.«ость в них не иссякает. Они не потеряли своей актуальности и научной основательности. Следовало бы подумать об их переиздании и о других »формах закрепления памяти о видном
ученом, писателе-краеведе, общественном деятеле.
Л. ВАСИЛЬЕВ, член Союза писателей СССР, кандидат филологических наук
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ФИННО-УГРОВЕДОВ
м. в. мосин.
доктор филологических наук, профессор, О. Е. ПОЛЯКОВ, кандидат филологических наук
Огромным расстоянием разделены ^народы, говорящие на языках финно-угорской группы.' Финны и эстонцы проживают на берегу Балтийского моря, ханты и манси — на Оби, венгры — в Центральной Европе, мордва и марийцы — в Среднем Поволжье. Не только общие слова можно найти в языке этих народов, много сходного в их обычаях, обрядах, культуре.
В истории любой науки есть исключительно важные по своей значимости события, которые принято считать своеобразными вехами в ее развитии. Таковыми являются международные конгрессы по финно-угристике.
Конгрессы обычно проводятся в трех странах мира, где проживает основная масса финно-угорских народов: в СССР, Венгрии, Финляндии. Первый из них прошел в Венгрии (г. Будапешт) в 1960 году. С тех пор такиё форумы организуются один раз в пять лет? второй конгресс собрал финно-угрове-j^ob в Финляндии (г. Хельсинки), третий — в СССР (г. Таллинн), четвертый — в Финляндии (г. Турку), пятый — в Венгрии (г. Будапешт), шестой — в
СССР (г. Сыктывкар).
С 24 августа по 2 сентября в Венгрии, в г. Дебрецене, в университете им. Лаеша Кошута, состоялся очередной VII Международный конгресс фин-
„но-угроведов. Здесь собралось более
^950 ученых — лингвистов, фольклористов, литературоведов, археологов, этнографов.4 Было заслушано около <600 докладов и сообщений. Конгресс
открыл его председатель академик Б. Калман. С приветствиями выступили: ректор Дебрецёнского университета А. Липтак, руководитель финской делегации О. Икола, руководитель советской делегации Ю. Н. Караулов, президент Международного- комитета конгрессов финно-угроведов академик П. Хайду.
Конгресс состоялся в то время, когда в Восточной Европе, в нашей стране происходят бурные перемены, видимо, поэтому Дебрецен собрал рекордное количество участников. В его работе приняли участие не только делегации из СССР, Финляндии и Венгрии, но и ученые и гости из США, ФРГ, Японии, Италии, Франции, Швеции, Норвегии, Польши. Среди участников конгресса убеленные сединами академики, профессора Б. Калман, Б. Ранта, М. Корхоне и совсем молодые ученые, стремящиеся пронести дальше свет и душу финно-угроведения.
Среди участников конгресса было 200 финнов, 100 венгров, 350 человек из Советского Союза, в том числе 100 эстонцев, 32 коми, 31 удмурт, около 40 ханты-мансийцев, гости из Пензы, Москвы, Томска; Новосибирска, Латвии, Литвы. К сожалению, одной из самых малочисленных была делегация
из Мордовии — всего 13 человек. Из Научно-исследовательского института языка, литературы, истории й экономики при Совете Министров Мордовской АССР на конгресс ездйло всего два человека, из Мордовс-кого педин-
* г
J
ститута — один. Кстати, не было ни одного литературоведа, археолога.
Основная работа конгресса проходила в четырех секциях: лингвистики, этнографии и фольклористики, литературоведения, истории, археологии и антропологии. Члены мордовской делегации Д. В. Цыганки«, М. В. Мосин, О. Е. Поляков председательствовали на заседаниях секции «Волжское и пермское языкознание».
Профессора Д. В. Цыганкин, М. В. Мосин в своих выступлениях подняли проблемы финно-угорского словообразования, Т. М. Тихонова, Н. А. Агафонова, А. М. Гребнева посвятили свои доклады проблемам мордовской морфологии, Р. С. Ширманкина — фразеологии в мордовских и венгерском языках, М. Д. Имайкина, Н. В. Бутылов — лексике, О. Е. Поляков — исторической фонетике, Н. С, Алямкин — синтаксису. Профессор Н. Ф. Мокшин вы-ступил с исследованием по мордовским женским именам XVI — XVIII веков, Н. В. Заварюхин — по проблемам мордовской семьи первой четверти XVIII века, В. А. Балашов — по современному быту сельской мордвы.
Проблемам мордовских языков были посвящены доклады сотрудников Института языкознания АН СССР А. П. Феоктистова, Г. И. Ермушкина, а также многих зарубежных коллег. Интересные статистические материалы по мокшанскому и эрзянскому языкам привел преподаватель Будапештского университета Г Зайц. По его мнению, словарный состав, грамматика мокшанского и эрзянского языков настолько близки, что едва ли можно говорить о двух самостоятельных языках, скорее, это два наречия одного мордовского языка. Другой представитель этого же университета Н. Ежеф темой выступления выбрал проблему согласования мордовского существительного и прилагательного. Э. Месарош из Сегедско-го университета выступила с сообщением об особенностях эрзянского словообразования. М. Сало, которая удивила нас прекрасным знанием эрзянского языка, также подняла проблему
мордовского словообразования. Истории мордовских языков посвятил выступление венгр И. Батор, по мордовской ономастике сделал доклад преподаватель Дебреценского университета Ш. Матычак.
Большой интерес к мордовским языкам, мордовской культуре вообще проявили немцы, американцы, шведы. В ФРГ в городе Гамбурге уже давно изучаются мордовские языки, в США языки нашего народа изучаются в Блюммингтонском университете. Нам, конечно, было приятно, когда швед заговорив с нами на нашем языке, а венгры подарили двухтомную .работу «История мордовских согласных».
Нам пришлось удивиться тому, что среди участников других делегаций были не только ученые, но и поэты, писатели, артисты, работники радио и телевидения. Так, среди ханты-мансийцев были оленеводы, поэт И. Шесталов, народный депутат СССР Е. Д. Айпин. Вместе с делегацией приезжал и с успехом выступал ханты-мансийский народный ансамбль.
ОргкомиУет VII Международного конгресса организовал интересную культурную программу. Работали книжная, археологическая выставки, фотовыставка «Финно-угорские конгрессы в картинках», выставки «Финно-угорская мифология», «Финно-угорские народы и языки», где можно было получить справки о численности, местожительстве финно-угорских народов, послушать тот или иной язык, древнюю финно-угорскую речь. Перед участниками конгресса выступил венгерский народный ансамбль «Кари-каш», ансамбль пляски строителей «Хайду», орйестрсвый концерт финской и венгерской музыки. Участников конгресса тепло принимал посол Финляндской Республики в Венгрии.
В Дебреценском университете уделяется большое внимание изучению мордовских языков. Л. Керестеш, генеральный секретарь конгресса, хорошо владеет мокшанским и эрзянским ясыками. Двухтомное издание «История мордовских согласных» ■— его
труд. Он подготовил для издания «Мордовскую хрестоматию», написал кандидатскую диссертацию «Образование системы согласных в мордовских языках». Преподаватель этого университета А. Шаламон сдала экзамен на докторскую степень по теме «Эрзя-мордо вс кие объе ктн ые конст-рукции». В прошлом году три студента защитили дипломные работы по проблемам мордовского языкознания. В 1989 году на кафедре финно-угорских языков спецкурс по мокшанскому языку прочитал О. Е. Поляков. Сразу после конгресса спецкурс по эрзянскому языку начал читать Д. В. Цыганкин.
Что же дал очередной конгресс фин-+ю-угроведов для мордовского языкознания, мордовской литературы, истории, фольклора, этнографии? Думается, очень многое. Мы донесли до на-
ших друзей наши сегодняшние проблемы, обсудили их, приняли участие в дискуссиях. Жаль, конечно, что нас было мало и мы не смогли обсудить все те вопросы, которые сегодня волнуют языковедов, историков, литераторов, фольклористов. Очень полезны были знакомства с учеными других стран.
Мы обсудили вопросы организации будущих конгрессов, симпозиумов, совещаний. Например, руководители общества «Вайгель» («Голос»), созданного при Мордовском университете, договорились с марийскими, удмуртскими, коми коллегами о проведении симпозиума по состоянию современных восточно-финских языков.
Следующий конгресс финно-угрове-дов состоится в 1995 году в Финляндии (г. Ювяскюля).
О НОВОМ ТИПЕ ШКОЛЫ
Директор Саранской городской гимназии Г. М. СТЕПАНОВ
Социально-политические и экономические изменения в обществе закономерно привлекают интерес аналитиков и ученых к проблеме школы — основного звена системы образования. Именно в школе, в условиях однообразия, уравниловки в воспитании и образовании сложилось практическое неприятие истины «от каждого — по способностям, каждому — по труду».
Принято считать, что до 16 лет складывается характер личности. Именно в этом возрасте молодой человек оканчивает школу. Соответствуют ли полученные им знания потребностям жизни? Привито ли ему стремление к самосовершенствованию? Приучен ли он
к труду, в частности к самому тяжелому его «иду — труду интеллектуальному?
Анализ последних публикаций свидетельствует, что на все эти вопросы -нельзя- - ответить - положительно. По
даиным ЮНЕСКО, к 2000 году число
детей, оставшихся за порогом школы, составит 200 миллионов человек. Каждый четвертый взрослый житель планеты неграмотен.
Кроме того, растет уровень профессиональной неграмотности, которая оборачивается большими убытками для общества. Наблюдается снижение культурного уровня, а в этих условиях не действуют экономические и социальные законы.
Преодоление кризисных явлений в
воспитании многие исследователи и
■
практики связывают с необходимостью растить интеллектуальную элиту. Образование становится важнейшей сферой общественной жиани, главной целью которой является повышение цивилизованности народа, его гармоническое развитие. В идеологии образования на первый план выдвигаются демократизация, многоукладность, альтернативность, открытость, а также гуманизация и гуманитаризация, диф-