ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ
Международный сетевой кластерный проект «Одаренному ребенку — одаренный педагог»
Профессиональное самоопределение одаренных обучающихся — предмет многочисленных научных исследований и обсуждения специалистов-практиков. Свой вклад в решение данной проблемы внесли педагоги (ученые и практики) и методисты ряда научных и образовательных организаций Москвы, которые разработали и реализуют проект «Сетевое сообщество творческих педагогов «Виртуальная мастерская».
СУХОДИМЦЕВА Анна Петровна,
старший научный сотрудник лаборатории теории непрерывного образования ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук, Москва
Аннотация
Рассматривается проблема профессионального самоопределения одаренных школьников и недостаточный уровень компетентности педагогов для сопровождения этого процесса. В качестве комплексного решения этих проблем описан формат международного сетевого кластерного проекта «Одаренному ребенку — одаренный педагог».
Ключевые слова:
одаренные дети, естественно-научное образование, сетевая кластерная стратегия развития педагогов, информационно-коммуникационная образовательная среда.
32
Известно, что для одаренных детей инновационная позиция является естественной и органичной, так как они с детства — исследователи и новаторы. Основа личностных качеств, необходимых для успешной карьеры, закладывается у одаренных детей очень рано [2]. Вырастая, одаренный ребенок становится при определенных условиях одаренным взрослым — способным к освоению сложных, информационно насыщенных профессий, готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда; специалистом, который умеет анализировать, творчески, продуктивно выполнять свои обязанности, совмещать различные виды деятельности в рамках одной профессии, а также в случае необходимости менять ее и пр. В связи с этим бывшие одаренные школьники являются самым востребованным и ожидаемым ресурсом на рынке труда и в высших учебных заведениях. Одаренный выпускник сразу становится предметом пристального внимания современного работодателя — работодателя постиндустриального общества.
Особый подход
Успех «превращения» одаренного ребенка в одаренного взрослого — одаренного специалиста зависит от многих факторов. Среди них психологические преграды успешности одаренного ребенка (по Heylighen):
- огромный запас фактов и знаний, отличная долговременная память и — скука и нетерпение в классе, неприязнь к школе;
- высокие темповые характеристики мышления («быстрый мыслитель») и разочарование в тех, кто по сравнению с ним мыслит медленно;
- высокая проницательность и раздражительность от низкого уровня школьных работ;
- радикальность решений и разочарование в людях оттого, что его не понимают;
- толерантность к неопределенности, сложности и трудности в принятии решений и построении карьеры и др. [1].
Причинами трудностей в развитии карьеры одаренных детей, по мнению ученых, являются их множественный потенциал или, напротив, узость интересов и неумение выйти за рамки своей одаренности [1;2].
Существенной преградой может стать также сведение процесса профессионального самоопределения школьников к традиционной профориентационной работе с ними. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
Во многом снятие этих проблем и осуществление процесса успешной адаптации одаренных детей к миру профессий зависят от организации их образовательного пространства (его оснащенности в том числе), участия и заинтересованности родителей, представителей учебных профессиональных заведений и органов власти, ученых, работодателей и пр. Создание условий для психологической поддержки одаренных детей также подготовит почву для преодоления всех возможных кризисов на пути к карьере и самореализации.
Таким образом, чтобы одаренный ребенок нашел свой путь к успеху и состоялся как одаренный специалист, проблему его профессионального самоопределения необходимо решать комплексно — с привлечением всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.
Сетевая площадка для педагогов
Свой вклад в решение проблемы профессионального самоопределения одаренных обучающихся внесли педагоги-ученые, педагоги-практики и методисты научных и образовательных
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
организаций Москвы. Они разработали и реализуют проект «Сетевое сообщество творческих педагогов «Виртуальная мастерская» [4].
Основной формой существования сообщества является создание и реализация индивидуальных и коллективных авторских проектов участников.
За шесть лет деятельности сообщества был реализован ряд проектов, среди них — международный «Фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» [3]. Использована сетевая кластерная стратегия развития педагогов. Цель кластера — целенаправленное развитие одной из научных или практических проблем путем стимулирования одновременно группы направлений, связанных непосредственно с разработкой качественного конкретного продукта. Сеть же, как структура обеспечения связи между субъектами, позволила оптимизировать деятельность посредством горизонтального взаимодействия участников проекта, открыла возможность с максимальной скоростью обмениваться информацией, создать собственные каналы информации. Сегодня проект объединяет городские вузы, образовательные организации, бизнес-структуру, научные организации, представителей искусства, писателей, некоммерческую организацию, педагогов из регионов, специалистов из-за рубежа.
Международное сотрудничество
В рамках Фестиваля организуются площадки, предоставляющие педагогам возможность общаться с учеными, делиться своим опытом, изучать технологии зарубежных коллег, получать профессиональную поддержку. Одной из таких площадок стала Международная конференция «Развитие средств естественно-научного образования», которая проходила с 31 октября по 1 ноября 2014 года в Софии (Болгария). Целью участия в конференции являлось знакомство с международными тенденциями развития средств естественно-научного образования (дошкольного и школьного), становления научной карьеры школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности, и профессиональной компетентности педагогов, организующих детскую научно-исследовательскую деятельность.
Блок выступающих от России был представлен в формате пленарных докладов и мастер-классов. Одним из трех ключевых докладов конференции стал доклад на тему «Сетевое сообщество педагогов как фактор развития детской научно-исследовательской деятельности» (А. П. Суходимцева).
В докладе были раскрыты тенденции и стратегия национальной политики и практики России в области естественно-научного образования. Основная его часть была посвящена проблеме повышения профессионального уровня педагогов, их готовности создавать образовательные условия для развития науч-
но-исследовательскои деятельности учеников, процесса их профессионального самоопределения, в том числе и одаренных обучающихся. Как пример решения данноИ проблемы рассматривался формат повышения квалификации педагогов в рамках международного фестиваля педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог». Особый интерес и вопросы вызвала представленная специализированная информационно-коммуникационная образовательная среда фестиваля, позволяющая аккумулировать интеллектуальный потенциал и ресурсы участников проекта, транслировать их научные и практико-ори-ентированные работы, активно использовать информационно-коммуникационные технологии. Компонентами среды являются: сайт сообщества «Виртуальная мастерская»: www. vmdar.ru; сайт фестиваля: http://odarfest.wix. com/pedagog; интернет-магазин для одаренных: http://odarfest.ru; интернет-телевидение: http:// www.webinar+comdi.com.
По результатам выступления российских участников конференции получены предварительные устные соглашения о сотрудничестве в области развития средств естественно-научного образования (дошкольного и школьного), профессиональной компетентности педагогов, работающих в области развития исследовательской деятельности обучающих и становлении их научной карьеры.
Литература
1. Комаров Р. В. Психологические аспекты одаренности учащихся: специфика, преграды успешности, инновационный инструментарий // Системная психология и социология. — № 11. — 2014. — С. 62-70.
2. Романова Е. С. Одаренный выпускник на рынке труда / Е. С. Романова, С. Ю. Решетина // Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: Сб. матер. 5-го Междунар. фест. педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» / Сост. А. П. Суходимцева, М. М. Гордон. — М.: МАОРИ, 2014. — С. 35-43.
3. Суходимцева А. П. Фестиваль «Одаренному ребенку — одаренный педагог» — сетевой кластерный проект сопровождения профессионального развития педагогов, работающих с одаренными детьми, российских и зарубежных специалистов // Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: Сб. матер. 5-го Междунар. фест. педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» / Сост. А. П. Суходимцева. — М.: МАОРИ, 2014. — С. 10-16.
4. Sukhodimtseva A. P. Network projects as an innovative from of lifelong education//Lifelong learning: Continuous education for sustainable development: proceedings of the 12th International Conf.: in 2 pts. / arr. N. A. Lobanov; sci. ed. N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. educ. — Vol.12. — SPb. : Pushkin LSU, 2014. — Pt. II. — 330 p.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015
33