УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10092
ББК 67.409 © Е.Д. Харитонович, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Екатерина Дмитриевна Харитонович, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент А.П. Скиба
Аннотация. Рассматриваются международные нормы права в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Проводится краткий анализ международно-правовых актов, касающихся исполнения альтернативных наказаний в отношении лиц, страдающих какими-либо заболеваниями.
Ключевые слова: международные правовые акты, наказания без изоляции от общества, уголовно-исполнительные инспекции, больные осужденные.
INTERNATIONAL LEGAL ACTS OF THE EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES, NOT RELATED WITH ISOLATION CONVICTS FROM SOCIETY, IN RESPECT OF PERSONS, WHICH HAVE VARIOUS TYPES OF DISEASES
Ekaterina D. Kharitonovich, adjunct of the faculty of training of scientific and pedagogical personnel Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Ryazan, ul. Sennaya, d. 1) E-mail: [email protected]
Research supervisor: doctor of legal sciences, associate professor A.P. Skiba
Annotation. The article deals with the international norms of law in the field of execution of punishments not related to the isolation of convicts from society. The author provides a brief analysis of international legal acts relating to the execution of alternative punishments for persons suffering from any disease.
Keywords: international legal acts, punishment without isolation from society, penal inspection, sick convicts.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Харитонович Е.Д. Международные правовые акты об исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении лиц, страдающих различными видами заболеваний. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2): 152—155.
Вопросы исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, регламентируются как на уровне международного, так и национального законодательства. Однако, рассматривая документы международно-правового характера в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, можно сделать вывод, что в отношении лиц, страдающих различными видами заболеваний, данный вопрос прописан недостаточно, либо же касается косвенно.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»1.
Так, один из основных международных правовых актов — Всеобщая декларация прав человека2 содержит лишь несколько норм, которые влияют на исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Прежде всего, необходимо упомянуть ст. 2, в которой сказано, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия,
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
т.е. лица, осужденные к наказаниям без изоляции от общества, не являются исключением. Статья 29 закрепляет, что каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Данные нормы определяют основы правового статуса лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.
Что касается именно исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в отношении лиц, страдающих различными заболеваниями, то здесь косвенно можно обратить внимание на ст. 23, согласно которой каждый человек имеет право на справедливые и благоприятные условия труда. И именно осужденные, страдающие различными тяжелыми заболеваниями, при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, как никто другие нуждаются в благоприятных условиях труда. Это объясняется их физическим и психическим состояниями. Полагаем, что для данной категории лиц должны быть созданы такие условия, при которых, в первую очередь, будет невозможным распространение заболевания осужденного (например, туберкулеза) среди здорового населения. Также необходимо создать условия в таком направлении, чтобы ни в коем случае не происходило ухудшение состояния здоровья самого осужденного для одновременного эффективного исполнения процесса отбывания назначенного судом наказания.
В ст. 7 говорится, что все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. Отсюда следует, что, например, при трудоустройстве осужденных к исправительным работам не должно быть какой-либо дискриминации по расовым, гендерным, религиозным, политическим, социальным и иным признакам, и в том числе из-за состояния здоровья осужденного.
О защите законом против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства говорится и в Международном пакте о гражданских и политических правах3. Также интересно отметить ст. 7 данного доку-
мента, которая гласит, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Понятно, что положения данного нормативно-правового акта не предназначены для регулирования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, но они содержат общие нормы, затрагивающие исполнение лишения свободы. Так, в ст. 10 указано, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности; пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, главной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние осужденные отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу [2, с. 114-119].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах4 в ст. 7 закрепляет следующее: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: <...> Ь) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; <...>». А в ст. 12 отдельно закреплены меры, касающиеся физического и психического состояния здоровья людей, включающие мероприятия, необходимые для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Все это также косвенно касается исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Статья 10 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство
3 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
№ 2 / 2019
Вестник Московского университета МВД России
153
видов обращения и наказания5 говорит о необходимости включения информации относительно запрещения пыток в учебные материалы подготовки различного рода персонала, который может иметь отношение к любой категории осужденных, в том числе и рассматриваемой нами. Нормы данного документа направлены на обращение с осужденными к лишению свободы, но логично предположить, что определенные неудачные действия сотрудника уголовно-исполнительной инспекции могут привести к унижению достоинства осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией их от общества [3, с. 201-203].
Рассматривая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод6 следует обратить внимание на ст. 5, одним подпунктом из которой является то, что лицо может быть заключено под стражу с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг. В данном нормативном акте обращено внимание именно на состояние здоровья осужденного, страдающего каким-либо инфекционным заболеванием, а также проявляется «забота» об обществе. Проведя аналогию, можно предположить, что при отбывании наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, возможно принудительное лечение больных осужденных с целью предотвращения заражения различными видами болезней законопослушных граждан.
В Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)7, медицинскому обслуживанию заключенных выделен целый раздел. Однако, речь идет лишь о наказаниях, связанных с лишением свободы. Тем не менее, интересно, что в нормах данного нормативно-правового акта, помимо указания на необходимость наличия квалифицированных медицинских работников и оказания должного медицинского ухода, говорится о необходимости медицинского осмотра заключенных с целью выявления физических или умственных болезней; изолирования заключенных, страдающих какой-либо инфекционной или заразной болезнью, а также с целью выявления физических или умственных недостатков, которые могут воспрепятствовать их перевоспитанию, и определения их физических способностей к труду. Вместе с тем, все осужденные заключенные обязаны тру-
диться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом. Труд заключенных не должен приносить им страданий; т.е. при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних заключенных должны учитываться их болезни и возможности выполнения какой-либо трудовой деятельности, а работа должна соответствовать их физическим или умственным недостаткам. В разделе «Обращение с заключенными» указано, что при исполнении наказания, необходимо принимать все подходящие меры для прививания осужденным желания подчиняться законам и обеспечения нормальной жизни после освобождения, путем религии, обучения, профессиональной подготовки и ориентации, изучения конкретных социальных случаев, получении консультаций в области трудоустройства, физического воспитания и укрепления характера. Данный процесс должен происходить с учетом индивидуальных потребностей заключенного, его социального прошлого, истории его преступления, его темперамента, продолжительности срока его заключения, его возможностей после освобождения, а также с учетом его физических и умственных способностей и возможностей. Данные сведения должны подшиваться к личному делу заключенного и всегда содержать доклады врача, по возможности сведущего в психиатрии, о физическом и психическом состоянии заключенного.
Что же касается заключенных, страдающих психическими заболеваниями или недостатками, то их следует ставить под наблюдение и лечить в специальных заведениях под руководством врачей, а во время их нахождения в местах лишения свободы, они должны находиться под особым врачебным надзором.
5 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята 10 декабря 1984 г. Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН).
6 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) (вместе с «Протоколом [Ы 1]» (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)).
7 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (приняты 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Несмотря на то, что наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, отбываются в законопослушном обществе и в тесном взаимодействии с другими людьми, а также в «обычных» организациях и предприятиях, а сами осужденные проживают в привычных для них условиях и посещают общественные места, состоят на учетах в государственных учреждениях здравоохранения в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)8 отсутствуют какие либо нормы, касающиеся непосредственно обеспечения и охраны здоровья как самих осужденных, так и другого населения. Данный нормативно-правовой акт содержит общие правила исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.
Таким образом, рассмотрев отдельные международные правовые акты, можно сделать вывод о том, что они в основном касаются правового положения осужденных к лишению свободы. В некоторых из них в той или иной степени определяется порядок и условия отбывания наказаний, связанных с тюремным заключением. В тех актах, где имеются положения, касающиеся состояния здоровья осужденных, речь также идет о лишении свободы. Необходимо констатировать, что указанные международные документы лишь косвенно касаются ограничения прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества. Всестороннего внимания на состояние здоровья именно этой категории осужденных при отбывании ими наказаний, а также при осуществлении в их отношении исправи-тельно-профилактического процесса не уделяется.
Литература
1. Лукина Е.А. Соотношение российского законодательства и международно-правовых норм, регламентирующих охрану здоровья осужденных: Моногр.
Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005.
2. Новиков Е.Е. Международно-правовые основы деятельности УИИ в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и иных мер уголовно-правового характера // Назначение и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера: Мат. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. А.А. Вотинова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.
3. Уткии В.А. Права человека и альтернативные санкции // Уголовно-исполнительная политика, законодательство и право: современное состояние и перспективы развития. М.: Юриспруденции, 2013.
References
1. Lukina E.A. Sootnosheniye rossiyskogo zakono-datel'stva i mezhdunarodno-pravovykh norm, reglamen-tiruyushchikh okhranu zdorov'ya osuzhdennykh: Mo-nogr. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Feder-al'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2005.
2. Novikov E.E. Mezhdunarodno-pravovyye os-novy deyatel'nosti UII v sfere ispolneniya nakazaniy, ne svyazannykh s izolyatsiyey ot obshchestva, i inykh mer ugolovno-pravovogo kharaktera // Naznacheniye i is-polneniye nakazaniy, ne svyazannykh s lisheniyem svo-body, i inykh mer ugolovno-pravovogo kharaktera: Mat. III Vseros. nauch.-prakt. konf. / Pod obshch. red. A.A. Votinova. Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut FSIN Rossii, 2015.
3. Utkin V.A. Prava cheloveka i al'ternativnyye sanktsii // Ugolovno-ispolnitel'naya politika, zakono-datel'stvo i pravo: sovremennoye sostoyaniye i perspek-tivy razvitiya. M.: Yurisprudentsii, 2013.
8 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г.).
№ 2 I 2019
Вестник Московского университета МВД России
155