Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
25
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телекоммуникационные проекты / инновационные технологии / проектный метод обучения / образовательная среда / telecommunication projects / innovative technologies / project-based learning method / educational environment.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гайдалова А. М.

В статье рассматриваются современные подходы к интеграции телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, акцентируя внимание на их значении для обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательного учреждения. Автор подчёркивает, что внедрение международных телекоммуникационных проектов способствует созданию инновационного образовательного пространства, которое активно использует возможности глобальной информатизации. Ключевым аспектом является то, что такие проекты не только обогащают содержание образования, но и развивают у учащихся информационно коммуникационные технологии (ИКТ), что, в свою очередь, способствует формированию необходимых навыков для успешного взаимодействия в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TELECOMMUNICATION PROJECTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOLS

The article deals with analysing modern approaches to the integration of telecommunication technologies into the educational process, focusing on their importance for teaching a foreign language in high schools. The author emphasizes that the introduction of international telecommunication projects contributes to the creation of an innovative educational space that actively uses the opportunities of global informatization. The key aspect is that such projects not only enrich the content of education, but also develop information and communication technologies (ICT) among students, which, in turn, contributes to the formation of the necessary skills for successful interaction in the modern world.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 372.881.1

Гайдалова А.М. студентка

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Россия, Махачкала Халимбекова М. К., к. ф. н.

доцент

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

Россия, Махачкала

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В

ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к интеграции телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, акцентируя внимание на их значении для обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательного учреждения. Автор подчёркивает, что внедрение международных телекоммуникационных проектов способствует созданию инновационного образовательного пространства, которое активно использует возможности глобальной информатизации. Ключевым аспектом является то, что такие проекты не только обогащают содержание образования, но и развивают у учащихся информационно -коммуникационные технологии (ИКТ), что, в свою очередь, способствует формированию необходимых навыков для успешного взаимодействия в современном мире.

Ключевые слова: телекоммуникационные проекты, инновационные технологии, проектный метод обучения, образовательная среда

Gaidalova A. M. student

Dagestan State University Russia, Machachkala Khalimbekova M.K. Candidate jf Phylology

Associate Professor Dagestan State University Russia, Makhachkala

INTERNATIONAL TELECOMMUNICATION PROJECTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOLS

Abstract. The article deals with analysing modern approaches to the integration of telecommunication technologies into the educational process, focusing on their importance for teaching a foreign language in high schools. The author emphasizes that the introduction of international telecommunication projects contributes to the creation of an innovative educational space that actively uses the opportunities of global informatization. The key aspect is that such projects not only enrich the content of education, but also develop information and communication technologies (ICT) among students, which, in turn, contributes to the formation of the necessary skills for successful interaction in the modern world.

Key words: telecommunication projects, innovative technologies, project-based learning method, educational environment.

Современное образование стремительно меняется, интегрируя в себя передовые технологии. Одним из ключевых направлений этой трансформации является внедрение международных телекоммуникационных проектов в учебный процесс.

Как отмечает Сопыев в своей статье, «в ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами, анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения» [Сопыев 2016: 264].

Учебные телекоммуникационные проекты - это перспективное направление развития проектного метода, воплощающее его потенциал в контексте глобальной информатизации и бурного развития телекоммуникаций. Телекоммуникационные технологии открывают перед учащимися новые возможности для обучения и взаимодействия. Доступ к обширным информационным ресурсам, а также возможность совместной работы над проектами с учащимися из других стран, стимулируют углублённое изучение интересующих тем. Такая перспектива сотрудничества подталкивает их к ознакомлению с различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации и к оценке собственных результатов.

Ключевое преимущество использования телекоммуникационных средств в обучении иностранным языкам кроется в возможности непосредственного общения с носителями языка. Аудио- и видеоконференции, а также письменные онлайн-общения в реальном времени позволяют погрузить учащихся в аутентичную языковую среду.

Наиболее приемлемыми являются следующие формы организации проведения занятий, используя телекоммуникационные технологии:

- телеконференции, которые подразумевают использование аудио- и видеосвязи;

- веб-занятия, которые могут включать конференции, дистанционные уроки, семинары, деловые игры, практикумы, лабораторные работы;

- чат - это специально организованные учебные занятия с использованием мгновенных сообщений в режиме онлайн [Желудкова, Высочина 2013: 35-37].

Согласно Бухаркиной Марине Юрьевне, выделяется следующая типология телекоммуникационных проектов по иностранным языкам [Бухаркина 1994: 150-151]:

Языковые (лингвистические) проекты, в зависимости от образовательных задач включают в себя:

1. Обучающие проекты,направленные на:

- овладение языковым материалом;

- формирование речевых навыков и умений.

2. Лингвистичекие, направленные на:

- изучение особенностей языковых явлений;

- изучение языковых реалей (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);

- изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение:

- этимологии слов,

- литературных исследований,

- исследований историко-фольклорных проблем. Культурологические (страноведческие) проекты.

1. Историко-географические:

- история страны, города, местности,

- география страны, города, местности;

2. Этнографические, которые нацелены на изучение:

- традиций и быта народов,

- народного творчества,

- этнического состава народа, проживающего на данной территории,

- национальных особенностей культуры разных народов.

3. Политические, цель которых ознакомление:

- с государственным устройством стран,

- с политическими партиями и общественными организация

- со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,

- с законодательством страны.

4. Искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка;

5. Экономические, посвящённые проблемам:

- финансовой и денежной системы,

- налогообложения,

- инфляции и т.д.

Ролево-игровые и игровые проекты:

- воображаемые путешествия, приключения, в которых у каждого участника есть своя роль, своя легенда;

- иммитационно-деловые, моделирующие ситуации той или иной профессиональной деятельности в воображаемых ситуациях;

- драматизация литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся;

- иммитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Международные телекоммуникационные проекты в обучении иностранным языкам представляют собой инновационную методику, способствующую активизации и расширению учебного процесса. Они обеспечивают среду для развития коммуникативной компетенции, повышения межкультурной осведомленности, совершенствования языковых навыков, а также предоставляют ценный опыт международного сотрудничества.

Нами были разработаны задания с внедрением телекоммуникационных проектов и средств.

Проект "Global City Quest" в игровой форме на платформе Miro:

1. Учитель находит партнерскую школу в англоязычной стране через платформы для международного сотрудничества или специальные сайты.

2. Каждая школа выбирает по одному городу, который будет изучать в рамках проекта. Города должны быть достаточно интересными для сравнения и исследования, с разнообразными достопримечательностями, историей, культурой.

3. Создание онлайн-доски на Miro: учитель создаёт на платформе Miro совместную онлайн-доску для проекта. Доска разделена на две части: для каждой школы своя область. На доске размещаются:

- название проекта, логотип;

- сведения о школах-участниках, городах;

- интерактивные элементы (карты, таблицы, фотографии, видео, опросы).

4. Ученики каждой школы работают над исследованием своего города. Они заполняют таблицы на Miro, добавляют фотографии, видео, карты, создают краткое описание города, его истории, культуры, достопримечательностей, сравнительный анализ города с городом партнерской школы (похожие/отличительные черты), список интересных фактов, легенд, традиций.

5. Каждая школа готовит виртуальную экскурсию по своему городу на английском языке, используя возможности Miro для создания интерактивной карты с отметками основных достопримечательностей, фотографий и видео с озвучиванием на английском языке, SD-модели или виртуальных туров с помощью инструментов Miro.

6. Ученики из обеих школ взаимодействуют на Miro, делятся результатами исследования, оставляют комментарии к записям друг друга, отвечают на вопросы и викторины.

Таким образом, можно сделать вывод, что "Global City Quest" - интересная и современная игра, которая поможет ученикам изучать английский язык в контексте реальных международных взаимодействий.

Задание: "Quick Chat" (Быстрый чат):

1. Учащиеся делятся на пары.

2. Каждая пара получает "тему" для обсуждения: "What are your plans for the weekend?" или "Describe your ideal vacation".

3. Ученики общаются в течение 1 минуты, используя как можно больше новой лексики и грамматических конструкций.

4. После минуты общения пары меняются, и игра продолжается с новой темой.

Для реализации данного проекта необходимо следующее оборудование:

> Компьютеры/ноутбуки с доступом в интернет для каждой пары.

> Видеоконференцсвязь (Zoom, Google Meet, Skype, etc.)

^ Доступ к онлайн-платформе для проведения опросов и тестирования (например, Google Forms, Survey Monkey).

1. Ученики из разных школ/стран регистрируются на платформе проекта, создаются пары учеников из разных школ/стран.

2. Участникам предлагается выбрать одну из двух тем для обсуждения: "What are your plans for the weekend?" или "Describe your ideal vacation".

3. Пары участников встречаются в видеоконференции в установленное время. Ученики общаются на выбранную тему в течение 1 минуты. Задача -использовать как можно больше новой лексики и грамматических конструкций.

4. По сигналу ведущего пары меняются, и игра продолжается с новой темой.

5. По завершении проекта участники заполняют онлайн-опросник о своём впечатлении от проекта. Результаты опроса анализируются учителями и используются для корректировки будущих проектов.

Проект предлагает увлекательную форму обучения, которая мотивирует учеников и делает английский язык более доступным. Онлайн -формат проекта позволяет участникам общаться с людьми из других стран в реальном времени, что способствует межкультурному диалогу и повышению толерантности среди участников.

Итак, согласно Кисловой и Квасюк, проектная работа - это творческий, познавательный процесс, в котором речевое общение тесно связано с интеллектуально-эмоциональным контекстом интересной и актуальной для

обучающихся деятельности. Выгодной особенностью проектной технологии является взаимодействие учебного материала с жизненным опытом учащихся. Вовлекая обучающихся в творческую, поисковую, совместную деятельность, преподаватель помогает обучающимся глубже понять необходимость междисциплинарных связей, использовать на практике знания, полученные на уроках, формировать навыки исследовательской деятельности [Кислова, Квасюк 2024: 100]

Использованные источники:

1. Желудкова, Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. К. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Международной научной конференции (20-23 апреля 2013 г., Челябинск) - Челябинск, 2013. - С. 35-37. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25529210 (дата обращения: 20.10.2024)

2. Кислова, М. Д. Изучение отношения учителей английского языка к использованию проектной технологии в общеобразовательной школе для развития мотивации обучающихся / М. Д. Кислова, Е. Н. Квасюк // Молодая наука Арктики : материалы Всероссийской научно-практической конференции обучающихся с международным участием Мурманского арктического университета (20-28 апреля 2023 г., Мурманск). - Мурманск, 2023. - С. 99-102. - URL: https://www.mauniver.ru/science/events/young science/files/materials.pdf#page= 65 (дата обращения: 20.10.2024)

3. Бухаркина, М. Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе : специальность 13.00.02 "Методика преподавания (создание и использование средств обучения)" : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / М. Ю. Бухаркина; Университет Российской Академии Образования. - Москва, 1994. - 198 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-telekommunikatsii-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-obshcheobrazovatelnoi-shkol (дата обращения: 20.10.2024)

4. Сопыев, А. Н. Особенности использования метода проектов на уроках иностранного языка в старших классах / А. Н. Сопыев // Вопросы германской филологии и методики обучения иностранным языкам : материалы XI республиканской студенческой научно-практической конференции (22 апреля 2016 г., Брест). - Брест : Альтернатива, 2016. - С. 263-265. - URL: https://rep.brsu.bv/bitstream/handle/123456789/5177/Сопыев.pdf7sequence=1&is Allowed=y (дата обращения: 20.10.2024)

УДК 327.5

Жаксылыкова Т. Т. студент магистратуры 2 курс кафедра Международных отношении Казахский университет международных отношений и мировых языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.