного цикла и прибыльной фазы технологий, увеличению объемов экспортных поставок белорусских товаров и услуг различной наукоемкости, стимулированию обмена знаниями и опытом между государствами - донором и реципиентом.
Для нашей республики также свойственно развитие рынка высокотехнологичных услуг. Доля их экспорта равняется 18%, что в пересчете на одного жителя составляет 29,3 тыс. долл. (в Японии - 8,2 тыс. долл.). Основными заказчиками выступают США, Канада, ЕС, СНГ, азиатские державы [5, 7]. Следовательно, расширение сети национальных аутсорсинговых компаний, базирующихся на ведущих высокотехнологических направлениях отечественной науки, является перспективным экономическим направлением [4]. Дальнейшее наращивание объемов экспорта данной сферы услуг будет стимулировать повышение патентной
Анализ ЩЩ
активности в стране и способствовать увеличению объемов иностранного финансирования НИОКР (9,5%) [2]. Наличие последнего - позитивная тенденция, так как зарубежные капиталовложения содействуют трансферу отечественных технологий. Способность к созданию собственных, внедрению и адаптации заимствованных разработок имеет прямую взаимосвязь с качеством организации процесса трансфера, который происходит в рамках национальной инновационной системы (НИС), поскольку экономический рост и уровень конкурентоспособности государства зависит от синергети-ческого эффекта, достигаемого на основе разумного сочетания отечественных и зарубежных технологий. Результативное заимствование должно основываться на научной кооперации с иностранными партнерами для проведения НИОКР, совместной коммерциализации полученных результатов и формированию политики привлечения инвестиций, способствующей развитию производственной базы страны и предприятий различных форм собственности.
В свою очередь созданию инновационно активных компаний, интеграции науки, образования и бизнеса будет содействовать формирование венчурных институтов и нормативной правовой базы. В качестве косвенного инструмента, стимулирующего трансфер технологий, может рассматриваться практика госзаказа на производство инновационной продукции, что особенно актуально в условиях реализации политики им-портозамещения. В настоящее время в национальной экономике наблюдается низкий спрос на отечественные разработки, что может содейство-
вать активизации функции госзакупок путем непосредственного финансирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования и предоставления возможности косвенного регулирования их работы. Госзаказ стимулирует создание и распространение отечественных разработок, а также повышает спрос на них. В таких условиях предприятия различных форм собственности конкурируют между собой за получение бюджетного финансирования, поскольку оно может стать единственным источником их инновационного развития в условиях острой нехватки денежных средств. Очевидно, что основные потоки ресурсов направляются в крупные компании, разрабатывающие технологии «двойного назначения» и выпускающие товары на их основе. Однако в силу того, что частный бизнес, представленный малыми и средними фирмами, согласно мировому опыту, более инновационно активен и способен быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, он сможет достойно с ними соперничать. Между тем расширение государственных закупок наукоемкой продукции может привести к недобросовестной конкуренции на рынке. В связи с этим она должна полностью соответствовать нормам антимонопольного законодательства.
Также следует отметить, что в Беларуси проводится целенаправленная политика по поддержанию и укреплению собственной научно-технической базы. Происходит формирование НИС, ориентированной не только на импорт, но и экспорт отечественных разработок. Для республики характерно использование технологий широкого приме-
нения, которые уже исчерпали себя в экономически развитых державах. Наряду с этим одно из основных направлений национальной научно-технической политики - ориентация на шестой техуклад, о чем свидетельствует деятельность резидентов Парка высоких технологий. Для нашей страны в условиях нехватки финансовых средств, помимо реализации госзаказа на производство инновационной продукции, актуальным является развитие венчурного предпринимательства, формирование льготной системы налогообложения и кредитования для субъектов хозяйствования, участвующих в международном трансфере технологий, и дальнейшее выстраивание соответствующей инфраструктуры.
See: http://innosfera.org/2014/12/itt
Литература
1. Иноземцев В. Л. Пределы «догоняющего» развития.- М., 2000.
2.Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.- Мн., 2014.
3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года и за период 2006-2010 годов: Аналитический доклад / под ред. И. В. Войтова, А. М. Русецкого - Мн., 2011.
4. Об утверждении стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1420 от 1 октября 2010 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://pravo.by/main. aspx?guid=3871&p0=C21001420.
5. Цифры и факты // Парк высоких технологий. Электронный ресурс: http://www.park.by/cat-3/.
6. Capannelli G. Industry-wide relocation and technology transfer by Japanese electronics firms. A study on buyer-supplier relations in Malaysia. Electronic resource: http://www.econ.hit-u.ac. jp/~koho/jpn/active/graduate/thesis/d1998/1998capannelli.pdf.
7. ICT service exports (% of service exports, BoP) // World Bank Electronic resource: http://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR. CCIS.ZS/countries.
8. Charges for the use of intellectual property, payments (BoP, current US$) // Worldbank 2014. Electronic resource: http://data. worldbank.org/indicator/BX.GSR.ROYL.CD/countries/1A-BY?display=default.
9. Charges for the use of intellectual property, receipts (BoP, current US$) // Worldbank 2014. Electronic resource: http://data. worldbank.org/indicator/BX.GSR.ROYL.CD/countries/1A-BY?display=default.
10. Techakanont K. Practices of Intra- and Inter-Firm Technology Transfer in the Thai Automobile Industry / K. Techakanont // Journal of International Development and Cooperation. 2001. Vol. 8, №1. Р. 179-196.