Научная статья на тему 'Международный институт экономики и финансов как модель программы двух дипломов'

Международный институт экономики и финансов как модель программы двух дипломов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Сергей Михайлович

В статье представлена организационная модель обучения, лежащая в основе Международного института экономики и финансов в ГУ-ВШЭ, которая является экономической программой международного уровня, ведущей к получению ученой степени и российского и британского университетов. Особое внимание уделено следующим исследованиям программе администрирования и финансирования, развитию комплексного учебного плана, методам обучения и оценки студенческих выступлений, оригинальным образовательным и исследовательским техникам, которые способствуют развитию научного потенциала МИЭФ и качеству образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COLLEGE OF ECONOMICS AND FINANCE (ICEF) AS A MODEL OF DOUBLE-DIPLOMA PROGRAMME

This article presents the organizational model of teaching in the frameworks of the International College of Economics and Finance at the HSE, which is an international-level Economic program leading to the Degrees of both Russian and British universities. Special attention is paid to the following issues the program administration and financing, the development of an integrated curriculum, methods of teaching and assessment of student performance, the novel educational and research techniques, which provide the development of the academic potential of the ICEF and the quality of the programme.

Текст научной работы на тему «Международный институт экономики и финансов как модель программы двух дипломов»

С. М. Яковлев

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАК МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДВУХ ДИПЛОМОВ

S. M. Yakovlev

International College of Economics and Finance as a model double-diploma programme

This article presents the organizational model of teaching in the frameworks of the International College of Economics and Finance at the HSE, which is an international-level Economic program leading to the Degrees of both Russian and British universities. Special attention is paid to the following issues - the program administration and financing, the development of an integrated curriculum, methods of teaching and assessment of student performance, the novel educational and research techniques, which provide the development of the academic potential of the ICEF and the quality of the programme.

Особое место в образовательной структуре ГУ-ВШЭ занимает Международный институт экономики и финансов (МИЭФ), созданный в 1997 г. на основе договора между ГУ-ВШЭ и Лон-дон-ской школой экономики и политических наук (ЛШЭ) Лондонского университета при финансовой поддержке российских банков и финансовых институтов. Главной целью МИЭФ было создание в российском университете программы по экономике международного уровня, который подтверждался бы тем, что все выпускники института получали бы дипломы российского и британского университетов. Для достижения этой цели была избрана одна из форм совместных программ двух университетов, которые стали широко распространяться в Европе в середине 90-х гг. и были позднее признаны в рамках Болонского процесса как один из его важнейших элементов. Представляя собой наиболее тесную форму взаимодействия университетов и преподавателей в самом научно-образовательном процессе, совместные программы создают новые возможности синергии образовательных культур, роста качества образовательных программ, их привлекательности и конкурентоспособности, развития академического потенциала вузов-участников, обеспечивают «добавочную стоимость всем ее участникам». В случае создания МИЭФ давно существующая во всем мире система дистанционного обучения, подразумевающая получение дипломов как отечественных, так и зарубежных вузов на индивидуальной основе, была эффективно дополнена на базе партнерства с

© С. М. Яковлев, 2006

ЛШЭ1 институциональными возможностями ГУ-ВШЭ. МИЭФ предлагает на рынке услугу получения ««двойного» бакалаврского диплома по экономике ведущих российского и английского университетов при снижении соответствующих трансакционных издержек потребителя.

Постановка подобной задачи потребовала новых академических и управленческих решений и, в частности, разработки и реализации согласованного интегрированного учебного плана, подготовки новых учебных курсов, внедрения новых методик обучения, организации учебного процесса и оценки знаний студентов, привлечения преподавателей и студентов соответствующего уровня, а также новых решений в области университетского управления и финансирования.

Программа двух дипломов: модель организации учебного процесса

Общий дизайн программы Программа двух дипломов институционально оформлена на основе интегрирования бакалаврской программы по экономике, разработанной ГУ-ВШЭ совместно с ЛШЭ, во внешнюю программу Лондонского университета.

Являясь подразделением ГУ-ВШЭ, институт реализует 4-летнюю программу бакалавра по экономике и вручает своим выпускникам российские дипломы. Вся учебная программа составлена в соответствии с российскими образовательными стан-

С. М. Яковлев. МИЭФ как модель программы двух дипломов

дартами и нормами. Учебный план МИЭФ и программы курсов рассматриваются и одобряются Ученым советом ГУ-ВШЭ и другими академическими органами университета.

Прием студентов на первый курс МИЭФ осуществляется по итогам вступительных экзаменов, проводимых ГУ-ВШЭ. В конце первого курса студенты МИЭФ наряду с экзаменами ГУ-ВШЭ сдают экзамены APT (Advanced Placement Test) по экономике, количественным методам и статистике. Эти экзамены организованы советом американского Университета Принстон. Удовлетворительные оценки по этим экзаменам, а также экзамену по английскому языку IELTS позволяют студентам в начале 2-го курса поступить на внешнюю программу Лондонского университета. Каждый следующий год студенты МИЭФ сдают экзамены по российской программе и по внешней программе Лондонского университета. Они имеют возможность одновременно обучаться в двух университетах и получить два диплома, поскольку экзамены Лондонского университета удовлетворяют российским требованиям к профессиональным предметам. В то же время российская программа обучения шире британской, и, помимо предметов внешней программы, студенты МИЭФ обязаны изучить несколько дополнительных курсов по российской программе.

Обучение в МИЭФ длится 4 года и ведется на русском и английском языках.

Следование внешней программе Лондонского университета по данному направлению означает, что преподавание предметов, входящих в учебный план, осуществляется под мониторингом профессоров ведущего факультета Лондонского уни-верситета—Лондонской школы экономики и политических наук. Экзамены проводятся и оцениваются преподавателями ЛШЭ. Правила сдачи экзаменов являются одинаковыми как для студентов внешней программы, так и для студентов, которые учатся на очном отделении ЛШЭ. Таким образом, по окончании института студенты получают дипломы, признаваемые на международном уровне.

Интегрированный учебный план

Структура учебного плана МИЭФ и принципы его реализации отражают как международные требования к ключевым параметрам подготовки профессионального экономиста (компетентност-ные характеристики в современной терминологии), так и национальные традиции академического об-

разования и влияние реальностей рынка труда. Поэтому интегрированный учебный план МИЭФ представляет собой фактически результат взаимодополнения и взаимообогащения двух образовательных систем, российской и английской, в области экономического образования.

Во-первых, план МИЭФ — более обширный, чем учебный план ЛШЭ, но и более лаконичный, чем принято в большинстве российских вузов. В основу его формирования положен принцип агрегирования изучаемых дисциплин при сокращении их общего числа. В соответствии с учебным планом аудиторная недельная нагрузка составляет порядка 20-24 часов (постепенно убывая к 4-му курсу2; количество дисциплин, обязательных для изучения за 4 года, доведено до 303).

План интегрирует предметы внешней программы Лондонского университета в полном объеме, позволяя достичь глубокого освоения базовых и прикладных экономических дисциплин и получения необходимых профессиональных навыков. План также включает предметы и виды деятельности, необходимые для получения российского диплома: прежде всего, общественные дисциплины, дипломную работу, практику и др.

Такой подход позволяет обеспечить не только глубокую фундаментальную общепрофессиональную подготовку будущих экономистов и развитие аналитических и профессиональных навыков (включая возможность профессиональной специализации на старших курсах), но также широкий университетский кругозор и междисциплинарное образование (прежде всего в области наук об обществе). Последнее достигается на основе изучения разнообразного круга неэкономических дисциплин (философии, права, социологии, дисциплин историко-институционального блока).

Во-вторых, интегрированный учебный план создает возможность реализации принципа гибкого учебного плана студента, включая профессиональную специализацию, начиная со второго курса в рамках программы Лондонского университета. В институте нет (в привычном для многих российских вузов формате) постоянных по составу студенческих групп. Их состав меняется в зависимости от академического прогресса студента и выбора курсов специализации. Студенты МИЭФ специализируются в трех областях: «Банковское дело и финансы», «Экономика и менеджмент» и «Экономика». Выпускники получают дипломы Лондонского университета с указанием данных специализаций. Дисциплины специализации явля-

ются обязательными для студентов, выбравших данную специализацию, для других — факультативными. Студенты могут изучать также ряд других факультативных курсов по выбору как на базе МИЭФ (французский, немецкий, испанский языки, экономика на компьютере и др.), так и на базе экономического факультета ГУ-ВШЭ.

В-третьих, учебный план обеспечивает возможность овладения экономическими знаниями и навыками не только в русскоязычном, но и англоязычном формате. Преподавание английского языка ведется с учетом международного характера программы и необходимости изучения большей части предметов на английском языке. В связи с этим основной объем собственно курса английского языка приходится на первый год обучения, в конце которого все студенты МИЭФ сдают международный экзамен ШЦГС, на основе которого они могут быть зачислены на внешнюю программу Лондонского университета. Минимальный уровень требований на экзамене ШЦГС — 6,0 из 9 в целом и 5,5 по каждой из четырех частей. Достигнув этого уровня, студенты могут обучаться на английском языке в британском университете. В соответствии с этой задачей и с учетом начального уровня подготовки, студенты первого курса делятся на группы, в которых занимаются языком 8-10 часов в неделю. В начале учебы и в конце года (перед экзаменом ШЦГС) проводятся трехнедельные интенсивные программы «погружения», когда студенты занимаются только иностранным языком. На втором курсе занятия английским языком являются поддерживающими, основная их цель — подготовка к написанию письменных работ и эссе на языке. Далее владение языком развивается в ходе обучения профессиональным предметам на английском языке, в том числе под руководством преподавателей ЛШЭ. Программа подготовки студентов обеспечивает выход практически всех студентов к концу первого курса на уровень требований Лондонского университета к экзамену ШЦГС.

Методы обучения и контроля знаний студентов

Чтобы соответствовать международному уровню требований к знаниям и навыкам студентов в МИЭФ в процессе реализации интегрированного учебного плана с меньшим числом предметов и контактных часов внедряются интерактивные методы обучения, обеспечивается эффективная организация самостоятельной работы студентов, расширение

спектра методического обеспечения учебного процесса, создание адекватных условий обучения.

Учебное расписание составляется таким образом, чтобы в него были инкорпорированы часы консультаций студентов с преподавателями. Домашние работы в различных формах регулярно готовятся студентами, проверяются преподавателями и учитываются ими в итоговой оценке по курсу. Методическое обеспечение учебного процесса включает расширенный перечень двуязычных учебников, методических пособий, банков данных и задач, подготовленных преподавателями как МИЭФ, так и Лондонского университета. Фонды библиотеки МИЭФ и центральной библиотеки ГУ-ВШЭ постоянно пополняются. Зарубежные электронные ресурсы доступны для студентов: доступ в Интернет обеспечивают два компьютерных класса. В процессе обучения используется информационная система «преподаватель — студент МИЭФ» (созданная в рамках проекта НФПК группой студентов и преподавателей МИЭФ). Все это создает необходимые условия для эффективной организации самостоятельной работы, выработки у студента навыка креативного освоения изучаемого предмета, изучения новых явлений на основе взаимодействия с современной информационной средой.

Большую роль в эффективности учебного процесса в МИЭФ играет система промежуточных тестов и экзаменов, как внешних, проводимых в рамках программы Лондонского университета, так и внутренних. Дважды в год (в ноябре и апреле) все студенты проходят промежуточные внутренние экзамены по предметам, по которым потом проводятся внешние экзамены. В итоге, с учетом зимней и летней сессий, в МИЭФ 4 раза в год проводится общий контроль знаний студентов. В то же время курсы внешней программы имеют годовой цикл обучения и контроля с возможностью пересдачи экзаменов не ранее чем через один год, что также налагает свои особенности на организацию процесса обучения в МИЭФ. Если студент не сдал часть внешних экзаменов (два и более экзаменов или экзамен по предмету, являющемуся базовым для нескольких предметов следующего курса), то он вынужден повторить год обучения на данном курсе. При этом решением Международного академического комитета (МАК) МИЭФ ему может быть разрешено изучение ряда предметов российской и внешней программы следующего курса с тем, чтобы более равномерно распределить по годам общую остающуюся учебную нагрузку.

С. М. Яковлев. МИЭФ как модель программы двух дипломов

Экзамены в МИЭФ сдаются письменно, по большинству предметов — на английском языке, в формате, соответствующем внешним международным экзаменам. Этот формат может включать задания разного типа (тесты множественного выбора, теоретические вопросы), но прежде всего он ориентирован на открытые вопросы и задания в форме задач или проблем для обсуждения. Ответ на такой вопрос должен отражать не только знание теории, но и умение применять ее при решении той или иной проблемы. В подобных случаях от студентов требуется самостоятельное мышление, а не просто узнавание изученного материала, как в тестовых заданиях. Последние используются в МИЭФ в основном на экзаменах первого года обучения, и их доля составляет меньшую часть всей экзаменационной работы.

Внешние независимые экзамены дают объективную оценку освоения студентами учебной программы и уровня преподавания в институте в целом. Результаты независимых экзаменов по внешней программе переводятся в оценки для российского диплома с учетом работы в течение семестра. В общей оценке по каждому курсу доля итогового экзамена составляет около 50 %, оставшаяся часть баллов выставляется по результатам промежуточных экзаменов, выполнению письменных домашних заданий, написанию эссе, работе в классе. Структура итоговой оценки по каждому предмету заранее указывается в программе курса. Такой подход позволяет мотивировать и контролировать работу студентов в течение всего учебного года, а не только в сессию, как это нередко происходит в других вузах.

В МИЭФ организован мониторинг индивидуального прогресса студентов и осуществляется их рейтингование. В институте действует Положение об определении рейтинга успеваемости студентов, включающее расчет рейтингов как по общей методике ГУ-ВШЭ, так и по собственной методике МИЭФ. Рейтинг студентов каждого курса определяется четыре раза в год, он отражает результаты промежуточных и итоговых тестов и экзаменов, а также работу студента в течение года (домашние работы, эссе, работа на семинарах). Все виды студенческой работы учитываются в рейтинге по 100-балльной шкале, что позволяет определять его с высокой объективностью. Полученные баллы также переводятся (для нужд российской программы) в 5-балльные и 10-балльные оценки.

Развитие академического потенциала МИЭФ и обеспечение качества программы двух дипломов

Совместная деятельность преподавателей МИЭФ ГУ-ВШЭ и ЛШЭ по реализации программы создала новые возможности укрепления академического, кадрового потенциала как профессорско-преподавательского состава (ППС) МИЭФ, так и ГУ-ВШЭ в целом (учитывая, что подавляющая часть преподавателей МИЭФ — это сотрудники факультетов ГУ-ВШЭ). МИЭФ в данном случае играет роль лаборатории, где совместно с коллегами из ЛШЭ отрабатываются новейшие образовательные и исследовательские технологии.

О содержании подобной деятельности дает представление академический календарь МИЭФ, утверждаемый ежегодно МАК МИЭФ. Он, как правило, включает:

— научно-исследовательские семинары, проводимые в рамках совместной с ЛШЭ научно-исследовательской программы МИЭФ;

— методические семинары совместно со специалистами ЛШЭ по отдельным предметам или блокам взаимоувязанных дисциплин для улучшения межпредметной координации, повышения качества всей программы и квалификации преподавателей;

—экзаменационные комитеты преподавателей МИЭФ с участием специалистов ЛШЭ для обсуждения логики разработки экзаменационных вопросов по предметам, критериев и схемы оценки работ;

— подготовку и обсуждение методических материалов, разрабатываемых преподавателями для реализации учебной программы;

— академическую мобильность преподавателей МИЭФ и ЛШЭ;

— публичные лекции известных зарубежных ученых-экономистов;

— семинары по совершенствованию методик преподавания, которые проводятся с участием ведущих зарубежных специалистов. Так, в 2005 г. была проведена экспертиза организации методической работы в МИЭФ директором Центра ЛШЭ по методам обучения доктором Л. Бар-нет. Она посещала лекции и семинары ряда преподавателей, обсуждала их с преподавателями, подготовила рекомендации и провела специальный семинар по этой теме. В 2004 и 2005 гг. известный специалист профессор Оксфордского университета Д. Раст организовал семинары

по совершенствованию методик в экономическом образовании.

Механизм обеспечения и контроля качества международной программы двух дипломов МИЭФ имеет специфику. Она заключается в том, что наряду с привычными внутренними процедурами обеспечения и контроля качества (анкетирование студентов, взаимопосещение преподавателей и т. д.) используются внешние процедуры обеспечения и контроля качества, охватывающие все этапы учебного процесса и все его ключевые элементы. В качестве внешнего эксперта и экзаменатора выступает ведущий зарубежный вуз — ЛШЭ.

Учебный план и программы курсов обсуждаются и одобряются Международным академическим комитетом МИЭФ и общедоступны (см.: www.hse.ru/МИЭФ/).

Отбор преподавателей в МИЭФ осуществляется МАК МИЭФ на основе поданных заявок и открытого конкурса. Всего МАК провел более 250 интервью с кандидатами с целью поиска высококвалифицированных преподавателей со свободным владением английским языком и соответствующим международным опытом и квалификацией. Учитывая, что в МИЭФ действуют эффективная система повышения квалификации преподавателей и научно-исследовательская программа, очевидно, что параллельно решается задача укрепления кадрового потенциала университета в целом. В МИЭФ сложился стабильный, высококвалифицированный преподавательский коллектив (около 60 преподавателей), включающий преимущественно ведущих российских профессоров из ГУ-ВШЭ, МГУ, РЭШ, других вузов и академических центров, а также талантливых молодых преподавателей, в том числе нескольких лучших выпускников МИЭФ.

Ход реализации программы находится под постоянным мониторингом МАК МИЭФ и методического комитета МИЭФ, состоящего из координаторов блоков учебных дисциплин. Проводятся регулярное анкетирование студентов с обсуждением итогов на заседании МАК, регулярные посещения занятий преподавателей МИЭФ их коллегами из ЛШЭ в ходе визитов последних (включая отзывы с рекомендациями), посещения занятий координаторами блоков учебных дисциплин.

Академическое управление программой двух дипломов

Структура академического управления институтом отражает его международный характер и

закреплена договором ГУ-ВШЭ с ЛШЭ, Положением о МИЭФ, утвержденным Ученым советом ГУ-ВШЭ. Являясь частью российского государственного университета, МИЭФ служит прерогативой общего руководства университета, осуществляемого Ученым советом и ректором в рамках российского законодательства. В то же время необходимость обеспечения соответствия программы требованиям двух университетов реализуется через деятельность совместного органа академического управления — МАК. В него входят представители ЛШЭ, ректората ГУ-ВШЭ и дирекции МИЭФ. МАК ответственен за разработку и согласование учебного плана и программ курсов перед вынесением их на утверждение соответствующими органами ГУ-ВШЭ; мониторинг хода учебной программы; отбор преподавателей и развитие их потенциала.

Подобная структура управления через совместные академические комитеты соответствует практике управления программами двух дипломов в европейских университетах, которая успешно развивается в последние годы.

Организация устойчивого финансирования

Опыт МИЭФ ГУ-ВШЭ в области формирования системы устойчивого финансирования подтверждает справедливость рекомендаций, содержащихся в документах Болонского процесса, в частности, положения о том, что для успешного развития программ двух дипломов, особенно в период их становления, требуется максимальная диверсификация источников финансирования, включая внешнее финансирование со стороны бизнеса. С целью содействия в разработке стратегии развития института и финансовой поддержки ее реализации был создан и успешно действует Попечительский совет МИЭФ ГУ-ВШЭ. Финансовую поддержку в создании и развитии МИЭФ оказали крупнейшие банки и финансовые институты: Сбербанк, РАО «ЕЭС России», Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс, ММВБ, Газпромбанк, Базовый элемент, английский Ноу-Хау фонд и Национальный фонд подготовки кадров. Благодаря этой поддержке МИЭФ удалось совместить два важных принципа образования: международное качество и доступность студентам из разных регионов и семей с разным доходом.

В первые годы становления института его финансирование осуществлялось в большей мере за

С. М. Яковлев. МИ

счет внешнего финансирования спонсорами под руководством Попечительского совета МИЭФ ГУ-ВШЭ. Постепенно внутренние источники финансирования, а именно поступления от платы студентов за обучение, стали преобладающими. В настоящее время они составляют более 75 % в общей структуре доходов бюджета МИЭФ. Это является фактором финансовой устойчивости института в перспективе. Оплата за обучение—дифференцированная и составляет в настоящее время от 3 тыс. до 10 тыс. долл. Она варьируется в зависимости от результатов вступительных экзаменов (на 1-м курсе) и места студента в общем рейтинге (для остальных курсов). Ежегодно в МИЭФ принимается несколько студентов из числа победителей всероссийских олимпиад по экономике и математике, которые обучаются в МИЭФ на спонсорские средства.

Средства бюджета МИЭФ расходуются на реализацию текущей учебной программы в Москве, на покрытие расходов по обучению студентов МИЭФ на внешней программе Лондонского университета (регистрационные взносы, оплата проведения экзаменов, методические материалы), на покрытие расходов, связанных с академическим участием ЛШЭ в развитии МИЭФ.

Покрытие расходов, связанных с развитием МИЭФ, осуществляется в основном благодаря внешнему финансированию, привлекаемому при посредстве Попечительского совета.

Итоги и уроки реализации управленческих решений

Один из главных итогов — успешная реализация первой в России полномасштабной бакалаврской программы двух дипломов по экономике, обеспечивающей подготовку кадров экономистов международного уровня, подтверждаемого получением диплома ведущего зарубежного вуза. Об этом свидетельствуют рост интереса абитуриентов, стабильно высокие и улучшающиеся достижения студентов, востребованность выпускников на рынке труда и дальнейшего образования.

За 9 лет существования института число студентов выросло более чем в 10 раз, достигнув 360 человек, и конкурс в МИЭФ с каждым годом продолжает расти (в 2005 г. он составил около трех человек на место). МИЭФ за 5 выпусков подготовил свыше 140 специалистов с двумя дипломами, из которых более 80 % получили дипломы Лондонского университета первого и второго классов с отличием.

> как модель программы двух дипломов jl

В последние годы на долю МИЭФ приходится около 30 % от общего числа дипломов первого класса и похвальных грамот за успехи в учебе, вручаемых всем студентам внешних программ Лондонского университета (около 13 тыс. человек). Всего за этот период студентам МИЭФ присуждено 19 призов и 37 похвальных писем. Дважды выпускники МИЭФ (А. Хрешков в 2002г. и Р. Кир-дань в 2004 г.) получали приз им. Герстенберга, который присуждается лучшим выпускникам всех программ Лондонского университета. Результаты международных экзаменов «APT» (Advanced Placement Test) в 2005 г. (по завершении 1-го года обучения) оказались лучшими за все годы. По сравнению с 2004 г. процент студентов, в полной мере выполнивших требования Лондонского университета для зачисления, вырос с примерно 80 до 90 %, а число отличников — с 14 до 22.

Успехи студентов МИЭФ признаны и в ГУ-ВШЭ. Так, А. Хрешков в 2001 г. и Р. Кирдань в 2003 г. получили приз «Золотая Вышка», вручаемый лучшему студенту ГУ-ВШЭ, призером этого конкурса была и С. Ковальская в 2002 г.

Выпускники МИЭФ востребованы на рынке труда. Они успешно работают в таких крупнейших российских и международных финансово-экономических компаниях и банках, как Газпромбанк, Внешторгбанк, Еврофинанс, ИК «Ренессанс-капитал», Международный валютный фонд, Международный инвестиционный банк, «Никойл», Сбербанк России, Price Waterhouse Coopers, Standard&Poor's, ABN Amro и др. Многие из них также продолжили свое образование на постдипломных программах в России и за рубежом. С. Кон-драшин, выпускник 2001 г., после успешного завершения магистратуры в ЛШЭ начал профессиональную карьеру в Москве в компании McKinsey&Co. С. Ковальская, выпускница 2003 г., принятая на программу PhD в Лондонскую школу бизнеса с полным возмещением финансовых затрат, успешно проходит программу. Несколько выпускников 2004 г. уже прошли обучение в магистратурах ведущих зарубежных вузов, среди которых LSE, Оксфордский университетет, Уорвик, Университет Бремена. Выпускники МИЭФ 2005 г. зачислены в магистратуру LSE, INSEAD, университеты Бирмингема, Сити (Лондон), Университет Гумбольдта (Берлин). Многие из них получают стипендии, полностью покрывающие стоимость обучения: Р. Кирдань и А. Никитина (выпуск 2004 г.), М. Савкин и Е. Дмитриева (выпуск 2005 г.) стали стипендиатами компании «Базовый элемент»,

А. Задорнова получила стипендию Пермской финансово-промышленной группы для продолжения обучения в LSE. С. Мухамеджанова и Д. Николаев получили стипендии Michael Peacock (LSE) и Hill Foundation Scholarship (Oxford) соответственно. По итогам 2004/05 уч. г. выпускники МИЭФ отмечены в числе лучших студентов магистратуры LSE и Оксфордского университета.

В ходе успешной реализации совместно с ЛШЭ программы бакалавриата в МИЭФ накоплен ценный опыт: отработана модель университетского подразделения нового типа, обеспечивающая реализацию образовательной программы, отвечающей требованиям двух университетов. Это позволяет решать следующие взаимосвязанные задачи:

— увеличение международной конкурентоспособности программы бакалавра по направлению «Экономика»;

—развитие перспективной модели российского экономического образования, отражающей требования и традиции европейского и российского образования;

— отработка модели профессионального роста преподавателей института и всего университета на основе международного сотрудничества;

—развитие модели совместного с зарубежным университетом академического управления программой при помощи МАК МИЭФ и внешнего финансирования с участием представителей бизнеса при посредничестве Попечительского совета МИЭФ;

— отработка и тестирование инновационных образовательных технологий университета в целом в рамках Болонского процесса.

МИЭФ как модель российско-британской программы двух дипломов по экономике на уровне бакалавриата мог бы служить одним из возможных примеров для других российских университетов. Из опыта работы МИЭФ можно извлечь некоторые уроки:

• Сам формат совместной программы способен создавать ««добавленную стоимость» ее участникам, открывая новые возможности студентам, преподавателям, вузам и представляя собой кратчайший путь интеграции в европейское пространство высшего образования.

• Для успеха подобной программы по экономике в современных условиях России важно наличие обоих дипломов — российского и британского.

• Вместе с тем, как отмечалось в материалах Европейской ассоциации университетов по изучению совместных программ в Европе, нет идеальной модели, а есть успешные примеры программ.

Примечания

1 ЛШЭ занимает первое место в Европе и второе (после Гарвардского университета) в мире в рейтинге университетов в области социальных наук (международный рейтинг THES, см.: Обучение за рубежом. 2005. № 5). Она существует с 1895 г. как часть Лондонского университета, основанного в свою очередь в 1836 г. В 1900 г. была учреждена его внешняя программа обучения. В настоящее время ЛШЭ является одним из ведущих центров экономического образования и научных исследований в мире. За историю ЛШЭ пять ее преподавателей получили Нобелевские премии по экономике.

2 В Лондонской школе экономики — порядка 14 часов, на летней школе интенсивная программа предусматривает примерно 18 часов.

3 В бакалавриате Лондонского университета — 12 дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.