УДК 338.467
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
Самойлов Вячеслав Александрович
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия, Москва
Заведующий кафедрой экономики образования Доктор экономических наук E-Mail: [email protected]
Г ромова Наталья Вячеславовна
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия, Москва
Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Улитина Елена Валерьевна
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Россия, Москва Заведующая кафедрой бизнес-статистики Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Международные рейтинги университетов - современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство
Аннотация: В статье рассматривается влияние результатов международных рейтингов на повышение качества российского образования. Вхождение в международные рейтинги и занятие в них позиций, равных или сопоставимых с ведущими мировыми университетами, является показателем высокой конкурентоспособности вуза. Руководство российских вузов должно рассматривать рейтинги и критерии их формирования как современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство, на пути к которому российское образование продолжает испытывать сложности. Проблемными зонами остаются: языковый барьер, автономия университетов, подходы к оценке качества образования и другие. Политика России в области образования направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности отечественного образования. Ее основу составляют такие инструменты как реализация стратегических и целевых программ развития образования. В статье раскрываются направления повышения конкурентоспособности российской системы образования и положительные эффекты от применения требований и индикаторов международных рейтингов в деятельности российских вузов. Обозначены перспективы создания национальной системы рейтингования вузов и ее использования как инструмента повышения качества профессионального образования и обеспечения конкурентоспособности российских образовательных организаций на международном рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: Российская система образования; качество образования; рейтинг вузов; международный рейтинг вузов; конкурентоспособность вузов; оценка качества образования; независимая оценка качества.
Идентификационный номер статьи в журнале 170EVN613
Vjacheslav Samoilov
Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Natalija Gromova
Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Elena Ulitina
Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
International university rankings as a modern instrument of integration Russia into the world educational space
Abstract: The article considers the influence of the results of the international rankings on improving the quality of education in Russia. Joining international ratings and occupation of positions of equal or comparable with the leading universities worldwide is the result of the high competitiveness of the University. Management of Russian universities should consider ratings and criteria for their formation as a modern tool of Russia's integration into the world educational space. Russian high schools continue to face the difficulties on that way. Problem areas are the language barrier, the autonomy of universities, approaches to assessing the quality of education and others. The policy of Russia in the area of education is aimed at primarily on improving the competitiveness of the national education. It is based on the tools such as the implementation of the strategic and targeted education development programs. Authors have shown the directions of increasing competitiveness of the Russian education system and the positive effects from the application of the requirements and indicators of the international ratings of the activities of Russian universities. The perspectives for the creation of the national system of the ranking of the higher education institutions are indicated. The ranking has to be used as a tool to improve the quality of the vocational education and the competitiveness of Russian educational organizations on the international market of educational services.
Keywords: The Russian system of education; quality of education; the rating of universities; international institutions rating; the competitiveness of universities; evaluation of education quality; independent evaluation of the quality.
Identification number of article 170EVN613
Российское образование продолжает испытывать сложности в ходе интеграции в мировое образовательное пространство. Проблемными зонами продолжают оставаться: языковый барьер, автономия университетов, подходы к оценке качества образования и другие. Политика России в области образования направлена в первую очередь на повышение конкурентоспособности отечественного образования. Ее основу составляют такие инструменты как реализация стратегических и целевых программ развития образования. В последнее время начал применяться новый инструмент: регулярное участие ведущих российских университетов в международных рейтингах.
В условиях модернизации российской экономики и образования особое значение приобретает повышение качества профессионального образования. Такие же тренды действуют в мировой системе образования, развитие которой в настоящее время определяется быстрым ростом общественного спроса на образование, высокими темпами расширения национальных систем образования, развитием международного рынка образовательных услуг. Глобализация оказала значительное влияние на структуру, содержание и способы доставки образования и вызвала беспрецедентную мобильность специалистов и работников в ряде профессий, остро поставив вопрос о сопоставимости стандартов образования и признании квалификаций на международном рынке труда.
Стремление адаптировать образовательные организации к новым тенденциям развития образования и обеспечить их конкурентоспособность на национальном и международном уровнях, заставили многие страны вносить изменения в системы образования. По мере преобразований власти обнаружили, что при помощи традиционных механизмов контроля трудно, а иногда и невозможно обеспечить высокое качество образования. В то же время модернизация экономики на основе знаний заставила Россию и другие страны повысить требования к качеству образования, информационной открытости и прозрачности систем образования, что привело к росту конкуренции в сфере образования и потребовало адекватных механизмов оценки качества программ и образовательных учреждений.
Европейские страны для обеспечения качества образования создали системы независимой оценки качества, основанные на сокращении централизованного контроля за академической и научной деятельностью образовательных учреждений, переносе на них основной ответственности за качество образования и формировании независимых организаций по оценке и аккредитации программ и образовательных учреждений.
Включение органов управления в сфере образования в состав системы образования приводит к тому, они не только управляют системой образования как объектом, но и непосредственно участвуют в выполнении мероприятий, направленных на улучшение деятельности образовательных учреждений. Указанная двойственность положения органов управления препятствует осуществлению государственной политики по развитию образования, поскольку органы управления в сфере образования, оценивая качество образования в ходе государственной аккредитации, фактически оценивают результаты своей собственной деятельности. Поэтому оценка качества образования, которая, по сути, является оценкой деятельности и образовательных учреждений, и органов управления в сфере образования, должна проводиться не государственными структурами, а независимыми экспертными организациями, которые удостоверили государство, образовательные учреждения, обучающихся, работодателей и общественность в высоком уровне экспертной деятельности и добропорядочности.
Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования. В мировой практике разработкой и реализацией процедур
независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, как правило, занимаются независимые организации. Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузов US News and World Report), News US (холдинг, выпускающий популярное лондонское издание The Times) или консалтинговыми агентствами, например, ShanghaiRanking Consultancy (поддерживает академический рейтинг университетов Shanghai Jiao Tong University Ranking).
Вхождение в международные рейтинги и занятие в них позиций, равных или сопоставимых с ведущими мировыми университетами, является показателем высокой конкурентоспособности вуза.
Руководство российских вузов должно рассматривать рейтинги и критерии их формирования как современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство, как инструмент сопоставления, планировать меры по совершенствованию своей деятельности и продвижению репутации, формируя партнерства с ведущими университетами мира, инвестируя средства в стратегические цели и стимулируя коллектив к их достижению.
Начальный опыт участия ведущих российских университетов продемонстрировал достаточно скромные результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Место российских университетов в рейтингах в 2012 г.
Университет QS Academic Ranking of World Universities (Шанхай) THE TIMES Leiden US News and World Report
МГУ 116 80 201-225 499 116
СПбГУ 253 401-500 - 500 253
МГТУ им. Баумана 352 - - - 352
МГИМО 367 - - - 367
Новосибирский государственный университет 371 371
Такое положение дел вызвало глубокую озабоченность со стороны руководящих органов страны. Последствием стала комплексная система мероприятий по развитию ведущих университетов России, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. План мероприятий утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 2006-р. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
С целью исполнения вышеназванного Указа Президента РФ, Министерство образования и науки Российской Федерации своим Распоряжением от 2 апреля 2013 года № Р-53 утвердило методические рекомендации по предоставлению ведущими российскими университетами отчетов в международные рейтинговые агентства. Ранее было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 «0 мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях
повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», в котором утвержден размер господдержки ведущих вузов России на 2013 год в размере 9 миллиардов рублей.
В январе 2013 г. Европейским союзом была официально принята новая система рейтингования университетов - U-Multirank, призванная, как надеются ее разработчики, стать новым и более развитым инструментом оценки университетов всего мира. Этот рейтинг должен будет предоставлять студентам и вузам четкую информацию о разных направлениях деятельности образовательных организаций, в то время как до сих пор в большинстве рейтинговых систем особая значимость придавалась научно-исследовательской работе вузов, в результате чего преимущества получали богатые, ориентированные именно на научноисследовательскую работу университеты.
Рейтинг и-МиШгапк должен ранжировать университеты по пяти отдельным направлениям: репутация научных исследований, качество обучения и преподавания, интернационализация, передача знаний (партнерство с бизнесом, стартапы) и вклад в региональное развитие.
Обеспечивая выполнение высоких показателей международных рейтингов, российские университеты смогут существенно повысить качество и гарантии качества образования, за счет:
• оптимизации отношения числа преподавателей к числу студентов;
• обеспечения индивидуализации обучения: высокие позиции в рейтинге
обеспечиваются в том случае, если на одного преподавателя приходится не более 8 студентов;
• привлечения ведущих зарубежных ученых к научному руководству аспирантами (в том числе в качестве научных соруководителей);
• вовлечения аспирантов в исследовательскую работу международных лабораторий под руководством ведущих зарубежных специалистов;
• привлечения в университет (рекрутинга) преподавателей и научных сотрудников, имеющих публикации и цитирования;
• организации международных научных лабораторий под руководством ведущих ученых;
• развития академических навыков собственных ученых, преподавателей, аспирантов и студентов за счет:
• создания системы обучения академическому английскому языку;
• обучения написанию статей на академическом английском языке с учетом требований международных научных журналов;
• редактирования готовых научных публикаций на английском языке экспертами в данной области (специалистами-редакторами, публикующимися в международных журналах и знакомых с их требованиями);
• использования практического опыта специалистов, публикующихся в международных журналах, для увеличения числа публикаций сотрудников университета в таких изданиях.
• рекрутинга иностранных преподавателей с международного рынка труда;
• развития программ академического сотрудничества и академических обменов преподавателями с зарубежными университетами-партнерами;
• увеличения числа иностранных профессоров, работающих на договорной основе в течение длительного срока;
• участия в государственных программах (на основе межправительственных соглашений) по обучению иностранных студентов;
• открытия образовательных программ на английском языке для обучения как иностранных, так и российских студентов (на основе опыта реализации англоязычных образовательных программ совместно с зарубежными университетами и англоязычных учебных курсов, реализуемых в рамках программ включенного обучения);
• формирования уникальных образовательных программ (обучение по которым возможно в немногих университетах) на английском языке для привлечения иностранных студентов.
Однако, на наш взгляд, наряду с реализацией стратегии повышения активности и результативности участия российских вузов в международных образовательных рейтингах следует развивать возможности, предоставляемые созданием национальной системы рейтингования образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования различных уровней. При разработке таких рейтингов следует учитывать принципы, а в отдельных случаях, некоторые оценочные критерии, применяемые международными рейтинговыми организациями в сфере образования, достигая таким образом двух целей:
• во-первых, гармонизации требований национальных и международных систем рейтингования для обеспечения возможности российским вузам-участникам рейтинга занять изначально более высокую позицию при участии в международных сопоставлениях;
• во-вторых, если отойти от одномерности результата рейтинга (эффективен вуз -неэффективен, высок или низок его порядковый номер в ряду значений интегрального показателя оценочных критериев, заложенных в рейтинг) и рассматривать возможности построения многовариантных ренкингов образовательных организаций (например, по уровням оценки (программный и институциональный), по отраслевому и межотраслевому принципу оценки и другим подходам), то по каждой организации станет возможным построение «репутационного профайла», который даст более подробную и глубокую информацию об образовательной организации и потребителям образовательных услуг, и конкурирующим с ней образовательным организациям и регулирующим и надзорным органам.
Усилить многоаспектность рейтингования следует возможностью построения ренкингов различными независимыми рейтингователями, компетентность которых подтверждена похождением процедур оценки и аккредитации их деятельности доверенными международными или уполномоченными национальными организациями.
При сохранении за государством регулирующих и контрольных функций в сфере образования, дальнейшее развитие национальной системы рейтингования с привлечением к оценке и рейтингованию независимых аккредитационных и рейтинговых агенств будет способствовать институционализации процесса непрерывного повышения качества образовательных услуг, качества деятельности организаций, оказывающих эти услуги, и
формировать предпосылки для интенсификации участия и укрепления позиций российских образовательных организаций не только в международных рейтингах, но и в интеграционных процессах на глобальном рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балацкий Е.В. Академические успехи российских университетов экономического профиля// «Европейский журнал экономических исследований», №2, 2013
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Академическая результативность высших экономических школ России // «Капитал страны», 17.06.2013.
3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 424 «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 - 2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 -
2013 годы».
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 N 2006-р (ред. от 28.12.2012) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научнообразовательных центров».
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 «0 мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»
7. Соболева, Э.Ю. Обеспечение конкурентоспособности экспертных организаций в сфере образовательного аудита / Э.Ю.Соболева // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 79-82.
8. Рубин, Ю.Б. О подходах к созданию общероссийского регистра организаций, удостоверяющих качество образования / Ю.Б. Рубин, А.А. Коваленко, Т.А. Семкина, Э.Ю. Соболева // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 20-35.
9. Самойлов В.А. Стратегии интернационализации подготовки специалистов / Ю.Б.Рубин, В.А. Самойлов, В.П. Тихомиров, К.К.Шевченко // Экономические науки. 2001. № 3. С. 77-80.
10. Рубин Ю.Б. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании / Ю.Б. Рубин, Э.Ю. Соболева // Высшее образование в России.
2011. № 2. С. 12-23.
Рецензент: Лукашенко Марианна Анатольевна, доктор экономических наук,
профессор, заведующая кафедрой корпоративной культуры и паблик рилейшнз Московского финансово-промышленного университета «Синергия».
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Balatskiy E.V. Akademicheskie uspekhi rossiyskikh universitetov ekonomicheskogo profilya// «Evropeyskiy zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy», №2, 2013
Balatskiy E.V., Ekimova N.A. Akademicheskaya rezul'tativnost' vysshikh ekonomicheskikh shkol Rossii // «Kapital strany», 17.06.2013.
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.05.2013 N 424 «O federal'noy tselevoy programme «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoy Rossii» na
2014 - 2020 gody i vnesenii izmeneniy v federal'nuyu tselevuyu programmu «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoy Rossii" na 2009 - 2013 gody».
Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.10.2012 N 2006-r (red. ot 28.12.2012) «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po razvitiyu i povysheniyu konkurentosposobnosti vedushchikh universitetov Rossii sredi mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov».
Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki».
Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 16 marta 2013 g. № 211 «0 merakh gosudarstvennoy podderzhki vedushchikh universitetov Rossiyskoy Federatsii v tselyakh povysheniya ikh konkurentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov»
Soboleva, E.Yu. Obespechenie konkurentosposobnosti ekspertnykh organizatsiy v sfere obrazovatel'nogo audita / E.Yu.Soboleva // Sovremennaya konkurentsiya. -
2012. - № 6 (36). - S. 79-82.
Rubin, Yu.B. O podkhodakh k sozdaniyu obshcherossiyskogo registra organizatsiy, udostoveryayushchikh kachestvo obrazovaniya / Yu.B. Rubin, A.A. Kovalenko, T.A. Semkina, E.Yu. Soboleva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 5. - S. 20-35.
Samoylov V.A. Strategii internatsionalizatsii podgotovki spetsialistov / Yu.B.Rubin, V.A. Samoylov, V.P. Tikhomirov, K.K.Shevchenko // Ekonomicheskie nauki. - 2001. - № 3. - S. 77-80.
Rubin Yu.B. Vnutrennie garantii kachestva protsedur nezavisimoy akkreditatsii v obrazovanii / Yu.B. Rubin, E.Yu. Soboleva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2011. -
№ 2. - S. 12-23.