Филипп ЗОНОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С НИМ
В статье рассматриваются концептуальные, идеологические и политические аспекты понятия международного терроризма. В работе представлен анализ различных форм противодействия терроризму - от превентивных подходов до силовых действий.
Conceptual, ideological and political characteristics of the conception of international terrorism are considered in the article. The analysis of various forms of counterterrorist activity, from the preventive approaches to force actions, is submitted.
Ключевые слова:
международный терроризм, террористический акт, международная безопасность, борьба с терроризмом, права человека; international terrorism, act of terrorism, international security, struggle against terrorism, human rights.
ЗОНОВ
Филипп Андреевич — аспирант Института мировой экономики и международных отношений РАН zfilipp@mail.ru
В XXI в. новой глобальной реальностью, вызовом и угрозой безопасности мирового сообщества стал международный тер -роризм. Поэтому не случайным представляется тот факт, что с начала 90 -х гг. в деятельности, решениях и документах ООН тема борьбы с международным терроризмом занимает все более замет -ное место. После террористической атаки 11 сентября 2001 г. на США произошло институционально -управленческое оформление этого направления в рамках ООН. Начиная с этого времени, была принята концептуальная Глобальная контртеррористическая стратегия в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях и соблюдения государствами — членами ООН обязательств по международному праву, включая, в частности, нормы в области прав человека, прав беженцев и международного гуманитарного права. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН на 64 сессии (2010 г.) настойчиво призвала все государства приложить свои усилия для заключения всеобъемлющей конвенции о международном терроризме1.
Вопрос о корнях, эволюции международного терроризма имеет принципиальное значение, и ответ на него далеко не однозначен. В тексте Глобальной контртеррористической стратегии ООН (60/288) справедливо отмечается, что «терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой -либо религией, национальностью, циви -лизацией или этнической группой»2.
Исследуя условия, которые способствуют распространению меж -дународного терроризма в различных регионах, следует обратить внимание на такие конфликтогенные факторы, как неустойчивость экономики, нестабильность политической власти, маргинализа -ция и нищенское существование значительной части населения, зашкаливающий уровень безработицы, нарушение прав и свобод человека, конфессиональные и/или этнические разногласия, не -уважение к религиозным ценностям и др. Наглядное представле ние об обоснованности этого тезиса можно получить на примере массовых выступлений в Тунисе, Марокко, Египте, Сирии в пер -вой половине 2011 г., вызвавших своеобразную цепную реакцию политических и социальных протестов в Бахрейне, Ливии, Ираке, Турции, Иордании, Йемене.
Ситуация политической дискретности, мозаичности и неста
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористиче -ская стратегия Организации Объединенных Наций», Distr. General, 13 October 2010; A/Res/64/297.
2 United Nations, Distr. General, 20 September 2006; A/Res/60/288/p.213.
бильности существует в настоящее время по всему миру, в т.ч. и в России, прежде всего на Северном Кавказе. Известный политолог К.С. Гаджиев отмечает: «Здесь множество реальных и потенциальных этнонациональных, территориальных и конфессиональных противоречий и конфликтов проявляются в наиболее запутанной форме, что чревато далеко идущими непредсказуемыми негатив ными последствиями для всех стран и народов региона. В сложный узел спле -тены весьма острые и трудноразрешимые социально экономические, национально территориальные, конфессиональные, геополитические и иные проблемы. Дополнительную лепту в дестабилизацию обстановки в регионе вносит активизация политического ислама, а также радикаль ных движений, в том числе исповедующих терроризм»1.
Дело в том, что Россия в начале 90 -х гг оказалась неподготовленной к проблемам правовой квалификации насильственных мер разрешения конфликта, к проблемам организационно - функциональных слож -ностей борьбы с терроризмом. Не были исключением и преднамеренные прово кации противостоящей стороны, поддер живаемые не только иностранными наем никами, консультантами, но и поставками оружия, финансовыми и другими сред ствами.
На рубеже XXI в. эта новая дилемма современности начинает материализо ваться в необходимость мобилизации ресурсов для международного сотрудни чества, дальнейшего совершенствования глобальной стратегии борьбы с между народным терроризмом, разработки и использования новых форм и средств защиты прав и свобод человека и гражда нина, укрепления демократических устоев общества.
На основе анализа таких громких тер рористических актов, как атака на небо скребы ВТЦ в США в сентябре 2001 г., взрывы в Испании в марте 2004 г. и Великобритании — в 2005 г., а также мно -гочисленные акты в России, можно выде лить следующие составляющие современ ного международного терроризма:
— политическая ориентированность;
— угроза безопасности миропорядка;
1 Гаджиев К.С. Этнонациональная и геополитическая идентичность Кавказа // МЭ и МО, 2010, № 2, с. 74.
— идеология, имеющая, во- первых, связь с экстремизмом и сепаратизмом, во вторых, причинно следственные связи с радикальным исламизмом;
— циничное отношение к общеприня -тым нормам морали и права;
— использование специфических мето -дов для совершения терактов — авиацион -ные атаки, взрывы в метро, на транспорте и т.д.;
— огромная массовая гибель людей;
— морально - психологическая деструктивность терактов, вызывающих шок у всего цивилизованного человечества;
— нанесение ущерба экономике, уни -чтожение материальных ценностей;
— порождение хаоса и страха (социально -экономического, психологического и др.), приводящего к общественному недоволь -ству;
— совершение терактов отдельными террористами, группировками, отрядами и т.д.;
— структурированное оформление тер -рористических групп, ячеек в гибкие меж дународные сети;
— дисперсное расположение баз терро -ристов в нескольких странах;
— координирование и финансирование организаций, преимущественно из за рубежа.
Зачастую при анализе конкретных терактов приходится говорить не обо всем наборе признаков, а о том или ином вари анте действий международных террори стических группировок. В таком контек сте отличительным признаком участия международных террористических орга низаций становится определение их роли, степени влияния и участия, объекта воз -действия не только в западных странах, но и в ряде мусульманских стран.
Действия террористов в контексте тер риториального охвата можно рассматри -вать с точки зрения двух специфических типов. Первый тип — теракты в пределах одной страны, второй — за пределами одной страны или в нескольких странах. При этом места «гнездования» террори -стов при обоих типах (убежища, базы, схроны, центры подготовки, места отдыха) могут являться ареалами на территории одной или нескольких стран, среди жите лей которых бандформирования набирают себе пополнение.
За последние четверть века распростра нение терроризма приняло размеры и
характер транснационального масштаба. Терроризм оформился в разветвленную международную «паутину», имеющую общую экстремистскую идеологию и транснациональные финансовые посту пления. Эта сеть представлена как отдель -ными личностями, ячейками, так и груп пами, формированиями, движениями тер рористов в разных странах. Важно обра тить внимание, что изменилась, как мы считаем, специфика их размещения. Если ранее базы сосредоточивались на террито рии одной страны, то теперь базы самого разного предназначения, использования, размеров рассредоточены по территориям многих стран.
Политика противодействия терроризму любым государством имеет, как правило, два взаимосвязанных и взаимодополняю щих аспекта — превентивный, т.е. меры по несиловому предотвращению террористи -ческой деятельности, и, при необходимо сти, вооруженный отпор.
Превентивные действия направлены на то, чтобы лишить террористов их социаль ной базы. Важно достигнуть того, чтобы они стали отверженными в своей этниче ской среде. Для этого важно создать такие моральные и социальные условия, чтобы народ, поставляющий рекрутов для терро ристов, отвернулся от них, порвал с ними контакты. В мировой практике для пре -вентивных целей используются, в част -ности, экономические и иные санкции в отношении стран — нарушителей прав человека и гражданина. Другим вариан том являются так называемые «мягкие» методы, которые позволяют противодействовать терроризму без обращения к оружию или репрессиям. К ним отно сятся реформы, призванные нейтрализо вать экономические и социальные при чины, породившие терроризм, или сво евременные оперативные хозяйственно административные действия, способные эффективно разрешить возникающие социальные проблемы, переговоры с тер рористами для приемлемого мирного раз решения конфликта.
Несомненно, ключевую роль в совре менных условиях в демократическом госу дарстве играют правовые методы противо действия терроризму. Особое значение имеет контртеррористическое законода тельство, которое призвано обеспечить защиту общества, интересов государства и ввести систему уголовного преследования
действий террористов, позиционирующих себя не как преступников, а как борцов за свободу и справедливость.
Что касается России, то, признавая при -оритет ранних профилактических мер, тем не менее, как представляется, и в кон цепции, и в законодательстве необходимо четкое закрепление всех регламентаций, касающихся понятий «война» и «боевая обстановка», чтобы действовать в рамках закона и не вызывать поток нареканий от зачастую двустандартных правозащитных организаций Запада. Поскольку страте гия и форма противодействия терроризму должны базироваться на выявлении всех реальных причин, различных конфессио нальных, социальных и иных корней, раз -норечивой идеологической и политиче-ской базы, методы борьбы с терроризмом могут быть самыми разными, вплоть до самых жестких. При этом использование вооруженных сил и структур специаль -ного назначения может ранжироваться от периодического нанесения точечных ударов и ликвидации членов террори-стических организаций до систематиче ского массированного уничтожения баз, дислокаций и т.п. Несомненно, одним из основных путей профилактики междуна родного терроризма в любой стране явля ется лишение его поддержки местного населения и блокирование источников финансирования.
Другой важной мерой пресечения явля ется контроль за продажей и распростра нением оружия, взрывчатых веществ. Все чаще во время терактов применяются самодельные взрывные устройства. С одной стороны, практически во всех стра нах произошло ужесточение контроля за находящимися в свободной продаже всеми видами вооружений и взрывчатых веществ. С другой стороны, в Интернете существуют сайты, которые позволяют свободно получить рекомендации по изготовлению различных взрывных устройств.
Как отмечает известный юрист В.В. Устинов, комплекс мер по противо -действию терроризму должен быть расши -рен и включить идеологические, инфор -мационные, организационные меры, которые призваны формировать у граж дан антитеррористические установки, укреплять в обществе устойчивое мне ние о недопустимости террористических методов борьбы и исключать какие либо
уступки террористам1. Таким образом, меры по противодействию терроризму могут быть комплексными: правовыми, административными и оперативными и должны стать заслоном на пути создания террористических (экстремистских) групп и организаций, их финансовых потоков, приобретения ими оружия и иных средств противоправных действий.
Как представляется, оптимальным путем борьбы с радикальным исламом могут стать соответствующие программы поддержки тех направлений религий, которые ориентированы на толерантное сосуществование различных этносов, уважение достоинства и соседскую доброже лательность. При этом, памятуя об афган ском сценарии 80 - х гг., не стоит забывать о том периоде, когда некоторые страны (к примеру, США), поддерживали экстре мизм извне, решая тем самым свои геопо литические задачи, в т.ч. за счет России.
Современное международное право предусматривает как достаточно эффек тивные меры контроля, воздействия, при менение норм и стандартов в отношении государств или организаций, не соблю дающих общепризнанные международно правовые принципы, так и меры защиты и борьбы государств для ликвидации терро ристической опасности, чтобы сохранить устои общества и жизни своих граждан, обеспечить их права и свободы.
Исходя из практики вооруженных кон фликтов, международное право разли -чает формы мотивированного насилия со стороны организаций или движений, такие как антиправительственные высту пления, путчи, движения национально освободительного характера, партизан ские войны, при которых соблюдаются международно - правовые нормы. В подоб -ных случаях организации, ведущие воору женную борьбу, классифицируются как политические противники, а не как тер рористы. Но как только эти принципы нарушаются и вооруженные действия превращаются в массовые атаки против гражданского населения или в тактику устрашения людей, эти действия квали фицируются как терроризм. Их участники рассматриваются как военные преступ ники международного характера, подпа
1 Устинов В.В. Обвиняется терроризм. — М. : Олма- Пресс, 2002.
дающие под действие статей Уголовного кодекса, с которыми не ведутся никакие политические переговоры.
Однако в реальной действительности применение теми или иными государ -ствами двойных стандартов при оценке характера и действий конкретных ради кальных и экстремистских движений, групп, организаций создает более или менее серьезные трудности на пути фор мирования единых позиций, форм и механизмов борьбы с терроризмом и уре гулирования конфликтов и миротворче ства для таких разноплановых групп кон фликтов, как между республиками быв -шей Югославии, между Афганистаном и Пакистаном, Великобританией и Северной Ирландией, Израилем и Палестиной, США и Колумбией, Чеченской республикой и остальной Россией и др. Насущным делом ста новится выстраивание новой системы международных отношений между госу дарствами и институтами гражданского общества в реализации глобальной анти террористической политики. В этой связи, как представляется, требуется кор ректировка принципов международного права с упором на суверенность госу дарств и одновременно в сторону совер шенствования международных правовых стандартов и гарантий соблюдения прав человека, признания легитимности вве дения равных для всех санкций против нарушителей этих прав, формирования транснациональных юридических норм против, к примеру, глобальной угрозы кибертерроризма.
Дифференциация отдельных граней конфликтов требует более тесного диа лога так называемых великих держав, более налаженного переговорного про цесса по разделению и взаимодополне нию действий касательно урегулирования конфликтов между региональ ными, международными организаци ями, выполняющими разные функции в сфере безопасности, — такими как ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, ОДКБ, ШОС и др. Приоритетным направлением в антитер рористической борьбе становится соеди -нение концептуально- стратегических разработок и усилий под эгидой ООН, тесного регионального сотрудничества и межстранового взаимодействия антитер рористических структур.