12. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.05)
12.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОПЫТ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
©Мельничук Марина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента языковой подготовки; главный научный сотрудник
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; НИФИ Министерства финансов Российской Федерации
Аннотация: отличительным признаком развития современного общества является интенсивная интеграция инфо-коммуникационных и производственных технологий, при которой цифровые технологии определяют конкурентоспособность национальных социально-экономических систем и становятся ведущими драйверами экономического роста. Степень влияния информационного прогресса на национальную экономику становится определяющим фактором ее развития: цифровые технологии и интеллектуальное производство определяют новые тренды, воздействующие на все отрасли бизнеса и обеспечивать конкурентные преимущества организациям, которые успевают адаптироваться к новым условиям. Конкурентные преимущества любых субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики, в том числе и субъектов цифрового бизнеса, обеспечиваются значительным ростом прибыли, более эффективной работой сотрудников, а также ростом рентабельности. В статье анализируется влияние цифрового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ в отдельно взятой стране Евросоюза (Швеции) и возможность адаптации зарубежного опыта к российской экономике.
Ключевые слова: цифровые технологии; цифровая экономика; конкурентные преимущества; бизнес-процессы.
В процессе развития информационно-коммуникационных технологий весь мир последовательно переходит на цифровой формат. Проникновение цифровизации в разных странах отличается как по степени влияния на экономическое развитие, так и по разнообразию схем ведения бизнеса. Значительный интерес представляют трансформации экономических процессов, происходящие под влиянием цифровизации в странах Европейского Союза, которые демонстрируют внедрение цифровых технологий в разные сферы экономической жизни общества. Наиболее показательными примерами развития цифровой экономики являются страны Северной Европы [1-2].
Страной, занимающей лидирующую позицию в рейтинге цифровой экономики DESI-2018, является Швеция (рис. 1). Шведские предприятия активно используют цифровые технологии для повышения производительности и продаж; в позиции «публичные цифровые услуги» Швеция занимает 5-е место, однако открытые данные по-прежнему являются областью, нуждающейся в совершенствовании (рис. 2).
■ I См1гагсИЛ1у .7 Нипып£1р|Ы : 1 чм™",.*!; я - - ч□ *¡^¡и'и.лИг
В мае 2017 года правительство Швеции приняло цифровую стратегию, которая фокусируется на пяти инициативах:
- цифровые навыки;
- цифровая безопасность;
- цифровые инновации;
- цифровое лидерство;
- цифровая инфраструктура.
I ■ ■ I ■
Индекс цифровой
-ЭКОНОМИКИ и
общества 15П£Т
Человеческий Использование Интеграция Публичные
капитал интернет-услуг цифровых цифровые технологий услуги
- Швеция
- страны ЕС
Рисунок 2. Показатели ОББ! 2018 (Швеция - страны ЕС) [3].
Если провести анализ показателей связи в Швеции, то можно констатировать, что распространение фиксированной широкополосной связи увеличилось с 72% в 2016 году до 78% в 2017 году. Доля быстрого широкополосного соединения (обеспечивающие не менее 30 Мбит/с) в целом по стране значительно выше, чем в среднем по ЕС (57% по сравнению с 33%) (таблица 1).
^ Н N1 Ш 1Е Ж ВЕ й (5 И МТ И К Еи 51 Р1 С И IV Я СТ № Ни И Я К Н №
Рисунок 1. Цифровая экономика и индекс ОББ! [3].
Таблица 1
Показатели связи [4]_
Швеция ЕС
Показател ь / Стра на DESI 2018 DESI 2017 DESI 2018
Величина Позиция в рейтинге Величина Позиция в рейтинге
Фиксированное широкополосное покрытие, % домохозяйств 99 2017 14 99 2016 13 97 2017
Фиксированный широкополосный прием, % домохозяйств 78 т 2017 8 72 2016 14 75 2017
46 покрытие, % домохозяйств 100 2017 1 100 2016 1 91 2017
Широкополосный мобильный прием, в расчете на 100 человек 123 т 2017 6 120 2016 3 90 2017
Быстрый широкополосный доступ, % домохозяйств 78 т 2017 21 75 2016 19 80 2017
Быстрый широкополосный прием, % домохозяйств 57 т 2017 3 45 2016 5 33 2017
Ультрабыстрое широкополосное покрытие, % домохозяйств 73 2017 14 NA 58 2017
Ультрабыстрый широкополосный прием, % домохозяйств 47,5 т 2017 1 35,5 2016 1 15,4 2017
Широкополосный индекс цен (оценка от 0 до 100) 87 i 2017 13 97 2016 1 87 2017
Широкополосная стратегия Швеции, принятая в декабре 2016 года, направлена на достижение к 2025 году трех целей:
- 95% всех домохозяйств и организаций к 2020 году должны иметь доступ к широкополосной сети (не менее 100 Мбит/с);
- вся страна к 2023 году должна иметь доступ к высококачественным мобильным услугам;
- вся страна к 2025 году должна иметь доступ к высокоскоростному широкополосному доступу.
Являясь лидером по высокоскоростному подключению к Интернету в ЕС, Швеция, тем не менее, сохраняет в своем составе малонаселенные районы, в которых не распространяется широкополосная связь. Это объясняется отсутствием стимулов у сетевых операторов для привлечения инвестиций в силу низкой рентабельности и трудоемкости процессов внедрения широкополосного доступа.
Показатели челов
Решение данной проблемы лежит в плоскости упрощения административных процедур. Также нежелание инвестировать со стороны частных операторов может быть компенсировано привлечением государственного финансирования, которое поможет обеспечить развитие широкополосной сети в отдаленных районах. Данные направления стимулирования развития малонаселенных территорий Швеции нашли отражение в вышеназванной стратегии. Также, в целях решения данной проблемы, в ноябре 2017 был подготовлен Доклад, содержащий мероприятия по распределению финансовой поддержки через EAFRD [6] и ERDF [7,8].
В 2017 году Швеция добилась значительного прогресса и заняла третье место в области развития человеческого капитала (таблица 2).
Таблица 2
ского капитала [3, 5]
Швеция ЕС
Показател ь / Стра на DESI 2018 DESI 2017 DESI 2018
Величина Позиция в рейтинге Величина Позиция в рейтинге
Пользователи интернета, % населения 95 т 2017 3 91 2016 6 81 2017
Основные цифровые навыки, % населения 77 т 2017 3 69 2016 6 57 2017
Специалисты ИКТ, % занятого населения 6,3 т 2017 2 6,1 2015 2 3,7 2016
Выпускники STEM, на 1000 человек 15,3 т 2015/16 19 14,6 2014 21 19,1 2015
Данные таблицы демонстрируют, что только 5% шведов не имеют базовых цифровых навыков. Также данные рейтинга свидетельствуют от том, что Швеция занимает второе место среди специалистов в области ИКТ, примечательно, что 20% специалистов в области ИКТ - женщины. Однако, спрос на квалифицированные рабочие места в области ИКТ превышает предложение, и этот разрыв сохраняется многие годы. Шведская IT и Telecom Industries оценивает повышение дефицита
ИКТ-специалистов в 70 000 к 2022 году. В то же время количество научных, технологических, инженерных профессий и математиков с STEM-образованием продолжают отставать от многих стран ЕС.
В 2017 году правительство приняло национальную цифровую стратегию, цель которой заключается в развитии к 2022 году у всех детей цифровых компетенций. Стратегия фокусируется на четырех аспектах цифровых навыков:
- понимание того, как влияет цифровизация на общество в целом и индивидуум в частности;
- использование и понимание цифровых инструментов и средств массовой информации;
- обеспечение ответственного поведения;
- решение проблем и воплощение идей в действие.
Внедрение стратегии предполагает изменение учебных планов и обучение руководителей школ и учителей. Цифровые навыки, согласно стратегии, должны распространяться через изучение математики. Параллельно Национальное агентство по образованию будет оцифровывать фонды оценочных средств, которые впервые будут применяться осенью 2018 года. В целях реализации стратегии в 2018 году шведское инновационное агентство запустит пилотный проект универси-
тетских курсов для профессионалов, которые будут проводиться на рабочих местах. Курсы будут нацелены на удовлетворение потребностей в знаниях крупных компаний и МСП. Занятия будут проходить при тесном взаимодействии университетов, бизнеса и государственного сектора.
Модернизация системы образования должна быть основана на потребностях студентов и рынка труда в цифровых навыках и сосредоточиться на повышении цифровых компетенций в государственном секторе, особенно в муниципалитетах и органах власти, которые предоставляют услуги населению.
Швеция является одной из стран, население которых активно используют Интернет для прослушивания музыки, просмотра видео и игр (91%), покупок онлайн (84%) (таблица 3).
Таблица 3
г-услуги [3]_
Швеция ЕС
Показатель / Страна DESI 2018 DESI 2017 DESI 2018
Величина Позиция в рейтинге Величина Позиция в рейтинге
Новости, % лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 88 т 2017 6 87 2016 7 72 2017
Музыка, видео, игры, 91 1 91 1 78
% лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 2016 2016 2016
Видео по запросу, 49 2 49 2 21
% лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 2016 2016 2016
Видео звонки, 58 7 51 8 46
% лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 2017 2016 2017
Социальные сети, 74 11 75 7 65
% лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 2017 2016 2017
Банковское дело, 90 5 89 5 61
% лиц, использовавших Интернет за последние 3 месяца 2017 2016 2017
Торговля, % интернет пользователей 84 2017 2 80 2016 5 68 2017
95% из жителей Швеции 16-74-го возраста пользуются Интернетом регулярно. 56% шведов в возрасте 75 лет и старше являются обычными пользователями интернета; 79% детей в возрасте до двух лет смотрят телевизор и видео или играют в онлайн-игры. К шестилетнему возрасту 98% детей используют Интернет. 90% шведов пользуются онлайн-банкингом. Многие
Интеграция циф
используют мобильный банк для идентификации платежей.
Шведские предприятия активно используют цифровые технологии для повышения производительности и продаж (таблица 4). В развитии цифровых технологий МСП отстают от крупного бизнеса, что свидетельствует об утрате их конкурентных позиций.
Таблица 4
¡ых технологий [4]
Показатель / Страна Швеция ЕС
DESI 2018 DESI 2017 DESI 2018
Величина Позиция в рейтинге Величина Позиция в рейтинге
Обмен электронной информацией, % организаций 31 2017 15 NA 2015 34 2017
FRID-системы, % организаций 2,2 i 2017 25 2,7 2014 23 4,2 2017
Социальные медиа, % организаций 25 т 2017 9 24 2016 9 21 2017
Счета (envoices), % организаций NA 2017 33,1 2016 4 NA 2017
Облачные технологии, % организаций NA 2017 32,7 2016 2 NA 2017
МСП, осуществляющие online операции, % организаций 28,5 т 2017 2 26,1 2016 3 17,2 2017
Оборот электронной коммерции, % оборота МСП 15 т 2017 4 14,7 2016 5 10,3 2017
Трансграничные online продажи, % МСП 9,7 2017 10 9,7 2015 10 8,4 2017
Шведские предприятия внедряют цифровые технологии, однако, как уже было отмечено, для цифровизации МСП требуются дополнительные усилия.
Швеция отличается высоким проникновением цифровых общественных услуг (таблица 1.1.10). 90% интернет-пользователей, получают услуги онлайн. Так, в онлайн-формате пред-
Публичные ц
ставляются налоговые декларации, происходит взаимодействие с администрациями.
Первоочередной задачей 2018 года в развитии публичных цифровых услуг является цифровизация всего государственного сектора. В этих целях в бюджете Швеции на 2018-2020 годы заложено 20 млн. евро.
Таблица 5
ювые услуги [3]
Швеция ЕС
Показател ь / Стра на DESI 2018 DESI 2017 DESI 2018
Величина Позиция в рейтинге Величина Позиция в рейтинге
Государственные пользователи, % заинтересованных интернет-пользователей 90 т 2017 3 83 2016 5 58 2017
Предварительно заполненные формы, 74 т 2017 8 71 8 53
Оценка (от 0 до 100) 2016 2017
Завершенное интернет-обслуживание, 89 i 2017 11 90 9 84
Оценка (от 0 до 100) 2016 2017
Цифровые общественные услуги для бизнеса, 92 i 2017 9 99 2 73
Оценка (от 0 до 100) 2016 2017
Open Data, % от максимальной оценки 65 т 2017 21 44 2016 22 73 2017
Медицинские услуги, 33 4 NA 18
% населения 2017
Финансирование распространяется на разработку, координацию и поддержку цифровизации государственных органов, муниципалитетов и окружных советов, а также развитие национальной цифровой инфраструктуры.
При рассмотрении вопросов распространения электронного здравоохранения следует отметить, что треть граждан использует онлайн-медицинские услуги. 99% всех рецептов в Швеции являются электронными. Агентство электронного здравоохранения Швеции реализует план действий еНеа№ 2017-2019 [9], в который входит создание национального онлайн-списка прописанных лекарств, благодаря которому пациенты, поставщики медицинских услуг и фармацевты получат информацию о назначениях независимо от времени и места получения медицинской услуги. Агентство также работает над правилами, положениями и стандартами электронного здравоохранения, которые позволят обеспечить новый уровень охраны здоровья населения, улучшить сотрудничество центрального правительства, регионов и муниципалитетов.
В целях защиты потребителей цифровых услуг в июне 2017 года была принята шведская стратегия кибербезопасности, в которой изложены шесть национальных приоритетов:
- обеспечение систематического подхода к кибербезопасности;
- расширение сети, продуктов и безопасности системы;
- улучшение возможностей для предотвращения, обнаружения и управления кибератаками и другими инцидентами, связанными с ИТ;
- повышение возможности предотвращения и борьбы с киберпре-ступностью;
- повышение знаний об уязвимостях и потребностях;
- укрепление международного сотрудничества.
Выводы. В качестве предложений по адаптации зарубежного опыта необходимо признать, что, безусловно, одной из лучших практик развития цифровой экономики в международном масштабе является опыт Дании, которая занимает лидирующие позиции в рейтинге DESI-2018. Помимо ориентира на достижение значений базовых показателей цифровой экономики, Дания ставит перед собой задачу адаптации требований к формированию междисциплинарных связей и развитию STEM-образования, на что автор указывал в своих предыдущих рабо-
тах [1]. Как известно, STEM-образование включено в показатели развития цифровой экономики - DESI - и формирует индекс развития человеческого капитала. Исследования, проведенные Министерством промышленности, бизнеса и финансов Дании, свидетельствуют о высокой положительной корреляции между производительностью организаций и удельным весом персонала, получающего STEM-образование.
Внедрение STEM-образования в российскую практику должно быть основано на законодательной инициативе. В этой связи заключение аналогичного датской практике пакта с деловым сообществом и образовательными учреждениями способно разрешить наболевшую в последние годы проблему сопряженности требований работодателя и компетенций выпускников, формируемых образовательными учреждениями, что обеспечит интеграцию цифровизации в российскую экономику и позволит поддерживать конкурентные преимущества в мировом масштабе. В качестве одной из инициатив пакта должно быть предусмотрено привлечение студентов к STEM-образованию в целях удовлетворения потребностей бизнеса в создании инноваций и стимулирования новых бизнес-моделей.
Государственная политика должна быть направлена на интеграцию ИКТ в систему образования, стимулировать растущий спрос на ИКТ путем предоставления стипендий и обеспечения стажировок, а также объединения организаций и учебных заведений для разработки и реализации образовательных программ, нацеленных на получение цифровых компетенций [1].
Не менее полезным для внедрения в российскую практику является опыт Швеции, где сформировано агентство электронного здравоохранения, позволяющее в онлайн-режиме по предоставленному персональному коду доступа проследить врачебные назначения вне зависимости от времени и места предоставления медицинских услуг.
Данная практика является поучительной и интересной, вместе с тем, необходимо принять во внимание, что российская система здравоохранения относительно недавно начала пере-
ходить на цифровой формат. Активно развивающейся в нашей стране цифровой услугой в сфере здравоохранения является удаленная запись на прием к врачу с возможностью выбора медицинского персонала. Также в отдельных случаях наблюдается формирование электронных медицинских записей.
В связи с этим, в качестве первоочередной меры в области цифровизации здравоохранения предлагаем повсеместное внедрение электронных медицинских записей и реестров болезней.
Следующим шагом должно стать предоставление онлайн-консультаций и рецептов, которые могут получать пациенты без необходимости посещения медицинского учреждения. Проблема, с которой столкнется российская система здравоохранения при реализации данного предложения, - низкие пороговые значения цифровых компетенций сотрудников медицинских учреждений или их отсутствие. Решение данной проблемы лежит в плоскости изменения системы образования, при которой каждый специалист - вне зависимости от выбора профессии - должен обладать базовыми цифровыми компетенциями, которые оценивает индекс ОББ!.
Программа-максимум на ближайшие годы для Российской Федерации в области цифровизации здравоохранения - создание баз данных, позволяющих получить доступ пациентов к своим медицинским документам и рецептам, а врачей - к записям пациентов и к системе архивирования передачи информации другим пользователям системы здравоохранения (опыт Финляндии).
В целях поддержки развития цифровизации в Российской Федерации предлагается предусмотреть в Программе развития цифровой экономики [10] софинансирование
широкополосных сетей за счет бюджетных средств, что дополнит положения, предусмотренные Национальной технологической инициативой, и принятых в 2017 году документов стратегического планирования в области развития цифровой экономики.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 99,2%.
Список литературы:
1. Мельничук М.В. Международный опыт развития цифровой экономики в странах Европейского Союза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2019. №6. С.31-38.
2. Абдикеев Н.М., Мельничук М.В. Формирование конкурентных преимуществ социально-экономических систем в условиях цифровой экономики (опыт зарубежных стран) // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. С. 25-28.
3. Digital Economy and Society Index (DESI)1 2018 Country Report Sweden http://ec.europa.eu/information_society/newsroom/image /document/2018-20/se-desi_2018-country_profile_eng_ (дата обращения 09.06.2019)
4. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi (дата обращения 09.06.2019)
5. Doing business 2018 - reforming to create jobs, World Bank Publications, Washington D.C. , 2019
6. https://ec.europa.eu/sfc/en/2014/fund/eafrd
7. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/progress-country
8. http://ec.europa.eu/regional_policy/en/funding/erdf/
9. https://joinup.ec.europa.eu/news/sweden-unveils-2017-2019-ehea
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1632 от 28 июля 2017 года. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
INTERNATIONAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY: NORDIC EXPERIENCE
©Melnichuk Marina V., Doctor of Economics, professor, Professor, Department of Language Training; Chief Research Fellow
Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation; Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
Annotation: a distinctive feature of the modern society development is the intensive integration of information and communication and production technologies, in which digital technologies determine the competitiveness of national socio-economic systems and become the leading drivers of economic growth. The degree of influence of information progress on the national economy becomes the determining factor of its development: digital technologies and intellectual production determine new trends that affect all sectors of business and provide competitive advantages to organizations that manage to adapt to new conditions. The competitive advantages of any subjects of economic relations in a market economy, including the subjects of the digital business, are provided by a significant increase in profits, more efficient work of employees, as well as increased profitability. The article analyzes the impact of digital business on the formation of competitive advantages in a single country of the European Union (Sweden) and the possibility of adapting foreign experience to the Russian economy. Keywords: digital technologies; digital economy; competitive advantages; business processes.
Reference list:
1. Digital Economy and Society Index (DESI)1 2018 Country Report Sweden http://ec.europa.eu/information_society/newsroom /image /document/2018-20/se-desi_2018-country_profile_eng
2. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi
3. Doing business 2018 - reforming to create jobs, World Bank Publications, Washington D.C. , 2019
4. https://ec.europa.eu/sfc/en/2014/fund/eafrd
5. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/progress-country
6. http://ec.europa.eu/regional_policy/en/funding/erdf/
7. https://joinup.ec.europa.eu/news/sweden-unveils-2017-2019-ehea