Научная статья на тему 'Международный и российский опыт в области реализации концепции «Электронное правительство»: характерные особенности'

Международный и российский опыт в области реализации концепции «Электронное правительство»: характерные особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / модели государственного управления / ИТ-технологии / цифровое развитие / индекс развития электронного правительства / модели реализации концепции «Электронное правительство» / цифровая трансформация государственных услуг / цифровизация / внедрение новых технологий / компьютеризация государственного управления / характерные особенности азиатской и европейской моделей ЭП / российская модель ЭП / E-Government / public administration models / digitalization / IT technologies / EGDI (E-GovernmentDevelopmentIndex) / models for the implementation of the e-Government concept / the digital transformation of public services / digitalization / new technology implementation / computerization of public administration / characteristic features of Asian and European e-Government models / Russian e-Government model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Лия Юрьевна

Несмотря на то, что за последние несколько десятилетий накоплен достаточно существенный опыт в области цифровой трансформации государственного управления, единой универсальной системы построения «Электронное правительство» (далее – ЭП) по-прежнему не существует. В статье выделяются факторы, определяющие характерные особенности внедрения концепции ЭП в Российской Федерации и в других странах, и рассматривается вопрос эффективности реализации данной концепции в рамках цифровизации государственного управления. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, проводится сравнение по следующим критериям: уровень зрелости архитектуры данных, особенности внедрения в социальную и экономическую сферы, уровень разработанности и эффективности исполнения нормативно-правовой базы. Проведенный анализ законодательной базы, направленной на внедрение и реализацию концепции ЭП в России и иностранных государствах, позволил оценить не только эффективность, но и функциональность государственных информационных систем каждого исследуемого государства в социальной и экономической сферах жизнедеятельности. Это в свою очередь помогло выделить ряд характерных особенностей внедрения концепции ЭП в иностранных государствах, включая планирование, реализацию и оценку эффективности, которые определили высокий уровень зрелости и положительный опыт использования цифровых решений в системе государственного управления. А также определить те особенности, которые послужили причиной неудачного опыта функционирования в рамках реализации концепции ЭП ряда информационных государственных систем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельникова Лия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International and Russian experience in the implementation of the E-Government concept: characteristic features

Despite the fact that over the past few decades there has been accumulated quite significant experience in the field of digital transformation of public administration, there is still no unified versatile system for building an ‘e-government’ (hereinafter – e-Government). The article identifies the factors that determine the characteristic features of the implementation of the e-Government concept in the Russian Federation and other countries, and considers the effectiveness of the implementation of this concept within the framework of digitalization of public administration. In the course of analyzing domestic and foreign experience, a comparison is made according to the following criteria: the level of maturity of the data architecture, the peculiarities of implementation in the social and economic spheres, the level of development and efficiency of the implementation of the legal and regulatory framework. The analysis of the legal framework aimed at the implementation and realization of the e-Government concept in Russia and foreign countries allowed us to assess not only the efficiency, but also the functionality of state information systems of each state under study in the social and economic spheres of life. This, in turn, allowed us to identify a number of characteristic features of the implementation of the e-Government concept in foreign countries, including planning, introduction and efficiency assessment, which determined a high level of maturity and positive experience of implementing digital solutions in the public administration system. And also, it helped to identify those features that caused the unsuccessful experience of functioning anumber of information state systems in Russia within the framework of the e-Government concept.

Текст научной работы на тему «Международный и российский опыт в области реализации концепции «Электронное правительство»: характерные особенности»

Научная статья

УДК 342.951

Международный и российский опыт в области реализации концепции «Электронное правительство»: характерные особенности

Мельникова Лия Юрьевна

Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, [email protected]

Аннотация. Несмотря на то, что за последние несколько десятилетий накоплен достаточно существенный опыт в области цифровой трансформации государственного управления, единой универсальной системы построения «Электронное правительство» (далее - ЭП) по-прежнему не существует. В статье выделяются факторы, определяющие характерные особенности внедрения концепции ЭП в Российской Федерации и в других странах, и рассматривается вопрос эффективности реализации данной концепции в рамках цифровизации государственного управления. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, проводится сравнение по следующим критериям: уровень зрелости архитектуры данных, особенности внедрения в социальную и экономическую сферы, уровень разработанности и эффективности исполнения нормативно-правовой базы. Проведенный анализ законодательной базы, направленной на внедрение и реализацию концепции ЭП в России и иностранных государствах, позволил оценить не только эффективность, но и функциональность государственных информационных систем каждого исследуемого государства в социальной и экономической сферах жизнедеятельности. Это в свою очередь помогло выделить ряд характерных особенностей внедрения концепции ЭП в иностранных государствах, включая планирование, реализацию и оценку эффективности, которые определили высокий уровень зрелости и положительный опыт использования цифровых решений в системе государственного управления. А также определить те особенности, которые послужили причиной неудачного опыта функционирования в рамках реализации концепции ЭП ряда информационных государственных систем в России.

Ключевые слова: электронное правительство, модели государственного управления, ИТ-технологии, цифровое развитие, индекс развития электронного правительства, модели реализации концепции «Электронное правительство», цифровая трансформация государственных услуг, цифровизация, внедрение новых технологий, компьютеризация государственного управления, характерные особенности азиатской и европейской моделей ЭП, российская модель ЭП

Для цитирования: Мельникова Л. Ю. Международный и российский опыт в области реализации концепции «Электронное правительство»: характерные особенности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2024. № 4. С. 48-54.

Original article

International and Russian experience in the implementation of the E-Government concept: characteristic features

Melnikova Liya Yu.

Siberian Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russia, Krasnoyarsk, Russia, [email protected]

Abstract. Despite the fact that over the past few decades there has been accumulated quite significant experience in the field of digital transformation of public administration, there is still no unified versatile system for building an 'e-government' (hereinafter - e-Government). The article identifies the factors that determine the characteristic features of the implementation of the e-Government concept in the Russian Federation and other countries, and considers the effectiveness of the implementation of this concept within the framework of digitalization of public administration. In the course of analyzing domestic and foreign experience, a comparison is made according to the

© Мельникова Л.Ю., 2024

following criteria: the level of maturity of the data architecture, the peculiarities of implementation in the social and economic spheres, the level of development and efficiency of the implementation of the legal and regulatory framework. The analysis of the legal framework aimed at the implementation and realization of the e-Government concept in Russia and foreign countries allowed us to assess not only the efficiency, but also the functionality of state information systems of each state under study in the social and economic spheres of life. This, in turn, allowed us to identify a number of characteristic features of the implementation of the e-Government concept in foreign countries, including planning, introduction and efficiency assessment, which determined a high level of maturity and positive experience of implementing digital solutions in the public administration system. And also, it helped to identify those features that caused the unsuccessful experience of functioning anumber of information state systems in Russia within the framework of the e-Government concept.

Keywords: E-Government, public administration models, digitalization, IT technologies, EGDI (E-GovernmentDevelopmentIndex), models for the implementation of the e-Government concept, the digital transformation of public services, digitalization, new technology implementation, computerization of public administration, characteristic features of Asian and European e-Government models, Russian e-Government model

For citation: Melnikova L. Yu. International and Russian experience in the implementation of the E-Government concept: characteristic features // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 4. Pp. 48-54.

Концепция «Электронное правительство» - это то, что можно назвать квинтэссенцией цифрового развития государства. Сама идея ЭП заключается в том, что в конечном итоге своей реализации оно должно выполнять ряд таких важных функций, как оказание помощи гражданам в решении задач в их повседневной жизни и обеспечение участия населения в государственном управлении.

Электронное правительство - это новая модель государственного управления, в рамках которой используются инновационные инструменты и передовые технологические методы. При этом использование формулы проектного управления в данной модели позволяет эффективно и своевременно реагировать на смену государственных приоритетов, начиная с разработки системы межведомственного взаимодействия и заканчивая автоматизацией государственных функций. Для любого современного государства развитие концепции «Электронное правительство» является ключевым фактором современного государственного управления.

При этом стоит отметить, что сегодня, когда мы говорим о таком понятии как «электронное правительство», то подразумеваем не просто апробацию новых ИТ-технологий в сфере государственного управления, а уже второе, а в некоторых странах даже и третье поколение цифровой системы государственного уровня. В рамках первых поколений под указанным понятием понимались простые государственные «сайты-витрины», основной целью которых было донести информацию гражданам от государства, не более того. На следующем этапе используемые технологии уже позволили создавать целые цифровые порталы, что способствовало определенной централизации существующих государственных информационных ресурсов и развитию более активного и эффективного взаимодействия между правительством и гражданами.

В настоящее время в большинстве развитых стран мира осуществляется переход к третьему поколению

ЭП. Это уже правительство действительно нового уровня, взаимодействие и работу которого путем использования новейших цифровых средств для взаимодействия можно обозначить как «шлюзы одного окна». Естественно, что такого уровня развития данной концепции на сегодняшний день достигли лишь некоторые государства.

Департамент экономического и социального развития ООН, начиная с 2001 г., раз в два года составляет рейтинг стран по уровню развития ЭП (на сегодняшний день в него попали 93 страны из 193), который последний раз обновлялся в 2022 г. (на момент написания статьи в 2024 г. обновлений не было).

Для распределения мест в рейтинге используются значения сводного индекса развития ЭП - EGDI (E-Government Development Index). В данный индекс включены следующие критерии:

1. Степень охвата и качество интернет-услуг.

2. Уровень развития ИКТ-инфраструктуры.

3. Человеческий капитал1.

При этом показатели каждого критерия агрегируются из множества параметров. Например, при оценивании учитывается не только объем предоставляемых информационных услуг, но и их доступность для населения, определяется число как интернет-пользователей, так и тех, кто пользуется мобильной телефонной связью. Немаловажным фактором, на который все больше обращают внимание сегодня, особенно в Европейской части континента, конечно, выступает нормативно-правовая база. Так как оценить, и в полной мере эффективно использовать систему ЭП, возможно только тогда, когда будет создана необходимая нормативно-правовая основа для ее регулирования. Недостаточно просто разрешить вопросы технического характера, важно чтобы и законодательная база в полной мере отражала, а в некоторых

1Рейтинг стран мира по Индексу развития электронного правительства. https://gtmarket.ru/ratings/e-доуегптеп^еуе1ортепЫг^ех?уБсМ=1пеб^Би418989171 (дата обращения: 01.08.2024).

случаях, даже действовала проактивно в отношении новой формирующейся цифровой реальности.

Рейтинг стран по уровню развития ЭП - это эффективный способ измерения усилий, предпринимаемых государствами для внедрения данной системы в своих странах.

Верхушку рейтинга в 2022 г. составили Дания, Финляндия, Южная Корея, Новая Зеландия и Швеция. При этом, Южная Корея занимает топовую позицию в рейтинге начиная с 2010 г. Внедрение цифровой трансформации в этой стране начали по официальным данным корейского правительства с 2005 г., хотя подготовительные этапы были реализованы гораздо раньше [1].

Ученые и исследователи в этой области выделяют четыре формы или модели реализации концепции «Электронное правительство». Во-первых, это конти-нентально-европейская модель, реализуемая странами Евросоюза. Отдельно выделяют англо-американскую модель, реализуемую в США, Великобритании, Канаде и ряде других стран Америки. Самой непохожей на другие модели и одной из самых эффективных можно считать азиатскую модель, а самой молодой - российскую.

Для того чтобы выделить характерные особенности каждой из названных моделей, рассмотрим опыт внедрения ЭП на примере отдельных стран.

Зарубежный опыт: Южная Корея (азиатская модель реализации ЭП)

Южная Корея по результатам оценки занимала на постоянной основе первые два места в рейтинге ООН, и только в 2022 г. эта страна опустилась на третье место. Возможно, одной из причин столь успешной реализации ЭП является то, что ее построение уже опиралось на существенную базу в форме проведенной в 1960-70-х гг. компьютеризации всего государственного управления. В соответствии с официальным планом развития и реализации ЭП корейскую модель можно разделить на 6 этапов1.

На первом этапе в 1960-70-е гг. в Южной Корее прошла компьютеризация всего государственного административного сектора.

В рамках второго этапа в 1980-е гг. был реализован флагманский проект «Базовая национальная информационная система»(№1:юпа1 Basic Information System - NBIS), в основу которого было заложено развитие информационных и коммуникационных сетей, осуществлен ряд мер по компьютеризации рабочих мест, автоматизации работы государственных органов и правительственных структур, проведен окончательный перевод на электронный документооборот. Под непосредственным руководством и при участии президента страны реализовывались наукоемкие и тех-ноемкие проекты, способствующие цифровизации государственного управления и развитию информационных систем в области государственной безопасности, образования, науки, оборонного сектора и управления персональной информацией. Эффек-

Юфициальный сайт Южной Кореи «DigitalGovernment». URL: https://dgovkorea.go.kr (дата обращения: 20.06.2024).

тивная реализация данного этапа обеспечила Южной Корее лидирующую позицию на мировой арене в области ЭП.

За последующее десятилетие была проведена широкомасштабная информатизация государственного управления, что позволило создать базы данных и программные приложения, необходимые для государственного управления. Следующий инновационный проект в этой области получил название «Национальная информационная Супер-магистраль» (National Information SuperHighway), которое позднее было изменено на более известное сегодня - «Корейская информационная инфраструктура» (Korea Information Infrastructure). Основная цель данной программы заключалась в достижении такого уровня информационной инфраструктуры, при котором все слои населения страны, без исключения, имеют возможность получить широкий спектр государственных услугпосредством сети Интернет. В целях реализации этой программы в стране были успешно осуществлены 11 больших проектов, которые условно можно разделить на 4 группы:

- прозрачное и эффективное правительство (G2G),

- общая инфраструктура (G2G),

- качественная работа всех государственных служб (G2C),

- и улучшение ведения бизнеса (G2B) [1].

В итоге создание двух современных высокоскоростных информационных сетей, которые, с одной стороны, объединяли весь государственный сектор, а с другой - стали непосредственной основой для оказания в электронном формате помощи частным компаниям по организации и ведению бизнеса. К 2000 г. строительство общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры было закончено. Параллельно с созданием программно-аппаратного комплекса шла интеграция систем ЭП во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Согласно статистике, менее чем за пару-тройку лет правительству Южной Кореи удалось увеличить электронную торговлю в электронном формате как на государственных предприятиях, так и на уровне домохозяйств с 50 % до 100 %, и с 9 % до 25 % соответственно. Количество пользователей мобильного интернета в марте 2002 г. достигло 64 %, а количество домохозяйств, имеющих в своем распоряжении персональный компьютер, в октябре этого же года составило 69 %.

Следующим этапом стала полномасштабная интеграция государственных услуг, включавшая в себя реализацию более 30 различных проектов и инициатив. В первую очередь реформы коснулись самого правительства: полный отказ от бумажного документооборота и переход на электронный, переход от изолированной работы к интегрированной. Кроме того, в соответствии с государственным проектами был создан единый контактный центр государственных служб и единая система управления информационными ресурсами с высоким уровнем информационной безопасности. К 2020 г. в Южной Корее уже была

развернута и введена в эксплуатацию полноценная мобильная сеть следующего поколения (5G). В целях реализации всех проектов и инициатив правительство страны на постоянной основе разрабатывает единые стандарты, совершенствует текущую законодательную базу, осуществляет правовое регулирование правоприменительной деятельности государственных органов в соответствии с потребностями граждан.

Как итог проводимых реформ и реализации проектов и инициатив в области построения ЭП к 2022 г. в Южной Корее была полностью реализована концепция «Интеллектуального цифрового правительства» (официальное название). Согласно последним оценкам Южная Корея занимает лидирующие позиции с точки зрения Индекса зрелости GovTech. На цифровой платформе ЭП (e-Government Digital Platform, DPG) граждане, бизнес и государство совместно решают социальные проблемы и создают новые ценности. DPGв Южной Корее - это инновационная интегрированная инфраструктура, построенная на сотрудничестве государственного и частного секторов, позволяющая преобразовывать методы работы правительства за счет использования таких передовых технологий, как искусственный интеллект и Big Data (Большие данные).

Зарубежный опыт:

Дания (континентально-европейская модель реализации ЭП)

Среди стран Евросоюза Дания одной из первых начала реализацию концепции ЭП, разделив ее на несколько этапов. На первом этапе (2001-2011 гг.) ключевыми проектами стали автоматизация технологических операций внутри государственного сектора и цифровая трансформация государственных услуг. Результат - создание и успешное внедрение электронного портала «borger.dk», сервисов электронной подписи и электронного предоставления счетов [2].

На следующем этапе (2011-2015 гг.) была утверждена Стратегия развития ЭП Дании, для реализации которой правительству предстояло полностью отказаться от бумажного делопроизводства, осуществить цифровизацию социальных услуг и максимально перейти на уровень цифрового государственного управления. Осуществление таких масштабных проектов потребовало приложения усилий не только от правительства, но и от граждан, для которых доступ к публичным услугам и сервисам был переведен в формат цифрового самообслуживания. Для тех, кто плохо ориентировался в новых цифровых технологиях, были предусмотрены специальные сервисные центры и телефонные службы поддержки.

Благодаря успешной реализации указанной Стратегии Дания смогла занять в 2018 г. первое место в рейтинге Индекса развития ЭП, потеснив Южную Корею. После опубликования Цифровой стратегии Дании на 2016-2020 гг. датское Агентство по оцифровке посетили 24 иностранные делегации. При этом многим был интересен опыт данной страны в области оцифровки документов государственного сектора.

Факторами, которые послужили основой для успешной реализации концепции «Электронное правительство» в Дании, стали:

- гибкая нормативно-правовая система в этой области. Здесь важно отметить, что законодатель каждые 5 лет вносит изменения в законодательную базу с учетом опыта и результатов реализованных стратегий и программ;

- проведение не просто централизации управления информационными ресурсами, но и исключение любых разработок других параллельных систем с упором на создание единой системы «BigData»;

- внедрение и развитие дистанционных технологий во многие сферы жизнедеятельности граждан, в том числе в медицину, образование и т. д.;

- эффективная система кибербезопасности;

- максимальная ориентированность цифрови-зации на граждан, использование ИТ-решений и социальных технологий, направленных на улучшение качества оказываемых государством цифровых услуг;

- разработка и внедрение различных цифровых решений, направленных на повышение эффективности и улучшение общественных услуг, и широко используемых как компаниями, так и гражданами (например, проект MultiDC в 2019 г., в рамках которого былисозданы решения для управления потоками электроэнергии на больших расстояниях, что позволяет предотвращать системные сбои в подаче электричества);

- реализация государственных программ по подготовке и обучению квалифицированных специалистов.

Для сохранения лидирующей позиции в области ЭП Дания постоянно внедряет в деятельность государства новые цифровые разработки. На сегодняшний день значительная часть контактов между бизнесом и государством, а также гражданином и государством осуществляется исключительно в цифровом формате.

Зарубежный опыт: США (англо-американская модель реализации ЭП)

Где-то в начале 1990-х гг., когда Интернет только начинал развиваться, правительство США уже смогло оценить потенциал ИКТ-системы в качестве средства улучшения связи между гражданами и государственными органами. Чуть позднее, в 1993 г. была создана рабочая группа по разработке ЭП (Федеральная комиссия по связи - Federal Communications Commission), которая предложила ряд рекомендаций по использованию ИКТ в государственных структурах и занималась регулированием телекоммуникационной индустрии и поддержкой развития ИКТ в стране. В 1996 г. был принят Закон об электронном правительстве, который стал основой для развития рассматриваемой концепции в США. В дальнейшем реализо-вывались следующие проекты:

- ключевым стал проект по разработке и внедрению портала USA.gov, который предоставляет гражданам доступ к информации о государственных услугах, законах и нормах, а также позволяет общаться с

представителями правительства через онлайн-фор-мы и чаты;

- были созданы различные электронные сервисы: система электронной подачи налоговой декларации, онлайн-регистрация на получение социальных выплат и многое другое;

- для обеспечения онлайн-связи между государством и гражданами были разработаны такие системы, как система электронных платежей, система электронного голосования, система мониторинга и оценки качества государственных услуг, которые позволили облегчить гражданам реализацию их прав и обязанностей по оплате налогов и штрафов, по голосованию на выборах, а также дали государству возможность получать практически мгновенный отклик по предоставляемым населению услугам.

Реализация концепции ЭП в США проходит на федеральном уровне, на уровне штатов и на муниципальном уровне. Среди факторов, которые позволили данному государству достаточно эффективно реализовать концепцию ЭП можно выделить:

- приверженность принципам доступности государственных услуг и эффективности использования ИКТ;

- работа над обеспечением безопасности персональных данных и прозрачностью государственных процессов.

- улучшение связи между государственными органами и гражданами, а также повышение эффективности и качества государственных услуг и сокращение времени на их получение.

Стоит отметить, что нормативно-правовая база США в области цифровизации государственного управления достаточно старая, несмотря на постоянные нововведения в сфере ЭП. Из особенностей реализации концепции в этой стране можно выделить наличие профильного органа, который отвечает только за развитие данного направления - это Управление по электронному правительству и информационным технологиям при Президенте США и наличие всего двух проектов федерального уровня, которые позволили сформировать полноценное электронное правительство [3].

Российская модель реализации концепции «Электронного правительства»

В Российской Федерации исследователи по-разному определяют стартовую точку начала формирования системы ЭП. Часть исследователей считает, что данный процесс начался с момента подписания «Хартии глобального информационного сообщества» в рамках встречи «Большой восьмерки» в 2000 г. в Окинаве. Другие определяют в качестве начала момент принятия в 2002 г. Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

С тех пор в России было проведено достаточно большое количество различных мероприятий по внедрению ЭП, включая создание портала государственных услуг, разработку электронных систем документооборота и электронных сервисов для граждан и бизнеса.

При этом ключевым элементом рассматриваемой концепции в нашей стране стал Единый портал государственных услуг (ЕПГУ, Госуслуги), где граждане могут получить доступ к различным услугам, например, оформление документов, оплата налогов и штрафов, запись на прием к врачу, получение сведений о социальных выплатах, выписок из электронной трудовой книжки и т. д. Кроме того, на портале можно получить информацию о работе государственных органов и их контактные данные. Помимо ЕПГУ в систему ЭП в России также входят Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), досудебное обжалование, ситуационный центр и др. [1].

Важным элементом ЭП также является введение электронного документооборота, что позволяет сократить время на обработку документов и уменьшить количество ошибок при их заполнении, также такой формат позволяет гражданам получать доступ к своим документам в любое время и в любом месте.

Первым шагом на пути к ЭП в Российской Федерации стала федеральная целевая программам «Электронная Россия», рассчитанная на период с 2002 по 2010 гг. Несмотря на то, что ее реализация закончилась, к сожалению, полным провалом, определенная часть ключевых показателей была достигнута.

В целях совершенствования системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий была разработана государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)1. Развитие данного проекта стало возможным благодаря существенным средствам, выделяемым из бюджета, которые и заложили фундамент для формирования цифровой системы ЭП в России. На сегодняшний день в связи с достижением высоких результатов данная программа была продлена до 2030 г.

По итогам 2022 г. Россия занимает в рейтинге стран по уровню развития ЭП (E-Government Development Index) 42-е место (при этом в 2019 г. она занимала 32-е, что было обусловлено достижениями в результате внедрения и утверждения вышеуказанной государственной программы «Информационное общество»).

Несмотря на все усилия по внедрению ЭП, есть ряд достаточно серьезных проблем, которые препятствуют модернизации государственного управления в РФ. Пожалуй, одна из основных проблем - это недостаточная осведомленность граждан о возможностях ЭП. Многие люди либо просто не знают о существовании портала государственных услуг либо не умеют и боятся им пользоваться.

Еще однавесомая проблема - это слабая интеграция различных систем ЭП. При этом основная причина такой недостаточной интеграции состоит в том,

1 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. от 23.05.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162184/?ysclid=m169j90q14591248404.

что большинство из них просто несовместимы друг с другом, что создает проблемы при передаче данных между системами и затрудняет формирование единого поля ЭП. А это в свою очередь обусловлено отсутствием общей нормативной регламентации процессов реализации концепции «Электронное правительство». Таким образом, отсюда вытекает еще один существенный проблемный аспект, препятствующий реализации исследуемой концепции в России -это серьезное отставание правового регулирования от темпов развития современных технологий.

Также необходимо отметить, что не все государственные органы готовы к переходу на ЭП. Некоторые из них все еще используют бумажные документы, либо, что еще больше усугубляет бюрократизм и тормозит процессы цифровизации, ведут двойной учет как в электронном, так и в физическом формате.

Несмотря на все указанные трудности, внедрение цифрового государственного управления является необходимым шагом для улучшения качества функционирования административных структур и повышения эффективности работы всех государственных органов не только в России, но и других странах.

Исходя из проведенного выше анализа, можно получить общее представление об уровне реализации и о модели концепции «Электронное правительство» в мировом сообществе. Анализ опыта зарубежных стран и Российской Федерации позволяет выделить характерные особенностисуществующих моделей реализации концепции «Электронное правительство», а также дать оценку эффективности ее внедрения в экономическую и социальную сферу жизнедеятельности общества.

В целом, можно выделить характерные особенности для каждой из рассматриваемых моделей.

Континентально-европейская модель. Несмотря на уникальность каждой из европейских стран и присущее им единое экономическое и правовое пространство, для этой модели реализации ЭП можно выделить следующие особенности:

- ЭП каждой страны должно соответствовать требованиям, предъявляемым Европарламентом;

- главное предписание по работе ЭП в странах Евросоюза - это направленность его деятельности во благо и для граждан-пользователей. Не важно, в какой из стран Евросоюза осуществляется цифрови-зация, она должна быть максимально направлена на помощь гражданам и на улучшение качества предоставляемых им услуг.

Англо-американская модель отличается от европейской модели своей целью - упрощение работы государственных органов и расширение спектра предоставляемых государственных услуг. В рамках данной модели реализации ЭП важно именно упрощение процесса получения государственных услуг и всеобъемлющее информирование граждан о работе государства, а также вовлечение их в наиболее важные государственные дела. Поэтому для данной модели наиболее характерно создание многочисленных информационных супермагистралей, разграни-

чивающих ЭП на определенные сектора для бизнеса, граждан и для государственных служащих.

При этом, несмотря на достаточно существенный прогресс, США, как и многие страны англо-американской модели реализации концепции ЭП, сталкиваются с рядом таких проблем, как:

- недостаточная доступность государственных услуг для граждан в электронном формате;

- вопросы безопасности и защиты персональных данных при использовании электронных сервисов правительства;

- вопросы прозрачности государственных процессов в рамках электронного правительства.

Азиатская модель на сегодняшний день одна из самых эффективных. Развитие ЭП с точки зрения азиатского правительства должно работать во благо тех, для кого оно, собственно, и было разработано [4]. А достижение такой цели, как внедрение новых технологий в сфере государственного управления является для азиатских стран способом сохранения статуса передовых инновационных государств, занимающих в этой области лидирующие позиции как в своем регионе, так и в мире в целом. В качестве основных факторов полномасштабного успеха в реализации ЭП в Азии, можно выделить:

- достаточно раннее начало процессов интеграции информационных технологий в государственное управление;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- единый подход правительства к обеспечению и реализации кросс-платформенного взаимодействия между различными правительственным ведомствами и структурами для обеспечения реализации заявленных электронных проектов [3];

- постоянное совершенствование как нормативно-правовой базы, так и правового регулирования правоприменительной деятельности;

- использование потенциала последних достижений ИКТ;

- постоянный мониторинг этапов реализации проектов и инициатив, и их своевременная корректировка.

Российская модель. В основе реализацииконцеп-ции ЭП данной модели лежит повышение эффективности государственного управления, гласность и открытость информации для граждан, развитие экономики. При этом российская модель все еще находится в процессе своего становления. Тем не менее, можно выделить следующие ее характерные особенности:

- одним из основных направлений является повышение эффективности как государственного управления, так и местного самоуправления, а также оперативность и качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу;

- цифровизация в сфере предоставления государственных услуг осуществляется посредством разработки и внедрения целого комплекса различных информационных систем;

- основной упор делается на создание цифрового информационного поля, в рамках которого должно

осуществляться взаимодействие граждан и бизнеса с государственными органами и присутствовать обратная связь.

В заключение хотелось бы отметить, что цифровая гонка государств, в том числе и в области развития концепции «Электронное правительство» обусловлена в первую очередь тем, что государственный сектор без внедрения новейших технологий быстро начинает отставать от новейших технологических разработок и от ожиданий граждан. Что также сказывается и на уровне развития государства в целом, и на его положении на мировой арене. Модернизация парадигмы нео-веберианского государства с использованием механизмов «второй волны цифрового государственного управления» способствует созданию необходимых условий для функционирования на международном уровне демократических институтов, помогает развитию общемировой системы социально-политического взаимодействия, выступает основополагающим структурным элементом процессов политической глобализации. Таким образом, необходимость и важность цифровизации государств обуславливается не только упрощением процессов управления и стремлением угнаться за общемировыми трендами, но и необходимостью укрепления на международной арене, в том числе и в информационной сфере. В связи с чем для Российской Федерации в целом, и для российского правительства в частности на сегодняшний день очень актуальным остается вопрос грамотного планирования и внедрения цифровых систем ЭП. Для чего важно обращать внимание не только на существующие внутренние проблемы и недочеты, но и на зарубежный положительный опыт в данной сфере. Из чего следует, что применение бенчмарка будет способствовать ускорению темпов развития электронного развития России.

Библиографический список

1. Ямщиков А. С., Баранов Д. А. Национальные системы электронного правительства: отечественный и зарубежный опыт // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. № 2. С. 145-151. URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=921 (дата обращения: 04.07.2024).

2. Холодная Е. В. О цифровой трансформации государственного администрирования Дании // Вестник СГЮА. 2020. № 4 (135). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstvennogo-administrirovaniya-danii (дата обращения: 05.08.2024).

3. Кулькаев Г. А., Мозалева Н. И., Леонтьев Д. Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектного управления в сфере реализации концепции электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 92. С. 7-23. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-otechestvennogo-i-zarubezhnogo-opyta-proektnogo-upravleniya-v-sfere-realizatsii-kontseptsii-elektronnogo-pravitelstva (дата обращения: 17.08.2024).

4. Латыпова Р. Т. Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства // Молодой ученый.

2016. № 1 (105). С. 401-405. URL: https://moluch.ru/ archive/105/24730/ (дата обращения: 11.06.2024).

5. Солодовник А. И., Яковлев Н. А. Концепция e-government (электронное правительство) в информационном обществе и цифровой экономике: практика и перспективы // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 164-166.

6. Шкель В. e-Government в Республике Корея: этапы развития. Полезный опыт для успешного внедрения в Беларуси. URL: https://digital.report/e-government-v-respublike-koreya-etapyi-razvitiya-poleznyiy-opyit-dlya-uspeshnogo-vnedreniya-v-belarusi (дата обращения: 20.06.2024).

References

1. Yamshchikov A. S., Baranov D. A. National systems of electronic government: domestic and foreign experience // Scientific Review. Economic Sciences. 2017. No. 2. Pp. 145-151. URL: https://science-economy.ru/ru/ article/view?id=921.

2. Kholodnaya E. V. On the digital transformation of public administration in Denmark // Bulletin of the SSSA. 2020. No. 4 (135). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-tsifrovoy-transformatsii-gosudarstvennogo-administrirovaniya-danii.

3. Kulkaev G. A., Mozaleva N. I., Leontiev D. N. Analysis of domestic and foreign experience of project management in the sphere of implementation of the concept of electronic government // State management. 2022. No. 92. Pp. 7-23. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-otechestvennogo-i-zarubezhnogo-opyta-proektnogo-upravleniya-v-sfere-realizatsii-kontseptsii-elektronnogo-pravitelstva

4. Latypova R. T. Regulatory and legal support of e-government // Young Scientist. 2016. No. 1 (105). Pp. 401-405. URL: https://moluch.ru/archive/105/24730.

5. Solodovnik A. I., Yakovlev N. A. Concept of e-government (e-government) in the information society and digital economy: practice and prospects // Innovations and Investments. 2019. No. 11. Pp. 164-166.

6. Shkel V. e-Government in the Republic of Korea: stages of development. Useful experience for successful implementation in Belarus. URL: https://digital.report/ e-government-v-respublike-koreya-etapyi-razvitiya-poleznyiy-opyit-dlya-uspeshnogo-vnedreniya-v-belarusi

Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 01.10.2024; принята к публикации 20.12.2024.

The article was submitted 12.08.2024; approved after reviewing 01.10.2024; accepted for publication 20.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.