УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Крылов К. Д.
Международные трудовые стандарты для содействия миру и предотвращения кризисов
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ МИРУ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСОВ
Аннотация. Статья посвящена развитию международных правовых норм в сфере труда в связи с принятием в 2017 г. Рекомендации Международной организации труда № 205 «О занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия». В ней показано значение нового рекомендательного акта, комментируется его содержание и обращено внимание на необходимость использования его положений в законодательстве, правовых актах социального партнерства, локальном регулировании труда. Указана возможность реализации этих положений в международном региональном и двустороннем сотрудничестве Российской Федерации с другими государствами.
Ключевые слова: мир, международные трудовые стандарты, трудовое право, занятость, достойный труд, социальная защита, предотвращение кризисов.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.053-064
K. D. KRYLOV,
Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Chairman of the Moscow society for labour law and social security law, Honorary lawyer of Moscow
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
INTERNATIONAL LABOUR STANDARDS OF PROMOTION
PEACE AND PREVENTING CRISES
Review. The article is devoted to development of the international precepts of law in the sphere of labour in connection with the adoption in 2017 of the Recommendation of the International Labour Organization № 205 «About employment and worthy work for ensuring peace and potential of counteraction». In it the value of the new recommendatory act is shown, its contents is commented and the attention to need of use of its provisions in the legislation, legal acts of social partnership, local regulation of work is paid. The possibility of implementation of these provisions in the international regional and bilateral cooperation of the Russian Federation with other states is noticed. Keywords: international labor standards, labor law, employment, worthy work, social protection, prevention of crises.
Константин Давидович КРЫЛОВ,
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения, почетный юрист г. Москвы [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Л ё й x m ш
тематика
>
© К. Д. Крылов, 2017
В современной истории развития различных стран широкое распространение получили международные правовые стандарты, ориентирующие на содействие миру, занятости, достойному труду и социальной защите. Они приняты и принимаются на различных уровнях международного сотрудничества. Ведущую роль в них занимают акты и документы Организации Объединенных Наций1. Значительное место в системе международных актов занимают акты Международной организации труда, касающиеся занятости и достойного труда для обеспечения мира. В настоящее время данный аспект приобрел особую правовую актуальность и нормативную новизну в связи с принятием в 2017 г Рекомендации МОТ № 205 «О занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия».
По сути, все акты МОТ направлены на содействие миру и социальной справедливости. При принятии новой Рекомендации был вновь подтвержден заложенный в Уставе МОТ принцип, касающийся того, что всеобщий и прочный мир может быть обеспечен, только если он строится на принципах социальной справедливости. Этот ориентир содержится в Филадельфийской декларации (1944 г.), Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и о механизме ее реализации (1998 г.), Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (1977 г, с поправками 2006 г.), и Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 г.). Он также отражен в Резолюции и Заключении о содействии жизнеспособным предприятиям, принятых Международной конференцией труда в 2007 г., а также в Руководящих принципах, ка-
1 Среди актов и документов Организации Объединенных Наций, содействующих миру и предотвращению кризисов, особо выделяются Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны 1998 г; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.; Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 «Женщины и мир и безопасность» 2000 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Конвенция о правах инвалидов 2006 г; Общесистемная политика ООН в вопросах создания рабочих мест, приносящих доходы видов деятельности и реинтеграции в период после конфликтов 2008 г.; Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок ООН, касающихся «защиты, соблюдения и средств правовой защиты», 2011 г.; Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015—2030 годы, 2015 г.; Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах 2016 г.
УНИВЕРСИТЕТА Международные трудовые стандарты для содействия имени O.E. Кутафина(мгюд) миру и предотвращения кризисов
сающихся доступа беженцев и других вынужденно перемещенных лиц к рынку труда, 2016 г.
Указанным целям служат все основополагающие и директивные конвенции МОТ, другие ее акты, касающиеся свободы объединения, ведения коллективных переговоров и трудовых отношений, пресечения принудительного труда, искоренения детского труда, защиты детей и молодежи, обеспечения равенства возможностей и обращения, политики в сфере занятости и содействия ей, профессиональной ориентации и обучения кадров, оплаты труда, безопасности и гигиены труда, социального обеспечения, охраны материнства, трудовых мигрантов, коренных и ведущих племенной образ жизни народов, неформальной экономики.
Новая Рекомендация МОТ № 205 «О занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия», принятая на 106-й сессии Международной конференции труда (МКТ) в июне 2017 г, непосредственно знаменует собой пересмотр Рекомендации № 71 1944 г о занятости в период перехода от войны к миру и заменяет ее. Первое обсуждение вопроса о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия для данного пересмотра состоялось на 105-й сессии МКТ в 2016 г. К заключительному обсуждению Международное бюро труда получило ответы от трехсторонних участников из 99 государств-членов, заключения экспертов и предложения специалистов МОТ2.
Процесс разработки и обсуждения данной Рекомендации МОТ получил отражение в Российской Федерации при подготовке официальных заключений, касающихся ее текста, а также на научно-практических конференциях и в научных публикациях3.
2 См., например: Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противодействия: пересмотр Рекомендации 1944 года о занятости в период перехода от войны к миру (71) : Доклад V(1). МКТ, 106-я сессия, Женева, 2017 г. ; Доклад Комитета по занятости и достойному труду в целях обеспечения мира : резолюция и предлагаемые заключения, представленные для принятия Конференцией, в Предварительном протоколе № 15-1. МКТ, 105-я сессия, Женева, 2016 г. ; Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противодействия : Доклад V(2А). МКТ, 106-я сессия, Женева, 2017 г ; Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противодействия : Доклад У(2В). МКТ, 106-я сессия, Женева, 2017 г
3 См., например: Крылов К. Д. К упреждающему научному освоению международных новаций в сфере труда и социального обеспечения // Актуальные вопросы российского права. 2017. № 6. С. 35—40 ; Крылов К. Д., Морозов П. Е., Рогалева Г. А. Продвижение в юридическое образование международных трудоправовых инициатив // Образование и право. 2017. № 5. С. 51—58 ; Крылов К. Д. Международные инициативы в сфере труда для обеспечения мира, безопасности и устойчивости перед катастрофами // Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения / отв. ред. Т. А. Сошни-
Л
кова : материалы междунар. науч. конференции. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. Ё
С. 194—198 ; Он же. Политика и социальный диалог по преодолению кризиса в занято- 4
сти молодежи: новые международные заключения // Российское государство в переходный период (проблемы и перспективы) : Междунар. науч.-практ. конференция, Москва,
24—25 октября 2012 г Доклады и материалы круглого стола «Государство и молодежь: тематика
>
56
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Ее проблематика созвучна тому вектору науки, который связан с коллективной разработкой международных аспектов принципов и функций трудового права и права социального обеспечения4.
Существенное значение их научное освещение имеет в высшем профессиональном юридическом образовании, что получило отражение в основной учебной литературе, издаваемой на протяжении ряда лет5.
В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) стало традицией накануне сессий МОТ проводить обсуждение основных их вопросов в рамках Московского юридического форума. Предложения, касающиеся указанной Рекомендации, освещались на пленарном заседании Московского юридического форума в апреле 2016 г., а заключительному обсуждению проекта был посвящен круглый стол «Антикризисный потенциал трудового права и права социального обеспечения», организованный на Московском юридическом форуме в апреле 2017 г.
Необходимость пересмотра Рекомендации 1944 г. о занятости в период перехода от войны к миру обусловлена целью расширения ее сферы охвата и предоставления отвечающих современным требованиям рекомендаций относительно важной роли занятости и достойного труда в процессе восстановления и обеспечения мира, предотвращения кризисных ситуаций, возникающих по причине конфликтов и бедствий, расширения и укрепления потенциала противодействия им. При этом были приняты во внимание последствия воздействия конфликтов и бедствий на бедность, права человека и его достоинство, развитие, достойный труд и жизнеспособные предприятия.
Новая Рекомендация признает необходимость гарантий уважения всех прав человека и верховенства права, в том числе соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, а также международных трудовых норм, в частности прав и принципов, касающихся занятости и достойного труда. Признавая то, что кризис по-разному пагубно воздействует на женщин и мужчин, она особо указывает на чрезвычайную важность гендерного равенства, наделения правами и возможностями женщин и девочек в процессе упрочения мира, предотвращения кризисов, осуществления мер восстановления и укрепления потенциала противодействия.
Новая Рекомендация содействует посредством социального диалога разработке мер реагирования на кризисные ситуации, возникающие по причине конфликтов и бедствий, в процессе консультаций с наиболее представительны-
молодежная политика в государстве переходного периода» / под ред. Т. А. Сошниковой.
М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. Ч. 2. С. 146—154.
4 См., например: Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный аспект) / под ред. К. Н. Гусова. М. : Проспект, 2011 ; Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики // Основные материалы X науч.-практ. конференции «Функции трудового права и права социального обеспечения», 4—5 апреля 2014 г. в рамках VI Междунар. научно-практ. конференции (Кутафинских чтений) / сост.: М. И. Акатнова, М. Э. Дзарасов. М. : Проспект, 2014.
5 См., например: Трудовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. К. Н. Гусов. М. : Проспект, 2016.
УНИВЕРСИТЕТА Международные трудовые стандарты для содействия имени O.E. Кутафина(мгюд) миру и предотвращения кризисов
ми организациями работодателей и работников и, сообразно обстоятельствам, с заинтересованными организациями гражданского общества. Особенно отмечена важность создания или восстановления благоприятной среды для развития жизнеспособных предприятий на основе Резолюции и Заключения о содействии жизнеспособным предприятиям, принятых МОТ на 96-й сессии (2007 г.). Это касается, в частности, малых и средних предприятий в целях стимулирования процесса создания рабочих мест, экономического восстановления и развития.
При принятии Рекомендации подтверждена необходимость разработки и укрепления мер социальной защиты как средства предотвращения кризисов и обеспечения восстановления и потенциала противодействия, признана роль доступных и качественных государственных услуг в процессе экономического восстановления, развития и реконструкции, подчеркнута необходимость международного сотрудничества и партнерских отношений между региональными и международными организациями в целях обеспечения совместных скоординированных действий для обеспечения мира и потенциала противодействия.
Новый правовой акт МОТ представляет собой комплекс рекомендательных ориентиров относительно мер, которые предлагается принять для расширения занятости и достойного труда в целях предотвращения кризисных ситуаций. В Рекомендации содержатся 13 разделов, нормы которых охватывают следующие вопросы: 1) цели и сфера охвата данной Рекомендации; 2) руководящие принципы; 3) стратегические подходы; 4) создание рабочих мест; 5) права, равенство и недопущение дискриминации; 6) образование, профессионально-техническая подготовка и профориентация; 7) социальная защита; 8) трудовое законодательство, регулирование вопросов труда и информация о рынке труда; 9) социальный диалог и роль организаций работодателей и работников; 10) положение беженцев и репатриантов; 11) предупреждение, смягчение последствий и обеспечение готовности; 12) международное сотрудничество; 13) другие положения.
В приложении к Рекомендации указаны акты и документы МОТ и ООН, касающиеся занятости и достойного труда для обеспечения мира и потенциала противодействия. Приложение служит справочным материалом по таким актуальным международным актам.
Применительно к регламентируемой сфере Рекомендация закрепляет международные определения терминов «бедствие», «потенциал противодействия», «меры реагирования на кризис». В соответствии с ее положениями термин «бедствие» означает событие любого масштаба, которое серьезно нарушает жизнь местных общин или общества в результате сочетания опасных событий с имеющимся уровнем подверженности угрозе, уязвимости и потенциала и приводит, по отдельности или в сочетании друг с другом, к таким последствиям, как жертвы среди населения, а также материальный, экономический или экологический ущерб и воздействие. Термин «потенциал противодействия» означает способность системы, общины или общества, подверженного угрозам, противостоять последствиям угрозы, переносить их, приспосабливаться и адаптироваться к ним, трансформироваться и своевременно и эффективно восстанавливаться, 4
в том числе посредством сохранения и восстановления своих основополагающих структур и функций на основе управления риском. Термин «меры реагирования на кризис» относится ко всем мерам в отношении занятости и достойного труда, Тематика
л
m ш
>
принятым в ответ на кризисные ситуации, возникающие по причине конфликтов и бедствий.
Происходящее расширение сферы действия актов МОТ проявляется, во-первых, в том, что данная Рекомендация относится не только ко всем работникам, но и к лицам, находящимся в поисках работы, а также ко всем работодателям во всех экономических секторах, пострадавших от кризисных ситуаций, возникших по причине конфликтов и бедствий. Во-вторых, ссылки в тексте на основополагающие принципы и права в сфере труда, безопасность и гигиену труда и условия труда относятся к работникам, участвующим в процессе осуществления мер реагирования на кризис, в том числе в ходе проведения экстренных мер реагирования, а ссылки на права человека, безопасность и гигиену труда в равной степени относятся не только к работникам, но и к лицам, участвующим в волонтерских работах в рамках мер реагирования на кризис.
С принятием указанного акта еще более расширяются взаимосвязи трудо-правовых начал с международным правом и его отраслями. При этом положения новой Рекомендации не ограничивают прав и обязательств государств — членов МОТ, принятых ими в рамках международного права, в частности международного гуманитарного права, международного беженского права и права в области прав человека.
Принимая меры в сфере занятости и достойного труда в ответ на кризисные ситуации, возникающие в результате конфликтов и бедствий, МОТ ориентирует государства и социальных партнеров прежде всего на необходимость принятия во внимание по крайней мере 13 руководящих принципов:
1) государства и социальные партнеры должны исходить из того, что полная, продуктивная, свободно избранная и достойная занятость — жизненно важное условие содействия миру, предупреждения кризисов, создания благоприятных условий для восстановления и обеспечения потенциала противодействия;
2) необходимо обеспечивать соблюдение основополагающих принципов и прав в сфере труда, других прав человека и других соответствующих международных трудовых норм и содействовать их реализации, а также учитывать другие международные акты и документы;
3) важно осуществлять эффективное управление и борьбу с коррупцией и покровительством;
4) необходимо уважать и использовать местные знания, потенциальные возможности и ресурсы;
5) следует учитывать характер кризиса и степень его влияния на укрепление потенциальных возможностей правительств, в том числе региональных и местных органов власти, а также организаций работодателей и работников в целях обеспечения эффективного реагирования, включая необходимое международное сотрудничество и помощь;
6) должен соблюдаться принцип равенства возможностей и обращения для женщин и мужчин без какой-либо дискриминации и должно быть содействие ему;
7) необходимо уделять особое внимание определенным группам населения и отдельным лицам, которые становятся особенно уязвимыми в результате кризиса, в том числе детям, молодежи, лицам из числа меньшинств, представителям коренных и ведущих племенной образ жизни народов, лицам
УНИВЕРСИТЕТА Международные трудовые стандарты для содействия имени O.E. Кутафина(мгюд) миру и предотвращения кризисов
с ограниченными возможностями, внутренне перемещенным лицам, мигрантам и беженцам;
8) важно выявлять и осуществлять мониторинг любых негативных и непреднамеренных последствий, не допускать усугубляющих факторов воздействия на людей, местные сообщества, окружающую среду и экономику;
9) необходимо содействовать справедливому переходу к экологически устойчивой экономике как средству обеспечения устойчивого экономического развития и социального прогресса;
10) следует поддерживать диалог;
11) важно осуществлять борьбу с дискриминацией, предрассудками и враждой по признаку расы, цвета кожи, пола, религиозных и политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или по любым другим причинам, в случае необходимости — в рамках процедур, считающихся необходимыми для обеспечения национального примирения;
12) необходимо проявлять национальную ответственность, в том числе в тех случаях, когда предоставляется международная помощь, а также международную солидарность, общую ответственность и сотрудничество;
13) следует осуществлять тесную координацию и согласованность усилий в области гуманитарной помощи и помощи в целях развития, содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, достойному труду и возможностям получения доходов, при этом не допуская параллелизма в работе и дублирования мандатов субъектов регулирования труда на международном уровне и внутри государств.
Определяя стратегические подходы, МОТ ориентирует государства на необходимость применять последовательный многоплановый подход и проводить
в жизнь согласованные и всеобъемлющие стратегии, которые бы гарантировали:
1) стабилизацию источников средств к существованию и доходов посредством незамедлительных мер в сфере занятости и социальной защиты;
2) содействие местному экономическому восстановлению в целях создания возможностей в сфере занятости и возможностей получения достойной работы, а также обеспечения социально-экономической реинтеграции;
3) содействие стабильной занятости и достойному труду, социальной защите, устойчивому развитию, созданию жизнеспособных предприятий, переходу от неформальной к формальной экономике, обеспечению справедливого перехода к экологически устойчивой экономике и доступа к государственным услугам;
4) осуществление оценок воздействия национальных программ восстановления, проводимых за счет государственных и частных инвестиций, с тем чтобы обеспечить наискорейшее претворение в жизнь принципов полной, продуктивной и свободно избранной занятости и достойного труда для всех женщин и мужчин, в частности для молодежи и лиц с ограниченными возможностями;
5) предоставление рекомендательной помощи и поддержки работодателям и предпринимателям, с тем чтобы они принимали действенные меры по вы- 4 явлению, предотвращению или смягчению рисков пагубных последствий для
прав человека и трудовых прав, связанных с их оперативной деятельностью,
продуктами или услугами, и по учету того, как они реагируют на эти риски; тематика
л
>
6) применение гендерного подхода ко всем действиям антикризисного характера, связанным с разработкой, осуществлением, мониторингом и оценкой таких мер;
7) формирование на национальном уровне экономических, социальных и правовых основ, содействующих прочному и устойчивому миру и развитию с соблюдением прав в сфере труда;
8) поощрение социального диалога;
9) формирование или восстановление учреждений рынка труда, включая службы занятости, в целях обеспечения стабилизации и восстановления;
10) расширение потенциальных возможностей правительств, включая региональные и местные органы власти и организации работодателей и работников;
11) обеспечение проведения консультаций и поощрение активного участия организаций работодателей и работников в процессе реализации мер планирования, осуществления и мониторинга в целях обеспечения восстановления и потенциала противодействия, принимая во внимание, сообразно обстоятельствам, мнения заинтересованных организаций гражданского общества;
12) принятие мер, сообразно обстоятельствам, в целях социально-экономической реинтеграции лиц, которые ранее были задействованы в вооруженных силах или формированиях и которые были затронуты кризисом.
При этом особо выделены срочные меры, которые предложено осуществлять государствам сразу же после окончания конфликта или бедствия, а также меры в рамках всеобъемлющей и долгосрочной стратегии в сфере занятости с особым вниманием, уделяемым незащищенным и социально отчужденным группам.
В случае кризиса, влекущего за собой появление большого числа внутренне перемещенных лиц, государства должны осуществлять комплекс мер, неуклонно придерживаясь политического курса на права, равенство и недопущение дискриминации.
Определяя меры, касающиеся вопросов образования, профессионально-технической подготовки и профориентации, новая Рекомендация указывает, что при осуществлении мер реагирования на кризисные ситуации государства должны обеспечивать, чтобы: 1) не прекращалось или как можно быстрее возобновлялось общеобразовательное обучение на всех этапах кризиса и процесса восстановления; 2) были доступны для детей и молодежи программы второго шанса и в них учитывались основные потребности, возникающие в связи с временным прекращением обучения и профессиональной подготовки.
В ходе осуществления таких мер государства должны сообразно обстоятельствам составлять или адаптировать национальную программу общего образования, профессиональной подготовки, переподготовки и профессионально-технического обучения, в рамках которой оценивались и реально учитывались бы возникающие потребности в новых профессиональных навыках в связи с восстановлением и реконструкцией, осуществлять подготовку преподавателей и инструкторов в целях содействия, во-первых, мирному сосуществованию и примирению, преследуя цель мирного строительства и обеспечения потенциала противодействия, во-вторых, обучению по вопросам рисков бедствий, снижению их опасности, углублению осознания их последствий и управлению ими в целях восстановления, реконструкции и противодействия.
УНИВЕРСИТЕТА Международные трудовые стандарты для содействия имени O.E. Кутафина(мгюд) миру и предотвращения кризисов
Для обеспечения социальной защиты государства должны в максимально сжатые сроки: 1) постараться обеспечить основной гарантированный доход, в частности для обездоленных и социально отчужденных групп, лишившихся рабочих мест и средств к существованию в результате кризиса; 2) создать или восстановить системы социального обеспечения, а также другие механизмы социальной защиты; 3) стремиться обеспечить реальный доступ к основным услугам здравоохранения и другим основным социальным службам, в частности для групп населения и лиц, ставших особо уязвимыми в результате кризиса. Государства должны устанавливать, восстанавливать или поддерживать минимальные уровни социальной защиты, с тем чтобы предотвращать кризисы, обеспечивать восстановление и потенциал противодействия, принимая во внимание Конвенцию № 102 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения, Рекомендацию № 202 2012 г. о минимальных уровнях социальной защиты, другие соответствующие международные трудовые нормы.
Особое внимание в новой Рекомендации уделено вопросам, касающимся трудового законодательства, регулирования вопросов труда, информации о рынке труда. Вопреки распространенному мнению об ослаблении трудового законодательства в период кризиса, МОТ ориентирует на то, чтобы в процессе выхода из кризисных ситуаций государства были бы должны в ходе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников: 1) пересматривать, разрабатывать, восстанавливать или усиливать трудовое законодательство, в случае необходимости, в духе Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации (1998 г) и в соответствии с применимыми международными трудовыми нормами; 2) обеспечивать, чтобы трудовое законодательство способствовало также расширению возможностей создания достойных и продуктивных рабочих мест; 3) формировать, восстанавливать или укреплять, в случае необходимости, систему регулирования вопросов труда, включая инспекцию труда, равно как и другие компетентные учреждения, принимая во внимание Конвенцию № 81 1947 г. об инспекции труда; 4) создавать, восстанавливать или укреплять, в случае необходимости, системы сбора и анализа информации о рынке труда, уделяя особое внимание группам населения, наиболее пострадавшим в результате кризиса; 5) создавать или восстанавливать и укреплять государственные службы занятости, включая службы занятости в чрезвычайных обстоятельствах; 6) обеспечивать нормативно-правовое регулирование частных агентств занятости; 7) содействовать синергии между всеми сторонами рынка труда, чтобы позволить местному населению в максимально возможной мере воспользоваться возможностями в области трудоустройства, появившимися в результате инвестиций на цели упрочения мира и процесса восстановления.
Разработка и осуществление различных мер реагирования на кризисные ситуации должны осуществляться посредством социального диалога с участием организаций работодателей и работников. Государства должны в ходе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работни- 4 ков: 1) обеспечивать, чтобы посредством социального диалога, учитывающего гендерные аспекты, оказывалось содействие процессу примирения, социальной и экономической стабильности, восстановления и потенциалу противодействия
л
тематика
>
с учетом Конвенции № 144 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы); 2) формировать благоприятную среду для создания, возобновления работы или укрепления организаций работодателей и работников; 3) поощрять, в случае необходимости, тесное сотрудничество с организациями гражданского общества.
Государства должны признавать жизненно важную роль организаций работодателей и работников в процессе мер реагирования на кризисы, принимая во внимание, в частности, Конвенцию № 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенцию № 98 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, в частности:
1) помогая предприятиям, особенно малым и средним, осуществлять планирование бесперебойности своей производственной деятельности и проводить в жизнь меры по выходу из кризиса посредством профессиональной подготовки, консультирования и материальной помощи, а также за счет обеспечения доступа к финансам;
2) помогая работникам, особенно наиболее незащищенным, предпринимать меры по выходу из кризиса благодаря профессиональной подготовке, консультированию и материальной помощи;
3) осуществляя меры в этом направлении посредством коллективных переговоров, а также другими способами ведения социального диалога. Особые рекомендательные ориентиры обозначены применительно к беженцам и репатриантам, необходимости уделять должное внимание международному праву и национальному законодательству, проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются государства с точки зрения наличия у них ресурсов и потенциальных возможностей для эффективного реагирования на кризисные ситуации.
Для предупреждения, смягчения последствий и обеспечения готовности предотвращения кризисов государства, в первую очередь в странах, в которых отмечаются предсказуемые риски конфликтов или бедствий, должны осуществлять такие меры, как: 1) выявление рисков и оценка угрозы человеческому, физическому, экономическому, экологическому, институциональному и социальному потенциалу на местном, национальном и региональном уровнях; 2) управление рисками, включая планирование на случай чрезвычайных ситуаций, раннее предупреждение, меры по сокращению рисков и готовность к осуществлению мер реагирования в чрезвычайных обстоятельствах; 3) смягчение пагубных последствий, в том числе посредством управления преемственностью производственной деятельности как в государственном, так и в частном секторах.
Для международного сотрудничества государства должны укреплять сотрудничество посредством двусторонних и многосторонних договоренностей, в том числе в рамках системы ООН, международных финансовых учреждений и других региональных или международных механизмов, обеспечивающих ско-ординированность мер реагирования. Рекомендация ориентирует на то, чтобы в полной мере использовать существующие структуры и действующие учреждения и механизмы и укреплять их. Основной акцент должен делаться на занятости, достойном труде и жизнеспособных предприятиях. Принимаемые меры должны носить согласованный с соответствующими международными трудовыми норма-
УНИВЕРСИТЕТА Международные трудовые стандарты для содействия имени O.E. Кутафина(мгюд) миру и предотвращения кризисов
ми характер. Государства должны поддерживать сотрудничество и расширение инвестиций частного сектора в реализацию мер реагирования на кризис, преследуя цель создания достойных и продуктивных рабочих мест, развития предпринимательства и самостоятельной занятости.
В соответствии с принятой Рекомендацией Международная организация труда должна играть ведущую роль в процессе оказания содействия своим членам по проведению в жизнь мер реагирования на кризис, делая основной акцент на аспекты занятости и достойного труда, содействия трудоустройству, интеграции на рынке труда, наращивания потенциальных возможностей и институционального строительства в тесном сотрудничестве с региональными и международными учреждениями.
Государства, социальные партнеры и международные организации должны расширять международное сотрудничество, в частности путем систематического обмена информацией, знаниями, передовой практикой и технологическими новшествами. Должна осуществляться тесная координация действий и их взаимодополняемость в реагировании на кризис, чтобы обеспечить полную, продуктивную и свободно избранную занятость и достойный труд в целях упрочения мира и потенциала противодействия.
Новый правовой акт МОТ ориентирует на выработку предложений по совершенствованию трудового и смежного с ним законодательства, учет ее положений в государственных программах и правовых актах социального партнерства, локальном нормативном регулировании труда. Он может быть использован в региональных и двусторонних международных актах, в которых участвует Российская Федерация.
Научное освещение и внедрение в педагогическую практику новых международных стандартов труда будет способствовать расширению кругозора и профессиональной компетентности современных и будущих юридических кадров.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Доклад Комитета по занятости и достойному труду в целях обеспечения мира : резолюция и предлагаемые заключения, представленные для принятия Конференцией, в Предварительном протоколе № 15-1 / Международная конференция труда, 105-я сессия. — Женева, 2016.
2. Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противодействия : Доклад V(2А) / Международная конференция труда, 106-я сессия. — Женева, 2017.
3. Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противодействия : Доклад V(2B) / Международная конференция труда, 106-я сессия. —Женева, 2017.
4. Занятость и достойный труд в целях обеспечения мира и потенциала противо- 4 действия: пересмотр Рекомендации 1944 года о занятости в период перехода от войны к миру (71) : Доклад V(1) / Международная конференция труда,
106-я сессия. Женева, 2017.
А
тематика
>
5. Крылов К. Д. К упреждающему научному освоению международных новаций в сфере труда и социального обеспечения // Актуальные вопросы российского права. — 2017. — № 6. — С. 35—40.
6. Крылов К. Д. Международные инициативы в сфере труда для обеспечения мира, безопасности и устойчивости перед катастрофами // Права человека в современном мире: новые вызовы и трудные решения : материалы международной научной конференции / отв. ред. Т. А. Сошникова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 378 с. — С. 194—198.
7. Крылов К. Д., Морозов П. Е, Рогалева Г. А. Продвижение в юридическое образование международных трудоправовых инициатив // Образование и право. — 2017. — № 5. — С. 51—58.
8. Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный аспект) / под ред. К. Н. Гусова. — М. : Проспект, 2011. — 832 с.
9. Крылов К. Д. Политика и социальный диалог по преодолению кризиса в занятости молодежи: новые международные заключения // Российское государство в переходный период (проблемы и перспективы) : Международная научно-практическая конференция, Москва, 24—25 октября 2012 г Доклады и материалы круглого стола «Государство и молодежь: молодежная политика в государстве переходного периода» / под ред. Т. А. Сошниковой — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. — 198 с. — Ч. 2. — С. 146—154.
10. Трудовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. К. Н. Гусов. — М. : Проспект, 2016. — 632 с
11. Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики : основные материалы X научно-практической конференции «Функции трудового права и права социального обеспечения», 4—5 апреля 2014 г., в рамках VI международной научно-практической конференции (Ку-тафинских чтений) / сост.: М. И. Акатнова, М. Э. Дзарасов. — М. : Проспект, 2014.