УДК 343.915
Международный и российский опыт ювенальной юриспруденции
Богатова Елена Валерьевна, начальник кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
Андреева Ирина Алексеевна, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]
В статье анализируется международный и российский опыт ювенальной юриспруденции, рассматриваются проблемы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
Ключевые слова: ювенальная юриспруденция; несовершеннолетний; права ребенка; правосудие.
International and Russian experience of juvenile law
Bogatova Elena Valeryevna,
Head of the Department of Constitutional Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences
Andreeva Irina Alekseevna,
Lecturer of the Department of Criminology
and Penitentiary Law of the Ural Law Institute of the
Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation,
Candidate of juridical sciences
The article analyzes the international and Russian experience of juvenile law, deals with the problems of justice for minors.
Key words: juvenile law; juvenile; child rights; justice.
Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
Существуют минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Это, в частности, «Пекинские правила», принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.1
1 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.
Так, в Правилах говорится, что государства - члены ООН применяют определения в отношении несовершеннолетних, отвечающие их правовым системам и концепциям:
1) несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой ко взрослому;
2) правонарушением является любой проступок (действие или бездействие), наказуемый по закону в рамках существующей правовой системы;
3) несовершеннолетним правонарушителем является ребенок или молодой человек, который подозревается в совершении правонарушения или, как установлено, совершил его.
В рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринимать усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям, а именно:
1. Возраст уголовной ответственности. В правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен искусственно занижаться, учитывая аспекты эмоциональной, духовной, интеллектуальной зрелости.
2. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
В данном правиле отражены две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Первой целью является содействие благополучию несовершеннолетнего. Это главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти, но в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций (Правило 14)1.
Второй целью является соблюдение «принципа соразмерности». Этот принцип широко известен как средство ограничения использования карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения. Реакция на действия молодых правонарушителей должна основываться на учете не только тяжести правонарушения, но и особенностей личности. Индивидуальные особенности правонарушителя (например, социальный статус, положение в семье, ущерб, нанесенный правонарушителем, и прочие факторы, связанные с личностью правонарушителя) должны оказывать влияние на соразмерность ответных действий (например, принятие во внимание желания правонарушителя компенсировать ущерб, нанесенный жертве, или ее или его желание вести полноценную и полезную жизнь).
3. Права несовершеннолетних. Основные процессуальные гарантии, такие как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в
1 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.
вышестоящую инстанцию, должны быть гарантированы на всех этапах судебного разбирательства.
4. Обеспечение конфиденциальности. Право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Молодежь особенно болезненно реагирует на нанесение ущерба репутации. Результаты криминологических исследований по вопросу о нанесении ущерба репутации свидетельствуют об отрицательных последствиях (различного рода), связанных с постоянным применением по отношению к молодым лицам таких определений, как «правонарушитель» или «преступник».
В пекинском Правиле 8 подчеркивается также важность защиты несовершеннолетнего от негативных последствий опубликования в средствах массовой информации сообщений об их делах (например, имена подозреваемых или осужденных молодых правонарушителей).
5. Первоначальный контакт. При задержании несовершеннолетнего его родители или опекун немедленно ставятся в известность о таком задержании, а в случае невозможности такого немедленного уведомления родители или опекун ставятся в известность позднее в кратчайшие сроки.
6. Содержание под стражей до суда. Содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени.
Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами, такими как постоянный надзор, активная воспитательная работа или помещение в семью или воспитательное заведение.
Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, пользуются всеми правами и гарантиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых ООН.
Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном учреждении или в специальном отделении учреждения, где содержатся также и взрослые.
Во время пребывания под стражей несовершеннолетним должны обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная помощь - социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, - которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности.
В 1989 году была принята Конвенция ООН «О правах ребенка»2. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на обращение, способствующее развитию у ребенка чувства достоинства
2 Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
и значимости, укрепляющее в нем уважение к правам человека и основным свободам других и учитывающее возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.
В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:
1) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;
2) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:
а) презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;
б) незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;
в) безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица, и, если это не считается противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;
г) свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;
д) если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;
е) бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;
ж) полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.
Основное содержание Конвенции нашло подтверждение во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. XX в.1
В Российской Федерации также существует развитое законодательство, регулирующее положение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
1 Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. Х1_У1.
Направляющую роль здесь играет Закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», включая его последующие изменения2.
Непосредственно корреспондирует с этим законом также постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (ред. от 2 апреля 2013 г.) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»3.
В этом документе, в частности, сказано, что, исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления, с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями, суд на основании ст. 105 Уголовно-процессуального кодекса РФ4 может применить как меру пресечения отдачу его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других, заслуживающих доверия лиц, а также несовершеннолетнего, находящегося в специализированном детском учреждении, - под присмотр должностных лиц этого учреждения.
При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних следует учитывать, что участие защитника (адвоката) по таким делам обязательно с момента фактического задержания, предъявления обвинения, а также при судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый к этому времени совершеннолетия. Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия.
Однако следует иметь в виду, что право на защиту, реализуемое в соответствии с ч. 1 ст. 16 УПК РФ, предусматривает возможность участия в рассмотрении дела в суде наряду с защитником (адвокатом) близких родственников или иных законных представителей несовершеннолетнего (ст. 48, ч. 1 ст. 426 УПК РФ), которые допускаются к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.
При этом важно, чтобы при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд убедился в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несо-вершеннолетним5. Для этого необходимо истребовать
2 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от
3 июля 2016 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 июля 2016 г.) // Российская газета. 1999. № 121.
3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4.
4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.) (далее - УПК РФ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
5 Архипкина А. С. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан: учеб.-
характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено.
Суд призван также повышать воспитательное значение своих судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию; по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетними; не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, образовательных и общественных организаций; выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным1.
Судопроизводство в нашей стране строится на основе российского законодательства с учетом признанных в РФ международных актов. При этом к обеспечению прав несовершеннолетних, в том числе и подростков, на различных этапах судопроизводства должно быть привлечено внимание всех компетентных инстанций, включая Конституционный Суд РФ.
В компетенцию суда входит более тщательное изучение возможности применения предусмотренных ст. 75 и 76 Уголовного кодекса РФ2 оснований к освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности.
При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.
В этой связи остро встает вопрос о специализации судей по делам несовершеннолетних, необходимости обеспечения их профессиональной (ювенальной)
метод. пособие. Иркутск, 2014. С. 23.
1 См.: Андреев А. В., Андреева И. А. Конституционно-правовые аспекты участия институтов гражданского общества в обеспечении прав несовершеннолетних правонарушителей: моногр. Екатеринбург, 2016. С. 60.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) (далее - УК РФ) // Собраний_
компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и психолого-педагогическим вопросам. Однако ювенальная юриспруденция не имеет пока большого теоретического и эмпирического опыта, она лишь на пути становления и институционализации.
Список литературы
1. Архипкина А. С. Альтернативные способы разрешения споров: современные механизмы защиты прав граждан: учеб.-метод. пособие / А. С. Архипкина. - Иркутск: ИГУ, 2014.
2. Андреев А. В. Конституционно-правовые аспекты участия институтов гражданского общества в обеспечении прав несовершеннолетних правонарушителей: моногр. / А. В. Андреев, И. А. Андреева. - Екатеринбург, 2016.