АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР И УГЛУБЛЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
В.И. ЦАЙ
Действительный член российской академии естественных наук, кандидат исторических наук, генерал-майор
Рассматриваются вопросы, связанные с развитием событий на международной арене после распада СССР.
Главной причиной распада СССР стали глубокие и трудноразрешимые национальные проблемы. К середине 1980-х гг. резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Ослабление центральной партийногосударственной власти, опасение за свое дальнейшее положение заставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способные взорвать всю структуру СССР, приняли явственные очертания уже на начальном этапе перестройки.
1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В марте-апреле произошли стычки в Якутске между студентами якутами и русской молодежью.
17-19 декабря в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядки. Погибли двое русских дружинников. Свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка впервые были применены войска.
В январе 1987 г. на Пленуме ЦК Михаил Горбачев подчеркнул, что в условиях расширения демократии и самоуправления, когда происходит бурный рост национального самосознания всех наций, «особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих вопросов ...в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах всего общества».
Интернационализм в доперестроечное время фактически означал советизацию и русификацию. В новых условиях он означал поощрение национальных движений при определившейся роли центра, который претендовал на статус некоего наднационального образования, но в республиках ассоциировался с русской властью. Не являясь властью русских и не лоббируя их интересы, центр
все же закрывал глаза на национализм местных титульных наций. Наднациональный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.
Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно превращалась в борьбу против единого СССР. Одной из форм борьбы за национальную независимость стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликования секретных протоколов, восстановления правды о массовых депортациях в сталинские времена.
Первой проверкой прочности государства, его способности решать сложные межнациональные проблемы в новых условиях стали события в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. В октябре 1988 г. армяне, проживавшие в Нагорном Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. В феврале того же года прошли студенческие забастовки под лозунгами отделения Карабаха от Азербайджана. А 20 февраля сессия областного совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область из состава Азербайджана в состав Армении. Одновременно сессия просила верховный Совет СССР поддержать это решение. В Степанакерте и Ереване прошли националистические митинги. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждено было бежать.
27-29 февраля в Сумгаите, где скопились тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении, произошли беспорядки и погромы, в результате которых, только по официальным данным, погибло 32 человека. Всего пострадало 197 человек. 24 марта ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития в Нагорно-Карабах-ской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.». На нужды области было выделено 400 млн. руб. Это был первый конфликт, связанный с произвольно установленными административными границами. Уже тогда наметилась будущая тенденция превращения административных границ в государственные.
Борясь против унитаризма, республики фактически закладывали основу для будущих территориальных конфликтов. Центральная власть уже не могла и не хотела решать вопрос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно-территориального деления приобрели дополнительные территории, стремились закрепить существовавшие границы.
Центральная власть стала заигрывать с республиками, обрушиваясь с критикой на союзные министерства и ведомства, упрекая их в том, что они не считаются с мнением субъектов федерации. Фактически был выбран курс умиротворения сепаратистов. Чем больше союзная власть делала уступок, чем больше она занималась самокритикой, тем требовательнее и настойчивее становились республики.
На состоявшейся 28 июня партийной конференции была поставлена задача привести «в соответствие с радикальной экономической реформой права союзных республик», «оценить многие нормативные акты, регулирующие взаимодействие Союза и республик», «уточнить положение, права и обязанности союзных, автономных республик, других национальных образований».
Связывая обострение национальных проблем с недостатками развития СССР, власти пошли не по пути усиления централистических начал с опорой на большинство населения, а по пути расширения прав республик, утверждая, вслед за националистами, что все беды идут не от порочного принципа национально-государственного устройства Союза, а от недостаточности его развития. Был выбран путь поощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций, перехода на принципы хозрасчета, установления прямых хозяйственных связей. Была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных.
18 мая в Баку состоялся митинг протеста против изгнания азербайджанцев из Армении. 22 мая началась забастовка в Степанакерте, вызванная слухами о том, что якобы Е. Лигачев, находясь в Баку, заявил, что вопрос Нагорного Карабаха решен и больше обсуждаться не будет. В июне, почти одновременно, Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а Верховный Совет Азербайджана принял решение о сохранении автономной области в составе Азербайджана. Сессия областного Совета НКАО еще раз обратилась в Верховный Совет СССР с просьбой рассмотреть решение Верховного Совета Армении. 12 июля областной Совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджанской ССР. На заседании 18 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета ССР, рассмотрев решения Верховных Советов армянской ССР и Азербайджанской ССР, пришел к выводу о невозможности передачи НКАО в состав Армении. Михаил Горбачев обвинил антидемократические силы в организации давления на органы власти, в том числе и на Президиум Верховного Совета СССР. 18-21 сентября в Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. В Степанакерте и Агдамском районе было введено особое положение.
Союзные власти решили опереться на «широкие слои общественности в республиках в поддержку перестройки». Фактически же они выступили покровителями создания так называемых народных фронтов. Особенно ярко это проявилось в Прибалтике, где летом 1988 г. национальное движение стало приобретать организованные формы. В Таллинне и Риге состоялись учредительные съезды Народных фронтов Эстонии и Латвии, организации «Саюдис» в Литве, образовался Оргкомитет Народного Фронта Белоруссии.
В октябре были опубликованы проекты законов «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», которые были использованы фронтами для усиления борьбы за суверенитет. 1 декабря было объявлено о создании рабочей группы по подготовке предложений о разграничении компетенции союза и республик. Механизм организованного распада был запущен.
В то же время обострилась ситуация в Закавказье. В Баку начался многодневный митинг, вскоре охвативший всю республику. Положение осложнилось настолько, что Президиум Верховного Совета СССР вынужден был издать указ о неотложных мерах по наведению порядка в Азербайджанской ССР и Армянской ССР. 24 ноября в Баку, Нахичевани и Кировабаде было введено чрезвычайное положение, а 5 декабря ночью войска очистили от митинговавших площадь Ленина в Баку. В городе начались массовые беспорядки. 12 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел особую форму управления в Нагорном Карабахе, подчиненную напрямую союзным органам.
В апреле в Тбилиси начался многодневный несанкционированный митинг под лозунгами «Независимость - Грузии». В связи с этим по просьбе грузинских властей, решением ЦК в Тбилиси были направлены войска. Эти события дали мощный толчок развитию националистического движения в Грузии.
18 мая 1989 г. Верховные Советы Литвы и Эстонии осудили советско-германский пакт 1939 г. и потребовали признания его незаконности с момента подписания. Чуть позже к этому требованию присоединился и Верховный Совет Латвии.
На проходившем в Москве 25 мая - 9 июня 1-м съезде народных депутатов СССР было решено создать комиссию для политической и правовой оценки советско-германского договора 1939 г. Для Прибалтийских республик принятие такого решения съездом означало подготовку условий для признания незаконности вхождения этих стран в СССР, т. е. фактической оккупации их Советским Союзом.
Вспышки национализма, сопровождавшиеся убийствами и погромами в мае-июне, произошли в Узбекистане (в Фергане), в Казахстане (Новый Узень).
29 мая Верховный Совет Армянской ССР принял указ о признании 28 мая 1918 г. днем восстановления армянской государственности.
В августе в Латвии был опубликован закон, объявлявший о суверенитете Латвии.
19 сентября был созван Пленум ЦК по национальному вопросу. На Пленуме предлагалось значительно расширить права союзных республик, разграничить полномочия союзных республик и центра, придать новый статус автономным образованиям. После Пленума Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о первоочередных мерах по совершенствованию законодательства СССР в области международных отношений. Верховным Советом СССР были предоставлены широкие права в экономике Прибалтийским республикам, Белоруссии и свердловской области. На Политбюро вновь звучало предложение о новом Союзном договоре.
Конец 1989 г. не принес перемен. Сепаратизм после пленума не угас, а только усилился. 23 сентября закон о суверенитете принял Верховный Совет Азербайджанской ССР. Верховный Совет Литвы признал присоединение республики к СССР в 1940 г. незаконным. В ноябре верховный Совет Грузии принял поправку к конституции о праве вето на союзные законы. Начавшийся 1990 г. принес новое обострение обстановки в Закавказье. 13 января в Баку произошли армянские погромы. В Армении комитет «Карабах» объявил мобилизацию. Верховный Совет СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО и других районах. 19 января объявила о своей независимости Нахичеванская АССР. В Баку в связи с обострением обстановки было введено чрезвычайное положение. В ночь с 19 на 20 января в Баку были введены войска, Боевики Народного фронта открывали огонь. Войска были вынуждены отвечать. В результате при восстановлении порядка погибли десятки мирных граждан. Так же, как и в случае с разгоном митинга в Тбилиси, ввод войск стал поводом для роста сепаратизма в Азербайджане. 22 января Верховный Совет Азербайджанской ССР объявил указ Президиума Верховного Совета СССР о введении чрезвычайного положения в Баку актом агрессии против республики.
В марте в Литве, Латвии и Эстонии победу на выборах в республиканские парламенты одержали сторонники независимости. Первыми же документами,
принятыми литовским парламентом, стали акт «О восстановлении независимого Литовского государства», отмена действия на территории республики Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, утверждение временного Основного закона Литовской Республики на основе Конституции 1938 г.
16 марта Верховный Совет Грузии принял декрет о гарантиях защиты суверенитета республики, первым денонсировав договор 1921 г. и Союзный договор 1922 г.
Проходивший в марте Съезд народных депутатов СССР признал недействительными решения Верховного Совета Литвы о провозглашении ее независимости до установления законного порядка выхода республики из состава СССР.
30 марта Верховный Совет Эстонии принял закон «О государственном статусе Эстонии», в котором отрицал законность государственной власти СССР и провозгласил курс на восстановление независимости Эстонии. В мае 1990 г. Верховный Совет Латвии принял декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики.
В этой связи необходимо рассмотреть проблему Союза, России и республик. Главным событием, повлиявшим на все дальнейшее развитие страны, стал открывшийся 16 мая 1990 г. 1-й съезд народных депутатов России, в повестку дня которого был включен вопрос о суверенитете России, Союзном договоре и народовластии. 29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия декларации о суверенитете России она станет во многом самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Б. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о заключении нового Союзного договора без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил создать союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркменистан, Армения, Таджикистан и Казахстан.
Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национальных движений подталкивала к радикальному решению - полной независимости. Национальные движения на своих съездах принимали решения о курсе на независимость. Так, проходивший 27-28 октября 2-й конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестройки и взял курс на достижение государственной независимости Украины.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах
о заключении нового Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию они подтвердили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских государств о том, что не считают возможным участвовать в разработке нового Союзного договора. Б. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против центра.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября был подписан Договор о принципах межнациональных отношений между РСФСР и ССР Молдова.
Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союза, они, видя рост национализма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные же республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская Республика, а в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского Совета, на котором обсуждались итоги этих консультаций. Было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР.
Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвидируются, а республики устанавливают между собой горизонтальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй концепции исходили из необходимости сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования.
Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. Процесс двусторонних переговоров, выбивающий почву из-под ног у Союзного центра, уже начался. Этот процесс стимулировался переходом к рыночным отношениям. В преддверии предстоящего передела собственности власть над конкретной территорией (а следовательно, и распоряжение находящимся там имуществом) стала гораздо привлекательней принципов интернационального единства.
18-19 августа проект нового союзного договора был направлен в Верховные советы СССР и республик для обсуждения. В декабре 1990 г. 4-й съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. Верховному Совету СССР и Президенту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства! 16 января 1991 г. Верховный Совет СССр принял постановление об организации референдума по вопросу о
сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходимым сохранение союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. чел. (80% имевших право голоса) 113,5 млн. чел. Высказались за сохранение Союза.
Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора.
Ново-Огаревский процесс. 23 апреля в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М. Горбачева, во время которой было сделано «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9+1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги референдума трактовались не столько как сохранение целостного государства, сколько как закрепление суверенитета республик. Республики присматривались к центру, оценивали его способность контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независимости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, выбранные народом и не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной структурой являлась партия. 22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г.
24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета. В заседании приняли участие руководители всех республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил разработку текста Союзного договора и направил его верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опубликован в печати. Согласованный проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государ-ства могут входить в состав Союза непосредственно или в составе другого государства. В последнем случае отношения между ними регулируются договорами, Конституцией государства, в состав которого они входят, и Конституцией Союза.
Для РСФСР была применена особая формула: отношения между Россией и республиками регулируются федеративным договором и Конституцией СССР. Конституция России не упоминалась. Это было достижением автономий. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда они становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действие союзных законов, самостоятель-
но определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.
Таким образом, Советский Союз как единое государство практически перестал существовать. Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено подписание. На первом этапе распада единого государства республики добились больших успехов в борьбе за независимость. Практически, при подписании нового Союзного договора были учтены все желания автономий и республик, таким образом они фактически становились полноправными государствами и могли в любой момент покинуть Союз, став полностью независимыми. Система потерпела крах после обострения межнациональных проблем, которые поистине явились катализатором распада государства.
Август 1991 г. и Беловежское соглашение. Утром 19 августа, за день до подписания нового союзного договора, по каналам ТАСС было передано заявление, в котором говорилось о том, что в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым своих обязанностей Президента СССР, его полномочия переходят к вице-президенту Г. Янаеву. В отдельных местах вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной в условиях ЧП образовывался государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций. Установления контроля над средствами массовой информации. В ответ на заявление ГКЧП Руководство РСФСР призвало граждан к всеобщей бессрочной забастовке, а военнослужащих - не участвовать в перевороте, потребовало немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства.
В целом население страны сохраняло спокойствие. Призыв к всеобщей забастовке остался без ответа. Лидеры ГКЧП были арестованы. 23 августа на встрече с депутатами верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял.
Августовские события привели к усилению дезинтеграции страны. Эстония, Латвия, Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан приняли законы о государственном статусе и независимости. Союз распадался на глазах. М. Горбачев, видя, как власть ускользает из рук, предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора. На проводимых им совещаниях руководителей республик формально подтверждалась необходимость подписания договора, однако на практике в республиках шел процесс дальнейшей суверенизации. Таким образом, распад единого государства был неизбежен.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того
же года к Содружеству независимых государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).
Итоги распада СССР. Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Главным итогом ее стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории отечества. В бывших республиках СССР образовались и действуют президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В России эти задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам. На международной арене появились новые государства. Следует отметить, что до распада СССР в мире существовала возможность создания действительного двухполюсного мира, что ограничило бы гегемонию США. Теперь же, распавшись на множество отдельных государств, СССР фактически уступил США право безраздельного господства в мире. Республики приобрели государственную независимость, но потеряли гораздо больше в экономике и других сферах жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Орлов A.C., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. - М., 2002.
2. Согрин В.В. Политическая история современной России. - М., 2001.
3. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник / Под ред. А.Ф. Киселева. - М., 2002.
4. Пирогов В.Г. Национальный вопрос. - СПб., 2001.
5. Рысин Е.М. Распад СССР и его итоги. - М., 2001.
THE INTERNATIONAL OUTCOMES OF THE USSR’S BREAK-UP AND CROSS-NATIONAL PROBLEMS AGGRAVATION
V.l. TSAY
Member of the Russian Academy of the Natural Sciences,
Candidate of Historic Studies, Major-General
Some issues which are connected with the international situation over the world after the USSR’s collapse are under study in the article.