Научная статья на тему 'Международные стандарты в сфере охраны материнства и детства: вопросы имплементации в Узбекистане'

Международные стандарты в сфере охраны материнства и детства: вопросы имплементации в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиллабаев Мирзатилло Алишерович, Хамдамова Фируза Уразалиевна

Цель: Рассмотрение вопросов имплементации Международных стандартов в сфере охраны материнства и детства в Узбекистане. Методология: Использовалcя формально-юридический метод. Результаты: В статье осуществлен обзор международно-правовых документов и национального законодательства Республики Узбекистан в сфере охраны материнства и детства. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International standards in the sphere of maternity welfare and the childhood: questions of implementation in Uzbekistan

Purpose: Consideration of questions of implementation of International standards in the sphere of maternity welfare and the childhood in Uzbekistan. Methodology: The formal-legal method was used. Results: In article the overview of international legal documents and the national legal system of the Republic of Uzbekistan in the sphere of maternity welfare and the childhood is performed. Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual problem.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты в сфере охраны материнства и детства: вопросы имплементации в Узбекистане»

Тиллабаев М., Хамдамова Ф.У.1

международные стандарты в сфере охраны материнства и детства: вопросы

ИМПЛЕМЕНТАцИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

цель: Рассмотрение вопросов имплементации Международных стандартов в сфере охраны материнства и детства в Узбекистане.

Методология: Использовалcя формально-юридический метод.

Результаты: В статье осуществлен обзор международно-правовых документов и национального законодательства Республики Узбекистан в сфере охраны материнства и детства.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной и практической ценностью, поскольку является современной попыткой рассмотрения актуальной проблемы. Ключевые слова: материнство, детство, права человека, права ребенка.

Tillabayev M., Hamdamova F.U.

INTERNATIONAL STANDARDS IN THE SPHERE OF MATERNITY wELFARE AND THE CHILDHOOD: QUESTIONS OF IMPLEMENTATION IN UZBEKISTAN

Purpose: Consideration of questions of implementation of International standards in the sphere of maternity welfare and the childhood in Uzbekistan.

Methodology: The formal-legal method was used.

Results: In article the overview of international legal documents and the national legal system of the Republic of Uzbekistan in the sphere of maternity welfare and the childhood is performed.

Novelty/originality/value: Article has the high scientific and practical value as is modern attempt of consideration of an actual problem.

Keywords: motherhood, childhood, human rights, child's rights.

Охрана материнства и детства рассматривается как одно из приоритетных направлений политики любого государства [1]. Вместе с тем, охрана материнства и детства является приоритетной областью международного сотрудничества государств. Значимость данного направления государственной политики и международного сотрудничества обусловлена тем, что от состояния здоровья женщин и детей зависит уровень воспроизводства населения, развитие трудового, интеллектуального, оборонного потенциала государства, физическое, интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. Свидетельством значимости служит то, что вопросы охраны материнства были определены в качестве одной из Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН, принятых в 2000 году. В настоящее время ЦРТ заменены Повесткой дня устойчивого развития до 2030 года. Из 17 Целей устойчивого развития по крайней мере десять тесно связаны с гендерными аспектами, в частности, реализацией целевых показателей. Непосредственно Цель 5 посвящена обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек. В этой связи Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о запуске Глобальной стратегии по защите здоровья женщин, детей и

подростков. Главная задача этой инициативы - к 2030 году сократить до минимума процент смертности среди женщин, детей и подростков, а также способствовать укреплению их здоровья и благополучия.

Эффективность международного сотрудничества в сфере охраны материнства и детства зависит от наличия соответствующей правовой базы и механизмов. На сегодняшний день в данной сфере сформирована достаточно солидная правовая база, изучение которой представляет особый интерес.

Правовая база в сфере охраны материнства начала формироваться еще до создания ООН. С образованием ООН данный вопрос вышел на значительно более высокий, т. е. глобальный уровень. Так, в 1948 году Всеобщая декларация прав человека закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25). Статья 10(2) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах конкретизирует данное положение, закрепляя, что «особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями

1 Статья публикуется по результатам конкурса докладов, проведенного в рамках VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения» (г. Уфа, 31 мая 2016 г.).

евразийская -

> 6 (25) 2016 С

- адвокатура

по социальному обеспечению». Включение в эти документы специальных положений об охране материнства и детства еще более повышает их значимость и обуславливает актуальность. Более того, важность этих положений все больше возрастает с учетом демографических тенденций и других факторов.

Помимо общих документов по правам человека, содержащих отдельные положения об охране материнства, важно отметить документы, специально посвященные правам женщин. В них раскрывается содержание прав женщин, связанных с материнством. Так, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года предусматривает «право женщин на свободу от дискриминации, в том числе и в области охраны материнства». Более того, она закрепляет обязанность государств-участников обеспечивать женщинам соответствующее обслуживание в период беременности, родов и послеродовой период.

Дальнейшее развитие эти положения получили в Пекинской декларации и платформе действий 1995 года, которая призывает к обеспечению охраны материнства и сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей (Параграфы 106, 179).

Вопросы охраны материнства неразрывно связаны с охраной детства. Поэтому важно отметить положения документов по правам ребенка. В частности, статья 18(2) Конвенции о правах ребенка гласит, что государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. Особое внимание уделяется работающим родителям. Так, статья 18(3) предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми. То есть ребенок имеет право на родительскую заботу, а родители имеют право на получение необходимого содействия со стороны государства.

Особое место в системе документов по охране материнства занимают международные трудовые нормы, а именно Конвенции и рекомендации МОТ. На протяжении своей истории МОТ приняла три конвенции об охране материнства (№ 3, 1919; № 103, 1952; № 183, 2000) вместе с сопутствующими им рекомендациями (№ 95, 1952; № 191, 2000). Эти документы были приняты в целях обеспечения женщинам возможности гармонично

сочетать свои репродуктивные и производственные функции и недопущения неравного обращения в сфере занятости. Их принятие стало важным шагом в развитии прав женщин в целом.

Конвенция 2000 года об охране материнства (№ 183) является самой последней конвенцией МОТ по этой проблеме. Ее сопровождает Рекомендация 2000 года об охране материнства (№ 191). Конвенция распространяет свое действие на всех работающих по найму женщин, включая женщин, занятых нетипичными формами зависимого труда в неформальной экономике. Минимальный срок отпуска был продлен с 12 недель, как это было предусмотрено в предыдущих конвенциях, до 14 недель. Государства-члены обязаны принимать все необходимые меры для того, чтобы беременность и роды не становились источником дискриминации в области занятости, включая и доступ к самой занятости. В соответствии с Конвенцией при приеме женщины на работу запрещается требовать проведения анализа на беременность (за исключением некоторых весьма специфических случаев). Сопутствующая Конвенции Рекомендация № 191 предлагает довести продолжительность отпуска до 18 недель. Рекомендация № 191 призывает к созданию условий для грудного вскармливания на рабочих местах.

Таким образом, с течением времени стандарты МОТ развиваются и совершенствуются, устанавливая более высокие требования к государствам в сфере охраны материнства. При этом рекомендации содержат более высокие требования по сравнению с конвенциями. Это подчеркивает динамичность развития стандартов МОТ и их гибкость.

Кроме документов, специально посвященных охране материнства и вопросам труда работников с семейными обязанностями, существует целый ряд других инструментов МОТ, относящихся к одному или нескольким основным элементам защиты материнства.

В частности, положения об охране материнства содержатся в документах МОТ, касающихся денежных и медицинских пособий, например в Рекомендации 1944 года о защите дохода (№ 67), Рекомендации 1944 года о медицинском обслуживании (№ 69), Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102).

Нормы об охране материнства включены также в документы МОТ касательно охраны здоровья: Конвенция 1990 года о ночном труде (№ 171) и Протокол 1990 года к Конвенции 1948 года (пересмотренной) о ночном труде женщин, Реко-

eurasian -

> 6 (25) 2016 С

- advocacy

мендация 2010 года о ВИЧ / СПИДе и сфере труда (№ 200).

Вопросы охраны материнства затронуты в документах МОТ в сфере защиты занятости. В частности, Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя (№ 158) подчеркивает, что пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, отпуск по беременности и родам не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений. Кроме того, Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168) запрещает рассматривать пребывание в состоянии безработицы в качестве критерия для отказа женщине в выплате положенных ей пособий по беременности и родам.

В этой связи уместно также упомянуть документы МОТ о недопущении дискриминации. Так, Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (№ 111) имеет своей целью гарантировать, что каждое заявление о приеме на работу будет рассмотрено честно и без дискриминации по признаку пола, семейного положения, беременности или рождения ребенка.

Вопросы охраны материнства упомянуты в документах МОТ касательно условий труда. Например, Конвенция 1970 года (пересмотренная) об оплачиваемых отпусках (№ 132) гарантирует, что отпуск по беременности и родам не будет считаться частью положенного отпуска. Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (№ 175) упоминает охрану материнства как одну из областей, в которой работники, занятые неполное рабочее время, должны пользоваться теми же условиями, которые имеют трудящиеся, занятые полное рабочее время. Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости (№ 181) предусматривает обеспечение работников, нанятых через частные агентства занятости, мерами по охране материнства, пособиями по беременности и родам. Это касается и защиты прав родителей ребенка и выплаты им пособий.

Документы МОТ касательно работников-мигрантов также содержат положения об охране материнства, например Конвенция 1949 года (пересмотренная) о работниках-мигрантах (№ 97). Работники-мигранты также относятся к наиболее уязвимым слоям общества и подвержены риску дискриминации. Для них вопросы охраны материнства имеют особое значение.

Вопросы охраны материнства затронуты не только в рекомендациях и конвенциях МОТ, но и в резолюциях Международной конференции труда (МКТ). В 1985 году МКТ приняла Резолюцию о

равенстве возможностей и обращения для мужчин и женщин в сфере занятости, содержащую призыв оказывать содействие в вопросах, связанных с бременем семейных и домашних обязанностей. В 2004 году МКТ приняла Резолюцию о гендерном равенстве, справедливой оплате труда и охране материнства. В 2009 году МКТ приняла Резолюцию о гендерном равенстве как основе достойного труда. В Резолюции было подчеркнуто, что «охрана материнства должна быть признана неотъемлемой частью социально-экономической политики, ответственность за проведение которой лежит на правительствах».

Важно отметить вклад МОТ в охрану детства. Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальные конвенции МОТ: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде», а также Конвенции № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Таким образом, на сегодняшний день существует огромное количество документов в сфере охраны материнства и детства, что обуславливает необходимость их классификации, а также кодификации. Возможно, было бы целесообразно принять отдельную объемную Конвенцию ООН об охране материнства, которая обобщила бы и систематизировала весь накопленный опыт, охватывала бы весь круг вопросов, связанных с материнством, включая новые тенденции и факторы, оказывающие влияние на материнство, например правовое регулирование биотехнологий, имеющих отношение к материнству.

Особую значимость вопросы охраны материнства и детства имеют для Узбекистана. Воспитание физически и духовно развитого поколения с высоким потенциалом - одно из приоритетных направлений политики нашего государства. Поэтому в стране последовательно осуществляются основанные на международных стандартах широкомасштабные реформы в сфере охраны материнства и детства.

Законодательные основы охраны материнства и детства закреплены в Конституции, Трудовом кодексе, Семейном кодексе, а также в ряде законов, в частности Законе «Об охране здоровья», Законе «О гарантиях прав ребенка» и иных законодательных актах. В этих целях в стране также создана необходимая законодательная и нормативная база для обеспечения безопасности и качества продовольствия. В частности, приняты законы «О государственном санитарном надзоре», «О профилактике микронутриентной недостаточности среди

евразийская -

> 6 (25) 2016 <

- адвокатура

населения», «О сертификации продукции и услуг», «О профилактике йододефицитных заболеваний». Важным шагом стало принятие Закона «О гарантиях прав ребенка». В результате принимаемых мер в нашей стране средняя продолжительность жизни растет, снижаются показатели смертности среди матерей и детей, обеспечивается стабильность санитарно-эпидемиологической ситуации, профилактика и эффективное лечение заболеваний. В рамках коренного реформирования системы здравоохранения сформирована национальная модель охраны здоровья матерей и детей, высокая эффективность которой получила признание во всем мире. Достаточно упомянуть, что в результате ее последовательной реализации за последние пять лет материнская смертность на 100000 новорожденных сократилась с 23,1 случая до 19, смертность детей в возрасте до 5 лет - с 14,8 до 13,9, а младенческая смертность - с 11 до 10,7. По этим показателям наша страна полностью достигла соответствующих Целей развития тысячелетия ООН.

Важным фундаментом всех этих благородных дел послужили объявление по инициативе Президента Ислама Каримова в нашей стране 1998 года Годом семьи, 2000 года - Годом здорового поколения, 2001 года - Годом матери и ребенка, 2008 года - Годом молодежи, 2012 года - Годом семьи, 2014 года - Годом здорового ребенка, а также реализация принятых в связи с этим соответствующих государственных программ.

Логическим продолжением принимаемых в этом направлении усилий и подтверждением особого внимания данному вопросу служит тот

факт, что по предложению Президента Ислама Каримова 2016 год в Узбекистане объявлен Годом здоровой матери и ребенка. Так, 9 февраля 2016 г. президентом была утверждена Государственная программа «Год здоровой матери и ребенка». При этом одним из важнейших направлений Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка» определено дальнейшее совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы, касающейся охраны семьи, материнства и детства, защиты интересов женщин, повышения их роли в воспитании здорового ребенка, укрепления института семьи как основы сильного, стабильного и процветающего государства.

Вместе с тем, несмотря на широкое признание того, что охрана материнства является одной из основных ценностей общества, многие женщины во всем мире продолжают сталкиваться с угрозами своему здоровью и экономической защищенности в связи с материнством. Это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования механизмов международного сотрудничества по вопросам охраны материнства и детства.

Пристатейный библиографический список

1. Тиллабаев М.А., Хамдамова Ф.У. Оценка международно-правовых основ по искоренению детского труда // Евразийская адвокатура. 2015. № 1 (14). С. 47-50.

References (transliterated)

1. Tillabaev M.A., Hamdamova F.U. Ocenka mezh-dunarodno-pravovyh osnov po iskoreneniju detskogo truda // Evrazijskaja advokatura. 2015. № 1 (14). S. 47-50.

ШРёШШЖЖ

[кшчю-мюотщоштш^шй

тишшш [пгошлшм пиршд

[email protected] +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.