УДК: 33M
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ЕГО
ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Липина П.А., студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Невежин В.П., профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная работа посвящена всестороннему изучению международного франчайзинга, его сущности, истории возникновения, международного опыта использования данной бизнес-модели и особенностей внедрения международного франчайзинга в России. В рамках исследования рассматриваются ключевые аспекты международного франчайзинга, включая стратегическое планирование, выбор модели франчайзинга, а также правовые и культурные нюансы в разных странах. Особое внимание уделяется анализу мирового опыта в данной области, что позволяет выявить успешные практики и возможные ловушки на пути к международному расширению.
Исследование акцентирует внимание на специфике российского рынка, обозначая основные вызовы и перспективы для зарубежных франчайзеров и отечественных предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с международными брендами. Рассматриваются вопросы адаптации бизнес-моделей к российским реалиям, эффективности передачи знаний и технологий, а также стратегии построения долгосрочных и взаимовыгодных отношений между франчайзи и франчайзером.
Результаты исследования могут быть полезны для предпринимателей, которые рассматривают возможность использования международного франчайзинга в своем бизнесе. Таким образом, работа вносит вклад в понимание механизмов международного франчайзинга и его эффективного применения в условиях российской экономики, способствуя дальнейшему развитию франчайзинговых отношений и глобализации бизнеса.
Ключевые слова: международный франчайзинг, франчайзер, франчайзи, маркетинговый инструмент, прямой франчайзинг, мастер-франшиза, совместные предприятия.
INTERNATIONAL FRANCHISING: WORLD EXPERIENCE AND ITS
FEATURES IN RUSSIA
P.A. Lipina, student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Scientific supervisor: V.P. Nevezhin, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract: This work is devoted to a comprehensive study of international franchising, its essence, the history of its origin, international experience in using this business model and the specifics of the introduction of international franchising in Russia. The study examines key aspects of international franchising, including strategic planning, the choice of a franchise model, as well as legal and cultural nuances in different countries. Special attention is paid to the analysis of world experience in this field, which allows us to identify successful practices and possible pitfalls on the way to international expansion.
The study focuses on the specifics of the Russian market, identifying the main challenges and prospects for foreign franchisors and domestic entrepreneurs interested in cooperation with international brands. The issues of adapting business models to Russian realities, the effectiveness of knowledge and technology transfer, as well as strategies for building long-term and mutually beneficial relationships between franchisees and franchisors are considered.
The results of the study may be useful for entrepreneurs who are considering the possibility of using international franchising in their business. Thus, the work contributes to understanding the mechanisms of international franchising and its effective application in the Russian economy, contributing to the further development of franchise relations and business globalization.
Keywords: international franchising, franchisor, franchisee, marketing tool, direct franchising, master franchise, joint ventures.
1. ВВЕДЕНИЕ своего бренда на международных рынках. Одной
В настоящее время многие компании из в°зм°жных м°делей ведетя бизнеса или же прибегают к различным способам продвижения так называемся особая форма интеграции,
33
которая способна удовлетворить запросы управления компании является международный франчайзинг.
Многие из самых успешных компаний мира используют бизнес-модели международного франчайзинга. Франшиза доказала свой успех, показав положительные результаты, которые были лучше, чем для изолированных предпринимателей, особенно это можно было выявить во время кризиса. Франшиза позволяет создать торгово-техническое сотрудничество и, следовательно, коллективную силу, которая может столкнуться с крупными отраслевыми группами и вырвать доли рынка. Кроме того, ассоциация «ноу-хау» франчайзера и «предпринимательского духа», добавленного к обмену инвестициями, позволяет быстро развиваться. Разделение инвестициями в том смысле, что франчайзи инвестирует в свою компанию, а франчайзер позволяет сети процветать. Во франшизе структуры проще и экономичнее, чем в филиале, потому что хороший франчайзи мотивирован и его не нужно «подталкивать», что экономит мониторинг, контроль, управление.
Работа посвящена рассмотрению
международного франчайзинга, как бизнес-концепции, в мировом масштабе. В основу исследования положены статистические данные по миру и по России. Выводы, отражающие практические и теоретические аспекты осуществления международного франчайзинга, которые я сделаю в ходе работы, могут быть полезны при решении проблем в рассматриваемой мной области.
В целом, применение международного франчайзинга было описано в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Теоретическое обоснование франчайзинга было описано такими экономистами, как Мартин Мендельсон, Роджер Д. Блейр, Дж. Стенворт, Б. Смит, Рс. Хофман, Ник Нионакис. Что касается российский ученых, проблема международного франчайзинга раскрыта в работах Д.П. Стригуновой, Н.Г. Вилковой, В.А. Белова, Г.А. Бунича.
Актуальность моей работы заключается в том, что международный франчайзинг в данный момент является важнейшей бизнес-моделью по интеграции бизнеса, стремительно набирающей свою популярность.
Цель работы - исследовать сущность международного франчайзинга и
проанализировать его влияние на развитие компании.
В ходе исследования нужно решить следующие задачи:
1) Изучить общие сведения о понятии международного франчайзинга;
2) Определить, что лежит в основе международного франчайзинга;
3) Сделать анализ мирового опыта международного франчайзинга, в том числе в России;
4) Подвести итоги, сделать выводы и понять, какую роль играет международный франчайзинг в современном мире.
Объект моего исследования - международный франчайзинг.
Предмет моего исследования - влияние международного франчайзинга на бизнес.
Труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблеме
франчайзинга, являются теоретико-
методологической основой и информационной базой работы.
Методы исследования:
1) Анализ научных статей, учебников и новейшей литературы по моей теме;
2) Мониторинг статистических данных для характеристики развития международного франчайзинга в мире, и конкретно в России;
3) Анализ мнений экономистов о понятии международного франчайзинга.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие и история возникновения международного франчайзинга. Начнем с того, что международный франчайзинг - это метод расширения бренда на рынках различных стран.
Франчайзинг - это система распределения, когда франчайзер предоставляет франчайзи право продавать свои продукты и/или услуги и/или технологии. Они заключают соглашение,
которое позволяет франчайзи использовать методы, операции, системы, торговую марку, ноу-хау, опыт управления операциями и другую интеллектуальную собственность франчайзера для развития своего бизнеса за определенную плату, которая обговаривается в заключенном контракте. Франчайзеры часто проводят постоянное обучение для поддержки успеха предлагаемой бизнес-модели. Франчайзи обязаны вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзера.
Особенностью франчайзинговой сети является разработка и внедрение системного пакета, который заставляет франчайзи действовать одинаково на разных региональных рынках, в результате чего создается единая сетевая культура и идентичность. Производители, торговые или сервисные компании всегда думают о том, как сделать свои каналы дистрибуции более безопасными и эффективными. Франчайзинг служит
маркетинговым, организационным или инструмент управления и расширения.
Целью франчайзинговых систем является формирование отраслевых систем, в которых производственные и координационные затраты снижаются за счет меж организационного разделения труда и в то же время повышается стратегическая гибкость. Цели франчайзинговых систем также находятся в стратегической и оперативной области. С одной стороны, речь идет о расширении существующего потенциала для успеха путем развития или открытия новых областей деятельности, с другой стороны, цель состоит в том, чтобы более эффективно обрабатывать уже существующие путем использования потенциала рационализации [8].
Компании придется учитывать
осуществимость бизнеса для работы на международном уровне, оценивать, насколько адаптируем бизнес, а также преимущества и риски международной экспансии в модели основной франшизы. Некоторые предприятия нуждаются в повышении адаптации, чтобы отразить требования местного рынка, обусловленные либо культурными различиями, либо законодательством.
Большинство франчайзеров, которые начинают заниматься международным франчайзингом, уже управляли одним франчайзинговым бизнесом в своих странах, прежде чем рассмотреть вопрос о международном франчайзинге. Для первого международного франчайзера необходимо создать прочную основу для международного франчайзинга, прежде чем первый международный франчайзи сможет открыть и начать пожинать плоды международного франчайзингового бизнеса. Вместе
международный франчайзер и международный франчайзи должны работать над адаптацией бизнес-модели к культурным, деловым и юридическим потребностям рынка франчайзи
[7].
Что это значит с точки зрения времени и денег? Поскольку международные программы франшизы редко одинаковы от страны к стране, только опытные международные франчайзеры могут разумно оценить ответы на эти вопросы.
Перейдем к истории возникновения франчайзинга. Изначально было три константы, которые подпитывали рост франчайзинга: желание расширяться, ограничения
человеческого и финансового капитала и необходимость преодоления больших расстояний. Многие позиционируют
франчайзинг как современную стратегию, однако его корни уходят глубоко в прошлое - еще во времена, предшествующие средневековью, прослеживался подобный метод контроля центрального правительства. Если рассматривать со стороны истории, цель коммерческого франчайзинга состояла в следующем: дать возможность различным рабочим или подмастерьям создать собственный бизнес при поддержке франчайзеров.
Термин "франшиза" является
старофранцузским словом, которое относилось к предоставлению привилегий или специального права, основанного на моделях из Древнего Рима, оно означало освобождение от налогов и пошлин. Правители выдавали "chartes" или "lettres des franchises" городам, гильдиям или лицам. Они оправдывали правило лорда при условии, что
будет уплачена определенная сумма денег или текущие сборы или предоставлены услуги. Из франкоязычного мира он распространился на Великобританию, а также на Соединенные Штаты. В англосаксонской области это понимается как предоставление прав на коммерческое использование, на которые имеет право другой.
Развитие современной идеи франшизы началось в США. Она возникла как структурированная бизнес-система в США, примерно в 1860-х годах, когда The Singer Company создала сеть реселлеров швейных машин. Это была чистая дистрибуция продукта с такими примерами, как опять же швейные машины, а также автомобили или автомобильные аксессуары. В 1900 году была создана первая товарная франшиза с Coca-Cola. Джон С. Пембертон предоставил лицензии местным автозаправочным станциям, которые получили продукт в виде сиропа. Известные нам сегодня франчайзинговые системы берут свое начало в этих изначально ориентированных на продажи корпоративных концепциях. Успехом концепции стала новая и мощная сервисная сеть. Теория франчайзинга была первоначально разработана для дилеров General Motors с 1930 года. В то время также появились коммерческие, правовые и финансовые основы франчайзинговых систем, которые позже были приняты во всех отраслях. Это было также время, когда в Европе появились первые сопоставимые франчайзинговые системы. После Второй мировой войны появились новые формы франчайзинга, помимо распределения чистой продукции, был добавлен растущий спектр услуг [5].
Дальнейшее развитие до сегодняшнего франчайзинга заключается в расширении консалтингового и производственно-сбытового опыта франчайзера, который теперь может предложить полную бизнес-концепцию.
Быстрый рост франчайзинга не обошелся без некоторых проблемных аспектов, поэтому в 1960 году было принято решение основать организацию, которая помогала бы в разрешении споров и конфликтов - была создана Международная ассоциация франчайзинга.
Вообще, глобализация франчайзинга возникла в 1990-х годах в результате факторов подталкивания (насыщение внутреннего рынка и
высококонкурентный внутренний рынок) и факторов притяжения (возможности расширения на внешних рынках из-за накопительного спроса и открытия внешних рынков, особенно в развивающихся странах). С 1960-х по 1980-е годы крупные фирмы, такие как Hilton и McDonalds, доминировали в международном франчайзинге. Однако с 1990-х годов структура отрасли изменилась, и многие МСП используют франчайзинг внутри страны и на международном уровне.
Эволюция современного франчайзинга, созданная инновационными компаниями и управленцами, которые их возглавляли - это захватывающая история. Будущее франчайзинга, подпитываемое все еще невообразимыми новыми концепциями, новыми методами ведения бизнеса и международной экспансией, обещает добавить еще более динамичные главы к продолжающимся и растущим возможностям франчайзинга.
Итог главы: понятие международного франчайзинга достаточно широкое, он имеет интересную историю возникновения, и можно отметить, что современная идея развития франшизы появилась в США в середине XIX века, существуют различные виды международного франчайзинга - это франчайзинг продаж, продукта, сервиса и бизнес-формата. Оформляется франшиза договором франчайзинга или же договором коммерческой концессии (для России), также могут быть оформлены лицензионный договор, договор поставки и другие. В следующей главе целесообразно рассмотреть, какие не недостатки и достоинства имеет данный тип бизнеса.
Основы международного франчайзинга. Франчайзинговый бренд, который хочет расшириться на международном уровне, обязательно должен провести подробный анализ своей финансовой устойчивости и бизнес-модели.
• Действительно ли мой продукт/услуга востребованы/требуется за рубежом?
• Достаточно ли у меня финансовых резервов, чтобы позиционировать свой бренд за рубежом?
• Как будет выглядеть мой идеальный партнер по франшизе? Не думайте, что вы можете
привлечь клиентов за свой продукт или услугу так же, как на внутреннем рынке.
• Вписываются ли потенциальные кандидаты на франшизу в мою франчайзинговую сеть как в культурном, так и в личном плане?
Стандарты, процессы и системы, которые осуществляются во франшизах в новом регионе, не контролируются франчайзером после того, как обе стороны подпишут генеральное соглашение о франшизе, и это может быть трудно для некоторых владельцев бизнеса или несовместимо с бизнес-моделью для определенных секторов и компаний.
Основными характеристиками бизнес-модели франшизы являются: в течение ограниченного времени и территории франчайзер не только предоставляет франчайзи товары и товарные знаки, но и предоставляет полный набор «систем» управления маркетингом. Слово «система» является ключевым вопросом для франчайзинга, то есть франчайзи получает руководство и помощь от франчайзера во многих аспектах, таких как выбор места магазина, обучение персонала, открытие бизнеса, реклама, товарные поставки и т. д. Франчайзи ведет бизнес под руководством этой системы, строго соблюдает правила работы франчайзера, понимает освоение и воспроизведение специальных технологий. Только таким образом товары и услуги, предоставляемые франчайзи, могут поддерживать тот же стандарт качества, что и услуги и товары франчайзера. Франчайзи должен пройти обучение у франчайзера перед началом бизнеса. Взамен франчайзи должен оплатить паушальный взнос за франшизу и/или последующую ренту за франшизу, обучение и другие услуги. Другими словами, франчайзи берет на себя уже функционирующую бизнес-модель при открытии бизнеса, и взамен должен заплатить франчайзи, чтобы приобрести лицензии и права пользования, так называемые вступительные или франчайзинговые сборы. Во многих случаях франчайзи также передает часть полученной прибыли автору бизнес-идеи.
Что такое «паушальная сумма» и «роялти»? По сути, разовая плата - это плата, которую франчайзер взимает при покупке франшизы за право пользоваться всем, что она предоставляет.
Обычно он колеблется от 5 до 10% от общих инвестиций в открытие. Однако стоит отметить, что ряд компаний работают без паушального взноса, получая прибыль от роялти или поставляя продукцию франчайзи. Роялти для франчайзера актуально, если деятельность компании не связана с реализацией товаров. Это регулярный платеж владельцу франшизы, обычно в виде процента от оборота заведения или в виде фиксированной суммы. Компании, получающие прибыль только за счет поставки продукции своим франчайзи, наиболее заинтересованы в успехе бизнеса партнера, так как прибыль франчайзера напрямую зависит от количества реализуемой франчайзи продукции.
В отличие от других форм франчайзинга, в дополнение к предоставлению товарных знаков франчайзеры также предоставляют
франчайзинговым магазинам полный набор систем управления и маркетинга и даже финансовые условия, тем самым укрепляя отношения между штаб-квартирой и франчайзинговыми магазинами и обеспечивая рыночную конкурентоспособность и живучесть франчайзинговых магазинов, сокращая финансовые расходы, а также снижая внутреннюю конкуренцию между магазинами-членами [1]. Период, в течение которого франчайзинговая система работает между партнерами, определяется франчайзером. Франчайзи может использовать название, дизайн и бизнес-идею в течение этого периода для продажи товаров или распространения услуг.
Франчайзинг - это отрасль, созданная для оказания поддержки, которая поддерживает ваш успех. Хотя прибыль не гарантируется, это оптимизированная версия начала собственного бизнеса, которая уже имеет узнаваемость бренда и использует модель, которая оказалась прибыльной.
Развитие франчайзинга в мире. Международный франчайзинг включает в себя поток товаров, товарных знаков, интеллектуальной собственности и финансов на международном уровне и обычно используется в отраслях, основанных на услугах. В 2018 году мировая торговля услугами составила 5,8 тыс.
долларов США. По данным Всемирной торговой организации (2019), с 2005 года торговля услугами росла быстрее, чем торговля товарами. Среди международных франчайзинговых фирм в 2017 году персональные услуги имели самый быстрый рост, за ними следовали здравоохранение и медицинские услуги, бизнес и клининговые услуги, а также розничная торговля. Кроме того, в период с 2005 по 2017 год в развивающихся странах было 3,4 млрд долларов США в мировом экспорте услуг в результате экономических преобразований и
диверсификации на этих рынках [2].
Франчайзи в развитых странах более способны, чем в развивающихся странах, потому что они, как правило, обладают большим поглощающим потенциалом, который может способствовать передаче знаний. Страны с более высоким уровнем дохода обычно обеспечивают лучшую институциональную среду, предлагая лучшую защиту и обеспечение соблюдения законов об интеллектуальной собственности. Политические риски возникают, когда государственная политика в принимающей стране создает неблагоприятные условия для франчайзеров, включая ограничения на франчайзинг, ограничения на репатриацию на микроуровне, коррупцию, политические потрясения и ограничения для иностранных инвесторов. Когда принимающий рынок развивается, и законы об интеллектуальной собственности существуют и применяются, франчайзинг с большей вероятностью укоренится и имеет больше шансов на успех. Однако по мере того, как франчайзи узнают больше о местных рынках и развивают свою предпринимательскую инициативу, франчайзеры предоставляют им больше автономии. Концепция франчайзинга, а также размер и возраст цепочки влияют на степень контроля и автономии. Крупные сети, как правило, предоставляют большую автономию своим франчайзи [5].
В международном франчайзинге существует различные возможные формы выхода компании на рынок, вот некоторые из них:
• Прямой франчайзинг
В соответствии с этим соглашением франчайзер предоставит права франчайзи напрямую и будет предоставлять обучение и поддержку точно так же, как и на своем внутреннем рынке. Иногда такая поддержка предоставляется непосредственно с внутреннего рынка, но часто франчайзер создает базу на международном рынке - очевидно, что это будет зависеть от логистики, связанной с выполнением коммерческих обязательств франчайзера перед франчайзи. Если рынок физически очень близок, эта договоренность может эффективно работать; однако, если франчайзер находится за тысячи миль и находится в совершенно другом часовом поясе, это может быть менее практично. Структура сборов будет такой же, как и для отечественного франчайзи, но могут быть более высокие расходы, связанные с обучением, если это будет обрабатываться в головном офисе франчайзера.
• Мастер-франшиза
Франчайзер предоставляет так называемому мастеру-франчайзи право и обязанность не только самостоятельно создать пилотную франшизу, но и распространять индивидуальные франшизные лицензии в своей стране или регионе после ее успешной работы. Растущие международные франчайзеры и франчайзи очень часто настаивают на том, что они хотят использовать мастер-франчайзинг для своей первой международной франчайзинговой сделки. Мастер-франшиза привлекательна, потому что на новой территории главный франчайзи набирает, обучает и поддерживает субфранчайзи и открывает свои собственные франчайзинговые торговые точки, используя операционную систему франчайзеров и свои собственные финансовые ресурсы. Мастер-франчайзи становятся де-факто «франчайзером» на новой территории. Таким образом, мастер берет на себя все функции, такие как контрольные и организационные, которые обычно выполняет франчайзер, включая строительство системного центра. Такой подход позволяет франчайзерам полагаться на своих генеральных франчайзи для непосредственного общения с несколькими субфранчайзи на иностранной территории и обеспечения соблюдения соглашений о франшизе. Теоретически, франчайзеры избегают
бремени полного знания с деловой и юридической практикой, потому что мастер-франчайзи берет на себя эти обязанности. Мастер-франчайзи выполняют большую часть работы, а франчайзер оказывает общую поддержку из своего головного офиса.
• Совместные предприятия
Многие потенциальные стороны
международных франчайзинговых инвестиций рассматривают совместное предприятие (СП), в котором как иностранный (потенциальный) франчайзер, так и местный инвестор сформируют компанию для адаптации бренда франчайзера и тестирования его на территории местного инвестора. Даже если они структурированы как «партнерства», в которые обе стороны инвестируют и рискуют потерять, в соответствии с законодательством некоторых стран структура СП также может регулироваться как франшиза. Хотя франчайзинговые соглашения
подготовлены как «формальные соглашения», в надежде, что капитальные вложения при подготовке прототипных документов будут амортизированы по многим сделкам, каждое СП оформляется на заказ. Требования и потребности каждой стороны, требуемые инвестиции, условия выкупа того или иного партнера, доля прибыли и убытков и другие материальные соображения продиктованы уникальным соглашением.
Эволюция современного франчайзинга, созданная инновационными компаниями - это захватывающая история. Будущее франчайзинга, подпитываемое все еще невообразимыми новыми концепциями, новыми методами ведения бизнеса и международной экспансией, обещает добавить еще более динамичные главы к продолжающимся и растущим возможностям франчайзинга.
Особенности международного
франчайзинга в России. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте разработан очень мало, особенно в России. Это можно объяснить тем фактом, что
история развития франчайзинга в Российской Федерации только началась, и все правовые аспекты выработать еще не успели. Все нюансы нем могут быть охвачены только Законом «О коммерческой концессии». Международный франчайзинг зависит как от развития экономики в конкретной стране, так и от политических отношений между государствами.
В России первое, что открыли по договору франшизы, считается завод по производству кока-колы. В дальнейшем, большое количество международных компаний открыли свои франшизы в нашей стране. Среди них можно выделить и рестораны быстрого питания, и автомагазины, и мастерские по ремонту машин, и производство продуктов питания. Сети самых крупных иностранных фирм открыты на территории России именно благодаря франшизе [3]. Это делает риск минимальными для заграничных инвесторов. Интересно, что в России нет такого понятия, как «договор франчайзинга» - договоры называются «договорами коммерческой концессии». Это правовая основа в России, которая обеспечивает работу с помощью франшизы. Иногда иностранные компаньоны не хотят вникать в российское законодательство - им проще перепродать права на свою марку, чтобы на территории нашей страны бизнес разворачивал гражданин, который находится под юрисдикцией РФ [4].
Обратимся к динамике количества всех франшиз в России с 2015 года по настоящее время, чтобы проследить тенденции развития данной бизнес-модели в нашей стране, понять настрой российских предпринимателей, и увидеть, насколько сильно развит франчайзинговый бизнес в РФ (рис. 1). На диаграмме можно наблюдать умеренный постоянный рост количества франшиз, за почти 7 лет их количество увеличилось более чем в 2 раза (на 1645), чуть больше, чем за год (с 2020 по февраль 2022), увеличение составило 315 единиц [12].
Рис. 1. Количество франшиз в России. Период - с 2015 до 2022 года. Источник: [12] Если рассматривать соотношение прослеживается тенденция - доля российских
иностранных брендов и российских брендов на брендов увеличивается с каждым годом, а доля российском рынке, то можно заметить огромную иностранных компаний, предлагающих разницу в их долях (рис. 2). В рассматриваемый франшизы, соответственно, снижается - за 3,5 период (2018 - июнь 2022 года) сразу года разница составила 15,5%.
Рис 2. Российский рынок франшизы в процентном соотношении. Период - с 2018 до 2022 года. Источник: [9]
Как отмечают эксперты, в 2022 году динамика франчайзингового рынка в России напрямую коррелировала с геополитическими событиями. В марте 2022 года участники рынка «выбрали выжидательную тактику» и отказались от инвестиций в проекты. В сентябре 2022 года на франчайзинговом рынке сорвалось практически 70% сделок, что также связано с массовым отъездом целевой аудитории франшиз из России. Помимо этого, до минимального уровня был
снижен интерес к франшизам, которые работали на территории торговых центров. Такая тенденция связана с уходом из торговых центров ключевых арендаторов [11].
Что касаемо франшиз, распространяемых российскими предпринимателями за рубеж, то стоит учитывать, что в каждом государстве есть свои нюансы в законодательстве, экономике и менталитете потребителей. За счет того, что ни каждый франчайзер смог справиться с этими
аспектами, география основной части франшиз из России ограничивается Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Некоторые франчайзеры рассматривают выход своей франшизы на международные рынки через ближайшие страны Европы, такие как Латвия, Литва и Эстония, и это понятно, так как большая часть населения владеет русским языком, многие выходцы из России, да и в целом менталитет данных государств близок к нашему. План заключается в следующем: овладеть навыками ведения бизнеса в Евросоюзе, а далее расширить свои границы. Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприниматели, решившие покорять мир. Существуют топ-3 вопроса, связанные с выходом на международный рынок:
1)вопросы по работе в правовом поле другого государства
2)вопросы, связанные с налогами
3)вопросы по уже имеющимся игрокам и конкурентам на данном рынке [6].
Франчайзер должно обязательно изучить рынок, проверить достаточно ли актуален продвигаемый продукт в иностранном государстве, актуально ли франчайзинговой предложение, проверить соответствия всех затрат на открытие франшизы в новой стране, найти поставщиков.
Рассмотрев некоторые тенденции развития международного франчайзинга в мире, становится понятно, что развитые страны больше погружены в рассматриваемую мной бизнес-модель, нежели развивающиеся, потому что у их предпринимателей есть возможность и ресурсы для распространения своего бизнеса. Что касаемо России, франчайзинг в нашей стране развит достаточно слабо, и в структуре брендов преобладают, конечно, российские компании (8085%) по сравнению с иностранными. В настоящее время появляются все новые и новые идеи касательно франчайзинга, поэтому есть все основания полагать, что франчайзинг будет расширяться и совершенствоваться со временем, а в дальнейшем получит более массовое распространение во всем мире [10].
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлись обширный анализ понятия и составляющих компонентов международного франчайзинга, развитие его как мировой бизнес-стратегии. Цели были достигнуты с помощью следующих задач:
1) Изучено понятие международного франчайзинга и особенности ведения такого бизнеса
Международный франчайзинг - это франчайзинговые отношения, в которых договорные партнеры ведут бизнес в разных государствах.
В франчайзинговых соглашениях
франчайзеры поставляют своим франшизам нематериальные активы, такие как бренд, ноу-хау, интеллектуальная собственность, операционные процедуры и другие текущие услуги поддержки. В свою очередь, франчайзи платят франчайзинговые сборы и роялти и предоставляют знания об условиях местного рынка. В России такой договор называют договором коммерческой концессии. Более того, существует ряд других договоров, которые могут быть заключены между франчайзером и франчайзи, например лицензионный договор, договор поставки и другие.
Международный франчайзинг позволяет организациям выходить на зарубежные рынки, расширять ассортимент своей продукции и привлекать новых клиентов в рамках модели с меньшим риском, чем при традиционном расширении компании.
2) Исследовано развитие международного франчайзинга в мире, а также отдельно в России
Внутренний успех фирмы не обязательно приведет к международному успеху, потому что принимающая страна может иметь уникальные риски, другую культуру, новые контакты и новые знания. Существуют характеристики, присущие производственной площадке как внутри страны, так и за рубежом, которые влияют на деятельность фирмы - это могут быть экономические, политические, демографические, социальные факторы.
Развитые страны больше углубляются в сферу международного франчайзинга, чем
развивающиеся, по причине того, что они имеют лучшую ресурсную базу для подобного бизнеса. Россия пока только узнает, что такое международный франчайзинг, в структуре рынка франшизы 85% составляют российские бренды, и всего 15% - иностранные. Российские предприниматели тоже пытаются распространять свои франшизы за рубеж, в такие страны как Белоруссия, Казахстан, но пока это развито тоже не в той мере, в которой хотелось бы.
Тем не менее, стоит отметить, что международный франчайзинг не стоит на месте, появляются все новые и новые стратегии, идеи, касательно его развития, поэтому остается только ждать, когда франчайзинг получит массовое распространение во всем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Маркетинг предприятия. - М., ЮНИТИ, 2013. -398с.
[2] Всемирная Торговая Организация. - URL: https://www.wto.org/ (дата обращения: 01.12.2022).
[3] Жамхарян Г.Г. Современные проблемы сотрудничества российских компаний с зарубежными партнерами в сфере международного франчайзинга. 2020.
[4] Кондратьева Е.М. Правовая природа и режим франчайзинга в национальном и международном обороте в среде международного частного права. 2021.
[5] Кочетков Г.Б. Франчайзинг: Организация малого бизнеса.-США, Канада: экономика, политика, культура. - 2012. - №4. - с.102-118.
[6] Крымова Н.А., Темных Ю.Г., Сумина Е.В. Франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2011. №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 20.11.2022).
[7] Семичева В.О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса// Символ науки. 2016. №3-1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/ (дата обращения: 01.12.2022).
[8] Смирнов, Е.Н., Экономика транснациональных корпораций: учебник / Е.Н. Смирнов. — Москва: КноРус, 2022. — 541 с. — ISBN 978-5-406-10537-5. — URL: https://book.ru/book/945916 (дата обращения: 01.12.2022).
[9] Франчайзинг в России. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 01.12.2022).
[10] Шкутько О.Н. Международный франчайзинг: современные тенденции и мировой опыт// Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. №26. -URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/ (дата обращения: 01.12.2022).
[11] International Franchise Association https://www.franchise.org/international/russia. (дата обращения: 01.12.2022).
[12] Statista https://www.statista.com/statistics/1258945 /number-of-franchises-russia/. (дата обращения: 01.12.2022).
V V