55 жыл ^
санасында жацгырып туруы тис Осыны улттьщ бiлiм беру Heri3i десек те болады.
Медицина orçy орындарындагы студенттердщ бойында кэабилк сапаны ^алыптастыруда гылыми жоба эдiсiн ^олдану тиiмдiлiгiн ез тэжiрибемiзде кере бастадьщ.
Тэyелсiздiпмiздщ 20 жылдьщ мерейтойыныц ^арсацында Кекшетау медицина колледжiнде еткен «Мешрбике iсi — адамгершiлiк пен ¡зплктщ енерЬ> атты Республикальщ гылыми тэжiрибелiк конференцияга (хальи^аральи^ ^атысушымен) Жаманова Айгерiм атты стyдентiмiз ^атысты.
Fылыми-тэжiрибелiк конференциясыныц комиссия сарапшыларыныц уйгарымымен жаца инновацияльщ технология дэрежесiнде жоба деп таныды жэне «Денсаульщ ^ундылыгы» номинациясы бойынша марапатталганы жогарыда айтылган сездермЬдщ айгагы. Атап айт^анда, ойындьщ езара эрекеттер,
рeлдiк ойынмен саба^ жYргiзy кезiнде о^ушы eзi нагыз зерттеу объектiciне айналып проблемаларды сараптайды, оцтайлы эдicтер ар^ылы eз ма^сатын ай^ындап, зерттеy жумысыныц болжамын айтyFа Yйренедi. На^ты жаFдайдаFы мiндеттердi шешy болаша^та кэciби ^ызмет процеciнде cаyатты шешiмдер ^абылдау бiлiгi мен даFдыcын rçалыптаcтырyFа мYмкiндiк бередi, оrçyшыларFа пэн бойынша о^у материалын жетiк мецгерyге жаFдай жасайды.
СоFан орай, колледжiмiзде eткен «Ею eкпенiц eкпеci», «Сiз жедел жэрдемнщ фельдшерiciз» сия^ты сахнальщ ^ойылымдар юкерлк - рeлдiк ойындарFа мысал бола алады.
Дорыта айт^анда, о^у жылыныц басында бiлiмдi игерyдiц 20%-ын игерген о^ушы осындай саба^тардыц нэтижеciнде eзi зерттеyшi ретiнде 80-100 %^а дешн тэжiрибеciн жетiлдiретiнiне кeзiмiз жеттi.
УДК 610.1:001.895
Г.Т. ТУЛЕШОВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА, Л.Ж. КАРСАКБАЕВА, В.В. КОЙКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
АО «Медицинский университет Астана», Республиканский центр развития здравоохранения, Астана
В международной практике проблемами развития медицинского образования и, в том числе, вопросами внедрения инновационного менеджмента в медицинском образовании занимается целый ряд международных объединений и ассоциаций - Всемирная федерация медицинского образования (World Fédération of Médical Education -WFME), Ассоциация медицинского образования в Европе (Association for Médical Education in Europe - AMEE), Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (International Association of Médical Science Educators - IAMSE), Азиатская ассоциация медицинского образования (Asian Médical Education Association - AMEA), Ассоциация высокого качества в медицинском образовании (Association for Excellence in Médical Education - AEME) и др. Данные международные организации выступают инициаторами разработки стандартов и иных руководящих документов, действующих как на региональном, так и на международном уровнях. Результатом работы регулярных конференций и ассамблей с участием ассоциаций зачастую становится принятие резолюций и соглашений по вопросам подготовки медицинских кадров. К числу наиболее знаковых международных соглашений последнего десятилетия относится Сицилийская декларация. Сицилийская декларация по вопросам научно обоснованной практики, принятая на Международной конференции преподавателей и уче-
ных в области доказательной медицины (Сицилия, сентябрь 2003 г.), указывает на необходимость использования принципов научно-обоснованной практики в подготовке медицинских кадров и обучении практикующих врачей. При этом, на всех уровнях медицинского образования рекомендуется использовать достижения Best Evidence Medical Education (BEME) -движения за развитие медицинского образования на доказательной основе.
Анализ мировых тенденций развития медицинского образования в последние годы указывает на то, что подобно доказательной медицине, ставшей основным инструментом обеспечения качества клинического процесса, именно внедрение идеологии BEME выступает основным условием достижения качества медицинского образования.
Цель BEME заключается в использовании результатов научно-обоснованных педагогических исследований в системе медицинского образования. Наличие научно-обоснованной информации по конкретным вопросам организации образовательного процесса позволяет преподавателям и администраторам медицинского образования всех уровней, включая национальные органы управления, принимать эффективные решения, добиваясь тем самым достижения наиболее высоких результатов.
УДК 615.47:001.8
Г.Т. ТУЛЕШОВА, Д.Н. АХМЕТОВА, Ж.Б. БЕКБЕРГЕНОВА, А.Т. УМБЕТЖАНОВА, М.Г. МАХАМЕТОВА, Н.К. НУРГАЛИЕВА, Г.А. ДЕРБИСАЛИНА
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТА AGREE ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»
«АО Mедицинcкий Университет Астана», Астана
С тех пор, как дисциплина «Основы доказательной медицины (ДМ)» стала согласно ГОСО-2006 обязательной, образовательная деятельность рассматри-36
вается как важный шаг по развитию ДМ и внедрению в клиническую практику качественных и эффективных методов лечения. Обучение ДМ требует от преподава-
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.