МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Буткеева Е.В.,
к.пед.н., заместитель руководителя Департамента образования Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ), ответственный секретарь Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ E-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕТЕВОЙ ИНСТИТУТ В СФЕРЕ ПОД/ФТ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ
В работе анализируется система подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ в Российской Федерации, ее особенности и подходы с использованием сетевой формы реализации образовательных программ и новых форм объединений научно-образовательных организаций. Основной тезис заключается в том, что финансовый мониторинг и противодействие незаконным финансовым операциям - новый вектор в развитии высшего образования в целях обеспечения экономической безопасности и прозрачности финансовой системы государства.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ (МСИ), подготовка кадров, научные исследования.
E. V Butkeeva
INTERNATIONAL NETWORK AML/CFT INSTITUTE AS A MULTIFUNCTIONAL CENTER FOR
TRAINING SPECIALISTS AND SCIENTIFIC SCHOOL FINANCIAL INTELLIGENCE
The paper reveals a training system in AML/CFT sphere in Russian Federation, its
features and approaches using the network form for implementation of educational programs and new forms of scientific and educational organizations associations. The main thesis is that financial monitoring and combating illegal financial transactions is a new vector in development of higher education in order to ensure economic security and states ' financial system transparency.
Keywords: financial monitoring, Anti-Money Laundering and Combating the Financing of Terrorism (AML/CFT), International network AML/CFT institute (INI), personnel training, scientific research.
Глобализация и интеграционные процессы в развитии цифровой экономики, финансовой IT-индустрии, новых платежных систем, стремительная эволюция финансовых продуктов, технологий и сервисов сопровождаются возрастанием рисков и появлением новых вызовов и угроз экономической и национальной безопасности.
Рост международной геополитической и экономической напряженности, трансграничной преступности, расширение офшорных юрисдикций и усиливающаяся борьба за финансовые рынки способствуют распространению криминальных практик в сфере отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ), порождая новые формы незаконных финансовых операций и механизмы незаконного вывода капитала за рубеж и их сокрытия. Отмывание денег стало общемировой проблемой и связано с большим количеством экономических, налоговых, таможенных и других преступлений. Особую связь данное криминальное явление имеет с коррупцией, наркотиками, торговлей людьми, оружием, драгоценными металлами, камнями и т.д.
Государства создали организационно-правовую основу противодействия ОД/ФТ -международную и национальные системы ПОД/ФТ. И стараются предпринимать правовые, регулирующие и оперативные, в том числе превентивные, меры борьбы с указанными явлениями, используя также существующие различные международные
организации и формируя новые специализированные объединения и рабочие органы.
Система ПОД/ФТ призвана обеспечить финансовую безопасность стран на международном, региональном и национальном уровнях, не допустить развития теневого сектора экономики, перекрыть террористам источники финансирования и конфисковать незаконное имущество и доходы преступников. Россия - участник ряда международных структур, противодействующих отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), МАНИВЭЛ (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег), Группа Эгмонт (объединение подразделений финансовой разведки), СРПФР (Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ) и др.
Основополагающим документом, содержащим комплексную и последовательную систему мер для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, являются международные стандарты ФАТФ - 40 базовых рекомендаций. Каждая страна на основе данных стандартов и их адаптации с учетом национальных особенностей финансовой системы, законодательства и практического опыта регулирования различных сфер и отраслей экономики выстраивает государственную политику и создает систему ПОД/ФТ, особое место в которой принадлежит подразделениям финансовой разведки - ПФР. В России это Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Базовым законом в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В целях его исполнения и эффективной практической имплемента-ции принят целый комплекс подзаконных нормативных актов.
В настоящее время российская система ПОД/ФТ - многоинституциональная структура с разнообразием элементов и их связей. Основными ее звеньями являются: Росфинмониторинг, контрольно-надзорные и правоохранительные органы, банки, страховые, лизинговые, микрофинансовые компании, корпорации и другие организации финансового и нефинансового сектора (адвокаты, нотариусы, юристы-посредники), реализующие меры по ПОД/ФТ.
При этом одной из важнейших составляющих эффективной работы данной системы является человеческий потенциал и его развитие. Вопросы кадрового обеспечения государственных органов, реализующих меры ПОД/ФТ, отмечены в Рекомендациях ФАТФ (Р. 37). Отмечается важность и необходимость обеспечения органов, ответственных за взаимную правовую помощь в сфере ПОД/ФТ (в том числе центральный орган) адекватными людскими, финансовыми, техническими ресурсами. Также, согласно методологии ФАТФ, в государствах должны действовать процедуры, обеспечивающие соответствующую квалификацию сотрудников таких органов, поддерживающие высокие профессиональные стандарты [1, с. 38].
Учитывая особую роль организаций частного сектора в финансовом мониторинге и антиотмывочной системе в целом, международное сообщество призывает значительное внимание уделять обучению кадров организаций при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом и реализации мер по ПОД/ФТ. В Рекомендациях ФАТФ (пояснительная записка Р. 18) указывается, что программы финансовых организаций по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма должны содержать не только разработку внутренних мер, процедур и средств контроля, но также программу постоянного обучения персонала [2, с. 114].
В Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(утверждена Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г.) повышение профессиональной подготовки кадров в целях ПОД/ФТ признается одной из основных задач по совершенствованию деятельности национальной антиотмывочной системы [3]. При этом в национальной системе ПОД/ФТ отмечается дефицит кадров необходимой квалификации с профильным образованием, специальными знаниями и компетенциями в области финансового мониторинга. А отсутствие таких специалистов несет в себе существенные риски для обеспечения экономической безопасности и эффективной реализации антиот-мывочной политики, организации внутреннего контроля, принятия мер в целях ПОД/ФТ и соблюдения действующего законодательства. С учетом этого к таким сотрудникам предъявляются высокие профессиональные требования.
В подготовке специалистов по финансовому мониторингу заинтересованы не только государственные органы, но и финансовый сектор экономики, в первую очередь банки, страховые, лизинговые и микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и установленные нефинансовые предприятия и лица определенных профессий (УНФПП).
Создание современной системы подготовки и переподготовки кадров для финансовой разведки продиктовано не только требованиями международных стандартов, но и является важным условием повышения эффективности работы в сфере ПОД/ФТ.
Графически структуру подготовки кадров в сфере ПОД/ФТ можно представить следующим образом:
Обязательное краткосрочное обучение ответственных сотрудников субъектов финансового монторинга (вводный, целевой инструктаж, повышение уровня знаний и др.)
ш о о. а
¡с
= 0
X ГЬ. Ф Ч
е: о
> Г-
ю
О X
- €
« §
§
Повышение квалификации в сфере ПОД/ФТ (в том числе для контрольно-надзорных и правоохранительных
органов)
Профильная подготовка по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)
Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)
4
о с
Международные программы обучения, тренинги, семинары,
конференции
Самообучение и профессиональное развитие (видеокурсы, лекции, вебинары, тестирование и т.д.)
Рисунок 1 - Подготовка и обучение кадров в целях ПОД/ФТ
Особое место в этой структуре отводится высшему профильному образованию как полному образовательному циклу по вузовским стандартам качества с получением готового специалиста финансовой разведки качественно нового типа, с профессиональными междисциплинарными компетенциями, специальными, функциональными знаниями в области ПОД/ФТ и информационными технологиями. На решение этих задач и направлен созданный 5 лет назад Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ, объединяющий к настоящему времени 35 ведущих образовательных и научных организаций 7 стран -Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Основная цель кооперации вузов -объединить усилия, опыт, лучший образовательный и научный потенциал, а также кадровые, информационные, учебно-методические и иные ресурсы участников для подготовки кадров с новой отраслевой спецификой по ПОД/ФТ международного уровня.
Студенты Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ могут выстраивать собственную образовательную навигацию по вузам-партнерам сети, участвовать в различных международных мероприятиях и научно-исследовательских проектах независимо от расположения учебного заведения. Высокое качество обучения достигается за счет синергетического эффекта взаимодействия образовательных организаций с научными институтами, с государственными органами и профсооб-ществом.
Сетевой институт в сфере ПОД/ФТ имеет широкие международные контакты, развивает сотрудничество с Глобальной антитеррористической исследовательской сетью ИДКТК ООН, Ассоциацией бизнес-школ стран БРИКС, международными организациями по ПОД/ФТ. Координацию
деятельности, учебно-методическую и информационную поддержку участников МСИ обеспечивает Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ).
Участники Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ:
^ формируют единое образовательное пространство; ^ вырабатывают общие подходы и методологический инструментарий к подготовке современных специалистов финансовой разведки с применением новых электронных обучающих технологий;
^ создают возможности построения индивидуальной образовательной навигации учащихся и траектории обучения в разных университетах с выдачей «двойных» дипломов; ^ расширяют партнерство с учеными и привлекают к учебному процессу академическое сообщество и экспертов-практиков; ^ организуют студенческие конкурсы, соревнования в области ПОД/ФТ;
^ обеспечивают взаимосвязь и корреляцию образовательных и профессиональных стандартов для подготовки востребованных рынком труда специалистов. На базе университетов МСИ открыты профильные подразделения (центры, кафедры, лаборатории); создана комплексная специализированная учебно-методическая база, организована видеоконференцсвязь (ВКС) между участниками. В вузах-участниках МСИ также разработаны и реализуются следующие образовательные программы и модули (рис. 2).
Рисунок 2 - Образовательные программы в сфере ПОД/ФТ
Данные программы разрабатывались и обновляются с учетом положений профессионального стандарта «Специалист по финансовому мониторингу» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 512н), что обеспечивает взаимосвязь между профессиональной подготовкой кадров в сфере ПОД/ФТ и требованиями к ним государственных органов и частных организаций, работающих в этой системе [4]. Разработанный профессиональный стандарт - одно из звеньев в создаваемой системе оценки квалификации таких спе-
циалистов. Система НОК - инструмент постоянной оценки квалификации кадров и их обучения, который гарантирует квалифицированность специалистов и постоянного стремления к профессиональному развитию, соответствия требованиям и ожиданиям работодателя и рынка труда в целом.
Стараясь развивать общие подходы к обучению таких специалистов в рамках данных программ, в вузах МСИ реализуются следующие базовые дисциплины по профилю ПОД/ФТ (рис. 3):
Рисунок 3 - Основные базовые дисциплины в системе подготовки кадров
в сфере ПОД/ФТ в вузах МСИ
Сетевая форма также создает условия для развития междисциплинарных направлений подготовки в сфере ПОД/ФТ, комбинирования учебных модулей из разных областей математики, информатики, экономики, права, сохраняя в них специализацию на тематику ПОД/ФТ.
В настоящее время в вузах МСИ осуществляется не только подготовка специалистов по полному образовательному циклу, но и преподаются специальные курсы и дисциплины по ПОД/ФТ, которые интегрируются в разные направления подготовки: «Прикладная информатика», «Таможенное дело», «Организация работы с молодежью», что отвечает приоритетам развития страны в повышении финансовой грамотности населения. Так, 25 сентября 2017 г. была принята «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 гг.» [5]. При этом в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 де-
кабря 2008 г. № 2043-р) повышение финансовой грамотности рассматривается в качестве одного из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка [6]. А в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса [7].
Финансовая грамотность - широкое понятие, которое включает и вопросы, связанные с противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Поэтому важно освещать и привлекать внимание к проблематике ПОД/ФТ и создавать возможности для самоподготовки и изучения научных исследований и их результатов, существующего
опыта и наработок. С этой целью участники Сетевого института создают электронное образовательное пространство: -видеоконференцсвязь (ВКС);
-электронные обучающие курсы; -видеолекции;
-электронную библиотеку (рис. 4).
Рисунок 4 - Разделы электронной библиотеки МСИ
Развитие образования и практики в любой области неразрывно связано с наукой. Поэтому особое место в Международном сетевом институте занимают научные исследования по актуальным вопросам ПОД/ФТ. Одна из задач этих исследований - поиск научно обоснованных решений и эффективных механизмов, направленных на управление рисками, обеспечение прозрачности экономики и защиту финансовой системы, разработку аппаратно-программных комплексов и информационных технологий и продуктов для оперативного финансового мониторинга.
Ученые вузов и научных центров МСИ рассматривают и изучают проблемы ПОД/ФТ в разных аспектах и плоскостях с
учетом российского и международного опыта, с использованием комплекса различных научных методов, широкого экономического, правового, социологического, математического анализа. На площадках участников создаются научно-исследовательские тематические лаборатории и формируются собственные научные школы.
Таким образом, в настоящее время МСИ - это сложившаяся современная научно-образовательная система по подготовке кадров в области ПОД/ФТ, интегрированная в имеющийся рынок труда и востребованная им. Эта система:
-отраслевая - развивает специфическую область знаний и профессиональной деятельности в направле-
нии противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
-открытая - сохраняет самостоятельность всех ее участников, задает ситуацию свободного развития (у каждого вуза свои уникальные программы, особенности выстраивания учебного процесса, но вместе с тем - общие подходы и задачи);
-мобильная_- настраивает участников на эффективное сетевое взаимодействие и совместные проекты;
-развивающаяся - быстро реагирует на изменения образовательного пространства и рынка труда в сфере ПОД/ФТ;
-качественная - задает высокие стандарты обучения, аккумулирует в себе и транслирует лучший опыт всех его участников.
Международный сетевой институт формирует для системы ПОД/ФТ профессиональное сообщество специалистов финансовой разведки высокой квалификации и мотивации, а также обеспечивает через систему обучения поддержание высокого уровня их подготовки, развитие и приобретение новых компетенций и знаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рекомендации ФАТФ: Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. - М.: МУМЦФМ, 2012. - 189 с.
2. Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ / Пер. с англ. - М.: Вече, 2013 г. - 208 с.
3. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждена Президентом Российской Федерации 30.05.2018 г.).
4. Профессиональный стандарт «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере ПОД/ФТ)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 512 н).
5. Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р).
6. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р).
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The FATF Recommendations: International standards on combating money laundering and the financing of terrorism & proliferation/ trans. from English. - Moscow: ITMCFM, 2012. - P. 189.
2. Methodology for assessing technical compliance with the FATF recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems / trans. from English. - М .: Veche, 2013 г. -P. 208.
3. Concept of development of the national system for combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism (approved by the President of the Russian Federation. May 30, 2013).
4. Professional Standard "Specialist in Financial Monitoring (AML/CFT)" (Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, July 24, 2015. № 512n).
5. The strategy of increasing the financial literacy of the population in the Russian Federation for 2017-2023 Order of the Government of the Russian Federation, September 25, 2017 No2039-r).
6. Strategy for the development of the financial market of the Russian Federation for the period until 2020 (Order of the Government of the Russian Federation, December 29, 2008 No. 2043-r).
Concept of long-term socio-economic development for the period up to 2020, (Order of the Government of the Russian Federation, November 17, 2008 No1662-r).