МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРООБМЕН
Аннотация. Россия обладает экономически выгодным географическим положением, позволяющим пропускать пассажире- и грузопотоки в международном сообщении по маршрутам «Европа-Азия» и «Европа - Дальний Восток». В статье рассматривается сеть международных транспортных коридоров, пролегающих по территории России. Привлекая международные грузо- и пассажиропотоки на транспортные магистрали России, нельзя забывать, что существуют альтернативные пути доставки грузов и пассажиров в обход России.
Ключевые слова: международный транспортный коридор, Транссибирская железнодорожная магистраль, инфраструктура, грузопоток, пассажиропоток.
INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS IN RUSSIA AS AN INSTRUMENT OF INTEGRATION INTO WORLD TRADE
Annotation. Russia has economically advantageous geographical position, thus allowing the passage of passenger and freight flows in international traffic on the routes «Europe-Asia» and «Europe - Far East». The article discusses the network of international transport corridor, which runs through the territory of Russia. Attracting international freight and passenger traffic on the highways of Russia, we must not forget that there are alternative ways of delivering goods and passengers, bypassing Russia.
Keywords: international transport corridor, Trans-Siberian railway, infrastructure, cargo traffic, passenger traffic.
Наша страна обладает экономически выгодным географическим положением, позволяющим пропускать транспортные потоки по маршрутам «Европа-Азия» и «Европа - Дальний Восток». Формируемая на территории России система международных транспортных коридоров (МТК) включает два евроазиатских коридора («Север-Юг» и «Транссиб»), Северный морской путь (СМП), панъевропейские транспортные коридоры № 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края (Владивосток, Восточный, Находка, Зарубино, Посьет) с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Схема евроазиатских транспортных коридоров: «Восток-Запад», «Север-Юг» и «Северный морской путь» [1]. Каждому из коридоров присвоено собственное обозначение.
Коридор «Транссиб» - TS (Центральная Европа - Москва - Екатеринбург - Красноярск -Хабаровск - Владивосток/Находка с ответвлениями на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею. На территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами № 2, 3 и 9). Транссиб имеет выход на востоке на сеть железных дорог Республики Корея, Корейской Народно-Демократической Республики, Китая и Монголии, а на западе -в европейские страны, обеспечивая транспортно-экономические связи стран Азиатско-тихоокеанского региона с европейскими странами и странами Центральной Азии. Наибольшим перевозочным потенциалом характеризуется китайское направление. Происходит интенсивный процесс переноса производства из Западной Европы и Америки в страны Азии.
Коридор «Север—Юг» - NS (страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии - европейская часть Российской Федерации - Каспийское море - Иран - Индия, Пакистан и др.). По территории России проходит около 60 % маршрута коридора «Север-Юг». Стержневым является желез-
УДК 656.02(100) Т.Н. Сакульева
Tatyana Sakulyeva
© Сакульева Т.Н., 2015
нодорожное направление Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Ртищево - Саратов - Волгоград - Астрахань. Коридор «Север-Юг» предполагает продвижение грузопотоков из Индии и близлежащих стран морем в порты Ирана, далее по территории России к конечным потребителям или же к порту Санкт-Петербурга и далее морским путем в европейские страны.
Коридор «Северный морской путь» - SMP. (Мурманск - Архангельск - Кандалакша - Дудинка). Северный морской путь для Российского государства имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. Несмотря на большую значимость SMP, успешная проводка судов возможна лишь при наличии ледоколов, строительство которых требует значительных затрат. В развитии и эксплуатации этого коридора заинтересованы многие страны, в первую очередь страны Европы и Азии с растущим товарообменом. Могут использовать СМП и страны Латинской Америки, а также Австралия и Новая Зеландия. Поэтому сегодня возникает вопрос, насколько выгодно использование Северного морского пути, если существуют альтернативные варианты сухопутных коридоров. В настоящее время рассматривается проект закона о Северном морском пути, в котором будут определены основные направления развития.
- Коридор «Приморье-1» - PR1 (Харбин - Гродеково - Владивосток/Находка/ Восточный - порты Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
- Коридор «Приморье-2» - PR2 (Хуньчунь - Краскино - Посьет/Зарубино - порты АТР).
- Панъевропейский транспортный коридор № 1 - PE1 (ответвление от основного на -правления коридора: граница с Латвией (от Риги) - Калининград - граница с Польшей (на Гданьск)).
- Панъевропейский транспортный коридор № 2 - РЕ2 (граница с Белоруссией (от Минска) - Смоленск - Москва - Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга).
- Панъевропейский транспортный коридор № 9 - PE9 (граница с Финляндией (от Хельсинки) - Санкт-Петербург - Москва - граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург - граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) - Калининград).
В системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора «Транссиб». В российской части коридора № 2 находятся аэропорты Московского транспортного узла, Нижнего Новгорода, а также имеющиеся и сооружаемые терми-нальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде.
Участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии - Санкт-Петербург - Москва включен в состав коридора «Север - Юг». Транспортный коридор № 9 призван обеспечить движение транзитных грузов по автомобильным, железнодорожным и водным магистралям России между странами Севера и Юга Европы и странами Ближнего Востока. Практически коридор обеспечивает движение грузов между портами Балтийского, Черного и Каспийского морей. Предложение Министерства транспорта России продлить коридор № 9 в направлении Новороссийска и Астрахани нашло поддержку в европейских странах и будет способствовать увеличению грузопотока по коридору № 9 в страны Юго-Восточной Азии. Особенность коридора № 9 состоит том, что помимо коридора № 2 он стыкуется с международными транспортными коридорами № 3 и № 5 на Украине в районе Киева, а также с коридорами № 4 и № 7 в Румынии, что обеспечивает транспортировку грузов через Россию между Азией и странами Центральной и Южной Европы.
В составе коридоров выделены основные железнодорожные, автомобильные и водные маршруты и ответвления от них, обозначение которых включает наименование коридора, вид транспорта и порядковый номер (для ответвлений от основного маршрута). Железнодорожные маршруты обо-
значены буквой «Я», автомобильные - буквой «А», водные - буквой Ответвления от основных маршрутов коридоров «Север-Юг» и РЕ9 пронумерованы в направлении с севера на юг, при этом с восточной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с западной - четные. Ответвления от основного маршрута коридора «Транссиб» пронумерованы в направлении с запада на восток, при этом с северной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с южной -четные.
Для более полного учета геополитических и экономических интересов России направления указанных МТК на территории страны дополнены рядом новых маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность вследствие более полного охвата международных и внутренних корреспонденций транспортных потоков. Дополняющими евроазиатскими международными транспортными соединениями являются:
- направление Санкт-Петербург - Пермь - Екатеринбург, обеспечивающее кратчайшую связь Транссибирской железнодорожной магистрали с морскими портами и пограничными переходами на Северо-Западе России;
- направление граница Украины (от Харькова) - Самара - Уфа, являющееся продолжением третьего панъевропейского транспортного коридора и обеспечивающее связи Украины с Казахстаном и странами Средней Азии и далее по Транссибу, по которому осуществляются перевозки в сообщениях с Китаем, Монголией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- Единая глубоководная система европейской части России (включая Волго-Донской канал и Волго-Балтийский водный путь), по которой осуществляются перевозки внутренним водным транспортом между Балтийским и Азово-Черноморским бассейнами, с одной стороны, и Каспийским бассейном, с другой стороны;
- Северный морской путь, имеющий значительный нереализованный потенциал в обеспечении зоны российского Севера и международного транзита .
В составе инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории России рассматриваются постоянные устройства (инфраструктурные объекты) универсальных видов транспорта, отнесенных к МТК, железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские порты, расположенные на границах российских участков коридоров, аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу.
В состав МТК включаются наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки, и звенья российской транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для привлечения международных потоков.
Рассматривая вопрос привлечения международных грузо- и пассажиропотоков на транспортные магистрали России, нельзя забывать, что существуют альтернативные пути доставки грузов и пассажиров в обход России. Основные евроазиатские транспортные коридоры, не проходящие через границу с Россией, включают в себя следующие маршруты:
- Южный водный маршрут, проходящий через три океана: Тихий, Индийский, Атлантический, огибающий Африку;
- Южный водный маршрут, проходящий также через три океана, но уже через Суэцкий канал;
- МТК «Южный»: Юго-Восточная Европа - Турция - Иран с ответвлением на: Центральную Азию - Китай и Южную Азию - Юго-Восточную Азию - Южный Китай;
- строящийся МТК, связывающий Европу и Азию и не проходящий через Россию,
ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe Caucasus Asia). Это попытка возродить «Великий шелковый путь», т.е. путь из Китая в Европу через Центральную, Среднюю и Малую Азию.
Европа и Азия все более осознают свое континентальное единство. Если и ранее расстояния между странами в этих частях света, разделенными великими степями, пустынями и горами, удавалось преодолеть при помощи «Великого шелкового пути » и маршрута «из варяг в греки», то теперь вопрос о создании надежной транспортной связи встал с особенной остротой. Одним из решающих преимуществ сухопутного пути является скорость доставки грузов.
Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА) является альтернативой Транссибу. Соглашение о его создании было подписано в 1993 г. Европейским союзом и восемью странами Азии. Маршрут проходит через Черное море, грузинский порт Поти, Каспийское море, казахстанский порт Актау и далее через республики Центральной Азии и Китай до Юго-Восточной Азии. В финансировании проекта участвует Европейский банк реконструкции и развития, а также ряд финансовых корпораций. В настоящее время к программе ТРАСЕКА присоединилось уже около 20 стран.
Анализ прогнозов основных направлений развития мировой экономики свидетельствуют о том, что главные финансовые, товарные и информационные потоки в XXI в. будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Азия . В этой связи важнейшей задачей для стран - участниц проекта «ТРАСЕКА» (Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина) является реализация своих геополитических и экономических возможностей через развитие транспортно-коммуникационных сетей.
За последние десять лет в рамках программы ТРАСЕКА было осуществлено более 50 проектов в области технической помощи и инвестиционных проектов на общую сумму свыше 110 млн евро. Частные инвестиции превысили 1 млрд долл. США. За последние пять лет только в развитие портов Баку и Туркменбаши вложено по 25 млн долл., Амирабада (Иран) - 70 млн долл., Актау - около 100 млн долл. В результате уже сейчас значительная часть грузопотока, проходящего через Каспийский регион, идет через коридор ТРАСЕКА. Однако трудности в реализация проекта также присутствуют, и сроки выхода коридора на полную мощность отодвинулись на 2020 г. [2].
МТК «ТРАСЕКА» - единственный путь, связывающий страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, который не проходит по территории России. Иногда его еще называют новым «Великим шелковым путем». Понятно, что конкуренты России как на западе, так и на востоке заинтересованы в развитии именно этой транспортной артерии. Как альтернатива коридору «ТРАСЕКА» в России может выступать Транссибирская железнодорожная магистраль, напрямую связывающая Тихий океан с Западной Европой. В перспективе Транссиб может получить продление с выходом на Корейский полуостров. Однако возможности этой магистрали ограничены, она нуждается в значительной модернизации. Ее перевозочного потенциала недостаточно, чтобы охватить транспортными услугами юг Азии, Ближний и Средний Восток - весьма важные и перспективные регионы мира.
Библиографический список
1. Костян C.B. Проект «Транссиб за 7 дней»: SWOT-анализ // Транспорт Российской Федерации. - 2009. -№ 5 (24) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostransport.com/transportrf/pdf/24/50-51.pdf (датаобращения: 26.02.2015).
2. Транспортная система Каспийского региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.casfactor.com/rus/analitic/318.html (дата обращения: 26.02.2015).