Научная статья на тему 'Международный оборот культурных ценностей и актуальные проблемы музейной практики'

Международный оборот культурных ценностей и актуальные проблемы музейной практики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1807
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МУЗЕЙНОЕ ПРАВО / CULTURAL VALUABLES / INTERNATIONAL COOPERATION / MUSEUM LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вилков Анатолий Иванович

В статье анализируются актуальные проблемы международного оборота культурных ценностей, развития музейного дела, совершенствования вузовского образования и нормативно-правового регулирования в сфере сохранения культурно-исторического наследия. Дается представление о международной и национальной практике применения принципов и норм, заложенных в конвенциях ЮНЕСКО, в борьбе с незаконными археологическими раскопками, вывозом и ввозом культурных ценностей, а также при возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей. Ставятся вопросы внесения дополнительных требований в стандарты подготовки выпускника высшего учебного заведения и содержание вузовских учебных программ в части углубленного изучения опыта международного сотрудничества в области защиты и сохранения национального культурно-исторического достояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Вилков Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International turnover of cultural valuables and topical issues of the museum practice

Topical problems of international turnover of cultural valuables, of the development of museum management, as well as of the University education and legal regulation for preservation of the cultural and historic heritage are being analyzed in the report. It sheds light on international and national practices for applying the principles and standards of the UNESCO conventions in preventing illegal archeological excavations, export and import of cultural valuables as well as return of stolen or illegally exported cultural valuables. It raises the question of introducing addi-tional requirements to the educational standards of the university graduates as well as of the con-tents of university curriculum, namely, the in-depth studies of international cooperation experience in cultural field as well as in preservation of national cultural-historic heritage.

Текст научной работы на тему «Международный оборот культурных ценностей и актуальные проблемы музейной практики»

УДК 339(100)/339.19:069

А. И. Вилков

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБОРОТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ

Культурные ценности являются важнейшим источником научного изучения как истории общества в целом, так и истории искусства в частности. Ежедневно тысячи артефактов, проходя через десятки рук, обретают своих новых владельцев, занимая достойное место в музейных собраниях или частных коллекциях, изучаются и вводятся в научный оборот.

Антикварно-художественный рынок, развивающийся в силу своих интересов, главным из которых является извлечение прибыли, тем не менее, является важнейшим фактором сохранения культурных ценностей. Торговец предметами искусства или антиквариата вынужден надежно оберегать найденный им предмет в целях более выгодной его продажи потенциальному клиенту.

Вместе с тем, антикварный рынок, также как и другие прибыльные сферы международного бизнеса, подвержен криминальному влиянию. Хищения произведений искусства, их фальсификация, незаконные археологические раскопки и торговля продолжают процветать. Сотни тысяч культурных ценностей нелегально вывозятся из стран их происхождения и вовлекаются в незаконный оборот.

Международное сообщество давно осознало необходимость совместных действий по сохранению всемирного культурного наследия. В конвенциях ЮНЕСКО определены международно-правовые принципы и нормы защиты культурных ценностей, разумно сочетающие национальные интересы каждого государства, в интересах сохранения культурноисторического достояния всего человечества1.

Новые вызовы современности во многом связаны с нравственно-этическими факторами международного культурного сотрудничества, в том числе в сфере музейной практики и подготовки специалистов музейного дела.

За последние годы произошло резкое увеличение спроса на произведения российского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, породившее небывалый скачок цен. Впервые стоимость произведений российских художников XIX - начала XX вв.

1 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1990. Вып. XLIV. С. 506-513; Рекомендация об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г. // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002. С. 193-205.

превысила миллионные долларовые рубежи. Вместе с тем, сравнительно ограниченное количество оригинальных произведений, представленных на рынке, и желание нечистых на руку дельцов получить легкую наживу, вызвали всплеск воровства и новые виды мошенничества.

В мае 2004 г. была предпринята попытка продажи на аукционе Сотбис произведения известного голландского художника М. Куккука, фальсифицированного под работу И. И. Шишкина, и снабженного подлинным экспертным заключением Государственной Третьяковской галереи. Разоблачение фальшивки произошло буквально за два дня до начала торгов.

В ходе дальнейшего анализа антикварно-художественного рынка, проведенного искусствоведом В. А. Петровым, долгое время работавшим экспертом в Третьяковской галерее, была выявлена тенденция увеличения количества подлинных произведений западных мастеров, фальсифицированных под работы русских художников2. В 2007 г. на основе этих исследований федеральная служба Россвязьохранкультура начала выпуск каталога фальсифицированных произведений «Внимание: возможно, подделка!»3.

Постепенно удалось установить характер крупномасштабной аферы, организованной группой мошенников. Тщательно изучая каталоги известных аукционов в Австрии, Г ермании, Дании, Польше, Чехии, Франции, Швейцарии, Швеции, США и Канаде, жулики приобретали недорогие произведения западноевропейских художников второй половины XIX - начала XX вв., близкие по стилевой и творческой манере работам российских художников того же периода. Затем эти работы «русифицировались» настолько профессионально, что вводили в заблуждение даже опытных экспертов, оказавшихся не готовыми к подобным фальсификациям.

В качестве исходного материала для фальсификации были использованы подлинные произведения более 500 известных австрийских, английских, голландских, датских, итальянских и немецких художников. Искусно переделанные произведения были приписаны авторству более 100 ярчайших представителей российского изобразительного искусства, работавших во второй половине XIX - начале XX вв.

Сравнительный анализ только трехсот произведений, опубликованных в каталогах, показал, что 116 из них получили экспертные заключения Третьяковской галереи, подтвердившие авторство российских художников на работы, выполненные западноевропейскими мастерами.

Проверка работы Отдела научной экспертизы Третьяковской галереи, проведенная в 2008 г. федеральной службой Россвязьохранкультура, выявила грубейшие нарушения установленного порядка организации и проведения искусствоведческой и технико-

2 Петров В. А.: 1) Русская живопись XIX века среди европейских школ (некоторые актуальные проблемы экспертизы) // Артхроника. 2005. № 5-6; 2) Профессиональный вандализм // Антикварная газета. 2005. Декабрь. № 16; 3) Это не просто афера, это убийство имен // Коммерсантъ. 2006. 31 августа.

3 Каталог подделок произведений живописи. «Внимание: возможно, подделка!». М., 2007 -2009. Ч. 1-5.

технологической экспертизы художественных произведений, осуществляемых музеем на

4

коммерческой основе .

Наиболее типичными недостатками многих экспертных заключений являлись: поверхностный анализ авторской манеры письма и авторской подписи, дальнейших авторских переработок, слабое знание стилевых особенностей художественных течений того времени и их взаимовлияния, а также наличие общих рассуждений, не имеющих отношения к исследуемому произведению и не отвечающих требованиям научной экспертизы.

Всего на международный антикварно-художественный рынок было вброшено более 3 000 произведений, переделанных подобным образом. К сожалению, значительная часть из них имеет сертификаты подлинности, выданные российскими музейными и экспертными учреждениями.

Фальсифицированные произведения, получившие сертификат подлинности, стали публиковаться в популярных изданиях, в том числе, претендующих на научность монографических альбомах, как неизвестные ранее работы российских художников.

В погоне за легкой наживой мошенники, среди которых, очевидно, были искусствоведы и реставраторы, не только нарушили авторские права художников, но и украли часть национального культурного наследия западных стран, приписав ее российской культуре. Фактически, это открытый вызов международному сообществу, игнорирование общепринятых норм уважительного отношения к культурному достоянию других государств5.

Кроме того большинство фальсифицированных произведений ввозилось на территорию России и вывозилось с нее с нарушением установленных российским законодательством правил перемещения культурных ценностей через таможенную границу6.

Особую тревогу вызывают участившиеся случаи изготовления фальшивых произведений ныне живущих художников. В конце 2009 г. в Санкт-Петербурге обнаружились поддельные картины Михаила Шемякина. Их собиралась продать аспирантка Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина, которая призналась, что приобрела их у своего знакомого.

По словам самого художника, подделывать его картины начали еще в конце 1980х гг. Подделки он встречал в разных странах мира, в том числе в России, Франции и США7.

В связи с этим возникает вопрос о профессиональной ответственности экспертов, искусствоведов, музейных сотрудников, всех, кто сопричастен сохранению и защите культурно-исторического наследия. Зачастую мы слышим, как в ответ на обвинения в, мягко говоря, некачественной экспертизе, звучат слова, что каждый имеет право на ошибку. Да, право на ошибку имеет любой человек, даже специалист высочайшего уровня. Но признать свою ошибку, тем более публично, осмелится далеко не каждый.

4 Текущий архив федеральной службы Россвязьохранкультура.

5 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи ...

6 Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804 -1. Ст. 18, 23 // Российская газета. 1993. 15 мая; [То же] С изменениями // Российская газета. 2009. 22 июля.

7 Российская газета - Неделя - Северо-Запад. 2009. 19 ноября.

Ошибка специалиста, совершенная единожды не грех, но системные ошибки профессионала приводят к искажению научного представления о путях развития национального искусства, становятся питательной средой для коррупции, мошенничества и воровства, порождают самые невероятные суждения, порочащие звание эксперта и бросающие тень позора на наши всемирно и заслуженно известные учреждения.

Другой не менее острой проблемой антикварно-художественного рынка является небывалый расцвет торговли предметами археологии. Основным источником этого рынка являются грабительские раскопки, производимые практически на всей территории Российской Федерации. Ежегодно «черные археологи», вооруженные металлоискателями, вскрывают многие сотни древних захоронений и городищ.

Отсутствие в нашем законодательстве правового понятия «предметы антиквариата», а также элементарных правил торговли антиквариатом, позволяют безнаказанно сбывать уникальные археологические памятники и похищенные произведения искусства8. За пределы страны нелегально вывозятся тысячи предметов археологии. Россия теряет часть материальной культуры, имеющей важнейшее значение для науки. Зачастую незаконно вывезенные культурные ценности обращаются в собственность иных государств или попадают в зарубежные частные коллекции.

В 2004 г. литовские таможенники обнаружили в пассажирском вагоне более 200 предметов археологии, незаконно вывезенных с территории Российской Федерации. Владельца установить не удалось, а культурные ценности были переданы в Национальный музей Литвы.

Специалисты Института археологии РАН провели экспертизу и убедительно доказали, что эти предметы происходят из погребений поволжско-финских племен и муромских могильников, расположенных на территории Российской Федерации. Федеральная служба Росохранкультура потребовала вернуть их в Россию в целях музеефикации. Однако литовские власти, ссылаясь на различные бюрократические процедуры, не принимают должных мер по возвращению этих уникальных памятников российской истории.

Еще одной проблемой является международный оборот культурных ценностей, похищенных или незаконно вывезенных из стран их происхождения. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам предотвращения приобретения культурных ценностей, похищенных или незаконно вывезенных из другого государства. Сегодня очень важно сознавать, что «музеи, библиотеки и архивы, являясь учреждениями культуры, должны заботиться о том, чтобы их коллекции создавались на основе всеобще признанных моральных принципов»9.

8 До 2002 г. действовал Указ Президента Российской Федерации от 30.05.94 № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», в котором давалось определение понятия «предметы антиквариата». Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 6, ст. 587. Утратил силу. Указ Президента РФ от 18.02.2002 № 184.

9 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи ...

Мы знаем немало достойных примеров соблюдения этих принципов в международной музейной практике. Приведу лишь некоторые из них. В марте 2006 г. президент Чехии Вацлав Клаус передал президенту России В. Путину картину И. Н. Крамского «Портрет крестьянина», долгое время хранившуюся в Моравской галерее чешского города Брно.

Этот портрет, входивший в состав коллекции Государственного Русского музея, пропал в самом начале Великой Отечественной войны в Крыму, где экспонировался в составе передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи», проходившей в городах Северного Кавказа, Донбасса и Крыма10.

Только в 2004 г. удалось установить, что «Портрет крестьянина» находится в Моравской галерее в Брно, куда он поступил из частного собрания. Росохранкультура совместно с Русским музеем провела большую работу по сбору необходимых материалов и организовала комплексную экспертизу, позволившую полностью идентифицировать картину. Добрая воля и соблюдение общепринятых этических принципов позволили вернуть картину в Русский музей.

Тоже можно сказать и о возвращении в 2005 г. в Государственный музей-заповедник «Павловск» бронзовой скульптуры «Летящий Меркурий», также пропавшей в годы войны, и обнаруженной в австрийском окружном музее города Граца11.

В 2000 г. удалось вернуть семь рисунков П. Филонова, похищенных из Русского музея в 1970-х гг. Тогда подлинные рисунки художника были заменены фальшивками и контрабандно вывезены во Францию.

В дальнейшем подлинники были приобретены Национальным музеем современного искусства Центра имени Ж. Помпиду в одном из частных парижских салонов, причем дирекция музея и не подозревала, что покупает краденые работы.

К этому времени срок исковой давности по ранее открытому уголовному делу прошел. Только в результате переговоров на основе принципов международного права, а также при доброй воле французской стороны, подлинные рисунки были возвращены12.

В соответствии с нормами профессиональной этики и конвенций ЮНЕСКО действовали сотрудники Государственного Эрмитажа и Государственного историкокультурного музея-заповедника «Московский Кремль» при рассмотрении в 2003 г. вопроса о приобретении нескольких уникальных золотых предметов периода ранней Византии. Эти предметы, владельцами которых являлись коллекционеры из Германии и Великобритании, были временно ввезены в Россию международным арт-дилером в целях продажи.

Экспертиза подтвердила подлинность представленных артефактов, а также их возможное происхождение из археологических раскопок на территории современной Турции. Сотрудники музеев сообщили об этом предложении в Федеральную службу Росохранкуль-

10 Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. М., 2000. Т. 3. Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. С. 39 -40, 67.

11 Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. М., 2000. Т. 2. Государственный музей-заповедник «Павловск». Павловский дворец. С. 227-228.

12 Государственный Русский музей. Отчет за 2000 год: Альманах. СПб., 2001. Вып. 1. С. 64 -67.

тура, которая сделала запрос Министерству культуры Турции о происхождении данных культурных ценностей. В ответном письме сообщалось, что указанные предметы действительно были найдены на территории Турции и хранились в одной из церквей, откуда были похищены в 1970-х гг. Также высказывалась просьба о задержании этих культурных ценностей и возвращении их в Турцию.

Изучив правовую ситуацию, сотрудники службы обратились к турецкой стороне с просьбой представить материалы, подтверждающие кражу данных культурных ценностей или их незаконный вывоз, и подтвердить право собственности на них. Только в этом случае можно было рассматривать процедуру возврата. Однако турецкие уполномоченные органы так и не смогли представить соответствующих документов, и добрые намерения Российской Федерации, к сожалению, так и не удалось реализовать.

Всего за период с 1997 по 2008 гг. российская национальная служба по сохранению культурных ценностей возвратила в Россию свыше 6 500 похищенных и незаконно вывезенных произведений искусства и архивных материалов, обнаруженных в 26 странах мира. Их рыночная стоимость составляет не менее 30 млн. долларов США13. Возвращение подавляющего большинства музейных предметов стало возможным на основе применения принципов и норм, заложенных в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. и Конвенции ЮНИДРУА 1995 г.

Следует иметь в виду, что банк данных похищенных в России культурных ценностей насчитывает более 20 000 предметов, и еще свыше 40 000 культурных ценностей зарегистрированы как утраченные нашими музеями в период Второй мировой войны14.

Таким образом, анализ международного оборота культурных ценностей, позволяет выявить актуальные проблемы, возникшие за последнее время в музейной практике, а, следовательно, обозначить круг задач в области подготовки квалифицированных специалистов музейного дела, модернизации высшего профессионального образования.

В условиях глобального развития гуманитарного сотрудничества, мы должны позаботиться о подготовке специалистов, владеющих опытом международно-правового сотрудничества в области сохранения культурного наследия, способных активно формировать объективный исторический и современный образ России. Специалистов, способных понимать, «что культурные ценности являются одним из основных элементов цивилизации и культуры народов и что они приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение, история и окружающая среда»15.

В связи с этим назрела необходимость разработки дополнительных требований к федеральным государственным образовательным стандартам выпускника высшего учебного заведения в части системного и углубленного знания международно-правовых принципов и норм в области защиты и сохранения культурных ценностей, сформулированных в документах ЮНЕСКО.

13 Текущие архивы Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ, федеральной службы Росохранкультура и федеральной службы Россвязьохранкультура.

14 Текущий архив федеральной службы Россвязьохранкультура.

15 Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи .

Следует расширить и содержание вузовских учебных программ, наполнив их конкретным опытом правоприменительной деятельности федеральных и региональных ведомств и учреждений культуры, в том числе, и по противодействию различного рода аферам и фальсификациям.

В этой связи на факультете истории искусства Российского государственного гуманитарного университета впервые разработан учебно-методический комплекс и читается спецкурс по теме «Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей»16. Предметом курса является система международно-правового сотрудничества в области сохранения, защиты и популяризации движимого культурно-исторического наследия, а также вопросы имплементации международных обязательств в данной сфере на внутригосударственном уровне и их практическое применение в Российской Федерации.

В целях дальнейшего улучшения качества вузовского образования, необходимо подумать о совершенствовании ведомственных научно-исследовательских программ в области культуры и искусства, их интеграции с высшей школой, с вузовской наукой. Это могут быть научные исследования процессов международной трансформации художественных, стилевых и социальных особенностей национального изобразительного искусства в условиях глобальной интеграции, а также появления и использования новых технологий и материалов.

Студенты старших курсов вполне могут оказывать помощь в работе по фотофиксации музейных предметов. Это одна из наиболее застарелых и плохо решаемых проблем в области учета предметов государственного музейного фонда.

Весьма перспективным может быть участие студентов в работе музеев современного искусства по каталогизации произведений ныне живущих художников в целях защиты их авторского права. Современные технические средства не только позволяют выполнить эту работу, но и дают возможность создания специальных баз данных, отслеживающих судьбу любого авторского произведения, это, в свою очередь, может обезопасить его от фальсификации в будущем

Изучение и сохранение культурно-исторического наследия во многом зависит от тех, кто будет работать в XXI в. и передавать эстафету в будущее. Подготовка таких специалистов задача высшей школы. И необходимо сделать все, чтобы в процессе обучения студенты могли овладевать опытом международного сотрудничества по сохранению и защите культурных ценностей в целях его творческого применения в музейной практике.

16 См.: Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты. Курс лекций. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.