Научная статья на тему 'Международный имидж России и его влияние на туристскую деятельность'

Международный имидж России и его влияние на туристскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
997
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
туризм / Российская Федерация / международный имидж России / tourism / the Russian Federation / the international image of Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буторов Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием международного имиджа России на туристскую деятельность государства. Характеризуется возрастающая тенденция упрочения позиций Российской Федерации на рынке международного туризма. Отмечается, что привлечение иностранных туристов, а также улучшение имиджа России как страны, благоприятной для туризма, являются одними из приоритетов органов исполнительной власти в сфере туристской деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. В статье выявляются основные причины, препятствующие дальнейшему росту численности иностранных туристов, которые хотели бы посетить Россию. К числу этих причин автор относит не соответствующее мировым стандартам качество обслуживания въездного туристского контингента; недостаточно комфортную информационную среда, обеспечивающую туристический бизнес; недостаток количества доступных гостиниц и элементов инфраструктуры; ограниченный ассортимент предлагаемого туристского продукта и др. Рассматриваются пути решения существующих проблем, способствующие улучшению международного имиджа России с целью ее превращения в более привлекательную для иностранных туристов дестинацию. В статье обосновывается вывод, что позитивный образ России за рубежом возможно сформировать не пропагандистскими призывами, а путем решения существующих социально-экономических проблем в стране. По мнению автора, при условии создания в России мощной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить запросы искушенных и требовательных иностранных потребителей, неизбежно произойдут кардинальные перемены в восприятии образа Российского государства на Западе и значительно увеличится поток иностранных туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Буторов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International image of Russia and its influence on tourist activity

The article deals with issues related to the influence of Russia's international image on the state's tourist activities. The growing trend of strengthening the position of the Russian Federation in the international tourism market is characterized. It is noted that attracting foreign tourists, as well as improving the image of Russia as a country which is favorable for tourism, are among the priorities of executive bodies in the sphere of tourist activity both at the federal and regional levels. The article reveals the main reasons preventing further growth in the number of foreign tourists who would like to visit Russia. Among these reasons, the author attributes the quality of service to the incoming tourist contingent that does not meet international standards; insufficiently comfortable information environment that provides tourist business; lack of available hotels and infrastructure; limited range of the proposed tourist product, etc. There are considered the ways of solving existing problems that contribute to improving the international image of Russia with the aim of making it the most attractive destination for foreign tourists. The article justifies the conclusion that it is possible to form a positive image of Russia abroad not through propaganda calls, but by solving existing social and economic problems in the country. In the opinion of the author, provided that a powerful and competitive tourism industry which is capable to meet the needs of sophisticated and demanding foreign consumers is created in Russia and, it will inevitably lead to dramatic changes in the perception of the image of the Russian state in the West and significantly increase the flow of foreign tourists.

Текст научной работы на тему «Международный имидж России и его влияние на туристскую деятельность»

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 338.48-52:797.1 (470.23-25) DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10204

Международный имидж России и его влияние на туристскую деятельность

БУТОРОВ Сергей Алексеевич

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт сервисных технологий, Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием международного имиджа России на туристскую деятельность государства. Характеризуется возрастающая тенденция упрочения позиций Российской Федерации на рынке международного туризма. Отмечается, что привлечение иностранных туристов, а также улучшение имиджа России как страны, благоприятной для туризма, являются одними из приоритетов органов исполнительной власти в сфере туристской деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. В статье выявляются основные причины, препятствующие дальнейшему росту численности иностранных туристов, которые хотели бы посетить Россию. К числу этих причин автор относит не соответствующее мировым стандартам качество обслуживания въездного туристского контингента; недостаточно комфортную информационную среда, обеспечивающую туристический бизнес; недостаток количества доступных гостиниц и элементов инфраструктуры; ограниченный ассортимент предлагаемого туристского продукта и др. Рассматриваются пути решения существующих проблем, способствующие улучшению международного имиджа России с целью ее превращения в более привлекательную для иностранных туристов дестинацию. В статье обосновывается вывод, что позитивный образ России за рубежом возможно сформировать не пропагандистскими призывами, а путем решения существующих социально-экономических проблем в стране. По мнению автора, при условии создания в России мощной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной удовлетворить запросы искушенных и требовательных иностранных потребителей, неизбежно произойдут кардинальные перемены в восприятии образа Российского государства на Западе и значительно увеличится поток иностранных туристов.

Ключевые слова: туризм, Российская Федерация, международный имидж России

Для цитирования: Буторов С.А. Международный имидж России и его влияние на туристскую деятельность // Сервис plus. 2018. Т.12. №2. С. 36-41. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10204.

Статья поступила в редакцию: 19.03.2018.

Статья принята к публикации: 19.04.2018.

2018 Vol. 12 Iss. 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

International image of Russia and its influence on tourist activity

Sergey A. BUTOROV

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Dr. Sc. (Philosophy), Prof., [email protected]

Abstract. The article deals with issues related to the influence of Russia's international image on the state's tourist activities. The growing trend of strengthening the position of the Russian Federation in the international tourism market is characterized. It is noted that attracting foreign tourists, as well as improving the image of Russia as a country which is favorable for tourism, are among the priorities of executive bodies in the sphere of tourist activity both at the federal and regional levels. The article reveals the main reasons preventing further growth in the number of foreign tourists who would like to visit Russia. Among these reasons, the author attributes the quality of service to the incoming tourist contingent that does not meet international standards; insufficiently comfortable information environment that provides tourist business; lack of available hotels and infrastructure; limited range of the proposed tourist product, etc. There are considered the ways of solving existing problems that contribute to improving the international image of Russia with the aim of making it the most attractive destination for foreign tourists. The article justifies the conclusion that it is possible to form a positive image of Russia abroad not through propaganda calls, but by solving existing social and economic problems in the country. In the opinion of the author, provided that a powerful and competitive tourism industry which is capable to meet the needs of sophisticated and demanding foreign consumers is created in Russia and, it will inevitably lead to dramatic changes in the perception of the image of the Russian state in the West and significantly increase the flow of foreign tourists.

Keywords: tourism, the Russian Federation, the international image of Russia

For citation: Butorov, S. A. (2018). International image of Russia and its influence on tourist activity. Servis plus, 12(2), 36-41. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10204. (In Russ.).

Submitted: 2018/03/19.

Accepted: 2018/04/19.

Проблема международного имиджа России и ее влияние на развитие туристской деятельности в стране занимает все более заметное место в работах отечественных и зарубежных исследователей. К их числу следует отнести публикации таких авторов, как Т.Ю. Быстрова [1], К.С. Гаджиев [2], Э.А. Галумов [3], А.П. Ду-рович [4], Е.А. Петрова [5], И.С. Суворова [6], Ю.В. Та-ранова [7], К. Хопкинс [8] и др.

Россия занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2012 году Россия вошла в десятку стран - лидеров по количеству прибывших иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13%). На Россию в 2012 г. приходилось 4,8% всего туристского потока в мире. При этом был отмечен рост объема поступлений от туризма в бюджет государства. Соответственно в 2010 г. он составил $8,23 млрд, в 2011 г. - $11,328 млрд и в 2012 г. -

$10,759 млрд. Снижение доходов в те годы свидетельствовало о недостаточно эффективном использовании экономикой страны возможностей туристского бизнеса1.

За последние годы отношение к России в мире заметно ухудшилось. Согласно данным социологического исследования, проведенного по заказу Всемирной службы Би-би-си в 2014 г., наиболее негативно среди респондентов Россию воспринимают в Европе и Северной Америке. Во Франции отрицательно относятся к нашей стране 69% респондентов, в Германии -67%, в Великобритании - 64%, в Канаде - 62%2. Как свидетельствуют данные опросов общественного института Gallup (США - С.Б.), проведенных в феврале 2017 г., к России в целом хорошо относятся лишь 28% респондентов; 70% опрошенных американцев высказали негативное отношение к России3.

1 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 31 мая 2014 года - Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941 - р (ред.от 26.10.2016) // URL: httpY/www.consultant/ru (дата обращения: 16.03.2018).

2 Опрос BBC: международное отношение к РФ серьезно ухудшилось // URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2014/06/140603_survey_russia_attitude (дата обращения: 16.03.2018).

3 Gallup: за последние два года больше американцев стали одобрять Путина // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/02/22/678752-gallup-amerikantsev-putina (дата обращения: 16.03.2018).

Привлечение иностранных туристов является одной из приоритетных задач высших органов исполнительной власти России. Это положение находит отражение в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации 31 мая 2014 г.4

Однако для того, чтобы реализовать эту задачу, России необходимо решить проблемы, которые накапливались в туристической сфере на протяжении многих десятилетий. Прежде всего это касается вопросов, связанных с культурой и качеством обслуживания зарубежных гостей. Как отмечается в директивном документе Правительства России, принимающие российские туроператоры испытывают значительные трудности с обслуживанием иностранных туристов. Зарубежные гости чаще всего сетуют на высокие внутренние цены. Для многих европейцев Россия сегодня является чрезмерно дорогим направлением4.

Другой проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда (дефицит знаков туристской навигации; нехватка и разрозненность информационных ресурсов о туристских программах регионов России; неудобный график работы многих объектов туристского показа: наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели, невозможность предварительного бронирования и покупки билетов в музеи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

К числу наиболее значимых проблем, требующих безотлагательного решения на пути роста въездного туристского потока, является недостаток количества доступных гостиниц и аналогичных средств размещения, а также развитие туристской инфраструктуры. По мнению экспертов в сфере туризма, в России значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в России относится к некатегорийным. При этом комплексное развитие туристской инфраструктуры предполагает не только широкомасштабное строительство новых гостиниц, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрия развлечений, объекты туристского показа и др.) [9]. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения -

наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [9].

По данным Ассоциации туроператоров - российского некоммерческого отраслевого объединения, защищающего интересы туроператорского сообщества, анализ ответов пользователей международного англоязычного социального сервиса обмена знаниями Quora.com, основанного в 2009 г. и являющегося своеобразным глобальным «онлайн-рынком вопросов и ответов», большой интерес у иностранцев вызывает информация о России - «что более всего удивило вас во время визита в нее: стиль жизни, поведение местных жителей, как они выглядят, говорят, ведут себя, одеваются, какова архитектура, природа страны и т.п.?5.

В перечне ответов иностранных туристов о впечатлениях о России и ее гражданах, явно доминируют позитивные оценки. «В очень небольшом количестве культур мира можно найти такое глубокое чувство долга помощи чужестранцу, - пишет турист из США. -В этом русские сравнимы с японцами. Всё в России заслуживает того, чтобы посетить ее и получить новый опыт, а население доброжелательно и дружелюбно по отношению к иностранцам»5.

Турист из Индии (отзыв в мае 2017 г.), отвечая на вопрос, что его поразило больше всего в России, говорит, что распространенные в СМИ стереотипы о том, что в России живут «неэмоциональные алкоголики», не имеют ничего общего с правдой. «Я встретил тут людей с широким сердцем и теплым отношением. Был поражен, насколько русские люди доброжелательны и стремятся помочь во всем»5.

Иностранные туристы восхищаются прекрасным метро, впечатляющей архитектурой и историей России. Дж. Бикель (США), как и авторы других отзывов, поражен метрополитенами российских мегаполисов. «Они и прекрасно работают и богато украшены. Это не оказалось для меня шоком само по себе, но я и правда не ожидал, что все будет на ТАКОМ уровне - лучше, чем где-либо в мире. Представьте, декор, который вы могли бы вообразить разве что в отеле или концертном зале, здесь - в метро. Бесплатный \ZVi-fi, что поразительно в городах, здесь везде»5.

Показателен отзыв пользователя Э. Хамана (Чикаго, США), оставленный в ноябре 2015 г.: «Все, что я раньше слышал о России, что это - полуанархическая и полудиктаторская страна, находящаяся в постоянном

4 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 31 мая 2014 года - Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941 - р (ред.от 26.10.2016) // URL: http://www.consultant/ru (дата обращения: 16.03.2018).

5 Что поражает в России иностранных туристов // URL: http://www.atorus.ru/press-centre/new/41911 .html (дата обращения: 16.03.2018).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

кризисе. Поэтому я был больше всего поражен тем, насколько современна и насколько отлажено функционирует городская инфраструктура. В городе есть прекрасное метро и система автобусов. Все работает так, как и должно было бы. Еще я обнаружил, что все здесь поразительно дешево: еда, сувениры, экскурсии и пр.»5.

Между тем практически все ответившие на вопрос о России респонденты упоминают в качестве проблемы сравнительно малую распространенность английского языка, параллельно отмечая теплоту, дружелюбие и готовность россиян помочь иностранным туристам. Так, сооснователь туристического портала Globe Trove Р. Фернандес отмечает, что вопреки распространенным представлениям, люди в России действительно тепло относятся к иностранцам, но лишь часть населения говорит по-английски, что затрудняет коммуникационные связи. «Попробуйте выучить несколько русских слов - и вы увидите, как радостно засветятся лица местных жителей», - отмечает она5.

Гражданин США Дж. Бикель, побывав в Москве, Санкт-Петербурге и Мурманске, в качестве серьезного недостатка туристической навигации российских городов отмечает тот факт, что не все указатели в метро (особенно на выходах из станций) переведены на английский язык, и это затрудняет ориентацию туристов. В то же время он подчеркивает, что, хотя в России говорит по-английски весьма ограниченный круг людей, даже слабо знающие язык стремятся помочь иностранцу, который спрашивает у них что-то на улице5.

По нашему глубокому убеждению, ухудшившийся за последние годы международный имидж России нереально изменить путем провозглашения пропагандистских лозунгов и создания красочных телевизионных рекламных роликов, транслируемых на зарубежные страны. Авторитет страны в мире возможно восстановить лишь посредством решения всего комплекса прежде всего социально-экономических проблем, включая сферу туризма, которые не решались на протяжении многих десятилетий. В этой связи полагали бы целесообразным высказать некоторые предложения, которые носят рекомендательный характер.

Одним из новых брендов в российском туризме в ближайшем будущем должен стать туристический маршрут «Серебряное ожерелье», который по своим масштабам и значению сопоставим с главным туристическим направлением России «Золотое кольцо». Маршрут объединяет самые исторически значимые области и города российского Северо-Запада: Санкт-

Петербург, Калининград, Архангельск, Ленинградскую область, Республику Карелия, Ненецкий автономный округ, Великий Новгород, Республику Коми, Псков и Мурманскую область. Реализация этого проекта требует создания целой системы туристской инфраструктуры, ремонта и строительства новых дорог, индустрии питания, досуга и развлечений туристского потока. Привлекательность и прибыльность этого маршрута будет в значительной степени зависеть от того, насколько современными, комфортными и уютными станут окрестности и населенные пункты, прилегающие к нему. Пока они никак не могут быть привлекательными для требовательного взора иностранного туриста. Значительная часть построек и исторических памятников, которые размещены в непосредственной близости от маршрута «Серебряное ожерелье», требуют безотлагательного ремонта. Практически сорвана программа расселения ветхого и аварийного жилья в Республике Карелия. Реализация этого проекта в Карелии оказалась по существу под угрозой срыва и потребовала вмешательства Президента Российской Федерации В.В. Путина6. С большими трудностями сталкивается программа переселения из аварийного и ветхого жилья в Архангельске7. Остро стоит проблема ветхого и аварийного жилья в Калининграде. Отличительная особенность этого города состоит в том, что значительная часть его жилищного фонда и объектов инфраструктуры относятся к довоенному периоду. Сделать этот туристический маршрут более привлекательной дестинацией для иностранных туристов станет возможным лишь при условии, когда его инфраструктура и условия обслуживания зарубежных гостей будут соответствовать мировым стандартам.

Не создает положительный образ России мобильная торговля в поездах пригородного сообщения, привокзальных площадях, а также на выходах из метрополитена больших мегаполисов. Пока она не имеет законодательного регулирования. Торговцы на пригородных электричках создают неудобства для пассажиров, а также напоминают переходный к рыночным отношениям период в России 1990-х годов, когда страна представляла из себя неуправляемый стихийный рынок. Однако эту проблему нельзя решить путем запретительных действий. Ее нерешенность - свидетельство несогласованных действий между перевозчиком и правоохранительными органами, призванными создать комфорт для пассажиров и обеспечить выполнение норм российского законодательства.

6 Владимир Путин о Карелии: «А деньги-то куда дели?» // URL: https://rg.ru/2016/02/10/putin-poruchil-razobratsia-s-problemoj-vethogo-zhilia-v-karelii-i-za-bajkale.html (дата обращения: 16.03.2018).

7 Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2017 года). URL: // http://russia-rating.ru/info/13059.html (дата обращения: 16.03.2018).

СЕРВИС püts 2018 Том 12 №2

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

www.philosoph.ru

Кардинальных перемен в системе высшего, среднего и начального образования требует сам подход к проблеме изучения иностранных языков в России. Число часов, отводимых на изучение этой дисциплины как в непрофильных вузах, так и в общеобразовательной школе, явно недостаточно для того, чтобы иностранный язык стал средством коммуникации. Как нам представляется, одним из условий приема на работу в сферу туризма сотрудника, деятельность которого предполагает языковой контакт с зарубежными туристами, должно стать обязательное знание соискателем одного или двух иностранных языков. При этом уровень их знаний следовало бы тестировать и сертифицировать.

На наш взгляд, нуждается в мировоззренческом переосмыслении вопрос, связанный с оценками отечественной обществоведческой науки такого аспекта, как отношение к россиянам и России в целом мировым сообществом. На протяжении последних нескольких лет в философской, исторической и художественной литературе, а также в СМИ нередко культивируется мифологема, что «ненависть» иностранцев к нашей стране выстроена едва ли не на генетической основе. В качестве аргумента приводятся слова известного русский философа И.А. Ильина, который после Октябрьской революции 1917 г. длительное время жил в Германии: «В остальных странах и среди остальных народов - мы одиноки, непонятны и «непопулярны, - писал он в конце 40-х гг. прошлого столетия. - Это не новое явление. Оно имеет свою историю. М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин первыми осознали своеобразие России, ее особенность, ее «не европейскость». Ф.М. Достоевский и Н.Я. Данилевский первыми поняли, что Европа нас не знает, не понимает, не любит»8.

По нашему представлению, гносеология «нелюбви» Запада России, которую выводит И.А. Ильин, не отражает тех реалий, которые сегодня существуют в современном мире. За семидесятилетний период, когда была такая оценка русским философом, в мировом сообществе, да и в самой России, произошли кардинальные геополитические изменения. Следует признать, что на Западе всегда были течения, продуцирующие фобии в отношении российской цивилизации. В западных странах бытует понятие, что Россия -агрессор. Этот феномен признается и западными учеными, исследования которых всегда отличались научностью и объективностью. «Хроники вековой

борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада - агрессорами... Русские навлекли на себя враждебное отношение запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации», - писал выдающий английский историк А. Тойнби9.

Как нам представляется, значительная часть населения Европы и Северной Америки относятся к России и россиянам с симпатией и большим интересом. «Русский вопрос» был и по-прежнему остается в значительной степени политизированным. Однако несмотря на беспрецедентную по своим масштабам антироссийскую пропагандистскую кампанию, которая ведется на протяжении последних лет ведущими странами Запада против России, привлекательность нашей страны как туристического бренда возросла. По данным крупнейшей в мире немецкой компании GfK, реализующей социологические и маркетинговые исследования, Россия в 2016 г. заняла 23-е место в рейтинге «Индексов национальных брендов АпЬюК^Ж» против 26-го годом ранее10. Положительная динамика показателя является проявлением общей тенденции, связанной с ростом интереса иностранных туристов к России на фоне позитивных изменений в российской отрасли туризма и гостеприимства, которые не остаются незамеченными за рубежом.

В заключение считали бы необходимым сделать некоторые выводы. Чтобы улучшить свой имидж, России необходимо сделать страну комфортной для пребывания не десяткам и даже не сотням тысяч иностранных туристов. Такие условия должны быть созданы в первую очередь для самих россиян. Государство не может быть привлекательным для зарубежного посетителя, если он видит бедность населения этого государства, запущенность инфраструктуры малых и средних городов, отсутствие разветвленной сети автомобильных дорог европейского уровня. Образ страны формируется не благополучием крупных городов - мегаполисов и отреставрированными историческими архитектурными ансамблями, которые преподносятся турагентствами как брендовый продукт. Международный имидж России как проблема утратит свою научную актуальность и практическую значимость лишь при условии, если россияне сумеют благоустроить свой дом под общим названием «Россия» в соответствии с мировыми стандартами.

8 Профессор Ильин о Западе. // URL: http://www.dorogadomoj.com/z18ili.html (дата обращения: 16.03.2018).

9 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С.106.

10 Международные эксперты оценили рост привлекательности России как туристического бренда // URL: https://www.russiatourism.ru/news/11880/ (дата обращения: 16.03.2018).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Литература

1. Быстрова Т.Ю. Роль имиджа в туристическом бизнесе // TABY27.RU. URL: http: // http://www.taby27.ru / (дата обращения: 16.03.2018).

2. Гаджиев К.С. Имидж государства в контексте идеологий. М.: Андалус, 2007. 128 с.

3. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. 551 с.

4. Дурович А.П. Реклама в туризме. М., Новое знание, 2003. 254 с.

5. Петрова Е.А. Современное состояние развития российской имиджелогии как науки // Имиджелогия -2004: состояние, направления, проблемы. Материалы второго международного симпозиума по имидже-логии / под ред. Петровой Е.П. М., 2004. С. 14 - 21.

6. Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государствен-

ное управление. 2013. №40. С. 150-162.

7. Таранова Ю.В. Туристический имидж страны. Имидж государства/региона: современные подходы: новые

идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 /отв. ред. Д.П. Гавра. СПб.: Роза мира, 2009. 264 с.

8. Хопкинс К. Реклама. Научный подход. М., Изд-во «Альфа-Пресс», 2005. 232 с.

9. Анисимова Н.В., Ралык Д.В. Проблемы развития российского туризма и способы их решения // (электрон-

ный журнал) // Nauka-rastudent.ru. 2016. №. 09 (033). URL: http://nauka-rastudent.ru/33/3625/ (дата обращения: 16.03.2018).

References

1. Bystrova T.Yu., Role of the image in the tourism business. [Electronic resource] (In Russ.) Available at: http://www.tabu27.ru (Accessed on March 16, 2018)

2. Gadzhiev K.S., The image of the state in the context of ideologies. Moscow: Andalus, 2007, 128 p. (In Russ.)

3. Galumov E.A., Image against the image. Moscow: Izvestija, 2005, 551 p. (In Russ.)

4. Durovich A.P., Advertising in tourism. Moscow: Novoe znanie, 2003, 254 p. (In Russ.)

5. Petrova E.A., The current state of development of the Russian image as a science. Image-2004: state, directions,

problems: proceedings of the Second International Symposium on Imidology. Moscow, 2004, pp.14 - 21. (In Russ.)

6. Suvorova I.S., State policy as a tool for forming the country's image. Gosudarstvennoe upravlenie, no. 40, 2013,

pp. 150—162. (In Russ.)

7. Taranova Yu.V., Tourist image of the country. The image of the state / region: modern approaches: new ideas

in communication theory and practice: collection of scientific works. St. Petersburg: Roza mira, 2009, 264 p. (In Russ.)

8. Hopkins Claude C. Advertising. Scientific approach. Moscow: Al'fa - Press, 2005, 232 p. (In Russ.)

9. Anisimova N.V., Ralyk D.V., Problems of the development of Russian tourism and ways to solve them. Nauka-

rastudent.ru, no. 09 (033), 2016. [Electronic resource] (In Russ.) Available at: http://nauka-rastudent.ru/33/3625/ (Accessed on March 16, 2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.