7.3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аккаева Халимат Алиевна, кандидат юридических наук, начальник кафедры специально-технических дисциплин, полковник полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Lel4993@rambler.ru
Аннотация: основными характеристиками современного этапа развития человечества являются процессы глобализации и информатизации, когда новые информационно-коммуникационные технологии активно проникают во все сферы общественной жизни.
В представленной статье проанализировано понятие «кибертерроризм», исследованы его два основных аспекта. На основе анализа международных нормативно-правовых актов определены объекты кибертерроризма. Автором рассмотрены примеры кибератак и сделан вывод о том, что международный терроризм в настоящее время следует рассматривать в качестве политического феномена.
Ключевые слова: кибертерроризм, международный терроризм, киберпреступность, политическая напряженность, кибератака, преступления против государства.
INTERNATIONAL CYBERTERRORISM AS A POLITICAL PHENOMENON
Akkaeva Halimat A., PhD in Law, chief of department of special and technical disciplines
Place of employment: North Caucasian Institute of professional development (branch) of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Lel4993@rambler.ru
Abstract: the main characteristics of the modern stage of human development are the processes of globalization and informatization, when new information and communication technologies actively penetrate into all spheres of public life.
In the presented article the concept «cyberterrorism» is analyzed, its two main aspects are investigated. Based on the analysis of international regulations, objects of cyberterrorism are defined. The author examined examples of cyberattacks and concluded that international terrorism should now be viewed as a political phenomenon.
Keywords: cyberterrorism, international terrorism, cybercrime, political tension, cyberattack, crimes against the state.
В XXI веке информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Наравне с технологическим и информационным прогрессом в мире свою масштабность набирает киберпреступность. В настоящее время во внутренней политики каждого государства разрабатываются специальные механизмы борьбы с преступлениями в информационной сфере в зависимости от уровня развития новых технологий. Однако особую актуальность приобретает исследование международных аспектов обозначенной проблемы в силу увеличения количества киберпреступлений, имеющих негативные последствия для целого ряда государств или мирового сообщества в целом.
Неотъемлемым фактом современности стало применение преступными сообществами новых достижений в области науки и техники. В связи с обширным использованием информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности государства уязвимыми становятся и важные объекты инфраструктуры. Таким образом, наиболее актуальным в настоящее время представляется исследование международного кибертерроризма.
Важно отметить, что в научной литературе существует два основных аспекта анализа понятия «ки-бетерроризм»:
1. Кибертерроризм как производное от терроризма [2, с. 106, 3, с. 21; 6, с. 155]. В данном случае использование информационное сферы выступает основным средством и методом для совершения террористических актов. При этом киберпространством является
местом для популяризации террористических идеологий и дополнительной площадкой для организационных аспектов обеспечения преступлений террористической направленности.
2. Кибертерроризм как производное от феномена ки-берпреступности [4, с. 44; 5, с. 237; 7, с. 112]. При этом киберпространство уже становится местом совершения преступлений, объектами которых становится компьютерная информация, среди которой особое значение приобретают информационные инфраструктуры, такие как государственные серверы, сайты и информация на них, а также и потенциально опасные объекты инфраструктуры (например: атомные станции, электросети и другие).
Указанные подходы находят свое отражение и в международных нормативно-правовых актах. Так, Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях 2001 года дает четкое определение киберпреступ-ности и требует от стран установить уголовную ответственность за четыре типа преступлений:
1. Преступления против конфиденциальности, неприкосновенности и доступности компьютерных данных и систем, включая незаконный доступ к компьютерным системам, незаконный перехват, вмешательство в данные, вмешательство в системы и злоупотребление оборудованием;
2. Преступления, связанные с компьютерами, включая подделки и мошенничество с использованием компьютеров;
3. Преступления, связанные с контентом, - детская
Аккаева Х. А.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИБЕРТЕРРОРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
порнография (протокол к Конвенции охватывает также расизм и ксенофобию);
4. Преступления, связанные с нарушением авторского права и связанных с этим прав [1].
Несмотря на то, что само понятие кибертерроризм в данном международном документе не содержится, объекты преступлений, указанных в первом пункте, совпадают с объектами кибертерроризма, что позволяет относить данное международное правонарушение к сфере действия данной Конвенции.
Эксперты рассматривают кибертерроризм как преднамеренную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему или сеть, которая создает опасность для жизни и здоровья людей или наступления других тяжких последствий, если такие действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения или провокации военного конфликта [9]. Следует также согласиться с мнением Ф. А. Усилинского, который рассматривает кибертерроризм как предумышленные действия, сопровождавшиеся политической атакой на информацию, обрабатываемую компьютерной техникой и системами [8, с. 8].
Проведенный анализ явления кибертерроризма показывает, что к его особенностям относятся:
1. Является информационным оружием, так как использует компьютерные системы и сети, специальное программное обеспечение и информационные технологии;
2. Носит международный характер, поскольку преступники находятся в одном государстве, а их жертвы за рубежом;
3. Многообразие целей;
4. Характеризуется высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости;
5. Требует сравнительно небольших финансовых затрат и наносит огромный материальный ущерб [10].
Таким образом, международный кибертерроризм является многоаспектным явлением и вне зависимости от рассмотрения его как разновидности международного терроризма или как вида киберпреступности важно одно - это серьезные последствия для всего мирового сообщества. При этом следует отметить, что негативные последствия могут выражаться не только в материальном уроне, нанесенном конкретной государственной структуре или организации, но и в неимущественном влиянии на репутацию. В данном случае речь идет о международном кибертерроризме как политическом феномене.
Политическая система любого государства напрямую связана с информацией, ее производством и распространением. Однако не всегда данный процесс прогрессивно влияет на развитие внутренней политики государства и упрочнение положительной репутации органов государственной власти. На практике встречаются ситуации, когда информация используется против органов государственной власти, то есть специально создается диаметрально противоположное впечатление о политических событиях и процессах в государстве. Данное преднамеренное искажение информации может осуществляться как национальными преступными группировками, так и заинтересованными структурами из других государств. Преднамеренные кибератаки на информационные системы государственных органов способствуют развитию мнения общественности о несостоятельности данных институтов власти, в связи с чем усложняется их работа, которая
в зависимости от масштабов хакерской атаки может быть и парализована полностью. Так, в 2015 году Украина подверглась кибератаке на свою национальную электросеть, в результате чего свыше 600000 жителей остались без электричества[11].
Кибертерроризм ориентируется на использование различных форм и методов вывода из строя информационной инфраструктуры государства. Одна из таких форм - разработка и использование компьютерных вирусов. При этом основным способом кражи паролей и ведущим инструментом в области промышленного шпионажа является внедрение вирусов-троянов. Ярким примером проявления кибертерроризма является операция кибершпионажа «Красный октябрь», в ходе которой против дипломатических ведомств, государственных структур и научно - исследовательских организаций разных стран мира собиралась информация с мобильных устройств, компьютеров и сетевого оборудования атакованных организаций. Атаке при этом подверглись правительственные структуры, дипломатические ведомства, исследовательские институты, торговые и коммерческие структуры, нефтяные и газовые компании, аэрокосмическая отрасль [12].
В сфере международных отношений кибертерроризм представляет серьезную угрозу для международной безопасности в целом. Также при кибертерроризме подвергается опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами или группами государств. Кибератаки могут провоцировать напряженность в отношениях между отдельными государствами и способствовать разжиганию международных конфликтов или же препятствовать действующим механизмам их разрешения. Совершать акты компьютерного террора способны многие организации экстремистской направленности: ИГИЛ, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, различные религиозные движения и прочие незаконные вооруженные формирования.
Важно отметить, что кибертерроризм на международной арене может выступать в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государства и дезорганизации существующих международных связей. Так, например, в 2009 году Вирус Stuxnet вывел из строя 20% иранских ядерных центрифуг. Позднее данный акт стали относить к глобальному плану США по нападению на критическую инфраструктуру целой страны [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что международный кибертерроризм является политическим феноменом, который следует рассматривать в двух аспектах:
1. Вмешательство во внутренние дела государства с целью подрыва репутации эффективной деятельности государственных органов и существования правопорядка;
2. Провокация напряженности в отношениях между государствами с целью разжигания международных конфликтов.
Учитывая данные аспекты государствам необходимо активизировать сотрудничество в сфере противодействия кибертерроризму. Международный кибертерро-ризм ставит под угрозу международную безопасность и правопорядок и противодействие ему лишь на национальном уровне недостаточно. В настоящее время существует крайняя необходимость во всесторонней правовой регламентации противодействия кибертер-роризму: создание нормативных актов, где будет закреплено единое понятие данного преступления, и определены основные механизмы предупреждения и
ликвидации последствий кибератак [12]. Наиболее эффективным в данном случае представляется сотрудничество государств в рамках деятельности универсальных и региональных международных организаций, таких как ООН, Совет Европы, Европейский союз и СНГ. Также, представляется целесообразным развивать сотрудничество между конкретными государствами, имеющими конфликтные ситуации в информационной сфере, посредством создания международных договоров и разработки отдельных механизмов противодействия кибертерроризму.
Отметим также, что в настоящее время специалистами в области информационных технологий высказывается мнение о том, что само понятие кибертерро-ризма в современном мире часто используется для политических спекуляций и влияния на общественное мнение. В сфере компьютерных наук и информационных технологий встречается большое количество научных трудов с противоречивыми оценками происходящих в мире ситуаций.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,39%.
Список литературы:
1. Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях (Будапешт, 23 ноября 2001 года) // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://rm.coe.int/1680081580 (дата обращения: 20.02.2018).
2. Горбенко А. Кибетерроризм как новая форма терроризма: проблемы противодействия // Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О. И. Чердакова. М., 2017 С. 105-114.
3. Диденко А. И. Противодействие кибертерроризму // Отечественная юриспруденция. 2016. № 11(13). С. 21-26.
4. Заколпина А. А. Кибертерроризм как угроза безопасности Российской Федерации // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2017. С. 40-46.
5. Меркурьев В. В., Агапов П. В., Борисов С. В., Халиул-лин А. И. Проблемы противодействия кибертерроризму и киберпреступности: решение задач обеспечения внутренней безопасности государства // Научное обеспечение деятельности органов Прокуратуры в 2013 году: сборник научных докладов. Под общей редакцией О. С. Капинус. Москва, 2014. С. 233-269.
6. Морозова А. П. Кибертерроризм и информационный терроризм как новые формы проявления терроризма // Научные труды Северо-Западного Института Управления. Том 8. Выпуск 2 (29). С. 154-163.
7. Мухачев С. В. О некоторых аспектах киберпреступно-сти // Соотношение российского и международного права: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. С. 112.
8. Усилинский Ф. А. Кибертерроризм в России: его свойства и особенности. Право и кибербезопасность, 2014. №1. С. 6-11.
9. Голубев В. А. Компьютерная преступность - угроза национальной безопасности // Центр исследования проблем компьютерной преступности. URL: http://www.cnme-research.org/library/terror3.htm (дата обращения: 20.02.2018).
10. Кибертерроризм: угроза национальной и международной безопасности // Информационное агентство «Оружие России». URL: http://www.arms-expo.ru/news/ archive/kiberterrorizm-ugroza-nacional-noy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti14-03-2013-18-35-00/ (дата обращения: 20.02.2018).
11. Самые громкие кибератаки на критические инфраструктуры. URL: http: // www.securitylab.ru / blog / company / PandaSecurityRus / 326371.php (дата обращения: 20.02.2018)
12. Лаборатория Касперского. Новости об угрозах. «Red October». URL: http: // www.kaspersky.ru (дата обращения: 20.02.2018).
13. Геляхова Л. А. «Международно-правовые основы противодействия кибертерроризму».//Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 65-67.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью «Международный кибертерроризм как политический феномен» Одним из главных факторов развития государства и общества является производство и использование информации. В современных условиях информация играет ключевую роль в функционировании не только общественных и государственных институтов, но и жизнедеятельности каждого человека. Компьютеры и телекоммуникационные системы активно используются для решения широкого круга социальных задач, проблем обеспечения национальной безопасности и межличностного общения.
Вместе с тем стремительное развитие информатизации привело к появлению новых видов преступлений, среди которых особую озабоченность вызывает компьютерный терроризм (кибертерроризм).
Существенная опасность кибертерроризма как общественного явления приводит к необходимости принятия государством действенных мер по противодействию подобного рода преступлениям.
Справедливым представляется вывод автора о том, что в сфере международных отношений кибертерроризм представляет серьезную угрозу для международной безопасности в целом. Также при кибертерроризме подвергается опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между отдельными государствами или группами государств. Ки-бератаки могут провоцировать напряженность в отношениях между отдельными государствами и способствовать разжиганию международных конфликтов или же препятствовать действующим механизмам их разрешения. Совершать акты компьютерного террора способны многие организации экстремистской направленности: ИГИЛ, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, различные религиозные движения и прочие незаконные вооруженные формирования.
Отметим также, что в настоящее время специалистами в области информационных технологий высказывается мнение о том, что само понятие кибертерроризма в современном мире часто используется для политических спекуляций и влияния на общественное мнение. В сфере компьютерных наук и информационных технологий встречается большое количество научных трудов с противоречивыми оценками происходящих в мире ситуаций.
В целом, статья «Международный кибертерроризм как политический феномен» отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Начальник кафедры ОПД, кандидат юридических наук полковник полиции
Тутуков А. Ю.